8 причин, почему камбоджийцы – крутейший народ

География, религия и культура Камбоджи

В первую очередь стоит отметить то обстоятельство, что современная культура Камбоджи содержит довольно много элементов связанных с религиозными воззрениями кхмеров на построение окружающего нас мира и общества в целом с точки зрения индуизма и древнего учения Будды. И в этом плане существенную роль сыграло географическое расположение Камбоджи. Ведь, имея прямой выход к Южно-Китайскому морю и водам Сиамского залива, Камбоджа довольно длительное время была, да и остается, традиционным центром международной торговли. И с учетом этого в современной культуре Камбоджи можно найти элементы национальных традиций народов населяющих тот же Китай, Японию, Таиланд и ту же Индию.

Кхмерская скульптура, архитектура и музыка. Приезжая на отдых в Камбоджу, мы волей или не волей, но соприкасаемся с тем, что культура Камбоджи наполнена именно этими интернациональными традициями. А проявляется это, в той же архитектуре городов и рыбацких поселков Камбоджи, в национальных традициях кхмеров резьбы по камню, с ее буддийскими мотивами, с которой мы соприкасаемся, приобретая те же небольшие, каменные фигурки Будды в качестве сувенира. Не говоря уже о том, что Камбоджа просто переполнена мотивами индийского музыкального и песенного наследия, которая присутствует не только в выступлениях уличных музыкантов, но и в записях, транслируемых по национальному радио и телевидению Камбоджи.

Распределение

Камбоджа

Карта этнические группы в Камбодже.

Большинство кхмеров в мире живут в Камбодже, население которой составляет более 90% кхмеров.

Таиланд и Вьетнам

Есть также значительные кхмерские народы, коренные Таиланд и Вьетнам. В Таиланде более миллиона кхмеров, в основном в Сурин (Сорен), Бурирам (Борей Ром) и Сисакет (Шри Сакет) провинции. По оценкам, количество кхмеров во Вьетнаме (известных как Кхмерский кром ) варьируются от 1,3 миллиона, предоставленных правительственными данными, до 7 миллионов, поддерживаемых Федерацией кхмеров кром.

Кхмерский процент от общей численности населения в различных провинции Таиланда
Провинция19902000
Бурирам0.3%27.6%
Чантабури0.6%1.6%
Маха Саракхам0.2%0.3%
Roi Et0.4%0.5%
Са КеоНет данных1.9%
Сисакет30.2%26.2%
Сурин63.4%47.2%
Трат0.4%2.1%
Убонратчатхани0.8%0.3%

Западные страны

Из-за миграции в результате Камбоджийская гражданская война и Камбоджийский геноцид, есть большая кхмерская диаспора, проживающая в США, Великобритании, Канаде, Австралии и Франции.

Та Кео

После Ангор Тома мы отправились в соседний храм Та Кео. Та Кео – не храм-здание, и даже не храм-город, а храм-гора. Храм подымается из земли и тянется высоко вверх. По неизвестным причинам храм остался недостроенным, не разукрашенным и создаётся впечатление, что он только вырвался из подземной пещеры, растолкав окружающие его джунгли. До самого верха ведут ступени. Каждая ступенька высотой сантиметров сорок и шириной сантиметров 10. Ногу можно поставить только боком, держась за верхние ступеньки. И так 22 метра. Сон лезть наверх отказался, я, конечно же полез. Мила, почувствовав хороший кадр, героически полезла за мной с фотоаппаратом на шее, подбадриваемая напеваемыми мной строчками “если ж он не скулил, не ныл, пусть он хмур был и зол, но шёл…”. Кстати, все фотографии поездки сделаны Милой, проще было отнять конфету у ребёнка, чем фотоаппарат у Милы. Я не знаю, строили ли камбоджийцы храмы на энергетических узлах, но ощущение потрясающей атмосферы, близости к небу непередаваемо. Было совершенно непонятно для чего нужно спускаться обратно на землю.

Культура Камбоджи в Новое время

С XIV в., после начала широкого распространения в Камбодже буддизма хинаяны, определились основные тенденции в развитии камбоджийской литературы. Главными культурными центрами становились буддистские монастыри. Эта тенденция сохранилась и в XVI-XIX вв. В качестве литературного языка в Новое время стал широко использоваться кхмерский язык. Тексты записывались либо на пальмовых листьях, либо на рисовой бумаге.

Наиболее заметными произведениями кхмерской литературы того периода являлся «Рамке»,представлявшего собой национальный вариант изложения древнеиндийской «Рамаяны». По всей видимости он создавался в течение длительного времени, с XV по XVIII вв. Некоторые специалисты считают его памятником, кхмерской национальной культуры, так как он сильно отличается от оригинала.

В основе многих литературных произведений лежали сюжеты джатак и появился новый литературный жанр састра лбаенг, сочетавший элементы светского и религиозного начал, по форме очень похожий на волшебные сказки. Он имел большую популярность в среде кхмерского населения вплоть до конца XIX в.

В Новое время появились и стихотворные произведения, в частности, религиозная поэзия, в которой в художественной форме излагались буддистские нравственные принципы. В религиозной литературе появляется жанр поучений для различных социальных групп, в которых давались советы по правилам поведения в обществе, эффективному ведению домашнего хозяйства, соблюдению норм морали и т.д.

В XIX в. широкое распространение получает поэзия. Наиболее известным поэтическим произведением стала поэма «Какей»,принадлежавшая перу короля Анг Дуонга, в которой, в качестве основополагающей, проводилась мысль о неотвратимости наказания человека за совершенные неблаговидные поступки.

К началу Нового времени, после переноса столицы из Анг-кора в Пном Пень, начинается упадок в строительстве сооружений из камня. Весь этот период Ангкор постепенно разрушался; зарастая джунглями и был вновь открыт для мира французами лишь в конце XIX в., подняв кхмеров в собственных глазах как нацию, создавшую одно из самых значительных религиозных сооружений в истории человечества.

Архитектура, скульптура и живопись, как и в других государствах буддистского мира, развивались под сильным воздействием буддистской религии. Строилось множество буддистских монастырей и деревянных дворцов для кхмерской элиты.

С конца XIX в., под воздействием французов, в камбоджийскую архитектуру проникают европейские традиции, что приводит к созданию сооружений, сочетающих элементы

традиционного и западного стилей. Характерный пример такого рода зодчества — здание Королевского дворца в Пномпене.

Театральное искусство кхмеров гармонично сочетало в себе элементы музыки, танца и словесных комментариев происходившего на сцене. Возникнув в глубокой древности, оно продолжило свое развитие и в Новое время.

В XVIII возрождается кхмерский классический балет, который брал свое начало от народного танца и был прерван в развитии в XV-XVIII вв. из-за тайского нашествия, приведшего к насильственной депортации в Аютию камбоджийских танцоров. Его главные сюжеты брались из поэмы «Рамке». Танцовщики выступали в сопровождении музыкантов и женского хора. Каждую новую сцену предварительно комментировал вслух специальный декламатор. Каждый жест танца имел свой смысл. Большое значение придавалось внешней атрибутике: костюмам, маскам, гриму и т.д. Главные мужские роли исполнялись женщинами.

В народных низах широкое распространение получили танцевальные представления-пантомимы в мужском исполнении также на сюжеты из «Рамке». Особо популярен этот жанр был во времена правления Анг Дуонга и Нородома.

В Новое время в Камбодже широкое распространение получил театр теней.

До середины XIX в. образование в Камбодже носило религиозный характер. Существовали школы при буддистских монастырях для мальчиков, где они позновали азы грамоты, счета и ремесла. После прихода в Камбоджу французов в 1873 г. в Пномпене появилась первая светская школа для детей кхмерской элиты, затем светские школы стали открываться и в некоторых провинциальных центрах.

В целом камбоджийская культура Нового времени оказала большое влияние на формирование общественного сознания как в доколониальный, так и в колониальный периоды.

77.243.189.117 studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock! и обновите страницу (F5)очень нужно

Ангкор Том

Вселившись в гестхаус мы поехали в Ангкор Том (“Великий Город”), древний королевский город, построенный 800 лет назад и окружённый рвом. Город окружен стеной в форме квадрата, символизируя стену вокруг вселенной. Ровно в середине города стоит огромная башня храма Байон из тёмного камня, символизируя связь между Землёй и небесами. Вокруг основной башни – башни поменьше. На башнях вырезаны из камня гигантские головы, более 2000 изображений. Исследователи до сих пор спорят, кто на них изображён, некоторые говорят, что король Джаяварман, построивший храм, другие, что какой-то бодисатва. Ну, об устройстве храма можно и в путеводителе прочесть, а вот об ощущениях там не напишут. Когда я поднялся на верхнюю площадку, сел около одной из голов, посмотрел на зелённый лес вокруг, на синее небо совсем близко над головой, я в первый раз понял почему люди живут здесь месяцами. Хотелось сидеть долго, медитировать, размышлять, ощущать себя близко к небесам…

Бирма, Золотой треугольник, горные племена

Утром мы встали пораньше и выехали на север – в сторону Бирмы и Золотого треугольника. По дороге заезжали в деревни горных племён – Акка, Карен, Яо. Деревни вполне готовы к приёму туристов, везде стоят лотки с товарами народных умельцев и прочими “свистульками и колокольчиками”, местные жительницы одеты в национальные наряды… В одной деревне к нам привязался живописный старик с длиннющей трубкой. Он так рвался показать нам деревню, что мы долго не ломались и пошли за ним. Старик нас завёл в одну из хижин, сделанных из смеси глины с травой и стал рассказывать как они там живут ввосьмером. В общем, не так уж плохо живут, не хуже чем в какой-нибудь русской деревне, не говоря уже о малогабаритных коммуналках. Свои 10 бат мужик честно отработал.

Конечно же, побывали и в деревне “длинношеих женщин”. Наверное все видели подобные фотографии в разных журналах да учебниках. Это – племя, которое жило в Бирме, потом перешло границу и теперь живёт в Тайланде на правах беженцев. За вход в деревню пришлось заплатить по 500 батов с человека (~$13, для сравнения, блюдо в обычном ресторане стоит 30-40 батов). “Деревня” представляет из себя два ряда лотков за которыми сидят женщины с обручами на шее. Никто у них ничего не покупает, да они и не стараются ничего продать. Их задача – красиво выглядеть, улыбаться и фотографироваться с туристами. Тут же крутятся дети – девочки, уже начавшие приносить доход и мальчики, лишённые этой почётной обязанности. Дома находятся где-то неподалёку, за деревьями. Чем занимаются мужчины – непонятно.

Тут же сидели и представители других племён – одна женщина с огромной серьгой внутри мочки уха, другая с абсолютно чёрными зубами – жуют они что-то, специально окрашивающее зубы.

После честного выполнения туристских обязанностей, заехали на горячие источники. Там можно купаться в специальных ваннах, а можно купить яйца и сварить их прямо в воде. Но мы этого делать не стали и поехали в Бирму (она же Муанмар). Зачем мы переходили границу, я до сих пор не пойму. С той стороны оказался большой рынок, где продавалась всякая всячина, такая же как в Тайланде, но чуть дешевле. Я купил себе вполне приличные тёмные очки за ~50 центов. Чтобы увидеть что-то, кроме рынка, нужен целый день, которого у нас не было, поэтому, покрутившись с час мы пошли обратно в Тайланд. Зата побывали в Бирме.

Следующая остановка была на Золотом Треугольнике. Это место на берегу реки Меконг, где видно сразу три страны – Бирма, Лаос и Тайланд. Там, говорят, есть довольно интересный музей опиума, но он оказался закрытым.

Оттуда двинулись в аеропорт Чанг Рая. Мила по дороге периодически кричала “Стой” и выбегала на дорогу фотографировать закат с разных точек, а я вспоминал недавно виденный в ЖЖ замечательный рассказ о том, каково ездить с фотолюбителями.

Из истории

Слово «Камбоджа» — это санскритское название, связанное с древним государством кхмеров, которые и по сей день живут в этой стране. Они составляют около 90% её населения при общей его численности примерно 15,5 млн человек.

Государственный язык – кхмерский, второй язык – французский. На нём преподают во многих школах и высших учебных заведениях, немного говорят в правительстве. Но роль французского языка постепенно сводится на нет. Более популярны в стране сейчас английский и китайский.

В начале первого тысячелетия нашей эры, во время своего образования, государство занимало намного большую территорию, чем сейчас. Ныне его площадь — 181 тыс. км2.

В конце XIX века страна попала в колониальную зависимость от Франции. В 1953 году ей удалось получить независимость.

Нородом Сианук, известный государственный деятель Камбоджи, в то время являвшийся её королём, приложил немало сил для этого. Ему даже пришлось уехать в изгнание из родных мест, предъявив ультиматум, что он не вернётся, пока его страну не признают суверенной.

И его работа увенчалась успехом. После обретения суверенитета в стране образовалась организация «Сангкум», что в переводе значит «надежда». Нородом Сианук и его единомышленники разработали её политическую программу, которая основывалась на положениях буддийского социализма.

С конца 60-х и вплоть до 1975 года в стране шла гражданская война. Победили в ней «красные кхмеры» под предводительством Пол Пота.

Эта победа обернулась геноцидом для кхмерского народа. Аграрный социализм, который пытались построить в то время, привёл к смерти около трёх миллионов кхмеров, значительная часть которых просто умерла от голода.

Усиленные репрессии, вплоть до физической расправы, были применены и к монахам. Почти все они были уничтожены, лишь немногим удалось спастись бегством.

Когда экономика пришла в полный упадок, Пол Пот решил начать войну с Вьетнамом. Но недовольное население начало массово переходить на сторону вьетнамцев.

Уцелевшими монахами была создана «Ассоциация монахов за национальное спасение Камбоджи». А месяцем раньше, на исходе 1978 года, образовался «Единый фронт национального спасения Кампучии», соединивший силы, которые не одобряли полпотовцев, и поддерживающие вьетнамцев.

В стране стал возрождаться буддизм.

История Камбоджи

Точное время не определено, когда началась история Камбоджи. Предположительно она началась 15 тыс. лет назад. В это время на её территории уже появились первые поселения. Земледелие было основным делом людей того времени. Медь здесь начали выплавлять 4 тыс. лет до н. э., а в конце 3 тыс. до н. э. появилась бронза.

Когда началась наша эра, поселение Камбоджи наладило торговые отношения с Индией, которая сильно повлияла на формирование культуры и религии Камбоджи. Первые княжества, которые здесь появились назывались одним общим названием – кхмерским. Княжества стали объединяться и образовали одно большое государство со столицей Ангкор.

Период процветания в Камбодже – с 802 по 1431 гг. В середине XV века начинается стремительное её падение. В 1353 г. Ангкор захватывает тайское государство Аюттайя. Затем столица находится в постоянных войнах и переходит из рук в руки другим государствам.

Войны продолжались практически всё время – до середины XIX века. Большая часть территории Камбоджи перешла в Ангкорское королевство и Вьетнам. Страна находилась на грани нищеты. В 1863 году правитель Камбоджи находит поддержку в лице Франции. Французская армия победила сиамские войска. Таким образом, Камбоджа согласно подписанному договору стала французской колонией. Власть короля была ограничена. Без одобрения Франции он не мог принять никаких самостоятельных решений. По этой причине население было недовольным и организовывала частые восстания.

С 30-х годов XX века стали формироваться рабочие партии, которые добились некоторой независимости Камбоджи. Во вторую мировую войну Камбоджа была оккупирована Японией, но после её поражения она вновь стала колонией Франции.

В 1947 году была провозглашена конституция Камбоджи. Полный выход из французского союза состоялся в 1955 году. Затем начинается гражданская война. Затишье наступает в 1956 году, когда Камбоджа налаживает отношения с СССР.

В 1975 году к власти приходят красные кхмеры во главе с Пол Потом. Его основная цель заключалась в построении стопроцентного коммунистического общества. Во время правления Пол Пота отменены товарно-денежные отношения, интеллигенция, квалифицированные рабочие и врачи уничтожались физически. По оценкам было уничтожено до 3 млн. человек. Началась нищета и болезни. Все лекарства были отменены, экономика была полностью истощена. В 1973 году создан единый фронт национального спасения, который освободил страну от диктатора.

Независимость Камбоджа получила в 1993 году, когда провозглашена Конституция, в результате Камбоджа становится конституционной монархией. Коммунизм был окончательно разрушен. Сегодня страна рада видеть туристов и предлагает всем свои исторические и культурные достопримечательности.

Распределение

Камбоджа

Карта этнических групп Камбоджи .

Большинство кхмеров мира проживает в Камбодже, население которой составляет более 90% кхмеров.

Таиланд и Вьетнам

Есть также значительные кхмерские народы, выходцы из Таиланда и Вьетнама . В Таиланде проживает более миллиона кхмеров (известных как кхмеры сурин ), в основном в провинциях Сурин ( Сорин ), Бурирам ( Борей-Ром ) и Сисакет ( Срей-Сакет ). Оценки численности кхмеров во Вьетнаме (известных как кхмеры кром ) варьируются от 1,3 миллиона, предоставленных правительством, до 7 миллионов, поддерживаемых Федерацией кхмеров Кампучия-кром .

Доля кхмерского населения в различных провинциях Таиланда
Провинция1990 г.2000 г.
Бурирам0,3%27,6%
Чантабури0,6%1,6%
Маха Саракхам0,2%0,3%
Roi Et0,4%0,5%
Са КеоN / A1,9%
Сисакет30,2%26,2%
Сурин63,4%47,2%
Трат0,4%2,1%
Убонратчатхани0,8%0,3%

Западные страны

Из – за миграции в результате гражданской войны камбоджийской и камбоджийского геноцида , есть большая кхмерский диаспора проживает в Соединенных Штатах, Канаде, Австралии и Франции.

Мистическое восприятие мира

У любого внешнего социального конструкта есть своя потаённая сторона, нас этому ещё Карл Густав Юнг учил. У спокойных и уравновешенных кхмеров, которые, как хоббиты, ценят хорошую крынку с рисом, сочную жареную рыбку с большим количеством зелёных пряностей и овощей, «качающий» на сквозняке гамачок и полный дом голопопых детишек, есть свой личный шкаф со скелетами. Только в кхмерских реалиях это большой глиняный кувшин. В деревнях в таких кувшинах держат дождевую воду.

Связь кхмера с миром духов — это и есть камбоджийский юнговский ИД! Фото: photo_jeongh / Shutterstock.com

Связь кхмера с миром духов — это и есть камбоджийский юнговский ИД! То мрачное прошлое, где живут духи умерших предков, утопленных любовниц и прочая нечисть. И эти существ могут вредить и вредят! 

Раз в году в Камбодже открываются порталы из мира духов, и сущности посещают свои старые кланы. Весь кхмерский фольклор зафиксирован в школьных учебниках с первого по девятый класс. А там исключительно истории о духах, зомби, привидениях, вампирах и утопленниках. Русский мистический романтизм в Камбодже нашел бы потрясающий источник для сюжетов, если бы Гоголь и Жуковский только знали!

Раз в году в Камбодже открываются порталы из мира духов, и сущности посещают свои старые кланы. Фото: Boule / Shutterstock.com

Чтобы кхмерское сознание хоть как-то переваривало эту перманентную связь с миром духов, в каждом доме и на каждом участке стоят алтари — инструменты для общения с потусторонним миром.

В задачу членов семьи входит кормить и питать предков и духов, у которых в алтарях есть сезонные смены. Делать различные, по сезону, подношения и верить, что гроздь бананов и конфеты с чаем подарят им благословения от умерших родственников.

В каждом доме и на каждом участке стоят алтари — инструменты для общения с потусторонним миром. Фото: saiko3p / Shutterstock.com

Биосферный заповедник

Ещё один знаменитый заповедник расположен у наиболее крупного в ЮВА пресного озера Тонлесап. По разным оценкам, в нём водится до восьмисот видов рыбы и около двухсот видов болотных птиц. Кроме озера, к заповедной территории относятся девять близлежащих провинций.

Из озера вытекает одноимённая река, впадающая в Меконг. Два раза в год она меняет своё направление. В сухой сезон, с середины ноября по июль, течёт в направлении Меконга. В сезон дождей поворачивает вспять, из-за чего озеро увеличивается в размерах несколько раз.

Жизнь местных обитателей проходит на воде. Так происходит оттого, за землю нужно платить налоги. Из-за нестабильной обстановки, длившейся долгие годы, и большого количества неимущих беженцев, последние сколотили себе деревянные жилища, из чего придётся, прямо в озере, на сваях.

Некоторые домики стоят на берегу, и в сухой сезон они оказываются высоко над землёй. Другие всегда в воде. Тут расположены целые деревни, со всеми сопутствующими элементами инфраструктуры:

  • рынками
  • школами
  • лавками
  • полицейскими участками
  • церквями
  • закусочными

Есть даже спортивные залы, переданные в дар благотворительными фондами, и плавающие, как и все деревни, на воде.

Люди редко выходят на сушу. Вся жизнь от рождения до смерти проходит здесь. Передвигаются они на лодках. Посередине озера находится остров, служащий кладбищем. Но в сезон дождей он тоже оказывается под водой.

Хотя название озера переводится как «большая чистая вода», вряд ли это соответствует действительности из-за вышеупомянутого обстоятельства и отсутствия очистных сооружений. Всё же, местные пьют воду из этого водоёма.

Где искать жильё

Арендовать жильё в Пномпене очень просто. Находишь в Интернете сайты риэлтерских компаний, пишешь им письма с указанием своих пожеланий к дому и его стоимости, а дальше они начинают сами звонить, писать, предлагают варианты, возят на просмотр. Риэлторы неплохо знают английский, поэтому сложностей в коммуникации не возникает. Для нас помощь риэлторов совершенно бесплатна, но хозяин нашего дома говорил, что должен заплатить агентству месячную стоимость аренды дома. Кроме того, он обязан заверить у нотариуса подписанный с нами договор и заплатить государству налог.

Рынок жилья в Пномпене представлен в основном трёх- и четырёхэтажными домами, которые расположены либо очень близко друг к другу, либо вообще слитно, как таунхаусы. Таким домом, как правило, владеет одна семья. Они живут на первом этаже, а все остальные этажи сдают. Вход на верхние этажи может быть как изнутри дома, так и снаружи. То есть получается, что у тебя будет весь этаж — обычная квартира с двумя спальнями, кухней, ванной, иногда даже столовой, и хозяев ты будешь встречать только при входе во двор. Стоимость аренды такой квартиры — от $300 в месяц. Но мы, во-первых, хотели жить без хозяев, а во-вторых, у камбоджийцев во дворах по одной-две собаки, и они стопроцентно нападали бы на Спайка.

А вот, например, в Сиемреапе жильё стоит дешевле. Мы видели отличнейшие дома, утопающие в зелени, всего за $300–400 в месяц.

Обращать внимание при просмотре стоит на состояние сантехники, электрики, наличие газа, решёток на окнах, ну и всего, что вам необходимо. Здесь нет каких-то особенностей, всё стандартно

Китайская мафия и неоколонизация Лаоса

В дополнение к статье выше автор Тайского Портала решил поделиться интересными фактами о том, как некоторые лихие и хорошо организованные китайцы осваивают просторы Лаоса.

Вид на принадлежащее китайской мафии Blue Shield Casino в провинции Бокео в Золотом Треугольнике на территории Лаоса

В Камбоджу инвестируют вполне себе рукопожатные китайские инвесторы, не замешанные в преступлениях и не связанные с триадами. А вот соседний Лаос, самое бедное государство Юго-Восточной Азии, часто привлекает отвязанных китайских гангстеров. Благо дело, Лаос на юге граничит с китайской провинцией Юньнань. Лаосские власти, как и власти абсолютно всех стран АСЕАН кроме Сингапура, тотально коррумпированы. Поэтому китайской мафии путем подкупа лаосских чиновников не составило труда создать в печально известном Золотом Треугольнике в Лаосе фактически китайскую колонию под вывеской специальной экономической зоны Golden Triangle Special Economic Zone на территории лаосской провинции Бокео. Лаосская полиция и местные власти в этой зоне работают на китайцев. Кто платит деньги, тот заказывает музыку.

