Ожидания на 2017 год для отдельных категорий пенсионеров
В проекте на 2017 года Закона о бюджете пока не представлены данные от Минсоцполитики по поводу социального и пенсионного страхования, поэтому не понятно, в какой мере будут выполнены требования МВФ.
Но имеется информация о предоставлении дотации ПФУ порядка 156 млрд гривен. Это больше, чем в нынешнем году (144 млрд), и позволяет надеяться, что выплата пенсий, по крайней мере, не прекратится в 2017 году. Посмотрим, как почувствуют изменения отдельные категории пенсионеров.
1. Работающие пенсионеры
Для них ничего не изменится. Существующая временная норма об ограничении размера пенсионных выплат работающим пенсионерам (85%) продлевается на весь 2017 год. Однако пенсии для некоторых оговоренных в законодательстве категорий, в том числе ветеранов, будут выплачиваться в полном объёме.
2. Работники здравоохранения и образования
Эти категории граждан остаются в поле действия Закона №911 от 14.12.2015 г.
Как гласит пункт «Е» статьи 55, момент выхода на пенсию для этих граждан отодвигается каждый год:
- на ½ года, начиная с 1 июля 2016 года и отталкиваясь от стажа в 50 лет;
- процесс закончится в 2026 году, когда возраст досрочного выхода на пенсию достигнет 55 лет.
Специальный стаж, необходимый для пенсии по выслуге лет, тоже растёт:
- дата начала роста – 1 апреля 2015 года, необходимый стаж 25 лет;
- конец процесса – 1 апреля 2024 года, и стаж уже должен быть не меньше, чем 30 лет.
3. Государственные служащие
По мнению Гройсмана, нынешнего премьера Украины, размер выплат ПФУ для определённой части пенсионеров чересчур завышен. Речь идёт о категории бывших государственных служащих: около 107 тысяч их имеют пенсию в размере 5 600 гривен, 3 тысячи – около 10 000, а 6 тысяч – более 20 000 гривен (теперь уже есть ограничение сверху – 10 740 гривен).
Согласно закону, который примут в скором времени, будут отменены специальные пенсии госслужащим (это судьи, прокуроры, чиновники, народные депутаты), и это, как ожидается, существенно разгрузит солидарную часть пенсионной системы.
Но сегодня, тем не менее, действует закон № 911, он остаётся пока неизменным, и перемены только анонсируются.
Пенсионные законы в Украине: кто имеет право на получение пенсии?
3 октября 2017 года на пленарном заседании Верховной Рады Украины был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно повышения пенсий» (далее – Закон). Этот документ прошел трудны путь разработки, обсуждений и согласований, пока не приобрел статус Закона. После голосования в Парламенте документ был подписан Президентом Украины, и с 11 октября прошлого года вступил в действие.
Размер минимальной пенсии в Украине определяют по специальной формуле. Понять, как его высчитывают, просто
Важно помнить о нюансах при определении размера минимальных пенсий для отдельных категорий граждан, таких как:
- переселенцы;
- шахтеры;
- медработники;
- частные предприниматели;
- полицейские;
- инвалиды;
- участники боевых действий.
Начисление пенсии в 2023 году в Украине, обозначенным выше категориям граждан, реализуется с использованием специальных данных. Вся сложность вычисления обусловлена множеством законодательных актов (их более 24). Постановления Кабинета министров Украины также играют важную роль в установлении размера минимальных пенсий. Существует три вида таких выплат:
- по возрасту;
- по инвалидности;
- в связи с утерей кормильца.
Полный перечень лиц, имеющих право на начисление пенсии в Украине, обозначен в ст. №8 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»:
- Солидарная система. Граждане Украины, которые застрахованы в соответствии с настоящим Законом и достигли установленного действующим законодательством пенсионного возраста;
- Солидарная система. Лица с инвалидностью, которые имеют необходимый для назначения соответствующего вида пенсии страховой стаж, а в случае смерти этих лиц — члены их семей, и другие лица, предусмотренные законодательством;
- Солидарная система. Граждане, которым назначена пенсия в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении» (кроме социальных пенсий)
- Солидарная система. Лица, которым была назначена пенсия (ежемесячное пожизненное денежное содержание) по другим законодательным актам, но они имели право на назначение пенсии по Закону Украины «О пенсионном обеспечении» — при условии, если они не получают пенсию (ежемесячное пожизненное денежное содержание) из других источников;
- Накопительная система. Застрахованные лица и члены их семей и/или наследники — пожизненная пенсия и единовременная выплата за счет средств накопительной системы пенсионного страхования;
- Обе системы. Лица, которые не подлежат общеобязательному государственному пенсионному страхованию, но добровольно платили страховые взносы в порядке и размерах, установленных законом, в солидарную систему и/или накопительную системы пенсионного страхования, имеют право на условиях, определенных Законом, на получение пенсии и социальных услуг за счет средств пенсионного фонда и / или получения пожизненной пенсии или единовременной выплаты за счет средств накопительной системы пенсионного страхования;
- Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, имеют право на получение пенсионных выплат и социальных услуг из системы общеобязательного государственного пенсионного страхования наравне с гражданами Украины на условиях и в порядке, предусмотренных Законом, если иное не предусмотрено международными договорами.
Начисление пенсии осуществляют определенным образом в случае, если гражданин трудился на одном из видов предприятий или производств, перечисленных в следующих списках (но только на территории Украины):
- Список №1 (предприятия с вредными, тяжелыми условиями труда).
- Список №2 (предприятия с менее тяжелыми условиями труда, при начислении пенсии после работы на них также учитывают средний заработок).
Особенности начисления пенсии по Списку 1 в Украине раскрыты в законе №1788:
- для мужчин – если возраст более 50 и длительность непрерывной работы не менее 20 лет (в соответствии с новой редакцией закона – более 25);
- женщины – если возраст 45 (по новым нормам – 50) и стаж 15 лет (сегодня – 20).
Имеются свои нюансы при начислении пенсии в Украине. Это касается переходных периодов (учитывается заработная плата, её минимальная величина). Они продлены до 01.04.24 г.:
- Повышение пенсионного возраста для женщин на 5 лет (с 45 до 50);
- Увеличение суммарного времени работы для оформления льготной пенсии по Списку №1:
- мужчины – с 20 до 25 лет;
- женщины – с 15 до 20 лет.
Пенсионная реформа на Украине
Украина втянулась в пенсионную реформу, которая идёт с трудом, и непонятно, куда выведет. Может, не стоило и ворошить такую неподъёмную махину? Однако эксперты уверяют, что реформировать пенсионную систему страны необходимо, поскольку, если ничего не делать, то скоро нечем будет платить пенсии.
Суть новой реформы в том, что система пенсионного обеспечения должна стать трёхуровневой, и с 1 июля 2017 года это должно быть запущено в работу.
- Первый уровень, сегодня именно она и функционирует, это солидарная система.
- Второй уровень, накопительный, наступит, когда работодатель начнёт делать отчисления в специальные накопительные фонды, наполовину частные. Первоначальные отчисления составят 2%, затем каждый год они станут увеличиваться на 1%, а в 2021 выйдут на запланированные 5%.
- Третий уровень означает подключение частных накопительных фондов, которые тоже будут участвовать в пенсионном обеспечении.
Целью украинской реформы является такое положение, когда от государства пенсионер получает только минимальную пенсию, а остальное он обеспечит себе сам. Все накопленные им сбережения могут наследоваться, если, конечно, уцелеют сами накопительные фонды. А как с гарантиями? Пока в них сомневаются даже в правительстве.
На Украине со дня на день ожидают обвала гривны, а ведь она уже девальвировала на целых 300% с азаровских времён; инфляция разгоняет цены на протяжении последних двух-трёх лет… И как будут себя чувствовать накопительные фонды в таких условиях? Да все сбережения могут просто превратиться в пыль.
Минимальная пенсия в Украине
С 1 декабря 2019 года размер минимальных пенсионных выплат в Украине составит 1638 UAH (69,08 USD, 4 394,67 RUB). На их размер оказывают также влияние категории пенсионеров.
Для работающих пенсионеров
С 1 апреля 2018 года используется автоматический ежегодный перерасчет пенсионных выплат, который можно произвести онлайн самостоятельно. Минимальная сумма не может быть меньше прожиточного минимума. При расчете учитываются:
- время работы гражданина, находящегося на пенсии;
- общий трудовой стаж;
- текущая заработная плата;
- зарплата до выхода на пенсию.
Для шахтеров
Шахтеры относятся к льготной категории населения. Для получения минимальных выплат достаточно более 10 лет стажа подземных работ для мужчин и 7,5 – для женщин. Минимальная выплата возросла на 420 UAH (17,71 USD, 1 126,71 RUB), и в настоящее время составляет 4356 UAH (183,70 USD, 11 685,63 RUB).
Для инвалидов
Лица с ограниченной трудоспособностью обладают правом на получение социальных выплат от государства в индивидуальном порядке.
Размер пенсии зависит от группы инвалидности и рассчитывается от величины пенсионных выплат по возрасту:
- 1 группа – 100 %;
- 2 группа – 90 %;
- 3 группа – 50 %.
Для инвалидов войны установлены следующие минимальные доплаты:
- 1 группа – + 128 UAH, 5,40 USD или 343,38 RUB (4266,45 UAH, 179,92 USD, 11 446,08 RUB);
- 2 группа – + 114 UAH, 4,81 USD или 305,84 RUB (3817,35 UAH, 160,98 USD, 10 241,23 RUB);
- 3 группы – + 101 UAH, 4,26 USD или 270,96 RUB (3368,25 UAH, 142,04 USD, 9 036,38 RUB).
Для участников войны
Участникам боевых действий минимальный размер пенсии увеличен на 74 UAH, 3,12 USD или 198,53 RUB (2470,05 UAH, 104,16 USD, 6 626,68 RUB).
При потере кормильца
Выплаты назначаются членам семьи умершего, которые на момент смерти находились у него на иждивении при наличии 3-х условий:
- член семьи временно или постоянно нетрудоспособен;
- умерший содержал члена семьи;
- кормилец на момент смерти должен обладать страховым стажем, соответствующим 3 группе инвалидности (если он не был пенсионером).
При расчете используются принципы:
- 50 % положенных выплат на каждого члена семьи;
- 100 % при нахождении на иждивении 2-х и менее людей;
- круглым сиротам – 2 пенсии, которые получали их родители.
Положенное пособие выплачивается раз в месяц общей суммой, либо по желанию отдельными платежами на протяжении всего периода нетрудоспособности, либо пожизненно.
Особенности украинской пенсионной системы
В Украине введено три типа пособий – по старости, по потере кормильца, по инвалидности. Получателями выплат являются граждане:
- люди соответствующего возраста;
- инвалиды 1-3 категории;
- пожилые иностранцы, законно проживающие в государстве;
- участники накопительной системы пенсионного страхования.
Льготные условия (досрочное оформление пенсиона) доступны для следующих категорий лиц:
- работающие на производствах с вредными, тяжелыми условиями труда;
- шахтеры;
- учителя;
- бывшие военнослужащие;
- частично/полностью нетрудоспособные;
- участники Афганской войны.
- многодетные матери, родители ребенка-инвалида.
Действует четыре понятия стажа:
- Льготный. Вводится для работающих на тяжелых, вредных и опасных производствах. Списки данных предприятий утверждаются Кабинетом министров.
- Страховой. Продолжительность отчислений гражданином взносов в фонд обязательного государственного пенсионного страхования.
- Специальный. Сумма дней, в течение которых гражданин был занят на определенных видах работ, дающих право на досрочное пенсионное содержание.
- Общий (трудовой). Рассчитывается по записям в трудовой книжке. Может объединять в себе специальный, страховой и льготный.
У украинцев есть два варианта оформления пенсии (на 2019 год):
- По стажу. Если его общая продолжительность – более 26 лет, то гражданин может выйти на пенсию в 60 лет.
- По возрасту. До 65 лет трудятся украинцы с недостаточным стажем работы. Однако его минимальное значение при выходе на пенсию не должно быть ниже 16 лет.
По новой реформе эти показатели будут повышаться до 2028 г. Тогда оформить содержание по старости можно будет только при накоплении рабочего стажа 35 лет.
А что говорят и думают люди?
-Более 40-ка лет трудового стажа, а пенсию насчитали 11272,78 рублей. Писал всем и даже президенту. Написал, что, наверное, с 40-ка летним стажем размер пенсии начислено ошибочно. Ответили: «Никакой ошибки нет. На размер пенсии трудовой стаж не влияет». 40 лет платил налоги, а пенсия почти одинаковая с теми, кто ни одного дня НЕ работал. Понятно, что в России всегда обманывали свой народ, но не до такой же степени! Налево, направо всем странам миллиарды долларов выдают, а за тем им почему-то списывают. Свой народ потерпит. Любому терпению приходит конец.
-Включите телевизор и вы услышите что на Украине все так плохо: дефолт, кризис, отопления нет… А у нас, в Санкт-Петербурге? Пенсия 10812. Правда есть еще социальная доплата 1010. Итого: 11822.
-Противно читать всю эту пропаганду нынешних власть имущих России.Если мы равняемся на жизненный уровень Украины — значит нужно гнать эту власть в шею. Нужно равняться на жизненный уровень Швейцарии или Норвегии. Такие нам нужны руководители страной!
-Средняя пенсия никак не 15 тыс.! В Псковской области люди отработавшие более 30 лет получают 12 тыс. Видим в чужом глазу соринку, а у себя бревно не замечаем. Как — то несолидно, друзья!
-Равняетесь на Европу вот и сравнивайте с их пенсией а то штрафы как в Европе и это в стране где нефть газ и еще дохрена всего не то что на Украине. А сравнить зарплату чиновников в Европе и у нас так тут мы на первом месте.
-Надо отдать должное Зеленскому он старается. Он получает кредиты от МВФ и тут же подымает пенсии при чем массово на 50%. И плевать ему на все требования МВФ. В России есть фонд благосостояния «аля Кудрин» почему не поднять всем пенсии одноразово на 100% за счет фонда.Это бы дало толчек экономике. И все завертелось бы. Но силуаногрефокудрекостенабиулины лже экономофинансисты с низким социальным статусом пудрят мозги высшему руководству про инфляцию и повторение кризиса, да еще и финансируют всяких фриков цветных революций а руководство не очень сильно в экономике этому верит.Все эти эксперды из ВШЭ под руководством мужа Набиуллиной за миллиарды бюджетных денег выдают опусы ложных экспертиз. Олигархи, бизнес обязаны помочь обществу,учитывая как им досталось богатство в результате приватизации.Да и на западе об этом говорят,а Китай сказал «бизнес обязан помочь обществу» и у них бизнесмены сразу потянулись к чиновникам с вопросом,а сколько надо. Помощь может выражаться в разном виде например; не вывозить капитал за границу,ввести налог на богатство,перестать спекулировать валютой по видом инвестиций.пересмотреть диведентную политику в сторону повышения заработной платы рабочим,ну и в денежном выражении. А то получается президент оправдывается перед ними- типа я вам подниму налог на 2% вы пожалуйста не обижайтесь это больным деткам.
-Зачем сравнивать с кем то, вы все время считаете среднюю пенсию а как вам если получают 9 000 и размытый по регионам прожиточный минимум пенсионера, кто ее рассчитывает тех бы посадить на эти деньги что бы запели…
-Мой трудовой стаж непрерывный с 1976 г. по сегодняшний день. Пенсия — 11000 тыс.руб!
-Везде идет звон, что мы, Россия — Великая страна, а пенсия такая же, как на нищей Украине. При одинаковых ценах. Позор на все доходы от ресурсов страны. Позор!
-Пенсия должна быть в 5-6 раз выше, чем сейчас и без повышения цен на основные продукты и товары!
-Почему автор сравнивает пенсии в России с Украиной. А почему бы ему не сравнить российские пенсии с пенсиями в Европе? Россия самая богатая страна по природным ресурсам, а пенсии самые маленькие. Ну и объяснить при этом куда деваются миллиарды и триллионы рублей от продажи нефти, газа, леса, золота, алмазов и т.д. В чьих карманах всё это оседает.
-Пенсионерам в незалежной немногим отличаются от Российских. Стариков власти везде не любят, периодически ущемляют и грабит. С незалежной все понятно — она сама свой европейский выбор сделала, раз и навсегда. А в России это непростительно обидно и горько, когда тебя в такой богатой стране собственная власть беззастенчиво грабит и отбирает последнее, как будто не могут власть имущие насытится, в три горла хлебая, пытаясь напоследок нажраться. Все повторяется везде и всегда, что во Франции в 1790 году, когда из окон выкидывали в орущую толпу власть имущих щеголей в замысловатых камзолах, что у нас в 1917, когда солдатским штыком проверяли содержимое власть имущих желудков. Все в свое время.
Размер пенсии по возрасту
Размер минимальной пенсии в Украине определяется Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и не может быть меньше размера прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц. Для этого, страховой стаж должен быть не менее 27 лет.
Минимальный размер пенсии, который определен законом, отражен в таблице с учетом предыдущих двух лет.
Период | Минимальная пенсия |
---|---|
1 января 2016 | 1074 грн. |
1 мая 2016 | 1130 грн. |
1 декабря 2016 | 1247 грн. |
1 мая 2017 | 1312 грн. |
1 октября 2017 | 1373 грн. |
1 июля 2018 | 1435 грн. |
1 декабря 2018 | 1497 грн. |
1 июля 2019 | 1564 грн. |
1 января 2020 | 1638 грн. |
С 1 января 2020 года для лиц, достигших 60-летнего возраста, минимальный размер пенсии при наличии 27 лет страхового стажа устанавливается в размере 40% от минимальной заработной платы, но не менее прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом.
Начиная с 01.01.2018 г. право на назначение пенсии по возрасту по достижении возраста 60 лет имеют лица при наличии страхового стажа:
Период | Страховой стаж |
---|---|
01.01.2018 — 31.12.2018 | не менее 25 лет |
01.01.2019 — 31.12.2019 | не менее 26 лет |
01.01.2020 — 31.12.2020 | не менее 27 лет |
01.01.2021 — 31.12.2021 | не менее 28 лет |
01.01.2022 — 31.12.2022 | не менее 29 лет |
01.01.2023 — 31.12.2023 | не менее 30 лет |
01.01.2024 — 31.12.2024 | не менее 31 лет |
01.01.2025 — 31.12.2025 | не менее 32 лет |
01.01.2026 — 31.12.2026 | не менее 33 лет |
01.01.2027 — 31.12.2027 | не менее 34 лет |
с 01.01.2028 | не менее 35 лет |
В случае отсутствия необходимого страхового стажа, указанного в таблице выше, право на назначение пенсии по возрасту по достижении 63-летнего возраста имеют лица при наличии следующего страхового стажа:
Период | Страховой стаж |
---|---|
01.01.2018 — 31.12.2018 | от 15 до 25 лет |
01.01.2019 — 31.12.2019 | от 16 до 26 лет |
01.01.2020 — 31.12.2020 | от 17 до 27 лет |
01.01.2021 — 31.12.2021 | от 18 до 28 лет |
01.01.2022 — 31.12.2022 | от 19 до 29 лет |
01.01.2023 — 31.12.2023 | от 20 до 30 лет |
01.01.2024 — 31.12.2024 | от 21 до 31 года |
01.01.2025 — 31.12.2025 | от 22 до 32 лет |
01.01.2026 — 31.12.2026 | от 23 до 33 лет |
01.01.2027 — 31.12.2027 | от 24 до 34 лет |
с 01.01.2028 | от 25 до 35 лет |
Если необходимый страховой стаж менее значений, которые указаны в таблицах выше, то с 1 января 2020 года право на назначение пенсии по возрасту по достижении 65-летнего возраста имеют лица при наличии следующего страхового стажа:
Период | Страховой стаж |
---|---|
01.01.2019 — 31.12.2019 | от 15 до 16 лет |
01.01.2020 — 31.12.2020 | от 15 до 17 лет |
01.01.2021 — 31.12.2021 | от 15 до 18 лет |
01.01.2022 — 31.12.2022 | от 15 до 19 лет |
01.01.2023 — 31.12.2023 | от 15 до 20 лет |
01.01.2024 — 31.12.2024 | от 15 до 21 года |
01.01.2025 — 31.12.2025 | от 15 до 22 лет |
01.01.2026 — 31.12.2026 | от 15 до 23 лет |
01.01.2027 — 31.12.2027 | от 15 до 24 лет |
с 01.01.2028 | от 15 до 25 лет |
Начиная с 1 января 2028 года, при наличии 40 и более календарных лет страхового стажа, пенсия по возрасту назначается независимо от возраста.
Проблема изменения пенсионного возраста в сторону его увеличения является актуальной для целого ряда стран. Например, в Польше планируют повысить пенсионный возраст до 67 лет, в Латвии – до 65 лет для мужчин и женщин, в Израиле – до 64 лет. Премьер-министр Швеции и вовсе предлагает увеличить пенсионный возраст до 75 лет.
Пенсионный возраст в других странах:
- Германия: 65-67
- Великобритания: 65-67
- Дания: 65-67
- Исландия: 67
- Грузия: 60 и 67 лет
- Канада: 65
- Нидерланды: 65
- Финляндия: 62-68
- Эстония: 65
- Япония: 65
Пенсионные новшества в свете требований МВФ и грядущего бюджета
Текст последнего меморандума с МВФ, по обыкновению, от граждан Украины скрывается до последнего, когда утечки уже не оставляют другого выхода, кроме как обнародовать его. Так происходит и сейчас. Вот какая информация, касающаяся пенсионеров, просочилась в СМИ.
МВФ требует «консолидировать» пенсионное законодательство, и это понятие включает в себя такие конкретные положения:
- В декабре 2016 года должен быть принят закон об изменении пенсионного возраста.
- Надо убрать возможность досрочно выходить на пенсию.
- Надо ужесточить требования к получению пенсии по возрасту, то есть, — ещё увеличить размер трудового стажа, гарантирующего минимальную пенсию.
- Необходимо предусмотреть ликвидацию пенсионных льгот для всех профессий, кроме военных, и отмену практики спецпенсий.
- Расширить базу пополнения ПФУ, с целью устранения его дефицитности, то есть, охватить взносами большее количество граждан и, возможно, увеличить сам взнос.
- Установить более полную зависимость между размером пенсии и уплаченными взносами – предполагается, что эта мера будет способствовать выходу зарплаты из тени.
- Осуществить введение накопительной системы пенсий, действующей совместно с солидарной.
Улучшения или «улучшения» в начислениях минимальных пенсий
Больше десятилетия ведутся дискуссии о создании трехуровневой накопительной системы. Отлично виден принцип действия на примере бутерброда, который состоит из хлеба, сыра и колбасы:
- Хлеб – минимальный уровень, который должна обеспечить страна.
- Сыр – ежемесячные отчисления от дохода гражданина.
- Колбаса – личные сбережения, которые перечисляются во внегосударственные фонды. У украинских пенсионеров бутерброд состоит из одного хлеба.
Проблему должен решить законопроект о введении накопительной системы, по которой каждый украинец на протяжении 35 лет будет отчислять определенную сумму на свой персональный счет. Введение этой системы было отсрочено до 1 января 2021 года. Так сложилось, что даже после всех улучшений минимальная пенсионная выплата в стране, относительно курса доллара, уменьшилась за последние 10 лет практически вдвое.
Данные за период 2011 – 2021 г.
Календарный период | Минимальная пенсия, грн |
01. 01. 2011 01 .04. 2011 01. 10. 2011 01. 12. 2011 | 750 764 784 800 |
01.01. 2012 | 822 |
01.01. 2013 01.12. 2013 | 894 949 |
01.01. 2014 | 949 |
01.01.2015 | 949 |
01.01. 2016 01.05. 2016 01.12. 2016 | 1074 1130 1247 |
01.05. 2017 01.12.2017 | 1312 1373 |
01.07.2018 | 1435 |
01.01.2019 | 1497 |
Ситуация усугубляется старением нации. Так на 12 млн работающего населения приходится около 10 млн пенсионеров.
Не улучшает ситуацию и зарплата в конвертах. Мало того, что по выходу на пенсию работник не может рассчитывать на достойную выплату, но и отчисления в пенсионный фон поступают минимальные.
Законодательство достаточно запутано и рядовой украинец порой не может подсчитать тот минимум, на который он может рассчитывать от государства. А начисление пенсий зависит от ряда показателей. Но эксперты советуют при подаче документов на получение пенсии указывать не тот год, когда у вас была наивысшая зарплата, а тот, когда она была максимально высокой по сравнению с другими в стране.
Предполагается, что со временем будут разработаны специальные программы, по которым можно будет самостоятельно сделать расчет пенсии.
ТОП новости сегодня
В США предлагают создать новую Речь Посполитую
07.04.23
Российские специалисты узнали все секреты американского БПЛА Reaper
07.04.23
Путин заявил о необходимости отодвинуть ВСУ на безопасное расстояние
07.04.23
График выплаты пенсий в апреле: Кого ждет увеличение пенсии в апреле
05.04.23
“Нарочно не придумаешь!” Решение Зеленского взбесило американцев
31.03.23
«Напился, что ли?» — китайцев разъярило то, как Зеленский позвал Си в Киев
31.03.23
Пенсии и социальные пособия повысят еще раз с 1 апреля – кто и на сколько получит прибавку?
29.03.23
«Какой стыд!» Британцы возмутились встречей Зеленского с очередным коллегой из Голливуда
29.03.23
Зеленский заговорил о компромиссе с Россией
29.03.23
СМИ: Война «до последнего украинца» – прибыльный бизнес
28.03.23
Структура пенсионной системы в Украине
Переход на рыночные отношения происходил в стране трудно, и пенсионная система испытывала на себе постоянные передёргивания то в сторону демократизации, то ужесточая процедуру формирования пенсионных средств.
В итоге были определены уровни пенсионного обеспечения:
1. Солидарный – обязательное государственное страхование, обеспечивающее минимальную пенсию. Каждый гражданин, достигший пенсионного возраста, получает гарантированно средства из этого фонда. Формирование средств происходит в результате отчислений работодателей:
- По старости. Минимальный размер пенсии — в размере 20% от средней зарплаты за предыдущий год.
- По инвалидности в результате общего заболевания при полной или частичной утрате трудоспособности. Размер пенсии зависит от группы инвалидности и колеблется от 50% до 100% от уровня зарплаты.
- Утеря кормильца семьи предусматривает выплату нетрудоспособным иждивенцам: 50% на одного человека, 100% на нескольких.
2. Накопительный – целевой внебюджетный уровень, концентрирующий в себе средства, перечисляемые застрахованным лицом. Источники формирования:
- Страховые взносы граждан.
- Доходы от инвестиций.
Средства этого уровня используются на выплату пожизненной пенсии гражданам.
3. Негосударственный – добровольные частные пенсионные фонды, не обязательные для работника, но они могут быть выбраны для накопления средств любым работником. Средства, вносимые в частные фонды, вкладываются в акции, ценные бумаги, сертификаты банков и др.
Граждане страны должны использовать для формирования пенсии солидарный уровень в обязательном порядке, остальные – по выбору. В зависимости от доходов гражданина можно воспользоваться всеми тремя фондами.
Многоуровневая система накопления пенсионных средств дала толчок развитию финансовой системы Украины и пополнению бюджета за счёт накопления пенсионных средств. Создание негосударственных фондов призвано обеспечить условия для создания здоровой конкуренции в организации пенсионной системы.
Суть всей пенсионной реформы Украины в целом заключается в том, чтобы предоставить возможность будущим пенсионерам, кроме участия в солидарном фонде, добровольно отчислять средства в негосударственные пенсионные фонды.
Это гарантирует существенную добавку к государственной страховой части, которая часто при начислении не достигала уровня прожиточного минимума.
Пенсионная система Украины в сравнении с пенсионной системой России
Если сравнивать пенсионные системы Украины и России до 2015 года, то обе они опирались на государственное обеспечение и были похожи
Россия тоже с трудом решилась на новую пенсионную реформу, и старается делать её максимально осторожно. Например, пока не повышает пенсионный возраст
На Украине же, после того, как к власти пришли нынешние правители, был взят курс на резкое переформатирование пенсионной системы по европейскому образцу, а точнее, подгонку под критерии, которые предъявляют Украине ЕС и МВФ.
Государство торопится переложить на частные накопительные фонды обязанность платить пенсии гражданам, а себе оставить только неширокий круг социальных обязательств. При этом пенсионер самостоятельно будет копить деньги на старость. Как следствие, все льготы и преференции, ещё имеющиеся у пенсионеров, будут либо монетизированы, либо просто отменены.
Украина делает это впопыхах и безалаберно, Россия подходит к вопросу основательно и вдумчиво. Она старается беречь и не обижать собственное население, в отличие от Украины.
Конечно, она побогаче, а где взять деньги Украине на своих пенсионеров? Даже перерасчёт пенсий, положенный по закону, — это миллиарды, да ещё 145-миллиардный дефицит ПФУ. И он растёт.
Ситуацию с пенсиями на Украине ёмко описывает цитата одного из чиновников, министра социальной политики: «Грошей немає, але пошуки тривають». Где-то это уже было: «Денег нет, но…».
Ну, понятно – вот оно, искомое сходство!