Музей Гамбургский Кунстхалле

Современное искусство

Галерея современности – масштабная современная коллекция, которая находится в музее на втором этаже. Открыта экспозиция была в 1997 году. Здесь выставляются работы, написанные известными художниками после 60-х годов прошлого века.

В Галерее проводятся выставки сюрреализма и поп-арта. Ричард Серра, Яннис Коунеллис, Илья Кабаков, Дженни Хольцер и многие другие признанные художники создали специально посвященные этой галерее произведения.

Выставки в Галерее постоянно меняются, посетители, которым экспозиции интересны, есть всегда. В 2014 году, например, проходила выставка, посвященная интерпретации “Чёрного квадрата” Малевича.

History

Kunsthalle (main building)

Galerie der Gegenwart

Kuppelsaal (domed-hall) annex

The Kunsthalle has its origins in 1849, when established and opened a year later as ‘Städtische Gallerie’ (municipal painting gallery) by the Hamburg Kunstverein, which was founded in 1817. The collection grew quickly, and it soon became necessary to provide a building. The original red brick Kunsthalle was built from 1863 to 1869, designed by architects Georg Theodor Schirrmacher and Hermann von der Hude, and financed largely through private donations. The first director became the art historian and educator Alfred Lichtwark (1852–1914). His successor during the interwar period was Gustav Pauli, who also oversaw the completion of the Kuppelsaal (domed-hall) extension, the Kunsthalle’s first annex, designed by Fritz Schumacher and erected between 1914 and 1921.

In 1994, one painting of the Kunsthalle was involved in the so-called Frankfurt art theft. While on loan to the Kunsthalle Schirn in Frankfurt, the painting Nebelschwaden by Caspar David Friedrich was stolen. After negotiations with the thieves, a lawyer bought back the painting; when the Kunsthalle refused to pay him the agreed «consideration», he sued and won. In 1997, the Kunsthalle received, the ‘Galerie der Gegenwart’, a 5,600 square metres (60,000 sq ft) extension, designed by Cologne architect Oswald Mathias Ungers and dedicated to the Kunsthalle’s contemporary art collections. The cubic building sits on a monolithic base at a prominent location in close proximity to the Binnenalster.

Уникальный экстерьер музея

Здание Гамбургского кунстхалле необычно тем, что в его «внешности» сплелись воедино самые разные исторические эпохи и архитектурные стили. А все потому, что три части музея были возведены в разные годы – в 1869, в 1921 и в 1997 годах. Пожалуй, больше никакие достопримечательности Германии не способны конкурировать с музеем в плане оригинальности и таким гармоничным смешением стилей.

В средние века на том самом месте, где ныне высится музей, располагалась крепостная стена. Именно она защищала Гамбург от нападения неприятелей. По истечению веков, потребность таким способом оборонять город отпала, теперь на этом месте находится исторический центр, который хранит ценные экспонаты.

Это интересно: Погода в Оденсе в октябре: рассматриваем по полочкам

Церковь Святого Михаила

Ещё одним символом Гамбурга и крайне интересным с точки зрения архитектуры творением в стиле барокко является, несомненно, церковь Святого Михаила. К сожалению, до сегодняшнего момента изначальная постройка не сохранилась, и церковь многократно перестроена. 

 Однако её стоит посетить, чтобы увидеть самые большие в Германии башенные часы, а также обозреть окрестности со смотровой площадки, откуда можно увидеть Эльбу и Альстер во всём их великолепии. Впрочем, это не единственная знаменитая церковь Гамбурга.

Сложно представить себе этот город и без таких сооружений, как церковь Святого Якова или церковь Святого Николая, которые были разрушены при пожаре в середине XIX столетия, затем в XX веке во время Второй Мировой войны, но позже восстановлены.

 Церковь Святого Николая знаменита своей башней, которая по высоте определяется как третья в Европе. Самый большой орган в барочном стиле можно увидеть в церкви Святого Якова. Упоминается даже, что в этой самой церкви на этом органе играл ещё Иоганн Себастьян Бах.

Музеи Гамбурга

Если вы любитель посещения музеев, то в Гамбурге вас ожидает настоящее раздолье. Один только знаменитый Кунстхалле может удивить изрядной коллекцией ценных художественных полотен. Нет такого направления изобразительного искусства, которое существовало бы в Европе и не было бы представлено в Кунстхалле. Рембрандт, Моне, Пикассо, — редкая галерея может похвалиться собранием шедевров столь противоречивых мастеров. Но приготовьтесь к долгой прогулке: территория галереи охватывает без малого два гектара, целиком отданные искусству.

Кроме художественной галереи весьма интересным объектом представляется Музей истории Гамбурга, посетив, который можно проследить превращение маленькой средневековой крепости в мегаполис и крупнейший европейский торговый центр.

Среди других музеев, которые стоит посетить в поездке, можно назвать обитель современного искусства — Дайхторхаллен, музей, посвящённый родившемуся здесь же Иоганнесу Брамсу, Этнографический музей и городской Планетарий, а кому-то, быть может, будет также интересен Музей эротики. Если же вы предпочитаете неспешные прогулки на свежем воздухе – к вашим услугам знаменитый зоопарк Гамбурга, и его многочисленные заповедники, парки и скверы, из которых наполовину и состоит город, носящий гордое звание самого зелёного в Европе.

Корабль-музей «Кэп Сан-Диего»

В гавани порта пришвартован величественный белоснежный грузопассажирский корабль «Кэп Сан-Диего». Он является неотъемлемой частью панорамы и выразительной достопримечательностью города. В конце 80-х годов XX века элегантное судно не выдержало конкуренции перед быстроходными контейнеровозами. Впоследствии корабль, оставшийся без работы, был превращён в комплекс.

Здесь каждому посетителю представляется свободно исследовать палубы и трюмы, заглянуть в машинное отделение и совершить прогулку по служебным и пассажирским каютам. Любопытно будет изучить навигационные приборы, зайти на капитанский мостик и восхититься изысканными интерьерами столовой, бара и гостиной. На корабле разместились различные экспонаты, открывающие гостям увлекательные сведения об истории «Кэп Сан-Диего» и знаменитого портового города.

Котировки [ править ]

  • Wir wollen nicht ein Museum, das dasteht und wartet, sondern ein Institut, das thätig in die künstlerische Erziehung unserer Bevölkerung eingreift (Нам не нужен музей, который стоит там и ждет, а учреждение, которое активно участвует в художественном образовании наших люди).
  • Freie und Abrissstadt Hamburg (Вольный и разрушаемый город Гамбург, пьеса под названием “Вольный и ганзейский город Гамбург). Эта цитата, которую часто цитируют на форумах архитекторов, относится к планам сноса жилых домов рабочих в доках по порядку. построить складской район Speicherstadt .
  • Es gibt in unserem Zeitalter kein Kunstwerk, das so aufmerksam betrachtet würde wie die Bildnisfotografie des eigenen Selbst, der nächsten Verwandten und Freunde, der Geliebten (В наше время нет произведения искусства, которое бы рассматривалось так же внимательно, как портрет ближайших родственников и друзей, любимых).
  • Aller Fortschritt besteht darin, daß einzelne einen höheren Typus vorleben und die Massen ihnen nachstreben. (Весь прогресс происходит благодаря более высокому примеру, подаваемому отдельными людьми; тогда массы стремятся следовать за ним).
  • Die Erfahrung lehrt, dass, wer auf irgendeinem Gebiet zu sammeln anfängt, eine Wandlung in seiner Seele anheben spürt. Er wird ein freudiger Mensch, den eine tiefere Teilnahme erfüllt, und ein offeneres Verständnis für die Dinge dieser Welt bewegt seine Seele. (Опыт учит, что любой, кто начинает собирать в любой сфере, может почувствовать изменения в своей душе. Он становится радостным человеком, наполненным более глубоким сочувствием, и более открытое понимание мирских вещей движет его душой.) ( Der Sammler (Коллекционер) ), 1912 г.)

Музей искусства и ремесел

В старинном элегантном особняке исторического района расположился музей искусства и ремесел. Это одно из ведущих культурных учреждений Европы. На трёх просторных этажах здания демонстрируются около 500 000 экземпляров. Они олицетворяют мастерство и изобретательность ремесленников всего мира, начиная от античных времён до сегодняшних дней.

Здесь разместились коллекции шедевров прикладного искусства, образцы декора, текстиля и одежды, изделия из стекла, металла и керамики, а также многочисленные предметы быта. Залы разделены на тематические экспозиции, относящиеся к различным эпохам и цивилизациям. Завораживает взгляд бесценное собрание фарфоровой и стеклянной посуды. Вазы, тарелки и чаши искусно расписаны удивительными орнаментами и красочными изображениями.

Старейшие образцы шёлка, вышивки и кружева свидетельствуют о том, что люди всегда следили за модными тенденциями. Пользуются популярностью драгоценные ювелирные украшения, изысканные статуэтки, средневековые гобелены и бронзовые скульптуры. В отделе истории интерьеров воссозданы комнаты с мебелью, зеркалами и прочей утварью.

Временные выставки [ править ]

Гамбургский Кунстхалле постоянно проводит временные выставки современного и исторического искусства в дополнение к постоянной ротации временных выставок. Ежегодно проводится в среднем 20 специальных выставок.

Прошедшие временные выставки править

  • 2010–2011: Космос Рунге . Рассвет романтизма
  • 2011–2012: Макс Либерманн . Пионер современного искусства
  • 2012–2013: Джакометти . Игровые поля
  • 2013–2014: Серийные установки, повторение как художественный метод с 1960-х гг.
  • 2013–2014: Альфред Флехтхайм .com, арт-дилер авангарда
  • 2014–2015: премия ars viva в области изящных искусств
  • 2014–2015: Макс Бекманн . Натюрморты
  • 2014–2015: Музы Фейербаха – Модели Лагерфельда
  • 2014–2016: SPOT ON, Шедевры Гамбургского Кунстхалле
  • 2015–2016: Нольде в Гамбурге

Прозрачный музей

Transparent Museum (дословно «прозрачный музей») ― инновационный проект Гамбургского Кунстхалле. Он посвящен раскрытию сути главных заданий музея: собрать, изучить, сохранить, показать и ознакомить.

Посетители, в основном, приходят, смотрят на картины, думают о их содержании и уходят наполненные вдохновением и свежими мыслями. Но мало кто задумывается о той большой работе, которая была проделана до того, как эту картину повесили на стене

Этот проект акцентирует внимание зрителя на том, что обычно оказывается за кадром и заставляет смотреть на произведение искусства с еще одной необычной стороны

Выставка занимает 9 комнат, каждая из которых посвящена отдельному задаче музея:

  • Как отличают подделки от оригиналов
  • Какое значение имеют рамки на работах
  • Как делают так, чтобы посетители воспринимали копию как оригинал
  • Интересные истории происхождения экспонатов
  • Критерии, по которым выбирают экспонаты для музея и т.д.

Благодаря новому подходу к демонстрации экспонатов музейные «декорации» стали более прозрачны и понятны для широкой аудитории, даже неспециалисты смогут постигнуть глубокое значение и увидеть каждый шедевр в совершенно новом свете. Именно поэтому идея и получила название «прозрачный музей».

Ссылки


The Girls on the Bridge, Munch, Hamburger Kunsthalle — Second-Half Travels @ Flickr


Oursana @ WikiCommons


SuicideSociety @ WikiCommons


Vkontakte User @ Vkontakte


“Charlotte Corinth am Friesiertisch (Am Putztisch)”, 1911, Lovis Corinth -1858-1925), Musé — byb64 @ Flickr


“Les anémones”, ca 1912, Odilon Redon (1840-1916, Musée des Beaux-Arts, Hambourg, Allemagn — byb64 @ Flickr


Anagoria @ WikiCommons


The Park and Gatehouse of Villa Borghese in Rome, Jorgen Rord, 1847 — Kotomi_ @ Flickr


“Le Philosophe (St Jérôme ?)”, vers 1764, Jean-Honoré Fragonard (1732-1806), Musée des Bea — byb64 @ Flickr


Vkontakte User @ Vkontakte


Wanderer above the Sea of Fog, Casper David Friedrich, c.1817 — Kotomi_ @ Flickr


“Aloès à Cassis”, 1912, Henri Manguin (1874-1949), exposition “Verzaubeite Zeit” — byb64 @ Flickr

Автомобильный музей «Прототип»

Любителям гоночных автомобилей непременно стоит посетить комплекс «Прототип». В трёхэтажном здании бывшей фабрики демонстрируется уникальная коллекция машин, созданных после окончания Второй Мировой войны. Некоторые модели конструировались и собирались в единственном экземпляре. Выставка состоит из 50 экспонатов. Здесь можно увидеть раритетные спорткары 40-60 годов XX века и современные болиды известных брендов немецкого автопрома.

Интерес вызывает воссозданная мастерская, где посетители могут увидеть процесс сборки автомобиля. В специальной акустической кабине всем желающим предоставляется возможность послушать запись работы двигателей разных марок машин. Достоянием фонда является легендарный болид Jordan знаменитого немецкого гонщика Михаэля Шумахера.

На этом спорткаре он дебютировал в соревнованиях 1991 года. Массу позитивных впечатлений оставит автомобильный симулятор, переоборудованный из подлинного ретро-болида. Управление этим транспортным средством имитирует автогонку максимально достоверно. Это позволяет юным и взрослым «гонщикам» ощутить все тонкости пилотирования скоростной автомашиной.

Музей шоколада Chocoversum

Любителям шоколада стоит включить в культурную программу посещение музея Chocoversum. Экспонаты этого удивительного гастрономического заведения доставляют людям массу положительных впечатлений, ведь шоколадный продукт способствует выработке гормона счастья.

Здесь можно буквально ощутить изумительные пряные ароматы и отведать лакомства изысканного вкуса. Туристам предлагают возможность узнать об ингредиентах шоколадной продукции и этапах её производства. Интересно будет услышать сведения о тонкостях многовековой истории выращивания бобов какао и использования их в кондитерской промышленности.

Во время экскурсии посетителям демонстрируют технологический процесс, начиная от обработки зёрен какао и заканчивая разливом горячего шоколада в разнообразные формы. Основная концепция музейной выставки заключается в предоставлении туристам принимать непосредственное участие в изготовлении популярного лакомства.

Экспозиция

Коллекция немецкой живописи XV столетия дополнена произведениями позднего Средневековья, чтобы показать путь развития искусства Нового времени с момента его зарождения. В живописи господствовали принципы позднеготического искусства. Станковая живопись предназначалась для культовых целей. В разных художественных центрах создавались алтарные произведения, в их образно-пластических структурах сохранялось единообразие живописных створок и расписной полихромной скульптуры. Разбогатевшие католические ордена, накопившие богатства монастыри окружали себя всевозможной роскошью. Появление грандиозных створчатых алтарей было связано с возросшей пышностью обрядов богослужения.

Один из подлинных шедевров Кунстхалле – так называемый Алтарь из Грабова, созданный Мастером Бертрамом.

Его имя упоминается в переписях архивов Гамбурга в 1367–1387, а в 1390 живописец планировал паломничество в Рим и составил свое первое завещание, а затем второе, где назвал себя Бертрамом, городским художником из Гамбурга.

Этот алтарь был создан для церкви Святого Петра в Гамбурге (установлен в 1383). Гигантский по размерам, украшенный множеством скульптурных фигур и серией из 24 картин, он является ярким примером живописных панно в Германии. Алтарь состоит из двух пар створок, открывавшихся только в праздничные дни, поэтому его внутренние части отличались особенной красотой и нарядностью.

Когда внешние створки распахнуты, можно видеть в двух рядах (по 12 картин в каждом) 18 сцен “Бытия” (от первых дней Творения до истории Исаака) и шесть сцен “Детства Христа” (от “Благовещения” до “Бегства в Египет”); когда открыты внутренние створки, появляется скульптурный алтарь: в центре возвышается “Распятие”, а по сторонам, в двух рядах ниш – фигуры пророков, апостолов и святых. Это один из самых богатых скульптурных ансамблей Северной Европы, включающий 79 резных фигур.

К сожалению, картины на внешней стороне алтаря не сохранились, и нельзя представить его в закрытом, повседневном виде. Серии работ поражают монументальной простотой. Композиция каждого клейма предельно упрощена. Бертрам стремился придать фигурам объемность, выделяя их на золотом фоне и разграничивая четким рисунком.

Миниатюрная страна чудес

Одной из популярных достопримечательностей является миниатюрная страна чудес, посещение которой не оставит равнодушным ни детей, ни взрослых. Это великолепное волшебное место представляет собой гигантского размера макет площадью более 6 000 м2. В этом сказочном мире разместились уменьшенные копии городов, архитектурных ансамблей, природных ландшафтов, действующих железных дорог и автомобильных трасс.

Поражает воображение множество продуманных до мелочей деталей. Страна чудес состоит из многочисленных зданий и сооружений, аттракционов и торговых центров, стадионов и концертных площадок. Не менее натурально выглядят природные рельефы: реки с порогами, озёра, моря, горы и лесные массивы. Здесь интересно будет понаблюдать за буднями и бытом фигурок жителей городов. Они работают, занимаются спортом, путешествуют на машинах, поездах, морских и воздушных лайнерах, спешат на помощь при чрезвычайных происшествиях, совершают прогулки по парковым комплексам, посещают спортивные соревнования.

Гостям этого удивительного мира предлагается возможность рассмотреть макет международного аэропорта, где осуществляются взлёты и посадки самолётов. Каждые 15 минут в миниатюрной стране чудес происходит смена дня и ночи. Офисные и жилые здания, мосты, а также кварталы освещаются красочной иллюминацией.

Гамбургский Кунстхалле

Особое место среди культурных достопримечательностей города занимает художественная галерея — Гамбургский Кунстхалле. Один из крупнейших музейных комплексов Германии занимает три здания, возведённые в разные исторические периоды. Фасад главного корпуса украшен высокой арочной галереей и скульптурными композициями. Рядом располагается флигель из ракушечного известняка, увенчанный величественным куполом. Галерея Кунстхалле славится своей выдающейся коллекцией живописи европейских мастеров.

В залах выставлены полотна разных художественных направлений, начиная с раннего романтизма и завершаясь произведениями импрессионизма. Здесь вывешены шедевры М. Либермана, А. Менцеля, Э. Уорхолла, П. Пикассо, П. Гогена, Э. Мане, Г. Курбе, К. Коро и многих других знаменитых художников. Особо интересны полотна, изображающие панорамы города. Жемчужина экспозиции — запрестольный образ, написанный художником Бертрамом в 1337 году для базилики Святой Петри. Шедевр содержит 24 библейских сюжета, повествующие историю зарождения человечества.

История музея

В средние века на месте, где сейчас расположены соединенные друг с другом здания, возвышалась крепостная стена, защищавшая Гамбург от нападения неприятелей. Но прошли столетия и земли, бывшие в свое время окраинами, превратились уже в исторический центр города. В 1817 году жителями Гамбурга был образован союз любителей искусства, члены которого впоследствии выступили с инициативой открытия в городе художественного музея. Вскоре городские власти пошли навстречу союзу и выделили для строительства музея земельный участок.

Кирпичное здание Кунстхалле

Постройка кирпичного здания Кунстхалле происходила с 1863 по 1869 годы, а спустя почти полвека (1912-1921 гг.) для нужд музея было возведено еще одно строение. Для возведения пристройки был выбран светлый материал – ракушечный известняк, а купол, увенчавший здание, сделал новое строение запоминающимся.

Второе здание музея

Первые годы деятельности Художественный музей Кунстхалле в Гамбурге не мог похвастаться разнообразием коллекций. В тот период фонды музея пополнялись в основном за счет дарений, которые являлись произведениями искусства, отвечающими вкусам сугубо своего века. Ситуация заметно улучшилась с помощью первого директора Кунстхалле Альфреда Лихтварка, который занял этот пост в 1886 году

Директор Лихтварк уделял огромное внимание систематизации разрозненного музейного собрания. В годы его правления музей обзавелся отделом искусства Средневековья, одними из ярких представителей которого являются мастера Бертрам и Франке, представленные в музее. Первые экспонаты музея

Первые экспонаты музея

Немалый интерес представляет коллекция, собранная в тот период, в которой представлены полотна с разнообразными видами Гамбурга, созданные Максом Либерманном, Ловисом Коринтом, Андреасом Цорном, Эдуардом Вюйаром, Пьером Боннаром и другими художниками. Благодаря Альфреду Лихтварку широкая общественность познакомилась с произведениями Каспара Фридриха и Филиппа Рунге. Лихтварк также целенаправленно приобретал для коллекций музея полотна художников того периода – фон Менцеля и Лейбля.

Картины импрессионистов впервые появились в стенах Кунстхалле именно благодаря Лихтварку.

Картина музея

При нем было приобретено около двух с половиной тысяч монет и медалей, основная часть из этого приобретения составила основу Монетного кабинета. Собрания Гравюрного кабинета и коллекции, составившие экспозицию с полотнами голландских живописцев, попали в Художественный музей Кунстхалле в основном благодаря завещаниям меценатов.

Музейные экспонаты

Преемником Лихтварка на посту директора стал Густав Паули, при котором фонды музея значительно пополнились творчеством художников-экспрессионистов (Оскар Кокошка, Франц Марк и другие). К сожалению, многие коллекции музея пострадали в 1937 году, когда правящая нацистская партия объявила ряд произведений искусства «дегенеративным» искусством. В результате несколько десятков картин были конфискованы из Кунстхалле и уничтожены.

В 1997 году гамбургский Кунстхалле распахнул перед посетителями двери еще одного своего здания. Новостройка носит название Галерея современности и экспонирует, соответственно, произведения нынешних мастеров.

Галерея современности

Художественный музей Кунстхалле принимает посетителей ежедневно, кроме понедельников и праздничных дней.

Engagement für diE Hamburger Kunsthalle

Der Blick auf die Kunst ermöglicht einen neuen Blick auf die Welt. Die Kunsthalle bietet Raum für neue Perspektiven und inspirierende Begegnungen. Lassen Sie sich begeistern, die Geschichte des Bürgermuseums Hamburger Kunsthalle gemeinsam fortzuschreiben – und unterstützen Sie uns!

Mitmachen

Immer Aktuell

Полезная информация

Часы работы:

  • все дни, кроме четверга, – с 10.00 до 18.00,
  • четверг – с 10.00 до 21.00,
  • понедельник – выходной.

Стоимость билетов:

  • обычный: в будни – 12 евро, в выходные и праздничные дни – 14 евро, по четвергам с 18.00 до 21.00 – 8 евро;
  • дети до 17 лет – бесплатно;
  • посетители льготных категорий (ученики, студенты, аспиранты до 27 лет): в будни – 6 евро, в выходные и праздничные дни – 7 евро, четверг с 18.00 до 21.00 – 4 евро;
  • группы (более 10 человек): в будни – 10 евро, в выходные и праздничные дни – 12 евро;
  • по “Гамбургской карте”: в будни – 10 евро, в выходные и праздничные дни – 11 евро.

Как добраться до музея

Добраться до Кунстхалле можно несколькими способами:

  • метро – линия U2, ехать до остановки Hauptbahnhof Nord;
  • автобус – маршрут 112, выходить на остановке Haltestelle Ferdinandstor;
  • городская электричка – S1, S2, S3, S11, S21, S31, выходить на станции Hauptbahnhof.

Индивидуальные доказательства

  1. Пауль Красеманн: История возникновения художественной ассоциации в Гамбурге . В: Гамбургер Кунстхалле (ред.): Ежегодный доклад Kunst-Verein Zu Гамбурга в 1900 году . Гамбург, С.17 .
  2. Уве М. Шнеде: Публика для искусства – начало художественного объединения в Гамбурге (и в других местах) . В: Уве Флекнер, Уве М. Шнеде (ред.): Гражданский авангард – 200 лет художественному объединению в Гамбурге . Hatje Cantz, Берлин 2017, ISBN 978-3-7757-4374-7 , стр.13 .
  3. ↑ Уве М. Шнеде: Публика для искусства – начало художественного объединения в Гамбурге (и в других местах) . В: Уве Флекнер, Уве М. Шнеде (ред.): Гражданский авангард – 200 лет художественному объединению в Гамбурге . Hatje Cantz, Берлин 2017, ISBN 978-3-7757-4374-7 , стр.14-еf .
  4. ↑ Уве М. Шнеде: Публика для искусства – начало арт-ассоциации в Гамбурге (и в других местах) . В: Уве Флекнер, Уве М. Шнеде (ред.): Гражданский авангард – 200 лет художественному объединению в Гамбурге . Hatje Cantz, Берлин 2017, ISBN 978-3-7757-4374-7 , стр.271ff .
  5. ↑ Уве М. Шнеде: Публика для искусства – начало художественного объединения в Гамбурге (и в других местах) . В: Уве Флекнер, Уве М. Шнеде (ред.): Гражданский авангард – 200 лет художественному объединению в Гамбурге . Hatje Cantz, Берлин 2017, ISBN 978-3-7757-4374-7 , стр.17-еf .
  6. Kunstverein в Гамбурге: Пересмотренные статуты Кунстверейн, протоколы 194 – м заседании 16 января 1937 года . В: Kunstverein в Гамбурге (ред.): Протоколная книга Kunstverein .
  7. nb In: Neue Hamburgische Blätter . Лента21 . Гамбург 1846 г.
  8. Bahlsen: Дом Ассоциации искусств в Гамбурге . В: Zentralblatt der Bauverwaltung . Лента50 , нет.45 , 12 ноября 1930 г., стр.776-780 .
  9. Подробнее: Майке Брюнс: Искусство в кризисе. Том 1: Искусство Гамбурга в «Третьем рейхе» . Дёллинг и Галиц, Мюнхен, 2001 г., ISBN 3-933374-94-4 .
  10. Майке Брюнс: Искусство в условиях кризиса. Том 1: Искусство Гамбурга в «Третьем рейхе». Дёллинг и Галиц, Мюнхен, 2001 г., ISBN 3-933374-94-4 , стр. 102.
  11. см. Переписку между Генрихом Штегеманном и Карлом Хенке v. Август 1936 г. о выставке в Гамбурге. Поместье Штегеманн в Муниципальном музее Фленсбурга .

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий