Навыки судовождения
Мне задавали вопросы: а нужно ли иметь какие-то навыки, опыт управления яхтой?
Отвечу сразу всем: никаких специальных навыков или опыта не нужно.
Все предлагаемые в аренду яхты тихоходны, легко управляемы и для безопасности вашей и окружающих обвешаны резиновыми грушами и отбойниками.
Случаев кораблекрушений Титаника в каналах Европы не зафиксировано.
Бывает, что врезаются в створ шлюза, в берег или в подобную яхту носом или кормой — но такие случаи не травмоопасны, а сами суда застрахованы
Перед тем как дать вам яхту в аренду, сотрудники фирмы проведут инструктаж и на воде покажут как управлять яхтой.
Ничего сложного в этом нет.
А после первого раза вы уже никогда не забудете как вязать концы и швартоваться на место стоянки в марине.
Начало работы, вложения, первые трудности
TABI – относительно молодой бизнес-проект, но уже имеющий определенную финансовую базу. Естественно, для того, чтобы начать эффективную работу, потребовались существенные вложения.
Яхты – капиталоемкий бизнес. Если говорить о яхтах размером от 55 футов, это почти 20 метров, – дешевле 700 тысяч евро они не стоят. К тому же недешевым является процесс технической и сервисной поддержки такой лодки – чтобы находиться в достойном, конкурентоспособном состоянии, судно требует постоянного ухода и профессионального присмотра. Однако при правильной организации бизнеса и маркетинге его рентабельность может достигать 20 процентов годовых.
Дмитрий Солопов: «Мы прошли прошлый 2016 год в тестовом режиме. Тогда мы оперировали только одной лодкой. Теперь их у нас несколько. По сути, первоначально в команде было два человека – я и Лев Родштейн, нынешний CEO нашей компании. В этом сезоне к нам присоединились Алиса Неладус, коммерческий директор TABI, и Алена Роман, исполнительный директор, которая отвечает за внутренний комфорт на лодках
Мы уделяем этому принципиальное внимание»
Способ 4. Наемный
Если вы хорошо фотографируете, управляете квадрокоптером, снимаете и монтируете видео, предложите свои услуги яхтенным школам, их в России довольно много. Им часто бывают нужны рекламные ролики, фотоотчеты о мероприятиях и прочий контент. Так вы сможете не только заработать, но и бесплатно попасть на современные яхты, построенные и оборудованные по последним технологиям. Как правило, именно их закупают или арендуют для коммерческих проектов.
Сначала предложите свои услуги в родном городе. Если вы хорошо себя зарекомендуете, яхтенная школа может вас пригласить и в море — как фотографа или видеографа на регатах, практических занятиях и туристических переходах. Еще можно попробовать договориться о бартере: вы снимаете фото или видео на нескольких мероприятиях в обмен на бесплатное обучение или участие в интересном для вас морском походе.
Способ 3. Ситуативный
Новичок-волонтер может вписаться на яхту и после начала сезона. Но тогда придется подождать удобного случая, а главное, завести яхтенных друзей, которые вам о нем сообщат. Или искать объявления о наборе матросов в соцсетях и на яхтенных форумах.
Например, лишние руки не помешают, когда лодка проходит через шлюзы. А если вы умеете управлять яхтой под мотором, ваша помощь пригодится малым экипажам при перегонах лодок в дальние яхт-клубы или другие города. Ведь никто не может сутками рулить без перерыва — надо регулярно сменять друг друга, чтобы не терять концентрацию и меньше уставать. Вы не обязаны вписываться сразу на весь перегон, можно присоединяться и на отдельных этапах. Такая помощь особенно ценится в будни, когда часть матросов уезжает на работу, но надо продолжать движение по маршруту.
За время долгого перехода капитан к вам привыкнет и поймет, чего от вас можно ожидать. И в благодарность может взять вас в постоянный экипаж. Но даже если этого не произойдет, вы получите бесценный опыт и навыки, которые дадут вам серьезные преимущества на других судах. В закрытом сообществе яхтсменов отлично работает сарафанное радио: сегодня вы поможете одному капитану — завтра вам позвонит другой с приглашением в интересный поход или на регату. А еще вам точно будет что вспомнить и рассказать друзьям.
Где искать лодку в чартер?
Искать лодку для аренды лучше заранее в интернете. Есть четыре способа.Через школу, где проходили обучение. Узнайте у школы, занимается ли она с чартером. Аренда через уже знакомую компанию, которая подскажет, какую лодку выбрать, поможет оформить документы и сопроводит вас вплоть до приемки яхты — самый комфортный и надежный путь для первого раза. Школы обычно с теплом относятся к своим выпускникам и всегда готовы помочь и подсказать, как с выбором лодки, так и с подготовкой и выбором маршрута.
Через сайт-агрегаторы. Сайты-агрегаторы по аренде лодок работают через серию посредников. Вы смотрите предложение лодок в конкретном регионе, отправляете им заявку. Они отправляют ваш запрос агентам в этом регионе, которые в свою очередь связываются с чартерной компанией. Чартерная компания обрабатывает заявку, узнает, в какие даты эта лодка свободна и по той же цепочке отправляют ответ обратно. Сайт-агрегаторы никогда не предоставляют точную информацию по яхте и не дают контакты чартерной компании, пока не будет внесена предоплата. Поэтому всегда есть риск, что ожидания не совпадут с реальностью.
Через чартерное агентство. Чартерное агентство работает по той же схеме, что и школа — они не только находят лодку, но и помогают с организацией и оформлением документов. Если чартерное агентство следит за своей репутацией, там будет хороший сервис и квалифицированный персонал. Агенство, как и школа, не будет скрывать своего партнера или пытаться развести вас на деньги — комиссию за их услуги оплачивает чартерная компания.
Напрямую через чартерную компанию. Если вы все же вышли напрямую на чартерную компанию, то забронировать лодку можно через нее. Но не все чартерные компании ответственно подходят к своей работе. Если в формате аренды через школу или агентство, вам предложат лодки от проверенных партнеров, то при аренде напрямую у местных, может случиться все, что угодно. Заранее узнайте у компании все детали, насчет приемки и сдачи лодки, обсудите возможные санкции и штрафы. В первый раз выбрать лодку для чартера из Москвы может быть непросто — надо определиться с яхтой, продумать нужный комплект оборудования и правильно оформить все документы. Если не уверены в своих знаниях и навыках, лучше обратиться к знакомым посредникам.
Сколько стоит чартер лодки на неделю:
- Круизная лодка с 3 каютами в Турции — от 2 100 евро;
- Круизная лодка с 4 каютами в Греции — от 3 084 евро.
Когда могут отказать?
Чартерная компания несет ответственность за лодки перед арендатором. Поэтому может отказать вам, если не уверена в вашей квалификации. Часто перед тем, как принять решение, вас попросят пройти собеседование. Это не текст и не экзамен, просто в процессе разговора агент задаст вам несколько вопросов, по которым сразу будет понятен ваш яхтенный опыт.
Считается, что катамараном управлять сложнее, поэтому если у вас не было такого опыта, катамаран могут не дать. Еще в чартерных компаниях не очень любят гонщиков, поэтому если у вас большой опыт именно в парусных гонках — лучше оставьте эту информацию при себе. Считается, что «гонщики» меньше всех заботятся о сохранности лодок.
Ваши шкиперские документы должны соответствовать региону плавания. Кроме прав могут спросить еще сертификат радиооператора VHF. Школа IYT в этом году сделала сертификат VHF обязательным условием получения шкиперских прав. Поэтому если вы проходите обучение по IYT, то подать документы вам будет еще проще. Иногда документы не спрашивают вообще, но береговая охрана точно потребует полный комплект.Кого брать с собой?
Для управления яхтой вам понадобится команда. Конечно, здорово, если с вами на борту будут опытные яхтсмены, но это необязательно. Подойдут люди с минимальными парусными навыками, например, жена или друзья, которые сходили на пару тренировок.
Можно взять с собой детей — попросите чартерную компанию натянуть специальные сетки по бортам, чтобы они могли спокойно бегать по палубе. Обязательно попросите предоставить спасательные жилеты на рост детей, желательно автоматические. Автоматические жилеты не стесняют движения — дети не будут постоянно дергать их, поправлять и пытаться снять. В переходе все дети обязательно должны быть в спасательных жилетах — безопасность превыше всего.