Основное направление бизнеса — это, конечно же, китайские казино. Китайцы — очень азартные люди. Если в Китае казино запрещены, то китайцы готовы ради азарта и адреналина съездить поиграть в казино Макао, Сингапура или Манилы. Жителям провинции Юньнань, понятное дело, ближе смотаться в соседний Лаос, где казино не запрещены законом. Спрос рождает предложение, поэтому гонконгский авторитет Жао Вэй и его жена вложились в постройку казино в Золотом Треугольнике. Дело у Kings Romans Group пошло в гору. Оффлайн-казино Blue Shield Casino было дополнено онлайн-казино для тех китайских игроманов, которые жаждут проиграться в пух и прах, но не имеют возможности приехать в Лаос. Территориально Blue Shield Casino находится на лаосском берегу реки Меконг, а на другом берегу простирается земля района Чианг Саен в северной части тайской провинции Чианг Рай. Ориентир — впадение реки Руак в Меконг. Казино расположено в двух километрах ниже по течению, на левом берегу Меконга. В 1950-1980 годы именно здесь располагался центр производства героина в Золотом Треугольнике. В этом месте граничат Таиланд, Мьянма (Бирма) и Лаос.

Жао Вэй оказался жадным китайским дядькой. В погоне за баблом и сверхприбылями он организовал на подконтрольной лаосской территории также торговлю наркотиками, контрабандными дикими животными (тиграми и медведями), запустил работу борделей с китайскими проститутками. За все эти прегрешения в начале 2018 года Госдеп США наложил санкции на самого Жао Вэя, его жену Су Гуйкин и принадлежащую им гонконгскую компанию Kings Romans Group. Активы всех юридических и физических лиц, ведущих дела с этими китайцами, находятся под постоянной угрозой заморозки властями США.

Бизнес в АзииДругие страны АзииКамбоджакитайские инвестициикитайцынедвижимость Азиинедвижимость КамбоджиПномпеньСиануквиль

Ко Панган

Все дороги на остров Ко Панган лежат через остров Самуи. Если кто не знает, то эти острова находятся в Сиамском заливе, в Тихом океане, с восточной стороны Тайланда. Жюль Верн бы на этом месте вставил страницы три описания кем они были открыты, когда и какого сорта кокосы там собирали (это у меня дочка недавно “Детей капитана Гранта” мучила). Но я не буду, а то дальше точно никто читать не будет.

На Самуи мы прилетели на самолёте, тут же, в аэропорту к нам подбежали, спросили куда нам надо, взяли деньги и велели ждать. Через полчаса погрузили в машину, минут двадцать везли до берега, там пересадили в довольно большой катер и помахали ручкой.

На Пангане грузовик со скамьями уже собирал пассажиров. Добрались до отеля и тут начались проблемы. Заказывал я отель заранее по интернету за довольно большие для Тайланда деньги – 2400 бат (~$65) в день, половину заплатил вперёд. В отеле сразу стали требовать остальные деньги за всю неделю вперёд. Мила сразу заподозрила что-то не то и пошла проверять наше бунгало. Оказалось, что никакого обещанного вида на море нет и, вообще, всё совсем не так как на фотографиях. Решили там не оставаться. Руководство отеля попыталось было не вернуть задаток, но они не знали с кем связались. Я ещё напишу когда-нибудь как Миле один магазин вёз кастрюлю специальным посыльным с другого конца штата, а другой магазин оплачивал испортившиеся продукты, когда нам холодильник не того цвета доставили. Короче, деньги вернули.

Жильё мы нашли рядом, в десяти шагах. Бунгало прямо у моря, в 8 шагах, с террасой, кондиционером и горячей водой (что есть не везде). Стоило оно $16 в день, но на второй день мы решили оставаться и сбили цену до $12. Просто так, из спортивного интереса.

В соседнем бунгало справа жила пара шотландцев – художник с женой лет 28. На моё “how are you” я услышал вполне приличное “здравствуйте”. Оказалось жена стажировалась пару лет в Питере и неплохо говорит по-русски. Интересная деталь – перед бунгало стояли фонари по пояс и она пожаловалась, что свет мешает ей спать. Я спокойно подошёл к фонарю и вывернул лампочку. Она почему-то восхитилась и сказала, что это типично руский практический подход к решению проблемы :-).

В бунгало слева жила очень оригинальная семья сьехавшаяся на семейную встречу. Старший сын уже пять лет гуляет по миру и сейчас преподаёт английский в Тайвани, младший сын тоже года три гуляет по Азии, мать с дочкой приехали из Ирландии. Дочка в этом году заканчивает колледж и собирается осенью начать свои странствия с Нью-Йорка.

Море нас вначале испугало – было очень мелко, по колено. Я уже начал было подмывать о переезде на другой остров, но ирландцы нам подсказали, что сейчас отлив и пообещали, что утром будет вполне глубоко. Так и оказалось.

Пару дней мы провели на пляже. На другом конце острова проходило full moon party – раз в месяц сьезжаются несколько тысяч человек со всего мира, пьют виски с колой из пластмассовых ведёрок, слушают ревущую музыку и пр. Но мы хотели тишины и покоя и не поехали. Потом оказалось, что катер отвозящий пьяных туристов обратно на Самуи перевернулся и около 30 человек (не помню точную цифру) утонули.

Через пару дней захотелось что-то делать. Я взял напрокат мотороллер и поехал осматривать остров. Во всех путеводителях предупреждали, что ездить по Пангану на мотороллере очень опасно, потому что очень крутые подьёмы на дорогах. Дороги и вправду были крутые, на мотороллере я ехал впервые в жизни, и первый час ощущения были довольно острые. Через час я начал немного понимать, что я делаю, через два мне это начало нравиться, через три я уже мог думать о том что меня окружает.

Становление государственности и трагедия народа

Идут времена, постепенно меняются кхмерские государства, однако расцвет феодального устройства наблюдается в так называемый Ангкорский период.

Центром царства Камбуджадеша был именно город Ангкор, вокруг которого объединились прочие крупные поселения и значимые города. В ту пору земли кхмеров охватывали территорию современной Камбоджи, Таиланда и Лаоса.

Как я уже сказала, в истории кхмеров было немало драм и трагедий. Но, пожалуй, самая главная из них приходится на времена режима Пол Пота, который стал во главе “красных кхмеров”. В 1975 году Пол Пот вступил в столицу Камбоджи, свергнув предшественника.

Как утверждал новый лидер, для успешного процветания государства требовался лишь один миллион жителей, что, конечно, должны были принадлежать к “идейно правильной” группе. Остальные шесть с лишним миллионов подлежали истреблению. Для реализации этой идеи создавались кошмарные условия труда, в армию призывали подростков и женщин, а образование и медицина были отменены.

Самая страшная страница в истории кхмеров – режим Пол Пота и его чудовищные преступления / vfl.ru

Людям запрещалось писать или читать что-либо, кроме новых указов диктатора. Страна находилась в изоляции, причём существовали законы, запрещающие использование иностранных источников, литературы, предметов быта. Итогом такого правления стали голод, геноцид кхмеров, войны и восстания.

Сегодня, к счастью, ужасы прошлого остались лишь в истории кхмеров. Этот народ сохранил свою неповторимую культуру, несмотря на времена испытаний и потрясений. Во многом обычаи кхмеров напоминают традиции соседних народностей, что перемешаны воедино. Именно такое сочетание порой несочетаемых элементов является уникальной кхмерской особенностью.

Монахи из буддистского храма. Кхмеры преимущественно исповедуют буддизм / mark sedgwick / flickr.com

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий