Часто встречающиеся вопросы
Среди вопросов, которые нередко задают российские водители-профессионалы, желающие трудоустроиться в Польше или других государствах Евросоюза, есть несколько наиболее злободневных.
Как долго будет действовать сертификат о профквалификации водителя?
На первый взгляд, никакой сложности здесь возникнуть не должно: после прохождения экзамена выдается документ сроком на пять лет, по истечении которого через каждые пять лет необходимо проходить повышение квалификации на коротких курсах КОД 95. Вместе с тем случаются ситуации, когда этот документ может утратить свое действие быстрее. Это связано со сроком действия документов, необходимых для выдачи удостоверения КОД 95.
Так, например, медицинская справка для водителя автобуса выдается только на три года. Водителям старше 60 лет справка выдается на 30 месяцев. С прекращением действия справки перестает действовать и КОД 95.
Какая виза понадобится российским гражданам для повышения квалификации КОД 95 в Польше?
Виза не потребуется тем россиянам, которые имеют разрешение на временное проживание или ВНЖ в Польше. Шенгенская виза С позволит находиться в стране до 90 дней. Тем гражданам РФ, которые желают пребывать в Польше более 90 дней в течение полугода и работать по специальности, целесообразнее открыть национальную визу D.
Могут ли выпускники курсов рассчитывать на бесплатную помощь в трудоустройстве?
В последние годы большинство польских фирм, занятых переквалификацией водителей, предоставляет услуги по подбору наиболее выгодных рабочих мест зарегистрированным участникам курсов бесплатно. Водителей в Польше не хватает, поэтому спрос на них высок. Предприятиям выгодно сотрудничать с обучающими фирмами и через них подбирать себе квалифицированных работников.
Что требуется для работы водителем в Польше?
- Действующий загранпаспорт.
- Водительское удостоверение европейского образца.
- Чип – электронная карточка тахографа.
- ADR свидетельство.
- Świadectwo kwalifikacji zawodowej – код 95 на транспортировку грузов который выдают после прохождения специального курса в Польше. Срок действия документа – 5 лет.
- Опыт вождения не менее двух лет.
- Открытые категории: E,D,С.
- Отсутствие судимостей.
- Медицинская картка (Orzeczenie lekarskie).
- Медполис.
- Знание государственного языка, базовый уровень английского и языка того государства,в которую предполагается маршрут.
Возрастной ценз для претендентов из других стран, в частности из Украины: от 23 до 50 лет. Общими условиями для всех кандидатов можно назвать нормальную физическую форму, крепкое здоровье, отсутствие пагубных привычек, к примеру злоупотребление алкоголем
Некоторые перевозчики также обращают внимание на рекомендации с предыдущих мест
Трудоустраиваться можно путем самостоятельного поиска, изучая предложения на специализированных сайтах, по типу work.ua eurabota.com, www.olx.pl.Также можно воспользоваться услугами лицензированного посреднического агентства, с безупречной репутацией и реальными отзывами от своих клиентов.
Работа водителем в Европе: вакансии и резюме
Работа водителем в Европе востребована, особенно если речь идет о квалифицированных специалистах. Причем, потребность ощущается в каждой сфере деятельности – водители на погрузчик, водителя автобусов, дальнобойщики, личные водители, водители-грузчики, таксисты.
Особенно востребованы рабочие на дальних перевозках. Требования к дальнобойщикам:
- некоторые знания по логистическому обеспечению доставки из пункта А в пункт Б;
- обеспечение сохранности груза и транспорта;
- соблюдение дорожных правил нескольких стран;
- знания в мелком ремонте транспорта;
- понимание использования спутниковой навигации;
- знание языка будет преимуществом;
- большой опыт вождения тяжелым транспортом;
- хорошее зрение;
- знание основ первой медицинской помощи.
Требования к документам:
- права местного образца (выдают в автошколе) или международного;
- ЧИП;
- соответствующая категория;
- курс на перевозку грузов для дальнобойщиков;
- медицинская справка;
- справка о несудимости;
- свидетельство водителя;
- разрешение на работу.
Работа дальнобойщиком в Европе жестко контролируется – достойная оплата за каждый час (за рулем и во время отдыха), только фиксированное время за рулем без превышения часов. Для этого на транспорте устанавливается автоматическая система сбора данных.
Работа водителем автобуса не менее популярна среди иностранцев. Например, в Финляндии такие вакансии не слишком востребованы, поэтому государство разрешает брать на работу приезжих. Но у таких водителей также должно быть разрешение, права соответствующего образца и соответствующая категория. Время за рулем не должно превышать допустимых часов.
Таксисты в Европе должны иметь лицензию и подтвержденные права. Рекомендуем работать в официальной организации, так как «бомбилы» в других странах жестко наказываются. Кстати, например, в Германии невозможно поймать свободное такси, его можно только заказать заранее.
Для управления погрузчиком необходима определенная категория и опыт вождения таким транспортом. Нередко работодатели с такими вакансиями предлагают не только работу, но и жилье.
На сайте euro-rabota.com вы найдете такие предложения о работе водителем в Европе:
- водитель-международник;
- электрокарщик;
- водители категории С/СЕ;
- водители категории В;
- водители категории СЕ;
- водители-грузчики;
- таксисты;
- водитель на вилочный погрузчик.
Мы предлагаем вакансии водителей в Европе напрямую от работодателя, без посредников и от рекрутинговых агентств, которые занимаются подбором. В объявлениях указаны условия работы и контактные данные для связи. Все предложения на сайте – бесплатные вакансии о работе в Европе.
Стоимость обучения и сроки получения сертификата
Цена курсов зависит от многих факторов: местонахождения обучающей организации, вида курсов, наличия или отсутствия дополнительных предложений.
Так, стоимость обучения на коротких курсах КОД 95 в Познани составит 550 злотых. Полный курс повышения квалификации здесь будет стоить приблизительно 2400 злотых. В случае предоставления организаторами жилья курсантам цена возрастет еще на 200 и 550 злотых соответственно.
Расходы на жилье зависят от города или региона Польши, где расположена фирма или компания. Повышение квалификации в столице страны Варшаве обойдется дороже – придется заплатить 600 злотых за короткий курс и 2800 злотых за полный.
К необходимым расходам также следует отнести оплату документов о прохождении психотестов и медкомиссии, которая составляет от 150 и 200 злотых соответственно. Оплату психотестов и медкомиссии может взять на себя работодатель.
Таким образом, обучение на коротких курсах КОД 95 обойдется от 900 злотых и выше, на полных курсах – от 2 750 злотых и выше.
Официальные документы установленного образца выдаются в день успешного завершения обучения на пятидневных курсах или успешной сдачи экзамена (полный курс КОД 95).
Как работает служба такси в Польше?
Рассмотрим алгоритм работы польского такси на примере популярной службы Убер UBER.
- Вызов такси пассажиром осуществляется через специальное приложение для смартфона.
- Заказ отправляется ближайшему водителю Uber. Если он подтверждает маршрут, клиент получает информацию о том, сколько времени нужно водителю, чтобы добраться до места назначения. Также отправляются данные о марке и регистрационном номере автомобиля (это необходимо, чтобы пассажир мог найти автомобиль, который не маркирован как такси).
- Когда водитель подъезжает, клиент получает сигнал, что машина ждет.
- После посадки в машину клиент сообщает, куда хочет ехать, а маршрут отображается на его смартфоне и смартфоне водителя. По приезду заказчик не оплачивает проезд — с него взимается плата в приложении (водителю нельзя платить деньгами). Часть этой зарплаты пойдет на счет водителя (за вычетом комиссии в размере 20-25 процентов для Uber).
И водитель, и пассажир могут оценить друг друга. Низкие оценки пассажиров предостерегают водителей от проблемного клиента и позволяют им отказаться от заказа, в то время как низкие оценки от пассажиров водителям могут привести к тому, что водитель будет вынужден прекратить работу Uber или будет направлен на специальное обучение.
Такси в Польше работа водителем
Доступные вакансии в разных странах ЕС
Россиянам, желающим работать с грузовыми перевозками, рекомендуется искать вакантное место на бирже в Германии. Немцы предъявляют к будущим сотрудникам серьезные требования:
- умение обращаться с крупногабаритными доставками;
- знание правил дорожного движения;
- владение иностранным языком;
- техническое обслуживание автомобиля;
- использование спутниковой навигации в период следования по прямому маршруту.
В Финляндии, Чехии востребован шофер общественного транспорта. Отсутствие желающих из местного населения вынуждает работодателей искать сотрудников среди иностранцев. В Италии, Франции, Испании вакантны места таксистов. Помимо основных документов от водителей требуется знание дорожных правил, иностранного языка, туристических маршрутов, коммуникабельность. Для белорусов, русских востребована работа водителем-международником в Польше. Дополнительные требования, предъявляемые к сотруднику: прохождение медицинского обследования, окончание курсов повышения квалификации.
Учебная программа коротких курсов КОД 95
№ пп | Тема | Часы |
---|---|---|
Обязательные модули | ||
1. | Рациональное вождение с учетом правил безопасности | 7 |
2. | Применение правил | 7 |
3. | Безопасность, обслуживание и логистика в аспекте здоровья, трафика и окружающей среды | 7 |
Сменные модули подготовки водителя (два на выбор) | ||
4. | Человеческий фактор в автотранспорте Безопасность движения Оказание первой помощи Национальный автотранспорт Международные автоперевозки Крепление грузов Эргономика для водителей Нестандартные автомобильные перевозки | 14 |
По завершении курса экзамены не проводятся. Каждый, кто прошел обучение, получает профессиональный квалификационный сертификат.
Преимущества работы дальнобойщиком
Выделяют такие плюсы:
- Востребованная профессия.
- Комфортные и удобные условия труда.
- Стабильность.
- Отличные перспективы на будущее.
- Быстрое изучение иностранного языка.
- Большой заработок – напрямую зависит от количества рейсов.
- Хорошая возможность обеспечить семью.
- Возможность работать по удобному графику.
- Возможность познакомиться с интересными людьми, увидеть прекрасные достопримечательности, посмотреть разные города.
- Качественно оборудованные стоянки с полным набором сервиса.
Многие водители, работающие в Польше, отмечают, что автомобили для грузоперевозок имеют хорошее состояние, а условия вполне комфортные. Заработную плату всегда платят вовремя. Большой плюс заключается в том, что работа есть всегда.
В случае, если вам удастся удержаться на этой должности до достижения пенсионного возраста, работодатель с удовольствием будет вам предлагать надбавки. В результате, с повышением стажа, ваш заработок будет повышаться.
Предъявляют при приеме на работу следующие требования:
- Возраст от 23 до 50 лет.
- Наличие заграничного паспорта и карты тахографа.
- Водительские права категорий «D», «C», «Е».
- Водительский стаж от полугода, желателен от 2 лет.
- Свидетельство ADR.
- Хорошее знание иностранного языка.
- Справка о несудимости.
Водитель должен иметь крепкое здоровье, хорошую реакцию и обязательно быть выспавшимся. Дальнобойщик должен быть заинтересован в долгих поездках и должен обладать способностью ориентироваться на дороге. Употребление алкоголя не приемлемо. Дальнобойщику необходимо соответствовать общепринятым в Европе требованиям к работе. К примеру, в неделю нельзя находиться в дороге больше 56 часов. При несоблюдении любых правил, водителя ожидает большой штраф.
Также, очень важно позаботиться о наличии медицинской справки и страхового свидетельства
Какую зарплату получают водители –международники?
Из всех категорий водителей, международники получают наивысшую зарплату. Чаще всего для трудоустройства необходим опыт, как минимум 2-3 года. Отличается работа дальнобойщиков по маршрутам, категориям перевозимых грузов, графикам работы и прочим критериям.
Существует два основных направления, по которым работают дальнобойщики:
- Восточное. К нему относятся маршруты в РФ, Украину, Беларусь. Для начинающих водителей это наилучший выбор. Во-первых, подходит для тех, кто абсолютно не знает иностранные языки. Во-вторых, в плане трудоустройства это самый простой вариант. “Чистая” зарплата в месяц составляет около 4-5 тысяч PLN.
- Западное. Это Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Австрия и так далее. Чаще всего для работы используются авторефрижераторы (автомобили с теплоизолированными фургонами). В них перевозят скоропортящиеся продукты, например, лекарства, мороженое и цветы. Зарплата может достигать 6 тысяч PLN, но чаще всего зависит от фрахта.
Важно учитывать, что наниматели отлично знают трассы, расход топлива, километражи и состояние автомобиля. Поэтому не нужно пытаться их обмануть в процессе работы
Иногда случаются неприятные ситуации. Например, ночью на парковке злоумышленники могут вскрыть бак и слить топливо, или разрезать тент и попытаться украсть груз. Если же инцидент случился, то необходимо сразу уведомить об этом работодателя. Иначе работнику самому придется платить за недостающее топливо или испорченный тент.
Сколько стоит обучение?
Цена на краткий курс – 500 злотых (около 120 евро) и выше, на полный курс затраты будут от 2300 злотых (порядка 550 евро). Организации часто предлагают полный пакет услуг, который стоит дороже. В него помимо обучения входят:
- прохождение медкомиссии;
- психотесты;
- проживание на весь период обучения и до получения сертификата на руки;
- приглашение на получение визы (при необходимости).
По отдельности пройти психотесты и медкомиссию стоит около 300 злотых. Без них, также как и без кода 95, нельзя устроиться на работу в Польше. Чаще всего их оплачивают работодатели, но водитель, оформив полный пакет услуг, сэкономит время, а главное – сможет подготовиться к психологическим тестам, которые не всегда получается пройти. На них оцениваются способности приспосабливаться к разным ситуациям, скорость реакции и т. п.
Условия получения свидетельства КОД 95 в Польше
Основные требования и необходимые условия допуска водителей к управлению большегрузными автомобилями и перевозке людей в автобусах на территории Евросоюза изложены в Директиве Европарламента и Совета Евросоюза № 2003/59/ЕС «О первоначальном обучении и непрерывном повышении квалификации водителей определенных видов транспортных средств, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки», которая была принята 15.07.2003.
Пройти подготовку КОД 95 можно в любой из стран Евросоюза или Швейцарии. Согласно европейским требованиям, переквалификация водителей-профессионалов должна осуществляться на специальных курсах:
- полных 4-5-недельных курсах КОД 95 или Kwalifikacja wstępna. Их должны проходить водители, которые получили права с открытыми категориями «С», «С+Е» после 10.09.2009 г. и «D» и «D+E» после 10.08.2008. Курсы завершаются итоговым экзаменом;
- коротких пятидневных курсах КОД 95 – Szkolenia okresowe. Обучение должны проходить те водители, у которых истек пятилетний срок действия КОД 95, а также водители с категориями «С», «С+Е» и категориями «D» и «D+E», которым выдали права до 10 сентября 2009 г. и до 10 августа 2008 г. соответственно.
Для поступления на курсы обучения российским гражданам требуются следующие документы:
заграничный паспорт; подтверждение законности пребывания в Польше – виза, карта побыту, трудовой контракт и др.; международные водительские права или национальные права с нотариально заверенным переводом; справка о выполнении тестов по психотехнике – badania psichologiczne kierowcy – Orzeczenie psychologiczne
Психологическое обследование включает в себя анкету (около 110 вопросов с вариантами ответов «да» или «нет»), тесты на внимание, проверку интеллекта, на скорость реакции и чувство дистанции, проверку зрения в экстремальных условиях: при ослеплении, в абсолютной темноте и другие. Срок действия справки – 5 лет. Успешное прохождение психотестов дает доступ к прохождению медкомиссии;
Успешное прохождение психотестов дает доступ к прохождению медкомиссии;
медицинская справка о пригодности к управлению автотранспортом – Orzeczenie lekarskie. Должна подтвердить отсутствие противопоказаний для работы в качестве водителя. Срок действия справки – 5 лет для управления грузовиками и 3 года – для водителей автобусов.
Предоставление медицинского и психологического сертификатов обязательно для прохождения полного курса КОД 95. Водителям, получившим права категории “D” до 10 августа 2008 г., и водителям, получившим права категории “C” до 10 сентября 2009 г., следует получить указанные сертификаты после выдачи профессионального квалификационного сертификата.
Водители, достигшие возраста 60 лет и выше, получают сертификаты сроком на 30 месяцев.
Требования к претендентам на вакансии водителей в Польше
Просматривая объявления о найме водителей в польские компании, вы столкнетесь в основном со следующими обязательными требованиями работодателей:
- возраст 20-50 лет;
- опыт вождения не менее 2 лет;
- знание польского языка на разговорном уровне, плюсом является знание английского и немецкого.
В зависимости от вида транспортного средства, которым предстоит управлять, могут понадобиться дополнительные документы: например, удостоверение для работы на электрокарах, троллейбусах или в такси.
Требования к водительскому удостоверению иностранца в Польше
В Польше, согласно подписанной государством Венской конвенции, признаются национальные права Украины, Белоруссии и России. Таким образом, достаточно иметь при себе действующие права современного образца нужной категории: в зависимости от типа управляемого транспортного средства – A, B, C, D, E.
Однако если иностранец пребывает на территории Польши более полугода, он обязан сменить свое водительское удостоверение на польское
При этом потребуется заполнить подробную анкету, сдать психологический тест, а также тест для профессиональных польских водителей на внимание.. В ходе прохождения последнего основным показателем является не скорость, а точность: сделав меньше, но не допустив при этом ошибок, вы получите лучший результат, чем наоборот – когда сделано много, но неточно
В ходе прохождения последнего основным показателем является не скорость, а точность: сделав меньше, но не допустив при этом ошибок, вы получите лучший результат, чем наоборот – когда сделано много, но неточно.
Тесты проводятся на территории Польши в аккредитованных организациях. Чтобы получить права польского образца, следует подать документы в ужонд воеводства. Не забывайте, что ваши старые права будут изъяты. Чтобы этого не произошло, можно с нуля пройти обучение в польской автошколе.
Что такое код 95
Под кодом 95 подразумевается обязательный сертификат, необходимый водителям для управления на территории Европы транспортными средствами весом свыше 3,5 тонны. Отметка о наличии сертификата проставляется в водительских правах после успешного прохождения соответствующих курсов. Курсы можно пройти в странах Евросоюза, Швейцарии и странах-участницах Европейского соглашения о свободной торговле (EFTA). В РФ, Украине или Белоруссии это сделать невозможно.
Срок действия сертификата – 5 лет. Получить его можно в аккредитованных организациях, в частности, в автошколах.
Существует два вида курсов:
- вступительные (Kwalifikacja wstępna) – подразумевают прохождение теста, требуются всем водителям, у которых была открыта категория С позднее 10 сентября 2009 года / категория D позднее 10 сентября 2008 года. Длительность обучения 4-5 недель, стоимость около 600 €;
- периодические (Szkolenia okresowe) – их проходят каждые 5 лет, теста нет, длятся несколько дней, стоимость около 80 €.
В дополнение к курсам в обязательном порядке необходимо пройти медосмотр и психологическое тестирование.
Для чего водителям нужна карта тахографа
Тахограф – специальное устройство, регистрирующее скоростной режим, среднюю скорость, время работы водителя и периоды его отдыха. Работа устройства подразумевает наличие у каждого водителя персональной чипованной карты, посредством которой и происходит считывание информации. Использование нескольких карт не допускается.
Чтобы работать в Польше водителем транспортного средства с правами категории C, D, E, потребуется оформить карту для цифрового тахографа. Лучше всего это сделать в стране своего постоянного пребывания.
При смене водительских прав на польские выдается новая карта, срок действия которой равен сроку действия водительского удостоверения.
Такая карта нужна только водителям, работающим на длительных маршрутах. Водитель троллейбуса, таксист или водитель, работающий по городу в дневное время, карту тахографа иметь не обязан.
Какие языки нужно знать для работы водителем в Республике Польше
Большинство польских работодателей требуют от иностранных водителей минимального владения польским языком. Знания иных европейских языков, например, английского, немецкого или французского, для водителя-международника в Польше не требуется, но является большим плюсом. Причем не требуется владеть тем или иным языком в совершенстве – вполне достаточно разговорного уровня.
Следует отметить, что вакансий для соискателей без знания языка предлагается очень мало. В некоторых случаях работодатель предлагает посещение краткосрочных базовых курсов польского языка.
Причины кризиса
Отрицательный баланс миграции на данный момент сохраняется и, по мнению специалистов, ситуация не улучшится минимум до конца текущего года. На фоне общей проблемы нехватки рабочих рук, водители стоят особняком, т.к. занять эти вакансии работодателем становится все сложнее.
Польская организация Союз работодателей в сфере транспорта и логистики заявляет, что всего в отрасли на данный момент трудится 650 тысяч водителей. При этом дефицит кадров оценивается в 100 – 150 тысяч человек.
Среди основных причин называют старение населения – опытные водители с годами уходят на пенсию, а молодежь не стремится занять их места.
Почему молодые люди не идут в водители?
Проблема отсутствия молодых кадров комплексная. Кроме общих для всех направлений причин, водители сталкиваются со следующими:
- Расходы на получение прав на управление грузовым транспортом составляют около 10 000 злотых.
- Нехватка парковок с удобствами и местами для ночлега.
- Отсутствие на предприятиях мест отдыха, где водитель мог бы ожидать проведения разгрузочно-погрузочных работ, использовать санузел. В результате все это время он находится в кабине или на улице.
Среди действительно важных причин называют и в определенном смысле экзотические – например, отсутствие у современной молодежи «романтики странствий». Как бы там ни было, факт остается фактом – дефицит водителей налицо.
Почему иностранцы не занимают вакансий?
Здесь есть свои причины. Прежде всего, из желающих работать в Польше, далеко не все профессиональные водители, а работа дальнобойщиков требует высоких профессиональных качеств. Но основная проблема в другом.
С похожими трудностями столкнули практически во всех странах Европы. Однако далеко не во всех государствах одинаковый уровень заработанных плат. Члены ЕС с более высокими доходами просто «перекупают» водителей у Польши.
От себя добавим и о сложностях с легализацией международников в Польше. Нередко люди, желающие получить карты побыту, вынуждены ожидать продолжительное время, в т.ч. и после окончания у них визы. Штамп, который ставят в паспорт при ожидании децизии, разрешает нахождение только в Польше, что не позволяет работать по другим странам.
Курсы КОД 95: где можно пройти обучение в Польше
Свидетельство КОД 95 в Польше вправе выдавать аккредитованные в Евросоюзе учреждения по подготовке водителей-профессионалов. Документ выдают на основании представленного пакета необходимых бумаг и результатов итогового экзамена после прохождения обучения. Курсы по подготовке водителей действуют при автошколах, специальных учебных центрах и фирмах практически во всех городах Польши: в Белостоке, Вроцлаве, Кракове, Гданьске и др.
Поскольку предоставляемые услуги платные, в условиях конкурентной борьбы каждая фирма пытается привлечь к себе учеников за счет улучшения качества обслуживания, предоставления бонусов, новых услуг или акционных предложений, в результате чего выигрывает клиент.
В большинстве случаев помимо организации процесса обучения КОД 95 организаторы обеспечивают учащимся:
- жилье и условия для проживания на период учебы и экзамена до получения сертификата;
- прохождение психотестов и медкомиссии;
- приглашение для получения визы (в случае необходимости);
- возможность обучения на родном языке;
- наличие переводчика на экзамене;
- помощь в овладении польским языком;
- предоставление полезной информации о работе водителем в Евросоюзе;
- помощь в дальнейшем трудоустройстве и др.