Экономика Ангкора
В основе успеха кхмеров лежал комплексный подход к решению проблем. Это не всегда удавалось другим цивилизациям.
Долгое время учёные считали, что источником богатства ангкорских правителей было сельское хозяйство. Однако недавние исследования выявили новую особенность экономического уклада этого города, перевернув наши представления о кхмерах.
Японские археологи при раскопках нашли много фрагментов китайской керамики, привезённой из земель, находившихся в тысячах километрах от Ангкора. Более того, здесь была исламская керамика Ближнего Востока с территорий современных Ирака и Ирана. Эти открытия поразили специалистов, изучавших Ангкор в течение многих лет. В процессе раскопок было обнаружено много изделий, привезённых из других земель. Так стало известно, что жители Ангкора поддерживали связь с внешним миром и придали своему городу особый статус.
Даже сейчас спустя несколько веков этот уголок камбоджийских джунглей кажется недоступным, затерянным в глуши. Как же население города устанавливало торговые отношения?
Ответ нашёлся там, где никто его не ждал, в прибрежном городе Куинён, в центральной части Вьетнама. Это в 600 километрах к востоку от Ангкора. Именно здесь исследователи узнали, как древний камбоджийский город поддерживал сообщения с дальними странами.
В период расцвета ангкорской династии на территории Вьетнама существовало царство Тямпа. Исследователи очень удивились, увидев Гаруду. Изображение Гаруды вырезали из белого песчаника, а не складывали из кирпичей. Та же священная птица украшает центральный храм Ангкор-Вата. Они очень похожи. Отличительная черта Ангкор-Вата — неровная укладка камней. Такая же техника использована и здесь. Это были новые приёмы работы с камнем, непривычные для народа тянь. Здесь работали кхмеры. Это их инженеры и строители помогал возводить храм. Между кхмерами и подданными Тямпы были налажены крепкие связи.
Команда учёных, исследовавших руины и артефакты, пришла к выводу, о бесспорном влиянии Ангкор-Вата на храмы Тямпы. Археологи собрали почти 2000 находок, на крестообразном участке территории Юго-Восточной Азии. На пересечении перекладин находится Ангкор-Ват.
Центром был Ангкор. Он стоит ровно посередине Юго-Восточной Азии. Такое местоположение способствовало установлению связей со всеми уголками региона, а это большое преимущество с точки зрения геополитики. Поэтому кхмеры проложили дороги и торговые пути, что позволило им распространять свою культуру, разные товары и информацию.
Город Куинён, так похожий на Ангкор, когда-то связывал восток и запад. Это был ключевой порт на морском шёлковом пути, по которому циркулировали товары.
Исследователи считают, что богатства всего мира стекались в Куинён и отсюда их привозили в Ангкор.
Расцвету Ангкору способствовало не только земледелие, но и морская торговля. Здесь торговали со всем миром. Отсюда ходили на запад, вели дела с арабами, персами, индусами — это западное направление. Ангкор можно считать геополитическим центром, а остальные регионы — спутниками. Ангкор, расположенный вдали от других царств, процветал, потому что, поддерживал с ними торговые связи.
Собранные данные позволили учёным воссоздать компьютерную реконструкцию этого древнего мегаполиса на пике развития. В роскошном лесу гуляют павлины и летают зимородки. Шумит город Ангкор. Каждый день на рынке бойко идёт торговля. Здесь продаются рис и овощи, лук, баклажаны и зелень, а ещё карпы и мясо крокодилов. Охотники предлагают слоновую кость и перья зимородка.
Если в городе изобилие местных и иноземных товаров жизнь всегда бьёт ключом. Цари и вельможи купаются в роскоши. Когда царь выходит в народ, устраивается большая процессия. Огромные слоны, войны со знамёнами, музыканты. Члены царской семьи и вельможи едут на слонах.
Население богатейшего города в глубине густых лесов Юго-Восточной Азии приближалось к миллиону
Однако для процветания Ангкора было необходимо ещё одно важное условие. Важнейший фактор — мир
Империя кхмеров жила в мире с соседями очень долго. У них было время, чтобы создать и развить экономику, которая позволяла строить такие святилища. Если бы долгого мира не было, если бы кхмеры воевали, они никогда не смогли бы построить подобный храмовый комплекс, так что они всем обязаны миру. Мирные условия способствовали расцвету и благоденствию империи.
В 12-13 веках пока в Ангкоре возводились огромные храмы, во всём мире бушевали непрерывные войны. На западе — кровопролитные крестовые походы, на востоке — монгольская орда захватывала земли, создавая свою империю.
Как царской династии Ангкора удавалось избегать конфликтов?
История свидетельствует, что в эпоху расцвета ангкорской Камбоджи в Юго-Восточной Азии было несколько государств и они вели войны. Регион населяли разные этнические группы. В Ангкоре жили Кхмеры, на западе — Шаны, на севере — Лао, на востоке — Тямы и все они боролись за власть. Различие в религиях затрудняло спокойное сосуществование. Каждое общество верило в своих богов.
Учёные считают, что Джайаварман VII разослал статуи соседним народам, чтобы предложить людям с различными убеждениями и ценностями жить в мире. У каждой этнической группы были свои боги. Буддизм махаяны олицетворяет всех богов сразу. Выбрав этот образ своим главным символом, царь дал всему региону завет хранить мир и согласие.
Джайаварман VII построил гигантский храм в знак своей религиозной терпимости. Огромные каменные лица принадлежат божеству милосердия, и оно ласково улыбается всем. В период правления Джайавармана VII люди могли возносить почести разным богам в одном святилище. Всего насчитывалось 117 божеств.
Такие храмы Джайаварман VII строил на разных землях Юго-Восточной Азии. Царь возводил святилища заботясь о почитателях всех божеств, он был мудрым правителем и проявлял уважение к чужим верованиям, он их не отвергал и жил в согласии с людьми других убеждений. Это была открытая и толерантная цивилизация и поэтому кхмеры со всеми ладили.
Бенг Мелиа – атмосферное место с поэтическим названием
Наши впечатления. Нам показалось, что наиболее близкими по атмосфере к этому храму среди других достопримечательностей Ангкора можно назвать грандиозный храм Та Пром, известный по фильму с Анджелиной Джоли в главной роли. Деревья также проникли в этот храм, пустив свои корни сквозь стены и обвили ветвями каменную кладку. Но в отличие от храма, прославленного героиней Ларой Крофт, территория Бенг Мелия полностью закрыта довольно высокими деревьями с густыми кронами.
Тень редко покидает это место, создавая особую атмосферу и идеальные условия для развития растительной жизни. Не только камни, но и мох завоевали Бенг Мелию. Но именно этим он и нравится путешественникам! Дикая и почти разрушенная, настоящая, пока не тронутая история.
Бенг Мелиа также произвел впечатление идеальности в подгонке блоков, и там нам довелось увидеть самые большие камни из всех нами виденных. Мегалитическая кладка не так распространена в Азии, как в Южной Америке. Тем не менее напрашивается сравнение с большими блоками в Кох Кер и с лучшими постройками в древнем городе Полоннарува на острове Шри-Ланка. А также с большой натяжкой — с крепостями Саксайуаман или Ольянтайтамбо в Перу. Однако при строительстве инкских храмов не требовались деревянные подпорки,и они до сих пор стоят практически не разрушенными.
Видимо, действительно древние кхмеры оттачивали до совершенства здесь свое архитектурное мастерство, применяя полученные здесь удачные решения при строительстве Ангкор Ват, который гораздо лучше сохранился. Здесь джунгли сделали своё дело, сейчас это просто груды местами живописных камней. И очень душно и влажно, хотя и тенисто. В общем, это атмосферное место придется кому-то по вкусу, а кто-то ничего нового не увидит. И очень многое зависит от вашего настроения.
Разрушенная библиотека
Где купить билеты, стоимость посещения
Храмовый комплекс имеет время работы и фиксированные цены за вход, на каждом билете эта информация присутствует.
- Комплекс работает ежедневно с 5:00 до 18:00;
- Кассы открываются в 5:00;
- В храмы пускают с 5:30 утра и до заката.
Пробраться на территорию можно и без билета, но это достаточно муторно и незаконно. Если приехать за час до закрытия, то есть шансы побродить по руинам в полутьме совершенно бесплатно.
Стоимость входного билета стартует от 37 долларов за день пребывания, 62 доллара на три дня и 72 доллара за неделю. Актуальные цены узнавайте в официальной кассе.
Перед въездом на территорию расположен Angkor Panorama Museum, рядом здание кассы.
Если нет очереди из китайцев, то за пол минуты вам изготавливают именной входной билет. Вы платите деньги в кассу и улыбаетесь, а в это время вас снимают на веб-камеру и распечатывают ваш входной билет.
Кассы делятся по типам билетов:
- На 1 день — 37 $ (если вы пришли после 17.00, то билет действует на следующий день);
- На 3 дня — 62 $ (действителен в течение 10 дней);
- На 7 дней — 72 $ (действует 30 дней).
Байон
Этот храмовый комплекс в центре Ангкор-Тхома построен в честь короля Джаявармана VII. Он совершенно справедливо соперничает по популярности с Ангор Ват, и является самым загадочным и мистическим строением всего огромного Ангкора. Как это всё может стоять без единой капли цемента или любого другого связывающего материала, учёные до сих пор ответить не могут, а главное не могут восстановить Байон, теми же методами, которыми он возводился.
В следующих статьях будут интересные факты о самом главном храме Ангкора – Ангкор Вате, а также рассказ про не менее интересные памятники кхмерской культуру. Не забывайте заходить к нам в группу в контакте и оставлять комментарии!
Маршруты по Ангкору. Ближние храмы. Большой и малые круги Ангкора
По билету который мы купили в кассе, независимо от его типа (на 1 день, 3 дня или неделю) мы сможем осмотреть только ближние храмы. Это те храмы, которые расположены на территории храмового комплекса Ангкор. Я считаю, что они же самые интересные для обычного туриста, который не является фанатом развалин и древностей.
Для удобства туристов придумано два основных маршрута – Большой и Малый круги Ангкора. На каждый из этих маршрутов нужен минимум целый день, а каждый храм на маршруте по-своему уникален и не повторяется даже в общих чертах. Естественно в храмовом комплексе есть указатели, кроме этого можно взять карту-схему расположения храмов если решили не пользоваться услугами гида.
Есть еще два храма, которые находятся на небольшом удалении от этих маршрутов – Бантей Срей (Bantaey Srei) и Бантей Самре (Banteay Samre). Именно их я попросил показать нашего гида, иначе мы бы их не увидели.
Оба маршрута начинаются от главного храма – Ангкор Ват, Малый круг как бы вложен в Большой, часть маршрута повторяется.
Храмы малого круга Ангкора
- Ангкор Ват (Angkor Wat)
- Пном Бакенг (Phnom Bakheng)
- Баксей Чамкронг (Baksei Chamkrong)
- Ангкор Том
Ангкор Том – второй по значимости и известности храмовый комплекс после Ангкор Ват и условный центр всего храмового комплекса. Посвящен он буддизму и с кхмерского переводится как «большой город». В Ангкор Том входит более десятка крупных храмов и несколько мелких. «Звездой» этот комплекс стал благодаря храму Байон – его легко узнать по суровым высеченным в камне лицам, которые смотрят на тебя немигающим и жутковатым взглядом. Основные храмы этого комплекса:
Байон (Bayon)
Бапуон (Baphuon)
Пимеанакас (Phimeanakas)
Королевский дворец (Royal Palace)
Терраса Слонов (Terrace of the Elephants)
Терраса Прокаженного Короля (Terrace of Leper King)
Теп Пранам (Tep Pranam)
Преа Палилай (Preah Palilay)
Преа Питу (Preah Pithu)
Прасаты Суор Прат (Prasats Suor Prat)
Северный и Южный Клеанги (North Kleang и South Kleang)
Храм Байон, Ангкор, Камбоджа
- Чау Сэй Тевода (Chau Say Tevoda)
- Тхомманон (Thommanon)
- Та Кео (Ta Keo) Храм Та Кео — сейчас в нем идет масштабная реставрация, подъемные краны и рабочие немного портят всю атмосферу;
- Та Пром (Ta Prohm) – храм поросший джунглями, здесь снималось несколько голливудских фильмов
- Бантей Кдей (Banteay Kdei)
- Прасат Краван (Prasat Kravan)
Малый круг, хоть и называется малым, но по времени прогулок гораздо продолжительнее Большого круга. Из плюсов – самые крутые храмы находятся именно на Малом круге Ангкора. На этом маршруте мы больше ходили пешком, чем ездили. В Большом Круге все наоборот.
Длина Малого круга – примерно 17 км.
Храмы большого круга Ангкора
Как я уже говорил, Большой круг Ангкора начинается также у Ангкор Ват, совпадает с Малым кругом до храма Байон. Дальше путь продолжается к северным воротам храмового комплекса Ангкор Том и к следующим храмам:
- Преa Кан (Preah Khan)
- Неак Пеан (Neak Pean)
- Та Сом (Ta Som)
- Восточный Мебон (East Mebon)
- Пре Руп (Pre Rup)
После этих храмов, Большой круг Ангкора снова сливается с Малым кругом. Финишируем также у главного храма – Ангкор Ват.
Большой круг – это больше переездов и меньше храмов, к тому же они не такие большие и популярные. Из плюсов – можно отдохнуть по дороге.
Длина Большого круга – примерно 26 км.
История
Ангкор-Ват находится в провинции Сиемреап, Камбоджа. Его построили в начале 12 века по приказу правителя Кхмерской империи Сурьявармана II в честь бога Вишну. Также принято считать, что Ангкор-Ват являлся государственной столицей, а потом должен был стать погребальным местом для королей. К такому выводу специалисты пришли из-за расположения здания: оно, в отличие от других построек той эпохи, ориентировано на запад, что символизирует заходящее солнце и смерть.
Поскольку ни стела фундамента, ни какие-либо записи о названии памятника не были найдены, оно остается неизвестным. Возможно, первоначальное название звучало как Vrah Vishnu-lok (буквально «Святое местожительство Вишну»). Имя Ангкор-Ват закрепилось за комплексом только столетия спустя. Слово «ангкор» означает «город» или «столица». Частичка «Ват», вероятно, была добавлена в 16 веке, когда поселение заполонили буддисты. Она переводится как «храм».
Примерно через 27 лет после смерти Сурьявармана Ангкор разграбили вражеские племена. После на трон сел король Джаяварман VII, который основал новую столицу и построил храм Байон, а Ангкор-Ват отошел на второй план. В конце 13-го века он перешел от индусов к буддистам. К его и без того богатому искусству были добавлены статуи Будды.
Хотя к 13 веку Ангкор-Ват больше не был объектом политического, культурного или коммерческого значения, он оставался важным памятником буддийской религии до 1800-х годов. Действительно, в отличие от многих исторических мест, Ангкор-Ват никогда не оставлялся по-настоящему заброшенным, а попросту постепенно пришел в негодность.
Храмовый комплекс обрел популярность среди не-азиатов лишь в 19 веке после написания путевых заметок французского исследователя Анри Мухо. Однако, до Мухо Ангкор посещали еще несколько изыскателей. Например, еще в 1586 году в Камбодже побывал монах Антонио да Мадалена из Португалии. Он был очень впечатлен постройкой и назвал ее «несравнимой с другими памятниками в мире».
По началу ученые не могли поверить, что такое возведение могли построить кхмеры. Было трудно восстановить историю происхождения Ангкор-Ват, так как в городе не осталось обычных жилищ, домов или других признаков поселения, включая кухонную утварь, оружие или предметы одежды, которые обычно находят в подобных местах. Вместо этого были обнаружены только лишь сами церковные комплексы. Но последующие более глубокие исследования при помощи современных технологий помогли узнать все о данном памятнике.
Храм Ангкор Ват
Ангкор Ват
Впервые храмы Ангкора я увидел в знаменитом фильме «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» с Анджелиной Джоли в главной роли. Фильм вдохновил меня побывать в Камбодже и увидеть всё своими глазами.
Википедия про Ангкор Ват говорит следующее:
Сложно сказать в какое время дня лучше посетить этот храм, там всегда толпы туристов.
Туристы приезжают в Ангкор Ват для встречи восхода, а потом разочаровываются в увиденном. Возможно из-за толп, а может из-за того, что воображение рисовало одну картину, в реальности она немного другая.
Чтобы пройти к центральному храму вам предстоит пересечь ров с водой по мосту. Преодолеть ров можно в двух местах, с парадного входа и с тыльной стороны.
На территории всегда многолюдно, благодаря гигантским размерам Ангкор Вата всем хватает места.
Растительность весьма скудная, но если обойти храм, то там очень тенистый сад и туристов в разы меньше.
Размеры храма восхищают и остается лишь догадываться каких трудов стоило все это построить. Комплекс Ангкор Ват имеет симметрию и отличные ракурсы для фотографий практически со всех сторон.
Пространство храма состоит из трех террас, на каждый уровень ведут очень крутые ступени.
На верхнем ярусе находятся две чаши бассейнов. В сезон дождей они наполняются и хорошо держат воду, По преданию, искупаться в них могли лишь король и войны идущие на войну.
Обратите внимание на резьбу по камню, любое камень в храме украшен. Галереи ярусов имеют особые барельефы по всему периметру
Прелесть Ангкор Ват свободе, вы можете изучать храм в той последовательности в какой вам это нравиться. Можете карабкаться туда, куда вам хочется, мест куда доступ запрещен очень мало.
Советы и рекомендации по посещению храмов
- Начинайте экскурсии по Ангкору как можно раньше (часов с 6-7 утра): во-первых, успеете начать наслаждаться храмами до прихода сильной жары; во-вторых, избежите толп коллег-туристов (хотя бы в первые пару часов); в-третьих, успеете посетить максимально много мест – поверьте, начав изучать ангкорские постройки, вы поймете, что один-два и даже три дня – это очень-очень мало; в-четвертых, сможете встретить рассвет среди руин. Видите, сколько плюсов раннего подъема с постели ))
- Берите с собой много воды и про еду не забудьте – цены на территории Ангкора завышены, да и не всегда под рукой есть не то, что кафе или ресторан, а даже просто палатка, где можно раздобыть воду. К примеру, чтобы пройти насквозь Ангкор Ват придется преодолеть около пары километров, на протяжении которых практически отсутствует какая-либо тень, так что наверняка вода окажется не лишней.
- Не забудьте про удобную обувь – исследовать руины, подниматься на высокие лестницы и убегать от обезьян в шлепанцах будет не слишком удобно.
- Храмы Ангкора не являются действующими, так что перед входом обувь снимать не нужно. Однако есть парочка других нюансов: например, в главный храм Ангкор Вата можно попасть только с покрытыми руками и ногами (всякие накидки, шарфики и пр. не подойдут), так что прихватите шаровары или длинную юбку и кофточку, также в шортах не пустят в храм Бапуон (Ангокр Том).
- Крайне пригодится головной убор и крем от загара, во всяком случае, в период сухого сезона, когда кругом стоит жара и на небе нет ни облачка. В сезон доджей идеальным защитником станет дождевик.
- Гулять удобнее всего с рюкзаком, чтобы не таскать все необходимые вещи в руках, которые будут куда полезнее пустыми, особенно при подъемах на вершины храмов.
- Остерегайтесь таких местных жителей, как обезьяны. Да, они выглядят крайне мило и добродушно, но могут в любой момент проявить агрессию, накинуться и даже укусить, а уж о том, чтобы украсть что-нибудь, я вообще молчу – тащат все, что не приколочено – шляпы, бутылки с водой, даже еду могут отобрать ))
- Будьте крайне внимательны при посещение дальних храмов, таких, как Кох Кер, Пном Кулен и др., так как там до сих местами можно наткнуться на мины. Лучше строго соблюдайте предписания предупреждающих табличек во избежание неприятностей.
- Прихватите в поездку мелкие деньги – вокруг храмов полно детишек, которые выпрашивают у иностранцев либо просто деньги, либо пытаются продать дешевенькие сувениры.
- Хотите чувствовать себя настоящим профи – изучите, когда и кем были построены храмы, также можно предварительно ознакомиться с древнеиндийскими эпосами, чтобы со знанием дела рассматривать ангкорские барельефы.
Малый и Большой круги Ангкора
Малый и Большой круги – это стандартные маршруты исследования исторического парка Ангкор, расположившегося в шести километрах от Сием-Реапа. Их осмотр рассчитан на визит протяженностью в два дня.
Малый круг – это классический маршрут одного дня (красная линия на схеме ниже). Его протяженность около 20 километров. Храмы, расположившиеся вдоль этого маршрута являются обязательными для посещения всеми туристами, приехавшими знакомиться с Ангкором.
Большой круг – это маршрут второго дня (зеленая линия на схеме). Его протяженность около 25 километров. Из списка храмов, расположившихся на этом маршруте, можно выбрать наиболее интересные, потому что их много и есть вероятность не успеть увидеть все за один день.
Схема Малого (красная линия) и Большого (зеленая линия) кругов Ангкора:
Сайт
Преа Хан Компонг Свай занимает площадь около 5 квадратных километров, ориентирована на северо-восток и имеет четыре концентрических ограды. Он был снабжен водой из большого барая (2,8 км на 750 м, но в настоящее время почти полностью высохшего), который пересекает восточную сторону. На искусственном острове ( мебон ) в центре барая находится Преа Тхкол ( кхмерский : ព្រះ ថ្កោល ), крестообразный храм из песчаника со стоящей центральной башней. В юго-восточном углу возвышаются остатки 15-метровой пирамиды Преа Дамрей с латеритовым корпусом и двумя каменными слонами (Дамрей означает слон) в ее верхних углах. Два других слона выставлены в Национальном музее Пномпеня и Музее Гиме в Париже.
Внутри внешнего ограждения, в середине западной стороны барая, находится Прасат Преа Стунг ( кхмерский : ព្រះ ស្ទឹង ) со своеобразной четырехгранной центральной башней в байонском стиле, которой предшествует пристань с балюстрадами нага. . Отсюда латеритная дорога ведет к центральному корпусу размером 701 м на 1097 м, окруженному рвом и наделенному четырьмя похожими на Ангкор Том . У восточного gopura есть .
Во внутреннем латеритном корпусе находится центральное святилище, стоящее на двухъярусной платформе. Центральная башня обрушилась из-за попытки мародерства в 2003 году. Она имеет входы со всех сторон света и окружена галереей с окнами.
Храм Та Сом
Точка на карте: Ta Som Temple
Та Сом – ещё один «кусочек» бывшего королевского монастыря Преах Кхан, посвящённого отцу короля Джаявармана VII.
Правда, есть мнение, что Та Сом был посвящён учителю Джаявармана VII, хотя кто сказал, что отец не может быть одновременно и наставником.
На кхмерском храм называется не Та Сом, а «Gaurasrigajranta» – жемчужина милостивого белого слона
Белый слон имеет очень важное значение в буддизме – это символ наиболее чтимых черт человека. Белый слон дарует духовный рост, любовь ко всему живому, ум, знания и мудрость
По сравнению с Преах Кханом и Ник Пином, Та Сом менее интересен, но без него посещение королевского монастыря Преах Кхан, посвящённого отцу Джаявармана VII, будет не полным.
Несмотря на то, что я начала свой рассказ с Преах Кхана, знакомиться с королевским монастырем я бы рекомендовала в другой последовательности:
- Та Сом – как самый маленький и наименее время- и силозатратный;
- Ник Пин – оригинальный, маленький и очень необычный храм на воде;
- Преах Кхан – очень большой и интересный храм, который требует много времени и сил.
Перед посещением храма Преах Кхан рекомендуем прерваться на обед и отдых, благо, как я уже писала, около Ник Пина есть симпатичные кафешки (а в одной из них даже живет множество кошек – мур-р-р ).
Вообще, по возможности, я бы не планировала посещение других храмов Ангкора на этот день и ограничилась этими тремя, чтобы не портить впечатления и сохранить целостность истории. Но прогулки по Ангкору – удовольствие довольно дорогое, поэтому нужно ориентироваться на свои силы, желания и бюджет.
Время работы храма: с 7:30 до 17:30;
Стоимость посещения:
- Билет на 1 день – 37$;
- Билет на 3 дня – 62$;
- Билет на 7 дней – 72$.
Важно: В стоимость билета входит не только храм Преах Кхан, но и другие храмы группы Ангкор. Подробнее о посещении Ангкора можно будет прочитать здесь (пост пока в разработке)
Это интересно: Преа Питу — разбираемся досконально