Слайд 9Бюджетный процесс и принципы построения бюджетной системы в ГерманииБюджетная система Германии
основана на следующих принципах:
– единство и полнота бюджетной системы страны (все доходы и расходы должны быть представлены в бюджете в полном объеме, единство бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы, формирования бюджетной документации, бюджетной отчетности и т.д.);
– совокупное покрытие расходов бюджетов (расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами и источниками финансирования дефицита бюджета);
– годичный бюджетный период (Совпадает с календарным – с 1 января по 31 декабря. Бюджет разрабатывается исполнительной властью и рассматривается, утверждается законодательной властью на год );
– своевременность представления бюджетов (до начала бюджетного года);
– неизменность бюджетных параметров (отсутствие возможности изменять размер расходов по определенным статьям);
– экономичность и экономность расходования бюджетных средств ( при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.);
Причины возникновения дефицита государственного бюджета
- возросшие расходы вызваны необходимостью развития промышленности и структурными экономическими реформами;
- накопление государственного долга – увеличиваются расходы по его обслуживанию;
- доходы сокращаются вследствие экономического кризиса – экономика падает, меньше налоговых поступлений, падает рыночная цена на основные экспортные товары – меньше прибыль и т.д.;
- неэффективная финансовая политика государства;
- популизм правящей партии – политическая сила пытается заработать голоса избирателей, увеличивая расходы на социальные проекты – рост льгот, пособий и т.д., но ведь эти расходы не обеспечены доходом;
- коррупция – это большая проблема многих стран;
- теневая экономика – деньги проходят мимо бюджета, нет роста реального ВВП, нет налоговых поступлений, растет официальная безработица;
- форс-мажорные обстоятельства – крупные природные катаклизмы (наводнения, землетрясения, ценами и пр.), промышленные катастрофы, массовые акции протеста, военные конфликты и др., они сбивают запланированный ритм, сокращают поступления и наращивают расходы.
Бундестаг принял рекордный бюджет Германии на 2020 год
Расходная часть бюджета ФРГ составит 356,4 млрд евро. Правительство заложило в проект увеличение расходов на оборону, социальные нужды, цифровизацию экономики, помощь развивающимся странам.
Бундестаг в пятницу, 23 ноября, принял федеральный бюджет на 2020 год. В поддержку соответствующего проекта проголосовали 366 депутатов, 284 были против, сообщает агентство dpa.
Контекст
Америка заставляет Германию перевооружаться
Вашингтон ультимативно потребовал от партнеров по НАТО довести расходы на оборону до 2 процентов их ВВП. Все последние десятилетия доля ассигнований на армию в Германии снижалась. (17.02.2017)
Правительство ФРГ одобрило проект бездефицитного бюджета на 2018 год
Расходная и доходная часть бюджета составят 341 миллиард евро каждая. Это позволит правительству инвестировать в будущее и выполнять международные обязательства страны. (02.05.2018)
Расходная часть бюджета утверждена в размере 356,4 млрд евро, это почти на 13 млрд евро больше, чем в 2018 году. Правительственная коалиция заложила в проект увеличение расходов на оборону (43,2 млрд евро, или на 4,5 млрд больше, чем годом ранее), социальные нужды (145,3 млрд евро), цифровизацию экономики, помощь развивающимся странам. Отмечается, что бюджет будет способствовать созданию 8750 новых рабочих мест в министерствах и федеральных ведомствах.
Как и в предыдущие пять лет, ФРГ планирует отказаться от новых заимствований, последовательно придерживаясь стратегии, известной как “черный ноль” (schwarze Null). Она подразумевает, что запланированные расходы финансируются не новыми кредитами, а исключительно из доходов бюджета.
В то же время оппозиция считает, что “черный ноль” в бюджете 2020 года достигается лишь за счет использования резервов и различных уловок правительства. Фактически же бюджет находится ниже “нулевой линии”, заявили представители оппозиции в ходе прений в бундестаге.
Инфографика: Сколько тратят на оборону Россия, США и Германия
Четверть расходов – на оборону
В 2016 году Россия потратила на оборону 3 триллиона 889 миллиардов рублей (60,82 миллиарда долларов). Это почти четверть всех расходов российского бюджета. У Германии и США эта доля значительно меньше – 11% и 15% соответственно.
Инфографика: Сколько тратят на оборону Россия, США и Германия
Расходы в двойном размере
Совокупные расходы России на оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2016 году составили 5 триллионов 832 миллиарда рублей (в пересчете 91,5 миллиарда долларов). Это более чем вдвое больше аналогичных расходов Германии, которые составили 44,7 миллиарда долларов.
Инфографика: Сколько тратят на оборону Россия, США и Германия
Несмотря на снижение трат на оборону и секретных расходов в 2017 году, они остаются среди крупнейших статей расходов бюджета РФ. Основная часть секретных расходов обычно приходится на статью “Национальная оборона”. Но, как отмечают эксперты, в 2017 году необычайно большая доля закрытых расходов выпала на такие сферы, как национальная экономика, здравоохранение и даже периодическая печать.
Бюджет на 2021 г.
В основном доходы федерального бюджета складываются из налогов на прирост капитала. Формирование земельного бюджета связано с работой расположенных на территории производственных организаций. Из-за необходимости перераспределять средства между субъектами, к работе над бюджетом приступают летом и к концу осени составляют конечный проект.
В 2021 г. расходную часть бюджета установили в пределах 335,5 млрд. евро. Это на 2% превысило запланированный уровень. Пропорционально на 1, 23% от производственного объема увеличатся расходы на оборону. Это составит приблизительно 38,45 млрд. евро
Возможно, это является реакцией на призыв Трампа, который несколько раз обращал внимание на невыполнение обязанностей по финансированию коллективной безопасности в пределах 2% от ВВП членами НАТО
В 2021 г. прогнозируется небольшое увеличение бюджета по сравнению с 2020 г. Больше средств выделяется на культуру (примерно на 23%), на адаптацию мигрантов, а также на сокращение уровня мировой миграции (21 млрд. евро).
В 2021 г. собираются сократить уровень государственного инвестирования (до 35,7 млрд. евро). Однако при этом прогнозируется его восстановление до 36,2 млрд. евро.
Накопленная “финансовая подушка” в размере 14 млрд. евро позволила министерству финансов выступить с инициативой снизить налоги. В качестве аргументов в поддержку данного предложения приводят наблюдаемый на протяжении последних лет экономический рост государства и стойкий политический запрос, сложившийся в обществе.
В 2021 г. расходная часть принятого государственного бюджета страны составила 356,4 млрд. евро. Это на 6% больше. На оборону выделено 43,2 млрд. евро (на 4,75 млрд. больше). На социальные нужды выделили 145,3 млрд. евро. Также выделили средства на развитие цифровой экономики и оказание помощи нуждающимся странам.
Слайд 10- сбалансированность бюджетов ( объем расходов должен быть равен объему доходов
плюс источники финансирования дефицита бюджета. При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены безпрофицита бюджета. Профицит – это превышение доходов бюджета над расходами);
– достоверность и ясность бюджетов (надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующих территорий и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета);
– брутто-принцип (доходы и расходы представлены раздельно и в полном объеме, без сальдирования);
– принцип «разделения учетных единиц» (доходы – по источникам возникновения, расходы и обязательства – по целевым статьям);
– принцип разделения правомочности осуществления бюджетных расходов от правомочности принятия бюджетных обязательств уполномоченными лицами
Бюджетный процесс и принципы построения бюджетной системы в Германии
Экономика
ВВП Германии составляет несколько триллионов долларов в год, что для такого небольшого государства поистине огромная сумма. Уровень жизни населения высок, несмотря на отсутствие больших запасов природных ресурсов. Углеводороды страна вынуждена закупать. Наиболее удобный вариант для Германии – получение газа по газопроводу из России. В отличие от Польши и ряда других стран ЕС, Германия отдает предпочтение своим экономическим интересам в ущерб политическим и по-прежнему лоббирует строительство газопроводов. Это практически единственная страна в ЕС, которая настаивает на продолжении строительства газопровода “Северный Поток – 2”. Во многом это связано с реализацией амбициозных, но, возможно, недостаточно обоснованных планов по отказу от атомной генерации, в то время как другие страны ЕС пока не спешат сворачивать использование угля и мирного атома.
Отказ от атомной и угольной энергетики обходится для страны не дешево – растет цена на электричество. Основной акцент делается на развитие возобновляемой энергетики, которая из дорогостоящего удовольствия постепенно превращается в сравнительно недорогую альтернативу, особенно когда речь заходит об электроэнергии. Вместе с тем пока Германия не спешит с развитием ВИЭ, делая ставку на импорт газа из России.
Структура экономики Германии типична для развитых стран. 2/3 от ВВП обеспечивает сфера услуг. На втором месте находится промышленность, доля же сельского хозяйства очень мала. И это несмотря на то, что большая часть территории благоприятна для выращивания пищевых культур и располагается на равнине. Преобладает высокопроизводительное сельское хозяйство. Страна занимает 1 место по производству молока среди стран ЕС, по производству зерна – второе. Это значит, что несмотря на малый вклад сельского хозяйства в ВВП объем производимой сельхозпродукции очень большой.
Основу промышленности Германии составляет химическая, машиностроительная, электротехническая, судостроительная и автомобильная. До недавнего времени была развита еще и угольная, но теперь она фактически сошла на нет.
§ Структура государственного бюджета Германии
Федеральный государственный бюджет Германии – это закон страны, состоящий из более 2500 страниц, его структура включает в себя краткий бюджет распределенный по Федеральным министерствам страны и органам верховной власти в стране (включая государственный долг и общее финансовое управление, т.е. доходы в виде налогов). Кроме краткого распределения, государственный бюджет состоит из множества единичных планов, классифицированных или структурированных по функциям и группам доходов и расходов. Далее в таблице 2 представлено распределение статей доходов и расходов бюджета по федеральным министерствам и органам власти. В дальнейших разделах ниже на этой странице вы можете просмотреть структуру бюджета Германии по группам и функциям.
В подробной таблице бюджета каждая строка имеет свой цифровой код, состоящий из следующих 4х составных частей:
- Einzelplan – министерство, ведомство;
- Kapitel – глава;
- Titel – заголовок (группа и порядковый номер в группе);
- Funktion – функция или назначение;
Бюджет ФРГ на 2019 год
Наибольшую часть доходов федерального бюджета формирует налог с оборота капитала. Наполнение земельных бюджетов зависит от того, какие предприятия активно функционируют на их территории. Поскольку планирование финансов предполагает перераспределение ресурсов между субъектами, бюджетный процесс начинается еще летом, чтобы к концу осени утвердить окончательный вариант документа. Общая сумма расходной части бюджета в 2019 году установлена в пределах 335,5 млрд евро, это почти на 2% больше, чем было запланировано на 2017 год. Пропорционально возрастут затраты на оборону (до 38, 45 млрд – на 1,23% от объема производства), что можно расценить как реакцию на призыв Трампа. Ведь американский президент не раз указывал на неисполнение членами НАТО обязательств по финансированию коллективной безопасности в размере 2% от ВВП. В целом бюджет Германии на 2019 год в цифрах немного вырастет по сравнению с предыдущим годом. Больше денег выделят на культуру (почти на 23%), на интеграцию уже прибывших беженцев , а также на предотвращение предпосылок для массовой миграции во всем миренаправят около 21 млрд евро. Планируется некоторое снижение государственного инвестирования в 2019 году (до 35,7 млрд евро), но одновременно в финансовом прогнозе на 2019 год закладывается его восстановление (до 36,2 млрд евро). Благодаря накопленной «финансовой подушке» в размере 14 млрд евро правительство может выдвинуть предложения по снижению налогов. Предпосылки для такой инициативы создает фиксируемый уже несколько лет подряд рост немецкой экономики, а также стойкий политический запрос на это, сложившийся в обществе.
Государственный бюджет от ВВП в других странах
Страна | Период | Факт. значение | Пред. значение |
Австрия | 2021 | -5.9 % | -8 |
Ирландия | 2021 | -1.7 % | -5 |
Люксембург | 2021 | 0.8 % | -3.4 |
Испания | 2021 | -6.9 % | -10.3 |
Исландия | 2021 | -8.9 % | -8.7 |
Норвегия | 2021 | 9.1 % | -2.6 |
Беларусь | 2021 | -0.3 % | -1.3 |
Бельгия | 2021 | -5.5 % | -9 |
Болгария | 2021 | -3.9 % | -3.8 |
Хорватия | 2021 | -2.6 % | -7.3 |
Кипр | 2021 | -1.7 % | -5.8 |
Чехия | 2021 | -5.1 % | -5.8 |
Дания | 2021 | 3.6 % | 0.2 |
Эстония | 2021 | -2.4 % | -5.6 |
Еврозона | 2021 | -5.1 % | -7.1 |
Финляндия | 2021 | -2.7 % | -5.5 |
Франция | 2022 | -4.7 % | -6.5 |
Германия | 2022 | -2.6 % | -3.7 |
Греция | 2021 | -7.4 % | -10.2 |
Венгрия | 2022 | -6.1 % | -6.8 |
Италия | 2022 | -8 % | -9 |
Латвия | 2021 | -7 % | -4.3 |
Литва | 2021 | -1 % | -7.3 |
Македония | 2021 | -5.4 % | -8.1 |
Мальта | 2022 | -5.2 % | -7.8 |
Молдова | 2021 | -1.9 % | -5.3 |
Черногория | 2021 | -2.03 % | -10.1 |
Нидерланды | 2021 | -2.6 % | -3.7 |
Польша | 2021 | -1.8 % | -6.9 |
Португалия | 2022 | -0.4 % | -2.9 |
Румыния | 2021 | -7.1 % | -9.2 |
Россия | 2022 | -2.3 % | 0.8 |
Сербия | 2022 | -3.3 % | -4.6 |
Словакия | 2021 | -5.5 % | -5.4 |
Словения | 2021 | -4.7 % | -7.7 |
Швеция | 2021 | -0.1 % | -2.8 |
Швейцария | 2021 | -0.7 % | -3.2 |
Турция | 2021 | -2.7 % | -3.5 |
Украина | 2021 | -3.4 % | -5.3 |
Великобритания | 2021 | -5.4 % | -15 |
Албания | 2021 | -4.8 % | -6.8 |
Босния и Герцеговина | 2021 | -0.3 % | -5.3 |
Республика Косово | 2021 | -0.9 % | -9.9 |
Слайд 8Финансовая система Германии включает федеральный бюджет, бюджеты 16 земель, общин, специальные
правительственные и внебюджетные фонды, финансы Федеральной железной дороги (Бундесбан) и Федеральной почты (Бундеспост), государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду. Вся страна разбита на финансовые округа. Связующим звеном между бюджетом федерации и бюджетами земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько финансовых округов.
Формально все звенья бюджетной системы автономны, т. е. самостоятельно составляют бюджет, взимают налоги, сборы, расходуют средства на выполнение функций, подпадающих под их юрисдикцию.
§ Расходы, распределение бюджета Германии
Распределение расходов государственного бюджета по Федеральным министерствам и ведомствам вы можете просмотреть в таблице 2, выше на странице. Учитывая, что бюджет страны на 2021 год составил 498.6 миллиардов Евро, в среднем расходы Германии на 1 день составляют 1.4 миллиард Евро, а расходы Германии на 1 месяц составляют 41.6 миллиардов Евро.
Далее в таблице 3 представлены расходы в бюджете страны по видам расходов.
Таблица 3. Расходы бюджета Германии на 2021 год по видам расходов
Вид расходов | Расходмлн. Евро | в % к сумме бюджета |
---|---|---|
Материальные административные расходыSächliche Verwaltungsausgaben | 10’356.50 | 2.08 % |
Дотации (без инвестиций)Zuweisungen und Zuschüsse (ohne Investitionen) | 185’037.12 | 37.11 % |
Специальные расходы на финансированиеBesondere Finanzierungsausgaben | 205’675.37 | 41.25 % |
Другое | 30’833.71 | 6.18 % |
Расходы на содержание персоналаPersonalausgaben | 8’884.66 | 1.78 % |
Расходы на инвестицииAusgaben für Investitionen | 36’478.28 | 7.32 % |
Военные закупки, вложения и т. д.Militärische Beschaffungen, Anlagen usw. | 15’573.35 | 3.12 % |
Обслуживание (погашение) государственного долгаSchuldendienst | 5’781.02 | 1.16 % |
ИТОГО: | 498’620.00 | 100.00 % |
Далее в диаграмме 2 представлено распределение бюджета Германии по министерствам и ведомствам, данные для диаграммы взяты из таблицы 2, находящейся выше на странице.
Система доходов госбюджета
Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.
Виды государственных доходов
Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.
- Налоговые поступления от физических и юридических лиц занимают центральное место в системе государственных доходов, обеспечивая органам государственной власти основной источник денежных средств. Также они являются регулятором всех социальных групп населения страны. Так, для лиц, находящихся за чертой бедности, предусмотрен механизм освобождения от налогового бремени, а для богатых – повышенный уровень налогообложения на сверхприбыль.
- Неналоговыми источниками доходов являются средства от использования или продажи государственного (муниципального) имущества, штрафы, компенсации, а также услуги возмездного характера, которые оказывает государство своим гражданам.
- Безвозмездными перечислениями называют дотации и субсидии как инструмент финансовой помощи бюджетов разных уровней, а также добровольные пожертвования и безвозвратные перечисления от внебюджетных фондов, граждан и организаций.
Разделение налогов по уровню бюджетов
Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:
- НДФЛ;
- налог на прибыль организаций;
- НДС;
- все виды акцизов, таможенных и иных пошлин, оплата по системе «Платон».
Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:
- имущественный налог организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог;
- лицензионные сборы и пошлины.
На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.
Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:
- налог на имущество физических лиц;
- налог на землю;
- на содержание жилищного фонда;
- на рекламу.
Прямые и косвенные налоги
По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход
Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности
Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.
К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).
Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.
Бюджет США на 2023 год
Закон о бюджете США на предстоящий год уже официально принят Сенатом (22 декабря 2022 года), затем его подписал президент Джозеф Байден (30 декабря). Принятию документа, который доступен в интернете, предшествовали длительные дебаты. Президент США в своём Twitter указал, что существенные вложения ожидаются в «медицинские исследования, безопасность, страховки для ветеранов, восстановление после стихийных бедствий».
Как в интернете, так и в тексте документа можно найти разночтения. К примеру, расходную часть в ряде источников оценили в $1,7 трлн. Но в данном случае речь идёт лишь о дискреционных расходах – то есть тех, которыми распоряжается действующая администрация. В таблице S-1 из документа, приведенного выше, расходы оценены в $5,8 трлн, в S-2 – в $5,68 трлн. И это уже полные расходы с учетом прямого финансирования:
Бюджет США на 2023 год в цифрах (исходя из данных таблицы S-2):
- доходы – 4,638 триллионов долларов;
- расходы – 5,792 триллионов долларов;
- дефицит – 1,154 триллионов долларов.
Учитывая, что в том же документе прогнозируется ВВП США на 2023 год в размере 25,567 триллионов долларов, то дефицит составит 4,5% от ВВП. Для сравнения, в прошлом году дефицит составлял больше 5,8% от размера ВВП Штатов 2022 года.
В таблице приведено сравнение бюджета США на 2023 год в трлн долларов с 2021-2022 годами:
Год | 2021 | 2022 | 2023 |
---|---|---|---|
Доходы | 4,047 | 4,437 | 4,638 |
Расходы | 6,822 | 5,852 | 5,792 |
Дефицит | 2,775 | 1,415 | 1,154 |
ВВП | 22,358 | 24,256 | 25,567 |
Дефицит (в % от ВВП) | 12,41% | 5,83% | 4,51% |
Стоит также понимать, что федеральный финансовый год в США длится с 1 октября по 30 сентября. Это означает, что утвержденный сейчас бюджет рассчитан до конца сентября 2023 года. При этом почти во всех штатах финансовый год длится с 1 июля по 30 июня.
Структура бюджета
В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.
К доходной части относятся:
- федеральные прямые и косвенные налоги;
- акцизные и таможенные пошлины и сборы;
- региональные и местные налоги.
К расходной части относятся:
- финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
- финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
- затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
- финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.
ВНИМАНИЕ! При сбалансированном бюджете соотношение доходов и расходов является равным
Профицит и дефицит бюджета
При несбалансированности бюджета возникает его дефицит либо профицит.
Бюджетный дефицит возникает при превышении уровня расходов государства над размером привлечённых в казну финансовых поступлений. Профицит, напротив, предусматривает преобладание суммы доходов над расходной частью.
При бюджетном дефиците государство вынуждено применять меры, направленные на урезание бюджета, а именно, к секвестру — сокращению расходов. Жёсткость принятых мер определяется величиной дефицита.
Причинами дефицита могут послужить:
- военные конфликты, в которых задействовано государство, при которых происходит увеличение расходов на модернизацию армии;
- неустойчивый курс национальной валюты;
- снижение ВВП;
- неэффективное расходование доходной части (например, дотации недоходных отраслей производства);
- недостаточность поступления средств (например, недополучение налогов) в доходную часть бюджета.
Чтобы государство могло выполнять перед своими гражданами и кредиторами обязательства, дефицит бюджета должен быть погашен — профинансирован средствами. Откуда их взять? Для устранения дефицита денежных средств государство занимает их у своих же граждан посредством выпуска облигаций государственного займа либо кредитуется у других стран или межгосударственных образований.
Ещё один способ ликвидировать дефицит государственного бюджета – провести эмиссию, то есть запустить денежный печатный станок страны, но это непопулярная мера, так как всегда негативно сказывается на уровне инфляции.
Природные условия
Страна простирается с севера на юг – от побережий Балтийского и Северного морей до горной системы Альп, часть которых относится к Германии. Крупнейшей рекой является Рейн.
Климат в Германии умеренно мягкий, слабо континентальный, с прохладной и довольно снежной либо дождливой зимой и теплым летом. Погода часто переменчива, в том числе и летом: теплая и солнечная может быстро смениться холодной и дождливой. Страна находится в зоне усиленного потепления климата. Раньше зимы были холоднее, чем сейчас, лето постепенно становится более жарким. Все это неоднозначно сказывается на экономике, что, естественно, влияет и на бюджет – Германия является одним из инициаторов борьбы с изменением климата и старается направлять свою экономику в сторону большей энергоэффективности, изменять структуру энергетики, транспортную сферу и т. д.