Храм Лакшми-Нараяна

Особенности посещения храма Джаганнатхи в Удайпуре

  • Храм Лакшми-Нараяны открыт ежедневно с 7 утра до 10 вечера.
  • Проносить с собой телефоны в храм не воспрешается, но пользоваться ими (для фото) запрещают местные брамины. На территории храма также есть место для обуви, где можно оставить сандалии. В святилище обязательно заходить босиком.
  • Наибольшие празднества разворачиваются на территории храма на Холи (в храме начинают использовать краску во время пудж уже за несколько недель до праздника) и на Ратха Ятру, когда статуи Богов катают в колесницах.
  • Интересно не только зайти в храм, чтобы взглянуть на его красоты, но и полюбоваться постройкой со стороны. Для этого достаточно зайти в одно из близлежащих кафе, расположенных на крыше зданий рядом.
  • Главной мантрой, с которой рекомендуется посещать храм Джагадиши, являются «Ом Джая Джагадиша Харе«.

Структура храма

Джагадиш Темпл — самый крупный хинду-храм Удайпура. Он включает 3 этажа. К основному входу ведёт три десятка мраморных ступеней. Напротив главных дверей, ведущих в храм Джаганнатхи, находится небольшое святилище Гаруды — ваханы Вишну. Перед ним установлено красивое металлическое изображение мифического царя птиц.

В гарбхагрихе (святилище) храма установлена чёрная каменная статуя Вишну (Кришны), который имеет 4 руки и всегда обильно украшен цветами.  В центре алтаря нахдится Шри Джагадиша, справа от него — Кришна Канхая (Господь Кришна, который был Иштадеватом Миры Бай), справа от Господа Джагадиши — его вечная спутница Махалакшми Деви.

Вокруг главного святилища расположено 4 алтаря с мурти Шивы, Дурги, Ганеши и Сурьи (Солнца) соответственно.

Образ и история Лакшми

Существуют разные версии происхождения Лакшми. Одна из них гласит, что дева появилась на свет при пахтанье океана богами и демонами. Они взбили волны до состояния молока, и на свет появилось 14 чудес. Среди них была Лакшми, вознесшаяся над водой. Красота девушки покорила всех богов, и каждый захотел соединить с ней жизнь. Богиня выбрала Вишну.

Эта фантастическая версия больше располагает к себе верующих, чем альтернативная, по которой девушка была дочерью мудреца Бхригу. Он долго скитался по чужим землям, ища мотив духовного насыщения человека знаниями. По идее Бхригу, ум питает мозг, а телу постоянно нужно пропитание другого рода. Поэтому он создал Лакшми, способную принести деньги и постоянную сытость.

Некоторые верят и в то, что Раджа Лакшми появилась из лотоса, лепестки которого поднялись над мировыми водами. Этот миф освещает писание «Махабхарата», повествующее о том, как лотос вырос из головы Нараяны, одного из образов Вишну.

По легенде богиня обладала двумя парами рук и была красива. Прелестница дарует людям четыре благодати: богатство, физическое удовольствие, блаженство и праведность. Главное предназначение богини — быть шакти Вишну. Она — средоточие неотделимой от бога творческой энергии.

На большинстве изображений она находится в потоке воды, извергаемой на нее слонами, что, согласно принятой в иудаизме символике, подтверждает ее божественную и мирскую власть. Считается, что Лакшми живет в воде, поэтому традиционные места поклонения богине — озера, пруды, берега рек и морей.

Кожу девушки художники рисовали розоватой, что символизировало сострадание ко всему живому, но есть и картины, где ее кожа темная или золотисто-желтого цвета. Обычно Лакшми изображается держащей в руках лотосы, кокосовый орех, цитрон или гранат. Фрукты олицетворяют плодовитость и награду за праведность. Иногда она держит сосуд, наполненный амброзией, дарующей вечную жизнь, и сидит верхом на тигре. Сохранились и изображения Лакшми с пятью парами рук, в которых она держит стрелы, лук и диск с булавой — в таком виде она воплощает одну из ипостасей воинственной богини Дурги.

У Лакшми есть двойник — Алакшми, божество, олицетворяющее неудачу и злой рок. Во время пуджи — обряда почитания Лакшми — индусы избегают употреблять и даже оставлять в доме горькие и кислые продукты, например, лимон или острый перец, потому что вместо благополучия они могут привлечь несчастья. Добрая богиня предпочитает сладкие подношения и цветы.

Отдельно выделяют групповое божество — Ашталакшми. Им поклоняются так же, как и единой богине. По сути, это воплощение восьми отдельных ипостасей Лакшми — знания, потомства, силы, власти и др. Во время осеннего фестиваля Виджаядашами индуисты украшают свои дома расписными статуэтками и печатными изображениями Ашталакшми.

Храмовый комплекс

На начало строительства храм считался самым крупным в Дели религиозным сооружением. Общая храмовая территория охватывает три гектара (b) . Бирла мандир окружён тенистым садом площадью более трёх гектар (b) с фонтаном (b) и каскадными водопадами. Рядом с главным зданием расположены гостевые дома для важных гостей и постояльцев. В одном из помещений храмового комплекса устроена комната для иностранных гостей, где туристам рассказывают о святом месте, о правилах поведения, а также, при необходимости, даётся на время традиционная одежда, чтобы прикрыть футболки (b) и шорты. В частности, посетительницы могут взять традиционный длинный шарф дупатта (b) .

Во дворе храма можно видеть каменный столб с портретами Лакшми Баи (b) и Махарана Пратапа (b) ; изваяния богов, святых, раджей, а также животных. Огромные раскрытые пасти льва и крокодила ведут в искусственные гроты. В центре пруда стоит статуя бога змей Шеша-нага (b) .

На территории комплекса находится небольшой храм, посвящённый Будде и украшенный фресками, повествующими о его жизни и учении. В северной части территории расположен «Гита Бхаван» или зал встреч, посвящённый Кришне. Здесь проводятся лекции об индийской религии и культуре. Во время праздников в «Гита Бхаване» собираются паломники, приезжающие со всей Индии.

Внешние видеофайлы
Внешний облик и храмовый сад Бирла мандира
Внутренние интерьеры и святилище Бирла мандира

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы, связанные с храмом Лакшминараян в Нью-Дели .
  • Храм Лакшминараян, Бирла Мандир – thedivineindia.com
  • Храм Лакшминараян
  • Храм Лакшминараян на Wikimapia
vтеОриентиры из Дели
Здания и сооружения
  • Аграсен Ки Баоли
  • Барахамба
  • Хауз Хас
  • Джахаз Махал
  • Джантар Мантар
  • Кашмирские ворота
  • Мечеть Хирки
  • Пурана Кила
  • Кутб-Минар
  • Раштрапати Бхаван
  • Красный форт
  • Сансад Бхаван
  • Здание Секретариата
  • Могила Адхам-хана
  • Могила Хумаюна
  • Могила Сафдара Джанга
  • Форт Туглакабад
  • Зафар Махал
Религиозные сайты
  • Ахинса Стхал
  • Акшардхам
  • Кафедральный собор Спасения
  • Храм Чхатарпур
  • Мечеть Фатехпури
  • Гурудвара Бангла Сахиб
  • Гурудвара Сис Гандж Сахиб
  • Храм Ханумана
  • Храм ИСККОН
  • Джама Масджид
  • Храм Лакшминараян
  • Храм Лотоса
  • Низамуддин Даргях
  • Собор Святого Сердца
  • Шри Дигамбар Джайн Лал Мандир
  • Храм Йогмайя
Мемориалы
  • Ворота Индии
  • Мемориал национальной полиции
  • Радж Гхат
  • Стена Истины
  • Национальный военный мемориал
Улицы и площади
  • Чандни Чоук
  • Connaught Place
  • Дилли Хаат
  • Хари Баоли
  • Раджпат
Парки и сады
  • Центральный парк (Ясли Сандера)
  • Парк Коронации
  • Дели Ридж
  • Сад пяти чувств
  • Сады Лоди
  • Археологический парк Мехраули ( мечеть и гробница Джамали Камали , гробница Балбана )
  • Национальный зоологический парк
  • Темы
  • Индуистские храмы
  • Музеи
  • Окрестности
  • Энергостанции
  • Университеты
vтеХрамы Вишну
Андхра-Прадеш
  • Тирупати
  • Ахобилам
  • Храм Аннаварам Сатьянараяна
  • Дварака Тирумала
  • Симхачалам
  • Мангалагири
  • Храм Говиндараджа, Тирупати
  • Храм Кодандарама, Тирупати
  • Шринивасамангапурам
  • Аппалаягунта
  • Храм Варахасвами, Тирумала
  • Vontimitta
  • Нараянаванам
  • Нагалапурам
  • Карветинагарам
  • Килапатла
  • Шрикурмам
  • Храм Шрикакула Андхра Махавишну
  • Храм Ранганатха, Неллор
  • Храм Кодандарама, Голлала Мамидада
  • Нарасимха Конда
  • Penchalakona
  • Бапатла
  • Храм Чинталараясвами
  • Антарведи
  • Ramateertham
  • Падманабхам
  • Бучиреддипалем
  • Храм Кулутла Ченна Кесава
  • Джаммаламадугу
  • Терани
  • Храм Анатхаварам Венкатешвара Свами
Бихар
Гуджарат
Карнатака
  • Шиванасамудра
  • Шрирангапатна
  • Удупи
Керала
  • Тируванантапурам
  • Тирукаткарай
  • Можиккалам
  • Тирувалла
  • Тирукадитханам
  • Sengunroor
  • Thiruppuliyoor
  • Тирувааранвилай
  • Тируванвандур
  • Тиру нааваай
  • Виттхуваккоду
  • Гуруваюр
  • Амбалаппужа
  • Трипунитура
  • Тирунелли
  • Варкала
МахарастраПандхарпур
Непал
  • Барахачхетра
  • Бишнупадука
  • Муктинатх / Салиграм ( Непал )
Орисса
Тамил Наду
  • Тирумейям
  • Тирукоштиюр
  • Храм Кудал Ажагар
  • Ажагар Ковил
  • Тирумогоор
  • Шривиллипутур
  • Tiruththangal
  • Тируппуллани
  • Тируккаччи
  • Аштабуджакарам
  • Тирувеккаа
  • Tiruththanka
  • Тирувелуккай
  • Тирукалванур
  • Тиру ооракам
  • Тиру Нирагам
  • Тиру каарагам
  • Тирукаарваанам
  • Тиру парамешвара виннагарам
  • Тиру павала ваннам
  • Тиру паадагам
  • Тиру нилааттингал тхандам
  • Тирупуткужи
  • Тирувалликени
  • Thiruneermalai
  • Тирувидандай
  • Тирукадалмаллай
  • Тирунинравур
  • Тируваллур
  • Тируккадигай
  • Тируважунтор
  • Тируиндалур
  • Кажисирама Виннагарам
  • Тируккавалампади
  • Thiruchsemponsey
  • Тируаримея Виннагарам
  • Тиру Ванпурушотхамам
  • Тирувайкунда виннагарам
  • Тируманимадам
  • Тирутеванарттогай
  • Thiruthetriyambalam
  • Thirumanikkoodam
  • Тирувеллаккулам
  • Тируппаарттханпалли
  • Талаи Санга Нанматиям
  • Тируксирупулиюр
  • Тирували-Тирунагари
  • Thiruccithra kootam
  • Тирукканнангуди
  • Тирунагаи
  • Тиру Танджай
  • Тируккоилур
  • Thirukkoodaloor
  • Тиру Кавит Талам
  • Тиру Адханур
  • Тирупуллабхутангуди
  • Тируккудандхай
  • Thiruccherai
  • Тирунандипура Виннагарам
  • ThiruNaraiyoor
  • Тирувиннагар
  • Тирувеллиангуди
  • Тирукканамангай
  • Тируккканнапурам
  • Тируккандиюр
  • Шрирангам
  • Тируккожи
  • Thirukkarambanoor
  • Thiruvellarai
  • Тиру Анбил
  • Thirupper Nagar
  • Тирувантипурам
  • Тируварамангай
  • Тируккурунгуди
  • Шривайкундам
  • Тируварагунамангаи
  • Тируппулингуди
  • Тируккуругур
  • Thirutthulaivillimangalam
  • Тирукколур
  • Тируккуландхай
  • Thentirupperai
  • Тируваттару
  • Тируванпарисарам
  • Gunaseelam
Telangana
  • Бхадрачалам
  • Ядадри
  • Кучадри
  • Бирла Мандир, Хайдарабад
Уттар-Прадеш
  • Наймисаранья
  • Матхура
  • Гокул
  • Айодхья
Уттаракханд
  • Девпраяг
  • Тируппирити
  • Бадринатх
  • Вишнупраяг
Виннулагам (За пределами земного царства)
  • Тирупааркадал
  • Тирупарамападхам
Другой
vтеИндуистские храмы в Дели
  • Храм Чхатарпур
  • Парк Читтаранджан Кали Мандир
  • Храм Ханумана
  • Храм ИСККОН
  • Храм Джаганнатха
  • Калка Мандир
  • Храм Лакшминараян
  • Нью-Дели Кали Бари
  • Нили Чхатри
  • Храм Шани Дхам
  • Сваминараян Акшардхам
  • Храм Уттара Гуруваюраппан
  • Храм Уттара Свами Малай
  • Храм Йогмайя
  • Достопримечательности
  • Окрестности
  • Музеи
  • Энергостанции
  • Темы
  • Университеты

