Джокьякарта и 504 Будды

Восточная Ява

  • Чем заняться: полюбоваться звёздным небом у подножия вулкана Бромо, взобраться на вулкан Иджен.
  • Сколько времени провести: три дня.
  • Как добраться: самолётом из Денпасара до Сурабаи — от 2300 руб. в один конец, далее автобусом или поездом до Проболинго. Или поездом из Джокьякарты до Проболинго от 225 000 рупий (≈ 1000 руб.), около восьми часов в пути. Расписание поездов можно посмотреть здесь.

Бромо

Аскетичные отели в деревне Чеморолаванг у подножия вулкана Бромо стоят совсем не аскетичных денег. Их единицы, и у них монополия. Но разве это имеет значение, когда вид на миллион?

Вулкан Бромо.

Высота сравнительно небольшая, около 2000 метров, а небо невероятно низкое и даёт очень чёткое представление о количестве звёзд во вселенной. Сказывается близость экватора. Кажется, номер в отеле вообще не нужен, потому что от вида этого неба невозможно оторвать взгляд часами, а в 4 утра уже прыгать в джип и мчать к подножию вулкана встречать рассвет. Но ночью очень холодно, температура падает чуть ли не до нулевой, спасают дополнительные одеяла, предусмотренные в каждом номере.

Арендовать место в джипе можно в отеле по приезде, цена за весь джип — 350 000—400 000 рупий (≈ 1700—1900 руб.), в нём пять-шесть мест, обычно попутчиков тебе подсаживают из того же отеля или собирают из соседних, то есть цена с носа получается ≈ 360 руб. при полной загрузке. Джип забирает из отеля, довозит до смотровой площадки, ждёт, потом отвозит к кратеру вулкана, снова ждёт и возвращает тебя в отель примерно к завтраку. Официально вход в национальный парк Бромо-Тенгер-Семеру стоит 220 000 рупий (≈ 1000 руб.) с человека, столько придётся заплатить, если отправляешься на джипе.

Есть альтернативный вариант проделать большую часть пути пешком, около 4,5 километра от деревни Чеморолаванг до смотровой площадки King Kong Hill, там встретить рассвет, а потом домчать на мототакси до подножия кратера (100 000 рупий / ≈ 470 руб.) и обратно в деревню пешком около 3 километров. В таком случае можно избежать покупки входного билета в парк.

Добраться до Чеморолаванг можно только из Проболинго, с центральной площади каждый час уезжают зелёные маршрутки, цена 35 000—550 000 рупий (≈ 170—2700 руб.).

Общественный транспорт в Индонезии

Система наземного транспорта в Индонезии очень обширна и удобна. Однако первое, к чему стоит привыкнуть, автобусы и маршрутки никогда не отправляются и не прибывают вовремя. Никогда! А ещё надо принять тот факт, что, несмотря на официальную стоимость билета, есть желание водителя заработать. То есть у полного автобуса своя «цена», стоимость билета, умноженная на количество посадочных мест, и пока не будет достигнуто одно из условий — заполнение всех мест или достижение «цены», — автобус никуда не поедет. Хочешь ехать сейчас — платишь за все недостающие места или ждёшь. Иногда часами.

До Проболинго ходят поезда из Джокьякарты (прямые или с пересадкой в Сурабайе) — 110 000—190 000 рупий (≈ 520—900 руб.), около восьми часов в пути, расписание можно посмотреть здесь.

Иджен

Чтобы попасть на самое большое кислотное озеро в мире, придётся попыхтеть во время подъёма на вулкан (около 3 километров) и спуститься к кратеру. Лучше сделать это ночью, стартовать примерно в 2:00. В награду за проделанный путь тебя будут ждать выхлопы сернистого газа, голубоватое свечение и ярко-жёлтые ломти серы. Не слишком привлекательно, правда? Подойдя поближе, уже отчётливее видишь синее пламя — пары чистого серного газа, нагретые до 600 градусов, вырываются из скважин и воспламеняются при контакте с кислородом.

Иджен.

С восходом солнца голубое пламя меркнет, и на смену ему появляется озеро потрясающего бирюзового цвета. Я не стану утверждать, что это приятное или простое восхождение на вулкан. Тебе понадобятся маска, удобная обувь и хороший налобный фонарь, и даже с такой экипировкой глаза, скорее всего, будут слезиться, а дышать будет тяжело. Но, с другой стороны, кто сказал что дышать на другой планете просто? А назвать этот пейзаж земным точно невозможно.

Вход на другую планету стоит 100 000 рупий (≈ 470 руб.) в будни и 150 000 рупий (≈ 700 руб.) в выходные. Маски можно арендовать на месте — 25 000 рупий (≈ 115 руб.).

Добраться до Иджена можно из Проболинго на поезде до станции Banyuwangi за 4 часа и 85 000—150 000 рупий (≈ 400—650 руб.).

Транспорт на Яве с трудом поддаётся законам логики, а цены на жильё не всегда соответствуют ожидаемому. За несколько долларов можно оказаться в продуваемой ветрами палатке или в шикарном номере с накрахмаленными простынями. Большинство жителей на острове ещё не научились извлекать выгоду из туристов, а значит, улыбки и объятия гарантированы.

Как добраться в Джокьякарта и о местном транспорте

Из Каласана, это город в котором находится  храмовый комплекс  Прамбанан добраться можно на автобусе компании Trans Jogja. Стоит это всего 3000 рупий (около 25 центов), для сравнения такси обойдется в 15-20 долларов США.

Название этой транспортной компании стоит запомнить тем кто собрался на Яву, так она совершает все перевозки по самым популярным маршрутам.  Той же Trans Jogja можно добраться в Джокьякарту из аэропорта, гордо игнорируя навязчивых таксистов и сэкономив пару десятков баксов.

Из Каласана (Прамбанан) всего полчаса езды на автобусе и мы на главной туристической улице Джокьякарты – Малиоборо. Отсюда стартуют все городские маршруты по скудным достопримечательностям Джокьякарты. Их стоит выписать заранее  с адресами или взять карту города с интересными местами в отеле. Иначе может сложиться впечатление, что город состоит из трущоб, магазинов и мелких лавок.

Такси тоже не стоит игнорировать, иногда это выгоднее – не нужно тратить полдня на пересадки и дорогу. Просто стоит знать, что сколько стоит, кроме того примерно представлять расположение объектов – карты гугл на смартфоне в помощь. Также возьмите в своем гест-хаусе или отеле бумажную карту с интересными местами.

Количество знаний в путешествии обратно пропорционально связано  с количеством потраченных денег. Чем больше знаний – тем меньше денег вы потратите!

Садясь в такси можно попросить включить счетчик – почти всегда это дешевле чем договорная цена. Таксисты часто не включают вечером свет в надежде, что пассажир ошибется и перепутает купюры, например 10 000 и 100 000 рупий.

Боробудур – жемчужина древнего мира

Храмовый комплекс – образец индонезийской средневековой архитектуры, в 1991 году внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Взгляд сквозь века

С санкрита «боробудур» переводится как «буддийский храм на горе», точной даты появления которого учёные не установили. Считается, что сооружение возводили 75-100 лет – в 750-850 годах нашей эры в эпоху могущественной династии Сайлендра.

Строили храм тысячи рабочих, ремесленников и архитекторов, но через 150 лет святыню постепенно забросили. Боробудур, возвышающийся в священной долине Кебу, оказался погребённым под вулканическим пеплом, а джунгли Явы на сотни лет спрятали его от людских глаз.

Заброшенный храм европейцы нашли в начале XIX века. В 1814 году британские колонизаторы Явы, высадившись на остров, обнаружили на холме среди джунглей камни верхних террас Боробудура.

По поручению губернатора Явы 200 человек за 2 месяца расчистили верхний ярус храма, вырубили деревья и проложили просеку к вершине священного холма, но денег на реставрацию не хватило: полностью строение показалось в 1855 году.

Генеральная реставрация, спонсорами которой выступили Германия и Франция, Кипр и Бельгия, Австралия, началась в 1973 году. В проекте участвовало 600 человек. В храме демонтировали 800 тысяч каменных блоков нижних террас, укрепили холм и вновь собрали каменные блоки.

Для замены недостающих фрагментов вытесали 5000 новых каменных плит, улучшили дренажную систему. На восстановление Боробудура потратили 6,9 миллиона долларов, но сегодня храм выглядит так же, как и 1200 лет назад.

Архитектурные особенности

Храмовый комплекс, занимающий площадь 1,5 га, возведён в форме огромной ступы из двух миллионов каменных блоков. Фундамент Боробудура – в форме квадрата со стороной 118 метров.

Комплекс построен вокруг холма, обложенного камнями. 55 тысяч кубометров камня уложены без скрепляющей смеси, они плотно и точно подогнаны друг к другу. Храм в виде пирамиды, возвышающейся над землёй на 34 метра, – без внутреннего пространства

На основании возвышается 9 ярусов: шесть квадратных и три – круглых. С увеличением высоты над землёй уменьшается площадь уровней храма.

Лестницы проходят под арочными воротами, которые украшают 32 скульптуры львов, которые отгоняют злых духов, мешающих восхождению к просветлению человеку. В верхней части каждой арки – голова богини Кали, несущей смерть и дарящей жизнь; по бокам – фигурки мифических морских чудовищ. Центральный вход в храм, расположенный с восточной стороны, открыт только для буддийских монахов.

Раскопки показывают, что храмовый комплекс был окрашен в чёрный и красный, синий и золотой цвет по белоснежной штукатурке. Проливные тропические дожди смыли краску и превратили храм в тёмно-серую груду вулканического камня.

Вулкан Мерапи

А нам пора дальше,  по программе Прамбанан, где мы собираемся провести пару  дней, а по дороге заедем поближе к легендарному вулкану Мерапи.  Забегая вперед скажу, что увидели вулкан таким как на фото ниже только на следующий день, коварная мартовская погода почти полностью закрыла его от нас новичков в деле вулкано-покорения.

Забираться на верхушку цели не было, для этого нужно не менее 6 часов и ясная погода. На фото выше вулкан спустя пару дней. В марте сложно угадать погоду, но мы все равно не жалеем. Время у нас было, а погода как раз начала портиться.  Принимаем решение и едем к подножию вулкана и разведаем обстановку, так как собираемся в будущем проехать по Яве основательнее.

Стартовая точка для восхождения на Мерапи – поселок с таким родным именем – Selo.  Экономика места держится на туристах,  спектр услуг такой же широкий как кальдера вулкана – поездки на джипах, квадроциклах, пешие походы с проводником, есть даже подобие кафе с видом на вулкан. Трек на вулкан занимает с гидом 4 часа обратно – 2-3 часа с остановками. Лучшее время для посещения – календарное лето, июль-август, в это время года максимальная видимость и минимальное количество осадков.

Традиционно игнорируем организованный туризм и решаем подняться в гору на сколько успеем до непогоды, туча на горизонте растет и сильно грозит перерасти в небольшой шторм. Прикуривать от вулкана мы не собираемся – наша цель, сфотографировать верхушку и открывающиеся с горы виды, да и просто поход по горам без толпы доставляет сказочное удовольствие.

Кстати, по местному поверью, существует дух вулкана Мерапи, который лучше не гневить неправедными действиями, если уж что-то совершили, например сходили по малой нужде, лучше попросить прощения у духа.

Первые 40 минут проходят по приличной асфальтовой дороге, затем мы упираемся в камень – монумент. В 2010 году вулкан забрал жизни у  353 человек.

Дорога начинает сужаться, большая часть покрыта вулканическим пеплом, там где проходили потоки лавы много обгоревших поломанных деревьев. Идти становится тяжело, +30, влажно и довольно крутой подъем. Естественно никаких специально оборудованных смотровых площадок – то что в первую очередь сделали бы в тех же Альпах, просто тропинка. Встречаем пару американцев, которые идут назад. Наверху молоко, нулевая видимость, а идти еще примерно пара часов.

Туча на горизонте приближается чуть медленнее чем торнадо, но ощущения примерно такие же, не самые приятные. Возвращаемся и откладываем подъем на вулканы Явы на пару лет. А пока едем к храмовому комплексу  Прамбанан.

Как добраться до Биг Будды

Абсолютное большинство туристов к Большому Будде едут, а не идут пешком, хотя возможен и такой вариант. Один мой знакомый покорил гору и добрался до Биг Будды на своих двоих по дороге, которая начинается недалеко от пляжа Карон. Вышел он часов в семь утра и за полтора часа оказался на вершине горы. По его словам, дорога вполне сносная. Кое-где асфальтированная, где-то превращается в тропинку среди джунглей, но идти можно. Самым отважным и выносливым предлагаю воспользоваться именно таким вариантом. Найти дорогу поможет приложение Maps.me, которое может работать в режиме оффлайн (не нужно подключение к интернету). Загрузите карте Таиланда и программа покажет все дороги, тропы и тропиночки в округе.

Второй вариант – доехать до достопримечательности на транспорте. Тут есть несколько подвариантов:

  • Заказать экскурсию;
  • взять тук-тук;
  • арендоваь мопед.

Экскурсии с посещением Биг Будды

Вы можете заказать как отдельную поездку к Большому Будде на Пхукете, так и посетить гору в рамках обзорной экскурсии по острову. общую экскурсию, как правило, обзорную.
В таком варианте есть свои плюсы и минусы. Из минусов выделю два: нужно будет подстраиваться по времени и находиться почти всегда среди толпы. Правда, в случае заказа индивидуальной экскурсии оба минуса сойдут на нет. Для любителей впрыснуть в кровь адреналина крайне рекомендую экскурсию Квадросафари и Биг Будда». Вы подниметесь на одну из самых высоких гор Пхукета на квадроцикле! Максимальное число машин в колонне — 8.
Если экскурсии не для вас, а ездить на квадроцикле боязно, ваша дорога лежит к тук-тукерам. Хотя по-моему эта братия год от года наглеет все больше и больше. В любом случае советую торговаться до последнего. Пару сотен бат в итоге скинуть удастся. К Большому Будде я ездил именно таким способом. Нас было пять человек и после долгих торгов мы заплатили 1 000 бат за всех. Вполне бюджетно.

К достопримечательности также можно отправиться на мопеде. Вы сможете сделать это в любое время без всяких переплат и торгов. Дорога много времен не займет. По дороге вам встретится небольшая слоновья ферма, где предлагают услугу прогулка на слонах.

Вот так выглядит наш маршрут от Карона до Биг Будды на карте. Поездка заняла около 25-30 минут.

Главное доехать до Чалонга, а дальше нужно будет лишь следовать многочисленным красно-белым указателям.

Аэропорт Джокьякарта

Аэропорт Джокьякарта – шумный, суетливый и не очень уютный. Хоть и называется международным, но вся его международность ограничена рейсами в Куала Лумпур и Сингапур, а нам дальше пока  и не нужно.

Традиционно нас встречает свора таксистов, которые больше напоминают койотов и  с широкой улыбкой приглашает отвезти нас хоть на край света. Мы уже на краю света, отшучиваемся и прицениваемся. Стоимость проезда нам известна и торгуемся для виду. Курс доллара в аэропорту традиционно занижен примерно на 1 тыс. рупий, много денег менять не стоит.

Главные точки интереса Джокьякарта – Прамбанан – Боробудур если посмотреть на карту составляют неправильный треугольник. Наиболее удален от города Боробудур и мы начинаем знакомство с яванскими храмами именно с него. Расчет простой, сначала смотрим то, что подальше, затем подбираемся ближе к точке вылета, чтобы не тратить много времени на обратный путь и покидаем Яву.

С одним «койотом» удалось договориться о проезде к храмовому комплексу Боробудур за 200 000 рупий, это примерно 18 долларов США. Ехать 40 км, по времени примерно 1 час на такси.

О Майтрейе в трудах Е.П. Блаватской

Калки Аватар на белом коне. Индийский барельеф

В буддизме Майтрейя – Пятый Будда, в индуизме – Калки Аватар, воплощение Бога Вишну. В «Тайной Доктрине» говорится о том, что «Майтрейа есть сокровенное имя Пятого Будды и Калки Аватара браминов, последнего Мессии, который придёт при завершении Великого Цикла». «Единственная разница заключается в датировке их появлений. Так, тогда как появление Вишну на белом коне ожидается в конце настоящего периода Кали Юги, «для окончательного уничтожения нечестивых, обновления творения и восстановления чистоты», Майтрейю ожидают раньше», – дополняет Е.П. Блаватская в «Теософском словаре». Как объясняет «Тайная Доктрина», «простой секрет заключается в следующем: имеются циклы внутри более крупных циклов, и все они содержатся в одной Кальпе из 4 320 000 лет. Именно в конце этого цикла ожидают Калки Аватара».

В «Теософском словаре» даётся следующее описание: «Калки Аватар (санскр.) – «Аватар Белого Коня», который будет последним манвантарическим воплощением Вишну, согласно браминам; Майтрейи Будды, согласно Северным буддистам; Сосиоша, последнего героя и Спасителя зороастрийцев, по утверждению парсов; и «Праведного и Истинного» на белом Коне («Откровение», XIX, 2).

При его будущем явлении, или десятом аватаре, небеса разверзнутся, и Он появится «восседающим на молочно-белом коне, с поднятым мечом, сверкающим подобно комете, для окончательного уничтожения нечестивых, обновления «творения» и «восстановления чистоты»… Это свершится в конце Кали Юги, спустя 427 000 лет с этого момента.

Упомянутый конец каждой Юги называется «разрушением мира», так как земля изменяет при этом каждый раз свой внешний вид, затопляя одну систему континентов и поднимая другую».

В «Разоблачённой Изиде» Е.П. Блаватская сообщает, что Мессия является пятой эманацией и в еврейской «Каббале», и в гностической системе, «и в буддийской, где пятый Будда – Майтрейя – появится во время своего последнего прихода, чтобы спасти человечество перед окончательным разрушением мира. Если Вишну представлен в своём грядущем и последнем появлении как десятый аватар, или воплощение, то это только потому, что каждая единица, как андрогин , проявляется вдвое. Буддисты, которые отвергают это двуполое воплощение, насчитывают только пять. Таким образом, в то время как Вишну последний раз приходит в своём десятом воплощении, Будда, как сказано, сделает то же самое в своём пятом воплощении».

Далее автор приводит десять легендарных аватаров Вишну, среди которых седьмое воплощение – Рама-Чандра (примерно 7-е тысячелетие до н.э.), герой древнеиндийского эпоса «Рамаяны», восьмое – Кришна (4-3-е тысячелетие до н.э.), один из наиболее популярных индуистских богов. Десятым, как уже было сказано выше, будет воплощение Вишну в образе Майтрейи.

В «Тайной Доктрине» Майтрейя также упоминается как ученик Парашары. Так, в одном из наиболее древних священных писаний «Вишну Пуране» («Былины о Вишну») Парашара открывает своему ученику Майтрейе тайны мироздания. «Парашара говорит Майтрейе, своему ученику: «Так я объяснил тебе, превосходный Муни, шесть творений… сотворение существ Арваксрота было седьмым и было сотворением человека».

Парашара получил «Вишну Пурану» от своего Учителя Пуластья, одного из семи разумом-рождённых Сынов Брахмы. Брахма – бог творения в индуизме, который наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти (индуистской «Святой Троицы»). Посредством диалогов Парашары и его ученика Майтрейи в «Тайной Доктрине» повествуются основы древней космогонии и их соответствие Сокровенному Учению.

В «Разоблачённой Изиде» сказано о приходе Майтрейи: «Когда придёт Майтрейя-Будда, тогда наш нынешний мир будет разрушен, и новый, лучший мир заменит его. Четыре руки каждого индусского божества являются эмблемами четырех предшествовавших проявлений нашей земли из её невидимого состояния, тогда как голова обозначает пятого и последнего, Калки-Аватара, когда этот мир будет разрушен и сила Будх– Мудрости (у индусов – Брахмы) будет опять призвана проявить себя в качестве Логоса – чтобы сотворить будущий мир».

Борубудур – каменная энциклопедия буддизма

Боробудур называют храмом тысячи Будд. Стены галерей выложены из каменных плит, на которых по периметру помещены барельефы, рассказывающие о жизни принца Сиддхарт Гаутамы (Будды).504 статуи Будды украшают храм.

Буддистская идея

Совершая ритуальный обход ярусов храма, паломники знакомятся с жизнью Будды и его учением, которое изложено на 2672 барельефах. Направляясь к вершине, пилигримы продвигаются по системе лестниц и коридоров через три уровня храма, символизирующих буддистскую идею – последовательное развитие души человека от низшей ступени до высшей.

Нижний уровень храма – символ плотских утех, греховный мир, полный страстей, где человек не осознаёт себя и живёт по законам кармы. 160 резных каменных изображений иллюстрируют чувственные страсти людей. Здесь 104 ниши со статуями Будды.

Средний уровень повествует о скитаниях Будды, который в поисках смысла жизни исследует мир через преодоление своих желаний. 328 статуй Будды сопровождают путника на этом уровне.

Высший уровень – мир без форм, поэтому изобразить его сложно. Это три круглые террасы. На верхней террасе – центральная крупная ступа диаметром 15 метров и высотой 8 метров.

Символ вечности, в натуральную величину, ступу окружают 72 маленькие ступы колоколообразной формы с ромбовидными отверстиям. Внутри, за резными ограждениями – статуи Будды. Барельефов наверху нет: здесь обитель богов, место, где душа обретает бессмертие.

Каждый человек может пройти этим путём и достичь просветления, осознав себя. Путь очень привлекателен, но в то же время полон хитростей и непредвиденных ловушек.

Статуи Будды

На первый взгляд кажется, будто все 504 статуи Будды выглядят одинаково. Тонкое различие между ними – в расположении кистей рук. У Будд, сидящих на востоке, руки касаются земли. Это символ правоты буддистского учения.

Кисти рук Будд, сидящих на юге, подняты вверх, что обозначает исполнение всех желаний. Западные Будды сидят, сложив руки на груди, это поза медитации. Будды, охраняющие северную сторону, левую руку опустили на колено, а правую поднимают в умиротворённом жесте, тем самым вдохновляют пилигримов идти дальше по пути спасения.

Барельефы Боробудура – книга для паломников

Барельефы Боробудура – отражение истории буддизма. Повествование ведётся в форме «рассказов» о предыдущем рождении Будды.

Много раз он родился под видом животных: льва и оленя, обезьяны и лебедя, большой черепахи, перепела и лошади.

Благодаря барельефам, мы узнаём об обычаях, пище, животных и средствах передвижения, музыкальных инструментах яванцев того времени.

Барельефы показывают рынки и сцены работы в поле, образцы архитектуры того времени. Каменная резьба запечатлела королей и королев, придворных и солдат, служащих и простолюдинов, священников, танцоров и отшельников.

Барельефы изображают и мифических духовных существ: это асуры (низшие божества), боги, киннары (мифические существа в виде людей с конскими головами) и апсары (небесные танцовщицы). Изучая каменные изображения, историки узнают об архитектуре и вооружении того времени, экономике, моде и торговле, ремёслах и украшениях.

Боробудур восхищает необыкновенной тишиной и величием, монументальностью и неземной красотой, Боробудур погружает в атмосферу таинственности и буддийского спокойствия.

Часть третья: читать

Боробудур следует читать, словно книгу, — именно так и поступают бесчисленные паломники, собирающиеся каплями дождя на склонах храма. Помимо почти тысячи статуй Будд, в це ремониальном комплексе находятся 2672 барельефа (1460 повествовательных и 1212 изобразительных) общей площадью 2500 м2. Эти панели призваны посвятить паломников в таинства буддизма и помочь им достичь просветления.

Будда в позе оборота колеса дхармы

Фрагмент настенной панели Боробудура, изображающий сцену из Джатаки

Согласно ритуалу, восемь верхних ярусов (Рупадхата и Арупадхата), соединенные лестницами и коридорами, должны быть пройдены семь раз по часовой стрелке, при этом настенные барельефы «листаются» справа налево, а панели на балюстраде — слева направо.

Первый, нижний из открытых уровней, когда-то содержал в себе 160 барельефов, из которых до наших дней добрались немногие. Одни из панелей изображали, как 117 разных поступков ведут к одному и тому же негативному результату, другие же показывали, как за одним праведным поступком могут последовать 43 достижения.

Пожалуй, едва ли кто в мире может постичь безграничную, уходящую за горизонт мудрость Будды

120 панелей второго уровня повествуют о жизни Сиддхартхи Гаутамы на основе Лалитавистары. Другие барельефы помогают проникнуть в самую суть буддизма на примере различных ипостасей Будды.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий