Стена Плача
Нет здесь толпы рыдающих иудеев! Были, но очень давно — оплакивали разрушение Первого и Второго храма. Стеной Плача ее прозвали арабы, наблюдавшие это зрелище. Иудейское название — Котэль Маарави (Западная стена). И это не стена разрушенного Храма, а укрепление вокруг Храмовой горы, возведенное царем Иродом.
Если вы верующий (религия и конфессия не важны), напишите записочку с просьбой к Господу и после омовения рук (там увидите, где это сделать) вложите в Стену (старайтесь не касаться других записок). Не отворачивайтесь от Стены Плача сразу после молитвы и вложения записки — хотя бы пару метров отойдите лицом к ней.
Если вы неверующий и просто интересна достопримечательность — пожалуйста, уважайте чувства верующих. А то в прошлом году одна юная бельгийская фотомодель, несущая в мир красоту и свободу посредством своих обнаженных прелестей, сфотографировалась на крыше Старого города на фоне Стены Плача. Скандалище. Хайп девушка словила. Впрочем, за год до того она «дарила людям психическую свободу от властей и религии» в Египте, а в том же 2018, позже — в Софийском соборе Стамбула, подняв хиджаб над… нижней частью тела. Кажется, в ее кредо все слова лишние, кроме одного — «психический»… Да, это свободные люди, но не уподобляйтесь.
Краткие правила:
- парни налево, девушки направо;
- если жарко и вы женщина в открытой одежде — на входе возьмите накидку, ее предложат бесплатно. Мужчина — возьмите кипу;
- не ешьте, не смейтесь и не разговаривайте слишком громко;
- фотографировать и снимать видео можно, главное — не мешайте людям молиться.
Пражское гетто: вся история евреев в Европе
От первых поселений X в. в Праге мало что сохранилось до наших времен. Первые поселенцы строили жилье недалеко от Вышеграда и в Мала-Стране. В Старе Место они стали переезжать только в XII в., образовав к XVI в. внутри него еврейское гетто, со своей системой управления и полностью обособившись от остальных районов Праги.
С истории Еврейского города связывают старинное предание о Големе. Легендарный защитник иудеев– Йехуда Лива, известный как рабби Лёв, чтобы защитить свой народ от гонений создал из глины могучего гиганта – Голема. Огромное глиняное существо нес разруху и смерть в дома пражан, пока чешский император не взмолился о пощаде. Рабби усмирил исполина, обездвижив его и спрятав в Староновой синагоге. Предание гласит, что если евреи Праги опять будут притесняться, то Голем снова оживет.История пражского гетто – это история мировой нетерпимости к евреям, характерной для средних веков. Жители гетто подвергались гонениям и выселениям. И только в 1848 г. в результате массовых революционных волнений евреи получили равные с другими жителями Праги политические и гражданские права.
В 1850 году самообразовавшийся «город в городе» официально стал кварталом чешской столицы и был назван в честь Иосифа II и его указа о веротерпимости, положившего начало послабление режима для иудеев.
Конец XIX в. и начало XX в. ознаменовались массовой расчисткой еврейских трущоб в Йозефове, в результате которой практически все старые дома еврейского гетто были снесены. Были проложены новые магистрали, строились новые дома. Нынешний облик Йозефова – это результат масштабной перестройки квартала, произошедшей в 1893-1913 годах., но в некоторых местах еще сохранились архитектура более ранних исторических периодов. Из старых построек сохранилось только ратуша, шесть синагог и кладбище, которые представляют собой целостный архитектурно-музейный комплекс квартала.
Четыре синагоги Еврейского квартала
Этот маленький комплекс из четырех сефардских синагог на улице Мишмерэт-а-Коэна, 1 посетите обязательно!
Сердце Еврейского квартала — ашкеназскую синагогу Хурва — вы и так увидите, хотя бы снаружи (неизвестно, пустят ли туда, спросите у гида). И потом, нынешняя Хурва — новодел XXI века. Подлинный дух иудаизма можно ощутить именно в этих совершенно не монументальных небольших синагогах, построенных по воле османских властей ниже исламских зданий. Они до сих пор функционируют как синагоги, и, что интересно, молиться к сефардам ходят и ашкенази. Господь един…
В две из них являлись серьезные гости. Женщина пробралась помолиться у гробницы царя Давида — в эпоху владычества османов. Трус-охранник запер ее там и сбежал, она заплакала от страха, и тут к несчастной явился лично Давид — и по подземному ходу привел ее в Среднюю синагогу.
Синагога Элияху ха-Нави называется так неспроста. Однажды, когда евреев в Иерусалиме почти не было (датировка затруднена тем, что не было их там очень регулярно), имеющиеся собрались в канун Йом-Кипура (Судного Дня) помолиться. Но кворума не было — их оказалось всего 9, а миньян (молитва) требует присутствия 10. Спас их неведомо откуда взявшийся и после миньяна невесть куда исчезнувший старец. С тех пор в синагоге стоит кресло — если пророк Элияху заглянет еще. Это версия 0.2, первая погибла в погроме в 1948 года. А еще стул для Элияху задействован в обряде обрезания — на него кладут ребенка. А перед праздником Песах верующие ставят стул, наливают бокал винца и открывают двери — заходи, мол, заждались!
Эту традицию обыграл один политический лидер Израиля. Представьте: сидит перед пасхальным столом современная еврейская семья. Звонок в дверь. Ребенок бежит открывать. За дверью сияющий мужик в костюме и с подарками…
Дитя, с круглыми глазами:
— Элияху?..
— Нетаньяху!
Достопримечательности еврейского квартала
Староновая синагога
Старейшая из достопримечательностей Еврейского квартала не только в Праге, но и во всей Европе. Она окружена тайнами и легендами. Одна из них утверждает, что на чердаке здания жил голем, которого создал и оживил один из раввинов. Задача голема была защищать евреев, живущих в городе. Согласно другой легенде, фундамент синагоги выложен камнями из разрушенного Храма в Иерусалиме, и ангелы своими крыльями охраняют здание от пожаров. Синагогу возвели около 1270 года и это классический образец готики. Ее главная «изюминка» сохранившийся до наших дней средневековый дворовый неф. Пристройки вокруг него соединены двенадцатью узкими окнами в стене, представляющей двенадцать колен Израиля. Здание украшает официальный символ пражской еврейской общины с 15 века, шестиконечная Звезда Давида.
Испанская синагога
Самый впечатляющий храм в Еврейском квартале. Его создателей вдохновила Альгамбра в Испании, отсюда и название. Здание потрясающе красиво, с обилием мозаичных мавританских мотивов, цветов и геометрических узоров. Внутренняя отделка выполнена в ярких красных, синих и зеленых с позолотой тонах. Интерьер дополняют старинные витражи, которые сами по себе можно расценивать как произведение искусства.
Синагога Пинкаса
Раввин Пинкас основал синагогу в 1479 году, поскольку он был в то время очень богат. Сегодня это строгое и благородное здание является памятником жертвам нацистов. На стене главного нефа была сделана надпись « WWII 77 297». Столько еврейских граждан из Богемии и Моравии не пережили лагерь Терезин. В синагоге можно найти рисунки детей, которые томились в застенках.
Старое еврейское кладбище
Это скорбное и мистически – жуткое место появилось в 15 веке. Тогда на евреев обрушилось еще одно несчастье. Им запретили хоронить своих покойников за пределами стен гетто. По оценкам специалистов, на небольшом участке земли можно насчитать почти 12 слоев могил. Хоронили практически друг на друге. Более 100 000 человек нашли свой последний приют на этом кладбище. Многих от этого места бросает в дрожь. Мистики добавляют тенистые огромные деревья, которые укрывают могилы, а также многочисленные надгробные камни, которые установлены столь часто, что практически некуда ступить. Старые надгробные камни покрыты мхом, многие из них разбиты, но каждый из них хранит историю жизни и смерти.
Сегодня Еврейский квартал является домом для Пражского еврейского музея, Музея декоративного искусства, элитных магазинов и изысканной кухни. Еврейский квартал ежегодно посещают миллионы туристов и исследователей со всего мира. Добраться до него можно на трамвае номер 2, 17 и 18 или по зеленой ветке метро до станции « Староместская».
СТЕНЫ И ВОРОТА
Первое, что поражает в городе, это его стены. Возведены они были, по большей части, в период подготовки к осаде 1480 года. Рыцари строили цитадель не совсем на пустом месте, а усовершенствовали относительно скромные византийские укрепления, создав в итоге восемь участков стен, каждый из которых был закреплен за своим лангом (языком), отрядом рыцарей одной национальности, из которых и состоял орден.
Некогда на каждый из участков стены приходились одни ворота, в настоящий момент используются уже 11 ворот, каждые со своим отличительными особенностями. Многие из них настолько узки, что могут использоваться только пешеходами и скутеристами.
Наибольший интерес представляют Ворота Амбуаз, которые находятся на северо-западном углу крепости, рядом с дворцом Великих магистров. Ворота были построены в 1512 году при Великом магистре Эмери д’Амбуазе. Проход имеет S образную форму, затруднявшую продвижение нападающих, а затем следуют еще одни ворота Агиос-Андониос, названные в честь св. Антония и расположенные между внутренними стенами.
Рядом с ними находится один из четырех малоприметных туннелей с лестницей, ведущих в сухой ров, превращенный сейчас в привлекательный сад. Отсюда по вьющейся во рву дорожке можно пройти вдоль стен со стороны суши до ворот Акандия в восточной части города. Прогулка займет около 30 минут, на этом пути отсутствует доступ к большинству ворот, так как они расположены значительно выше, а с внешним миром Старый город соединяют переброшенные через ров мосты.
В восточной части цитадели, напротив гавани Колона, высятся внушительные Морские ворота, а на северо-востоке гавани Колона и Мандраки соединяют меньшие по размеру ворота св. Павла. В 1924 году итальянцы решили, что транспорт должен иметь возможность передвигаться по берегу, и они внесли изменения в стены, проделав в них более широкие проезды для автомобилей. Самый важный из проездов ворота Свободы, расположенные непосредственно к западу от ворот св. Павла и изолирующие их, а так же башню Найака от остальной крепости.
Сегодня многие гости, посещающие Старый город, попадают в него именно через ворота Свободы, ближайшие к стоянке такси и к автобусной станции.
Давайте совершим с Вами небольшую фото экскурсию по Старому городу Родоса, которую начнем именно здесь, в воротах Свободы.
Достопримечательности Старого Места
Старе Место является одним из популярнейших районов для экскурсий. Тут расположены самые выдающиеся архитектурные и культурные памятники истории.
В центре города находится ратуша, а на ее башне — знаменитые пражские астрономические куранты (“Орлой”). Каждый час в окошках башни появляются 12 фигурок апостолов. Красивое зрелище. Неподалеку раскинулось историческое здание старейшего в Европе Карлова университета. Рядом с ним — единственный театр в мире, который помнит Моцарта.
Все достопримечательности Старого Города в Праге сложно обойти за один день. Архитектуру хочется подолгу рассматривать.
Староместская площадь
Начать экскурсию стоит со Староместской площади. Раньше на этом месте был большой рынок. Это одна из самых древних площадей Европы. Здесь высятся дома различных эпох и стилей. Украшают площадь необычные астрономические часы на здании Староместской ратуши.
Каждый час под звон колоколов здесь происходит своеобразное кукольное представление, что собирает сотни туристов. Сложность и точность механизма курантов поражает даже современных часовых мастеров. Интересным фактом является то, что это единственные астрономические часы в мире, потому что мастера, который их создал, ослепили, чтобы он не мог сконструировать подобный шедевр для другого города.
Достойны внимания и церковь святого Микулаша, построенная в стиле барокко, и памятник средневековому реформатору XIV в., народному герою Яну Гусу.
Тынский храм
Это главный храм района Старе Место, гордость Праги. Его две 70-метровые островерхие башни стали символом города. Размещен у центральной Староместской площади. От площади его отделяет ряд домов.
Тынский храм является усыпальницей многих выдающихся деятелей Чехии. Здесь установлен древнейший в Праге орган, изготовленный в 1673 году, сохраняется древняя купель для совершения таинства крещения.
Рядом со Староместской площадью расположилась Малая площадь с необычным фонтаном. Площадь треугольной формы окружают дома в стиле ренессанс. На площади работает ресторан.
Карлов мост
Массивный готический мост ХV века, длиной 516 метров и шириной 10 метров, опирается на 16 арок. Соединяет Старый Город с Пражским Градом. Когда-то он назывался Каменным или Пражским Мостом, был главной связью для торговли между берегами Влтавы.
Карлов мост заслуженно считается настоящим музеем. На обоих его концах расположены башни. Мост украшен 30 статуями, которые гармонично вписываются в общую композицию. Отсюда открывается красивый вид на чешскую столицу.
С восточной стороны вход на мост охраняет Староместская мостовая башня — одно из интереснейших готических зданий Европы. Не заметить ее невозможно. Фасад башни украшен гербами чешских земель. Все, кто желает полюбоваться панорамой города реки и моста, а также сделать красивые фотографии имеют возможность подняться на смотровую площадку башни по каменным ступеням.
Пороховая башня
Ярким примером готических зданий можно считать Пороховую башню в Праге. Это достаточно строгое и мрачное здание уютно расположилось на площади Республики. Внутри башни функционирует музей доспехов и фотовыставка.
Кроме этого, на втором этаже обустроена смотровая площадка, к которой ведет винтовая лестница, насчитывающая 186 ступенек. Именно она больше всего привлекает туристов.
Муниципальный дом
Неподалеку от Пороховой башни возвышается Муниципальный дом, в котором распложены кафе, винный ресторан, концертный и выставочный залы. Здание построено в стиле модерн. Отличается большим количеством скульптурного и живописного оформления. Внутренние стены расписаны целым рядом чешских художников, родившихся в первом десятилетии 20-го века.
Раньше на месте нынешнего Муниципального дома находилась королевская резиденция. Отсюда начинался Королевский путь. Кстати, Муниципальный дом можно посетить с очень содержательной экскурсией.
Ворота Старого города
Сразу исключаются Золотые — вы войдете в них лишь при условии, что вы ожидаемый евреями Мошиах (Мессия) или, как вариант, пророк Элиягу (Илия). Серьезно: они замурованы до пришествия Мессии — именно через них Он пройдет, чтоб попасть на Храмовую гору. Замуровал их все тот же Сулейман, по личным причинам султан не хотел видеть в городе еврейского Мессию. А мусульманское кладбище перед воротами — оборонительное заграждение для предшественника Мессии, Элиягу. Тот по происхождению является коэном (иудейским священнослужителем), а им нельзя проходить через кладбища во избежание осквернения ритуальной чистоты. Также запечатаны ворота возле Соломоновых конюшен и двое ворот Хульды в южной стене. Остается семь.
Войдя в Яффские ворота, вы сможете пересечь территорию Старого города с севера на юг и выйти из Львиных. Если войдете в Сионские — с запада на восток, выйдете через Дамасские. Эти две улицы, перекрещиваясь, делят Старый город на четыре квартала. Каждый — совершенно особенный, но не думайте, что это 4 обособленных «городка в городе». В Иерусалиме все перемешано — и люди, и святыни трех религий. Сразу за Яффскими воротами стоит крепость, называемая Цитадель. С башней Давида. Это первый и характернейший пример типичного иерусалимского коктейля. Глаза вас не обманут, башня Давида — действительно минарет!
Описание района Старе-Место в Праге
Старый город (Старе-Место) в Праге – это самый топовый исторический район. Конечно, есть ещё Мало Страна или Пражский Град, но всё же именно здесь находится туристический центр. Лучший способ познакомиться с этим местом и буквально за три часа увидеть все его главные достопримечательности – это пройтись по составленному мной прогулочному маршруту №1. Имейте ввиду, что в Праге три основных туристических района, и Старый город – на первом месте.
Где расположен район Старе-Место в Праге.
Зачем идти в Старый город. 1) Там протекает основная туристическая жизнь: это сердце Праги. Особенно красиво здесь в мае и на Рождество. 2) Здесь находится 10 важных достопримечательностей, 5 из которых относят не только к главным в городе, но и во всей Чехии. 3) Через Старе-Место можно попасть в другие районы. Первым делом посетите Мало Страну. Есть что посмотреть и в районе Нове-Место. 4) Здесь расположен хороший старинный рынок (ему 800 лет), где можно купить различные сувениры. Рынок называется Гавельский. 5) Особой жемчужиной района является Еврейский квартал. Это что-то вроде города в городе. По нему у меня есть отдельный пешеходный маршрут №5. 6) В Старом городе много замечательных пивных ресторанов, где очень вкусно готовят. Но ищите те, что немного удалены от Староместской площади, – там будет дешевле.
Старе-Место. Вид с башни Старой городской ратуши.
- Количество туристов. Это самый загруженный туристами район. Таким же загруженным можно считать ещё Пражский Град. Больше всего отдыхающих на Староместской площади (около Пражских курантов) и на улице Карлова (Karlova), которая ведёт от этой площади до Карлова моста. Достаточно много туристов на улицах На мостку (Na Můstku) и Мелантрихова (Melantrichova), по которым все идут на Вацлавскую площадь. Но если немного отойти в сторону, то туристов в разы меньше – можно уединенно погулять по узким улочкам, и цены в ресторанах там ниже.
- Немного истории. Изначально Старый город в Праге (Старе-Место) был самостоятельным городом. Он даже имел свою крепостную стену длиной 1700 метров. Пишут, что время от времени жители воевали с соседними городами, которые сейчас стали районами Праги.
Староместская площадь раньше была большим рынком, вокруг которого и стал выстраиваться город. Со временем рынок перенесли, а площадь сделали главной. Тут разместилась городская управа (Старая ратуша) и стали селиться довольно богатые люди.
Неприятная особенность района в том, что он находится довольно низко, поэтому до сих пор, как и соседний район Мало Страна, сильно затапливается во время наводнений. Про сильнейшее наводнение в 2002 году написано тут. Чтобы наводнения наносили меньший урон, улицы стали искусственно поднимать (насыпать) и строить новые дома поверх старых. А старые дома из-за этого превратились в подземелья. Одно из таких подземелий можно увидеть во время экскурсии по Старой ратушe.
Топовое место в Старом городе: астрономические часы на ратуше, а справа – Тынский храм.
Ещё этот район отличается большим количеством евреев, которые живут, торгуют в Еврейском квартале. Сходите туда, это совсем рядом со Староместской площадью. Очень любопытное место, которое пережило несколько печальных исторических событий.
Достопримечательности Йозефова
Ярким образцом пражской готики Старе Места является Староновая синагога, возведенная еще в XIII в. и являющаяся самой старой синагогой в Европе. Пожалуй, это единственный храм Старого города, полностью сохранивший свой первоначальный облик. Храм стал центром еврейского гетто, в стенах которого искали защиту все иудеи Праги во времена гонений и перестройки трущоб. Синагога работает и по сей день.
Архитектура и внутренний интерьер синагоги отличаются аскетизмом. Единственным украшением является отличающаяся скромностью лепнина и узоры растений на сводах. В восточной ее части свято хранится почитаемая иудеями святыня – Тора (Пятикнижие Моисея).
Следующим по возрасту иудейским храмом является Пинкасова синагога (XVI в.). На ее строительство ушли десятилетия, что наложило отпечаток на ее архитектуру: ренессанс тонко и гармонично перемешался с барокко. Сегодня в Пинкасовой синагоге расположен музей истории иудеев. Одно из самых страшных «украшений» синагоги – ее стены, на которых выгравированы имена более 80 тысяч пражских евреев, которые погибли в нацистских концлагерях. Особый интерес представляет регулярная выставка рисунков содержавшихся в еврейском концлагере «Терезин» детей.
Неповторимая в своем величии Клаусова синагога была возведена в XVII в. До этого на ее месте стояли три скромных иудейских храма, уничтоженные при пожаре в XVII в. От прочих храмов Йозефова Клаусова синагога отличается, в первую очередь величественностью архитектуры и одноэтажностью. Богослужения здесь уже не проводятся, но работает музей, экспозиция которого посвящена еврейским обычаям, традициям и праздненствам.
Роскошная Испанская синагога – одна из самых юных в Йозефове, поскольку построена только в конце XIX в. На ее строительство понадобилась четверть столетия, но это только поспособствовало ее цветущей красоте. По архитектуре Испанская синагога больше похожа на мечеть, так как строительство задумывалось в мавританском стиле. Синагога действующая, при этом работает выставка на тему истории иудейского народа. Часто проходят выступления оркестра. Здесь даже играют свадьбы в еврейских традициях.
Ошеломляет своей грандиозностью архитектура Майзеловой синагоги (XVI в.), возведенной по инициативе иудейского мецената М. Мойзеля. Первоначальная архитектура храма не сохранилась из-за пожара, произошедшего в XVII в. В результате многочисленных реставраций и реконструкций, синагога приняла нынешний отличающийся утонченностью и изяществом облик в стиле неоготики.
Храм работал вплоть до нацистской оккупации. Теперь здесь располагается музей, посвященный истории иудеев, живших в древности на территории Моравии и Чехии. Здесь же хранится около 150 тысяч временно невыставляемых экспонатов – предметов обихода, религиозной утвари, книг, картин кисти еврейских художников и скульптур талантливейших еврейских скульпторов.
Центр средневекового еврейского гетто – Ратуша (XVII в.), которая реконструировалась в XX в. Особого внимания заслуживает башня, на которой установлены часы с еврейским циферблатом, работающие в обратном направлении, и изображение звезды Давида. Ратуша смогла пережить погромы и нацистскую оккупацию. И по сей день она является центром всех сфер жизни квартала. Поэтому полюбоваться на нее можно только снаружи – для туристов он закрыта.
Не менее значимое место Йозефова – Старое еврейское кладбище, основанное приблизительно в XV в. (если судить по дате по самому старому надгробию). Захоронения велись в несколько «слоев» из-за маленькой площади кладбища. В итоге, за триста лет (в последний раз на кладбище хоронили в конце XVIII в.), по подсчетам исследователей, тут в 12 «слоев» захоронено порядка ста тысяч иудеев. Здесь нашли покой выдающиеся евреи Праги – рабби Лёв, писатель Й. Дельмедиго, астроном Д. Ганс и другие
Самая «странная» достопримечательность Йозефова – памятник Кафке (Я. Рон, 2003 г.), где знаменитый писатель сидит на шее пустого шагающего костюма. Символичность скульптуры в том, что условная граница Еврейского города и мира христиан пролегает как раз между ног костюма.
Примечания[править | править код]
- ↑ archINFORM (нем.) — 1994.
- ↑ Rudolf Pohl. PRAŽSKÝ HRAD. Procházky s architektem Procházkou. — Praha: vlastním náklaedm na Fakultě Dopravní ČVUT, 2007. — 362 с. — ISBN 802396675-8.
- ↑ 1 2 Jiří Hrůza. Urbanismus světových velkoměst. I díl. Praha. — Praha: Vydavatelství ČVUT, 2003. — 191 с. — ISBN 80-01-02764-3.
Административные и муниципальные районы
Кадастровые районы
|
Краткая историческая справка
Еврейский квартал появился в XVI-м веке. Сюда принудительно переселили всех евреев города, дабы они жили обособленно. Евреев обязали носить специальные знаки различия и платили высокие налоги. Жители квартала не имели права покупать жилье в других районах города и вообще появляться в Новом городе. Также квартал часто страдал от погромов.
Ситуация изменилась в XIX веке. Еврейское население уравняли в правах с остальными жителями Праги, в частности, им разрешили селиться в других районах. Автором этих либеральных реформ был император Йозеф II, в честь которого Еврейский квартал стали называть «Йозефов
Примерно в то же время началась реконструкция квартала. Через него прокладывали новые улицы, а потому пришлось снести множество зданий, больше напоминавших трущобы. При реконструкции сохранили большую часть достопримечательностей, в частности, синагог.
В годы Второй мировой многие жители квартала погибли вследствие нацистских репрессий. Сам квартал нацисты решили не сносить, а сделать из него своеобразный музей. Поскольку самих евреев они собирались уничтожить полностью, этот музей должен был рассказывать об исчезнувшей нации (разумеется, в соответствии с нацистской пропагандой). Черный замысел гитлеровцев не удался, а здания дожили до наших дней.
Сегодня мы можем увидеть и старинные синагоги, и еврейское кладбище, и еврейскую ратушу. Также тут расположен и еврейский музей, в котором есть что посмотреть. Он основан на частных коллекциях историков Штейна и Либена, собиравшихся еще с 1906 года.
Сейчас это вполне открытый и респектабельный район:
Войти в сам квартал можно бесплатно, но для посещения кладбища и прохода внутрь зданий требуется билет, купить который можно в кассе.
Очередь в кассу еврейского кладбища:
Из истории Пражского Еврейского города
Евреи стали селиться в Праге, начиная с X века, когда в здешних местах началось развитие торговых путей. Размещались они кучненько на берегу Влтавы, поскольку главный рынок образовался рядом, на месте нынешней Староместкой площади. Так в XII веке сформировался прообраз будущего квартала Йозефов.
Стремительное развитие Еврейского квартала произошло в конце XV века, когда общиной управлял банкир Майзель. Благодаря ему появилась Высокая синагога и ратуша квартала. С некоторыми изменениями они сохранились до нынешних времен. На этой фотографии угловое здание справа с часовой башней – это часть ратуши, а левее с высокими арками – Высокая синагога.
Дважды евреев вынуждали полностью выселиться из Чехии. Это случилось в 1541 и 1744 годах. Очередные реформы позволяли вернуться обратно и только в свой квартал. Бывали годы, когда на столь ограниченной территории проживало до 10 тыс. населения. Только в 1796 г. жители еврейского города избавились от изоляции, и появилась возможность поселяться евреям в других районах.
В конце XIX века еврейский город оказался в кризисном состоянии в отношении санитарного состояния. Близость к Влтаве и наводнения, перенаселенность квартала не могли пройти бесследно, поэтому была составлена программа по фундаментальной реконструкции района. В процессе ее осуществления, к сожалению, в квартале изменили сетку средневековых улиц, а также лишились нескольких очень важных объектов.
Хотя и на этом испытания не закончились, тем не менее, Пражский еврейский город развивался и сейчас является уникальным кварталом в Европе.
История строительства
На берегу Влтавы ещё в древние века стояло несколько десятков домов жителей еврейской общины. Молились верующие в небольшом здании, построенном для религиозных служб. Со временем дом перестал вмещать всех жителей, и тогда встал вопрос о строительстве новой синагоги. Место постройки было предначертано судьбой. Когда-то на холме были найдены большие камни, похожие на фундаментные. Пошёл слух, что их принесли сюда ангелы из разрушенного иерусалимского храма. Легенда гласит, что в будущем наступит время, когда эти камни вновь понадобятся в Иерусалиме и будут туда возвращены.
Говорят, что перед началом строительства землю посетили иерусалимские старцы. Они дали совет построить здание двусводчатым, а уровень внутреннего помещения опустить ниже земли. Якобы тогда синагоге не будут страшны никакие бедствия. Вымысел это или правда, но уже более семи веков так и происходит. Считается, что именно поэтому Староновая синагога столько лет существует в своём первозданном величии, пережив столетия. Она видела пожары, разрушения, погромы и перестройку местности, но все эти перипетии обошли стороной главный еврейский храм.
Что посмотреть в Йозефов
Квартал Йозефов не сохранился в 100% первозданном виде: с десятков местных памятников и исторических достопримечательностей осталось только еврейское кладбище, 6 синагог, Еврейская ратуша. Все это организовано в своеобразный музей еврейской культуры под открытым небом.
В момент начала застройки квартала он находился на самой окраине города, поскольку в центральной его части евреям было запрещено селиться (тогда небольшой поселок назывался жидивское место). Еврейский квартал на заре своего существования был огражден высоким забором от христианского населения. Они имели свои синагоги, учебные заведения и места для захоронения родственников. Они жили своей жизнью и не имели права смешиваться с основным населением Праги. Большинство их не знали чешского языка. Подобные кварталы были размещены во всех больших городах Чехии. Сравнительно недавно началась полноценная ассимиляция, и евреи стали такими же жителями города, как и коренные чехи, имеют те же права. Многие чехи пытаются и сегодня перенять их предпринимательский талант. В начале 20 века практически все евреи покинули этот квартал (за исключением самых идейных евреев и очень бедных).
Еврейский квартал имеет популярность не только среди евреев, но и других национальностей. Особый интерес в качестве достопримечательностей имеют:
Староновая синагога. Самая давняя европейская синагога, которая действует и сегодня. Строительство здания было начато в 1270 году. Несколько веков после постройки её называли «новой» синагогой, в староновую она превратилась после того, как начали появляться и другие подобные постройки. Здание связано с именем Махараля – самого известного еврейского мудреца 16 века. Легенды о нем и его деятельности в основном известны только в кругах евреев. По легенде, он создал существо из глины, которое несколько веков защищало евреев от бед, но потом оно начало нести зло в общество, и Махараль вынужден был его убить, а остатки поместить в Староновой синагоге. Конечно, это только легенда, но от нее и от самой синагоги уже веет мистикой.
Старое еврейское кладбище. Раньше евреям запрещали хоронить своих родных вне гетто. Из-за этого им приходилось хоронить родных «слоями». Историки утверждают, что в некоторых местах было до 12 слоев таких захоронений. Перекошенные высокие могилы дают ощущение особой мистической атмосферы. Сами надгробия сделаны из мрамора и песчаника. Самые ранние захоронения на этом кладбище – с 1439 года. Поскольку кладбище является частью музея, то с 1975 года оно время от времени реставрируется.
Еврейская ратуша сооружена в 16 веке между двумя предыдущими достопримечательностями. Деньги на построение ратуши выделил меценат Майзела. Долгое время здание использовалось, как административный центр еврейской общины. Для туристов сооружение интересно тем, что на нем есть часы, которые идут в обратную сторону.
Испанская синагога. Немного отдалена от основной части синагог еврейского квартала, но это не мешало стать ей одной из самых красивых мировых синагог. Практически возле самой синагоги был установлен памятник известному чешскому еврею – Фр. Кафке. Автор скульптуры (установлен в 2003 году) – Ярослав Рона. По стечению обстоятельств (а, может, и нет) именно на месте установленного памятника находится граница между двумя «мирами» Праги: христианским и еврейским.
Синагога Клаусовая. Стиль сооружения – барокко. Окончательно синагога была достроена в 1694 году. Сегодня она открыта для туристов – здесь находятся рисунки детей из концлагеря Терезин.
Высокая синагога находится рядом с еврейской ратушей. Название происходит от того, что зал для молитв был расположен необычно на то время – на 2 этаже. Возведена в 16 веке, как и многие здания в этом районе на деньги мецената Майзела (мер еврейского города). В момент её постройки она была местом для собрания религиозной общины. Первоначально сооружение было выполнено в стиле эпохи Возрождения. Здание неоднократно реставрировалось, особенно после Второй мировой войны. Сегодня в этой синагоге можно увидеть выставку мантий Тори, занавесок и украшений из серебра. Есть и специальный магазин музея евреев.
Пинкасовая синагога основана раввином Пинкассом в 1479 году. Неоднократно реставрировалась и переделывалась. Главная причина перестроек – постоянный разлив Влтавы. Сегодня синагога – символ-мемориал жертвам, которые пострадали от нацистских преследований. На стенах написаны имена жертв-евреев.