Лакшми в культуре

Жители Индии регулярно повторяют мантру о богатстве и процветании, надеясь на благосклонность Лакшми. Купцы и торговцы восславляют ее, прося о выгодных сделках. Женщины и девушки обретают красоту и становятся хранительницами очага под ее надзором. Зажигая агарбатти (благовония), жители Индии произносят священные слова, молясь об изменениях в жизни и судьбе. Чаще других читают мантру Лакшми Гаятри.

Индусы уверены, что богиня ценит трудолюбие и упорство, а также остается неравнодушной к богатству и земным удовольствиям. В честь нее часто называют фирмы, магазины и даже школы астрологии. Согласно мифологическому описанию, она готова помогать тем просителям, чье сердце и помыслы чисты, а не направлены против конкурентов. Ганеша и Лакшми — божества, помощи которых просят для привлечения денег. Усилить удачу можно специфичной символикой, например, янтра Лакшми. Это витиеватые узоры, складывающиеся в единое изображение и способствующие привлечению удачи в разных начинаниях.

Лакшми — очень популярная богиня, образ которой широко используется в прикладном искусстве. Тем не менее, храмов, посвященных именно ей, немного. В Нью-Дели есть храм Лакшми-Нараяны, названный по имени двух божественных существ. Это архитектурное сооружение нового времени, строительство которого проходило в 1930-е годы. Также известны храмы в Ченнаи, Мумбаи и Хайдарабаде. В некоторых штатах есть культовые сооружения, посвященные отдельным ипостасям богини, например, храм Падмавати или Кайла Деви.

Лакшми упоминается в старинных священных гимнах, таких как Шри-сукта или Канакадхара -стотра. Ей посвящен праздник Онам, во время которого проводятся праздничные шествия, пиршества и гонки на лодках. Индусы в этот день собирают семью за роскошно накрытым столом и получают в подарок от старших родственников новую одежду. Также ее чтят во время праздника света Дивали, когда местные жители выходят на улицу с лампами и факелами, запускают фейерверки. Считается, что богиня обязательно посетит те дома, что ярче других освещены и украшены.

Как добраться до Храма Лотоса

Доехать до Храма Лотоса можно на метро, выйдя на станции Kalkaji Mandir, или на такси. Путь от Kalkaji Mandir до храма займёт около 20 минут. Если не хочется идти пешком, можно воспользоваться услугой велорикши и за 50 рупий доехать прямо до священного мандира. Бронирование экскурсии – тоже довольно востребованная услуга, позволяющая осмотреть святыню в составе экскурсионной группы. Вход бесплатен для всех желающих, но чтобы попасть внутрь, придётся набраться терпения – длинная очередь – обычное явление. При входе нужно обязательно разуться, оставив обувь в специальных сумках в камере хранения. С апреля по сентябрь храм открыт с 9 утра до 7 вечера. С октября по март время работы сокращается на 1,5 часа – до 17.30.

Цветок лотоса издревле является сакральным растением Востока. Цветочные узоры применяются в отделке помещений, в украшениях, в религиозной символике. Этот волшебный цветок воспевают в стихах и мантрах. Человек, постигающий «Искусство Лотоса», воссоздаёт в памяти то, что было заложено в его душе, учится контролировать свои мысли. Так называемая «Поза Лотоса» помогает прийти к духовному просветлению и вырваться из цепи прошлых реинкарнаций. Именно для этих целей и был создан Храм Лотоса – помочь человеку осознать своё место в жизни, глубже познать себя, очистить душу от мирской суеты.

История Jagdish Temple

Рассказывают, что храм Джагадиши неслучайно появился в Удайпуре и занял главенствующее положение среди местных храмовых сооружений. Однажды меварскому правителю Джагат Сингху посчастливилось попасть в город Пури на берегу Бенгальского залива (штат Орисса). Он посетил расположенный там храм Шри Джаганнатхи и настолько сильно оказался очарован этим местом и его божествами, что не смог отпустить их из своей жизни. Став преданным Джаганнатхи, раджа стал задумываться о том, как отблагодарить свое избранное Божество.

Вскоре после поездки ему приснился сон, в котором Господь Джаганнатх повелел ему построить храм в Удайпуре в свою честь, что и было спустя некоторое время успешно выполнено пылким преданным Джагадиши.  Так в Удайпуре возник прекрасный храм, со временем ставший главной достопримечательностью Удайпура. Историю его создания передают красивые раджастанские миниатюры, которые можно увидеть во время экскурсии по Городскому Дворцу, расположенному неподалеку.

Сегодня Джагадиша Мандир на берегу озера Пичола так полюбился жителям города, что стал его сердцем. Здесь всегда есть посетители, а в праздники к храму стекаются огромные толпы паломников из всего Раджастана.

О месте Храм Лакшми-Нарайан

Храм Лакшми-Нараяны — это индуистский храм в Нью-Дели. Он также известен под названием Бирла Мандир. Храм был сооружён в честь Лакшми и Нараяны – это солнцеликая богиня счастья и изобилия, одно из воплощений бога Вишну. Храм – это ярчайшая достопримечательность индийской столицы, привлекающая туристов и паломников  со всего мира. Особенно много народа тут в период религиозных праздников, таких как  Джанмаштами и Дивали.История Строительство церкви продолжалось с 1933 по 1939 годы. Инициаторами стали семьи богатых филантропов  и индийских промышленников Бирла, а в частности Балдео Дас Бирла. Им же был построен медицинский колледж в Калькутте. Храм часто называют Бирла-Темпл. Это имя закрепилось Махатмой Ганди в 1939 году, когда он еще и поставил условие, по которому  вход в храм разрешается теперь  не только индуистам, а также людям других каст или веры. Со времен создания семья Бирла содержит храм.Здание Над мраморным декором храма трудилось более ста резчиков по камню из Бенареса. Это место стало знаменитым уже на этапе строительства. На открытии присутствовал сам Махатм Ганди. Здание имеет три этажа. Снаружи оно сверкает яркими красками и позолотой, так как построено оно  из бело-розового мрамора, характерном для индуистской архитектуры храмов на севере и северо-востоке Индостана. Башни, арки и галереи сооружения богато украшены каменной резьбой, иллюстрирующей сцены из индуистских священных писаний. Самым высоким из разноцветных куполов храма Лакшми-Нарайан является купол 48 метров в высоту. Здание украшают Джайпурские фрески и мраморные скульптуры. Каждое меньшее по размеру святилища на разных ярусах храма, посвящено какому-либо богу: Будде, Шиве, Хануману, Ганеше, Дурге. Святилище бога Кришны, например,  украшено разноцветными поделочными камнями и зеркалами. За счет этого храм может стать местом поклонения приверженцев какого угодно направления индуистской религии, как индуизма, так и джайнизма или буддизма. Вокруг храма Лакшми-Нарайан тенистые сады,  площадь которых более трёх гектар. На территории есть фонтан и каскадные водопады. Есть здесь здания Geeta Bhawan, которое предназначено для занятий и дискуссий. Храм Лакшми Нараян – это одна из основных достопримечательностей Дели,  привлекающая тысячи приверженцев и простых туристов. Территория в общем занимает около 30 тысяч кв.  метров

Как найти Храм Джагадиши в Удайпуре?

Нет ничего сложного в том, чтобы отыскать Jagdish Temple. Он расположен на улице City Palace Road, в самом сердце города, рядом с Публичной Библиотекой, в 2-х шагах от озера Пичола и в 200 метрах от главного входа в дворец-музей City Palace. Словом, пройти Храм Джагадиши, будучи в Удайпуре, просто невозможно.

Обратите внимание, что войти на территорию храма можно двумя способами:

  • как через парадный вход, с улицы City Palace Road, поднявшись по высокой лестнице, украшенной огромными фигурами слонов;
  • так и с неприметной улочки Lal Ghat Road, через аккуратный маленький вход, расположенный рядом с ремесленной мастерской.

Культурное значение

Благодаря религиозному синкретизму храм стал местом поклонения приверженцев любой конфессии — и собственно индуизма, и джайнизма и буддизма.

Храм открыт для посещения все дни недели, однако наиболее часто он заполнен верующими с февраля по апрель, когда Дели наслаждается приятной погодой. Как популярная достопримечательность столицы храм привлекает множество туристов и паломников, особенно во время праздников Дивали и Кришна-джанмаштами.

Как отмечает ежедневная газета Hindustan Times, в течение века Бирла мандир стал неотъемлемой частью жизни среднего жителя столицы. Изображения храма можно встретить в старых фотоальбомах почти каждой семьи Дели.

Символизм формы лотоса

Удивительный цветок, поднимающийся со дна водоема и встречающий солнце, воплощает возрождение, постоянное очищение и совершенствование, стремление ввысь несмотря на преграды. Совершенство творения природы не нуждается в улучшении, поэтому здание просто повторяет расположение лепестков священного для индийцев растения

На свойства цветка давно обратили внимание и в других странах, но в Индии он считается символом государственности

«Искусство лотоса», так назван путь самосовершенствования и владения собой. Первым этапом считается контроль мысли, ведущий к дисциплине разума. Это воплощение чистоты и совершенства, духовного роста, поиска пути к просветлению и достижению гармонии с миром. Образ цветка запечатлен на миниатюрах, является атрибутом большинства божеств индийского пантеона, он универсален. Удивительно, что в разных странах трактовка его значения очень похожа. Став прообразом одного из великих архитектурных шедевров современности, лотос скрепил единство людей, подчеркнув, что каждый выбирает свой путь, но все они ведут к совершенствованию духа. Об этом напоминает удивительный храм Лотоса, стоящий среди 9 бассейнов, подобно легендарному цветку, открытому для каждого, кто готов вступить на путь, ведущий к духовному совершенству.

Более 1 млн. человек, среди которых верующие, паломники и туристы, приходят ежегодно под своды храма, чтобы прикоснуться к красоте и величию мира, обрести душевное равновесие, восхититься одним из чудес света нового времени.

Символизм и архитектурные особенности

Lotus Temple – необычная конструкция Индии. Это символ 9 мировых религий. Именно на число 9 делался упор при проектировке. Так, здание имеет 9 куполов, 9 дверей, а само строение выполнено в форме лотоса. Причем 27 лепестков образуют правильный 9-угольник. Сами здания округлой формы с гранями-углами, которых также 9.

Здесь нет прямых линий и углов. Это символизирует бесконечность: человек рождается, живет, умирает, но душа его вечна. Затем душа вновь рождается, но в другом теле. Таким образом, жизнь – бесконечна так же, как и Вселенная.

Цветок лотос выбрали не случайно. Это символ единения человека со Вселенной. Стены не украшены изречениями или фигурами священных божеств, внутри не установлены алтари. Каждый может прийти сюда и обратиться к Высшей Силе так, как он ее понимает.

Внутри установлены алтари, посвященные различным божествам: Будде, Ганеши и другим. Сюда также приходят люди, придерживающиеся разных течений буддизма, индуизма.

Особенность святынь в том, что нельзя четко сказать, для кого именно они предназначены. Сюда идут все гости столицы.

При посещении обители разуйтесь. В обуви входить запрещено.

Медитация перерождения

Территории святых обителей считают идеальными для медитации Перерождения. Оборудованы уединенные места для того, чтобы каждый посетитель погрузился в себя и почувствовал единение с Вселенной.

Паломники верят, что если провести здесь более 2 часов, карма очистится и человек, словно заново родится. Многие путешественники связывают посещение этих мест с началом новой жизни.

В дни праздников в честь богов число паломников достигает миллиона. Все они приходят воздать слова благодарности Высшим Силам и просить помощи в делах.

Так, к примеру, 19 октября паломники съезжаются в Laxminarayan Temple. В этот день организуют праздничные мероприятия, проводят ритуалы и обряды. Паломники оставляют дары божествам: яблоки, фрукты, сладости.

По святыням организуют экскурсии в сопровождении русскоязычного гида. Это сделает посещение более интересным. Проводник расскажет о ритуалах, обрядах, познакомит с местными поверьями и преданьями.

Заказать экскурсию в самой обители не удастся. Сопровождением по святым местам занимаются в основном предприимчивые жители Нью-Дели.

Орчха, маленький храм на пригорке

Один из таких дедушек благословил нас и накормил кашей в маленьком храмике.
Мы шли по дороге, ведущей к кенотафам, увидели небольшой храмик на пригорке, захотелось подняться.
На полу сидел дедушка и варил кашу. В алтаре, увешанный цветами, стоял какой-то бог, и мерцали масляные светильники. Мы спросили, что это за бог, можно ли подойти.
– Рам, Рам, – сказал дедушка и нарисовал нам на лбу красные тилаки.
После общения с богом мы хотели уйти, но дедушка уже разложил кашу по трем плошкам и жестом велел садиться на пол. Мы переглянулись. Обижать дедушку не хотелось, но руки у нас были очень грязные, да и плошки не стерильные, как мы заметили.
– Прашад, – сказал дедушка.
Прасад, божественная милость, отказываться нельзя.  Сели на пол, взяли грязными руками предложенные кусочки кокоса и стали ими есть кашу.
Потом дедушка налил нам чай. А потом мы с ним сфотографировались. Дедушка попросил, чтобы мы принесли ему напечатанные фотографии. Но завтра мы уезжаем.
– Завтра утром принесите, – сказал он.
Завтра утром мы не принесли, уехали.
Можно было бы отправить почтой, но по какому адресу? Орчха, храм на пригорке, дедушке?

Дедушкин храмик на пригорке

Но какие счастливые уходили мы из этого храмика, с красными тилаками на лбу… Мы не стирали их до самого вечера…

Архитектура храма

Внешние видеофайлы
Бхаджан о Лакшми-Нараяне
(видеоролик 2020 года)

Трёхэтажный храм, сверкающий яркими красками и позолотой, построен из бело-розового мрамора в стиле нагар, характерном для индуистской храмовой архитектуры севера и северо-востока Индостана.
Его башни, арки и галереи богато украшены каменной резьбой, изображающей сцены из индуистских священных писаний. Плиты коричневого и бежевого известняка привезены из разных уголков Раджастхана — Коты, Агры, Джайсалмера, Макраны. Во время постройки над мраморным декором храма одновременно трудилось более ста лучших резчиков по камню из Бенареса.

Храм увенчан тремя высокими разноцветными куполами (шикхарам) из красного песчаника. Самый высокий из них, посвящённый Лакшми-Нараяне, имеет 50 метров в высоту а два других — 35 метров. По традиции храм ориентирован на восток и первые лучи восходящего солнца озаряют вход, проникая в святилище.

Главное святилище храма, декорированное позолотой и бело-розовым мрамором, посвящено богине счастья и изобилия Лакшми и её супругу четырёхрукому Нараяне. Молитвенный зал украшен фресками, мраморными фигурами богов и строками из священных текстов. Фигуры Лакшми и Нараяны выполнены из джайпурского белого мрамора. Потолок украшен рядом слоновьих голов, в центре большая люстра, а под ней на полу — огромные глобус и колокол. Путь парикрамы (обход вокруг божества по часовой стрелке) проходит через зеркальную галерею. Каменные решётки сплетены из символов солнца и свастики.

Меньшие по размеру святилища, расположенные в разных строениях и на разных ярусах, посвящены другим богам: Будде, многорукому Шиве, обезьяноподобному богу Хануману, слоноподобному богу мудрости Ганеше, богине-защитнице Дурге. Небольшое святилище бога Кришны украшено разноцветными поделочными камнями и зеркалами. Внутри храм украшен великолепной каменной резьбой, изображающей сцены вайшнавской мифологии. Внутреннее пространство наполняют изображения духовных символов и цитаты «Бхагавадгиты» и упанишад.

Архитектура [ править ]

В shikharas храма

Его архитектором был Шрис Чандра Чаттерджи, ведущий сторонник «Движения современной индийской архитектуры». На архитектуру сильно повлияли принципы движения Свадеши начала двадцатого века и использованные канонические тексты. Движение не отказывалось от внедрения новых строительных идей и технологий. Чаттерджи широко использовал современные материалы в своих постройках.

Трехэтажный храм построен в северном или Нагара стиле из храмовой архитектуры . Весь храм украшен резьбой, изображающей сцены золотой юги нынешнего вселенского цикла. Более сотни искусных мастеров из Бенареса во главе с Ачарьей Вишванатх Шастри вырезали иконы в храме. Самая высокая шихараХрама над святым святилищем составляет около 49 м (160 футов) в высоту. Храм обращен на восток и стоит на высоком постаменте. Святыню украшают фрески, изображающие жизнь и деятельность Шастри. Иконы храма выполнены из мрамора, привезенного из Джайпура. Камень Кота из Макараны, Агры, Коты и Джайсалмера использовался при строительстве храмовых помещений. Гита Бхаван к северу от храма посвящен Кришне . Искусственный ландшафт и каскадные водопады добавляют храму красоты.

История происхождения персонажа

Значение имени Лакшми в переводе с санскрита — «цель». Главное в ее жизни — процветание и благополучие. Для решения практических задач она применяет магические способности. Лакшми помогает достичь изобилия в любом эквиваленте, будь то деньги, любовь, удача, здоровье, слава, долголетие или мудрость. Главной задачей богини считается привнесение в жизнь людей вечного счастья.

Лакшми отведено отдельное место в индуизме, так как она — жена Вишну и его главная спутница вне зависимости от визуального воплощения бога. Это дает возможность оценивать женщину как прообраз идеальной супруги. К ней принято обращаться в случае раздора в семье, несчастья или неблагополучия между мужем и женой.

История храма

Строительство храма продолжалось с 1933 по 1939 год на деньги известного в Индии состоятельного семейства Бирла. Родоначальник клана, Ганшьямдас Бирла, разбогател на торговле опиумом в первые десятилетия XX века. Он вложил своё состояние в производство, дав начало промышленной группы Бирла, существующей по настоящее время.

Ганди на открытии храма вместе с членами семьи Бирла, 1938 год

Первый камень будущего храма заложил махараджа Удайбхану Сингх, последний князь Дхолпура. Торжественная церемония сопровождалась огненным жертвоприношением. Главным архитектором храма стал Чандра Чаттерджи, один из отцов современной индийской архитектуры.

Открыть новый храм Ганшьямдас пригласил своего близкого друга Махатму Ганди. Тот согласился при условии, что храм, ставший знаменитым ещё на этапе строительства, будет открыт для всех, независимо от веры и касты, — что было одним из главных принципов, исповедуемых Ганди. Поэтому до настоящего времени храм доступен для всех верующих вне зависимости от их социального статуса, включая неприкасаемых.

В течение XX века семья Бирла потратила немало денег на строительство храмов по всей стране, жертвовала в религиозные и благотворительные фонды. После Лакшми-Нараян ими были построены храмы, посвящённые Вишну, в Канпуре, Курукшетре, Карнуле, Бхопале и других городах Индии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий