Религия на Бали
Большинство жителей Бали, около 96 %, исповедуют одно из направлений индуизма — «Агама Хинду Дхарма». Это официальное название, но сами балийцы называют свою веру «религия священной воды», или «Агама тирта». Эта вера — ядреная смесь из буддизма, учения Шивы и всевозможных языческих верований, которые включают спиритизм и магию. Индуизм как основная религия появился в Индонезии в IV веке, а на Бали — четыре столетия спустя, в VIII веке. Символом новой веры послужила статуя Шивы, возведенная в деревне Бедулу.
Религия балийцев более гибкая по сравнению с чистым индуизмом и характеризуется гораздо меньшим количеством запретов и условностей.
Главные боги острова Бали:
- Брама — создатель,
- Вишну — хранитель равновесия,
- Шива — разрушитель.
Трудно поверить, но на таком небольшом участке земли как остров Бали имеется 20 тысяч храмов! Или по 3 храма на каждую деревню.
Прикладные искусства, как культура и особенность Бали
Изделия мастеров на Бали отличаются удивительной изящностью и красотой. Это скульптура, резьба, живопись, ювелирные украшения, одежда, батик и другие вещи. Везде на острове встречаются магазины, которые специализируются на изделиях определённой мастерской. Большинство таких магазинов являются нишевыми, т. е. реализуют или только посуду, или только одежду, или только украшения и т. п. Особенно высока концентрация магазинов такого типа в местности Убуд, которую можно назвать культурным центром Бали. Тут много галерей, есть возможность личной встречи с мастерами для индивидуальных заказов. С учётом всех пожеланий заказчика мастера могут изготовить мебельные изделия, декоративные элементы, скульптуры, украшения, посуду и мн. др.
Батик на Бали (роспись по ткани)
Кроме вышеперечисленного, большую известность получил балийский батик – особое искусство росписи по ткани. Главные центры батика – такие местности, как Клунгкунг, Гианьяр и Сингараджа. В них проводят экскурсии по заводам. При местных заводах имеются магазины, реализующие изделия, которые можно купить в качестве отличного подарка родным и друзьям.
Резьба по камню на Бали
Находящееся северо-восточнее города Денпасар селение Батубулан прославилось резьбой по камню. Множество ремесленных магазинов, где продаются скульптуры из застывшей лавы серого цвета либо из песчаника, который может иметь жёлтый, розовый либо серый оттенок, находятся на севере этой деревни.
Ювелирный центр Бали
Ювелирный центр Бали – деревня Челук (Celuk village), которая известна как “серебряная деревня”. Местных ремесленников можно увидеть за работой, прогуливаясь по любой улочке Челука, поскольку мастерские и магазины мастеров устроены прямо в их жилищах.
Можно испытать шок, если увидеть, как без всякого высокотехнологичного инструмента здесь простыми людьми создаются шедевры ювелирного искусства.
Третья категория «дваждырожденных»
Третья категория «дваждырожденных» каст включает торговцев, лавочников и ростовщиков. Эти касты признают превосходство брахманов, но не обязательно выказывают такое отношение к кшатрийским кастам; как правило, вайшьи более строго соблюдают правила, касающиеся пищи, и еще более тщательно стараются избегать ритуального осквернения.
Традиционным занятием вайшьев служат торговля и банковское дело, они стремятся держаться подальше от физического труда, но иногда включаются в управление хозяйствами помещиков и деревенских предпринимателей, непосредственно не участвуя в обработке земли.
Члены вышеперечисленных «дваждырожденных» каст составляют только меньшинство жителей любой сельской местности, большинство же аграрного населения состоит из одной или нескольких каст, называемых «чистыми» кастами шудр.
Касты в современной Индии
Сегодня индийские касты стали еще более структурированными, в них появилось множество различных подгрупп, называемых джати.
Многие иностранцы считают кастовую систему пережитком прошлого и уверены, что в современной Индии кастовая система больше не работает. На самом деле, все совершенно иначе. Даже индийское правительство не смогло прийти к единому мнению касательно такого расслоения общества. На разделении общества на слои активно работают политики во время выборов, добавляя в свои предвыборные обещания защиту прав той или иной касты.
В современной Индии более 20 процентов населения относится к касте неприкасаемых: им приходится и жить в своих отдельных гетто либо за чертой населенного пункта. Таким людям нельзя заходить в магазины, государственные и лечебные учреждения и даже использовать общественный транспорт.
В касте неприкасаемых есть совершенно уникальная подгруппа: к ней отношение общества довольно противоречиво. Сюда относятся гомосексуалисты, трансвеститы и евнухи, зарабатывающие на жизнь проституцией и просящие у туристов монеты. Но какой парадокс: присутствие такого человека на празднике считается очень хорошим знаком.
Еще одна удивительная подкаста неприкасаемых — пария. Это люди, совершенно изгнанные из общества — маргиналы. Раньше стать парией можно было даже прикоснувшись к такому человеку, а сейчас ситуация немного изменилась: парией становятся либо родившись от межкастового брака, либо от родителей-париев.
Представитель высшей варны – брахман
Исключение в этом региональном правиле составляет ряд каст брахманов, которые представлены на обширных пространствах и всюду занимают высшее положение в кастовой системе.
В типичной сельской местности высший слой кастовой иерархии образуют члены одной или нескольких брахманских каст, составляющие от 5 до 10 % населения.
Среди этих брахманов присутствуют некоторое число землевладельцев, несколько деревенских писарей и бухгалтеров или счетоводов, небольшая группа служителей культа, выполняющих ритуальные функции в местных святилищах и храмах.
Члены каждой брахманской касты заключают браки лишь в своем кругу, хотя возможна женитьба на невесте из семьи, принадлежащей к аналогичной подкасте из соседней местности.
Праздники на Бали
Всемирный Новый Год
Подавляющее большинство жителей Бали не воспринимает ночь с 31 декабря на 1 января как праздник. По-настоящему местное население празднует балийский Новый Год, который встречают на 2 месяца позже, а общемировой Новый Год как праздник тут организовывается только для туристов.
Китайский Новый Год на Бали
Китайский новый год на Бали
Его дата в каждом году определяется по китайскому лунному календарю. На Бали этот праздник называется Тахун Баруимлек. Он отмечается на острове в тот же день, что и в Китае.
Балийский Новый Год. Ньепи. День тишины
Балийский Новый год. Ньепи. День тишины
Это очень важный праздник для балийцев, которые называют его Нари Рая Ньепи и отмечают 17 марта. Празднование длится 3 дня, каждый из которых подразумевает разные обряды.
Великая пятница
На Бали есть и христианская община. 30 марта здесь отмечается Великая Страстная пятница, которая является выходным днём.
День Труда
Всемирный день труда, который здесь называется Хари Бурух, является выходным днём на Бали, как и в нашей стране. Он отмечается 1 мая.
День независимости Индонезии
День независимости Индонезии
Этот государственный праздник на Бали и по всей стране отмечают 17 августа. Именно в этот день в 1949 году после длительной нидерландской колонизации независимость Индонезии была признана Гаагским судом.
Север на Бали не всегда означает «север».
Направления на Бали почти так же запутаны, как и названия. Обычные север, юг, восток и запад здесь не применяются. У балийцев понятие «север» на самом деле означает «верх» ― место, где обитают боги и духи. Таким образом, высокие точки, такие как гора Агунг, которая считается самым священным местом, представляет собой «север», Всё на острове сосредоточено вокруг вулкана Гунунг Агунг, который считается «домом» индуистских богов.
Всё по направлению к святой горе — каджа (север), в то время как все противоположное этому и к морю — келод (юг). Большинство балийских святынь и жилищ обращены к горе Агунг вместе со всеми спальнями (люди всегда должны спать на стороне богов), в то время как кухня и туалет всегда находятся в противоположном направлении.
Понятие «север» у балийцев отождествляется с понятием «верх».
Философия Бали
Мировоззрение и жизненная философия населения Бали основаны на местной религии. Буддизм и индуизм распространялись здесь в период с 8 по 16 ст. Результатом стало формирование своеобразного местного индуизма с элементами буддизма и анимизма.
Индуистская философия не вытеснила полностью красочные анимистские ритуалы, однако главными вопросами, которыми озабочены сейчас местные индуисты, стали “Куда?” и “Откуда?” Откуда приходит человек, как ему можно добиться освобождения? Когда он реинкарнирует? Как нужно жить, чтобы придерживаться гармонии и обеспечить благоприятное продолжение кармического процесса?
Балийцы убеждены, что злыми делами человек “загрязняет” свою душу, из-за чего не сможет при последующих воплощениях родиться человеком. По этой причине они стремятся к духовному очищению.
Любовь к жизни
Философия балийцев подразумевает постоянное восхваление жизни, которая воспринимается как высший дар богов. В разных ячейках балийского общества возносится это непрестанное благодарение, одухотворяющее каждый аспект жизни: местные жители поклоняются ушедшим предкам в своих родственных объединениях, благодарят богов за материальный достаток в профессиональных сообществах, молятся за сохранение собственных жилищ и территорий в сельских общинах – баньярах.
Миролюбие
Философия жителей Бали характеризуется миролюбием. С рождения воспитывается следование принципам ненасилия, уважения к природе и окружающим людям. Балийцы верят, что после смерти душа покойника вскоре возродится в той же семье, частью которой он был при жизни. Это означает, что всех членов своей семьи необходимо любить, беречь и уважать.
Появление варн
В этот период три социальные группы (варны) еще не были замкнутыми, выдающиеся личности еще при жизни, могли перемещаться из смежной группы в иную и также допускались межварновые браки. В этот древнейший период была составлена Ригведа, в которой был записан интересный индоевропейский миф о появлении человека. Из головы первого человека по имени Пуруша, родились брахманы, из рук, воины, из бедер, вайшьи. В Ригведе упомянута и четвертая варна шудры, слуги трех высших варн. Упомянуты были также изгои (парии) не входящие ни в одну из варн. Появление четвертой варны и неприкасаемых явилась решающим фактором цементации древней варновой системы индоариев.
Ариями были завоеваны и колонизированы огромные густонаселенные по меркам древнего мира пространства Северной Индии. Чтобы немногочисленным захватчикам не раствориться в среде неарийского дравидийского населения. Ариям пришлось зацементировать свою социальную систему и включить в нее инородных представителей.
Как считают историки, шудрами стали покоренные неарийские народы. Неприкасаемыми были объявлены, непримиримые вражеские племена из дравидов.
Является ли кастовая система уникальной для индуизма?
Кастовые различия практикуются в других религиях, таких как непальский буддизм, христианство, ислам, иудаизм и сикхизм. Но главное отличие заключается в том, что кастовая система в индуизме упоминается в его священных писаниях, в то время как другие религии приняли касту как часть социального устройства общества или религиозных особенностей. Другими словами, кастовая система в индуизме – это религиозный институт, а в других – социальный.
- Ислам – некоторые индусы высшей касты обратились в ислам и стали частью правящей группы Султанатов и Империи Великих Моголов, которые наряду с арабами, персами и афганцами стали известны как ашрафы. Под ними – мусульмане средней касты, называемые аджлафами.
- Христианство. В Гоа индуистские новообращенные брамины стали христианскими бамоннами, а кшатрии и вайшья стали христианами, называемые шардос. Те вайшья, которые не могли быть допущены в касту шардо, стали гауддосами, а шудры стали судирами. Далиты, принявшие христианство, стали махарами и чамарами.
- Буддизм. Различные формы кастовой системы практикуются в нескольких буддийских странах, в основном на Шри-Ланке, в Тибете и Японии, где мясники и некоторые другие профессии считаются нечистыми.
- Джайнизм. Есть джайнские касты, сплошь состоящие из джайнов. В то же время были джайнские подразделения нескольких индуистских каст.
- Сикхизм. В сикхской литературе варна упоминается как варан, а джати – как Зат. Элеонора Несбитт, специалист в области религии, утверждает, что варан описывается как система классов, а зат имеет некоторые особенности кастовой системы в сикхской литературе. Все гуру сикхов заключили брак в рамках своего зата.
Балийские танцы
Вызывают интерес и балийские танцы. Аналогично другим видам местного искусства, балийский танец чаще всего основан на религиозном сюжете. Балийцы верят, что танец был изобретён Господином Небес – богом Индрой. Танцы здесь подразделяются на “светские”, которые доступны для просмотра всем желающим, и “закрытые”. Туристы преимущественно могут посмотреть на танцы Баронг и Кечуак. Чтобы увидеть Кечуак, множество иностранцев приезжает к храму Лухур, находящемуся на большом обрыве. С него можно полюбоваться окрестностями и океаном. Кечуак исполняется здесь для туристов сразу после заката.
Независимая Индия: все только начинается
Амбедкар умер в 1956 году, не успев завершить начатое. Да, юридически далиты теперь обладали всеми правами. Фактически же их положение можно было сравнить с жизнью чернокожих американцев на рубеже XIX–XX веков: те тоже пользовались формальным равноправием, но попытка реализовать его на практике где-нибудь в Алабаме могла закончиться плачевно. Далитам были даны квоты в государственных учреждениях и в индийском парламенте, но в сельской местности они часто всё еще не могли получить доступ к «чистым» колодцам. В политике страны доминировал Индийский национальный конгресс, слева в оппозиции к нему находились коммунисты, а справа — индусские националисты. Амбедкар пытался создать собственную политическую силу, но после его смерти далиты, составлявшие почти четверть населения страны, лишились единого лидера.
Не слишком хорошо для них складывалась и экономическая ситуация: далитам принадлежала лишь небольшая доля земли в деревнях, а мигрировавшие в города чаще всего пополняли ряды жителей огромных трущоб, не найдя нормальной работы. Такое положение способствовало росту политического радикализма. Во многом именно на поддержке далитов базировалось движение наксалитов — индийских маоистов, которые в 1960-е годы подняли вооруженное восстание, намереваясь насильственным путем изменить государственный строй в стране. Часть низкокастовых активистов ориентировалась на опыт борьбы за равноправие темнокожего населения в США. В 1970-х в Бомбее действовала организация «Далитские пантеры», получившая название в честь американских «Черных пантер».
Трущобы в Бомбее в 1940-х годах
В последние десятилетия XX века Конгресс потерял монополию на власть в стране, силу набирали другие партии. Некоторые из них возглавляли далитские политики новой волны, которые объединялись со всеми остальными недовольными — как с мусульманами, так и с «прочими отсталыми классами». В Уттар-Прадеш и Бихаре, крупнейших штатах севера страны, к власти впервые пришли лидеры неприкасаемых.
«Далитское правление» часто носило достаточно экстравагантный характер. Лалу Прасад Ядав, выходец из бедной пастушеской касты, занявший в 1990 году пост главного министра стомиллионного штата Бихар, разместил в своей резиденции стадо коров и начал массовые сокращения госслужащих — представителей высших слоев. Экономика вверенного ему региона, который и раньше не мог похвастаться большими успехами, окончательно рухнула, а руководящие посты занимали исключительно представители касты Ядава. В 1997 году он все же вынужден был уйти в отставку из-за судебного преследования, но посадил в свое кресло жену Рабри Деви. Законодательное собрание штата безропотно утвердило ее кандидатуру, хотя та не умела ни читать, ни писать.
Политики, отстаивающие, подобно Ядаву, узкокастовые интересы, часто получают известность как в отдельных штатах, так и во всей стране. Порой кажется, что классовые проблемы в Индии даже более актуальны, чем полвека назад. Особую роль играет система квот и резерваций для далитов и ряда других кастовых групп, которая действует при распределении мест на государственной службе и в учебных заведениях
Но все нынешнее внимание к этим вопросам вызвано важными событиями конца XX — начала XXI века: выходцы из низших слоев впервые в индийской истории массово проникают в политику и общественную жизнь
В 2017 году президентом Индии был избран Рам Натх Ковинд, происходящий из касты кори. Ее представители традиционно занимались ткачеством и относились к неприкасаемым. Ковинд уже второй далит на президентском посту — после Кочерила Нараянана, чей срок длился с 1997 по 2002 год. Во многом это характеризует нынешнее состояние «кастового вопроса» в Индии. С одной стороны, неприкасаемый занял высшую государственную должность, причем выдвинула его правящая «Бхаратия джаната парти», политика которой, как считают ее оппоненты, базируется на индусском традиционализме. С другой, деятельность президента в Индии по большей части сводится к выполнению сугубо церемониальных функций, истинная власть сосредоточена в руках премьер-министра, а этот пост ни один далит до сих пор не занимал. Покорится ли неприкасаемым новая политическая вершина в обозримой перспективе — вопрос крайне интересный.
Бали — это активный вулканический регион.
Горы Агунг и Батур — два высоких вулкана Бали, и оба они все ещё довольно активны.
Гора Агунг (Гунунг-Агунг) считается самым священным местом на острове. Балийцы верят, что Агунг — это мифическая гора Меру — центр вселенной для индуистов, джайнов и буддистов. Это самая высокая точка на острове, высота которой составляет 3031 м над уровнем моря. Гора Агунг снова стала активной в 2017 году, спустя более полувека с момента крупного извержения в 1963 году. Последнее извержение зафиксировано в мае 2019 года.
Гора Батур (Гунунг-Батур) — самая активная гора на Бали. Первое задокументированное извержение произошло в 1804 г. В 1963 г. на горе Батур зафиксировано много извержений, а последнее — 21 год назад, в 2000 году. И до сих пор можно увидеть дым на вулкане Батур.
Вид на действующий вулкан Гунунг-Аргунг.
Балийские храмы
Религия Бали ассоциируется с храмами острова. Pura — это Балийский индуисткий храм и место поклонения Богам. Большинство храмов находятся на Бали. Но есть также некоторое количество храмов вне острова — в местах скопления переехавших балийцев.
Балийские храмы представляют собой открытое пространство, огороженное стенами со всех сторон, и поделённое на три зоны, соединёнными между собой воротами. Планировка храмов следует концепции Tri Mandala — своду правил обустройства Балийских храмов:
Nista mandala (jaba pisan): внешняя зона, которая соединяет храм в окружающим миром. Здесь находится вход в храм. Эта зона обычно представляет из себя открытое пространство или сад, которое может использоваться для приготовления к церемониям во время религиозных фестивалей.
Madya mandala (jaba tengah): средняя зона храма, в которой приверженцы религии занимаются своими делами. В этой зоне обычно строятся несколько павильонов, такие как Bale kulkul (деревянная башня), bale gong (павильон для гамелана. Gamelan — традиционный индонезийский инструментальный ансамбль), wantilan (павильон для встреч), а также кухня.
Utama mandala (jero): самая священная зона в храме. Она закрыта для посещений, и обычно расположена выше остальных территорий храма. Здесь располагается падмасана — трон высшего Бога в виде лотоса. В этой зоне также находится Pelinggih meru, башня с несколькими крышами, немного похожая на китайские и японские пагоды. Здесь же могут располагаться и другие постройки, такие как, например, павильон для священнопений и место для хранения реликвий.
Виды храмов на Бали
Религия Бали предполагает собой существование нескольких видов храмов, каждый из которых играет определённую роль в церемониях на острове.
Pura kahyngan jagad: храм, который расположен в горах, обычно построенный на вершине или на склоне горы или вулкана. Наиболее важным храмом такого вида является храм Besakih на склонах вулкана Agung.
Pura segara: храм на берегу моря или океана, предназначенный для ублажения морских божеств. Такие храмы важны во время церемоний очищения Melasti. Пура Улувату и Пура Тана-Лот принадлежат этому виду храмов.
Pura desa: храм, расположенный в деревне или городе, который служит центром религиозной активности населения.
Pura tirta: Водные храмы. Эти храмы имеют не только религиозное значение, но также используются в ирригационной системе Subak. Священники в этих храмах имеют полномочия распределять поступление воды среди рисовых террас в деревнях вокруг храма. Некоторые водные храмы знамениты тем, что вода в них священна, и они имеют petirtaan, священный бассейн для купания, используемый для ритуала очищения, как, например, в Pura Tirta Empul. Другие водные храмы построены на берегу озёр, например, Pura Uun Danu Bratan.
В мире осталось всего несколько сообществ, в которых религия играет такую важную роль, как и религия Бали. Невероятная красота ритуалов и церемоний притягивает сюда людей, а Балийцы тем временем постоянно поддерживают равновесие между жизнью Человека и космическим миром Богов.
Женщины в кастовом обществе Индии
Женщины в Индии
Варнашрама определяет для всех женщин стри-дхарму, согласно которой им надлежит быть хорошими матерями и верными женами. Образование девочки получали в домашних условиях, у матерей учились вести хозяйство и готовить пищу.
Дочери брахманов с юных лет вместе с родителями организовывают религиозные фестивали, заучивают многочисленные ведические тексты, обучаются обходиться без привычного европейцам комфорта и жить в аскезе. При таком воспитании мужа следует искать с аналогичными взглядами, то есть он должен быть той же касты.
В понимании индиек муж – выше жены, а еще лучше – старше. Только тогда она сможет его уважать. Браки между кастами разрешены, но только при условии, что жена ниже по положению. Обратная ситуация может иметь место только в кинематографе, но не в реальности.
Положение дел в современной Индии
Каста, как социальная организация в обществе, существует повсеместно по всей Индии, но в каждом регионе она может быть своя. Более того, каждая каста содержит в себе множество подкаст (джати), что делает их количество действительно бесчисленным.
Все это даже привело к тому, что в переписях населения перестали учитывать принадлежность к касте, ибо с каждым годом их число все более и более увеличивается. Например, существуют касты портных (Дарзи), водоносов (Джхинвар), мусорщиков (Бханги) и даже каста брахманов, живущих благодаря милостыне (Бхатра).
Если раньше почти все определялось социальным происхождением, то теперь, к примеру, и продвижение на службе возможно благодаря индивидуальным характеристикам, умениям и навыкам человека, а не только из-за рождения.
Варны и касты: в чём разница
Варна и каста – это два разных понятия, хотя некоторые люди ошибочно считают, что это одно и то же. Вот несколько критериев, которые различают варны и касты.
1. Буквально “варна” означает цвет и происходит от корня “ври”, что означает выбор своей профессии. Следовательно, Варна заботится о своем “цвете” или профессии.
Каста или “джати” происходит от коренного слова “джана”, которое подразумевает рождение. Таким образом, каста связана с рождением.
2. Варн всего четыре: брахманы, кшатрии, вайшья и шудры.
Каст очень много, их сотни и тысячи. Касты также имеют много подразделений, известных как подкасты.
3. Варны – это общеиндийское явление.
Наличие множества каст основано на региональных и языковых различиях.
4. По сравнению с кастами мобильность внутри варн относительно широка в зависимости от таланта и знаний индивида.
Касты основаны на жестких принципах. Это закрытый тип стратификации.
5. Варненская система свободна от социально-экономических и политических недостатков.
Каста налагает много ограничений на участников.
6. Соотношение варн друг с другом в основном положительное.
Корреляция между кастами не всегда положительна. Возможны различия в связи с экономическим, политическим и образовательным статусом различных групп.
Обычаи и традиции балийцев
Очень примечательно, что мужчины Бали стали “рабочей силой” лишь несколько десятков лет назад. До этого все основные работы, включая тяжелые, выполнялись женщинами.
Да и сейчас заметны отголоски этого. Работают в основном женщины, в то время, как мужчины предпочитают расслабиться в тени пальм или перед телевизором.
Это не коллаж. И это реальные кирпичи.
На острове даже встречаются памятники женщин выполняющих те или иные физически-тяжелые работы.
Касты на Бали
Балийское общество основано на кастовой системе, включающей 4 касты:
- брахманы (жрецы)
- кшатрии (войны)
- вайшьи (зепледельцы)
- шудры (слуги или неприкасаемые)
При этом первые 3 из перечисленных каст малочисленны относительно шудр. Тем не менее, кастовое разделение на Бали не такое жёсткое, как, например, в Индии, поэтому представители низших каст не подвергаются сколько-нибудь ощутимой дискриминации.
Большая часть балийцев проживает в деревнях, называющихся деса. Деревенское население объединено в небольшие общины – баньяры. Баньяр – это ячейка общества на Бали. Главы семейств на собраниях баньяров занимаются решением насущных вопросов, реализацией государственной политики, организацией праздничных обрядов, религиозных ритуалов.
Что значит рождение для балийцев
Первый ритуал в жизни любого жителя острова связан с рождением. После этого исполняется ритуал захоронения последа младенца. На Бали детям дают такие имена: 1-му ребёнку в семье – Путу либо Ваян, 2-му – Кадек, 3-му – Коменг либо Неман, 4-му – Кетут, после чего 5-му и последующим дают эти же имена по 2-му кругу. Большая часть семей на Бали имеет несколько детей. Во время детского периода жизни проводятся особые ритуалы, связанные с детством и половым созреванием.
Свадьба на Бали. Традиции
Свадьба – очень важное событие в жизни балийцев. Обычно здесь рано вступают в брак и рано рожают детей
Кастовая принадлежность передаётся от родителей к детям, а также через брак. В случае брака между представителями разных каст тот супруг, у которого каста более низкая, поднимается до касты другого супруга. На острове практикуют 2 традиционных варианта бракосочетания – мападик и нгород. Первый в значительной мере напоминает привычную европейскую свадьбу. Второй подразумевает похищение невесты женихом с дальнейшим проведением ритуала бракосочетания, после чего родители девушки просто ставятся перед фактом.
Что значит смерть для балийцев
Похороны на Бали
Смерть на Бали обычно подразумевает кремацию покойника. Любопытно, что здесь данное событие сопровождается пением и приглашением всех родственников. Нередко умершего вначале временно захоранивают в земле для подготовки к ритуалу сожжения, а потом кремируют с соответствии с традициями.