Пленительная красота Тадж Махала

Тадж Махал — история самой главной достопримечательности Индии

Если изучить историю Тадж Махала, можно очень сильно удивиться. В его основе лежит любовь. Король Великих Моголов встретил на рынке самую обычную девушку, которая одним своим взглядом покорила его сердце.

Она полюбила Шах-Джахан и стала его любимой супругой Мумтаз. Среди всего гарема красавиц со всего мира именно ей он старался уделить как можно больше своего тепла и ласки. В счастливом браке у них родилось четырнадцать детей.

Король Великих монголов потерял свою любимую во время очередных родов. Вместе с собой она унесла и его желание жить. Время для него остановилось, а все краски мира просто исчезли.

Два года длился официальный траур, не один раз могущественный правитель думал о том, чтобы покончить с собственной жизнью.

И тогда ему в голову пришла идея возвести прекрасный мавзолей, в котором и покоилась бы его любовь. Когда и сам он ушел из жизни, то, наконец, обрел свое счастье рядом с ней.

Король сдержал свое слово и в этом дворце он воплотил всю красоту своей любимой Мумтаз.

Фокусы Тадж-Махала

Тадж-Махал по праву считают ярчайшим воплощением архитектурного стиля моголов. В первую очередь в глаза бросается белоснежный мрамор, оказывающийся при приближении целым набором камней разных оттенков и цветным орнаментом — своеобразная оптическая иллюзия. Правда, белым мавзолей можно увидеть исключительно при солнечном свете: на заре стены окрашиваются в розовый, а при луне отливают серебром.

Ещё один оптический фокус можно наблюдать на рассвете, находясь на другом берегу реки Джамны — Тадж-Махал, не отражаясь в тёмных водах, словно парит над землёй, и теряет всю свою массивность за счёт барельефных выемок по всему периметру стен.

Строительство усыпальницы

Возводить Тадж Махал начали в 1632 г. и строительство длилось двадцать один год (при этом усыпальница была закончена на десять лет раньше). Чтобы построить этот уникальный комплекс, в строительных работах было задействовано более 20 тыс. рабочих со всех концов Индии, а также архитекторы, художники, скульпторы с близлежащих стран.

Территория возле города (Агра) размером в 1,2 га была перекопана, после чего, чтобы уменьшить сыпучесть почвы, на ней был заменён грунт. Уровень намеченной для возведения мечети площадки был поднят на 50 метров над уровнем берега. После этого рабочие выкопали колодцы, заполнили их бутовым камнем, получив, таким образом, фундамент, который к тому же должен был играть роль своеобразной подушки при землетрясениях и не давал бы комплексу разрушиться.

Интересный факт: вместо бамбуковых лесов архитекторы приняли решение использовать леса из кирпича: так было легче работать с тяжёлым мрамором. Каменные леса выглядели настолько внушительно, что архитекторы побаивались, что на то, чтобы их разобрать, потребуется несколько лет. Джахан нашёл выход из положения, объявив, что любой житель Агры может забрать себе нужное количество кирпичей – и строительные леса были разобраны за несколько дней.

Чтобы доставить к мечети строительные материалы, индусы построили пологую наклонную земляную площадку, по которой быки тащили поклажу, находившуюся на специально спроектированных телегах. Доставляли их в город со всех концов Индии (и не только). Самый важный строительный материал – мрамор белого цвета привозили в город из Макраны и Раджастхана, находившиеся на расстоянии 300 км от Агры.

Поднимали мраморные глыбы на нужную высоту с помощью специальных приспособлений. Воду, необходимую для строительных работ, сначала добывали из реки, после чего сливали в водохранилище, откуда она поднималась в специальный резервуар и направлялась по трубах к стройке.

Вид изнутри

Внутри Тадж Махал (город Агра) выглядит не менее примечательно, чем снаружи. Вход в мавзолей украшает галерея с изящными колоннами. Зал внутри усыпальницы представляет восьмиугольник, в который можно попасть с любой стороны усыпальницы (сейчас это можно сделать лишь со стороны парка). Внутри зала за мраморной ширмой расположено два саркофага, изготовленные из белого мрамора, в действительности, являющие собой ложные гробницы, поскольку сами могилы находятся под полом.

На крышке саркофага жены правителя выбиты восхваляющие её надписи. Единственным асимметричным элементом во всём комплексе является саркофаг Джахана, который был установлен уже после его смерти: гроб правителя немного больше гроба жены. Высота стен внутри здания составляет 25 м, а украшенный солнцем потолок сделан в виде внутреннего купола.

Всё пространство внутри зала разделяется восемью арками, над которым можно прочитать цитаты из Корана. Четыре средние арки образовывают балконы с окнами, через которые в зал поступает свет (кроме этих окон солнечные лучи попадают в помещение через специальные отверстия в крыше). На второй этаж мавзолея можно подняться по одной из двух боковых лестниц. Стены внутри усыпальницы повсюду украшены мозаиками из самоцветов, которые образуют различные символы, растения, цветы, буквы.

Особенность архитектуры

Несмотря на то, что постройка является настолько значимой с культурной точки зрения, до сих пор нет достоверной информации о том, кто на самом деле был главным архитектором усыпальницы. В ходе работ привлекались самые лучшие мастера, был создан Совет архитекторов, а все принимаемые решения исходили исключительно от императора. Во многих источниках считается, что проект создания комплекса исходил от Устад Ахмад Лахаури. Правда, при обсуждении вопроса о том, кто построил жемчужину архитектурного искусства, нередко всплывает имя турка Иса Мухаммед Эфенди.

Впрочем, не имеет особого значения, кто построил дворец, так как он является символом любви падишаха, стремившегося создать уникальную усыпальницу, достойную его верной спутницы жизни. По этой причине в качестве материала был избран белый мрамор, обозначающий чистоту души Мумтаз-Махал. Стены гробницы украшены драгоценными камнями, выложенными в затейливые картинки, чтобы передать удивительную красоту жены императора.

В архитектуре переплетаются несколько стилей, среди которых прослеживаются нотки из Персии, ислама и Средней Азии. Главными достоинствами комплекса принято считать шахматный пол, минареты высотой в 40 метров, а также удивительный купол. Особенностью Тадж-Махала является использование оптических иллюзий. Так, например, надписи из Корана, написанные вдоль арок, кажутся одинакового размера на всей высоте. На самом деле буквы и расстояние между ними сверху значительно больше, чем внизу, но человек, заходящий внутрь, не видит этой разницы.

На этом иллюзии не заканчиваются, так как наблюдать за достопримечательностью нужно в разное время суток. Мрамор, из которого он сделан, полупрозрачный, поэтому днем кажется белым, на закате солнца приобретает розоватый оттенок, а ночью под лунным светом отдает серебром.

В исламской архитектуре невозможно обойтись без изображений цветов, но то, насколько мастерски был сделан памятник из мозаики, не может не впечатлить. Если приглядеться, можно заметить десятки драгоценных камней, инкрустированных всего на паре сантиметров. Такие детали встречаются внутри и снаружи, потому что весь мавзолей продуман до мелочей.

Вся конструкция имеет осевую симметрию снаружи, поэтому некоторые детали были достроены лишь для поддержания общего вида. Интерьер также симметричен, но уже относительно гробницы Мумтаз-Махал. Общую гармонию нарушает лишь надгробие самого Шах-Джахана, которое уже после его смерти установили рядом с возлюбленной. Хотя для туристов не имеет значения, как выглядит симметрия внутри помещения, потому что оно украшено настолько изысканно, что взгляд разбегается, и это учитывая то, что большую часть сокровищ разграбили вандалы.

Конец печальной сказки о любви

И вот, строительство великолепного Дворца-усыпальницы подошло к концу. Создав памятник своей любимой, престарелый правитель решил создать усыпальницу и для себя. На противоположном берегу реки он повелел приступить к строительству абсолютно такого же мавзолея, только из черного мрамора. Но это уже было полным безрассудством, ведь страна полностью разорена войнами, денег в казне нет, народ на грани восстания, и столь дорогостоящий проект был невозможен. В середине семнадцатого века, в 1658 году, правление Шаха Джахана было закончено. Его сын, сын от любимой жены, Аурангзеб сверг своего отца с престола. И вот, ирония судьбы, великий Шах, гроза врагов и великий правитель Моголов, властитель огромного государства, отныне заточен до конца своих дней в башню Красного Форта, в городе Агра. Девять лет старый человек провел в маленькой комнате, не видя практически ничего – ни деревьев, ни яркого солнца, ни садов и долин своей Родины. Из его узкого окна был виден только Дворец, белый, как лебедь и недоступный, как мираж, Дворец, в котором вечным сном спала его единственная любовь, Жемчужина его сердца, его Мумтаз. Только после смерти, Шах вновь воссоединился с ней, согласно его завещанию, он был похоронен неподалеку от своей царицы, в этой же усыпальнице.

Вот такая прекрасная и грустная история одной великой любви, которая воплотилась в белоснежном мраморном Дворце. И по сей день к нему, как сказал поэт, «не зарастет тропа», многие туристы приезжают в Индию только ради того, чтобы увидеть это совершенство, эту живую красоту, созданную людьми из камня.
 

Любовь императора, Мумтаз Махал – кто она?

За всю жизнь у императора было 10 жён. Мумтаз Махал была третьей его женой. Её настоящее имя Арджуманд Бану Бегум, она приходилась племянницей Нур Джахан, одной из жён императора Джахангира – отца Шаха Джахана. Её отцом был Абдул Хасан Асаф Кхан, персидский вельможа. Её происхождение определило её судьбу и в 1607 году состоялась помолвка Шаха Джахана с Арджуманд Бегум. А спустя 5 лет, 10 мая 1612 года они поженились.

Мумтаз Махал, любимая жена императора Шаха Джахана

Несмотря на то, что у Шаха Джахана и до неё и после неё были жёны, Арджуманд стала его любимой женой. Он ей дал имя Мумтаз Махал Бегум, что означает “выбранная одна во дворце”. Император настолько её полюбил, что не мог и дня без неё провести. Поэтому она его сопровождала во всех его поездках по стране и даже во время военных кампаний. Мумтаз часто была беременной и даже в таком состоянии стойко переносила все неудобства поездок. Будучи фавориткой императора, она старалась не вмешиваться в политические и военные дела мужа. За это её качество, Шах Джахан любил свою жену ещё сильней.

Чувства императора и его любимой жены были настолько сильными, что поэты всей империи старались в стихах увековечить их великую любовь и незабываемую красоту императрицы. Доверие мужа было настолько безгранично, что он позволял Мумтаз хранить у себя императорскую печать.

Увлечения императрицы были такими же, как и у многих богатых женщин того времени. Она любила смотреть на слонов и боевые состязания, которые регулярно проводились при дворе. А ещё она помногу гуляла в саду на берегу реки в Агре, где спустя 20 лет после её кончины будет возведён Тадж-Махал.

Мавзолей Тадж-Махал в Агре — Василий Верещагин


В 1874 году Верещагин уехал из Петербурга в длительное путешествие по Индии. В пейзажах, написанных в Индии, художник показал себя тонко чувствующим натуру, гармонию архитектурных форм. Особенно великолепны этюды «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Гробница шейха Селима Чишти в Фатехпур-Сикри», «Моти Масджид в Агре» . «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» — истинный шедевр живописи. Очарованный красотой храма, художник с поэтическим воодушевлением передает на полотне все его великолепие, воздушность форм, гармонию пропорций, его связь с окружающим пространством, красочную феерию всего ансамбля. Прекрасная архитектура, как в зеркале, отражена в покрытой рябью глади водоема. Кажется, весь огромный арсенал живописных средств и приемов нашел здесь свое искуснейшее применение.

Своей славой Тадж-Махал обязан не только прекрасной архитектуре, в которой поразительным образом сочетаются величие и изящество, но и связанной с ним романтической легенде. Мавзолей был построен в XVII веке правителем империи Великих Моголов Шах-Джаханом в память о любимой жене, чья смерть повергла его в безутешное горе. Еще в 15 лет Шах-Джахан встретил и полюбил Арджуманд Бану Бегам, 14-летнюю дочь главного министра его отца. Это была красивая и умная девушка знатного происхождения — по всем статьям прекрасная партия для принца, но, увы, его ждал традиционный политический союз с персидской принцессой. К счастью, законы ислама позволяют мужчине иметь четырех жен, и в 1612 году Шах-Джахан женился на своей возлюбленной.

Свадебная церемония могла состояться лишь при благоприятном расположении звезд. Поэтому Шах-Джахану и его невесте пришлось дожидаться целых пять лет, в течение которых они ни разу не виделись. Вскоре после свадьбы Арджуманд получила новое имя — Мумтаз-Махал.

Любимая народом, как богиня, за милосердие и отзывчивость и обожаемая мужем, семнадцать лет прожила Мумтаз-Махал под неусыпным вниманием шаха, не отходившего от нее ни на шаг. Он советовался с ней во всех делах и ценил ее суждения выше собственных

Велики были также ее скромность и преданность мужу — она никогда не разлучалась с ним и сопровождала его даже в трудных и опасных военных походах.

В 1630 году, когда Мумтаз-Махал сопровождала Шах-Джахана в походе против Хан-Джахана-Лоди, она скончалась при родах. Перед смертью Мумтаз-Махал просила Шах-Джахана исполнить две ее просьбы: не жениться снова и построить для нее мавзолей, которому не было бы равных на свете. И Шах-Джахан торжественно поклялся исполнить ее желание. Мавзолей получил название «Венец Дворца», т. е. по-персидски «Тадж-и-Махал».

Сам император принимал участие в создании проекта ансамбля мавзолея. Шах-Джахан был не только образованным архитектором — зодчество было для него любимым видом искусства. Его великая любовь к Мумтаз-Махал и страстное желание как можно лучше исполнить ее предсмертную просьбу не могли не заставить его принять самое близкое участие в замысле огромного комплекса построек, составлявших единое целое с самой гробницей. Кто, как не он, мог так горячо желать сделать облик Тадж-Махала созвучным светлому образу незабвенной Мумтаз-Махал и создать не просто мавзолей, а памятник, архитектурно-художественными качествами действительно напоминающий о душевных достоинствах покойной.

Немного истории

Можно утверждать, что в какой-то степени история создания Тадж-Махала ведёт своё начало с 1612 года. Именно тогда падишах Империи Великих Моголов Шах-Джахан взял в жёны Арджуманд Бано Бегум. В истории эта женщина больше известна как Мумтаз-Махал, что значит «Украшение Дворца». Шах-Джахан очень любил свою жену, он доверял и советовался с ней во всём. Мумтаз-Махал сопровождала правителя в военных походах, присутствовала на всех мероприятиях государственного уровня, а если у неё не получалось посетить какое-либо мероприятие, то его просто откладывали.

История любви и счастливой семейной жизни знатной пары длилась 18 лет. За это время Мумтаз-Махал подарила своему супругу 13 детей, но роды 14-го ребёнка она не смогла пережить.

После смерти супруги Шах-Джахан целый год провёл в затворничестве, постарел и ссутулился за это время. Чтобы отдать последнюю дань любви Мумтаз-Махал, падишах решил возвести дворец-мавзолей, которому не было и не будет равных на Земле.

Факт из истории! В создании комплекса принимали участие в общей сложности свыше 22 000 мастеровых из Империи Великих Моголов, Персии, Средней Азии и Ближнего Востока.

Как известно из истории, Тадж-Махал стали строить в конце 1631 года. Для этого был выбран участок площадью 1,2 гектара, расположенный за пределами Агры, у речки Джамны. Участок полностью перекопали, для снижения инфильтрации заменили грунт, а площадку подняли выше речного берега на 50 метров.

Интересно! Обычно при строительстве в Индии использовали леса из бамбука, а вокруг гробницы возвели кирпичные леса. Поскольку они были слишком масштабными и прочными, руководившие работами мастера переживали, что разбирать их придётся не один год. Но Шах-Джахан приказал объявить, что каждый желающий может взять любое количество кирпичей – в результате буквально за ночь всю вспомогательную постройку разобрали.

Так как строительство осуществлялось этапами, есть разные мнения относительно того, что считать завершением создания Тадж-Махала. Платформа и центральный мавзолей (в том числе и работы внутри строения) были окончены к 1943 году, а работы по созданию всех прочих элементов комплекса длились ещё 10 лет.

Факт из истории! Строительные и отделочные материалы свозились практически со всего мира: белый мрамор – из земель Раджастхана, яшма – из Пенджаба, жад – из Китая, карнеол – из Аравии, хризолит – с побережья Нила, сапфиры – из Цейлона, сердолик – из Багдада, рубины – из королевства Сиам, бирюза – из Тибета.

Шах-Джахан оставил потомкам много архитектурных достопримечательностей, но именно Тадж-Махал остался в истории как непревзойдённый памятник, навсегда увековечивший имена падишаха и его верной спутницы.

В 1666 году Шах-Джахан умер, его похоронили внутри Тадж-Махала, рядом с Мумтаз-Махал.

Но история Тадж-Махала в Индии не закончилась со смертью его создателя.

Не так давно на стенах Тадж-Махала были выявлены трещины. Учёные считают, что их образование напрямую связано с пересыханием речки Джамны, которая протекает рядом. Пересыхание речного русла приводит к тому, что изменяется структура грунта и, как следствие, здание даёт усадку.

Из-за загрязнённого воздуха в этом районе Индии, Тадж-Махал теряет белизну – на фото это тоже видно. И даже расширение зелёной зоны вокруг комплекса и закрытие нескольких наиболее грязных производств Агры не помогают: здание желтеет. Чтобы хоть как-то поддерживать легендарную белизну мраморных стен, их регулярно чистят с помощью белой глины.

Но, несмотря на всё это, великолепный Тадж-Махал (Агра, Индия) неизменно привлекает своим архитектурным совершенством и легендой о настоящей любви.

Интересный факт! Ежегодно эту достопримечательность посещает от 3 000 000 до 5 000 000 туристов, из которых более 200 000 – иностранцы.

Вход в Тадж-Махал

Главные ворота Тадж-Махала настолько красивы, что на этот раз вы не сможете решить, зайти внутрь или просто полюбоваться его красотой, стоя там. Он был построен из красного песчаника с использованием арабской каллиграфии (из Священного Корана), виноградные лозы в нишах и переплетенные листья цветов.

Ворота в Тадж-Махал представляют собой восьмиугольный вестибюль с красивыми орнаментированными воротами с двух сторон, которые открываются во внутренний двор и в сам мавзолей. Вход можно осуществить через ворота, указанные ниже:

Восточные ворота: восточные ворота обращены к городу Фатехабад и красивой природной тропе Тадж.

Южные ворота: эти ворота обращены к Тадж-Ганджу и предназначены для пешеходов.

Западные ворота: эти ворота выходят на городок Агра, город Агра и Зеленый сад Шахджахан.

Легенды и мифы Тадж-Махала.

Черный Тадж-Махал.

Одина из самых известных легенд гласит, что Шах-Джахан планировал построить свой собственный мавзолей из черного мрамора на другом берегу реки Ямуны, симметричный Тадж-Махалу, и хотел соединить их серебряным мостом. Об этом могут свидетельствовать остатки черного мрамора через реку Ямуна, в саду «Лунный свет». Однако раскопки 1990-х годов показали, что это был белый мрамор, используемый для строительства Тадж-Махала, который с течением времени изменил цвет и стал черным. К подтверждению этой легенды можно отнести тот факт, что 2006 году после реконструкции бассейна в саду «Лунный свет», в его воде можно было увидеть темное отражение белого Тадж-Махала. Эта легенда стала известна из записок Жана-Батиста Тавернье (Jean-Baptiste Taverniera), европейского путешественника, посетившего Агру в 1665 году. В его записях отмечено, что Шах-Джахан был свергнут с престола своим сыном Аурангзеб до начала строительства черного Тадж-Махала.

Убийства и увечья рабочих.

Знаменитый миф рассказывает, что Шах-Джахан после строительства Тадж-Махала убивал или наносил увечья мастерам и архитекторам, чтобы они не смогли построить что-то настолько же великолепное. Некоторые другие истории утверждают, что строители подписали контракт, согласно которого, они обязуются не участвовать в строительстве любого аналогичного сооружения. Однако известно, что строители Тадж-Махала позже построили мечеть Джама Масджид (Jama Masjid) в Дели.

Итальянский архитектор.

В ответ на вопрос о том, кто проектировал Тадж-Махал? Запад создал миф об итальянском архитекторе, так как Италия в 17 веке была центром современного искусства. Основателем этого мифа является миссионер из ордена августинцев, отец Дон Манрике. Он провозгласил архитектором Тадж-Махал, итальянца по имени Джеронимо Веронео (Geronimo Veroneo) потому, что тот, в момент строительства, был в Индии. Утверждение очень спорное в связи с тем, что Джеронимо Веронео не был архитектором, он производил и продавал ювелирные изделия. К тому же, в ранних европейских источниках нет сведений о том, что архитекторы с Запада могли сделать проект в стиле других культур, с которыми ранее не были знакомы.

Снос Тадж-Махала британцами.

Хотя нет никаких конкретных доказательств, упоминается что британский лорд Уильям Бентинк (генерал-губернатор Индии в 1830-х) запланировал снос Тадж-Махал для продажи на аукционе белого мрамора, из которого тот построен. Его биографист Джон Росселли (John Rosselli) говорит, что эта история появилась из-за того, что Уильям Бентинк был связан с продажей мрамора снятого с форта Агры.

Тадж-Махал — храм бога Шивы.

Индийский историк P. N. Oak утверждает, что Тадж-Махал первоначально использовался как индуистский храм бога Шивы, и Шах-Джахан просто стал использовать его по-другому. Эта версия была отклонена как необоснованная и не имеющая доказательств в виде исторических фактов. Верховный суд Индии отказал P. N. Oak в прошении объявить Тадж-Махал памятником индуистской культуры.

Разграбление Тадж-Махала.

Хотя известно, что англичане захватили золото со шпилей Тадж-Махала, и драгоценные камни, которыми были украшены стены мавзолея, есть мифы, из которых следует, что из Тадж-Махала украдены многие другие украшения. История говорит, что кенотафы шаха и его жены были позолоченными и украшены бриллиантами, двери мавзолея были сделаны из резной яшмы, и пространство внутри было украшено богатыми коврами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий