Священные писания в индуизме

Четыре направления индуизма

Религия включает в себя четыре основные направления:

Вишнуизм

Это одна из самых крупных религиозных традиций, включающая в себя множество школ. В качестве верховного божества почитается Вишну, а также его воплощения: Кришну, Раму, Нарасимху.

Вишнуизм берёт своё начало ещё во времена древнего культа Васудевы-Нараяны. Духовные практики вишнуизма сконцентрированы на бхакти-йоге, а также воспевании священных имён Бога. Традиционными праздниками вайшнавов считаются Дивали, Джамнаштами, Ратха-ятра и Холи. Кришнаизм так-же является ответвлением вишнуизма.

Шиваизм

Получил широкое распространение не только в Индии, но и за её пределами. К примеру, в Непале и на Шри-Ланке весомая часть верующих причисляет себя к шиваитам (так называют последователей шиваизма).

Шиваиты почитают Шиву – бесполое существо, символизирующее бесконечное Высшее Божественное сознание. Стоит понимать, что Шива – это сознание бога, а Шакти – его сила. Можно процитировать древнее писание: «Шива без Шакти подобно покойнику». Основная духовная практика – аскеза.

Религия индусов включает в себя множество различных шиваитских школ. Все из них используют в своих служениях что-то из нижеперечисленного:

  1. Пепел – это может быть пепел от Яджны (жертвоприношения путём сжигания на костре) либо любого другого огненного ритуала. Самым «сильным» считался пепел, собранный после кремации шамана. Нанося пепел на тело, индуист оповещает о своей отрешённости от всего мирского. Читайте подробнее про обряд самосожжения вдов сати.
  1. Глаз Рудры или Рудракша – это разновидность вечнозелёных деревьев семейства элеокарповых. Его зёрна используются как объект поклонения и материал для изготовления различного рода чёток, оберегов и украшений.
  1. Лингам (шивалингам) – символизирует Шиву несмотря на то, что в нём нет антропоморфных черт. Представляет собой вертикальный цилиндр с вершиной-полусферой. В большинстве случаев имеет в основании круг или квадрат, изображающий йони (матку). Этот образ символизирует неделимое единство мужского и женского начала.

Шактизм

Приверженцы этого направления поклоняются Богине-матери – Шакти или Деви. В этом контексте она абсолют Божественной формы.

Шактизм и по сей день тесно переплетается с Тантрой, хоть и не во всех направлениях.

Смартизм

Древняя брахманская традиция, только реформированная. Основной философией является алвайта-веданта, разработанная Шанкарой. Некоторые другие традиции больше близки к школам Бхаскары и Шричанда. Наиболее значимый религиозный текст – Смрити, что и дало этому направлению такое название.

Смартисты придерживаются мнения, что каждый верующий свободен в выборе божественного объекта поклонения, но большинство выбирают одного из следующих богов: Шиву, Вишну, Деви, Ганешу или Сканду.

Направление используют

Организаторы

  Йога-студия Durga Loka  (Москва),    Ретритный центр “Светлый”  (Москва),    Студия развития личности и семьи Saros  (Москва),    Ансамбль индийского классического танца “Натараджа”  (Ростов-на-Дону),    Виктория Дмитриева  (Санкт-Петербург),    Воронежское Общество Ведической Культуры  (Воронеж),    Клуб цигун “Солнечный Феникс” (Казань),    Образовательно-просветительский проект “Веды на Енисее”  (Красноярск),    Федерация Универсальной Йоги  (Санкт-Петербург),    Храм Шивы и Шакти  (Екатеринбург),    Школа духовных практик Татьяны Хрипанковой  (Красноярск),    SibYogaSadhana  (Новосибирск).

Тренеры

  Габриэль Прадиипака  (Москва),    Маниша  (Москва),    Олег Николаевич Ерченков  (Москва),    Андрей Дондуков  (Москва),    Имрам  (Москва),    Кристина Тищенко (Moonriver)  (Москва),    Татьяна Олешкевич  (Москва),    Эмилия Регис  (Москва),    Gauri Devi  (Москва),    Сатья Саи Баба  (Индия),    Элеонора Ивановна Уханова  (Ростов-на-Дону),    Шри Шримад Бхактиведанта Мадхава Махарадж  (Индия),    Свами Ванкханди Махарадж  (Индия),    Ангелина Александровна Уханова  (Ростов-на-Дону),    Ольга Ивановна Соломудрая  (Севастополь),    Нитьяшри  (Одесса),    Кабир  (Индия),    Игорь Александрович Пантюшев  (Новосибирск),    Иван Ланшаков  (Красноярск),    Дмитрий Мужиков  (Челябинск).

Ещё тренеры 1

Консультанты

  Андрей Дондуков  (Москва),    Имрам  (Москва),    Кристина Тищенко (Moonriver)  (Москва),    Татьяна Олешкевич  (Москва),    Эмилия Регис  (Москва),    Алла Алексеевна Овчаренко-Ширко  (Крым),   Амрита Даси  (Новосибирск),    Игорь Александрович Пантюшев  (Новосибирск),    Ольга Ивановна Соломудрая  (Севастополь),    Свами Ванкханди Махарадж  (Индия).

Индуизм в других городах

Санкт-Петербург,  
Ростов-на-Дону.

Спасибо, за интерес к теме “что такое Индуизм”!

Мероприятия в других городах

22 октября
Суббота,
10:00

Семинар “Экстрасенсорная диагностика кармы”

 
Скидка 1000Р

2 дня
Санкт-Петербург

Федерация Универсальной Йоги (Санкт-Петербург)
Евгений Борисович Лугов

Четверг с 17:30 до 19:00, суббота с 10:00 до 12:00, воскресенье с 10:00 до 12:30

Занятия индийским классическим танцем Одисси и народными танцами Индии

Узнать подробности

2–2,5 часа
Ростов-на-Дону

Ансамбль индийского классического танца “Натараджа” (Ростов-на-Дону)
Элеонора Ивановна Уханова
(Ростов-на-Дону)
Ангелина Александровна Уханова
(Ростов-на-Дону)

Четверг с 19:00 до 20:30, суббота с 11:00 до 13:00, воскресенье с 11:30 до 14:00

Занятия индийским классическим танцем Бхаратанатьям и народными танцами Индии

Узнать подробности

2–2,5 часа
Ростов-на-Дону

Ансамбль индийского классического танца “Натараджа” (Ростов-на-Дону)
Элеонора Ивановна Уханова
(Ростов-на-Дону)
Ангелина Александровна Уханова
(Ростов-на-Дону)

Четверг с 17:30 до 19:00, суббота с 10:00 до 12:00, воскресенье с 10:00 до 12:30

Обучение начинающих индийскому классическому танцу Одисси и народным танцам Индии

Узнать подробности

2 — 2,5 часа
Ростов-на-Дону

Ансамбль индийского классического танца “Натараджа” (Ростов-на-Дону)
Элеонора Ивановна Уханова
(Ростов-на-Дону)
Ангелина Александровна Уханова
(Ростов-на-Дону)

Принципы индуизма

ActionTeaser.ru – тизерная реклама
теория бессмертия души, что наш дух вечен и существует изначально

И целью жизни человека является познание или осознание себя Атманом (нерушим изначальным духом или душой).

И вот все движения и принципы индуизма и направлены на служение Богу, чтобы обрести слияние с ним. Сюда входят и различные ритуалы, и песнопения и мантры, а также йога и медитации.

В данной религии Бог может иметь как личностный аспект, например, Шива или безличностный аспект – Атман или Брахман.

Философия индуизма

То есть изначальный Бог может принимать какую-то форму или иметь безличностный аспект. Вся религия и практика индуизма основана на данной философии.

Вся разница в том, как происходит поклонение Богу, в какой форме или отсутствии ее. Например, вы пришли в храм и там есть статуи, изображения или иконы (если церковь) и вот это уже поклонение по форме. Которое считается немного более поверхностным.

Но, вот вы вышли на улицу и формы, конечно, нет, но вы поете песни восхваления или читаете мантры или проявляете любовь – вот это и есть служение или слияние через безличностный аспект Бога.

В большинстве религиозных традиций мира, Бог – как внутри каждого человека, так и снаружи, то есть он во всем и познание Его возможно либо через ритуалы, восхваления, песнопения и мантры, через йогу и медитации.

Вывод

Бог изначально существует в каждом, и в чистом виде это наш Дух, Душа

Похоже, что согласно традициям, принципам, сути и философии индуизма, в общем люди приходят на землю по двум причинам: получить опыт на земле и лишь, затем в будущем начать поиск Бога внутри, а другая причина – поскольку этот опыт больше не нужен или получен в прошлом, поиск Бога внутри начинается уже в этой жизни.

Ну а на этом сегодняшнюю статью придется закончить, естественно это далеко не все знания об индуизме, так что более конкретно, мы еще будем обращаться к его философии, истории и говорить о конкретных школах индуизма в последующих статьях в соответствующем разделе нашего портала обучения и саморазвития. А пока можете прочесть например о сути Буддизма, как мудрого религиозного учения сильно повлиявшего на Индуизм

Палийский канон – священная книга буддистов

 

История создания Трипитаки началась в седьмом веке до н.э., после достижения паринирваны Буддой Шакьямуни. Изначально сакральные знания буддистов передавались только в устном варианте, однако на Четвертом Буддийском Соборе было решено увековечить заветы Будды, и Трипитака была записана на папирусах, изготовленных из пальмовых листьев. Так как эта священная книга записывалась на языке пали, во всем мире она также известна под названием “Палийский канон”.
 
Данная священная книга состоит из трех основных частей – “трех корзин”: 
1. Виная-питака – корзина правил поведения; в этой части Палийского канона обозначены правила и нормы поведения для монахинь и монахов, которые отреклись от мирской жизни и живут в буддийских монастырях
2. Суттанта-питака – корзина наставлений; в данной части Трипитаки записаны наставления Будды, которым должны следовать и молодые монахи, и миряне. Именно в Суттанта-питаке описаны ключевые догмы буддийской религии
3. Абхидхамма-питака – корзина доктрин; в нее входят не изречения самого Будды, а труды его учеников и последователей, посвященные искусству медитации. В этой части Палийского канона преобладают тексты, посвященные психологии, теориям мышления и познания, этике, философии.
 

Ригведд

Четыре сборника текстов, составляющие Веды — наиболее древние индийские священные писания. Самое древнее и известное из них — «Ригведа», собрание гимнов.

Кто воистину знает? И кто способен провозгласить это?

Откуда оно берет рождение и в чем его воплощение?

По эту сторону его воплощения стоят боги.

Так кто же знает, откуда оно возникло?

Само ли возникло сие воплощение иль

Было сотворено?

Лишь Он, смотритель высшей юдоли,

Ведает или не ведает.

«Ригведа», X. 129,6—7

«Ригведа» описывает индуистский пантеон богов и божеств (известны как дэвы) и древнейшие индуистские ритуалы, сопровождавшиеся колоссальными публичными церемониями. В ходе их брамины приносили жертвы и распивался сок растения, называемого сома.

Изначальной жертвой, согласно «Ригведе», было самопожертвование Пуруша, «мирового человека», чье тело стало вселенной. Публичные жертвоприношения в раннем индуизме были отголоском этой первичной жертвы.

Главные боги в «Ригведе» — это Варуна, бог воды и океанов, Индра, могущественный бог бури и войны, Агни, бог жертвенного огня, и Сома, бог священного растения. Однако, невзирая на их значение в ведические времена, ни один из этих богов не почитается в отдельности в современной Индии, и все вместе они сохранились лишь в общем виде «бога погоды». С другой стороны, два бога, не являющиеся главными в «Ригведе», — Рудра (позднее Шива) и Вишну — в дальнейшем сделались верховными божествами в индуизме.»

«Упанишады». Существует группа позднейших писаний, в которых прослеживается умаление значения жертвенных ритуалов и сдвиг в сторону более личностного, внутреннего религиозного культа.

«Итак, вот в чем истина: как пламя разбрасывает тысячи искорок, маленьких огоньков, так же, мой друг-искатель, от Бога Нетленного проистекают все многообразные формы жизни и, воистину, к нему же и возвращаются».

Мундака Упанишад, II. 1.1 В «Упанишадах» вводятся некоторые весьма важные индуистские концепции — именно здесь, в частности, развивается идея реинкарнации. На первый взгляд «Упанишады» дают мрачную картину: обычная жизнь в них представляется бесконечным циклом рождения, страдания, смерти и возрождения. И ведические жертвоприношения не дают решения этой проблемы. Целью же «Упанишад» является поиск освобождения, или мокши, от этого злосчастного существования.

Ведизм

Становление индуизма имеет богатую историю. Первые религии Индии возникли в результате синтеза нескольких этнокультурных компонентов. В IV-III тыс. до н.э. на территории Индии в городах Мохенджо-Даро и Хараппа уже сложилась развитая цивилизация. Открытие этой цивилизации произошло только в XX в., и до сих пор в ней остается много загадочного. Однако уже можно сказать, что элементы верований народов, населявших эти города, вошли в более поздние религиозные системы. Так, кулып буйвола
, о котором можно судить по сохранившимся отпечаткам, существует и в современной Индии. Сохранились также культы некоторых деревьев. Предположительно, характер священнодействия носил оргастическую форму с сильным элементом эротики, с возбуждающими пением и плясками.

Веда

Основным системообразующим фактором индийской религии стала религия древних ариев
, которые во II тысячелетии до н.э. стали проникать на территорию Индии. Арии были светлокожими и светловолосыми людьми, а местные племена — дравиды
и протодравиды
имели иссиня-черный цвет кожи. Древние арии были язычниками, обожествлявшими и одухотворявшими животных, растения, явления природы. Главным религиозным действием был ритуал жертвоприношений, в том числе и человеческих. Вся сложная религиозная практика постепенно была сведена к каноническим, священным текстам — Ведам.
Всего их четыре:

  • Ригведа
    — сборник гимнов богам;
  • Яджурведа
    — сборник жертвенных формул;
  • Сама-
    веда
    — сборник жертвенных песнопений;
  • Атхарваведа
    — сборник заговоров и заклинаний.

Позднее Веды были дополнены брахманами
, содержащими разъяснения и толкования Вед, араньяками –
наставлениями для отшельников, упанишадами –
размышлениями, поучениями по поводу устройства мира, сущности человека и смысла ритуала. На основе всех этих текстов можно составить представление о ведийской .

Боги ведизма

В Ведах можно найти упоминание о множестве богов. Большая часть гимнов посвящена Индре –
богу грозы, дождя, молодому царю богов. Индра играет ключевую роль в ведийском пантеоне. Он сделал возможным переход от хаоса к порядку, одержав победу над огромным змеем Bритрой
,
олицетворявшим изначальный хаос. В целом пантеон богов не поддается однозначной систематизации. Происхождение большинства богов связано с обожествлением космоса, природы и стихийных явлений. Бог Дьяус –
бог неба, Притхиви
— богиня земли, Агни
— бог огня, Сома
— бог жертвенного напитка, Митра
— бог, следящий за порядком и соблюдением договора. Веды содержат мифы о сотворении мира, взаимоотношениях между богами, влиянии богов на жизнь людей и др.

Поскольку арии были кочевым народом, ритуалы (прежде всего жертвоприношения) совершались под открытым небом на специально выбранных и подготовленных площадках. Многие ритуалы были связаны с царем, его рождением, посвящением на царство. Был широко распространен культ предков
, которые мыслились вечно существующими в некоем неопределенном месте, а это значит, что у древних ариев еще не существовало представления о переселении душ. Ритуалы совершались жрецами — брахманами.

По мере развития , усложнения его структуры, влияния местных верований изменялась и религия ведизма. Новой ступенью в развитии становится брахманизм.

Книга Мормона и библейское откровение

Еще одной попыткой вывести свое вероучение из Моисеева источника отличился мормонизм. Он признает в качестве священных и Ветхий, и Новый заветы, однако наивысший авторитет приписывает так называемой Книге Мормона. Адепты этого учения верят, что оригинал их священного текста был написан на золотых пластинах, затем скрыт на холме близ Нью-Йорка, а впоследствии открыт ангелом пророку Джозефу Смиту, жителю Америки XIX века. Последний выполнил под божественным руководством перевод пластинок на английский язык, после чего те были вновь сокрыты ангелами в неизвестном месте. Священный статус этого произведения признает в настоящее время более 10 миллионов последователей церкви мормонов.

Происхождение[править | править код]

Индуизм восходит к религиозным воззрениям древних ариев, заселивших в начале II тысячелетия до н. э. Пенджаб и верховья Ганга. Религиозные взгляды ариев зафиксированы в Ведах, прежде всего — в Ригведе. Веды говорят о богах и о том, как им следует поклоняться.
Веды насчитывают 33 бога, хотя в одном месте Вед есть упоминание о 3399 богах. Боги делились на земных, небесных и промежуточных.
Наиболее почитаемым богом ариев можно считать Индру, бога дождя и грома, бога-воина: лично ему посвящены 250 гимнов, часто упоминается он и в гимнах, посвящённых другим богам. Такое почитание бога-воина обусловлено тем, что арии были кочевым народом, народом воинов.
Ещё один важный ведический бог — Варуна, божество ночного неба и небесных и земных вод.
Большим уважением пользовался Агни, бог огня, возносящего жертвы. В ведах ему посвящено около 200 гимнов. Обращаются к нему в гимнах как к собственно огню. Вот отрывок одного из таких гимнов: «Тебя, Агни, нашли древние мудрецы Агнирасы, спрятанного, находящегося в каждом дереве

Ты рождаешься, добываемый трением, как великая сила…»
Важное место в ведах занимает также Сома — опьяняющий напиток и одноимённое божество, являющееся его олицетворением.
Некоторые исследователи называют Индру верховным божеством древнеарийского пантеона. Другие выделяют триаду верховных божеств: Индра, Варуна и Агни

Третьи полагают, что для ария в каждый данный момент главным был тот бог, к которому он в этот самый момент обращался. Существует также близкая к современным неоиндуистским сектам и интегралистским и националистическим течениям точка зрения, гласящая, что ведийские арии поклонялись Единому Богу, выступающему в различных воплощениях и под разными именами. Придерживающиеся последних двух точек зрения ссылаются на то, что практически каждое божество вед в посвященных ему гимнах называется «вседержителем», «царём всей вселенной» и т. д. Помимо представлений о богах и ритуальных формул веды содержат представления древних индийцев о пространстве: кроме вполне обычных для большинства религий понятий неба и земли, верха и низа, в ведах присутствуют такие понятия, как «беспредельность», «мировая иллюзия», «материя», «энергия» и т. д.
Cуществует точка зрения, согласно которой индуизм восходит к религии существовавшей в долине р. Инд Хараппской цивилизации, или цивилизации Мохенджо-Даро, Холма Мёртвых, памятники которой датируются археологами примерно XXIV веком до н. э. Однако скорее всего её следует считать ошибочной, так как хараппская культура долины Инда исчезла, почти не оказав воздействия ни на пришедшую ей на смену с разрывом в несколько веков культуру дравидов, ни на пришедшую еще позже культуру ариев.

Локапалы, индуизм
Агни | Варуна | Ваю | Индра | Кубера | Сома | Сурья | Яма

Новое откровение — новое Писание. Священные книги христиан

Канон Нового Завета христианской церкви сложился к IV веку из массы разнородной литературы. Впрочем, различные течения и юрисдикции до сих пор имеют несколько различных вариантов канона. В любом случае ядром Нового Завета являются четыре Евангелия, сопровождаемые рядом апостольских посланий. Особняком стоят книги Деяний и Апокалипсис. Такая структура позволила некоторым комментаторам сопоставить содержательно Новый Завет с Танахом, соотнеся Евангелия с Торой, Апокалипсис с пророками, Деяния с историческими книгами, а литературу премудрости с посланиями апостолов.

Единый сборник из Ветхого и Нового заветов — это христианская священная книга, Библия, что с греческого языка переводится просто «книги».

Индуизм

Постепенно влияние религиозных направлений, оппозиционных брахманизму, становилось слабее и в Индии начинает формироваться религиозная ситуация, которая наиболее точно выражается в понятии «индуизм». Индуизм можно определить не только как религию индусов, но и как образ жизни, включающий всю сумму жизненных принципов и норм, социальных и этических ценностей, верований и представлений, обрядов и культов, мифов и легенд, будней и праздников. Индуизм терпим к любой , появляющейся на земле Индии. Он с легкостью ассимилирует любую веру, делая ее богов воплощениями богов индуизма. Однако в основе индуизма все же лежат верования, идущие от ведизма и брахманизма. В индуизме нет четкой церковной организации, подобной тем, которые имеются на Западе; он опирается на кастовую систему общества, которую иногда называют краеугольным камнем индуизма.

Боги в индуизме

Постепенно в индуизме складывается идея Тримурти
— индуистской триады главных богов — Брахмы, Шивы
и Вишну.
Каждый бог выполняет присущую ему функцию. Брахма считается творцом мира, Вишну — его охранителем, а Шива разрушает мир в конце каждого временного цикла. Культовое значение Брахмы незначительно. Во всей Индии существуют всего два посвященных ему храма. Вишну и Шива пользуются огромной популярностью и образуют два мощных течения, получивших названия вишнуизм и шиваизм.

В основе вишнуизма
лежит культ бога Вишну и связанных с ним Кришны
и Рамы.
На основе анализа индийской мифологии можно сделать вывод, что благодаря Вишну достигается синтез сотворенного мира, его структура и целостность. Четырехрукий Вишну обычно изображается возлежащим на плывущем по первобытным водам вселенной тысячеглавом драконе Шеше.
Когда Вишну просыпается, из его пупка произрастает лотос, в венчике которого сидит Брахма. В мифологию Вишну включено представление об аватарах –
периодических появлениях его в мире в облике зверя или человека. Каждое такое появление Вишну связано с определенной функцией, которую он должен выполнить для спасения людей. Человеческое воплощение впервые произошло в образе царевича Рамы, затем Кришны, Будды и т.д. Вишнуиты почитают также его супругу Лакшми.
Культ Лакшми связан с культами плодородия и животных. Самостоятельно индусы почитают Лакшми как богиню удачи и процветания и любящую супругу.

Со 11 в. начинается интенсивное развитие вишнуизма, что в немалой степени связано с популярностью образов Рамы и Кришны — аватар Вишну.

Рама –
герой древнеиндийского эпоса «Рамаяна».
Этот эпос сложился в завершенном, письменном виде за несколько веков до нашей эры и стал одной из основ индийской культуры. «Рамаяна» — любимая поэма индийцев, повествующая о любви и верности, о чести и соблюдении обычаев. Неудивительно, что ее герой Рама был обожествлен в представлении народа как одно из воплощений бога Вишну.

Кришнаизм
— ветвь индуизма, которая, не порывая с ним связи, приобрела самостоятельное значение. Кришна –
древнее божество. Его имя означает «черный» и свидетельствует о том, что по происхождению он — божество аборигенное. Впервые упоминание о боге Кришну появляется в «Махабхарате» –
еще одной знаменитой эпической поэме Индии. Особенно большое значение для понимания учения вишнуизма имеет глава поэмы под названием «Бхагават-гита
», что в переводе означает «божественная песня».

В 60-е г. XX в. в США благодаря деятельности индийского проповедника Свами Брамхупада
возникает общество «Сознание Кришны
», которое быстро приобрело большую популярность. Скоро отделения этого общества появились в Европе, а затем и в России. В настоящее время общество активно действует во многих городах России, в том числе и в Новороссийске. Таким образом, одно из направлений национальной религии индуизма распространяется во всем мире.

Пураны

Слово «пурана» означает «древняя история». Сосуществует восемнадцать пуран, пришедших из древних времен. Они отражают другую стадию развития индуизма. Эти книги посвящены не столько философским или мистическим дискуссиям, сколько эпическому описанию деяний Вишну или Шивы; в них упор на абстрактную философию и аскетизм, столь важные в «Упанишадах», уступает место преданности личному богу.

Одной из наиболее известных и почитаемых пуран является «Бхага-вата-Пурана», в которой содержится история ранних лет Кришны и которая легла в основу популярного культа Кришны. Последний оформился в Южной Индии и широко распространился по стране.

«Махабхарата»

«Махабхарата», самая длинная поэма в мире, содержит как мифологические истории, так и философские дискуссии, и иногда утверждается, что она вобрала в себя весь «классический индуизм». Определенно, она является средоточием большей части индуистской теологии, как сайвит-ской,так и вайснавитской. Герой «Махабхараты» — Юд-хишхитра, сын бога Дхармы, ведающего истиной и религиозным долгом. Одной из главных тем «Махабхараты» является конфликт между долгом, или дхармой Юдхишхитры, что выражено и в его социальной роли воина, и в прямых наставлениях Кришны, и его собственными моральными суждениями. Предполагается, что возраст «Махабхараты» составляет около 2000 лет, а ее авторство традиционно приписывается Вьясе, божественному поэту, который сам появляется в книге.

Поделиться ссылкой

Примечания

  1. see e.g. , p. 29-39; Sanskrit literature (2003) in Philip’s Encyclopedia. Accesed 2007-08-09
  2. see e.g. , p. 3; Witzel, Michael, «Vedas and Upaniṣads?», in: , p. 68
  3. Apte, pp. 109f. has «божественного происхождения, не написанные человеком»
  4. , p. 887
  5. , p. 17-18
  6. , p. 82
  7. Swami Nikhilananda, The Upanishads: A New Translation Vol.I, at 3-4 (5th Ed. 1990) ISBN 0-911206-15-9
  8. ↑ Swami Nikhilananda, The Upanishads: A New Translation Vol.I, at 3-7 (5th Ed. 1990) ISBN 0-911206-15-9
  9. Wilson Н. Н., Puranas or an account of their contents and nature, Calcutta, 1911
  10. Pusajker A. D., Studies in the epics and Puranas, Bombay, 1955
  11. An anthology of the epics and Puranas, ed. by S. K. De and R. C. Hazra, New Delhi, 1959

Брахма

По одной легенде Брахма – это первичное существо, не имеющее изначально форму, основатель всего сущего. По другой – он был рожден в цветке лотоса, расположенного в пупке Вишну. Как я уже написала выше, Брахма – это бог создатель всего сущего в этом и других мирах. Но вообще, с сотворением мира здесь все так же сложно как и у китайцев. Но для справки, согласно одной из теорий, человечество появилось фактически в результате инцеста – как плод страсти Брахмы к его божественной дочери Вак, которая обычно представлена в храмах в виде львицы. Брахма единственный из всех богов верховного пантеона, кто на 100% олицетворяет собой мужское начало, остальные божества могут являть собой разные ипостаси.

Он красного цвета (не всегда, иногда кожа у него вполне человеческого цвета) и многолик (изначально имел пять лиц, но в виду обстоятельств непреодолимой силы их осталось всего четыре – Шива своим третьим глазом испепелил одну из них, так как счел обращение Брахмы к нему недостаточно почтительным). Кроме этого, у Брахмы четыре руки, в которых он держит скипетр (иногда вместо скипетра можно встретить четки), лук (не тот который есть, а тот из которого стрелять), миску для подаяний и манускрипт вед (чаще всего Риведы). Ноги у него по преданию тоже четыре, но изображают обычно две.

Пусть каждый занимается своим делом

Конечно, каждый на наших широтах знаком с индуизмом в первую очередь не по тем признакам, о которых мы до сих пор говорили, а, так сказать, по красочной, обрядовой стороне культа. Индуистская экосистема, развиваясь, плотно заселила мир разнообразнейшими богами, полубогами, демонами, духами многорукими и многоликими, зверомордыми, слоноголовыми и птицеклювыми, обворожительными и отвратительными, простодушными божками и грозными громовержцами К такому пантеону примыкают и собственно животные пресловутая священная корова, многочисленные транспортные средства небожителей: Гаруда мифическая птица Вишну, бык Нанди, на котором передвигается Шива, тигр (этот «возит» яростную Дургу, воплощающую стихийное женское начало), змеи, обезьяны Весь священный зоопарк не поместится и на нескольких страницах.

Соответственно многообразны и формы почитания этой пестрой компании и красочные шествия с пением и плясками, и суровые посты с обетами, и оргиастические ритуалы, и долгие паломничества к святым местам, которых в Индии великое множество Но какая-то иерархия, конечно, нужна. Есть она и тут: особое и главенствующее положение в индусском мире занимает триада-тримурти верховных богов Брахмы, Вишну и Шивы.

Брахма хоть и созидатель мира, и перечисление тримурти обязательно начинается с него, не имеет особого культового значения. Его имя сопровождается уймой высокопарных эпитетов, а храм ему поклонники удосужились посвятить всего один, в Аджмере. Фигурами же первого плана в повседневной культовой жизни, безусловно, являются Вишну охранитель Вселенной, и Шива ее разрушитель. Причем из этих двух значительно активнее действует второй: в соответствии с функцией это естественно. Вишну, вообще, «мало двигается». Точнее говоря, он попросту спит в Мировом океане на тысячеголовом змее Шеше. А когда просыпается, из его пупка вырастает лотос, в котором появляется Брахма и вместе с ним новый мир. Ну и еще, как охранитель, этот бог время от времени отправляется на землю в облике разных земных существ, дабы спасти ее от конкретной опасности. Первым его воплощением была рыба она выручила людей при Потопе. Потом он нисходил в мир в виде черепахи, вепря, а затем и людей любимых героев Индии, Рамы и Кришны. Всего ему предстоит воплотиться десять раз последней аватарой будет Калки, судия и спаситель, который наведет итоговый порядок на свете.

Гораздо менее величавый образ жизни ведет Шива. Впрочем, его облику присуща как раз парадоксальная двойственность. Он ненасытный любовник, и он суровый аскет, восседающий в Гималаях в йогической позе. Он разоритель, и он покровитель плодородия, которому поклоняются в виде лингама. Всего у него шестьдесят четыре ипостаси, что свидетельствует и о древности образа, и о том, что он объединил в себе множество ранних божественных фигур. Вдобавок, подобно тому, как Вишну на время передает свою власть аватарам, Шива делегирует ее своей шакти, энергии, которая является в женских обличьях. Опять-таки во многих это может быть и преданная Сати, и прекрасная Парвати, но чаще страшная Дурга или Кали, воительница в ожерелье из черепов, с жертвенным ножом в руках и с высунутым языком, окрашенным кровью жертв!.. Ипостаси трех верховных богов образуют женскую триаду. Это супруга Брахмы богиня наук и искусства Сарасвати, супруга Вишну Лакшми, богиня богатства и красоты, и супруга Шивы неистовая Дурга.

3. Средневековая литература индуизма

3.1. Вайшнавские гимны «Дивья-прабандха»

«Дивья-прабандха» представляет собой коллекцию из 4000 стихов, составленную в V—VIII веке двенадцатью альварами. В форме, в которой «Дивья-прабандха» известна на сегодняшний день, она была составлена Натхамуни в IX—X веках, который собрал разрозненные отрывки произведения воедино и создал из них антологию. Эти гимны альваров, в которых воспевается слава Вишну в различных его формах и ипостасях, широко используются вайшнавами в современном индуизме. Альвары воспевали эти гимны в различных святых местах, которые известны как дивья-дешам.

В Южной Индии, в особенности в Тамил-Наду, «Дивья-прабандха» по значимости приравнивается к Ведам и поэтому называется Дравида-веда

Во многих храмах, таких как Шрирангам, повторение и воспевание «Дивья-прабандха» является важной частью ежедневного ритуала. Наиболее значимыми среди 4000 стихов признаются 1100, которые известны как «Тиру-ваймори»

Они были составлены Наммальваром из Тирукуругура.

3.2. Шиваитские гимны «Теварам»

«Теварам» представляет собой сборник гимнов Шива-бхакти, составленных в VI—VIII веках на тамильском языке тремя шиваитскими авторами. Говорится, что гимны «Теварам» вдохновили движения бхакти по всей Индии.

3.3. Другие писания

К другим известным текстам индуизма относятся писания, принадлежащие к школе бхакти-йоги (любви и преданности Богу), такие как «Рамачаритаманаса» авторства Тулсидаса, «Гитаговинда» Джаядевы (лирическая поэма о любовных лилах Кришны и его возлюбленной Радхи), комментарии Шанкары и других ачарий — девять книг Рамануджачарьи, включая «Шри-бхашью», комментарии Мадхвачарьи и «Деви-махатмья» (прославление Деви, Верховной Богини-матери в шактизме, которая проявляется в различных ипостасях, таких как Шакти, Дурга, Парвати и др.).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий