Раздел Индии и массовый голод
Окончание войны не принесло облегчения. Британцы уходили, а индийские мусульмане собирались создавать собственное государство — Пакистан. В многострадальной Бенгалии индусов и мусульман было примерно поровну. Только за один день 16 августа 1946 года в индусско-мусульманской резне в Калькутте погибло более 4000 человек.
Прибывшему в город Ганди удалось остановить кровопролитие, но не раздел страны. Единой Бенгалии больше не было: мусульманская ее часть стала Восточным Пакистаном (позднее Бангладеш), Калькутта же осталась в Индии. Индуисты бежали в Индию, мусульмане — в Пакистан. Всего мигрантами стало более 4 млн человек.
Будущим звездам параллельного кино 1960-х во время этих событий было около 20 лет. Новое кино отличалось максимальной внимательностью к социальным проблемам, предельной реалистичностью и принципиальным отдалением от стандартов зарождающегося Болливуда. Если там главные герои — сказочные раджи и волшебницы, то в «параллельном кино» — безземельные крестьяне, рабочие и беженцы.
В болливудском кино обязательны пышные декорации, в «параллельном» — минимум декораций, часто вставляют документальные съемки городской жизни. Еще чаще в этих фильмах можно увидеть непрофессиональных актеров: крестьян играют крестьяне, рабочих — рабочие. Когда же режиссеры все-таки привлекают профессионалов, то это чаще всего это театральные актеры, не имевшие опыта киносъемок.
В театральном мире Калькутты важнейшую роль играла Индийская народная театральная ассоциация, а в литературном — Ассоциация прогрессивных писателей. Большинство их участников разделяли идеи о долге интеллигенции перед народом, а одним из главных образцов для подражания была культура Советской России — прежде всего книги Горького. Первым фильмом, который показали в калькуттском киноклубе (из него вышли все сколько-нибудь значимые деятели «параллельного кино»), был «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна.
Именно выходец из театрального мира Ходжа Ахмед Аббас в 1946 году снял фильм «Дети земли», с которого обычно отсчитывают историю индийского независимого кино. Действительно, он содержит все признаки его первой волны. В центре сюжета голод 1943 года, разорение большой крестьянской семьи и безуспешные попытки найти спасение в Калькутте. Есть и документальные кадры; главные роли играют театральные актеры, а второстепенные роли — непрофессионалы. По сравнению с обычными индийскими фильмами в «Детях земли» очень мало музыки. Но ту, что есть, написал Рави Шанкар — один из самых известных индийских композиторов XX века, работавший со всеми известными режиссерами «параллельного кино».
«Дети земли» собрали не слишком впечатляющую кассу в Индии, зато их высоко оценили в Европе, как и фильм «Город в долине», сценарий к которому написал тот же Аббас. История о борьбе крестьян с помещиком за землю стала первой (и пока последней) индийской лентой, получившей гран-при Каннского кинофестиваля. Также новые индийские фильмы очень благожелательно приняли в СССР — прежде всего из-за политических воззрений режиссеров.
Антиколониальные восстания начала ХХ века
Вскоре появился и первый индийский кинематографист — калькуттский фотограф Хиралал Сен. Сначала он запечатлевал прибытия индийских поездов на вокзалы. Но публика становилась всё более требовательной, и Сен стал создавать фильмы по мотивам театральных спектаклей. В 1903 году вышла его монументальная постановка «Али-Баба и сорок разбойников», которая произвела большое впечатление на жителей города.
В 1905 году Хиралал Сен стал еще и первым индийским кинодокументалистом, снимая многотысячные демонстрации: год для многих азиатских и европейских стран выдался бурным и Индия не стала исключением.
Рутинный вопрос об изменении границ провинций неожиданно разросся в массовое антиколониальное движение. Люди бойкотировали британские товары, горячие головы среди молодежи призывали ко всеобщему восстанию и провозглашению республики. В итоге британские власти перенесли резиденцию вице-короля в провинциальный Дели, а за Калькуттой на весь ХХ век закрепилась репутация столицы всяческого вольнодумства — и в политике, и в искусстве.
К сожалению, судьба фильмов Сена была столь же печальной, что и у многих лент начала XX века: его архив полностью сгорел в 1917 году. Но в Калькутте хорошо помнят, что кино началось именно здесь, а не во всемирно известном Болливуде.
В Бомбее же знаковым явлением в кино стал фильм «Раджа Харишчандра» (1913). Это был далеко не первый индийский фильм, но точно первый известный. Экранизация мифа о благородном государе, который заслужил награду после многих суровых испытаний, стала безумно популярной. За режиссером Дадасахебом Пхальке прочно закрепился титул отца индийского кино. Позднее он создавал фильмы по другим мифологическим сюжетам: история Рамы и Ситы, Савитри и Сатьявана и т. д.
Сюжеты Махабхараты и Рамаяны практически бесконечны, их популярность во все времена огромна.
Летающий Джатт (2016) (A Flying Jatt)
Боевик, Зарубежный фильм, Комедия, Приключения, Фантастика, Фэнтези
tagHD 1080, tagИндийское кино, tagПро супергероев
Режиссер: Ремо
В ролях: Тайгер Шрофф, Жаклин Фернандес, Нэйтан Джонс
В небольшом городке есть район, на котором живёт дружная коммуна жителей. Один богатый и жадный застройщик выкупил однажды эту территорию, чтобы построить на ней новый микрорайон. Однако сразу же возникли проблемы с выселением коммуны. Местные не хотят покидать родные пенаты. К тому же здесь находится священное дерево, которое является и символом и оберегом коммуны. Застройщик нанял нескольких громил, которые во главе с гигантом Раккой начали крушить хибары жителей. Однако как только они начали крушить дерево, произошло нечто невообразимое. Духи, живущие внутри дерева, наделили местного парня необычной силой и способностями. Супергерой должен встать на защиту невинных и не дать застройщику срубить дерево.
Индийское кино покоряет мир
Ежегодно Индия выпускает более тысячи фильмов. Это втрое больше, чем в Голливуде, и в несколько раз больше, чем в любой другой стране мира. Годовой оборот киноиндустрии Индии превышает полтора миллиарда американских долларов.
В каждом индийском фильме сочетается эмоциональное напряжение, зажигательные песни, удивительные коктейль красок – все это сливается воедино на экране, от которого невозможно оторвать глаз.
Зачастую сюжеты индийского кино не очень сложны, возможно, даже наивны, но это не мешает индийским кинолентам покорять все больше зрительских сердец. С каждым годом все больше людей проникаются чувством уважения и заинтересованности к индийскому кино, но еще несколько лет назад никто не мог и подумать, что будет возможно смотреть индийские фильмы онлайн, в любое время, а не ожидая показа кино по телевизору или выпрашивая у соседей видеокассету.
Практически все творения Болливуда доступны в онлайн-режиме. Не нужно передавать друг другу затертые диски с некачественной записью или изучать телепрограмму на месяц вперед – в любое время и в любом месте вы сможете с комфортом посмотреть любой фильм Болливуда. Никакого некачественного звука или видео – все фильмы представлены в идеальном качестве.
Чаще всего Болливуд рассказывает нам о земных ценностях – о кровной мести и неудержимой любви, в невероятной тоске и радости. Это искусство пронизано философскими нотками, которые помогают нам взглянуть на мир по-новому. Подтекст в таких фильмах искать бессмысленно – они учат нас быть собой, быть проще и не смотреть на окружающий мир сквозь маску.
Польза от индийского кино
Каждый просмотр доставляет нам не только радость и удовольствие, он обучает нас. Мы, зрители, так далеки от мира Восточных мудрецов и мистиков – все, что связано с ними, кажется необычным и невероятным.
Индийские фильмы учат нас уметь выражать свои чувства, наслаждаться их глубиной, относиться к жизни с любовью и быть проще. Каждый просмотр делает нас мудрее, а ведь мы просто получаем удовольствие от очередного шедевра Болливуда. В этом и заключается волшебство индийского кино.
Просмотрев индийское кино хоть однажды, остановиться на этом уже невозможно. В этих фильмах всегда побеждает добро, они просты и понятны, и в то же время очень притягательны. Очарование индийского фильма покоряет миллионы людей во всем мире, и этому есть причины.
Удивительный Болливуд: несколько необычных фактов
Великолепная Шридеви Капур и её роковая судьба
Индийские актеры
13 шедевров индийского кино
Культовые индийские режиссеры фильмов
Не индийские фильмы про Индию
Коммунисты в Индии
Ассоциация народных театров фактически контролировалась индийской компартией, многие режиссеры имели партбилеты. Калькутта была главным центром индийского марксизма, а для коммунистов после ухода британцев в 1947 года борьба только начиналась.
В начале 1948 года в Калькутте прошел партийный съезд, на котором было решено начать восстание против «кровавого конгрессисткого режима лакея империализма Неру». Предыдущих руководителей партии обвинили в «правом ревизионизме» и отстранили. Новые же отказались признавать правительство и призвали крестьян, рабочих и военных к вооруженному выступлению.
Однако попытка захватить власть не удалась: крестьянское восстание было разгромлено, армия не поддержала коммунистов, а из Москвы оказавшимся в тюрьме партийным лидерам порекомендовали повременить. Революция откладывалась, и на «параллельном кино» это сказалось самым лучшим образом: социальная повестка никуда не делась, но стала несколько менее прямолинейной. К тому же у молодых режиссеров появились новые образцы для подражания.
Почему независимое кино Индии сошло на нет?
Вопрос о том, что стало причиной упадка «параллельного кино» на рубеже 1980–1990-х годов, правильнее будет сформулировать так: как ему удавалось существовать до этого времени, выдерживая конкуренцию с Болливудом? Даже в самые успешные периоды фильмы независимых бенгальских режиссеров не приносили большой прибыли, крупные сети кинотеатров их не закупали. Основная масса зрителей смотрела такие ленты в киноклубах Калькутты и других крупных городов. А когда в начале 1990-х широко распространилось телевидение, а экономика страны менялась, культура киноклубов попросту этого не выдержала.
«Параллельное кино» закончилось в 1990-е. Символичным окончанием эпохи стала смерть Сатьяджита Рая в 1992 году. Нынешняя бенгальская киноиндустрия работает практически исключительно на собственного зрителя, и фильмы новых режиссеров — Шибопрсада Мукерджи, Анируддхи Роя Чоудхури, Каушика Гангули и других — мало известны за пределами региона.
Тем не менее особенности бенгальского кино никуда не делись, причем речь идет не только о фильмах, которые снимаются в Калькутте, но и о самобытном кинематографе соседней Бангладеш
Внимание к социальным вопросам тоже сохранилось: именно в бенгальских фильмах сейчас чаще всего затрагиваются острые кастовые или гендерные проблемы
В последние годы говорят о возрождении бенгальского независимого кино, и этот процесс не прерывают даже регулярные отъезды перспективных актеров в более коммерчески привлекательный Мумбаи.
Почему Бенгалия?
Чем-то отношения между крупными индийскими городами напоминают противостояние Москвы и Петербурга. В Дели власть, в Мумбаи деньги, а в бенгальской Калькутте нет ни того, ни другого. Но зато до 1911 года она была индийской столицей, местные музеи гораздо интереснее делийских, да и Калькуттский университет был основан гораздо раньше столичного и ничем ему не уступает.
Так мы представляем себе индийское кино
Дело в том, что весь XIX век Калькутта была центром британской власти и западного просвещения, здесь зарождалась современная индийская литература и появлялись первые политические партии. Но к началу XX века Бенгалия потеряла статус культурной столицы. Примерно тогда же в Индии начинают снимать первые немые фильмы.
Какие исторические события XX века повлияли на кино Индии?
В Калькутте больше памятников колониальной эпохи, чем в любом другом индийском городе
Народная война и образование Бангладеш
Незыблемая, казалось бы, власть Индийского национального конгресса стала рушиться после смерти Джавахарлала Неру. Большая часть индийских коммунистов теперь смотрела не на Москву, а на Пекин. Самые же радикальные решили опробовать маоистскую концепцию «народной войны» в собственной стране. В мае 1967 года крестьяне деревни Наксалбари в штате Западная Бенгалия подняли восстание, поделили помещичью землю и оказали вооруженное сопротивление полиции. Наксалитское движение было попыткой маоистов с оружием в руках взять власть если не во всей стране, то хотя бы в отдельных регионах. Восставшие контролировали целые сельские районы, да и в Калькутте тоже было неспокойно.
Многие деятели «параллельного кино» если и не поддерживали наксалитов напрямую, то относились к ним с некоторым сочувствием. Особенно выделялся режиссер Мринлал Сен. Его фильм «Калькутта-71» состоит из нескольких новелл, рассказывающих о жизни города, где фактически идет гражданская война. Герой последнего фильма Гхатака «Причина, спор и сказка», разочаровавшийся в жизни интеллектуал, присоединяется к наксалитам и гибнет в стычке с полицией.
Судьба самого Гхатака тоже сложилась печально. Из-за тяжелого алкоголизма он оказался в психиатрической лечебнице. В последние месяцы жизни Гхатак вернулся к профессии театрального режиссера и ставил в клинике спектакли силами пациентов.
Афиша фильма «Калькутта-71»
Бурное начало 1970-х — это не только наксалиты. Восточный Пакистан, населенный бенгальцами-мусульманами, стремился освободиться от правления Исламабада. Весной 1971 года была провозглашена независимость бывшей части пакистанской территории — Бангладеш — и началась короткая, но необычайно кровавая война за независимость. В Калькутту прибыла вторая после 1947 года волна беженцев, боевые действия шли буквально в полусотне километров от города.
В это время Сатьяджит Рай решает обратиться к индийской истории. Сюжет фильма «Шахматисты» (1977) строится вокруг аннексии англичанами княжества Авадх в 1856 году. «Шахматисты» не похожи на стандартное индийское историческое кино, где благородные борцы за свободу противостоят угнетателям (англичанам или мусульманам), больше напоминающим сауроновских орков, а не людей. Конечно, в «Шахматистах» чиновники и военные Ост-Индской компании выглядят далеко не благородно, но индийцы вовсе не собираются с ними бороться.
Вторая мировая
В 1942 году Бенгалия стала прифронтовой областью: с востока подходили японцы, только что выгнавшие британцев из Бирмы. До Калькутты долетали японские бомбардировщики, армия остановилась у индийских границ. Японцев поддерживали некоторые индийские националисты, которые решили, что лучше быть хоть с чертом, но против англичан.
Японский пропагандистский плакат, призывающий повернуть оружие против англичан
Махатма Ганди, Джавахарлал Неру и прочие деятели национального движения начали кампанию гражданского неповиновения «Вон из Индии!», требуя, чтобы англичане немедленно покинули страну. Британцы никуда не ушли, а вот лидеры движения быстро оказались в тюрьме. Но самым страшным оказались даже не политические репрессии. На нужды армии реквизировали продукты, к тому же в Бенгалии случился неурожай — и начался чудовищный голод. За 1943–1944 годы в регионе погибло до 3 млн человек, в основном крестьяне. Голодающие тысячами стекались в Калькутту в поисках пропитания.
Историки по-разному оценивают степень ответственности британского правительства и лично Уинстона Черчилля, но ясно, что последствия неурожая можно было хотя бы попытаться смягчить. В городах еда была, но долгое время власти даже не пытались спасти крестьян.
Голод оказал огромное влияние на мировоззрение бенгальской интеллигенции вообще и кинематографистов в частности.