Как и зачем развивать сострадание?
Если верить тибетскому буддизму, мы перерождаемся бесконечное число раз, и все живые существа когда-то был нашими родителями. Развитие сострадания не только делает нашу душу спокойной, но и благотворно влияет на наше физическое тело. Ведь даже медицина утверждает, что злость и излишнее возбужденное состояние приводит к различным заболеваниям.
Когда человек думает только о себе, его личный мир сужается, и в этом узком мирке человек начинает испытывать и чувство страха, и неудовлетворения, и беспокойства.
Но когда человек размышляет о других и начинает о них заботиться его жизнь меняется и собственные проблемы, и страдания отходят на задний план, даже более того собственные страдания начинают растворятся и исчезать. Вот, что такое развитие бодхичитты или сострадания.
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Любить людей, особенно чужих конечно сложно из-за нашего эгоцентризма. Для развития сострадания в буддизме существуют различные медитации и размышления о равенстве себя и других. А привязанность к своему «я» становится причиной всех несчастий. Одной из действенных практик взращивания сострадания является представление всех существ своими матерями, а также ставить себя на место других.
Джоканг
Джоканг – довольно известный буддийский храм-монастырь. находится также в Лхасе. Особо почитается местными жителями и активно посещается многочисленными паломниками и иностранными туристами.
Храм Джоканг строил царь Тибета Сонгцен Гампо в 639 году. По преданиям, раньше на месте строительства храма располагалось небольшое озеро. Но жена царя – китайская принцесса Вэнь Чэн, – изучая окрестности методами геомантии (фэн-шуй), сочла, что местность вокруг озера – это тело огромной демоницы, у которой дворец Потала является сердцем, а само озеро – гениталиями.
Нашли вот такой способ прижать демоницу к земле и обезвредить — озеро осушили, а на его месте построили храм, вокруг возвели ступы и монастыри. Храмовый комплекс продолжает разрастаться и его площадь в наши дни составляет 25 000 м2.
Джоканг находится в центре столицы Тибета Лхасы и выходит на площадь Пакор. Паломники обходят весь комплекс по ритуальному пути «кора», вдоль которого размещены молитвенные барабаны – вращающиеся цилиндры, исписанные мантрами.
Открыт монастырь с 11.30 до 17.30 (с 8.00 до 11.30 открыт только для верующих).
Индия
Как гласят сказания, именно в Индии две с половиной тысячи лет назад усилиями мудреца Будды Шакьямуни возникла новая религия – буддизм. Нетрудно догадаться, что здесь же находятся многие популярные буддийские места паломничества: храм Махабодхи в Бодх-Гае, где Будда достиг просветления; город Сарнатх – место его первой проповеди; город Кушинагар – место его ухода в окончательную нирвану – и другие памятники древности.
Конечно, помимо буддийских реликвий, в Индии есть роскошные дворцы и древние храмы, потрясающие природные ландшафты и национальные парки, восточные базары и и колоритные праздники
Любителям экзотики стоит обратить внимание на грандиозные чайные плантации, совершить головокружительную поездку по Дарджилингской Гималайской железной дороге или посетить с экскурсией Болливуд – индийский аналог Голливуда
Перелет: | 6-8 часов (напрямую из России) |
Виза: | нужна (~60-80 $) |
Когда ехать: | с ноября по июль (в зависимости от региона) |
Практика визуализации в тантре
Визуализация – это искусство создания образов. Начинается эта практика с визуализации того или иного мифологического существа, отдельных частей его тела, деталей одежды. По мере того, как растет умение, адепт легко и быстро начинает воспроизводить перед “внутренним взором” весь облик этого существа. Далее следует работа с еще более сложными образными представлениями. В некоторых случаях адепты стремятся к визуализации очень плотных, материальных образов, видимых другими людьми как реально существующие объекты.
Визуализация таких плотных форм сопряжена с наработкой огромной личной силы, зачастую довольно грубой. Нельзя не сказать о том, что это – очень опасный путь, полный искушений. Не каждый выдерживает его соблазны и иногда останавливается на достигнутом, переориентируясь на магию, демонстрацию чудес. Правильной же на пути совершенствования в искусстве визуализации является постоянная тенденция к утончению сознания.
После интенсивного курса предварительных тренировок адепт переходит к основной духовной практике. Цель основного этапа – преодоление двойственности (на санскрите – “двайты”) и получение живого опыта работы в многомерном пространстве. Он предполагает дальнейшее оттачивание “граней” искусства визуализации и включает в себя выполнение сложных психофизических упражнений, работу с чакрами, энергетическими каналами и другими энергоструктурами организма.
Если проводить параллели, то, в целом, это соответствует той работе, что проводится на ступенях дхараны и дхьяны восьмиступенчатого пути йоги Патанджали.
Для многих адептов этот этап оказывается весьма длительным. На его усвоение может уйти 20, 30 лет, вся жизнь. На заключительных ступенях основного этапа, если адепт до них доходит, индивидуальное сознание становится для него реальностью и перед ним открываются новые возможности работы с сознанием (на санскрите – буддхи).
Основной этап также предполагает дальнейшее совершенствование психоэмоциональной сферы, ее утончение. Это происходит, в частности, за счет использования искусства визуализации, например, тех божеств тибетского пантеона, которые могут служить эталоном тонкости. Создавая яркий образ того или иного божества, практикующий, путем эмоциональной сонастройки с ним, начинает воспринимать совершенно иной спектр эмоциональных и энергетических состояний.
Такая практика, помимо утончения, дает возможность постичь многомерность пространства. Визуализация используется также для очищения и развития чакр, энергоканалов, доведения всех энергоструктур организма до совершенства. Для этого, например, фигура того или иного божества может визуализироваться в нужной чакре. Широко применяется также работа с мантрическими образами, образами таттв (стихий), различных цветов, предметов, процессов и т.д.
Методика работы с образными представлениями оказывается высокоэффективной и для регуляции физической работоспособности. Наиболее ярко это демонстрирует техника медитативного бега – лун-гом. В ее основе лежит также использование определенных дыхательных упражнений и мантр. Лун-гом-па (так называется адепт, владеющий этой техникой) начинает, на фоне определенных образных представлений, непрерывно повторять про себя мантру. В соответствии с ней он регулирует ритм дыхания и соизмеряет такт движений. Указанные приемы позволяют лун-гом-па пробегать большие расстояния с большой скоростью, совсем не отдыхая, легко преодолевая все препятствия, встречающиеся на пути. Путешествующим по Тибету европейцам (в частности, супругам Рерихам и Александре Дэвид-Нэль) приходилось несколько раз видеть лун-гом-па. Описания этих встреч можно найти в их книгах.
Медитативный бег на фоне непрерывной медитативной работы применяется и другими школами раджа- и буддхи-йоги. Его описания, в частности, можно найти у Карлоса Кастанеды .
31 июля 2020 в 12:25
Потала
В самом сердце священной Лхасы находится величественный дворец, который известен всем жителям Тибета – Потала. Не верится, что это необыкновенное здание со множеством террас, башен, крутых лесенок, пристроев является огромным храмовым комплексом.
Размер территории действительно поражает – свыше 360 тысяч квадратных метров. Впечатление от внешнего величия становится еще сильнее, учитывая, что находится он на высоте 3700 метров.
Дворец Потала, Тибет
За могущественными стенами скрываются десятки статуй, фресок, ступ, украшенных драгоценностями, искусные росписи на фасадах и во внутренней отделке стен. Просторные залы, где проводились медитации, шедевры зодчества и живописи заставляют восторгаться увиденным архитекторов, скульпторов, художников и простых посетителей, прибывших сюда, желая прикоснуться к прекрасному.
Подобное великолепие по достоинству оценила организация ЮНЕСКО, когда в 1994 году включила Поталу в список материального наследия.
История храма началась в 637 году и связана с именами уже известных нам царя Сонгцена Гампо и его прекрасной принцессы Вэньчэн. На месте, где он раньше любил медитировать, царь построил дворец. После свадьбы он увеличил территорию дворца, и с тех пор там стало 999 покоев.
Позже дворец стал резиденцией поколения Далай-лам. Здесь же находится гробница Пятого Правителя Тибета.
Внешний облик дворца кардинально поменялся в 17-м веке, и во многом он сохранил свои очертания до наших дней. Тогда появились главные дворцы Поталы: Красный, связанный с духовным образованием и служением, а также Белый, откуда исходили все управленческие решения Далай-ламы как верхушки власти.
В настоящий момент, после изгнания тибетских монахов, Потала является главным музеем – здесь хранится большое количество реликвий, святынь, фресок, ступ, которые вызывают интерес у буддистов всего мира. Паломники совершают кору, на пути всюду встречаются молитвенные барабаны и священные ступы.
Кроме того, здесь расположились здания духовной семинарии, школы логики и типографии. Именно этим объясняется такой поток посетителей дворца каждый день.
Огромная позолоченная статуя Будды
На втором этаже – внутреннее храмовое помещение, молельный зал (дуган)
Первое, на что обращаешь внимание – огромная, девятиметровая, позолоченная статуя Будды. Ни в Европе, ни в России больше по размеру нет
Самая большая в Европе и в России статуя Будды Шакьямуни. Фото сделала моя подруга в 2006 году
Поверхность статуи сияет сусальным золотом и бриллиантами – это символ сияния Будды. А внутрь статуи заложено множество предметов, священных для буддистов: мантры (молитвы), различные благовония, земля буквально из каждого района республики (по пригоршне), растения, испокон веков растущие в Калмыкии…
Ачарья Васубандху – один из 17 пандитов
В молельном зале стоят лавки. Можно на них присесть, но при этом нельзя вытягивать ноги в направлении алтаря (лучше вообще никуда их не вытягивать) – это считается проявлением неуважения. Как и во всех храмах, тут подобает вести себя тихо.
Один из монахов Золотой обители угостил нас и наших детей печеньем. Наверное, у них так принято. Для меня получить что-то из рук монаха – это большая честь. Кстати, служитель Сякюсн-Сюме тоже угостил нас печеньем и конфетами, из чего я сделала вывод, что угощать гостей храма – это нечто вроде местной традиции.
Вообще посещение этого храма оставило у меня очень благостные и светлые впечатления. Тишина, умиротворение, светлые лица, улыбающиеся монахи, никаких тебе нищих у входа и злых старушек, которые одёргивают на каждом шагу… Кстати, тут, в храме, с нами здоровались незнакомые люди. Это было удивительно. Конечно, мы тоже здоровались в ответ. Очень доброжелательная атмосфера в местных храмах.
На третьем этаже Золотой обители проводят приём верующих. Тут же располагается администрация хурула. Мы туда не поднимались, вход туда был закрыт (временно).
На следующие этажи вход для туристов запрещён. Выше, на четвёртом этаже, покои главы всех буддистов Калмыкии. На пятом – Далай-ламы XIV (он там не живёт, но его там всегда ждут). Шестой этаж – чисто хозяйственный.
А седьмой предназначается для медитаций монахов.
На седьмом уровне медитируют монахи. Автор фото izvozshik
В храме (справа от самого входа) есть небольшая лавка с ритуальными принадлежностями (я там купила коней ветра, которых мы развесили в Сякюсн-Сюме) и сувенирами буддийской тематики.
Повязываем молитвенные флажки у буддистских святынь в Сякюсн-Сюме
Внимание! Внутри храма нельзя фотографировать и вести видеосъёмку. Но, как нам рассказал охранник, запрет на фотографирование не полный
Можно предварительно получить благословение ламы на съёмку. И ещё снимать желательно без вспышки, потому что от яркого света портятся росписи на стенах. К сожалению, я узнала о такой возможности слишком поздно…
За пять дней пребывания в Калмыкии, мы четыре раза посещали хурульный комплекс. В первый день хотели туда ещё и вечером, но проезжая мимо на машине, увидели, что хурул не подсвечивают.
На следующий день Сергей спросил у охраны, почему хурул не подсвечивался. Охранник извинился, сказав, что, видимо, вчера просто забыли включить подсветку. И предупредил, что если мы вечером увидим, что храм не подсвечивается, чтобы просто постучали в двери и подсветку включат.
Это – буддизм, здесь нет ничего невозможного.
Однако стучать в двери храма не пришлось. Все последующие дни хурул подсвечивался.
Вечерами территория хурульного комплекса пустынна.
И очень красива…
В один из дней, когда мы приехали сюда вечером, был туман.
В тумане всё небо над Золотой обителью светится и сияет золотой водяной пылью…
Он придавал мистическую атмосферу и без того фантастическому пейзажу…
И Белый старец в этом золотом тумане тоже казался золотым…
Восточная архитектура в тумане невольно наводила на мысли о Китае…
Золотая обитель Будды Шакьямуни открыта для посетителей с утра до вечера, с 8:00 до 20:00.
Время работы храма написано у входа. Автор фото izvozshik
Можно заказать экскурсию по хурульному комплексу.
С 9:00 до 10:30 утра в Золотой обители Будды Шакьямуни проводится молебен о благоденствии всего живого.
Адрес: ул. Юрия Клыкова (центральный вход) или ул. Ленина (на пересечении с ул. Илюмжинова). Телефон хурула: +7 (847 22) 4-01-09, +7 (847 22) 4-00-10.
Южные ворота Золотой обители Будды Шакьямуни в вечернем тумане
Жаль, погода была все дни очень пасмурная, фотографии в солнечный день получились бы куда ярче, под стать окружающей обстановке.
Вам понравилась Золотая обитель Будды Шакьмуни?
Потрясающе красивое место, правда?
——————
Схожие записи:
Надеюсь, Вам понравился мой рассказ о Золотой обители и Вы поделитесь со своими друзьями в соцсетях, нажав на копки ниже:
Вайшали (Муджабпур)
Ступа для будд, Вайшали, Бихар
Вайшали находится недалеко от места под названием Муджабпур. Считается, что Будда приходил сюда трижды.
Вайшали — ступа и колонна Ашоки
1. Это место считается одним из восьми великих святых мест, так как именно здесь стайка обезьян поднесла Будде мёд. Будда предсказал, что это место станет известно как Санге Дрангци Янг, если перевести его название на тибетский. После смерти Будды, одна из его реликвий, взятых Ликчавой, была захоронена в ступе, построенной на этом месте. Эта ступа является одной из восьми великих погребальных ступ.
2. Здесь была изложена сутра Будды Медицины, и здесь же произошел третий поворот Колеса Учения. Спустя сто десять лет после смерти Будды на этом самом месте семьсот архатов под покровительством царя Ашоки провели второй буддийский собор, дабы записать Учение Будды. Здесь находится колонна, на вершине которой расположена статуя льва. Вероятно, она построена царем Ашокой. (Возможно, что именно эта колонна упоминалась китайским путешественником Хуэном Цангом).
3. К югу от ступы и колонны есть символическое изображение железных спиц, которое, по преданию, Будда сотворил чудесным способом.
4. Недалеко от этого места, к югу, находится пруд, называемый обезьяньим. Считается, что этот пруд обезьяны вырыли для Будды.
5. К западу от Гаи, на вершине холма есть место, которое тоже считается городом Вайшали. Верующие люди считают эти два места единым целым.
Четыре достопримечательности в Вайшали
6. Отсюда 102 км до Патны (Патлипутра, тиб. Кьанар Буй Дронгкхер), места рождения и столицы царя Ашоки, который знаменит тем, что построил много известных ступ. Патна расположена в 125 км от Бодхгаи.
Типология храмов
Морфология
Специализированные
Помимо этого набора, могут строиться храмы, посвящённые какому-либо отдельному будде, бодхисаттве или идаму, особым образом связанному с данным монастырём, напр. храм Майтреи в Иволгинском дацане и т. п.
Архитектура
Храм бодхисаттвы Авалокитешвары (Гандан)
Реконструкция храма Майтреи. Проект монаха Агваанхайдава, сер. XVIII века
В старинной архитектуре Монголии искусствоведом Н. Цултэмом различаются 3 основных стиля, а также смешанные стили:
Монгольский стиль
Юрты и шатры стали основой для развития традиционной монгольской архитектуры. Многие монастыри начинали как юрты-храмы. Когда нарастала необходимость в увеличении вместимости, монгольские зодчие использовали шести- и двенадцатиугольные структуры с коническими верхушками. Дальнейшее увеличение вместимости привело к квадратной планировке. Крыши выполнялись в форме, напоминающей шатры. Монастырь Даши-Чойлинг представляет собой ансамбль юртообразных строений.
Тибетский стиль
В тибетском стиле с строились самые ранние буддийские храмы в Монголии собственно монгольской постройки. Храмов с чисто тибетской архитектурой в Монголии сравнительно мало; уже в первом стационарном монастыре Эрдэни-Дзу лишь один храм — Лавран — не имеет следов китайского влияния. Для храмов тибетского стиля характерна прямоугольная планировка (вытянуты с запада на восток), белые стены, плоские крыши.
Китайский стиль
Китайский стиль был наиболее распространён в Халхе. Для храмов характерны двускатные черепичные крыши, богатое декорирование, одноэтажность. Прекрасным примером китайского стиля является архитектура храмов Амарбаясгаланта.
Смешанные стили
Смешанные стили свободно сочетали вышеупомянутые три. Комбинации могли быть тибето-монгольской, китайско-монгольской, тибето-китайской, или же сочетанием всех трёх. Так, величественный храм Авалокитешвары в Улан-Баторе сочетает тибетскую архитектуру в нижней половине с китайской традицией в верхней половине. Храм Майтреи сочетал тибетский стиль с юртообразным завершением.
Дом Будды
Известный больше как монастырь Джоканг, он является одним из самых посещаемых святынь Тибета. Сюда приезжают не только буддисты-паломники, но и туристы, в том числе иностранные.
Не зря в первом году нового тысячелетия организация ЮНЕСКО признала монастырь объектом всемирного наследия. Здесь ежегодно проводится Фестиваль великой молитвы. Тут же происходит посвящение главных духовников Тибета – Далай-ламы и Панчен-ламы.
Фестиваль Великой Молитвы в Тибете
Джоканг начинает свою историю в 639 году благодаря царю Сонгцен Гампо. Эта местность тесно связана с его женой, принцессой из Китая по имени Вэньчэн – именно она, используя знания фэн-шуй, искала подходящее место для храма, и ей указали на одно озеро. С этим событием связана любопытная легенда.
Так появился Джоканг – знаменитый тибетский храм, который сегодня радует глаз сотне посетителей ежедневно. Вокруг него возник город Лхаса – колыбель буддийской мысли в Тибете, название которого так и переводится – «Святая земля». Кстати, с тибетского языка название самого храма означает — Дом Будды.
В 17-м столетии, когда у власти стоял Далай-лама V, многие сооружения, существовавшие со времен появления комплекса, были реконструированы. Чуть позднее, в 18-19 столетиях, к архитектурному ансамблю добавились различные скульптуры, росписи.
Переломный момент пришелся на прошлый век – в 1959 году нынешний Далай-Лама XIV вынужден был покинуть Тибет из-за оккупации со стороны китайцев. Тогда многие ламы бежали вместе с ним, и территория пришла в запустение, а затем была значительно разрушена. Во время оккупации в главном храме находился свинарник, а в других постройках расположились казармы для солдат-китайцев.
Сейчас храмовый комплекс отреставрировали, и он выглядит величественно. 25 тысяч квадратных метров, четыре этажа, крыша, выполненная из бронзовой плитки, несколько просторных залов. Эти залы таинственными лабиринтами переходят в здания часовен. Во внешнем виде комплекса угадываются архитектурные следы разных стилей: китайского, индийского, непальского, тибетского.
Богатство монастыря не только выражено в его экстерьере, но и таится внутри. Главный зал разместил под своими сводами драгоценное изваяние Великого Учителя, которое принадлежало принцессе Вэньчэн – той самой, которая искала место для постройки храма.
Принцесса Вэньчэн
На нем запечатлен двенадцатилетний принц Шакьямуни в полный рост – около полутора метров. Считается, что он способен исполнять желания.
Невдалеке расположились изваяния правителя Сонгцена вместе с женами – Вэньчэн из Китая и Бхрикути из Непала. Двумя ярусами выше расположилась скульптура богини Палден Лхамо.
Все жители Лхасы знают, как попасть в Джоканг, и без каких-либо карт могут указать дорогу. С крыши, на которую можно выйти, гуляя по территории, открывается панорамный вид на весь город с его главной площадью, дворцами, монастырями, садами. Прихожане совершают обход территории по ритуальному пути, который называется «кора».
Внешнее и внутреннее устройство
Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.
Они бывают внешние и внутренние, защищаемые изображениями или статуями животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.
Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.
Внутри главного зала – кодо – вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.
Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан. В храме перемещаются по часовой стрелке. В прямоугольном помещение алтарь находится напротив входа.
Центральное место на нём занимает Будда, окружённый дымящимися благовониями, зажжёнными свечами, образами других знаменитых будд, бодхисаттв и дэвов, подношениями. Как выглядит Учитель, зависит от течения, которому принадлежит храм.
На алтаре есть ящички, в которых хранятся старые священные описания. Для поклоняющихся и монахов в кодо тоже отведено пространство.
Танки на стенах изображают божества. Они выполнены в ярких тонах на шёлковой основе.
Центральный зал часто соединён с лекционным, где послушники собираются, чтобы изучать и декламировать сутры, слушать музыку для медитаций. В других зданиях комплекса располагаются библиотека, жилье членов общины, их столовая.
При входе нужно мысленно поздороваться с божествами и затем, подходя к интересующему образу, складывать руки в молитвенном жесте и кланяться по желанию столько раз, чтобы число поклонов было кратно трём.
При этом, поднося руки ко лбу, просить ясного разума, ко рту – совершенной речи, к груди – любви ко всему живому. Во время посещения нужно позитивно настроиться и усиленно желать избавления от страданий всем в этом нуждающимся.
Тибет (Китай)
Множество буддийских святынь, храмов и монастырей находится в сказочном высокогорном Тибете. Так, в этом китайском районе расположены Дворец Потала (экс-резиденция далай-ламы, огромный храмовый комплекс), монастырь Джоканг (с одной из самых известных статуй Будды внутри), другие буддийские музеи и реликвии.
Священных достопримечательностей здесь так много, что на полноценное обследование только самых интересных из них уйдет не меньше месяца. Поэтому к путешествию нужно тщательно подготовиться: составить план поездки и учесть нелегкие погодные условия – резкий перепад высот, возможные снежные метели или, наоборот, палящее солнце.
Перелет: | 7-8 часов (до Китая) + быстрый перелет до Тибета |
Виза: | нужна (~45-60 $) + специальное разрешение |
Когда ехать: | с апреля по ноябрь |
Есть и пить
Калмыцкая кухня — это в основном мясо, тесто и картошка. Получается, конечно, очень сытно. Такой рацион был рассчитан для кочевников с долгими степными перемещениями. Сейчас кухня изменилась, но основа осталась прежней. В таком меню очень не хватает овощей, а вегетарианцам и вовсе из основных национальных блюд попробовать ничего не удастся.
Обычный обед выглядит примерно так: на первое подают махан — традиционный суп из баранины с картошкой, на второе — бёреги (местный вариант пельменей) и салат, а на сладкое — борцоги — жареные в масле булочки. Супы готовят на насыщенном мясном бульоне. Еще одна вариация первого блюда — густой сытный дотур с бараньими потрохами. Из вторых блюд стоит попробовать хурсн махн — баранину с домашней лапшой и сёмджин — жаренную на жире баранью печень. Еще из сладкого подают булмыг — вареный десерт из сметаны и яблочного или сливового джема, похожий на йогурт, хог тосон — яблоки или груши, томленые в сметане, похожие на желе, и еще десерт в виде смеси из молока, манки и изюма. Из экзотического можно попробовать местный деликатес — стейк из верблюжатины. Она напоминает говядину, но чуть жестче и волокна грубее. Мясо верблюда также подают обжаренным с овощами или с рисом. В Калмыкии также в ходу и конина.
Запивают еду обычно традиционным калмыцким чаем — джомбу. Он готовится на основе зеленого или черного чая (или все вместе), молока с добавлением сливочного масла и соли. Так что чай в Калмыкии тоже очень сытный, хотя и на вкус поначалу непривычен. Из горячительных напитков есть молочная водка, похожая по вкусу на сыворотку или мацони, но с градусом.
Калмыцкие пельмени бёриги, молочный чай кочевника джомба и сладкая жаренная в масле булочка борцоги. Фото: Rartat / Wikimedia.org
В ресторане калмыцкой кухни «Уралан» (ул. Номто Очирова, 9) готовят блюда из конины и верблюжатины. В кафе «Калмыцкая кухня №1» (ул. Ленина, 200) в меню есть много блюд не только местной, но и бурятской, азиатской и европейской кухни. Интерьер оформлен с национальными мотивами, а на улице есть уютные летние беседки с гирляндами. Еще одно место с колоритным интерьером в стиле восточного дворца и обширным калмыцким меню — чайхана «Тамерлан» (ул. Юрия Гагарина, 27). По соседству с железнодорожным вокзалом есть еще одно заведение с местной кухней — ресторан «Ойрат» (ул. Рокчинского, 120). В районе Сити-Чесс перекусить можно в семейном кафе «Времена года» в детском развлекательном комплексе «Симба» (пр-т имени Петра Анацкого, 4). Национальную кухню там не подают, зато есть более привычные европейские и азиатские блюда и очень приятные интерьер и атмосфера. Выпить кофе и перекусить можно во Flwrs (ул. Юрия Клыкова, 6). Тут подают сытные тосты и овсяную кашу на завтрак, а кофе готовят из хорошего зерна от ижевских обжарщиков Tasty Coffee.
Что привезти
В качестве сувениров из Калмыкии можно привезти:
- стеклянные лотосы, лошади и сапоги в виде брелков и статуэток — символы Калмыкии;
- изделия из верблюжьей шерсти;
- домбру — национальный инструмент;
- буддистскую атрибутику — четки, браслеты, статуэтки Будды, амулеты, красные нити, благовония, тибетские чаши, флажки.
Хорошие сувенирные лавки есть в центре города, например, «Мир подарков» (ул. Ленина, 243) и Souvenir House (ул. Юлии Нейман, 1). В Сити-Чессе есть хороший магазинчик «Амулет» напротив Музея шахматной славы (Сити-Чесс, 62). Буддистскую атрибутику удобнее всего покупать в хурулах.
Также в сувенирных магазинах Элисты много вещей (от сумок и одежды, до аксессуаров и бижутерии) с ярким калмыцким орнаментом и буддийскими символами. Фото: Souvenir House
Из продуктов везут местное мясо (конину, говядину, верблюжатину), которое считается одним из лучших в России, так как весь скот пасется на пастбищах. Также изделия из них — колбасу и вяленое мясо. Кто-то везет крупные калмыцкие семечки или кумыс. Все это удобнее всего покупать на рынке в центре Элисты (ул. Юлии Нейман, 3). Можно купить чай джомба, чтобы удивлять друзей — он продается в любом магазине.
Вайшали (Муджабпур)
Вайшали
находится недалеко от места под названием Муджабпур
. Считается, что Будда приходил сюда трижды.
1. Это место считается одним из восьми великих святых мест, так как именно здесь стайка обезьян поднесла Будде мёд. Будда предсказал, что это место станет известно как Санге Дрангци Янг
, если перевести его название на тибетский. После смерти Будды, одна из его реликвий, взятых Ликчавой, была захоронена в ступе, построенной на этом месте. Эта ступа является одной из восьми великих погребальных ступ.
2. Здесь была изложена сутра Будды Медицины
, и здесь же произошел третий поворот Колеса Учения
. Спустя сто десять лет после смерти
Будды на этом самом месте семьсот архатов под покровительством царя Ашоки провели второй буддийский собор, дабы записать Учение Будды
. Здесь находится колонна, на вершине которой расположена статуя льва. Вероятно, она построена царем Ашокой. (Возможно, что именно эта колонна упоминалась китайским путешественником Хуэн
ом Цанг
ом).
3. К югу от ступы и колонны есть символическое изображение железных спиц, которое, по преданию, Будда сотворил чудесным способом.
4. Недалеко от этого места, к югу, находится пруд, называемый обезьяньим. Считается, что этот пруд обезьяны вырыли для Будды.
5. К западу от Гаи, на вершине холма есть место, которое тоже считается городом Вайшали. Верующие люди считают эти два места единым целым.
3. По дороге из Дореи в Кушинагар протяженностью в 22 км (38 км), находится место под названием Сатхия
, где Будда в последний раз принимал пищу. Очень немногие люди посещают это место.
Я простираюсь пред тобой,
Кто движимый
Поворачивал Колесо Дхармы
В Варанаси и других святых местах,
Дабы указать всем последователям пути Трех Колесниц.
Небольшая деревушка рядом с Варанаси в штате Уттар-Прадеш, известная под названием , является одним из святых мест буддизма.
1. В этом месте Будда совершил первый поворот Колеса Учения, преподав Четыре Благородные Истины в Оленьем парке близ деревни Сарнатх. Здесь можно увидеть развалины большого храма, построенного много лет назад. На том месте, где Будда учил, сейчас стоит небольшая ступа. Рядом с этой ступой сохранилась колонна Ашоки с нанесенной надписью, которой две тысячи лет.
2. К востоку от колонны Ашоки располагается ступа Дхамек, которая была возведена в период династии Гупта. Это одна из самых больших ступ в этой местности.
3. К востоку от ступы Дхамек располагается вихара Мулагандхкути, построенная великим Дхармапалой, пришедшим из Шри-Ланки. Внешне она имеет форму ступы, а внутри нее расположен просторный зал с небольшой библиотекой и алтарем. Говорят, что там хранятся две реликвии Будды, останки его костей. Одну из реликвий перевезли из ступы, стоящей в деревне Таксила (тиб. До-джог), а вторую ― из Нагарджунаконды. Они находятся в амулетнице, сделанной из драгоценных камней, которая обрамлена каменной рамой.
На ней написано:
Этой надписи свыше 2000 лет. Именно на этом месте Дхармапала принял полное монашеское посвящение.
4. Каждый год в полнолуние одиннадцатого месяца эти реликвии выставляются для созерцания. Многие посетители приезжают с разных концов света, чтобы увидеть их.
5. К юго-западу от основной ступы на расстоянии примерно в полкилометра находятся развалины той ступы, которая была построена на том месте, где по преданию первые пять учеников впервые встретились с Буддой. На пути к этому месту справа расположен музей древностей.
6. А к югу от этой ступы, на расстоянии примерно в два километра, находится Центральный университет высшей тибетологии. В нем есть большая библиотека, где хранится множество буддийских священных писаний.
Дорога от Бодхгаи до Варанаси составляет 221 км (225, 337, 340 км), и добраться туда можно как на поезде, так и на автобусе.
Сарнатх
Я простираюсь пред тобой, Кто движимый Поворачивал Колесо Дхармы В Варанаси и других святых местах, Дабы указать всем последователям пути Трех Колесниц.
Сарнат
Небольшая деревушка рядом с Варанаси в штате Уттар-Прадеш, известная под названием Сарнатх, является одним из святых мест буддизма.
1. В этом месте Будда совершил первый поворот Колеса Учения, преподав Четыре Благородные Истины в Оленьем парке близ деревни Сарнатх. Здесь можно увидеть развалины большого храма, построенного много лет назад. На том месте, где Будда учил, сейчас стоит небольшая ступа. Рядом с этой ступой сохранилась колонна Ашоки с нанесенной надписью, которой две тысячи лет.
Ступа Дамек в Сарнатхе
2. К востоку от колонны Ашоки располагается ступа Дхамек, которая была возведена в период династии Гупта. Это одна из самых больших ступ в этой местности.
3. К востоку от ступы Дхамек располагается вихара Мулагандхкути, построенная великим Дхармапалой, пришедшим из Шри-Ланки. Внешне она имеет форму ступы, а внутри нее расположен просторный зал с небольшой библиотекой и алтарем. Говорят, что там хранятся две реликвии Будды, останки его костей. Одну из реликвий перевезли из ступы, стоящей в деревне Таксила (тиб. До-джог), а вторую ― из Нагарджунаконды. Они находятся в амулетнице, сделанной из драгоценных камней, которая обрамлена каменной рамой.
На ней написано:
Этой надписи свыше 2000 лет. Именно на этом месте Дхармапала принял полное монашеское посвящение.
4. Каждый год в полнолуние одиннадцатого месяца эти реликвии выставляются для созерцания. Многие посетители приезжают с разных концов света, чтобы увидеть их.
5. К юго-западу от основной ступы на расстоянии примерно в полкилометра находятся развалины той ступы, которая была построена на том месте, где по преданию первые пять учеников впервые встретились с Буддой. На пути к этому месту справа расположен музей древностей.
6. А к югу от этой ступы, на расстоянии примерно в два километра, находится Центральный университет высшей тибетологии. В нем есть большая библиотека, где хранится множество буддийских священных писаний.
Дорога от Бодхгаи до Варанаси составляет 221 км (225, 337, 340 км), и добраться туда можно как на поезде, так и на автобусе.