Отголоски истории в стенах S-21. Музей геноцида Туол Сленг

Документальный

Боу Мэн (оставили), Чам Мей (в центре) и Ванн Нат (справа) после получения копии приговора Дач 12 августа 2010 г. Они трое из немногих выживших из секретной тюрьмы S21 красных кхмеров, где находились не менее 12 273 человека. замученный и казнен.

S-21: Машина для убийства красных кхмеров это фильм 2003 года Рити Пан Камбоджийский кинорежиссер, получивший образование во Франции, потерявший семью, когда ему было 11 лет. В фильме участвуют двое выживших на Туол Сленг: Ванн Нат и Чам Мей, противостоящие своим бывшим похитителям красных кхмеров, включая охранников, следователей, врача и фотографа. В центре внимания фильма – разница между чувствами выживших, которые хотят понять, что произошло в Туол Сленге, чтобы предупредить будущие поколения, и бывших тюремщиков, которые не могут избежать ужаса геноцида, который они помогли создать.

Туол Сленг: музей геноцида в Пном-Пене. Он же кровавая тюрьма S-21

Я знала, что если мне когда-нибудь посчастливиться побывать в Камбодже, и уж тем более в Пном-Пене, то в моей экскурсионной программе обязательно будет музей геноцида Туол Сленг или тюрьма S-21. На мой взгляд, только в этом ужасном месте можно понять и прочувствовать Камбоджу. Это как финальная точка, после которой человек осознаёт, в какой стране он путешествовал, и что пережил народ, с которым он общался изо дня в день. За день до посещения музея геноцида Туольсленг я психологически себя немного настроила, сказав себе, что у меня просто нет выбора. Я должна это увидеть, и пусть всё, что увижу, будет страшнее фильма ужасов, но я не прощу себе, если отступлю назад. И вы знаете, я ни на секунду не пожалела. Через этот изолятор прошли свыше 20 тысяч человек перед тем, как были убиты на «Полях Смерти». В живых осталось только 8 человек.

Всё, что я вам далее опишу всё равно не отобразит все те эмоции, которые мы испытывали. Как только зашли на территорию, то я поинтересовалась у Славы: Как ты думаешь, через меня пройдет вся та энергия и может быть даже весь тот ужас, что происходил с людьми? Я даже не могла определиться, хочу ли, чтобы это случилось или хочу просто на все посмотреть и уйти, забыв, что я здесь когда-либо побывала.

Музей геноцида Tuol Sleng, один из корпусовДо сих пор все окутано колючей проволокой

На каждом корпусе висит табличка — не улыбаться.

Я ощущала не самые приятные эмоции, иногда даже до мурашек, кое-где до тошноты, когда мы ходили по коридорам. Кажется, что произошедшее было еще вчера. Настолько поток энергии этого места силён.

Подтеки на стенах, желтые пятна и даже следы крови сохранились в некоторых местах в концлагере.

Старинные замки на дверях. Все по-настоящему. Каждая вещь здесь хранит в себе кошмар того времени

Скажу большее. Слава проникся этой энергией тоже и теперь и сам осознает, что не забудет это место и не вычеркнет это из памяти.

В некоторых комнатах стоят стенды с фотографиями пленныхСамое мучительное, что ты понимаешь, что это было совсем недавно

А большинство комнат просто пустые. Но от этого не менее жуткие.

В музее геноцида сохранилась одежда красных кхмеров и заключенных.

Что творилось в Камбодже и в тюрьме Туол Сленг

Около 40 лет назад некий диктатор Пол Пот со своей армией вошел в столицу Камбоджи, Пном-Пень. Он издал декрет об отмене денег, приказал взорвать национальный банк. На первом же заседании он издал указ, что Камбоджа отныне будет называться Кампучией и станет коммунистической страной. При этом он прекратил дипломатические отношения со всеми странами и запретил въезд и выезд из страны.

Музей смерти в Лос-Анджелесе, США

Один из самых спорных и нестандартных музеев мира был создан в 1995 году. Основатели заведения посвятили его смерти во всех ее проявлениях.

Какими же экспонатами «радует» музей посетителей? Коллекция самых разных атрибутов похорон — это лишь прелюдия. Инструменты для бальзамирования тел, для вскрытия трупов — далеко не самое жуткое в «смертном» музее.

Огромная коллекция фотографий, запечатлевших казни, результаты дорожных аварий, ужасы моргов, «деятельность» серийных убийц, маньяков. Особая гордость музея — отрубленная на гильотине и заботливо сохраненная голова «синей бороды» — убийцы женщин из Франции начала 20 века.

Крепкий желудок, железные нервы, хладнокровие — необходимые качества для посетителей данного спорного заведения.

В рекламе на интернет-страничке музея указывается, что одно посещение продолжается около 45 минут. Владельцы заведения уверяют, что посетители могут оставаться в залах столько, сколько захотят. Скрупулезно подсчитаны случаи падений в обморок, статистика подается с гордостью.

Поля смерти Чоенг Эк

В Камбодже достаточно много мест, которые называются полями смерти. Так называют места, на которых во времена правления Салор Сата, известного на весь мир как Пол Пот, хоронили своих жертв возглавляемые им «красные кхмеры». За три с половиной года (1975-1979) ими было уничтожено около полутора миллионов камбоджийцев. Хотя слово «хоронили» здесь не верно: жертв просто закапывали в огромные ямы. При этом полпотовцы, похоже, старательно скрывали места этих захоронений, поскольку они были обнаружены намного позже. Уничтожались люди самыми дикими и зверскими способами: убивались мотыгами, топорами, палками, просто умирали от голода. Казни проводили в основном молодые солдаты родом из сельской местности. Сейчас говорят, что использовались такие орудия, чтобы экономить патроны. А мне кажется, что палачи просто так входили во вкус, что убить жертву с помощью пули им было не достаточно.

Самые известные из полей смерти в Камбодже — поля смерти «Чоенг Эк» рядом с Пномпенем, где-то в 15 км от центра города. Вся история этих полей прочно связана со смертью: когда-то давно на их месте находилось китайское кладбище. Потом пришли полпотовцы и заполонили их безымянными трупами. В 1980 году из братских могил было извлечены останки 8 985 человек, многие из которых были связаны.

Добраться сюда проще всего на тук-туке. Я где-то прочитала, что ребята доехали на поля за час, но все зависит от дороги и пробок. Общественный транспорт в городе мы так и не увидели за 3 дня.

Стоимость входа, как и в музей геноцида Туол Сленг — 3$, аудиогид тоже 3$.

Мы морально были истощены тюрьмой, что сил поехать на поля смерти просто не было…

В каждом отеле Пномпеня есть бесплатная карта города, где можно ознакомиться с достопримечательностями города. А в любом турагентстве вы можете заказать себе экскурсию на полдня, которая включает в себя Музей геноцида и Поля смерти. Стоимость такой экскурсии 15$ за человека или 25$ за двоих. В стоимость не включены входные билеты и аудиогиды.

Орадур-сюр-Глан, Франция

Десятого июня 1944 года в 2 часа ночи, спустя 4 дня после вторжения войск союзников в Нормандию, около 150 солдат СС ворвались в мирную тихую деревушку Орадур-сюр-Глан (Oradour-sur-Glane) в южной части центральной Франции. По совершенно непонятным причинам, элитные солдаты Гитлера разрушили каждое здание и жестоко убили 642 невинных мирных жителя, среди которых были также женщины и дети. Эта трагедия стала одной из самых ужасных в истории Франции за весь период Второй Мировой войны, и одним из многих ужасных преступлений, совершенных немецкими солдатами.

По окончании войны поселение Орадур-сюр-Глан было восстановлено, но не вместо руин, а неподалёку. Ну а разрушенные остатки былого поселения до сих пор стоят немым напоминанием о тех трагических событиях, в память бессмысленных жертв и множества других подобных городов, стертых с лица земли.

В музее памяти сохранены некоторые предметы, найденные в сожженных зданиях: остановившиеся часы, причем остановившиеся вместе с жизнями своих владельцев, расплавленное огромными температурами стекло, а также многие личные вещи и деньги.

До сих пор так и не известно, почему солдаты СС поступили таким образом, или почему выбрали именно это место для своего нападения — городок никогда не был вовлечен ни в какие конфликты, и располагался далеко от линии основных боёв.

Одной из причин может быть то, что за день до нападения членами немецкого сопротивления был похищен немецкий офицер Гельмут Кампфе. Его везли через область неподалёку от городка, после чего убили. Но по пути он успел выбросить секретные документы, в поисках которых и находились эсэсовцы.

Вероятно, что солдаты просто перепутали городок с соседним городом Орадур-сюр-Вайрес, где находился в плену ещё один из немецких офицеров, но точной причины так никто и не знает.

Музей геноцида Туол Сленг, Камбоджа

Музей геноцида Туол Сленг иначе еще называют тюрьмой S-21. Сегодняшний музей представляет собой пять корпусов бывшей детской школы города Пномпень, ставшие тюрьмой и местом пыток и казни многих тысяч людей. С кхмерского название музея переводится как «холм стрихнина» или «холм ядовитых деревьев».

Туол Сленг был основан в 1980 году в столице Камбоджи, где в кровавый период режима «красных кхмеров» с 1975 по 1979 годы располагалась «Тюрьма безопасности 21». Здесь на каждом углу музея размещены таблички «Не улыбаться», да и вряд ли это можно сделать в обстановке такой энергетики.

Кроме могил во дворе и виселицы, в каждом классе находятся десятки крохотных камер площадью 1х2 метра, колодцы с электрическими проводами и перекладинами. Многие классы по просьбам родственников погибших стали мемориалами. Корпуса обернуты сотнями метров колючей проволоки, раньше она находилась под напряжением. Это память уцелевшего народа, здесь не принято разговаривать, здесь каждый камень напоминает о боли, крови и смерти невинных людей.

С приходом к власти «красных кхмеров» во главе с диктатором Пол Потом через четыре месяца после окончания гражданской войны средняя школа превратилась в тюрьму. Историки предполагают, что ее заключенными были от 17000 до 20000 человек, точные данные, конечно же, неизвестны. Одновременно в тюрьме находилось около 1500 заключенных, но надолго они не задерживались. Как правило, это были солдаты, служащие прежнего режима, монахи, учителя, врачи и мн.др. Среди них оказались и несколько сотен иностранцев, не успевших покинуть страну. Сохранились лишь около 6000 фотографий жертв и их некоторые личные вещи. Людей жестоко мучили, держали в цепях с завязанными глазами, морили голодом.

В начале 1979 года садистский режим был свергнут вьетнамскими войсками, страна была освобождена от диктата, а в тюрьме S-21 выжившими нашли всего 7 человек. Школу решено было оставить без изменений и ремонта, а через год в ней открыли памятный музей. На школьном дворе находятся захоронения последних 14-ти жертв, их замучили до смерти в последние часы освобождения столицы, остальные были похоронены на так называемых «полях смерти».

Описание

“Карта черепа”

Камбоджийские школьники осматривают музей

Здания в Туол Сленг сохранились, некоторые комнаты остались такими, какими они были после изгнания красных кхмеров в 1979 году. Режим вел обширные записи, в том числе тысячи фотографий. Несколько комнат музея теперь от пола до потолка выложены черно-белыми фотографиями некоторых из примерно 20 000 заключенных, прошедших через тюрьму.

На участке есть четыре основных здания, известных как здания A, B, C и D. В здании A находятся большие камеры, в которых были обнаружены тела последних жертв. В корпусе B находятся галереи фотографий. В корпусе C есть комнаты, разделенные на маленькие камеры для заключенных. В здании D хранятся другие памятные вещи, включая орудия пыток.

В других комнатах есть только ржавый железный каркас кровати под черно-белой фотографией, на которой показана комната, найденная вьетнамцами. На каждой фотографии изуродованное тело заключенного приковано цепью к кровати, убитого бегущими похитителями всего за несколько часов до захвата тюрьмы. В других комнатах хранятся ножны и орудия пыток. Их сопровождают картины бывшего сокамерника. Ванн Нат показаны пытки людей, которые были добавлены после режима красных кхмеров, установленного вьетнамцами в 1979 году.

Музей открыт для публики с 8 до 17 часов. Посетители имеют возможность просмотреть «свидетельские показания выживших» с 14:30 до 15:00 (с понедельника по пятницу). Вместе с Мемориал Чоунг Эка (Поля смерти ) Музей геноцида Туол Сленг является достопримечательностью для тех, кто посещает Камбоджу. Туол Сленг также остается важным образовательным объектом, а также памятником камбоджийцам. С 2010 года ECCC отправляет камбоджийцев в «ознакомительную поездку» в Туол Сленг, Чоунг Эк и заканчивает в комплексе ECCC. В течение 2010 года около 27000 камбоджийцев посетили музей во время этого тура. (См. Отчет суда ECCC, январь 2011 г.) Некоторые полагали, что призраки жертв продолжают преследовать это место.

Некоторые изображения с Туол Сленг представлены в 1992 году. Рон Фрике фильм Барака.

Мотыгой по очкам

Свадьба красных кхмеров

Едва придя к власти, Пол Пот отменил деньги, религию, частную собственность, длинные женские волосы (как слишком негигиеничные и буржуазные), образование, книги, любовь, семейные обеды, разнообразие в одежде и медицину. Все это было сочтено чуждыми истинно кампучийскому духу явлениями. И «апрельские люди», и прогрессивные крестьяне и рабочие, и кхмерские солдаты, и члены правительства должны были носить одинаковые черные хлопковые костюмы — брюки и рубашку.

Между мужской и женской одеждой разницы не было. Кормились все сообща за длинными столами, так как Пол Пот лично настаивал, что традиции семейных обедов — это буржуазная церемония, рассадник затхлых мещанских идей. В брак вступали по приказанию начальства, которое и составляло подходящие пары по своему вкусу. Медиками назначали подростков из числа военных. Так как медикаментов все равно не было, а производить их в Камбодже не умели, то дан был приказ ориентироваться на «давние традиции народной медицины». Конечно, первое время в стране имелись врачи, учителя и даже недобитые инженеры, но интеллигенцию Пол Пот ненавидел с совершенно звериной страстью, ее даже не причисляли к «людям апреля».

Это были официальные враги, которым запрещено было жениться и рожать детей, их использовали на самых тяжелых работах, а тех, кто был слишком слаб или болен, забивали особенно рьяно. Тем из врачей, кто все же сумел выжить, категорически запрещено было заниматься лечением. Книги во многих поселениях были под полным запретом. Страшно преследовалось и ношение очков — надеть стеклышки на глаза было равносильно признанию, что ты тайный книгочей, практикующий крамольные мысли. Убить человека, подозреваемого в том, что он скрывает свою образованность, можно было даже без согласования с начальством. Единственное, что строго запрещалось, так это тратить на такую дрянь ценные патроны, поэтому юные кхмеры должны были учиться проламывать головы мотыгами и дубинками. Детей в возрасте 5—6 лет забирали у родителей и отправляли в отдельные детские поселения, где они учились сельскому труду, боевым действиям в условиях джунглей и революционным речевкам. В 11 лет их призывали в армию.

Это интересно: 16,100 дней Наполеона: кратко

Поле смерти Чоенг Эк

Также пусто другое место, связанное с памятью о геноциде в Камбодже. Поле Смерти в местечке Чоенг Эк (Choeung Ek Killing fields). Сейчас там стоит мемориальная ступа, сложенная из 17 уровней  в 1988 году (17000 человек было убито здесь), в которых хранятся найденные здесь черепа и кости бывших заключенных (в том числе и бывших узников Туол Сленг). Кроме ступы, других сооружений здесь нет. Но именно сюда привозили людей, и здесь их убивали, бросая в братские могилы. Здесь же до сих пор растет крепкое высокое дерево Чанкири, о которое разбивали головы детей. Здесь все еще есть есть пруд, в который  сталкивали трупы. Здесь после дождей до сих пор находят кости жертв.

Раньше здесь было китайское кладбище, и люди приносили сюда своих умерших, отпевали, прощались. А затем количество мертвых вдруг увеличилось.

Чоенг Эк – не единственное поле смерти в Камбодже, как легко догадаться. Таких полей были сотни. Вся Камбоджа стала Полем Смерти. И пустые музеи лишь служат напоминание о том, что забыть о такой катастрофе нельзя.

Стоимость входа на Поле смерти – $8. В эту сумму входит аудиогид.

Поле смерти находится в 17 км к югу от Пномпеня. Координаты GPS –11.484394°, 104.901992°. Чтобы добраться, лучше нанять тукера.

Мемориальная ступа в честь 17000 погибших и замученных людей

Бывшие братские могилы

На полях смерти теперь растут цветы. Все в этой Вселенной идет своим чередом. Дай бог и люди забудут о пережитых ужасах, и земля простит, и никто не посмеет повторить преступления Пол Пота и Красных кхмеров

Примечания и ссылки

  1. ↑ и Анн-Лор Порэ, «  Туол Сленг, незаконченная история музея памяти  », Муссон ,2017 г., стр.  165
  2. ↑ et Рэйчел Хьюз, «Национализм и память в Музее преступлений геноцида Туол Сленг, Пномпень, Камбоджа», в Памяти, истории, нации: оспариваемое прошлое , К. Ходжкин, С. Радстон (Пискатауэй : Transaction Publishers, 2005), стр.  175-192 .
  3. Анн-Лор Порэ, «  Туол Сленг, незаконченная история музея памяти  », Муссон ,2017 г., стр.  168-172
  4. Аудиогид Музея геноцида Туол Сленг
  5. Анн-Лор Порэ, «  Незавершенная история музея памяти  », Муссон ,2017 г., стр.  157
  6. ↑ и
  7. (in) (по состоянию на 6 июля 2018 г. )
  8. ↑ и
  9. (Де) , на Die Welt ,15 марта 2017 г.(по состоянию на 6 июля 2018 г. )
  10. ↑ et (ru) Джуди Легдервуд, «  Камбоджийский музей преступлений геноцида Туол Сленг: национальный рассказ  » , Музей антропологии ,7 мая 2008 г., стр.  82-98
  11. Предварительный сбор данных исследовательского проекта граффити, Чхай Визот, Баннан Сокунмони, Вонг Саменг и Мут Вут, Музей геноцида Туол Сленг, 2018.
  12. ↑ и
  13. ↑ и (де) Хейновски и Шойман, Die Angkar , Studio H&S, 1981, документальный фильм.
  14. ↑ и Анн-Лор Порэ, «  Туол Сленг, незаконченная история музея памяти  », Муссон ,2017 г., стр.  166
  15. ↑ и Анн-Лор Порэ, «  Туол Сленг, незаконченная история музея памяти  », Муссон ,2017 г., стр.  155
  16. ↑ и (ru) Чендлер, Дэвид П. , Голоса из S-21: террор и история в секретной тюрьме Пол Пота , Silkworm Books,2000 г.
  17. ↑ и Анн-Лор Порэ, «  Туол Сленг, незаконченная история музея памяти  », Муссон ,2017 г., стр.  152
  18. (in) , в The Independent ,7 июня 2013 г.(по состоянию на 6 июля 2018 г. )

№ 4. Пномпень

Пномпень – город контрастов. Кто-то спешит уехать отсюда как можно скорее, чтобы не видеть грязи и нищеты, а кто-то с удовольствием гуляет по широкому проспекту, посещает дворцы и храмы, а вечером сидит на набережной Меконга, попивая кофе со льдом и отстраненно наблюдая за жизнью города. Пномпень активно растет, вычищает грязь и детскую проституцию с центральных улиц. Здесь удобно остановиться на день-два, чтобы увидеть своими глазами город, который некогда был процветающей столицей Индокитая, а потом, опустев в кровавые семидесятые, простоял 4 года разрушаясь.

  • Сколько дней провести: максимум 2-3 дня.
  • Чем заняться: посетить основные достопримечательности (Ват Пном на холме, Королевский дворец, Национальный Музей Камбоджи, Музей Геноцида Туол Сленг), провести вечер на набережной Меконга, присоединиться к групповой аэробике на площади у памятника Дружбы Камбоджи и Вьетнама, перепробовать все многообразие кхмерской кухни.

№ 2. Сиемреап

Фото: flicr.com @cb_agulto

На мой взгляд, Сиемреап – это самый приятный городок Камбоджи. Здесь хорошо развита инфраструктура, масса отелей на любой вкус, отличный сервис и очень вкусная кухня. За счет того, что Ангкор – это основной источник дохода от туристической сферы во всей Камбодже, здесь все выглядит относительно благополучным.

Классический день путешественника в Сиемреапе выглядит так: утро и первая половина дня отдана Ангкору, либо проводится в объятиях морфея после бурной ночи накануне; после четырех часов дня все возвращаются в отели, где можно искупаться в бассейне либо насладиться массажем и спа процедурами. С наступлением темноты весь народ стекается к двум точкам – улице баров (Pub Street) и ночному рынку (Night Market). На рынке вы найдете много полезных и бесполезных товаров как местного, так и китайского производства

Обратить внимание стоит на шарфы из шелка либо хлопка и на разную кухонную утварь, выточенную из ствола кокосовой пальмы. Кроме шопинга на ночном рынке вы можете сделать массаж

В местных ресторанах можно попробовать лягушек и крокодилий стейк, а так же неожиданно попасть на отличный концерт какой-нибудь малоизвестной филиппинской группы.

  • Сколько дней провести: минимум 3 дня.
  • Чем заняться: совершить круг Ангкор-Спа-Шопинг-Ресторан-Ночной клуб-Ангкор и выбрать наиболее понравившееся занятие, чтобы повторить его на следующий день.

Железный занавес из бамбука

Вьетнамцы, прекрасно помнившие Тропу Хо Ши Мина и её значение для партизан в Южном Вьетнаме, предприняли попытку отрезать повстанцев от снабжения из-за границы. Линия на границе с Таиландом в запланированном виде вполне могла бы порадовать глаз римского императора Адриана — широкая просека, ров, утыканный бамбуковыми кольями, земляной вал с наблюдательными вышками. XX век добавил в древний рецепт колючую проволоку и минные поля.

Однако по мере строительства выяснилось: у линии есть два очень серьёзных врага. Первым стала сама природа: тропические ливни размывали вал, обваливали стенки рва, и для сапёров кхмеров не составляло особого труда проделать проходы. У вьетнамцев же не хватало сил даже на полноценное прикрытие линии, не говоря уж о её постоянном обновлении. Ещё более серьёзной проблемой стал тот факт, что некоторые базы партизан располагались непосредственно у границы с Таиландом и вовсю пользовались выгодами этого положения — вплоть до вызова артиллерии по своим заявкам.


Кхмерская молодёжь (источник фото)

Вообще столкновения с тайской армией случались регулярно — то вьетнамцы в погоне за повстанцами перейдут границу, то тайцы поддержат повстанцев огнём. Но на полномасштабную войну никто не решался. Некоторые базы вообще располагались прямо на границе. Проводя операции против них, вьетнамцы заранее сообщали тайцам: «мы тут постреляем, но это не вторжение».

Как начать задание «Тысячелетние скалы»

Для этого направляйтесь в локацию Вход в Разлом и отыщите там персонажа по имени Ван. Не исключено, что он появляется здесь только после завершения миссии «Исследования Разлома». Поговорите с шахтером. Он расскажет вам про образование Камня памяти Миллелитов и тайне солдата из древности, способной привести к несметным сокровищам.

Для получения клада вы должны будете отыскать 6 различных подношений, а именно:

  • Солнечные часы эпох – не забывайте о прошлом.
  • Парящее перо – знак высоких идеалов.
  • Шлем защиты – позволяет уберечься от камнепада.
  • Цветок созерцания – вырос на скалах Разлома.
  • Общий кубок – был создан в память о дружбе.
  • Копье соратника – для уничтожения врагов.

Ниже мы расскажем, как добыть все эти предметы.

Музей сопротивления Хезболлы в Млите, Ливан

Музей сопротивления Хезболлы, или как он официально называется «Туристическая достопримечательность Сопротивления (Tourist Landmark of the Resistance) – это музей на открытом воздухе, созданный исламской организацией боевиков Хезболла в память о сражениях, в которых они боролись с израильскими войсками на и вокруг территории, на которой сегодня находится музей. Музей расположен в южном ливанском городе Млита, в 50 километрах к северу от палестино-ливанской границы. Млита была одним из самых важных мест ливанского сопротивления. В период с 1982 по 2000 год этот регион горячо оспаривался силами Хезболлы и израильской армией. Конфликт в итоге завершился тем, что израильская армия покинула Ливан. Странный парк-пропаганда, который был открыт в 2010 году, занимает площадь в 60 000 квадратных метров петляющих тропинок и лесистых районов, и ещё 5 000 квадратных метров площади музея занимают здания.

Туры проходят с гидами, которые начинают с приветствия туристов со словами «добро пожаловать на землю сопротивления, чистоты и джихада». Гиды подчёркивают то, что боевики Хезболлы являются единственными защитниками Ливана против Израиля, и вывод израильских войск с территории Ливана это именно их заслуга. Израильские войска были выведены с территории Ливана через восемнадцать лет после второго вторжения Израиля в Ливан в 1982 году. Они также утверждают, что боевики Хезболлы действуют исключительно в оборонительных целях: «Если израильтяне не нападут на нас, мы не будем нападать на них. Мы не террористы, мы очень мирные люди и у нас есть право на жизнь, как у любой другой страны».

Посетителям показывают приветственную речь на видео, где лидер Хезболлы, Хасан Насралла (Hassan Nasrallah) говорит следующее: «Мы надеемся, что этот туристический джихадский центр Хезболлы будет первым шагом к сохранению истории нашего героического сопротивления». Также туристам показывают ещё один фильм о конфликте между Ливаном и Израилем, который заканчивается речью Насраллы и «трезвым заявлением» убитого лидера Хезболлы, Аббаса аль-Мусави (Abbas al-Musawi) о том, что «Израиль пал».


Центральной частью этого музея джихада является «Бездна» (The Abyss) – углубление, заполненное различными транспортными средствами Армии обороны Израиля, начиная с разбитых джипов, обломков вертолета Армии обороны Израиля, до высоко ценимого танка Меркава Армии обороны Израиля со стволом, связанным в узел, в насмешку над израильскими силами. Выставка была сформирована из бронетанков и вооружения, которые остались после израильской армии и её союзников. Табличка у «Бездны» гласит: «Это структурное сценическое искусство, которое символизирует поражение Сионизма».

На выставочных стендах в окрестном лесу можно посмотреть, как бойцы воевали в горах, прорывали туннели через скалы, чтобы пробираться в нужные места не будучи замеченными с воздуха. Посетители могут посмотреть на бункеры и пройти через пешеходный туннель длиной 200 метров, использовавшийся во время войны 2006 года. В бункерах стоят кровати, посуда, электрические генераторы и другое оборудование, там даже есть офис оснащённый телефоном, радиоприемниками и компьютером. Эта экскурсия помогает получить представление о жизни боевиков Хезболлы.

Другая выставка под названием «Холм Мучеников» (Martyrs Hill) представляет собой сад, украшенный оружием и ракетами. Он посвящён мученикам организации, которые погибли, сражаясь против Израиля.

Сохранить

Сохранить

Музей геноцида Туол Сленг или тюрьма S-21

Не каждый путешественник захочет посещать этот музей. А для меня такие места значат намного больше, чем те же храмы и Королевские дворцы (я их не исключаю). Лучше заранее решить для себя включите ли вы это место в свою программу или нет.

Одно из зданий бывшей школыВид со здания А

Находится музей геноцида в 10-15 минутах езды от туристического центра в тихом районе.

Музей был основан в 1980 году на территории бывшей школы, , которая в период с 1975 по 1979 гг. использовалась режимом «красных кхмеров» как печально известная «Тюрьма безопасности 21» или кровавая тюрьма S-21. В течении 4х лет в тюрьме было заключено от 12 000 до 20 000 человек, но даже на сегодняшний день точное число неизвестно. Всего 12 человек были найдены выжившими.

На территории музея 4 здания: A, B, C, D.

В некоторых зданиях стоят стенды с информацией о временах правления красных кхмеров.

В каждом из зданий можно посмотреть камеры, где содержались заключенные, обстановку тюрьмы, экспозицию представленную записками и фотографиями. Особенный страх вселяют фотографии, запечатлевшие ужас на лицах заключенных…

На стене в камере висит фото заключенного, которого пытали

Музей геноцида — место не для слабонервных и после посещения ты находишься в ужасно гнетущем состоянии. Такого сильного впечатления на меня давно не производило ничего. Последний раз мурашки по коже я ощутила, прикоснувшись к Стене Плача, в Иерусалиме. Даже тогда ощущения были более приятные, несмотря на подступающие слёзы. Здесь же из большинства комнат вылетаешь пулей, потому что энергия места настолько сильная, что начинает душить и не хватает воздуха.

Миниатюрные камеры для заключенных

Каждая вещь, каждая деталь и элемент здесь хранит в себе кошмар того времени.

Фото представителей красных кхмеров

Подростков отнимали у родителей для того чтобы воспитать «правильно». Детей приучали к убийствам с раннего возраста: поили смесью пальмового самогона с человеческой кровью. Им внушали, что они «способны на всё», что они станут «особыми людьми», потому что выпили человеческую кровь. Потом этим подросткам разъясняли, что если они проявят жалость к «врагам народа», то после мучительных пыток будут убиты сами.

Они с детства знали что такое оружие и как это убивать

Ужаснее всего осознавать, что это произошло относительно недавно… Некоторые комнаты в зданиях совершенно пустые, но совершенно нет ощущения, что они пусты. Их энергия кричит очень громко. Может, когда читаешь это всё, до конца не осознаёшь как пустые комнаты могут производить такое впечатление. Но, находясь в этом месте, каждой клеточкой тела ощущаешь энергетику места.

Комната, в которой содержали заключенных

Одежда полпотовцев (слева) и заключенных (справа)

Во времена правления красных кхмеров в Камбоджу приезжали чиновники из Швеции. Их встреча была организована на высшем уровне, даже была проведена экскурсия по городу. Пол Пот вместе с другими соратниками настолько умело скрыл весь тот ужас, который происходил в стране, что гости из Швеции даже не догадывались ни о чём. Естественно, вернувшись обратно они ещё долго отрицали «кровавый режим» в Камбодже.

В плен к полпотовцам попадали и иностранные журналисты, но мало кто из них смог рассказать о ситуации в стране. Фильм «Поля смерти» посвящён геноциду в Камбодже, который рассказывает о судьбе камбоджийского журналиста Дита Прана, попавшего в концентрационный лагерь и сумевшего бежать оттуда.

Всего было арестовано 237 иностранцев, среди которых 25 тайцев, 4 лаосцев, 189 вьетнамцев, 9 индусов, 1 араб, 3 американца, 3 француза, 1 британец, 1 австралиец и новозеландец. Домой они так и не вернулись…

Стоимость входа в музей 3$. Дополнительно за 3$ можно взять себе аудиогид (на кхмерском, английском, французском, китайском, немецком, японском, корейском, вьетнамском, испанском, голландском или итальянском языках) или присоединиться к группе с англоязычным гидом за 2$ с человека.

Территория музея геноцида Туол Сленг

№ 1. Ангкор-Ват

Визитной карточкой Камбоджи является, безусловно, комплекс храмов Ангкор. Классический однодневный вариант осмотра главной достопримечательности выглядит так: вы договариваетесь с водителем тук-тука (ездить на мотобайке самостоятельно по Ангкору нельзя), и он отвозит вас смотреть закат (стоит учесть, что вместе с вами будет еще порядка 200 человек). На следующее утро вы едете смотреть рассвет (обязательно проверяйте время восхода солнца в интернете, так как часто привозят на час-полтора раньше); после весь день проводите перемещаясь от одного храма к другому. Тем, кто не хочет делить мистическую атмосферу храмовых руин с толпой туристов, следует приезжать сюда, как только рассвело (но солнце еще не взошло) и гулять по пустынным коридорам наедине с узорными барельефами.

  • Когда посещать Ангкор: рано утром до полудня и после трех часов дня.
  • Как одеться: легкая одежда закрывающая плечи и колени (уважаем храмы и спасаемся от солнца).
  • Как себя вести: подружиться с водителем тук-тука и договориться, чтобы он возил вас по храмам в обратном порядке, чтобы избежать групп туристов.
  • Что взять: запастись водой, шляпой и солнцезащитным кремом.

Гимн Демократической Кампучии:

Ярко-красная кровь была пролита по городам, И над равниной Кампучии, нашей Родины, Кровь наших добрых рабочих и крестьян И наших ревкомбатантов, и женщин, и мужчин. Их кровь зажгла суровый гнев и мужество, Борьбу вести с великим героизмом. В 17 апреля день, под революционным знаменем, Их кровь освободила нас из рабства состояния.

Да здравствует великий 17-го апреля день! И эта великая победа куда как больше значит,Чем Ангкора период!

Мы объединяем народ,Чтобы построить Кампучию с новым и лучшим обществом, Демократическим, равноправным и справедливым. Мы следуем путём по твёрдой основе независимости.

И мы даём залог защиты нашей Родины, Чудесных наших территорий, прекрасной нашей революции!

Да здравствует новая Кампучия, Прекрасная, демократическая страна изобилия! Мы гарантируем подъём и волны Красного Знамени Революции. И мы должны сделать нашу Родину процветающей вслед за другими, Прекрасной, чудесной!

И на входе и по всему музею висят знаки, запрещающие смеяться, рисовать и писать на стенах и фотографиях.

Тюрьма находилась в бывшей школе, классы которой переоборудовали в камеры и пыточные.

Вид из камер блока А на соседние дома.

Всех заключенных аккуратно записывали в книжки учета и фотографировали при поступлении и перед отправкой на поля смерти. С 1975 по июнь 1978 года в тюрьме содержалось около 20 000 заключенных (1975 — 154 заключенных; 1976 — 2 250; 1977 — 2 350; 1978 — 5 765; не включая детей). Обычный заключенный проводил в тюрьме от двух до четырех месяцев, политический — шесть-семь. Бессменным начальником самой главной тюрьмы Демократической Кампучии был товарищ Дуч, бывший учитель математики.

Головы Пол Пота, товарища 87.

Музей на самом деле требует ремонта: перекрытия проваливаются, штукатурка отваливается.

Многие экспонаты и фотографии стоят на полу, потому что со стен падают.

Внутренний дворик.

Блок В.

Интересно, где красные кхмеры брали кирпич, цемент, металлические уголки, доски — в городе не было никого, производство просто уничтожили.

Камера № 17.

Более реальные деревянные перегородки.

Военные конфликты XX века

В 1953 году Камбоджа получила независимость, согласно Женевским соглашениям по результатам колониальной войны Франции на Индокитайском полуострове. Страна стала королевством, с нейтральным статусом, во главе с принцем Нородомом Сиануком. Однако в соседнем Вьетнаме шла большая война, и все соседние страны в итоге оказались втянуты в конфликт, получивший общее название Второй индокитайской войны, куда вошла и гражданская война в Камбодже, продолжавшаяся с 1967 по 1975 годы.

Территория страны периодически использовалась участниками Вьетнамской войны. Поэтому, когда местные коммунистические повстанцы восстали против центрального правительства, их поддержал Северный Вьетнам. Естественно на другой стороне встали Южный Вьетнам и США. После окончания этой войны в стране произошли еще два конфликта.

После нескольких войн между бывшими союзниками, режимом Пол Пота и Социалистической Республикой Вьетнам, началось вторжение вьетнамских войск в Демократическую республику Кампучию. Боевые действия получили название пограничной войны в Камбодже 1975-1979. После ее окончания практически сразу же началась новая гражданская война, продлившаяся 10 лет с 1979 по 1989 год.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий