Как ездить на байке в Тайланде

Документы для аренды мотобайка в Таиланде

Как я уже писал, обычно в процессе оформления требуется лишь ваш паспорт, копию которого придется оставить прокатчику. В случае, когда поиск прокатных контор без обязательного залога оригинала паспорта не принес результата, гражданам России, имеющим помимо заграничного паспорта национальный, можно попытаться оставить в прокате последний. В случае повреждения байка и вымогательства неоправданно высокой суммы на ремонт с таким паспортом можно просто расстаться, легко восстановив его вернувшись домой. Гражданам Беларуси и других стран, где разделения на национальный и заграничный паспорт отсутствует, такой вариант не подходит.

Что поразительно, некоторые прокаты, например, на Самуи, могут попросить оставить в качестве депозита сами водительские права. Наличие водительского опыта и прав с наличием в них соответствующей категории «А» обычно никто не проверяет, но подразумевается, что они у вас имеются, т.е. прокат не несет никакой ответственности за то, что вы арендуете мотобайк без прав и опыта вождения. Согласитесь, весьма удобная схема для всех :). Теперь о самих правах. Идеальный вариант это когда они у вас реально имеются и в них открыта нужная для вождения мотобайка категория «А».

В статье «Дорожное движение в Таиланде» я писал о том, что страна подписала Венскую конвенцию 1968 года о дорожном движении и обязуется признавать водительские права не только международного образца, но и старого национального. Однако на практике доказать этот факт тайским дорожным полицейским сложно и они требуют получать именно тайские права (кстати, сделать это можно даже по туристической визе), поэтому приходится оплачивать штраф 500 бат. Ранее можно было сэкономить ваше время и просто дать офицеру дорожной полиции взятку (аналогичную сумму). Но сейчас всё гораздо строже, а дорожные полицейские используют в своей работе экшен-камеры, которые закреплены у них на груди или на шлеме. Поэтому штраф необходимо оплачивать в полицейском участке, до которого придётся добираться пешком или на такси (ключи от мотобайка забирает полиция, пока вы не покажите квитанцию об оплате штрафа).

Это же приходится делать и в ситуации, когда водительских прав нет вовсе, или когда вы ездите на мотобайке без шлема. Арендуя мотобайк в Таиланде на острове Ко Чанг или на Ко Самуи риск того, что вас остановит полиция на дороге достаточно небольшой, а вот в Паттайе и особенно на острове Пхукет все гораздо сложнее: иностранцев часто останавливают и проверяют не только документы, но и состояние (не употреблял ли водитель спиртные напитки). На дорогах острова Пхукет и вовсе регулярно проводятся массовые проверки документов фарангов и, даже, обыск вещей на предмет нахождения в них наркотических средств (часто при выезде с пляжа острова Пхукета Патонг в сторону пляжа Карон).

Дорожное движение и правила в Тайланде

Дорожное движение в Тайланде левостороннее, т.е. не такое как у нас. Состояние дорог хорошее. Встречаются платные дороги, которые обычно дублируются бесплатными но худшими по качеству.

Насчет интенсивности и безопасности движения в Тайланде у каждого имеется свое мнение и оно зависит, конечно, от опыта вождения. Те, кто ни разу не садился за руль, а путешествовал по Тайланду только в качестве пассажира, могут сказать, что движение здесь очень спокойное и аварий очень мало. Но народная мудрость гласит, что «статистика – вещь упрямая», а она говорит, что в Тайланде ежегодно гибнет на дорогах около 15 000 человек (в среднем 44 человек на 100 000 жителей), и немалая доля из них – туристы. Это второй показатель в мире по итогам 2014 года, а первое место Тайланд уступил только Намибии. В России, для сравнения,18 человек на 100 000 жителей. Правда стоит отметить, что по количеству транспортных средств на 100 000 жителей Тайланд превосходит Россию за счет мотоциклов, а это один из самых опасных видов транспорта, на котором даже самые простые ДТП с наибольшей долей вероятности могут закончиться смертью.

Как только вы сядете за руль, вы поймете, что только со стороны движение кажется спокойным. Все дело в том, что манера езды в Азии, и в Тайланде в частности, сильно отличается от нашей. Именно по этой причине старайтесь не переоценивать свои способности к вождению, даже если вы настоящий ас в вождении у себя дома.

Вот некоторые рекомендации, возможно субъективные, но отражающие мою (автора статьи и сайта) точку зрения:

Водители Тайланда – первоклассные водители (личное мнение автора). У них очень быстрая реакция, не сравнимая с нашей. Многие из них садятся на мотоциклы и мопеды с самого детства, и при этом в течение всей жизни тренируют навыки, в том числе, на специальных полигонах

Не вздумайте с ними соревноваться, и вести себя на дороге также ловко, как они.
К туристам на дороге тайцы относятся с особым вниманием и готовы пропустить вас даже там, где не должны, но это только в том случае, если они заметят, что вы турист.
Движение на дорогах Тайланда очень интенсивное, но неспешное. Они редко ездят быстро, зато очень ловко маневрируют и легко втискиваются в любое свободное пространство между транспортом

Не стоит пытаться повторять это за ними.
Старайтесь приноровиться к их небыстрому ритму движения, сдерживайте себя в порыве разогнаться на всю катушку даже на пустой дороге. Всегда можно ожидать, что кто-то резко выедет к вам на «встречку» для обгона или вывернет на дорогу с обочины для разворота. Дело в том, что тайцы привыкли, что другие водители тоже двигаются медленно и считают расстояние до вас безопасным. Но, если вы двигаетесь слишком быстро, беды не миновать.
Никогда не забывайте, что мотоцикл – это далеко не автомобиль, и управлять им намного сложнее. Упасть с мотоцикла на крутом повороте не составит никакого труда, стоит только немного переборщить с акселератором.
В Интернете имеется отличный самоучитель правил дорожного движения Тайланда на сайтах http://thaidriving.info/ или http://phuket.dlt.go.th. Там есть переключатель на английский язык. Можете изучить правила, посмотреть видеоурок и сдать онлайн экзамен. Категорически рекомендую изучить хотя бы вкратце правила. Если нет никакого желания, просмотрите хотя бы знаки, поскольку они довольно сильно отличаются от наших.

Однако не считайте, что все тайцы – сущие добрые ангелы на дороге, и везде вас услужливо пропустят и скажут спасибо, даже если вы не правы. Агрессивность водителей в конфликтных ситуация здесь нередко переходит границы дозволенного. Практически каждый день в местных СМИ можно увидеть заметку об очередной стычке между водителями, не поделившими дорогу, и закончившейся стрельбой или резней. Многие водители, особенно таксисты, возят с собой огнестрельное оружие, ножи, мачете, и легко могут пустить их в ход при конфликтной ситуации. Агрессивно ведут себя и водители мотоциклов. Особенно сильно это проявляется в крупных городах и на курортах, так что будьте очень осторожны, не портите себе отдых и не вступайте в конфликты. Правило «Дай дорогу дураку» актуально здесь так же, как и у нас дома.

Не верите в агрессивность тайских водителей, посмотрите это видео:

ПОПУЛЯРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 

Бангкок ⇄ от 24 301₽ Пхукет ⇄ от 29 939₽ Краби ⇄ от 37 029₽ Сураттани ⇄ от 38 703₽ Чиангмай ⇄ от 39 565₽

Как выбирать мотобайк для аренды в Таиланде

Так как стоимость аренды байка в Таиланде примерно одинаковая в большинстве прокатных контор (150-250 бат в сутки), имеет смысл выбирать место проката по следующим параметрам: условиям аренды и состоянию самих байков. Лично я всегда начинал с осмотра транспорта на стоянке, и узнавал условия аренды только в том случае, когда в наличии имелись мотобайки в хорошем состоянии

Одним из важнейших параметров, на который все советуют обращать внимание, является пробег мотобайка. Желательно, чтобы он был как можно меньше, особенно если вы планируете долговременную аренду

Перед тем, как взять в прокат свой первый мотобайк я неоднократно сталкивался с советами в интернете не брать байк, если его пробег близок к 30 000 км, а лучше брать и вовсе с пробегом менее 10 000 км. Думаю, это действительно стоящий совет, а количество достаточно «свежих» байков в прокатных конторах позволяет ему следовать. Правда все чаще встречаются байки с электронным табло на панели, где пробег можно увидеть только вставив ключ зажигания. Второй параметр – внешнее состояние байка. Желательно выбирать без сильных видимых повреждений, свидетельствующих о том, что мотобайк побывал в серьезной передряге. Наличие мелких царапин не критично, но все их необходимо зафиксировать в договоре аренды.

Третий важный аспект – условия аренды: необходимость оставления в залог паспорта или денежного депозита. Предпочтительнее, конечно, второй вариант. Более того, советую ни в коем случае не оставлять оригинал паспорта в прокате, ведь это чревато серьезными проблемами даже при незначительных повреждениях взятого в аренду мотобайка. Есть большой риск того, что удерживая ваш паспорт в залоге, владелец байка предъявит ничем не обоснованные и явно завышенные претензии за ремонт, доходящие до 20000 или даже 30000 тайских бат. И чтобы вернуть свой паспорт и улететь домой придется раскошелиться!

Поэтому только ксерокопия паспорта и денежный залог, который составляет не более нескольких тысяч бат (обычно указанной суммы с лихвой хватает на ремонт). Не соглашаются давать байк без оригинала паспорта – смело разворачивайтесь и уходите в другой прокат, их на курортах страны реально много. Возможно, этот пункт нужно поставить даже на первое место, т.е. не терять время на осмотр байка, а сразу спросить: нужен ли обязательно паспорт или достаточно будет оставить вменяемого размера депозит и если без паспорта никак просто проходить мимо.

На что обращать внимание

Повреждения. Осмотрите его буквально вдоль и поперек, сфотографируйте, а лучше снимите на видео каждую царапину и помятости на мотобайке

Чтобы при сдаче, арендодатель не смог вас обмануть, приписав несколько лишних повреждений.

Покрышки. Обратите внимание на состояние резины, зачем вам байк с лысой резиной?

Багажник. Если вам надо будет перевозить какие-то вещи, а скорее всего – надо будет, то выбирайте байк с более менее вместительным багажником

Хотя бы что бы туда умещался пакет с продуктами.

Коробка передач. Цены на аренду мотобайка с автоматической и ручной коробками передач друг от друга практически не отличаются. Поэтому, чтобы не париться с переключениями, берите версию с автоматом. Единственное, на ручной коробке вы сэкономите немного бензина, и ваш байк будет лучше подыматься в горку.

Пробег. Не берите в аренду байк с очень большим пробегом, желательно не более 10 тыс. км, ну крайний предел – 15. Арендодатели врядли вовремя будут менять изношенные запчасти и во время проходить ТО. Нехорошо будет, если вы сломаетесь где-нибудь, не доехав, скажем, до любимого пляжа на острове Пхукет.

  1. Мощность. Тайланд, как известно, находится в горной местности, так что берите в аренду байк желательно помощнее, если же конечно не хотите тащиться в гору с черепашьей скоростью с пассажиром на заднем сиденье и полным багажником вещей, купленных в супермаркетах Тайланда.
  2. Тест драйв. Совершите пробный заезд, проверьте тормоза, всю электрику, послушайте двигатель, оцените его динамику.
  3. Договор аренды. Внимательно прочтите договор перед подписанием, так как если в процессе эксплуатации возникнет какая-то непонятная ситуация, что- то доказать уже будет сложнее.

А откуда вообще людям приходит идиотская мысль куда-то ехать на байке с детьми?

Могу сказать только за себя.

Машина – это удобно, комфортно и здорово. Дороговато иногда, правда. Байк – это маленькая свобода. Он стоит во дворе, ты выходишь и едешь за хлебом, новой сковородкой или сдать вещи в прачечную. Да, можно опросить соседей на тему телефона прачечной, которая сама заберет и привезет вещи. Или пройтись по жаре пешком. Или пойти с утра, когда прохладно, а не валяться в постели. Да, можно прожить без хлеба и сходить в кафе за блинчиками. А шопинг запланировать заранее, заказать машину с водителем и охватить все торговые точки за раз. Но иногда от необходимости строить планы на столь незначимые вещи хочется повеситься. А ведь с детьми все происходит куда медленнее и дольше, чем без них. И нужда в транспорте вырастает в разы.

Переезд из дома в дом: все свое вожу с собой. Коляска, туристический рюкзак, два ребенка и дорожная сумка. Все, это мой багаж на 4 месяца путешествия.

Я далеко не сразу обнаружила, что это вообще возможно, – сесть с детьми на скутер. Возможно, для многих это тоже самое, как поехать в Азию с ребенком =) Я долго присматривалась, задумывалась, полный ли это идиотизм. А потом села и поехала. И да, я боюсь. Я видела аварии. И я мечтала поскорее уехать с Бали, потому что понимала, что пока я там живу, отказаться от байка не смогу. А ездить на нем ежедневно, порой почти не вылезая из-за руля, мне страшно.

И да, я мечтаю об очередном грязном спуске в глухую деревню, по которому мне панически страшно будет ползти, и в ушах будет стучать, но я буду понимать, что здесь я максимум положу транспорт на бок в грязь и пойду в деревню искать того, кто его поднимет и сменит свечи. А дети максимум испачкаются и будут орать, что байк они не оставят, и нужно его срочно поднять, потому что они его обожают.

И, как мантра: Я никогда никого не буду агитировать за то, чтобы сесть на байк с ребенком. Но и осудить не смогу, потому что понимаю.

Панель управления и другие кнопочки

Глядя на руль мотобайка, вы можете заметить различные кнопочки, стрелочки и циферки.

Самый главный кружочек или полукруг со стрелкой и цифрами — это показатель скорости или спидометр. Обычно он самый большой, и на нем отражаются показатели скорости, с которой вы едете. Кружочек поменьше с полукругом, стрелкой и буквами F и E — это показатель количества бензина в бензобаке: F — full (полный), E — empty (пустой). Если стрелка достигает красной полосы у буквы E — вам нужно заправиться. Справа расположены кнопка зажигания, на которую нужно нажимать, чтобы завести мотобайк. На ручках руля с обеих сторон расположены тормоза, справа — тормоз переднего колеса, слева — заднего. Рекомендуется использовать оба тормоза одновременно, причем ручку тормоза слева нажимать сильнее, чем справа. И никогда нельзя использовать только один правый тормоз. Ручка руля справа непростая, именно там находится регулятор газа, которым увеличивают и уменьшают скорость.

Кнопочки слева (противоположно от права) — бибикалка, переключение фар и поворотник. На бибикалке нарисована характерная картинка клаксона, на переключалке фар — полукруги с лучиками. На поворотнике нарисованы стрелочки влево и вправо. Бибикалку стоит использовать в случае опасности аварии, а так же, когда хотите поругаться нехорошими словами на проезжающих мужчин, немного выплеснув эмоции. Переключалку фар стоит использовать, если фара ближнего света перегорела, а вы едете по темноте, или в случае, когда ближнего света недостаточно, чтобы разглядеть, куда вы едете. Не злоупотребляйте дальним светом на трассе, потому что мальчики, которые едут вам на встречу, ругаются нехорошими словами.

В следующей главе мы с вами перейдем к практическим занятиям на байке. Если вас уже интересует аренда мотобайка в Таиланде, скажу, что стоимость в день 150-250 бат и 3000-5000 бат в месяц. Только, пожалуйста, для езды на байке обязательно нужно сделать страховку с дополнительной опцией активного отдыха.

Что делать при повреждении прокатного байка

Ситуации, при которых иностранцы становятся виновниками и участниками больших и мелких аварий с повреждением байка, не редкость. Так как данная статья посвящена именно аренде байка в Таиланде, я не буду писать о последствиях, которые возникают в результате ДТП с участием других транспортных средств и граждан Таиланда, так как не слишком компетентен в данном вопросе и знаю лишь то, что подобных инцидентов нужно избегать и быть очень внимательными на дороге. Что же касается повреждения прокатного байка, то в данной ситуации имеется два основных варианта: признаться во всем владельцам байка или попытаться отремонтировать его самостоятельно (в стороннем сервисе).

С одной стороны, первый вариант более правильный и честный: вы по хорошему признаетесь в своем косяке и оговариваете сумму компенсации за ремонт. Но есть один большой минус: часто владельцы прокатного байка, особенное если в качестве залога оставлен оригинал паспорта, могут начать натуральное вымогательство, требуя за не слишком сложный ремонт сумму, которая практически равна стоимости нового байка. Поэтому опытные путешественники в таиланд и те, кто там проживает длительное время советуют обращаться в сторонний сервис, где стоимость ремонта будет в несколько раз ниже.

Чаще всего в результате мелких ДТП, к которым можно отнести и падения байка (когда водитель не справился с управлением) страдают пластиковые детали кузова, зеркала, светотехника. В реальности стоят все эти детали даже на фирменном сервисе немного, при этом во многих случаях там легко подберут даже нужный цвет заменяемой детали, т.е. покрасочные работы не нужны. Сервисных центров и ремонтных мастерских в тайских городах много, поэтому найти их не сложно (можно спросить и местных жителей или мототаксистов). Даже на небольших островах вроде Ко Чанга есть сервисные центры Honda и Yamaha.

Из-за того, что многие прокатные конторы наклеивают на мотобайки наклейки со своим логотипом и телефонами, существует некоторая вероятность того, что работник автосервиса позвонит по указанному номеру и «сдаст» вас «с потрохами». Но вероятность этого небольшая, а саму наклейку, если она приклеена на заменяемую деталь, обычно можно аккуратно отклеить при помощи промышленного фена и заново наклеить на новую деталь. В результате такой ремонт редко обойдется дороже 3000 – 7000 бат, в то время как в прокате могут потребовать от 15 000 до 25 000 бат. Разница в деньгах ощутимая, при этом карму вы свою не ухудшите, ведь байк будет отреставрирован не хуже, чем это сделал бы владелец на аналогичном сервисе.

Рекомендации при вождении мотобайка в Таиланде

★ Обязательно используйте шлем, желательно с защитой подбородка. Как говорят опытные мотоциклисты, шлем без защиты подбородка защищает только от солнца. Шлемы выдаются в прокате вместе с мотобайком. Можно купить и новый, цена от $10, но лучше купить подороже (потом часть денег можно вернуть, продав шлем в прокатную контору).

★ Выбирайте соответствующую одежду и обувь. От падения не застрахован даже опытный мотоциклист, а тем более человек, впервые севший на мотобайк. Прочные джинсы, обувь с твердой подошвой, ветровка или кофта с длинными рукавами способны обеспечить пассивную защиту при падении, т.е. уберегут от ссадин и царапин (или уменьшат их количество).

★ Не употребляйте алкоголь в Таиланде при езде на мотобайке. В случае аварии это будет серьезным отягощающим вашу вину фактором.

★ Во время движения следует держаться на левой половине проезжей части, но не совсем у тротуара, откуда может резко выйти пешеход или выбежать собака. Также не следует ездить на байке близко от разделительной полосы, ведь это будет мешать обогнать вас более быстро движущемуся транспорту.

★ Двигаясь у припаркованных у обочины авто, лучше не рисковать и слегка объезжать их, ведь резко открытая дверца станет серьезной неприятностью для вас.

★ Замедляйтесь перед поворотами: многие недооценивают скорость мотобайка и не «вписываются» в поворот, вылетая на обочину или встречную полосу.

★ Особую осторожность проявите при движении на мокрой дороге или асфальту, на котором присутствует песок. Не испытывайте судьбу, не ездите на мотобайке в дождь

★ В первые несколько дней может возникнуть ситуация, когда из-за вашей малой скорости при езде на мотобайке в Таиланде за вами скопится большой «паровозик» из-за невозможности обгона по причине активного встречного движения. Лучше припаркуйтесь у обочины и пропустите попутный транспорт, а потом снова начинайте движение. Часто свидетельством того, что вас хотят обогнать является моргание фарами, потому не забывайте смотреть в зеркала.

★ Впоследствии старайтесь двигаться со скоростью потока. Или, по крайней мере, с предсказуемой скоростью без резкого её изменения без каких-либо причин на это. В статье «Дорожное движение в Таиланде» я уже писал, что много аварий происходит оттого, что неопытные туристы резко изменяют скорость и направление движения, в то время как местные жители привыкли к предсказуемости на дороге и не ждут таких действий от других водителей.

★ Не теряйте бдительность в любой ситуации и не расслабляйтесь ни на минуту, особенно при движении на курортах, где в любой момент на проезжую часть может выскочить собака, курица, нетрезвый турист и т.д., а прямо навстречу вам выедет такой же неопытный мотобайкер., перепутавший полосы движения.

★ Соблюдайте дистанцию. Движение сразу за автомобилем опасно не только с точки зрения возможности не успеть затормозить и врезаться, но и по причине получения травм кистей рук или лица вылетевшим из под колес автомобиля камешка. Используйте шлем с визором, а при возможности – и специальные перчатки.

★ Не забывайте про активность солнца. Обгореть при езде на мотобайке можно за пару часов, поэтому не забывайте, как загорать в Таиланде правильно и используйте специальные защитные средства от солнца для открытых участков тела.

★ Хотя бы один раз посмотрите, что случается при несоблюдении описанных выше несложных правил. Для этого наберите в гугле фразу «Crash motorbike in Thailand» и перейдите к просмотру картинок. Зрелище далеко не для слабонервных (присутствует расчлененка), но заставляет серьезно задуматься и не лихачить лишний раз.

До того, как я это увидел, я соблюдал лишь малую часть описанных выше правил: ездил на байке в шортах и майке со сланцами на ногах, в первый вечер разгонялся до 70 км/час, не имея до этого опыта вождения мотобайка и т.д. Хорошо, что неприятности меня миновали, но гарантии, что вам повезет также никто не даст

Поэтому соблюдайте осторожность, следуйте правилам и все получится! Желаю удачных поездок и только приятных новых впечатлений при езде на мотобайке в Таиланде!

Советы как избежать штрафа на мотобайке в Таиланде:

  1. Купить закрытый шлем! Логика тут такая — как правило тормозят «пакетных туристов», которые приехали на несколько дней и скорее всего без прав и после бурной вечеринки, а с них и выгода полицейскому больше — поэтому Ваша задача отличаться от пакетников. Пакетники как правило ездят в самых простых прокатных касках и шлепках. Поэтому Вам достаточно купить самый простой закрытый шлем в Big C. Меня в нем часто не тормозят даже при поголовных облавах.
  2. Всегда ездить в шлеме! Если хоть один человек на байке едет без шлема (пассажир тоже считается и отвечает за него водитель), то на 90% Вас остановят.
  3. Облавы чаще всего бывают в пятницу и субботу по вечерам, когда пьяные туристы едут с вечеринок. Поэтому если планируете пить или просто едите в центр в выходные, то лучше воспользоваться тук-туком или мототакси, а то можно «попасть под раздачу».

Как сделать поездку безопаснее

Научитесь водить машину. Да, я уверена, что даже начинающему автоводителю научиться ориентироваться на дороге на байке будет куда проще, чем никогда за рулем автомобиля не сидевшему. Это не значит, что при отсутствии прав категории «Б» вы обречены. Но, на мой взгляд, права на автомобиль – вообще очень дельная штука.

Наденьте шлемы. Ободрать руку или ногу больно и неприятно, но голова – очень важная часть тела. Да, я часто езжу без шлема, но я не права. Со шлемами существует некоторая проблема. На взрослых они есть (там же, где и байки), и их дают по два на одно транспортное средство. Только вот по размеру они едва ли подойдут. С детскими – и вовсе проблема. Если вы приехали жить на пару месяцев, можно попробовать найти шлем в магазине (но это уже на двухлетку примерно, с полугодовалого малыша они будут падать). Что делать, если приехали на две-три недели, и байк берете всего на несколько дней, или ребенок, как был у меня – полугодовалый, – я не знаю.

Одна из любимых фотографий: Пай, Таиланд. На Алису в прокате нашелся шлем. Григорию — 7 месяцев. Слава богу, как раз в Пае ездить было спокойно. Это мы ехали рядом с подругой и фотографировали друг друга на ходу.

Ездите медленно, тут все логично: чем медленнее едешь, тем лучше видно происходящее вокруг и гуманнее скорость, на которой что-то может произойти. Плюс маленькие дети часто не любят ветер в лицо (очень способствует безопасной езде).

Попробуйте без ребенка проехаться по пересеченной местности: по песочку, по луже. Притормозить, повернуть. Почувствовать, как скутер становится менее управляемый, как его заносит. На небольшой скорости, конечно.

Фиксируйте ребенка, когда везете. Они прыгают и веселятся, и не понимают, что скорость приличная. Скачущий ребенок очень мешает вести скутер, особенно если последний маленький и легкий. Привязанный к вам ребенок не может развить большую амплитуду А еще при резком торможении будет куда спокойнее, если не нужно подхватывать не понимающее, за что держаться, чадо.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий