Общие вопросы транспорта на Бали
Напомню, остров Бали по дорогам простирается с запада на восток на 153 километра и с севера на юг на 112 километров. Дорога Бали вокруг острова протянулись более, чем на 500 километров, общая протяженность дорог на Бали более десяти тысяч километров.
На сегодняшний день, перемещаться по острову Бали возможно с помощью автомобилей или мототранспорта.
Дорожное движение по острову и дороги Бали характеризуют несколько факторов:
- Движение на острове Бали левостороннее.
- Скорость движения 30-40 километров в час (обычная скорость перемещения на автомобиле по острову Бали);
- Отсутствие правил дорожного движения, в привычном понимании правил для европейского человека;
- Рельеф местности (прямые дороги здесь большая редкость);
- Насыщенный трафик (на юге острова это особо заметно);
- Человеческий фактор (менталитет и уклад жизни местного населения, например, перекрыть дорогу могут местные балийские церемонии или дети, идущие большой толпой после школы).
- Возможны неожиданные маневры, выезд на встречку, развороты и парковка в самых необычных местах (на склонах, серпантинах)
- На дороге могут ехать дети на мотоциклах и велосипедах.
- Местные жители в основном учились вождению у своих отцов или соседей по деревне, ездят без прав, либо права были получены случайным образом.
- В темное время суток 80 % участников дорожного движения используют дальний свет, добрая половина балийцев не знает разницу между дальним и ближним светом.
- Иногда в темноте встречаются «ниндзя» – мотоциклисты, не включающие габариты. Причину не выяснил, скорей всего габаритов попросту нет.
- В своей деревне каждый житель едет, как хочет. Это нужно принять и вписаться в существующий порядок)
Если вы хотите путешествовать по острову Бали, то придется продумать, каким образом вы будете перемещаться по острову. На самом деле, способов перемещения весьма много: кто-то выберет такси, для любящих экзотику подойдет бемо (общественный транспорт), для других арендованный автомобиль или мотоцикл, мопед или велосипед.
Выбор широк и мы обязательно к этому вопросу вернемся немного позже. Для начала, я хочу рассказать о дорожной ситуации на Бали, чтобы вы имели представление, какое здесь движение и какой вид транспорта лучше выбрать.
Стоимость и условия аренды байков
В прокат можно взять мотоцикл с механической или полуавтоматической коробкой передач,
Стоимость аренды скутера на Бали сильно различается, в зависимости от срока и модели – как правило это 50-80 тыс. рупий в сутки ($4-6) или 700-1200 тыс. рупий ($50-90) в месяц за самые простые варианты. При аренде байка на год можно договориться о хороших скидках. Вообще, в среднем цены здесь раза в 2 дешевле чем в Таиланде или Индии.
Разница в ценах обусловлена различным состоянием техники, местом, где арендуете и дополнительными условиями. Здесь мы не рекомендуем гнаться за дешевизной и пытаться сэкономить $20 в месяц, как правило, по самой низкой цене сдаются “убитые” байки, с огромным пробегом, которые неизвестно как поведут себя где-нибудь на серпантине. Лучше взять чуть подороже, но более надёжную технику.
Для того чтобы на Бали арендовать скутер не понадобятся кредитные карты, водительские права, или любые другие документы, единственное что спрашивают – это номер телефона и адрес локального места проживания (либо название отеля).
Залог за байк тоже не нужен. Что касается оплаты – это зависит от конкретной точки и от личной договоренности. Иногда можно договориться 50х50 – заплатить половину в начале и половину в день сдачи, но чаще всего нужна сразу полная сумму за весь месяц. В принципе, можно заплатить и сразу, но в случае каких-то разногласий, как правило, вопросы решаются проще и быстрее, если вся сумма еще не заплачена.
Морской транспорт
Прогресс лишил морские суда былой популярности в пользу самолетов и все же этот вид транспорта имеет своих приверженцев. Самый крупный порт Бали Беноа принимает крупнотоннажные суда, круизные лайнеры. Отсюда отплывают суда до многих островов Индонезии и соседних стран.
От причала в Паданг Бей, порта внутреннего значения, отправляются паромы и катера на соседние острова Нуса, Ломбок и Гили. Спидботы доставляют быстро и с комфортом, за который нужно платить. Дорога на пароме обходится в разы дешевле, но придется ехать в тесноте.
На палубу ставятся впритык автомобили, набитые всякой всячиной грузовики, байки. Для пассажиров остается душный трюм или тесные уголки наверху, где порой нельзя даже присесть.
Где взять скутер напрокат
Аренду байка, скутера и мопеда предлагают специальные агентства, которые встречаются на каждом шагу на Бали. Чем больше парк у компании, тем ниже цены. В Денпасаре самые низкие цены на аренду мопедов. Нуса-Дуа и Убуде примерно одинаковые расценки. Когда арендуется скутер, то у него должен быть паспорт. Если паспорта нет, то при первом же мелком ДТП получите штраф. Взять напрокат мопед можно везде, где есть Bike for rent. Также, можно воспользоваться сервисами онлайн-аренды. Для аренды скутера необходимо иметь водительские права международного образца. Российские права не действительны и вождение с ними будет считаться незаконным. Для управления необходимы права категории для управления мото-транспортным средством. Оформить права можно в МРЭО, сроком на 3 года.
Также, понадобится указать местный номер телефона, ФИО и адрес проживания на острове. Если транспорт берется напрокат на длительный срок, то вносить залог или оставлять российский паспорт не нужно. На острове огромная конкуренция аренды скутеров, поэтому агентства идут на уступки и можно заплатить 50/50 или просто дать задаток. Если на транспорте есть какие-либо повреждения, сфотографируйте их сразу, иначе потом придется платить за них, как за повреждения в процессе эксплуатации. Обязательно уточните наличие страховки и оформите ее, если она не входит в стоимость аренды
Это важно на случай угона транспорта!
Бали Запад: Canggu, Balian
Эти две области, хоть и находятся рядом, ничем не похожи. Чангу менее населенный вариант Семиньяка, который полюбили хипстеры. По атмосфере Чангу и Семиньяк похожи.
Балиан — это еще более спокойный район. В нем будет меньше туристов и больше местных. Цены на аренду жилья будут умеренные. Снять виллу в Балиане гораздо проще и доступных вариантов жилья в аренду будет больше. Основной контингент, проживающий в Балиане — это серферы.
Плюсы аренды жилья в Чангу: Много аутентичных кафешек, с уклоном в здоровое питание. Хороший серфинг и местами даже можно купаться. В Чангу очень большое сообщество экспатов, которое оказывает влияние на атмосферу жизни в поселке. Раз в неделю и раз месяц проходят интересные блошиные рынки и ярмарки. Много живой музыки, искусства и творчества. В Чангу находятся культовые атмосферные заведения вроде Old Man`s. В целом, атмосфера здесь приятная. Аренда виллы на длительный период в этом районе Бали — это выбор многих опытных долгожителей. Короче, можно смело рекомендовать снимать жилье именно здесь, но с небольшими оговорками. О них ниже.
Минусы жизни в Чангу: Ощутимо меньше вариантов домов в аренду по сравнению с Кутой, например. Заведений и развлечений в Canggu достаточно, но все они не в пешей доступности. И если вы решите снять виллу на Бали в Чангу, то вам гарантированно нужен будет байк. В районе Чангу действует такси-мафия. Сервисы типа Uber или Grab не заезжают в этот район. А местные таксисты заламывают двойные цены.
Цены: Вариантов жилья чуть меньше. Цены на аренду ниже, чем в Куте.
Дорожное движение и дороги на Бали
Когда мы только прилетели на Бали и поехали в Убуд, я из окошка такси разглядывал местное движение, дорогу, знаки, повадки водителей. И мне, как водителю со стажем по Азии, с первого взгляда понравилась манера движения по здешним дорогам. Тогда я подумал, что буду осваивать Бали на автомобиле.
Конечно, нельзя назвать дорожное движение на Бали идеальным. Но после ряда стран Азии, таких, как – Камбоджа, Вьетнам или Индия (кто ездил там за рулем, поймет, о чем я), на Бали, я почувствовал уютное движение на дорогах.
Оно не может быть быстрым по определению, из-за трафика, узких дорог, вечно неправильно припаркованных машин и грузовиков, и просто по укладу местной жизни. И кто-то может сказать – это ужасно, 30-40 километров в час с такой скоростью ездить невозможно! А по мне, очень даже хорошая скорость для безопасности движения.
Подробной статистики нет, но скорее всего, при такой средней скорости движения на Бали редко происходят серьезные ДТП. А это очень важная составляющая любых дорог. Да и сами балийцы, с малых лет приученные маневрировать на дорогах, очень плавно вписываются в неспешную общую картину движения по дорогам Бали, и делают это – так изящно и гармонично, что это похоже на некий дорожный вальс.
Я, в первую очередь, говорю о различных мопедах и мотоциклах, которые здесь, как и во многих странах Азии, самый популярный вид транспорта.
А детишек на Бали приучают к мотоциклу чуть ли не с пеленок. Маленьких мальчиков заботливые родители сажают практически на руль мотоцикла, и ребенок рулит вместе с папой или мамой, запоминая и оттачивая навыки вождения. Девочек чаще сажают за спину, они должны держаться за маму или папу самостоятельно.
При этом, удивляет картина, когда маленький ребенок держится (вцепился!) за спину родителя, сидя позади него на мотоцикле. Приходит мысль, что свою малышку я так ни за что не посадил. Но балийцы тут видимо действуют по принципу знаменитого русского полководца “тяжело в учении, легко в бою”!
Поэтому ребенок десяти лет, уже умеет очень искусно управлять мотоциклом. И часто на дорогах можно встретить детей такого возраста за рулем мопеда или мотоцикла, едущих куда-то по своим делам. Или школьников, гурьбой сидящих на одном мопеде.
А в подсознании возникает вопрос, как же такой еще маленький ребенок может быть полноправным участником сложного дорожного движения? И тут же отвечаешь сам себе, да он управляет этой техникой лучше меня, потому что его этому учили с малых лет.
И вот, представьте себе эти узкие улочки Бали, сотни мотоциклов, частью которых управляют дети, легковые машины, грузовики и вы.
Конечно, к этому движению нужно привыкнуть, хороший опыт вождения в «правильных» странах здесь не сильно может пригодиться. Например, если ваше тело приучено к правостороннему движению, автоматизм движений вашего тела заточен под левый руль и, соответственно, справа расположенную коробку передач. Первое время будет сложно перестроить свое сознание и механику организма к рулю и нахождению водительского сидения с другой стороны.
Многие водители совсем не привыкли к такому количеству мотоциклов. Если вы едете на автомобиле, нужно быть очень внимательным, совершая любые маневры. Местные жители на мопедах могут оказаться на вашем пути, в самый неподходящий момент.
С дорожными указателями и знаками, жители Бали разбираются по-своему. Многие зеленые указатели, по которым вполне можно ориентироваться, часто прячутся в листве деревьев. А дорожные знаки на Бали и перекрестки со светофорами интуитивно понятные.
Единственное отличие, можно ехать на красный свет, если сворачиваешь налево. Иногда не очень понятно, кто кому уступает на нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог. Я стараюсь уступать всем, если сомневаюсь.
Для себя я установил самое главное правило – здесь никуда нельзя спешить (!). Главное, это понять и почувствовать это местное движение изнутри. И влиться в него. Помните, как еще в автошколе учили золотым правилам “если не знаешь – кто прав, уступи дорогу” и “чтобы не мешать всему потоку, нужно двигаться с его скоростью”.
Водительские права и правила доставки & возврата
2.1. Официально на территории Индонезии для управления байком или автомобилем необходимо иметь при себе действующее водительское удостоверение с соответствующей категорией.
2.2. Часы работы офиса компании BaliHelper на острове Бали: 08:00 – 20:00 по балийскому времени (UTC/GMT +8 часов). Мы работаем ежедневно, без праздников и выходных, в течение всего рабочего дня наши русскоговорящие менеджеры доступны по всем средствам связи, указанным на сайте.
2.3. В стоимость аренды нашей техники включены бесплатная доставка и возврат при выполнении следующих условий:
- Время доставки и возврата находится в пределах от 9:00 до 18:00 по Бали.
- Арендатор должен предоставить локацию для доставки / возврата, удобное время и другие детали не позднее чем за 24 часа.
- Место доставки и возврата должно находиться в пределах 25км езды от офиса нашей компании, расположенной в районе Далунг (Dalung). В зону бесплатной доставки попадают следующие районы Бали: Кута, Семиньяк, Керобокан, Чангу, Нуса Дуа, Джимбаран, Санур, Букит, южная часть Убуда, Денпасар
2.4. Для уточнения возможности и стоимости доставки в отдаленные районы (Амед, Чандидаса, Ловина, Балиан, Медеви, северный Убуд) или для доставки / возврата в часы, не совпадающие с работой нашего офиса пожалуйста проконсультируйтесь заранее с нашими менеджерами.
2.5. Всю арендуемую технику мы доставляем с 50% от емкости бензобака и рассчитываем увидеть такое же количество топлива при возврате техники.
2.6. Если у арендатора нет возможности осуществить возврат транспортного средства лично, необходимо заранее уведомить нашего менеджера для согласования процедуры возврата.
На что обратить внимание при аренде скутера:
Обязательно протестируйте скутер перед тем, как арендовать его и платить за него деньги. Просто проедьте тут же рядом с прокатом по дороге туда и обратно. Убедитесь, что тормоза тормозят, а руль не ведет. Проверьте что работают все поворотники и фары, клаксон.
Обязательно проверьте, что документы (регистрация) на скутер у вас лежит в байке. Ее всегда проверяют полицейские на дороге, если останавливают для проверки документов. А это они делают регулярно
В прокате вместе со скутером вам дадут шлемы – один или два – смотря сколько вам надо. Часто шлемы дают грязные и старые, можно на эту тему поторговаться, чтобы вам показали что-то поновее.
Один большой плюс более новых байков: там есть большой багажник, куда и шлем поместится и большой рюкзак. Супер удобно, особенно в реалиях Бали, где иногда сумки выхватывают из рук и желательно все складывать в багажник (подробнее об этом ниже). Я бы советовала выбирать байк с багажником.
Цена на долгосрочную аренду скутера колеблется от 600.000 до 1.000.000 рупий (50-80$) в месяц. Это для тех, кто живет на Бали и снимает каждый месяц у одного и того же прокатчика. Поэтому если вы приезжаете на Бали на месяц, то сразу берите на месяц и договаривайтесь о месячной цене, а не по дням.
Посуточная аренда байка варьируется от места, где вы его берете. Нормальная цена за сутки аренды на Бали около 50.000 рупий (5$) за старенький скутер. Скутеры поновее будут стоить 60,000-80,000 рупий. Совсем модные (типа веспы), или максискутеры (типа Nmax) могут варьироваться в цене от 120,000 (8-10$) в день.
Если вы приехали на две-три недели, то прокатчик попытается рассчитать вам цену посуточно и она может выйти сильно больше стандартной месячной цены. В этом случае имеет смысл включать режим торга и выбивать хорошую цену Или если не удается сбить цену, то просите более новый скутер – балийцам часто нежалко дать вам что-то получше, чем согласиться на меньшие деньги.
Аренда байков на Бали – одна из самых лояльных в Азии. Хозяин байка на Бали не требует не потребует денежного залога, не заберет у вас паспорт для гарантии (как часто бывает в Тае) и уж тем более не будет проверять наличие у вас водительских прав – все на вашу ответственность. Балийцы верят в то, что остров маленький и если надо, они вас найдут.
Мне стыдно писать об этом, но часто русские туристы считают нормальным взять в аренду скутер, а потом потерять его (по пьяни) или разбить в аварии и потом просто скрываться от хозяина байка. Это все ужесточает правила аренды для других нормальных людей и заставляет прокатчиков поднимать цены – надо же как-то компенсировать потери от других нерадивых туристов.
Вообще в целом на Бали всегда были очень лояльные прокатчики байков, они никогда не пытались накрутить цену или содрать с вас за царапину, которую даже не вы поставили. Но сами же туристы создали ситуацию, когда прокатчики становятся жаднее
Кстати, если вы все-таки попали в аварию и с байком что-то случилось. Обязательно сразу же сообщите об этом прокатчику. Иногда дешевле заплатить денег ему, чем пытаться отремонтировать байк. Но для спокойствия вы всегда можете найти официальный сервис Honda или Yamaha, они есть вдоль главных дорог, заехать туда и свериться с официальной ценой. Чтобы вас не развел прокатчик.
<?php $next_post = get_previous_post(true);
if( ! empty($next_post) ){ ?>
Это интересно: <?php previous_post_link(‘%link’, ‘%title’, true); ?>
<?php } ?>
Советы:
- Берете байк на пару недель – скажите, что он нужен на месяц: так удастся сэкономить.
- Непременно торгуйтесь: так удастся, по отзывам бывалых путешественников, «сбить» цену в 2 раза и более от заявленной.
- Сразу выясните у владельца байка, есть ли у него прайс на ремонт, или же где он обычно ремонтируется. Узнайте цену каждой поломки. После стоит найти другой прокат или пункт ремонта и спросить о стоимости ремонта. Бывает, что она ниже, чем у хозяина вашего транспорта.
И еще один совет: помните об акклиматизации. Другой часовой пояс, экваториальный климат, непривычная еда – все это мешает получать удовольствие от отдыха в первые дни пребывания на острове. Не чувствуете себя готовым к постоянным перемещениям по острову – аренда байка на Бали подождет, рисковать не стоит.