Выбрать и арендовать яхту для путешествия
Арендовать яхту вы можете сами, непосредственно обращаясь в чартерную компанию для аренды яхт или через яхтенное агенство. Что нужно для того, чтобы арендовать самим? Знание английского языка и возможность вести длительную переписку с чартерной компанией. Как это происходит? Например, вам порекомендовали чартерную компанию для аренды яхт, в которую вы обратились, но подходящей яхты на данной период у них не оказалось. Вы обращаетесь в следующую, изучаете наличие свободных яхт в их флоте, сравниваете стоимость. Если же и там не оказалось ничего подходящего, необходимо искать следующую компанию и т.д. Согласитесь, всё это требует наличия свободного времени, которое вы готовы потратить на поиск подходящей вам яхты для путешествия.
Гораздо удобней обратиться в яхтенное агенство, которое предложит вам все возможные варианты свободных яхт для аренды, которые есть в наличии на интересующий вас период не у одной, а у всех чартерных компаний, имеющих базы в нужном регионе. Кроме того, яхтенное агенство обладает знаниями о техническом состоянии яхт в той или иной чартерной компании. Вам помогут составить маршрут путешествия, подберут профессионального капитана, организуют заказ трансфера из аэропорта, помогут забронировать отель и авиабилеты. Между чартерными компаниями и яхтенными агенствами существуют соглашения, благодаря которым яхтенное агенство всегда может предложить вам яхту по более низкой стоимости, чем предложит чартерная компания.
Сколько стоит аренда яхты
Самое простое – арендовать яхту с командой. Обычно, в стоимость чартера входит эксплуатация судна и страховка.
Парусную яхту менее 12 метров (на 6-8 человек) в высокий сезон в Европе можно арендовать за 1,5-3 тысячи евро в неделю, аналогичное судно побольше, до 24 метров, рассчитанное на 8-10 гостей, будет стоит примерно 5-10 тысяч, моторные яхты значительно дороже: судно 12-24 метра обойдется 22-35 тысяч евро в неделю, мегаяхта – порядка 40 тысяч и более.
Заранее оплачиваются работа членов команды (услуги капитана обходятся 100-300 евро в день, кока – наполовину дешевле) и их питание.
Все условия и расходы прописываются в договоре. Можно превратить огромную яхту в настоящий роскошный all-inclusive: в баре будет не переводиться вино и шампанское элитных марок, а стол все дни путешествия будут украшать ледяные блюда с черной икрой. Стоит оговорить наличие на борту газет, журналов, игр, CD-дисков – всего, что не даст заскучать в плаваньи.
Дополнительно придется оплатить топливо (200-250 евро за неделю для парусной и 50-200 евро за час путешествия на моторной), продукты питания, алкогольные напитки, стоянки в портах (20-100 евро в сутки), различные местные налоги и уборку яхты после окончания плавания (около 100-140 евро), и, если все было отлично, экипаж вправе рассчитывать на чаевые – 5-10 процентов от стоимости чартера. Владельцы яхт предпочитают взять деньги за такие расходы заранее, в виде депозита, а потом вернуть неизрасходованные средства. Как правило, дополнительные траты составляют 25-50% стоимости аренды.
Отправиться в плаванье можно в одиночестве или с гостями. Их численность не должна превышать того, что, согласно документам, способно выдержать судно. Во время стоянок посетителей может быть больше, но все-таки их количество придется согласовать с капитаном.
Структура яхтенного рынка
Российский яхтенный рынок начинался с двух тенденций, рассказывал изданию MotorBoat Андрей Ломакин, генеральный директор группы компаний West Nautical.
- В 1990-е годы россияне начали массово выезжать на Лазурный Берег и в Италию, и, увидев там один из ключевых элементов красивой жизни, — яхты, захотели их и себе. Уже тогда рынок поделился на две части. Одна группа людей пыталась приобрести что-то прямо на Средиземном море, а другая решила купить катера на Волгу, Неву, Клязьминское водохранилище.
- В 1996 году в России появился дистрибьютор американских катеров Bayliner. Именно он, по словам Ломакина, привел на воду самое большое количество людей — и за рубежом, и в России. Согласно Global Market Insights, в 2019 году мировой рынок яхт оценивался в $43 млрд и будет расти на 5% ежегодно до 2026 года.
Российский рынок аренды яхт до сих пор делится на два типа — для внутреннего туризма (по водам России) и внешнего (для отдыха за границей), говорит Евгения Романенко, директор Dream Yacht Charter Russia. Компаний на рынке очень много: в России из собственного флота продают и сдают в аренду яхты как крупные иностранные игроки (Burgess, Dream Yacht Charter и другие), так и российские (например, Charterly, 12 Knots). Кроме того, есть сервисы, которые позволяют арендовать яхты и катера у владельцев (SEARADAR, Click&Boat, Nautal). При этом одного сильного игрока, который закрывал бы своей компетенцией, опытом или предложениями весь мир, как Booking.com или Airbnb, на российском и зарубежном рынке нет, отмечают основатели SEARADAR Дмитрий Безнасюк и Максим Тербов.
Один из главных критериев, по которому классифицируют яхты — это размер (длина).
- При размере яхты до 30 футов (10 метров) ее основная функция — однодневные прогулки на небольшие расстояния.
- Размер от 30 до 56 футов (10-18 метров) предполагает, что это яхта для путешествия на большие расстояния с выходом в открытое море. Это самый популярный класс.
- Яхты от 56 до 70 футов (от 18 до 24 метров) — повышенного уровня комфорта.
- Яхты более 70 футов — их называют «супер-яхтами» — предполагают самый высокий уровень комфорта.
- Если же длина судна менее 10 метров — перед вами катер.
Катер
Фото: FISHERinfo
При аренде или покупке яхты длиной более 24 метров взаимодействие между клиентом и продавцом обычно происходит через брокеров с обеих сторон. Если яхта поменьше, заказчик и арендодатель общаются напрямую. «Что касается организации бизнеса, рынок немного дикий», — говорит Никита Горчаков, основатель проекта itBoat и Charterly. Так, во всем мире чартер люксовых яхт обычно делают по стандартному контракту Международной ассоциации яхтенных брокеров (MYBA), в котором четко прописаны взаимоотношения между всеми сторонами, что позволяет избежать юридических вопросов. «В России пока такого нет — четко выработанных правил игры нет ни у судовладельцев, ни у брокеров, и даже в законодательстве не определено понятие “чартер” так, чтобы оно подходило под яхтенный бизнес», — указывает Горчаков.
В России отдельные брокеры пробуют внедрять общемировые стандарты и уже предлагают клиентам подобный договор, добавляет Вилена Павлова, глава по развитию рынков России, Казахстана и Восточной Европы Burgess. Но пока чартер в нашей стране в начале пути, признает она. Однако у клиентов есть возможность арендовать большую яхту под иностранным флагом с экипажем за границей и прийти на ней в Россию, объясняет эксперт.
Еще одна особенность российского рынка в том, что в основном он представлен арендой яхт и катеров с капитаном, рассказывает яхтенный капитан, основатель клуба путешествий 50BAR Дмитрий Баранов. В мире есть также большой рынок самостоятельной аренды парусных и моторных яхт (так называемый bareboat charter) для тех, кто прошел обучение и получил права на управление судном определенного класса. Во многих странах арендовать судно для такого путешествия не сложнее, чем автомобиль. Если есть международная лицензия на управление, взять яхту в аренду за границей не составит проблемы, подтверждают Безнасюк и Тербов.
Работа с клиентами
TABI – бренд, который разрабатывается на основе концепции повышения качественных показателей сотрудничества с клиентами и формирования лояльной клиентской аудитории. Реноме компании – это профессиональный сервис, ухоженные яхты, благожелательная атмосфера. В компании ценят каждого клиента, и стараются делать все, чтобы обеспечить ему комфортный, приятный отдых, максимально ориентированный на реализацию конкретного запроса.
Дмитрий Солопов: «Сегодня у нас десятки клиентов, и главное, что на сегодняшний день – 100% возврат. То есть все, кто путешествовал с TABI в прошлом году, вернулись и в этот сезон. Это просто замечательно! Средняя стоимость недели путешествия колеблется от 7000 до 10000 евро, если мы говорим о базовой модели сезона 2017 года – яхте Beneteau 55. Не так уже много для летнего сезона в Средиземноморье или для зимнего на Карибах, если учесть, что на яхте с комфортом размещается три пары! Просто сравните это со стоимостью в пятизвездочном отеле. А ведь сравнить это с точки зрения впечатлений – невозможно!
Выбор яхты для аренды
Мое мнение, что при подготовке к самостоятельному круизу на арендованной яхте нужно плясать от печки:
— прежде всего следует выбрать подходящее судно.
Яхты предлагаются разной вместимости и уровнем комфорта.
От этого зависит цена аренды:
- чем менее комфортна яхта — тем дешевле стоимость аренды.
- чем хуже сезон аренды (по времени года) — тем дешевле стоимость аренды.
Не рекомендую экономить на комфорте и забивать яхту вместимостью например 6 человек под завязку.
Учтите, что даже добрые друзья в тесноте корабельного помещения могут стать любыми недругами после случаев сталкивания лбами, занятых туалетов, разных хотелок.
Для комфортного отдыха лучше выбирать яхту по принципу «минус 2»: если ваша компания 4 человека — брать 6-ти местную, для двоих брать 4-х местную.
Ну и крайне не рекомендую смешанные компании с детьми — поверьте, что на второй день вы взвоете из-за столкновения интересов.
В противоположность, на некоторых маршрутах в специальных условиях к арендуемой яхте пишут минимальный размер экипажа на борту.
На маршрутах по каналам с автоматическими шлюзами правила безопасности требуют 3 человека на борту:
— двое фиксируют судно в шлюзе, третий рулит.
Это касается яхт больших размеров, в которых действительно трудно проходить шлюз вдвоем.
Что выбрать: однокорпусную яхту или катамаран
Катамаран – это две однокорпусные яхты, объединенные общей площадкой. Основное отличие катамарана от яхты в том, что он устойчивее на воде и не так сильно накреняется, на нем больше места и меньше качает, чем на яхте.
Ани Испирян, руководитель отдела продаж яхтенной компании «Под парусом»:
«Определитесь для начала с акваторией. Если вы идете, например, в Таиланд, то предпочтительнее будет взять катамаран. А для Хорватии удобнее однокорпусная яхта, так как это упрощает поиск мест в маринах
Также важно, чтобы размер яхты соответствовал числу людей на борту. Не пытайтесь заполнить яхту «по максимуму» – будет тесно
Чаще всего наши клиенты берут в аренду однокорпусные парусные яхты длиной 41–43 фута, не старше пяти лет. Если говорить о моделях, то популярностью пользуются Oceanis, Bavaria, Sun Odyssey».
Бизнес-план яхт-клуба
- Нужны яхты.
- Нужна «парковка» для яхт. Как летняя, так и зимняя.
- Обслуживающий персонал, продвижение, другие сопутствующие вещи.
Яхты. На самом деле, это самый простой пункт нашего плана. Их нужно просто купить.
Гораздо более серьёзный момент — размещение нашего бизнеса. От этого зависит и прибыль, и окупаемость. Чем привлекательнее и удобнее место, тем больше клиентов.
На первый взгляд, возможность швартовать яхты на центральной набережной города куда привлекательнее, чем иметь яхт-клуб за городом.
Но это только кажется. Преимущества есть в обоих случаях. В конце концов, яхта — это свобода, это свежий ветер! Ни к чему нам центр города. Так что смело ставим себе задачу — найти подходящий участок на берегу живописного водоёма. Покупка, аренда — по средствам и возможностям.
Как влияет время года на стоимость аренды яхты
В регионе Средиземного и Адриатического моря самый высокий (дорогой) период, когда стоимость аренды яхты наиболее высока – это июль и август. В мае-июне и сентябре-октябре цены на аренду яхты несколько понижаются, а в период с ноябрь по апрель- самая низкая стоимость аренды яхты. Средняя стоимость аренды яхты в апреле и в сентябре на 20-30% ниже, чем в июле и в августе. С точностью до наоборот, самый высокий период для аренды яхты в отдаленных яхтенных регионах (Таиланд, Карибские острова, Сейшельские острова, Куба и пр.) является декабрь-январь, пик приходится на период новогодних каникул.Исходя из статистических данных, самые невыгодные по стоимости контракты на аренду яхт (вне зависимости от региона яхтинга и времени путешествия) заключаются в мае, июне и июле. В среднем, договорная цена выше на 7%. А лучшие цены на аренду яхт предлагают, когда вы заключаете договор в период с сентября по февраль.
Кому подойдет яхта?
В первую очередь тем, кто путешествует большими компаниями или семьей. Вопреки стереотипам, яхту как раз и арендуют чаще для семейного отдыха, а не с целью прокатиться с девочками под живое исполнение поп-звезд. Конечно, много народа требует много места, а значит, большой и более дорогой яхты. С другой стороны, платить за ее аренду нужно тоже сообща — выйдет не так уж дорого. Разумеется, в зависимости от судна и его комплектации.
Яхты могут быть простыми, без наворотов в виде спа, бассейна, фонтана и т. д. Хотя и такие удобства для компании, скажем, из 10 человек будут сравнительно недороги. Ведь никому не придется платить за номера в отелях, за билеты по маршруту путешествия (вы вольны заходить в любые порты — ограничивает вас лишь наличие виз) и за развлечения — все они будут с вами. Нередко в стоимость аренды включены завтраки.
Если вы нанимаете судно с экипажем, то уровень сервиса, скорее всего, будет очень высоким — примерно как в пятизвездочных отелях, а чартерные брокеры уверяют, что и выше
Во-первых, это связано с небольшим числом пассажиров (значит, внимание к их нуждам будет максимальным), а во-вторых, среди членов экипажа, как правило, есть инструкторы по водным видам спорта: водным лыжам, дайвингу, серфингу или даже джет-серфингу (джет-серф — это доска с моторчиком). Вы даже можете получить инструкцию и снасти для грамотной морской рыбалки, а повар вечером приготовит пойманную вами же рыбу
Если же рыбалка не удалась, ждите дегустацию вин и местных деликатесов. Еще один очевидный плюс — приватность поездки, в том числе на берегу, ведь яхте доступны самые уединенные пляжи.
Окончание вашего путешествия на яхте и процедура выезда
После недели под парусом, наполненной волнениями и удовольствиями, пришло время вернуться к обычной жизни. Первое, что Вам нужно сделать, это пройти процедуру сдачи лодки (чек-аут). Окончание срока аренды яхты обычно происходит в пятницу днём, когда Вы прибываете на чартерную базу или в субботу рано утром, поскольку в большинстве чартерных компаний Вы должны пройти процедуру чек-аута до 9 часов утра.
По сути, процесс бронирования не сложен, Вам просто нужно немного подготовиться. Мы надеемся, что это руководство упростит процесс бронирования яхты и ваше путешествие под парусом будет незабываемым!
Способ 1. Академический
Это самый удобный способ, если вы учитесь или работаете в вузе с собственной парусной секцией. Например, в Москве их как минимум 12:
- МГУ,
- НИУ ВШЭ,
- МФТИ,
- РГУФКСМиТ,
- Московский политех,
- Финансовый университет,
- НИЯУ МИФИ,
- МАрхИ,
- МАИ,
- МИСиС,
- МГТУ,
- РГАУ-МСХА.
Не факт, что вы сможете узнать в интернете, есть ли яхт-клуб в вашей альма-матер, лучше спросите об этом на кафедре физического воспитания. Даже если вы уже давно не студент, всё равно попробуйте туда обратиться: некоторые клубы принимают выпускников.
Если вам доступен этот способ, попасть на яхту будет не сложнее, чем в любую другую спортивную секцию вуза. К тому же вам не придется рассчитывать на везение и продвинутые социальные навыки, а обучение будет более комплексным и системным, чем в обычном экипаже. Но от обслуживания лодок вы всё равно никуда не денетесь: это обязательное условие членства в любом университетском яхт-клубе.
В разных вузах разные порядки, но общие принципы одни и те же. Набор в секцию обычно идет в межсезонье, примерно с ноября по апрель. Сначала новичок изучает теорию на лекциях и мастер-классах, а заодно участвует в авралах — хозяйственных работах, где должны присутствовать все. Потом его приглашают в экипаж одной из клубных лодок, которую он обслуживает под руководством капитана — более опытного одноклубника. В сезон навигации экипажи выходят на воду, тренируются, участвуют в гонках и походах. Хорошо проявивший себя матрос со временем может получить повышение до старшего помощника или даже капитана. На этих позициях вместе с ответственностью за лодку и экипаж приходит свобода действий: капитан сам набирает матросов, планирует выходы и обслуживание яхты — разумеется, без ущерба для общих мероприятий клуба.