Самадхи в йогической традиции
Слово самадхи в индуизме имеет следующие значения:
- восьмой и последний член раджа-йоги и хатха-йоги ;
- состояние единения с личным Богом или погружения в Абсолют;
- состояние сверхсознания, переход на один из высших планов сознания в состоянии бодрствования;
- погребальный памятник мудрецу или святому.
В Индии то, что называется самадхи, представляет собой стадии реализации, каждая из которых является отдельным самадхи . Патанджали в Йога – сутре (II е ? .. век до н.э.) отличает первоначально два основных подразделения самадхи :
- с опорой или без нее (YS 1-17 и 1-18)
- в зависимости от характера объекта (YS 1-42, 1-43 & 1-47)
С опорой или без нее
Сампраджнята-самадхи
Термин сампраджнята (संप्रज्ञात на санскрите деванагари ), связанный с термином самадхи, означает: созерцание с осознанием, с активностью мысли. сампраджнята-самадхи , также называемый сабиджа самадхи , характеризуется все еще активной вриттистской умственной деятельностью ; понятие эго все еще присутствует. Более высокое состояние сампраджняты обозначается термином вивекакхьяти или прасамкхьяна самадхи , различение между Я и не-Я, приводящее к асампраджнята самадхи, подробно описанному в следующем абзаце.
Асаṃпраджнята-самадхи
Термин асанпраджнята (असंप्रज्ञात на санскрите деванагари ), связанный с термином самадхи, означает: созерцание без сознания, без активности мысли, без поддержки. Асампраджнята-самадхи также называется нирбиджа самадхи .
По характеру объекта
Рассуждение (витарка)
Савитарка , с ( sa = с)
- Савитарка-самадхи (созерцание с рассуждениями) характеризуются тем , что человек , обращающийся этот уровень варианты идентифицирует себя с грубыми объектами: Шабды , артхами и гйаны
Нирвитарка ( ne = no)
- Нирвитарка-самадхи (созерцанию без рассуждений) является созерцанием грубых объектов, но ум имеет прямое отношение к объекту без ( п ) рассуждений ( vitarka ), сравнение или доступ к памяти.
Тонкие объекты
Савичара , от ( sa = с)
- Savicāra-самадхи (созерцанию с дискриминацией, вичара) сопровождается активностью ума ( вритти ), сосредоточенной на тонких объектах: время, пространство и причинность.
Нирвичара , от ( nir = без)
- Nirvicāra-самадхи (созерцанию без дискриминации) является созерцанием без ( п ) деятельности ума ( вритти ), где время, пространство, причинность была обратимым, так что есть только пустота.
Когда нирвичара-самадхи приводит к умиротворению Атмана, это называется ананда-самадхи (созерцание в блаженстве) ( ананда = «блаженство, блаженство»).
Ям
Первая ступень имеет свои подступени.
Ахимса – не причини вред
В йогическом учении, ахимса (ненасилие) толкуется как избавиться от раздражительности, злости, враждебности
Когда в сознании освобождается место, появляется шанс наполнить его спокойствием.Чтобы ахимса была частью жизни, важно поразмыслить о собственном отношении к миру и себе. Необходимо разобраться, что конкретно вас выводит из душевного равновесия.
Можно выбрать шесть наиболее негативных мыслей и записать их. Отрицательные мысли — есть один из способов насилия. Когда происходит контроль над своим мышлением, перестают подкармливаться негативные мысли. Так формируется путь для обретения внутреннего спокойствия.
Сатья — правдивость
В Йоге сутра говорится о правдивости, как наивысшей добродетельности. Многие толкования вещают, что как только человек утвердился в правдивости, все произнесенные им слова будут воплощены в жизнь
Но важно осознавать, что собственная точка зрения не является справедливостью. Необходимо обладать цельностью, смирением и уяснить, что истина намного важнее нежели вы.
Если вы знаете, что правы, не нужно сплетничать. Вести беседу следует так, чтобы произнесенные вами слова возвышали вас и собеседника, а не унижали.
Некоторые искатели духовности, заметили, что молчание поможет определить отличие между истиной и мнением.
При замедлении внутренней болтовни, происходит утверждение личности в сатье.
Астейя – не воровство
В Йоге сутра говорится, что если не заниматься воровством, можно обрести все блага Вселенной.
Астейя – это не только присвоение какого-то чужого предмета (деньги, одежда и др.). В смысл данного слова вложены более тонкие вещи. Можно украсть время, энергию, силы, счастье и.т.д. Но во Вселенной все взаимосвязанно. Если вы что-либо отбираете, нужно будет отдать в таком же количестве. Когда вы что-либо получаете, это забирается у кого-то. Но если вы берете и не отдаете, создается сильнейший энергетический дисбаланс
Чтобы идти по пути астейя, важно понять, что вам действительно нужно ценить энергию и время других людей, а также стараться создавать запасы доброты — больше отдавать, меньше брать.
Брахмачарья – контролирование энергии
Слово «брахмачарья» переводится, как «идти по следам Господа». Главное, не растрачивать собственную энергию при обращении к своим чувствам. Когда человек практикует брахмачарью, он не позволяет чувствам формировать собственное поведение.
Возникающие в сознании «вихри», нарушают брахмачарью. К таким относятся:
- чревоугодие;
- громкая музыка;
- жесткий кинофильм;
- ненадежность в сексуальных отношениях.
Те вещи, которые приводят в возбуждение тело, возбуждают и дух, поскольку энергия одна. Необходимо правильно распределить ее.
Практикуя асаны, возникает брахмачарья. Находясь в какой-либо позе, надо распределить свои силы без чувства перенапряжения и излишних рывков. В противном случае, осушаются потоки жизненной энергии.
Стоя в позе, можно задать себе вопрос: что необходимо сделать, чтобы простоять в этом положении длительное время? Когда человек расслабил лицевые мышцы, опустил плечи, он начинает понимать, что к некоторым вещам были приложены лишние усилия.
Асана должна наполнять человека энергией, а не забирать ее.
Данную технику можно применять и в других направлениях. К примеру, вы переживаете по поводу какой-то встречи. Задайте себе вопрос: способен ли я отпустить напряжение, расслабиться и жить настоящим?
Когда вы перестанете растрачивать энергию понапрасну, вы останетесь спокойны в любой ситуации.
Априграха – нестяжательство
Освобождение от желания обогащаться, является истинной Свободой.
Априграха – это умение благоразумно выстраивать отношения с окружающим миром, а не накапливать всевозможные блага из-за жадности.
Когда в доме много вещей, которые вы не использовали несколько лет, для свежей энергии нет места. Тоже относится и к нематериальным вещам. К примеру, отношения, за которые люди цепляются.
Чтобы внести априграху в свою жизнь, попробуйте такой метод: благодарите Бога, Вселенную за все, что приходит в вашу жизнь. При чувстве удовлетворенности от того что есть, отпадает желание накопительства.
Самадхи пада
Первая часть учения осуществляет ввод читателя в мир йоги. Для людей, который избрали для себя путь йогического просветления, эта глава поможет убедиться в верности своих помыслов, получить вдохновение для дальнейшего пути. Для тех, кто только начал интересоваться высокими познаниями, эта глава выступит маяком в царстве невежества, который поможет осознать свою суть.
Самадхи – высшее состояние бытия, в котором духовный и материальный мир сливаются воедино, в котором нет границ между предметами и явлениями. К такому положению вещей стремится каждый йог, поскольку это путь является ступенью к познанию Создателя.