Буддийский монастырь Гандан – сердце Улан-Батора

Монастырь Амарбаясгалант

Рекомендовать место

5

2

Буддийский монастырь Амарбаясгалант был построен во времена правления манчьжурской династии Цинь в начале XVIII века в качестве усыпальницы для Дзанабадзара, главы буддийской сангхи в Монголии.

Монастырь находится в удивительных по своей красоте местах. Красивый и величественный, он стоит на реке Селенга, у подножия горного хребта, покрытого лиственничной тайгой. В переводе со старомонгольского Амарбаясгалант значит “Безмятежная радость”. За время строительства к 1737 году внутри монастыря было построено 14 храмов, застройка продолжалась вплоть до 1860 года.

В 1937 году монастырь было приказано уничтожить, однако все реликвии удалось сохранить. Основное здание практически не пострадало, и, в 1988 году началась реставрация монастыря, а краски его до сих пор не тускнеют.

Ансамбль монастыря отличается стилевым единством. Все постройки выполнены в китайском стиле с незначительным добавлением элементов тибетской архитектуры. Возглавляет архитектурный ансамбль монастыря главный храм Цогчин-дуган, большое двухэтажное здание квадратной формы, с колоннадой по периметру и семью арочными проемами с каждой стороны.

Внутренний интерьер храма и потолка отличается изысканным орнаментом с изображениями драконов. Помимо храмов в монастыре существует двухъярусная колокольня и барабанная башня. Шесть юрточных городков замыкаются в два кольца вокруг монастыря. Такое расположение объектов напоминает современный город, центр которого окружен микрорайонами.

На сегодняшний день в монастыре Амарбаясгалант постоянно проживает около 60 монахов.

Самый живописный

Совсем недавно – в 2011 году – в ста километрах от Улан-Батора был построен монастырь Аглаг. Всего за несколько лет он настолько полюбился монголам, что каждые выходные они приезжают сюда не только прикоснуться к духовному, помедитировать, но и просто отдохнуть, наслаждаясь единением с природой и тишиной.

Панорама вокруг поистине прекрасна: высокий склон, усаженный розами, усыпанный цветущими кустарниками, гранитные камни причудливых форм, ветвистые деревья, горный источник. Вода здесь чистейшая, холодная и говорят, что ее можно пить, не опасаясь за свое здоровье.

Строительство было проведено благодаря ламе Пурэвбату на его исторической родине. Ему вместе с учениками удалось возвести монастырь, украшенный удивительными барельефами. Строительный процесс, кстати, не обошелся без мистических предсказаний.

Когда было решено возвести «монастырь в пустыне» – именно так переводится Аглаг – Пурэвбат увидел во сне большой камень, и он знал, что на этом месте нужно возвести фундамент. Так и произошло наяву: помощники ламы, проводя раскопки, нашли большой камень – там суждено было вырасти новой святыне.

На найденном камне высекли мантру «Ом мани падме хум», а также изображение ящерицы и скорпиона. Главный вход с левой стороны охраняет лев с головой птицы, а с правой – бобр с рыбьей головой. Внутреннее убранство храма тоже впечатляет: здесь можно увидеть изображение Шамбалы, чуть дальше – ада и рая, а также статую дакини Янжиилхам – покровительницы искусства.

В монастыре можно помедитировать, зайти в музей, прогуляться по каменистым тропам и даже устроить небольшой пикник. Если нет желания брать еду с собой, на территории можно найти кафе с вкуснейшими местными и европейскими блюдами. А любители приключений и экзотики могут здесь заночевать, остановившись в одной из гостевых юрт недалеко от главного здания.

Здание храма открыто с утра до 19 часов. Символический вход стоит 5 тысяч тугриков, что приблизительно равно 120 рублям.

Монастырь Балдан Бэрээвэн

Рекомендовать место

2

1

Монастырь Балдан Бэрээвэн находится в долине, окруженной четырьмя горами. Каждая из них напоминает животное – льва на востоке, дракона на юге, тигра на западе и гаруду на севере. Считается, что это божественные хранители монастыря.

Когда-то это был один из крупнейший буддийских монастырей в Монголии, в котором жили почти полторы тысячи лам. Но как и многие храмы в 1930 году Балдан Бэрээвэн подвергался жестким гонениям. В 1970 году бандиты подожгли главные постройки и деревянные изящные здания исчезли в огне.

Сегодня на месте некогда великолепного монастыря осталось только главное здание и руины. При содействии американских историков и археологов, а также добровольными силами туристов, фасады здания удалось восстановить и в 2006 году все реставрационные работы были закончены.

Одной из достопримечательностей монастыря является скала недалеко от храма, на которой сохранился Соембо – алфавит, составленный Занабазарой. Сохранилось пророчество, что даже когда монастырь будет разрушен, эта скала уцелеет и вокруг нее будет построен новый монастырь.

Самый творческий

В юго-восточной части Монголии, в полусотне километров от города Сайншанд, находится еще один интересный монастырь – Хамарын-хийд. Он был построен в 1820 году и тесно связан с именем Данзанравжаа, который стал выдающимся деятелем «красношапочников» и их просветителем.

Данзанравжаа с малых лет воспитывался в монастырских стенах, потому что после смерти матери бедный отец отдал его ламам, чтобы он хоть как-то выжил. Мальчик был очень способным, предприимчивым, и это нашло отражение во взрослой жизни.

Обладая недюжинным талантом, он написал сотню песен, три сотни поэм (причем половину из них – на тибетском), различные религиозные труды, а также увлекался живописью на холсте.

 Изображение Данзанравджаа

За свою жизнь просветитель собрал большую коллекцию ценных артефактов и построил не один монастырь, в числе которых – Хамарын-хийд. Здесь же Данзанравжаа устроил свою резиденцию и основал школу, где обучали разным направлениям гуманитарных наук и искусства:

  • пение;
  • живопись;
  • танцы;
  • история;
  • тибетская азбука;
  • новое для Монголии театральное искусство.

В последующее столетие Хамарын-хийд достиг пика своего развития. Здесь содержалось свыше пятисот монахов. Однако с приходом 30-х годов начались репрессии, и обитель закрыли, предварительно практически сравняв с землей. Только к концу века ее удалось восстановить.

Сегодня монастырь состоит из двух главных храмов и четырех основных частей:

  • зуун – восточный дацан;
  • баруун – западный дацан;
  • цохон;
  • дуинхэр.

Популярностью у женщин пользуется строение меем обоо. Оно по форме напоминает грудь, и девушки верят, что если прийти сюда и помолиться, это поможет им найти любимого или родить ребенка.

Кроме этого на территории комплекса находится так называемый шамбалын орон, который окружен 108 ступами.

Чуть дальше находятся археологические ценности: древние пещеры, где ламы уходили в уединение для медитативных и йогических практик, 60-миллионные окаменелые деревья, а также километровая гора Хан Баянзурх.

На вершине издревле проводились особые обряды, подношения, поэтому даже сегодня это место считается очень священным. При этом вход сюда разрешается только мужчинам. При практике они пишут на листке желание, сжигают его, а пепелразвеивают.

Уникальность монгольских монастырей

С древних времен монголы были кочевым народом. Вместе с домами-юртами, огромными тюками с хозяйственной утварью, мебелью и одеждой они перевозили с собой первые храмы – бурханы шашны хийд.

Впервые стационарный буддийский монастырь монголов появился чуть позже окончания эпохи средних веков, а именно —  в 1585 году, на севере страны, в Халхе. Местные буддисты называли его Эрдэни-Дзу.

На рубеже 17-18 столетий, когда во главе буддийской сангхи Монголии встал первый Богдо гэгэн, в этой местности монастыри начали появляться один за другим. Их строительство и содержание поддерживали все слои населения: имперская власть, ханы, знатные люди и обычные жители.

К 1921 году по всей Монголии было больше тысячи храмов. Однако в это время началась революция, учиненная социалистами, а за ней последовали репрессии Чойбалсана. Их жертвами стали буддийские монахи, а монастырские здания либо разрушали, либо конфисковали.

Сейчас те храмы, которые чудом уцелели, вернули сангхе. Часть монастырей отстроили заново. Сегодня в стране насчитывается порядка двухсот монастырей и храмов.

В Монголии они разные, и называются по-разнму:

  • Хурээ – монастырь, где монахи обитали все время. Самым известным из них был Их-хурэ – он являлся резиденцией Богдо гэгэна, а его территория разрослась до небольшого города. Сейчас хурээ в Монголии не существует.
  • Сумэ – храм, в котором монахи собирались только по особым праздничным дням. Иногда сумэ называли обособленный храм в составе монастыря. Сейчас этим названием именуют храм любого религиозного направления.
  • Хийд – монастырь, где раньше монахи вели затворническую жизнь. В наше время так называют любой монастырь буддистов.

А сейчас мы хотим рассказать вам про три удивительных святыни Монголии, которые абсолютно точно заслуживают посещения.

Главный буддийский храм-монастырь Гандан

Рекомендовать место

8

1

Гандантэгченлин или, как его еще называют – Гандан, самый крупный буддийский храм и монастырь в Улан-Батор. Сегодня в нем проживают более 150 монахов. Главная достопримечательность Гандана – 26-метровая статуя бодхисаттвы Авалокитешвары.

Полное название монастыря можно перевести как “Большая Колесница Совершенной Радости” и если сравнить яркие расписные стены храмов с остальными зданиями города, оно полностью оправдывает себя. Гандан это целый храмовый комплекс, в котором находятся несколько молитвенных пагод, ступ-субурганов, библиотека с 50 тысячами религиозных свитков и книг, буддийская школа и три главных храма. Все крыши выложены яркой черепицей, внутри на территории много зелени и статуй Будды. Стены зданий украшены орнаментом и искусной резьбой по дереву.

Вход на территорию бесплатный. Служба начинается рано утром и к полудню уже заканчивается. Фотосъемка разрешена не везде, и об этом предупреждают таблички у дверей.

Самый яркий

В самом центре столичного Улан-Батора, посреди узких улочек, старых кварталов, высоких заборов и многочисленных лотков с товарами высится необычное здание. Оно пестрит яркими стенами, разноцветной черепичной крышей, а на территории играет буйство природных красок: цветы и сочная зелень.

Местные жители знают, что это монастырь Гандан. Им он известен больше под названием Гандантэгченлин, что значит «Огромная колесница истинной радости». И ведь даже внешним убранством Гандан оправдывает свое название.

Он является самым большим и известным храмом в монгольской столице. Сейчас здесь живет порядка 850 монахов.

Главный вход в Гандан, как и положено по буддийским традициям, выходит на юг. Его охраняют божества, внешний вид которых своеобразен и непривычен для тех, кто плохо знаком с тибетским буддизмом.

Важнейшая ценность монастыря – скульптура Авалокитешвары — будды милосердия. Его здесь называют по-своему – Мэгджид Джанрайсэг. Его статуя примечательна тем, что высится на 26 метров и полностью покрыта позолотой.

Начало было положено, когда в первом десятилетии 19-го века от действующего монастыря Чжебцун Дамбо отделился класс по изучению догм буддизма. Спустя тридцать лет основали первый деревянный храм с позолоченной крышей, а еще через пару лет – деревянный. К концу 19-го столетия Гандан достиг пика процветания – здесь останавливалось порядка 14 тысяч лам.

В тридцатые годы прошлого столетия по стране прошлась волна репрессий, которая не обошла Гандан стороной. Но уже к 1950-му году его вновь открыли, проведя капитальную реставрацию.

С тех пор монастырь зажил новой жизнью. В наше время Гандан – целый монастырский комплекс, куда каждый день стекаются монголы-буддисты и любознательные иностранные туристы.

Здесь находится три главных храма:

  • Цогчин;
  • Дзу;
  • Мэгджит Джанрайсэг – храм, где хранится та самая одноименная статуя.

Их архитектура самобытна, а фасад  удивляет деревянной резьбой и живописью.

На территории также находятся многочисленные ступы, пагоды и главное – Духовная академия буддизма. Академия славится тем, что в ее библиотеке насчитывается свыше пятидесяти тысяч священных книжных и рукописных изданий.

Обучение здесь имеет тринадцать направлений буддийского знания, в том числе:

  • философия;
  • тантра;
  • калачакра;
  • искусства;
  • медицина;
  • астрология.

Информация для туристов

Часы работы: 9:00-16:00. Учтите, что буддийские службы обычно заканчиваются в первой половине дня.

Вход на монастырскую территорию не требует оплаты. А вот за посещение храма Мэгджид-Джанрайсэг иностранные туристы должны заплатить 5000 MNT (около 120 руб.)

Фотографировать на территории можно, но не везде: обращайте внимание на указатели (на английском языке). Съемки внутри храмов требуют особого разрешения

Общее время осмотра храмового комплекса – около 2 часов. Для посещения рекомендуется одежда с длинными рукавами, колени также должны быть закрыты. При посещении храмов необходимо снять обувь.

Снаружи монастырь напоминает тибетскую крепость: маленькая дверь, отсутствие окон, крыша из разноцветной черепицы и фигуры ужасных стражей. Попадая внутрь, вы переноситесь в другой мир, где даже время течет по-иному.

В конце главной тропы при входе находится белый Мэгджид-Джанрайсэг, главная достопримечательность монастыря. Стены храма выложены сотнями изображений Будды долголетия. Внутри скрывается 26-метровая позолоченная статуя Будды. К востоку находится небольшой храм, посвященный Калачакре, гневному буддийскому божеству.

В сувенирном магазине слева от входа продаются нетуристические религиозные артефакты, в том числе миниатюрные медные чаши, картины, благовония и свитки, а также предметы обихода: монгольские фетровые шляпы и носки из верблюжьей шерсти.

Монастырь Онги

Рекомендовать место

2

3

В укрытой горами части северной Монголии находятся остатки некогда величественного монастыря Онгийн хийд. Здесь проходил обучение Данзан Равжаа, известный монгольский просветитель XIX века. Сегодня здесь в полуразрушенных глинобитных зданиях проводятся службы.

Во время репрессий монастырь был практически полностью разрушен и долгое время на земле можно было найти остатки монастырской утвари, священных текстов, скульптуры и статуи. Сегодня все это находится в музее при монастыре. Но самые крупные фрагменты до сих пор лежат в песках.

В 3,5 км вверх по течению на левом берегу реки Онгийн гол имеется небольшая пещера длиной 10-15 метров, залазить в которую можно только на корточках, но потом начинается просторный зал. Местные жители рассказывают, что на стенах пещеры раньше можно было увидеть рисунки.

Историческая справка

Монастырь Гандан (его полное название – Гандантегченлин) был образован в середине XIX века. Во времена советской эпохи он был единственным буддийским монастырем в социалистической Монголии. На реставрационные работы выделялись правительственные деньги, в том числе из российского займа.

С 1970 г. в монастыре действует Буддийская духовная академия, выпускающая церковнослужителей. Храмовый комплекс включает 14 культовых сооружений (10 из них открыты для туристов), а также постройки для жилья и хозяйственного типа. Библиотека Гандана включает более 50 тысяч манускриптов монгольского, тибетского и индийского происхождения. И академия, и библиотека открыты для всех интересующихся буддизмом.

На территории Гандана открыт колледж буддийской медицины. Ведется прием пациентов. В Академии обучают астрологии (курс рассчитан на 10 лет). При монастыре функционирует детский сад.

Буддийские монахи обычно владеют английским языком, достаточным для общения с туристами. Для интересующихся буддизмом посещение монастыря – отличный шанс получить ответы на вопросы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий