Религия Вьетнама

Национальная одежда

Вьетнамская одежда сегодня не слишком отличается от европейской, хотя во время праздников народ нередко облачается в национальные костюмы. Самым привычным мужским нарядом стала коричневая рубашка и белые брюки.

Традиционная вьетнамская остроконечная шляпа появилась на свет в качестве защиты от падающих с деревьев кокосов. Упав на такую шляпу, кокос, конечно, ударит человека, но не смертельно, после чего отскочит в сторону. Без шляпы же падение кокосового ореха на голову чаще всего заканчивается смертельным исходом.

Такие сдержанные цвета появились ещё в Средние века, когда простолюдинам запрещалось надевать одежду ярких оттенков. Длительный период китайской власти значительно повлиял на формирование национального вьетнамского костюма – в нём заметно проявляются черты одежды китайцев

 Популярность в современном Вьетнаме приобретает традиционный женский костюм. Одним из самых популярных его видов стал аозай – длинное платье с разрезами по бокам, что надевается поверх брюк. Во время праздников принято облачаться в наряды красного цвета, что символизирует удачу и благополучие.

Носят конические плетённые из пальмовых листьев шляпы (нонла).

В традиционный костюм женщин дельты Красной реки включается ещё платье с четырьмя полами «аотытхан», вместе с ним надевают красный передник «йем», головной платок «мокуа», широкополую шляпу с бахромой «нонкуайтхао». Платье с четырьмя полами «аотытхан» и чёрный головной платок «мокуа» являются традиционным костюмом вьетнамских женщин в дельте Красной реки.

Многие вьетнамцы исполняют традиционные ритуалы, называя при этом себя неверующими

Какая религия у вьетнамцев официально указывается в анкетах и соцопросах, контролируют местные власти. Именно поэтому многие из жителей Социалистической республики Вьетнам заявляют, что они нерелигиозны. При этом разнообразные верования и культы неразрывно вплетены в повседневную жизнь страны.

Так, например, дна из наиболее широко распространённых практик — культ предков, общий с китайской и другими азиатскими культурами. Почти во всех вьетнамских домах есть алтарь предков, где совершаются разнообразные обряды, примером которых может служить годовщина смерти, у них испрашивают совета при необходимости.

Вера в призраков широко распространена, считается, что, если не совершать ритуалы, то дух предка превратится в голодного духа.

Жрица религии лендонг проводит ритуал в пагоде. Несмотря на то, что большинство вьетнамцев заявляют о своей нерелигиозности, во Вьетнаме широко развиты традиционные верования. Фото: upload.wikimedia.org

Кроме того, после легализации в стране в 1987 году религий, начали возрождаться традиционные верования в местных духов и богов. Термином Даомау обозначают совокупность культов богини-матери в нескольких ипостасях.

При этом некоторые исследователи, к примеру, Нго Дык Тхинь (Ngô Đức Thịnh), утверждают, что даомау — систематический культ. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой это совокупность разрозненных религиозных представлений и ритуалов.

Богами и богинями даомау являются легендарные и исторические фигуры, например, принцесса Льеу Хань и богини культа Четырёх дворцов — Матушка верхнего неба.

Зачем нужна религия

Даомау обычно ассоциируется с медиумами и ритуалами связанного с ними культа Лендонг (Lên đồng), родственного аналогичным культам Тайваня, Сингапура и Гонконга.

Буддизм

Во Вьетнаме все-таки есть некоторое количество буддистов, всего по официальным данным около 15%. По нашим наблюдениям, вьетнамцы те еще буддисты. Буддийских храмов, статуй Будды и всего такого очень мало. Надо хорошо поискать, чтобы увидеть хоть один храм.

Например, приходя на молитву в Пагоду Лонг Шон, вьетнамская молодежь больше делает селфи, чем молится (Селфи — фотографирование самого себя). Да и как здесь молиться? Местная ребятня прямо возле статуи будды играет в футбол, громко верещат и мешают посетителям. Не представляю себе такую картину в любой нашей церкви, где все должны ходить по струнке и разговаривать шепотом.

Для всех такое поведения в порядке вещей

Нам несколько лет назад в храме Христа Спасителя служащая сделала выговор только за то, что Слава без задней мысли немного приобнял меня за спину, чтобы в толпе нас не задевали. Так что, это одновременно плюс и минус буддийких храмов, вроде, здорово, когда есть свобода действий и поведения, но до тех пор пока чье-то свободное поведение не начинает тебе мешать.

Последователей иудаизма во Вьетнаме насчитывается не более 300 человек

В Социалистической республике Вьетнам существует религиозная община евреев. Вместе с ними иудаизм попал в страну через Индокитай. Первые евреи прибыли на территорию республики вместе с французскими колонизаторами.

1860 — 1870 годы отмечены появлением во Вьетнаме небольшого, но стабильного еврейского присутствия.К 1939 году еврейское население Хайфона, Ханоя, Сайгона и Турана в совокупности составляло тысячу человек. В 1954 году французы покинули Вьетнам, который получил независимость. Вместе с ними уехало большинство евреев.

Этнические вьетнамцы, исповедующие иудаизм, переехавшие жить в Израиль. Большинство последователей иудаизма покинуло Вьетнам вместе с колониальными властями после обретения страной независимости. Фото: isrageo.com

В 2005 году все жившие во Вьетнаме евреи были приезжими контрактными работниками. На сегодняшний день стране проживает всего около 300 евреев (примерно 100 — в Ханое и примерно 200 — в Хошимине).

Количество вьетнамцев, исповедующих иудаизм, невелико. При этом Вьетнам посещает большое количество израильских и еврейских (из других стран, в том числе СНГ) туристов.

Миква
резервуар с минимальным количеством воды для омовения от ритуальной нечистоты

В стране действует посольство Израиля, центр ХАБАД, в 2013 году появилась первая во Вьетнаме миква.

буддизм

Ханоя «s реконструированы пагода на одном столбе исторический храм буддийский,.

Статуя Будды Амитабхи в храме Бут Тхап .

Вьетнамская девушка в Áo dài предлагает ладан

Вьетнам традиционно считался буддийской страной. Буддизм пришел во Вьетнам еще во втором веке нашей эры через север из Китая и через южные пути из Индии. Буддизм Махаяны впервые распространился из Индии по морю во Вьетнам примерно в 100 году нашей эры. В течение 15 и 16 веков Тхеравада стала государственной религией в Камбодже, а также распространилась на камбоджийцев, живущих в дельте Меконга , заменив Махаяну. Буддизм в том виде , в каком его практикуют этнические вьетнамцы, в основном принадлежит школе махаяны, хотя некоторые этнические меньшинства (например, кхмеры кром в южной части дельты Вьетнама) придерживаются школы тхеравады.

Сегодня более половины населения Вьетнама считают себя приверженцами буддизма Махаяны. Тхеравада и буддизм Хоа Хо также присутствуют в значительном количестве. Буддийская практика во Вьетнаме отличается от практики других азиатских стран и не содержит таких институциональных структур, иерархии или сангх, которые существуют в других традиционных буддийских условиях. Вместо этого он вырос из симбиотических отношений с даосизмом , китайской духовностью и местной вьетнамской религией, при этом большинство буддийских практикующих сосредоточились на религиозных ритуалах, а не на медитации.

Thiền Tông

Дзен-буддизм пришел во Вьетнам еще в VI веке нашей эры благодаря работам Винитаручи . Он процветал при династиях Ли и Трун. Trúc Lâm Zen – единственная родная школа буддизма во Вьетнаме.

Чистая земля

Буддизм Чистой Земли – это широкая ветвь буддизма Махаяны и считается одной из самых популярных школ буддизма во Вьетнаме, в которой практикующие обычно декламируют сутры , песнопения и дхарани, стремясь получить защиту от бодхисаттв или Защитников Дхармы. В то время как традиции, практики и концепции Чистой Земли находятся в космологии Махаяны и составляют важный компонент буддийских традиций во Вьетнаме, буддизм Чистой Земли не был независимо признан как секта буддизма (поскольку школы Чистой Земли были признаны, например, в Япония) до 2007 года с официальным признанием Вьетнамской ассоциации буддизма чистой земли в качестве независимой и законной религиозной организации.

Hòa Hảo

Хоа Хо – это религиозная традиция, основанная на буддизме , основанная в 1939 году Хуэнь Фу Су , уроженцем региона дельты Меконга на юге Вьетнама. Приверженцы считают Šo быть пророком , и хоа – хао продолжение 19-го века буддийского служения известного как Ий SON KY Hương ( «Strange Духи из драгоценных гор», ссылаясь на что SON диапазон на Vietnam- Камбодже границы). Основатели этих традиций рассматриваются последователями Хоа Хо как живые будды, призванные спасти человечество от страданий и защитить вьетнамский народ

Важной характеристикой Хоа Хо является то, что он делает упор на крестьян- фермеров, примером чего служит старый лозунг «Практикуя буддизм, возделывая свою землю». Хоа Хо также подчеркивает, что миряне практикуют буддизм дома, а не сосредотачиваются в первую очередь на храмовом поклонении и рукоположении

Помощь бедным предпочтительнее строительства пагод или дорогостоящих ритуалов.

Сегодня, будучи официально признанной религией, она насчитывает около двух миллионов последователей по всему Вьетнаму; в некоторых частях дельты Меконга до 90 процентов населения этого региона придерживаются этой традиции. Поскольку многие учения Хуэн Фу Су каким-то образом связаны с вьетнамским национализмом, приверженность Хо Хо за пределами Вьетнама была минимальной, и предполагалось, что среди вьетнамской диаспоры в Соединенных Штатах существует в основном неподвижная группа последователей .

Тứ Ан Хиу Нгха

Tứ Ân Hiếu Nghĩa («Четыре долга благодарности») , буддийская секта, базирующаяся в провинции Аньзянг , является одной из недавно зарегистрированных религий во Вьетнаме. Он основан на учении Нго Лоуи (1831–1890). Официальная правительственная статистика сообщает, что Тан Хиу Нгха утверждал, что по состоянию на 2005 год насчитывалось более 70 000 зарегистрированных последователей и 476 религиозных лидеров, сосредоточенных в 76 местах отправления культа в 14 провинциях, в основном в Южном Вьетнаме.
vi: Minh Sư Đạo – секта, связанная с Cao ài.

Другие религии

Кроме основных религий, исповедуемых во Вьетнаме, здесь существуют и другие верования, имеющие множество последователей. К ним относятся:

Каодаизм – монотеистическая народная религия, основанная в 1926 г. в городе Тай Нинь южном Вьетнаме. Термин «каодаизм» означает «высшее место, где царствует Бог». Первые ученики религии утверждали, что имеют прямую связь с Богом, который наставляет их. Во Вьетнаме насчитывается около 6 миллионов приверженцев каодаизма, их духовные практики включают в себя молитву, почитание предков, ненасилие, вегетарианство. Большинство молитвенных мест расположены в провинциях южного Вьетнама, таких как Тай Нинь, Кантхо, Тянь Гианг и Хау Гианг в дельте реки Меконг. Религиозные обряды и церковные иерархии являются католическими.
Индуизм. Как и буддизм, индуизм проник во Вьетнам по торговым путям, в частности из Индии. Религия процветала в королевстве Чампа, расположенном на юге Вьетнама. Этнические племена чамов до сих пор живут на юге Вьетнама. Сегодня около 85 000 вьетнамцев исповедуют индуизм. Большинство из них составляют индусы Баламон Чам, проживающие в провинциях Нинь Туан, Бинь Туан. В городе Хошимин есть храм Мариамман, посвященный индуистской богине Мариамман. Известной индуистской достопримечательностью также являюется храмовый комплекс Чамские башни в Нячанге.
Конфуцианство. Конфуцианство, основанное китайским мудрецом Конфуцием в 5 в. до н. э., распространилось во Вьетнаме в 1-м веке, во времена китайского господства. Это совокупность традиционных философских практик, основанная на моральных учениях. Конфуцианские ценности преобладают в жизненных взглядах вьетнамцев.
Даосизм. Даосизм происходит от китайского слова «дао», что означает «путь» или «дорога». Как и конфуцианство, даосизм (основанный на философских учениях великого китайского мыслителя Лао-цзы в 6 в. до н. э.) изначально зародился как философия, а не религия, но в средние века распространился во Вьетнаме как религия с церковью и духовенством. Даосские верования, связанные с поиском гармонии с природой, духовным бессмертием, культивированием «добродетелей», проявляются в практиках медитации и «фэн-шуй».
Хоахаоизм или буддизм Хоа Хао. Хоахаоизм – народная религиозная традиция, основанная на буддизме в 1939 г. Хун Фу Су из региона дельты Меконга на юге Вьетнама

Религия рассматривается как ветвь буддизма во Вьетнаме и уделяет особое внимание домашней религиозной практике мирян, оказанию помощи нуждающимся. Считается, что последователи этой религии предназначены для защиты человечества и вьетнамской нации от страданий

Хоахаоизм признан одной из шести государственных религий Вьетнама. 1,4% населения Вьетнама исповедует хоахаоизм, большинство из последователей живут на юго-западе Вьетнама.

Вьетнам – чрезвычайно духовная земля, уникальное место объединения мировых и народных, древних и относительно новых религиозных традиций, имеющих множество последователей. Благодаря разнообразию духовных практик туристы могут не только познакомиться с богатой местной культурой, посещать красивые религиозные места с потрясающей архитектурой (храмы, пагоды, церкви), но и увидеть, как религии влияют на мышление и повседневную жизнь вьетнамцев.

История

коммунальный зал

Самые ранние формы вьетнамской религиозной практики были анимистическими и тотемными по своей природе. Украшения на бронзовых барабанах Донгсона, которые, по общему мнению, имеют церемониальное и, возможно, религиозное значение, изображают фигуры птиц, что заставляет историков полагать, что птицы были объектами поклонения для ранних вьетнамцев. Драконы были еще одной часто повторяющейся фигурой во вьетнамском искусстве, связанной с почитанием Лока Лонга Куана, мифического короля-дракона, который считается отцом вьетнамского народа. Бог Золотой Черепахи , как говорили, являлся царям во время кризиса, особенно Ле Луи, у которого он взял легендарный меч Тхуан Тхиен после он был сброшен в озеро Хоан Кием. Контакт с китайской цивилизацией и введение тройной религии буддизма, конфуцианства и даосизма добавили еще одно этическое и моральное измерение в местную религию Вьетнама. Недавнее исследование с использованием фольклористических вычислений предоставило доказательства существования «культурной аддитивности» путем изучения взаимодействия буддизма, конфуцианства и даосизма на протяжении всей истории Вьетнама.

Конфуцианство и даосизм

Конфуцианство пришло к XV веку во Вьетнам: религия Китая сменила буддизм, в котором к тому времени наметился раскол. Своё распространение учение получило на севере страны, где в основном и наблюдается влияние китайской культуры.

Значение конфуцианства для Вьетнама велико: в соответствии с данной идеологией закладывались основы государственного устройства и развивалась наука нового времени. Вплоть до XIX века конфуцианство удерживало статус государственной религии, широко распространённой среди знати.

Что касается учения Лао-цзы, то нельзя сказать, что оно проявило себя в полной мере как религия: Вьетнам воспринимал новые концепции и ассимилировал их в соответствии со своими местными верованиями, подразумевавшими веру в предков и духов.

Современная религия – Хоахао

Полное название – «Буддизм из деревни Хоахао».Это современная попытка видоизменить буддизм, максимально упростив буддийские традиции и церемонии. Религия появилась в 1939 году благодаря мистику Хуинь Фу Шо, который жил в деревне Хоахао на юге Вьетнама.

Последователи хоахао не признают посредников между богом и людьми. Они выступают против строительства буддийских храмов, призывают людей не тратить время на богослужения и отказаться от прочей внешней атрибутики.  Считают, что лучше раздать эти деньги бедным, чем строить дорогие пагоды. Традиции упрощены до предела.

Таким образом, культура Вьетнама вобрала в себя все сколько-нибудь значимые религии мира. Вьетнам – многоконфессиональное государство, где нет одной основной религии, и где полуязыческие верования в священные деревья и Мать риса уживаются с католицизмом и новоизобретенными религиями.

Традиционные верования очень сильны и направлены на сплочение семьи. Основные пришедшие позднее религии так или иначе научились мирно соседствовать с этими обычаями.

Храмы вьетнамцы посещают редко. Католики более или менее регулярно ходят на службу по выходным дням, в отличие от буддистов, которые могут бывать в своих пагодах только по праздникам. Зато религиозные праздники здесь проводятся с большой помпой, устраиваются красочные шествия, украшаются храмы и звучит колокольный звон.

Приехав во Вьетнам, вы сами сможете ознакомиться с храмами всех распространенных религий. Вход в них открыт для каждого желающего.

Традиционные религии

Задолго до появления буддизма во Вьетнам, здесь существовали еще более древние традиционные верования. Основными их течениями можно назвать культ почитания предков, а также поклонение силам природы, стихиям и плодородию.

Культ предков

Это то, чему поклоняются все вьетнамцы. У них распространено уважение к старшим поколениям, в том числе и уже покинувшим этот мир. И просто старшим, и уже покойным родственникам принято выказывать любовь и уважение, это считается моральным долгом и признаком хорошего воспитания.

Вьетнамцы верят, что все умершие предки связаны со своими живыми потомками. Покойных родственников считают реальными покровителями живущих ныне потомков. В каждом доме, в каждом офисе, кафе и магазине обязательно есть алтарь предков. Каждый день вьетнамцы зажигают на нем ароматические палочки, убирают и украшают его, кладут фрукты в качестве подношения.

Поклонение духам природы, Земли, Неба и Воды

Также традиционно вьетнамцы поклоняются духам природы, Земли, Неба и Воды, священным деревьям, духам основной пищевой культуры – риса

Если кратко, всему наиболее важному для повседневного существования народа. Коммунистическая идеология объявляла эти верования суеверием и запрещала

В 1987 году запрет был отменен, что позволило более открыто практиковать сохранявшиеся веками ритуалы и обычаи.

Каодай

Каодай (от вьет. «Большой глаз») – молодая, но быстро набравшая популярность монотеистическая религия. Каодайцы  поклоняются единому богу, символом является высокая башня, символизирующая обитель бога. Главный храм религии находится на северо-западе страны возле камбоджийской границы. Его отличают яркий внешний вид и невероятно нарядное пестрое внутреннее убранство. Всего в стране насчитывают 37 крупных храмов каодай.

На алтаре у них – око Создателя, а в святых исторические личности, среди которых Шекспир, Луи Пастер, Виктор Гюго,  Владимир Ленин, Лев Толстой и другие.

Приверженцы каодая проповедует отказ от насилия и вегетарианство. Целью верующих считается избавление человека от цепи перерождений и соединение в конечном итоге человеческой души с божеством Каодай. Каодайцы практикуют медитации, общение с духами и другие мистические практики.

Общие сведения

Несмотря на то, что в переписи 1999 года большинство вьетнамцев назвались неверующими, разнообразные верования и культы неразрывно вплетены в повседневную жизнь страны. Одна из наиболее широко распространённых практик — культ предков, общий с китайской и другими азиатскими культурами. Почти во всех вьетнамских домах есть алтарь предков, где совершаются разнообразные обряды, примером которых может служить годовщина смерти, у них испрашивают совета при необходимости. Вера в призраков широко распространена, считается, что, если не совершать ритуалы, то дух предка превратится в голодного духа (ma đói).

Опрос 2002 года, проведённый Pew Research Center, показал, что для 24 % населения Вьетнама религия «очень важна».

Каодаизм во Вьетнаме

Существует во Вьетнаме еще одна интересная религия. Сегодня, по оценкам, имеется около 3 миллионов последователей каодаизма. Вьетнамцы, бежавшие за границу после прихода коммунистов к власти, принесли религию Каодай в страны Запада, хотя число ее последователей там небольшое. Каодаизм – это пример попытки создать идеальную религию путем сочетания светских и религиозных философий Востока и Запада. Включающее в себя части буддизма, конфуцианства, даосизма, естественного вьетнамского спиритизма, христианства и ислама. Главные принципы каодаизма включают веру в единого Бога, существование души и использования медиумов для связи с миром духов.

Вот такой вот разноплановый и разнорелигиозный Вьетнам. Помимо перечисленных религий, во Вьетнаме также встречаются Индуизм, Иудаизм, Бахаизм. Есть мнение что религия во Вьетнаме подавляется коммунистическим государством, поэтому официальные данные могут быть неточными. Однако, судя по скудному количеству храмов, можно сделать вывод, что эти данные близки к истине. Видимо, действительно, основная религия во Вьетнаме — атеизм.

Особенности буддизма

По официальным данным в стране насчитывается около 16% буддистов – это второй показатель по конфессионной принадлежности. Однако неофициальные источники говорят, что среди 60-миллионного населения государства порядка 35% склоняются к учению Будды, а 85% посещает пагоды.

Во Вьетнаме в большей степени распространены традиционные направления:

  • махаяна – по всей стране;
  • тхеравада – на юге, где живут вьетнамские кхмеры;
  • дзен – отдельные общины.

Так же, как для всех буддистов, главная цель верующих вьетнамцев – освободиться от пут сансары и достичь нирваны

Главное отличие заключается в том, что буддизм в период становления смешивался с даосизмом и традиционными культами, поэтому особое внимание уделяется не практике, а ритуальным действиям

Главными организациями считаются:

  • Вьетнамская буддийская община;
  • Объединенная буддистская сангха Вьетнама.

Буддизм

Буддизм пришёл во Вьетнам во II веке н. э. с севера из Центральной Азии, а с юга — из Индии. Буддизм махаяны из Китая попал в дельту Хонгхи примерно в 300-х годах н. э. Буддизм тхеравады пришёл из Индии в южную дельту Меконго много позже, около 300—600 годов. Современные вьетнамцы обычно являются последователями Махаяны, однако некоторые меньшинства, например, вьетнамские кхмеры, живущие в дельте Меконга, предпочитают Тхераваду.

Буддийские обычаи во Вьетнаме отличаются от других стран; иерархические и институционные структуры, а также общины там обычно отсутствуют

Вьетнамский буддизм развивался в связке с даосизмом, местными верованиями и китайским мистицизмом, и большинство буддистов основное внимание уделяет ритуалам, а не медитации

Школа Чистой Земли

Буддизм Чистой Земли — крупная ветвь Махаяны, одна из самых популярных буддийских школ в стране; его последователи часто читают сутры и молитвы и дхарани, чтобы получить защиту бодхисатв и дхармапал. Хотя традиции, ритуалы и концепции школы Чистой Земли взяты у Махаяны, эта школа официально не считалась буддийской сектой до 2007 года (в отличие от Японии).

Быушонкихыонг

Быу-шон-ки-хыонг (Bửu Sơn Kỳ Hương, 寶山奇香), буквально «странный аромат драгоценной горы», — религиозная мистическая традиция. Основателем быушонкихыонга был Доан Минь Хюен (Đoàn Minh Huyên, 1807–1856), а продолжателем — Хюинь Фу Шо (Huỳnh Phú Sổ), создатель хоахао. Название является отсылкой к семи горам Байнуи (Thất Sơn) на границе Вьетнама и Камбоджи, откуда, по собственному утверждению, людям для спасения был послан Доан Минь Хюен, называвший себя буддой. Первое появление Доан Минь Хюена датируется 1849 годом.

Хоахао

Хоахао — синкретическая религия, основанная на буддизме. Основана в 1939 году Хюинь Фу Шо, родом из дельты Меконга. Распространена на юге страны. Приверженцы хоахао считают Хюинь Фу Шо пророком, а свою религию продолжением квазибуддийской религии XIX века «быусонкихыонг»

Хоахао уделяет большое внимание крестьянам; старый девиз хоахао — «практикуй буддизм, работая в поле». Хоахао также характерна тем, что многие ритуалы можно проводить дома, не посещая храм — считается, что деньги лучше раздать бедным, чем строить дорогие пагоды

Хоахао получила распространение на юге страны; в некоторых частях дельты Меконга её практикует подавляющее большинство жителей. Так как хоахао частично опирается на вьетнамский национализм, на Западе помимо диаспоры её влияние минимально.

Тыан-хьеунгиа

Ты ан хьеу нгиа (Tứ Ân Hiếu Nghĩa, четыре долга благодарности) — буддийская секта, располагающаяся в Анзянг, одна из самых недавно зарегистрированных. Основателем Тыан-хьеунгиа является Нго Лой (Ngô Lợi, 1831—1890). Официально данный культ заявляет о более чем 70 000 зарегистрированных последователей и 476 религиозных лидерах, 76 мест поклонения в 14 провинциях, в основном, в Южном Вьетнаме на 2005 год.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий