Таинственный Кох Кер (Koh Ker)
Еще один видный представить дальних ангкорских храмов – комплекс Кох Кер, объединяющий целых семнадцать отдельных храмов, разбросанных по территории площадью около десяти квадратных километров. Все они расположились вокруг водоема Рахаль (Baray Rahal), вокруг которого проложена тропа, проходящая через постройки (гулять принято по часовой стрелке). Не пугайтесь, что Кох Кер такой большой и понадобится невероятно много времени на его осмотр, потому как многие из построек находятся в очень плохом состоянии и их можно пропустить, а главный интерес представляет Прасат Том (Prasat Thom) с семиярусной пирамидой Прангом, осмотром которого и ограничивается большинство посетителей.
Тем, кто захочет подняться на главную пирамиду, придется умерить пыл, потому как это запрещено ввиду плачевного состояния ступеней. Повсюду красуются запретительные таблички, за исполнением предписаний которых тщательно следят охранники.
Расположение Кох Кер: 124 км от Сием-Реапа (в пути около 2-2,5 часов) и 59 км от Бенг Мелиа (в пути ок. 1 часа).Продолжительность осмотра: зависит от того, сколько вы захотите увидеть. Кроме Прасат Тома с пирамидой Прангом интерес представляют Святилище линги, прасат Чрап (Prasat Chrap) прасат Крачап (Prasat Krachap) и прасат Дамрей (Prasat Damrei).Как добраться: только на автомобиле, потому как ехать далеко. Аренда такси с посещением Кох Кера и визитом в Бенг Мелиа будет стоить около $100 (торг уместен). Стоимость посещения: 10 долларов (не входит в общий билет Ангкора). Непосредственно рядом с храмом билеты не продаются, покупать их надо в палатке, находящейся на развилке дорог, ведущих в Бенг Мелиа и Кох Кер (таксисты в курсе, но если поедете сами, не забудьте про этот нюанс).
Фото: incambodia.ru.
Схема комплекса Кох Кер:
Схема центрального храма Прасат Том:
Таков список основных дальних храмов, которые посещают туристы, прибывшие в Камбоджу для знакомства с наследием Ангкора.
Прасат Тхом и Пранг
Мистическая дымка окружает Прасат Тхом – дворец короля, в центре которого стоит Пранг – пирамида. До наших дней дошли многочисленные рассказы и легенды о временах правления Джаявармана IV: его борьба за власть над Кхмерской Империей сопровождалась беспощадными кровавыми расправами и коварными предательствами. Древние кхмеры верили, что Джаяварман IV связан с темными силами.
Поверья гласят, что король заключил сделку с врагом Будды – Марой, у которого были ключи от врат в преисподнюю, и именно благодаря дьявольскому вмешательству Джаяварман IV взошел на престол. Легенда гласит, что Мара потребовал за свою услугу плату, которая состояла вовсе не в предметах роскоши: он потребовал человеческие жизни. Историки также заявляют, что именно в Пранге (пирамиде) проводились кровавые ритуальные церемонии жертвоприношений.
Если присмотреться, то Пранг невероятно напоминает знаменитые пирамиды ацтеков, которые находятся в Мексике. Высота пирамиды составляет 35 метров, она построена из блоков камней, размеры которых настолько точно подходят друг другу, что между ними невозможно просунуть даже денежную купюру. Еще одна необъяснимая загадка Кох Кера.
Наверх ведет каменная лестница, поверх которой построили еще одну – деревянную. Правда, за ее состоянием никто не следит, хотя вход в храм стоит 10$, что явно позволяет положить пару лишних досок. Но, возможно, дело тут не в природной кхмерской лени, а в том, что согласно их легендам это проклятое место. Местные сами отказываются подниматься на вершину пирамиды, так как именно там находится вход в шахту, куда, согласно легенде, сбрасывал своих невинных жертв король Джаяварман IV. Шахта являлась чем-то вроде связующего звена между нашим реальным миром и подземным царством Мары.
Многие туристы игнорируют этот знак, который повесили вместо того, чтобы восстанавливать лестницу. Мы бы присоединились к их числу, тем более что после таких рассказов хотелось увидеть вход в шахту своими глазами. Но строгие взгляды родителей и экскурсовода заставили отказаться от этой идеи.
Нравится статья? Узнавайте первым о выходе новых интересных историй! Подпишитесь на нас по эл. почте или в группе ВКонтакте
Помимо этого, легенды гласят, что изначально на вершине пирамиды стояла 5-метровая золотая статуя. Когда в 1930 году французская экспедиция обнаружила Прасат Тхом, никаких следов статуи замечено не было. Для того, чтобы спустить ее на землю потребовались бы современные краны, поэтому первое предположение было такое, что статуя упала в шахту.
Возможно, по этой причине в шахту неоднократно пытались проникнуть археологи и просто интересующиеся люди. В 1997 году местный крестьянин забрался внутрь и нашел слитки золота. Однако, он не стал оставлять их себе, и продав все найденное, принес в жертву богам. Вскоре он потерял рассудок.
В 1998 году любитель истории (нынче экскурсовод) пытался забраться внутрь, но на глубине 15 метров у него неожиданно перестал работать фонарик. Вспомнив все те дурные слухи, он решил не рисковать, и выбрался наружу. На следующий день в окрестностях Прасат Тхома он встретил тигра. Сочтя это своего рода предупреждением от богов, попытки забраться внутрь он прекратил.
Однако, есть и те, кому повезло меньше – согласно информации, двое европейцев так и не выбрались из шахты. У них порвались все страховочные веревки и достать их тела не удалось. Также, если верить слухам, то последний раз в 2010 году туда опустились российские диггеры, которые обнаружили, что шахта недавно засыпана
Может, власти Камбоджи обратили свое внимание на таинственные исчезновения, а ,может, опять постарались потусторонние силы – кто знает. Но вход в шахту заколотили
И хотя кхмеры, живущие неподалеку, утверждают, что живности тут не водится (проклятое же место), нам все-таки удалось увидеть одно из них. Пойманная водяная змея, заботливо завернутая в пакет, висела прямо на дереве. Деликатес, однако
Когда будете гулять вокруг пирамиды, обратите внимание на восточную часть. Согласно легенде, здесь находится могила белого слона – священного в буддизме животного, олицетворяющего королевскую власть
Согласно преданиям, у Белого Слона была красавица-дочь, которую похитил король Камбоджи и провозгласил своей королевой. Несчастный отец Белый Слон отчаянно пытался найти свою дочь, но умер от бессильных попыток. В честь него был построен мавзолей, который в настоящее время скрыт от людских глаз ограждением и табличкой с надписью “не входить”.
Кстати, белый слон (он же слон-альбинос) – вполне реальное животное. Правда, кожа у них вовсе не белая, а светло-розовая.
Примечания и ссылки
- ↑ и .
- 03:37:
- ↑ и , стр. 1349.
- (in) Всемирное наследие ЮНЕСКО , на whc.unesco.org (по состоянию на 28 февраля 2018 г. ) : Дата 27 марта 2020 г.
- Анри Парментье, 1939, гл. I, “Группа Ко Кер”, стр. 15-117.
- .
- 12:30:
- 01:35:
- 03:35:
- 04:30:
- , стр. 1347.
- , стр. 1348.
- , стр. 1350.
- Надин Дальшеймер ( преф. Бруно Дагенс ), Коллекции Национального музея Пномпеня: Искусство древней Камбоджи , Magellan & Cie, колл. «Французская школа Дальнего Востока»,2001 г., 304 с. , 26 см ( ISBN 978-2914330176 и 2-914330-17-0 ) , стр. 118-119
- (in) Дамиан Эванс, « Археологический ландшафт острова Кох-Кер, северо-запад Камбоджи » , BEFEO , n os 97-98,2010 г., стр. 91-150 .
- Эрик Бурдонно, 00:34:00:
- с 10:28:
- Некоторые элементы этой статуи воспроизведены в , стр. 120-121. Их исследование, проведенное Эриком Бурдонно, позволило уточнить причины этого в понимании целого, а не по отдельности.
- Эрик Бурдонно, 00:12:50:
- Эрик Бурдонно, 00:25:60:
- с 09:18:
- 02:08:
- Эта статуя обрела свою основу и одну из ног в 2016 году.
- с 13:47:
- Эрик Бурдонно у 00: 29: 60:, затем Тьерри Зефир о различии «божественная фигура / королевский портрет».
- Эрик Бурдонно в 00:49:28:
- Эрик Бурдонно, 00:46:20:
- Эрик Бурдонно у 00:46:30:
- с 14:25:
- Пьер Батист и Тьерри Зефир, Кхмерское искусство в собраниях музея Гиме , Под ред. Собрания национальных музеев,2008 г.( ISBN 978-2-7118-4960-4 ) , стр. 145-148
- , с. 150-151.
Бенг Мелеа (Beng Mealea)
Архитектура храма представляет собой безупречное математическое строение, которое возводилось по замочной технологии. Использование технологии замочного строительства позволило сохранить храм в отличном состоянии. Лишь отдельные стены разрушились и поросли травой и деревьями. Сам храм представляет собой фантастическое зрелище.
Цена экскурсии в Бенг Мелеа
Такси | Персональное такси или персональный минивен 75$ без гида, только ваша группа |
Можно отдельно пригласить русскоговорящего или русского гида: 40-120$
Стоимость входного билета в Бенг Мелеа (взрослые 5$/чел., дети до 12 лет – бесплатно)
Взять с собой:
– Очки / Головной убор
– Солнцезащитный крем
– Фотоаппарат / камеру
Следующая экскурсия в храм Preah Vihear
Прасат Чен
Прасат Чен представляет из себя три святилища, стоящих в ряд. Он был построен в X веке королем Джаяварманом IV. С этим королем связано много легенд, но практически все они сходились в одном – темные силы заключили с ним сделку. Иначе как еще можно объяснить столь быстрое появление такого количества построек на территории Кох Кера всего лишь за 20 лет? Хотя сейчас от былого величия остались только руины, гуляя по ним, не устаешь задавать себе вопрос – как же они в действительности построили такой храмовый комплекс в Камбодже за столь короткий промежуток времени, без использования современных технологий и оборудования?
Ответа нет до сих пор – историки, инженеры и археологи ломают головы, и большинство признает свое бессилие. Многие технологии строительства того времени утеряны, а их принципы до сих пор не разгаданы.
Однако, несмотря на разрушительные действия природы, гулять по этим местам – одно удовольствие. Тихо, вокруг поют птицы, цикады, редкие туристы или даже местные попадаются на этих развалинах.
Описание
На территории Ко Кера доминирует ступенчатая пирамида, храм-гора , индуистская, а затем буддийская, 30 метров высотой, возвышающаяся над равниной и окружающими лесами. Это только самый выдающийся элемент культового комплекса Прасат Том, который простирается более чем на 1 км по оси северо-восток / юго-запад. Вдали от толп Ангкора, Ко Кер привлекает всех желающих посетить заброшенные храмы и чье тишину нарушает только щебетание птиц.
Помимо пирамиды Прасат Том, на острове Ко Кер можно полюбоваться уникальной концентрацией религиозных устоев, существовавших в это время в древней Камбодже:
- Прасат Брам (или коляска) состоит из трех кирпичных башен, заключенных в корни,
- Прасат Крачап, от которого сохранились лишь несколько частей стен и фронтонов, а также каллиграфические дверные ножки,
- Прасат Бантей Пичан с полностью выпотрошенными башнями,
- Прасат Чин и многие другие.
Этот объект был предложен в 1992 году для внесения в список всемирного наследия и находится в «предварительном списке» ЮНЕСКО в категории культурного наследия.
пирамида Phrasat Phrang
Город Кох Кер (Koh Ker) располагается в 130 километрах на севере от Ангкора. Возведен этот город в период с 921 по 941 года, во времена правления Джаявармана IV (по возрасту примерно такой же как Ангкор Ват). В древние времена Кох Ке носил название Чок Гарджиар и являлся столицей Кхмерской империи. Площадь города составляла 35 квадратных километров.
Немного истории
История города наполнена мистикой. По свидетельствам историков король Джаяварман IV был одержим жутким культом демона Мары, и возвел себя в ранг бога-короля. Сам Джаяварман не имел наследственных прав на кхмерский престол, но уничтожил всех претендентов на трон и смог взять власть в руки. По обрывистым источникам, удалось ему сделать подобное с помощью секретного оружия, позволяющего палить врагов дотла. Джаяварман IV начал один из самых амбициозных и масштабных архитектурных проектов в кхмерской культуре. Отметим, что достоверных данных о смерти короля и месте его захоронения не обнаружено.
Одним из самых загадочных и амбициозных строений Кох Кер является пирамида Phrasat Phrang. Располагается семиярусная пирамида на территории храма Prasat Thomа, возвышаясь над землей на 35 метров. На вершине пирамиды располагается мистическая шахта, с которой связана одна из самых страшных местных легенд. В центре пирамиды, согласно легенде, находится проход в ад. В прошлом через это отверстия приносились жертвы богу Маре. Экзотерики утверждают, что колодец является переходом между миром людей и демонов.
Пирамида по своей форме отдаленно напоминает древние пирамиды ацтеков. Стороны пирамиды равны 60 метрам и располагаются в строгом соответствии со сторонами света.
В сорока километрах от основной храмовой группы Ангкора располагается храм Beng Mealea. По одной из версий строительство храма началось в 11 веке, а само строение изначально было посвящено богу Вишне. Однако вскоре храм был изменен на индуистский, поэтому тут встречаются многочисленные барельефы с изображением разнообразных буддистских сцен. Легенда гласит, что именно архитектуру этого храма копировали все последующие кхмерские короли, которые возводили различные храмовые комплексы.
Библиография и онлайн-ссылки
- . Общий план участка с 01:35 до 17:52:
- Эрик Бурдонно, « Основание культа Девараджи. Танцы, жертвоприношения и королевская власть в Прасат Том на острове Ко Кер », Протоколы заседаний Академии надписей и художественной литературы ,2011 г., стр. 1343-1382 . Продолжительность 17: 52:
- Эрик Бурдонно в Ангкоре заново открыл: фильм с выставки «Ангкор. Рождение мифа – Луи Делапорте и Камбоджа. » ,« Ильяда »( прод. ) И Фредерик Вильнер ( реж. ), Сб. «Découvertes», 2013, 1 односторонний двухслойный видеодиск, все зоны 16/9, 1 час 40 минут с 00:08:52:
- .
- Saveros Lewitz , La топонимике khmère , BEFEO (Бюллетень французской школы на Дальнем Востоке ) 53, 2, 1967, стр. 377-450.
- Saveros Pou , Старый кхмерско-французско-английский словарь. Старый кхмерско-французско-английский словарь , L’Harmattan , 2004, 2- е дополненное издание, 732 с.
- : планы Prasat Thom: . После загрузки: страница 16, рисунок 1: «Хо Кер. Общий план “
Ангкор открыт заново: фильм с выставки «Ангкор. Рождение мифа – Луи Делапорте и Камбоджа. » ,« Ильяда »( прод. ) И Фредерик Вильнер ( реж. ), Сб. «Découvertes», 2013, 1 односторонний двухслойный видео DVD, все зоны 16/9, 1 час 40 минут . Дополнительно: «Первые открытия» и «Наследие Луи Делапорте ». Ко Кер с 00: 08: 52 :.
Прасат Линга (он же Прасат Тхноенг)
Прасат Линга – каменное строение, возведенное вокруг огромной линги и йони, которые вырезаны из монолитного куска камня. Эту конструкцию, словно Атланты, поддерживали древние стражи – гаруды (полу-гриф, полу-человек) или львы. Сейчас уже трудно сказать, так как уцелели лишь фрагменты строения.
В древнем святилище проводили обряды: брахман (священник) во время ритуала лил воду на лингу, затем вода попадала в йони (желоб) и, вытекая из неё, становилась святой.
Особенность Прасат Линга в том, что йони проходила сквозь северную стену святилища, позволяя жидкости стекать по желобу за пределы здания. Снаружи оставались стоять простые люди – ритуал был скрыт от их глаз, и, должно быть, повергал их в священный трепет.
История повторного открытия
Первооткрыватели и новое открытие 2009-2014 гг.
Это место было сначала изучено исследователем Луи Делапортом (между 1866 и 1881 годами), а затем администратором Этьеном Эймонье в 1880-90 годах. Наконец, археолог Анри Парментье опубликовал первое подробное исследование в книге «Классическое кхмерское искусство: памятники северо-восточного квадранта» в 1939 году. Французская школа Дальнего Востока организовала в 2009 году исследовательскую программу, проводимую Эриком Бурдонно на этом месте; исследование, которое было предметом нескольких сообщений в 2011, 2012, 2013 и 2014 годах.
Сайт и вода
Установка столицы за пределами Ангкора не является исключением. Столица продолжает менять свое местоположение в регионе Ангкор и даже в соседних горах Кулен. Однако Джаяварман IV, поселившись более чем в 80 км от Ангкора, затем нарушил старую более чем двухвековую традицию, согласно которой столица была расположена по крайней мере в непосредственной близости от равнины Ангкор. На территории этой столицы находится два десятка храмов, площадь которых составляет около пятидесяти квадратных километров. Позже, когда король исчез, сам город был заброшен, а в храмы навсегда вторгся лес.
Когда мы смотрим на план, организация зданий и управление водными ресурсами воспроизводят модель, которая встречается на всей равнине Ангкор: отношения между столицами равнины Сиемреап и святыми местами, расположенными в источниках реки. ручьи, орошающие равнину в горах Кулен (например, «Река тысячи лингамов»: Kbal Spean ). Эта модель, отношения вверх-вниз по течению , содержащихся Ганг, находится на месте Vat Phou (Южный Лаос) , признанное великое святое место с VII – го века, вверх по течению Меконга падает за пределы королевства кхмеров. На острове Ко Кер это место Трапеанг Хна (см. Карту), которое берет на себя эту функцию, выше по течению от храма и равнины. Это высшая точка острова Ко Кер, у истока небольшого ручья, питавшего бассейн, уменьшенное изображение будущих гигантских барей равнины Ангкор. Этот бассейн сам по себе является образом Молочного океана с .