Байсакхи – Новый Год в Пенджабе

Свадебные традиции пенджабцев

Первый этап свадебных приготовлений проходит в доме невесты. Когда семьи пришли к согласию, проводится рока. Этот ритуал подразумевает обмен обещаниями. Девушка и парень клянутся, что не станут рассматривать предложения других людей – отныне они сделали свой выбор. Обязательным ритуалом рока является пуджа (поклонение богам). Пенджабцы верят, что так будущая семья привлечёт счастье в свою жизнь.

Через некоторое время церемонии проводятся уже у жениха. В его дом приходят родственники и, главное, отец невесты (при его отсутствии заменить отца может дядя или брат девушки). Мужчина совершает саган – ритуал нанесения особенной краски на лоб жениха. С этого момента молодой человек получает благословение от будущих родственников.

Непосредственно накануне свадебного дня жених снова приходит в дом невесты. Своей избраннице он преподносит ценные подарки и красный свадебный наряд. Как правило, пенджабские невесты надевают сари или ленга-чоли (тунику с шароварами и накидкой). А следующий день знаменуется Рут Джага – исполнением традиционных песен и танцев, с помощью которых гости желают любви и счастья молодым.

В день свадьбы есть немало ритуалов, которые необходимо выполнить неукоснительно. Например, жених и невеста должны обменяться цветочными гирляндами, что навсегда скрепляет их союз. 

После того, как мужчина наносит синдур (красную краску) на пробор девушки, она считается его законной женой. Уезжая из родительского дома, невеста бросает назад горсть воздушного риса. Так она желает своим родным удачи и благополучия.

Пенджабская свадьба

Традиции пенджабцев корнями уходят в древние времена. Удивительно, но даже сегодня в современных городах штата старинные обычаи кажутся прекрасным украшением повседневной жизни. Пенджабцы любят и бережно хранят культуру, что оставили им предки и, несомненно, это чувствует каждый путешественник, побывавший в их землях.

Символы пенджабской кухни

На самых разных торжествах пенджабцев можно попробовать народные блюда, что сегодня стали популярными во всей Индии. В первую очередь, это изделия из бобов (они называются дал). Такие блюда готовятся на медленном огне, а в процессе приготовления бобы посыпаются специями, которые делают их вкус пикантным и по-настоящему “индийским”. 

Пенджабцы привыкли подавать угощения вместе с закусками. К основному блюду непременно прилагаются хрустящие коржики или пирожки, различные соления и маринады. Большинство напитков народа Пенджаба готовится на основе сыворотки или молока с добавлением орехов, гхи, сухофруктов. Интересно, что многие блюда пенджабской кухни уже насчитывают несколько тысячелетий.

Где же можно отведать лакомства? Конечно, на свадьбе. Традиции пенджабцев, касающиеся помолвки и брака, насыщены древними ритуалами, которые обязательно соблюдать и в наше время. На мой взгляд, сложно найти более яркий и роскошный праздник, чем пенджабская свадьба.

Орфография и произношение

Орфография зависит от региона. В регионе Пенджаб вайсакхи распространен, но в диалектах доаби и малваи говорящие часто заменяют букву B на букву B. Используемое написание зависит от диалекта автора.

Традиция Халса началась в 1699 году, поскольку именно в этот день 10-й Гуру сикхов, Гуру Гобинд Сингх заложил основу Пантх Хальса, это Орден Чистых, крестивший сикхских воинов для защиты религиозных свобод. Это привело к тому, что фестиваль Вайсакхи или Байсакхи стал отмечаться как праздник формирования пантха Халса и также известен как Халса Сирджана Дивас и Хальса Саджна Дивас. Фестиваль отмечается в день Вайсакхи (обычно 14 апреля), с 1699 года. Рождение Хальса Пантха было либо 13 апреля 1699 года, либо 30 марта 1699 года. С 2003 года Комитет сикхов Гурдвара Прабхандак назвал его Байсакх (Вайсакх), что делает его первый день второго месяца вайсакха согласно его новому календарю Нанакшахи.

Особое празднование проходит в Талванди Сабо (где Гуру Гобинд Сингх оставался в течение девяти месяцев и завершил перекомпиляцию Гуру Грантх Сахиб ), в Гурудвара в Анандпур Сахиб, где родился Хальса, и в Золотой Храм в Амритсаре.

Новый год сикхов

Согласно Хальса-самбату, календарь Хальсы начинается с создания Хальсы, то есть 1 вайсакха 1756 г. Бикрами (30 марта 1699 г.)). Соответственно, Вайсакхи был традиционным сикхским Новым годом. Фестиваль традиционно отмечается в регионе Пенджаб. Альтернативный календарь Нанакшахи начинает свой год на месяц раньше, в 1 Чайт, который обычно приходится на 14 марта и начинается с года рождения Гуру Нанака Дэва в 1469 году.

Нагар Киртан

Сикхские общины организуются процессии назывались нагар киртан (буквально «пение городского гимна»). Их возглавляют пять кхальсов, которые представляют Пандж Пьяаре, и процессии по улицам. Марширующие поют, сочиняют музыку, поют гимны из сикхских текстов. В больших процессиях также с почтением несут копию Гуру Грант Сахиб.

Праздник урожая

Вайсакхи – праздник урожая для жителей региона Пенджаб. В Пенджабе Вайсакхи знаменует созревание урожая раби. Вайсакхи также отмечает Новый год в Пенджабе. Этот день отмечается фермерами как день благодарения, когда фермеры отдают дань уважения, благодарят Бога за обильный урожай, а также молятся о будущем процветании. Праздник урожая отмечают сикхи и пенджабские индуисты. Исторически сложилось так, что в начале 20-го века Вайсакхи был священным днем ​​для сикхов и индуистов и светским праздником для всех мусульман и немусульман, включая христиан Пенджаба. В наше время иногда христиане участвуют в праздниках байсакхи вместе с сикхами и индуистами.

Аават пауни

Аават пауни – традиция, связанная со сбором урожая, который включает людей, собирающихся вместе для сбора урожая пшеницы. Пока люди работают, играют на барабанах. В конце дня люди поют дохай под звуки барабана.

Ярмарки и танцы

Праздник урожая также характеризуется народным танцем Бхангра, который традиционно является танцем урожая.

Ярмарки или Мелас (ярмарка) проводятся во многих частях Пенджаба, Индия, чтобы отметить Новый год и сезон сбора урожая. Ярмарки Вайсакхи проходят в разных местах, включая Джамму Город, Катуа, Удхампур, Реаси и Самба, в комплексе Пинджор около Чандигарха, в городах Химачал-Прадеш Озера Ревалсар, Шимла, Манди и Прашар.

Достопримечательности Пенджаба

Золотой храм в Амритсаре

В Амритсаре, крупнейшем центре паломничества сикхов находится религиозная святыня — Золотой храм. По преданиям здесь медитировал Будда. Храм стоит посредине озера. С берегом храм соединяется мостом, символизирующим пути души, после того как она покинет бренное тело. Начало строительства храма датируется 1574 годом, но сказать, что строительство было в какой-то момент завершено — неверно, храм реставрируют и украшают и по сей день. Внешние стены и центральный купол храма отделаны медными пластинами, покрытыми позолотой. Золотой храм служит хранилищем Грант Сахибу — священной книге сикхов. Для настоящего сикха является почетной традицией хотя бы раз в жизни в течение недели поработать в храме.

Храмовый комплекс работает практически круглосуточно (с 6 утра до 2 ночи), поэтому для полноты впечатления стоит посетить его дважды: при свете дня и при эффектном ночном освещении. Перед входом в храм полагается снять и сдать обувь, а также омыть ноги. Головы мужчин и женщин должны быть покрыты. На территории храма вам бесплатно предложат ритуальную еду — просад.

Чандигарх — город будущего

Столица Пенджаба была спроектирована и построена великим Ле Корбюзье в пятидесятых годах прошлого века. По плану архитектора город должен повторять функции человеческого тела. Голова это комплекс Капитолия, сердце — городской центр, легкие — многочисленные парки, кровеносная система — дорожная сеть.

Мантры, молитвы и гимны, воспевающие Лакшми

Существует множество молитв, стотр, гимнов, шлоков и мантр, посвященных индийской богине богатства. Наиболее известная мантра Лакшми звучит так: «Ом Хрим Шрим Лакшми Бйо Намаха». Она фактически означает «Богиня Лакшми пребывает во мне и дарует изобилие во всех аспектах моего существования». Но, есть и большое количество других мантр с разным значением. Нередко люди читают мантру, не зная истинного её предназначения. А ведь у каждой из них есть определённая цель и эффект.

Видео

Мантру «Ом Намех Лакшми Намах» нужно читать, чтобы выразить свою благодарность и благоговение перед богиней процветания

Тогда она обязательно обратит внимание на произносящего эти слова и вознаградит его

Чтобы начались позитивные изменения, мантры рекомендуется читать 108 раз каждую. При этом следует находиться лицом на Восток. Чтобы не сбиться со счёта, можно пользоваться чётками со 108 бусинами. Если же нет возможности повторять мантру такое количество раз, можно произнести её 3, 9, 18 или 27 раз.

Очень важно произносить мантры, имея светлые помыслы и желая всему сущего счастья. Лакшми мгновенно распознает неискренность и не даст своего благословления

А тот, кто не высокомерен и лишен самолюбия, кто трудолюбив и может пожертвовать своими желаниями ради других, того богиня благосклонно одарит счастьем, здоровьем и благосостоянием.

Лакшми – богиня, которую очень почитают не только в Индии, но и везде, где живут по принципам индуизма. В её честь возведено не так много храмов, но выразить свое почтение и помолиться ей можно в любом храме Вишну или Нараяны (один из образов Вишну – его космическая реальность).

Если всё же хочется посетить храмы, возведённые именно в честь этой Богини, то стоит отправиться в Бирла Мандир (Дели), Варадараджи (Канчи), Джаганнатха (Пури), Ранганатха (Шрирангам). Также есть храмы в крупных городах – Махалакшми (Мумбаи), Ашталакшми (Ченнай), Ашталакшми (Хайдарабад). Здесь молитвы и гимны, произнесённые в честь Лакшми, будут иметь ещё больший эффект.

Кали – богиня смерти

Мантры – что это такое, зачем нужны и как они работают

О природе сострадания и его месте в Учении Будды

Праздник Холи в Индии

Таинственный символ “Аум”, который узнала вся планета

Праздники в Индии Холи и Дивали

Многочисленные имена Богини

У Лакшми существует множество имён, каждому из которых отводится определённое значение. Её священным именем является имя Шри, переводящееся с санскрита как «процветание», «счастье». В «Вишну-Пуране», различных шлоках и пуранах древних писаниях богиню называют именно так и отводят ей роль Матери мир.

В Сканда-пуране, описывающей жизненный путь Картикеи (сына Шивы и Парвати) перечисляются имена Лакшми. Удивительно, но в ней можно встретить упоминания 1008 имен богини! Их ещё называют Лашкми-сахасранамой. Их читают по пятницам рано утром. Ещё имена индийской богини описаны в Брахма-пуране.

Вот только часть из имён Лакшми (наиболее традиционные) и их значения:

  • Шриджа – Рождённая в процветании;
  • Камала, Падмасундари – Прекрасная как лотос;
  • Падма – Лотосоподобная;
  • Падмаприя – Любящая лотосы;
  • Падмахаста – Держащая лотос;
  • Падмамаладхара – Носящая гирлянду из лотосов;
  • Падмакши – С прекрасными глазами, подобными лотосу;
  • Падмамукхи – С прекрасным лицом, подобным лотосу;
  • Джагадишвари – Мать мира;
  • Улкавахини – Передвигающаяся на сове;
  • Вишнуприя – Возлюбленная Вишну

Другие, не такие популярные имена Лакшми: Айшварья, Мохини, Лалима, Индира, Нандика, Нандини, Шридеви, Мадхави, Шрия, Трипура, Малти, Деви, Савитри, Аруна, Ахила, Авашья, Сита, Шаранья, Анумати, Дурга, Руджула, Суджата, Джаладжа, Бала, Криялакшми, Камалика и множество других.

Праздники по теме

Байсаки (Новый год сикхов)
13 Апреля Один из самых любимых сикхских праздников – это Байсаки. Его отмечают 13 апреля, и для населяющих индийский штат Пенджаб, этот день – и религиозный праздник, и праздник урожая, и день Нового года.
Байсаки празднуют в первый день первого месяца Вай… 

Буддха Джаянти
8 Мая Этот праздник удивителен! Ещё бы, ведь это – день рождения бога! Родился этот удивительный бог в 623 году, а умер в 543 году до нашей эры. Рождение и смерть его датируются одним и тем же днём, не правда ли, это удивительно! Перед смертью он достиг с… 

Ракша-Бандхан
5 Августа По всей Индии в месяце шраван (примерно июль-август) отмечается национальный праздник Ракша-бандхан, также известный как Ракхи. В день полнолуния этого месяца местные жители бросают орехи кокоса, в качестве даров Богу вод Варуне и совершают ритуаль… 

Джанмаштами
14 Августа Один из самых древних праздников в Индии – Шри Кришна Джанмаштами — День явления Кришны. Он настолько популярен, что индусы отмечают его не зависимо от вероисповедания.
Для жителей Индии Кришна является олицетворением жизни, причиной всего мироздан… 

День независимости
15 Августа 15 августа – один из главных праздников Индии. В 1947 году, 15 августа, состоялось провозглашение независимости Индии. В этот день Джавахарлал Неру, первый премьер-министр Индии, поднял трехцветный флаг независимой Индии над Красным фортом. Для тог… 

Ганеша Чатуртхи
23 Августа Знаменательный день рождения Бога мудрости и изобилия Ганеша Чатуртхи (Ganesh Chaturthi / Vinayaka Chaturthi) у которого, по приданию, было туловище человека, а головой слона, который был устранитель препятствий, сын Шивы и его супруги Парвати. отм… 

Дашахра
28 Сентября  

Гандхи Джаянти
2 Октября Гандхи Джаянти – это праздник в честь великого человека, известного нам под псевдонимом Махатма Ганди.
2 октября 1869 года в Индии в городе Порбандар (штат Гуджар) родился мальчик, который в будущем стал лидером национально-освободительного движени… 

Дивали – праздник огней
17 Октября 17 октября в Индии отмечается праздник огней.
Этот день в Индии называют Дивали и связывают его с датой победы добра над злом. Празднуется он пять дней подряд и приходится на месяц Картик. По легенде в это время свет побеждает тьму.
В Индии есть… 

Бал дивас (День защиты детей)
14 Ноября Ежегодно 14 ноября в Индии на государственном уровне отмечают «День защиты детей».
Праздник приурочен к дате рождения 14 ноября 1889 года Джавахарлала Неру, выдающегося государственного деятеля, первого премьер-министра Индии

Традиционно в … 

Праздник жертвоприношения (Курбан-Байрам)
27 Ноября Важной частью паломничества в Мекку является мусульманский праздник жертвоприношения «Ид уль-Адха», или «Курбан-байрам», который отмечают вблизи Мекки в долине Мина по мусульманскому лунному календарю зуль-хиджа на 10-й день 12-го месяца. Поскол… 

День военно-морского флота
4 Декабря Четвертого декабря в государстве Индия отмечают день военно-морского флота

В этот день военно-морской флот сыграл значительную роль в бомбардировке территории порта Карачи в Пакистане, который был значительным стратегическим центром страны, важным … 

Лакшми как шриватса

Слово «шриватса» на санскрите означает «возлюбленный Шри». Это завиток волос или благоприятный знак, который находится на груди Вишну – любимого супруга Шри, то есть, Лакшми. Этот знак свидетельствует о верности Вишну своей жене. Из-за того, что Лакшми является богиней богатства и процветания, то естественно, что шриватса способна приносить удачу. У нас также есть интересная статья про символ Аум.

Символ шриватса в разных вариантах исполнения

Кришна – восьмая аватара Вишну. В центре его груди находится шриватса. Также этот символ называют «нандьяварта», что переводится как «завиток счастья». Он представляет собой сочетание крюков, образующих греческий крест, или имеет форму свастики.

Кому покровительствует Лакшми?

Многорукая богиня Лакшми – это надёжная опора тем, кто занимается творчеством и связал свою жизнь с этим направлением. Не меньше она любит тех, кто нашёл себя в профессии, связанной с производством одежды или предметов быта, косметологией, финансами, созданием ювелирных изделий, воспитанием детей, приготовлением пищи, земледелием, социальной помощью. Пожалуй, все сферы деятельности, находящиеся под покровительством богини, просто невозможно перечислить.

Стоит также помнить, что Лакшми может быть как бесконечно добра и милосердна, так и гневлива – правда, вполне заслуженно. Она не любит, когда люди слишком жадные и когда, наоборот, слишком сорят деньгами. Если человек проявляет неуважение к пище, имеет неухоженный внешний вид, в его доме грязь и распри с родными, на работе конфликты – Лакшми отвернётся от такого человека. Ещё она не поощряет убийства животных, плохое отношение к природных ресурсам, уничтожение красивых вещей.

Особое внимание нужно уделить ношению золота. Если это делать неправильно, от человека способна отвернуться удача, счастье и материальное благополучие

Так как золото является одним из проявлений Лакшми и бога Солнца (Сурьи), к нему нужно относиться с почтением. Не стоит надевать его на щиколотки ног в качестве браслета, так как эта часть тела считается грязной. В то же время богиня не ограничивает стремление как женщин, так и мужчин носить золотые украшения на каких-либо других частях тела.

Лакшми ценит мужество, силу, умение противостоять могучим противникам и побеждать в борьбе с ними. Богиня покровительствуют людям, способным проявить решительность.

Лотосоокая богиня на собственном примере показывает женщинам, как те должны относиться к своим супругам. Они должны почитать мужей как богов, хранить им верность, быть всегда прекрасными хозяйками, привлекательными, хранительницами домашнего очага

В то же время благодарный муж окружит свою жену заботой, вниманием, даст ей то, что она хочет

Байсакхи

13.04.2020

Байсакхи  – сикхский новый год. В Индии именно этот день, а не 21-е марта (как в григорианском календаре), считают днем весеннего равноденствия. Его отмечают в середине апреля. Причина такого различияисторическая: индийцы используютдревнийспособ определения данной астрономической даты и в ее отсчете от фиксированной точки нахождения созвездия Овна на небосклоне не учитывают явления прецессии. В 2020 г. Байсакхи приходится на 13 апреля.

Особенно широко Байсакхи отмечают в Пенджабе. Рано утром совершается омовение – нахан – в ближайшем озере, реке или пруду. Процедура символизирует освобождение от грехов, накопленных за полгода. Затем все отправляются в мандиры (индусские храмы) и гурдвары (сикские молельные дома), куда приносятся сладости (митхаи) и деньги.

После посещения храма принято отправляться на ярмарки. На ярмарочных площадях устанавливают аттракционы,качели и карусели, продают угощения,а также детские игрушки и кухонную утварь, прежде всего глиняные горшки.

Для сикхов день Байсакхиэто еще и День рождения хальсы – военного ордена, призванного защитить общину. Процедура обращения сикхов в члены хальсы повторяется каждый год в день Байсакхи и является главной церемонией сикхского нового года.

По улицам проходят «Панч пир» – «пять святых». Это пятеро сикхов, одетые в средневековые одежды и напоминающие о первых пяти членах хальсы, принявших посвящение у самого гуру Гобинд Сингха в день Байсакхи 10 апреля 1699 г. Для всех членов хальсы установлен ряд внешних признаков, отличающих сикхов от остального населения Пенджаба. Они всегда должны иметь при себе меч, гребень и носить на руке стальной браслет. Членам хальсы запрещалось стричь волосы и бороду, курить и есть говядину. После «крещения»  каждому сикху присваивался благородный титул «сингх» – лев. В день Байсакхи члены хальсы поздравляют друг друга с праздником, угощают родных и друзей сладостями: джелеби, халвой, кусочками тростникового или пальмового сахара. Особым угощением является также предлагаемая каждому инициированному сикху масса, состоящая из равных долей муки, масла и сахара – пахаль.

Вечером сикхи собираются у костров, разжигаемых из соломы старого урожая. Эти костры символизируют приготовление к началу нового сельскохозяйственного цикла, победу весны над зимой. Мужчины исполняют зажигательные танцы Бхангра и Гидда. Родственники и соседи обмениваются угощениями; угощения посылают и в дома замужних дочерей, живущих, как правило, в доме мужа в другой деревне или городе.

В 2020 г. из-за введенного режима карантина по предотвращению распространения коронавирусной инфекции уличные мероприятия в Индии отменены. Празднование Байсакхи будет проходить в домашних условиях.

Эмблема сикха, носимая на тюрбане в знак принадлежности к сикхской религиозной общине. Её надевают во время праздника “байсакхи”.

Бхангра – старинный танец пенджабцев

Как я сразу отметила, пенджабцы живут как в Индии, так и Пакистане, что накладывает свой отпечаток на традиционную культуру. Господствующими религиями этого народа являются индуизм и ислам, причём всё зависит от региона. Пенджабцы пакистанских земель в большинстве своём соблюдают мусульманские праздники и обычаи, а вот народ индийского штата принадлежит к ярым приверженцам индуистских верований. 

По мнению историков, именно индийские пенджабцы сохранили особенные черты своей древней культуры, что успешно сочетается с современным ритмом жизни и новыми технологиями нашего века.

Наверное, у каждого народа Индии есть свой отличительный традиционный танец. У пенджабцев символом их искусства стал бхангра, который по праву можно назвать гордостью штата Пенджаб. Исследователи отмечают, что формирование движений бхангра началось ещё в XVI веке, а связан танец был с земледельческими обрядами и силами плодородия. От себя хочу заметить, что среди индийских регионов Пенджаб выделяется богатыми почвами, из-за чего его издавна называют “Землёй пяти рек”.

В старину после сбора первого урожая пшеницы мужчины селений исполняли ритуальный танец, которым выражали благодарность растениям, земле и, конечно, добрым божествам, что одарили тружеников. Со временем присоединяться к исполнению бхангра стали и женщины, а танец стал популярен не только по завершению сезонных работ, но и на разных праздниках и фестивалях.

Если вы интересуетесь болливудскими фильмами, то без труда узнаете танец бхангра во многих из классических кинолент. Это энергичные ритмы музыки и танцоры-мужчины, которые облачены в яркую жилетку, длинную белую рубаху и шаровары. Голову исполнителя всегда украшает красный или оранжевый тюрбан, украшенный веером из ткани.

Пенджабские традиционные блюда

История рождения многорукой богини

Согласно одному из наиболее распространенных преданий, богиня изобилия, процветания и богатства появилась, сидя на цветке лотоса. Об этом указано в Вишну-пурана, Махабхарате и Рамаяне. Якобы в это время дэвы и асуры производили пахтанье (взбалтывание) Молочного океана. Во время этого в воды океана были брошены различные травы, которые благодаря взбалтыванию превратились в 14 сокровищ, одним из которых и стала Лакшми.

Это, пожалуй, наиболее популярная версия рождения богини Лакшми. Но, есть и другие мифологические предположения. Согласно одному из них, Шри Лакшми – дитя мудреца Бхригу и его жены Кьяти. И об этом сказано в Вишну-пурана:

Также есть мнение, что богиня везде и во всех аватарах сопровождает своего супруга Вишну. Есть даже предположение, что она появилась из цветка лотоса, расположенного над его головой.

В «Махабхарате» можно найти упоминание, что Лакшми представляется как Драупади – супруга братьев Пандавов. Они – воплощение богов, которые были рождены на земле от Индры, Ваю, Дхармы, Ашвинов. Это подтверждают следующие строки:

Как добраться до Пенджаба

На самолете

Единственный международный аэропорт Пенджаба находится в 11 километрах от священного города Амритсара. Сюда можно прилететь из Лондона, Барселоны, Братиславы и Торонто, и, разумеется из Дели. Для россиян наиболее удобны рейсы со стыковкой в казахстанских аэропортах.

На поезде

Железнодорожное сообщение связывает все крупные города Индии. На поезде вы можете приехать в Пенджаб из Дели, Мумбая, Калькутты, Варанаси и Джамму.

На автобусе

Основные автобусные маршруты связывают Пенджаб с Дели. В индийский Пенджаб, также удобно попасть из Пенджаба пакистанского (при наличии визы).

Кухня

Удивительно, но факт — то, что европейцы считают Индийской кухней, на самом деле — кухня Пенджаба. Кулинарные традиции, которые формировались в течении тысячелетий, создали в итоги разнообразную кухню, которая может удовлетворить запросы как вегетарианцев, так и мясоедов.

Цыплята тандури — визитная карточка кухни Пенджаба, маринуются в йогурте с добавлением острых специй, а потом запекаются в специальной печи -тандури. Чрезвычайно вкусны традиционные лепешки наан, изготовляемые из пресного теста и начиняемые бараниной, овощами, сыром или картофелем (с добавлением тмина и изюма). Пенджабский напиток ласси — это коктейль, который взбивается из йогурта, воды, сахара, специй и фруктов.

Ашталакшми

Ашталакшми (Ашта-Лакшми) с санскрита переводится как «восемь Лакшми». Когда упоминают это слово, то имеют в виду вторичные проявления индийской богини, которые представлены группой женских богинь. Эти индийские божества также называют аватарами Лакшми. Все они символизируют различные формы благополучия: потомство, власть, процветание, сила, знание, здоровье. В честь Ашталакшми создают фигурки, тематически украшают их, посвящают им гимны и печатные изображения.

Ашталакшми

Аватары Лакшми:

  1. Ади-Лакшми (с санскрита означает велика Лакшми) – эта ипостась является дочерью великого мудреца Бхригу. Она изображается с четырьмя руками. Нижние руки показывают варада-мудру (милосердие, искренность, сострадание) и абхая-мудру (уверенность, защита, бесстрашие, спокойствие).
  2. Дхана-Лакшми (Лакшми, дающая богатство) – символизирует материальное богатство. В её шести руках находятся шанкха, акра, лук со стрелой, кувшин с амритой, лотос. Одна рука демонстрирует абхая-мудру. Стоит она в красных одеяниях под дождём из сверкающих золотых монет.
  3. Дханья-Лакшми (Лакшми земледелия) – является символом плодородия и покровительствует земледелию. Шесть из её восьми рук держат рисовые побеги, два лотоса, бананы, сахарный тростник, булаву, а две руки показывают абхая-мудру и варада-мудру. Одета эта ипостась Лакшми в зелёные одежды.
  4. Гаджа-Лакшми (Лакшми, окружённая слонами) – демонстрирует власть, покровительствует животноводству. В двух руках находятся два лотоса, а еще две руки показывают варада-мудру и абхая-мудру. По обе стороны стоят слоны, которые держат в хоботах кувшины с водой и поливают ею богиню. Согласно легенде, именно Гаджа-Лакшми смогла вернуть утерянные Индрой богатства.
  5. Сантана-Лакшми (Лакшми потомства) – покровительствует, защищает семьи, помогает завести потомство (в первую очередь, мальчиков). На изображении имеет шесть рук. В двух руках она держит кувшины с амритой, в ещё двух – щит, меч. Одной рукой она показывает абхая-мудру, а другой – обнимает мальчика, сидящего у неё на коленях и держащего в своих руках лотос.
  6. Вира-Лакшми (мужественная или доблестная Лакшми) – олицетворяет мужество, доблесть. Она даёт людям силы и отвагу для того, чтобы те могли преодолеть тяжёлые жизненные препятствия. Её изображают в красных одеждах и с восемью руками. Держит лук, стрелу, шанкху, чакру, меч или трезубец, веды (написанные на листьях пальм). Две руки сложены в жестах варада-мудра и абхая-мудра.
  7. Джая-Лакшми (Лакшми успеха) – даёт успех в делах, удачу и победу. Имеет восемь рук. В них держит щит, меч, чакру, лотос, паша, шанкху, показывает варада-мудру и абхая-мудру.
  8. Видья-Лакшми (Лакшми мудрости) – олицетворяет знания и мудрость. В первую очередь покровительствует школьникам и студентам. Её восемь рук держат кувшин с амритой, шанкху, лук, чакру, демонстрируют абхая-мудру и варада-мудру. Традиционно одета в жёлтое.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий