Как обманывают в кассе Кутб Минар
Кутб Минар привлекает толпы туристов со всего света, но и жулье тут тоже присутствует.
Кассы расположены через дорогу от центрального входа, они делятся на кассы для местных и кассы для иностранцев. Я приехал во второй половине дня, очередь в кассы для местных была все еще внушительной, а для форинов пустое окно.
Протягиваю 500 рупии в окошко, передо мной был продемонстрирован входной билет и положен на стол (вне моей видимости), далее перед глазами демонстративно пересчитана сдача, две купюры по 100 рупии и одна 50 рупий.
Следующая манипуляция продавца билетов: рука с деньгами опускается к столу (вне моей видимости) якобы поднять лежащий там входной билет и все вместе (деньги и билет) вручаются мне.
Большинство туристов делают стандартные действия: деньги в карман, билет в руку. Я и сам так часто делаю, но в этот раз что-то меня смутило в манипуляциях кассира и в пересчитанных купюрах не хватало ровно 100 рупии.
Мечеть Кувват-ул-Ислам
Мечеть Кувват-ул-Ислам (что означает Мощь Ислама),
известная также как мечеть Кутб или Великая мечеть Дели, была
построена Кутбуддином Айбаком, основателем ордена мамлюков или
Династии Рабов. Строительство мечети началось в 1190.
Стройматериалами для мечети послужили двадцать семь разрушенных
индуистских и джайнских храмов. Это была первая мечеть, построенная
в Дели после исламского завоевания.
Panoramio upload bot @ WikiCommons
В дальнейшем мечеть расширялась и достраивалась.
Мечеть сейчас разрушена, но внушительные развалины позволяют
судить об исламской архитектуре.
Detail of stone work — palbion @ Flickr
К западу от мечети находится могила Ильтутмыша, построенная в
1235. Постройка мавзолея показывает отход от индийских обычаев
кремации.
Panoramio upload bot @ WikiCommons
Когда лучше посещать Кутб-Минар
Про столб, как говорится, полезная, но немного сказочная часть программы пребывания в Дели. Но чтобы сделать посещение Кутб-Минар по-настоящему приятным и насыщенным, настоятельно рекомендуется приурочить свой визит в Индию к одному из двух общенациональных праздников.
Например, вы можете выбрать праздник «Дивали» — фестиваль огней, история которого насчитывает более 2500 лет. Правда, подгадать довольно сложно, поскольку, как и большинство других торжественных дат, Дивали не имеет «твердого» места в календаре, и каждый год проводится в разные дни, но обязательно в октябре-ноябре.
Индийцы свято верят, что, если в день праздника в доме будет много огня и шума, Лакшми, богиня счастья и удачи, обязательно навестит их жилище. Вот почему и роскошные виллы, и обычные квартиры, и самодельные лачуги в кварталах трущоб озаряются в праздничный вечер мириадами огней от зажженных масляных фонариков, свечей и бенгальских огней.
Тысячи фейерверков сотрясали столицу Индии
В небо взмывают ракеты и петарды, взрываются «бомбы», трещат «пулеметы», тысячи искр рассыпаются причудливыми фонтанчиками. Горизонт затянут пороховой завесой. Те, кому доводилось подлетать к Дели в день праздника, рассказывают, что ощущение такое, будто лайнер совершает посадку в городе, охваченном боевыми действиями.
Хотя на сегодня правительство Индии запретило продажу фейерверков во время Дивали, ссылаясь на экологические проблемы. По оценкам экспертов, в 2016 году около 50 000 тонн фейерверков было взорвано во время Дивали. Ядовитая дымка покрывала город в течение нескольких дней.
Другое забавное торжество, отмечаемое в марте — праздник Холи, символизирующий наступление весны, также известный как Фестиваль красок или Пхагвах.
Традиционный ежегодный фестиваль — «Holi Festival Of Colors India»
В ночь перед праздником сооружаются гигантские костры, в пламени которых сгорает злой демон Холика, «морозивший» народ на протяжении зимы. Нужно сказать, что и в самые холодные дни температура в Дели редко опускается ниже плюс 4-5°С.
Наутро, прежде чем выйти на прогулку, вам придется надеть что-нибудь попроще, поскольку вас непременно окатят подкрашенной водой или осыплют разноцветным порошком. Обижаться не принято, но знайте, что отстирывать заляпанную одежду бессмысленно: не поможет ни «Ариэль», ни «Tide» с лимоном, ни даже постаревшая тетя Ася с её отбеливателем.
Умельцы железного века
Между тем председатель Национального комитета по истории Индии доктор Суббарауапп считает, что Делийский столб мог быть изготовлен и ранее V века: надпись говорит лишь о том, в какое время его установили у храма.
Известно, что уже в Х столетии индусы умели изготавливать железные орудия: предположительно именно они или их аналоги использовались для строительства египетских пирамид.
Не исключено, полагают специалисты, что колонну изготовили, говоря современным языком, методом порошковой металлургии. Он заключается в том, что сварочное железо сначала растирают в порошок, затем просеивают, прокаливают и наконец «сбивают» молотом, превращая в единый монолит.
Колонна из метеоритного железа
Большую загадку представляет собой железная колонна высотой семь
метров и весом в шесть тонн. Колонна была воздвигнута царём
Кумарагупта I династии Гупта, которая правила в Северной Индии в
период 320—540. Первоначально колонна находилась в храме Вишну
города Матхура, а на колонне помещался Гаруда. Колонна была
перенесена на это место и вошла в состав индуистского храма, все
остальные постройки храма были разрушены и использованы как
стройматериалы для минарета Кутб-минар и для мечети
Кувват-ул-ислам.
Danibaba @ WikiCommons
На колонне осталась надпись, посвящённая Вишну и царю
Чандрагупте II (375—413).
Vkontakte User @ Vkontakte
За 1600 лет колонна практически не подвергалась коррозии, о
причине этого ведутся споры. Существует теория, что колонна сделана
из метеоритного железа. По другим представлениям, в колонне
использовался особый сплав, изобретённый индийскими
металлургами.
Вокруг колонны построена ограда. Считается, что если стать к
колонне спиной и охватить её сзади руками, это принесёт
счастье.
Eric00000007 @ WikiCommons
Гробница Имама Замина
На северо-востоке от Ворот Ала-л-Дарвоза находится небольшая
гробница суфийского святого XV в. имама Мухаммад Али, более
известного как Имам Замин. Урожденный Туркестана Имам Замин пришел
в Индию во времена правления Сикандара Лоди (1488-1517). Он был
членом суфийского ордена Чишти. Гробница была построена при его
жизни в 1537-38 гг., а черз год он умер.
Vkontakte User @ Vkontakte
Площадь гробницы 7,3 квадратных метра.
Кутб Минар
Основная статья: Кутб Минар Надписи в стиле куфического каллиграфии, формировать регулярные полосы по всей Кутб Минар Надпись панели арабской каллиграфии, бегущих вокруг богато балкон, Кутб Минар Декоративные мотивы на верхних уровнях Кутб Минар, показывая как индусские и исламские элементы Подробная информация о muqarnas поясок под балконом, Кутуб Минар
Кутб Минар является самым высоким кирпич минарет в мире, вдохновленный Минарет Jam в Афганистане, он является важным примером раннего афганской архитектуры, которая позже превратилась в индо-исламской архитектуры. Кутб Минар составляет 72,5 метров (239 футов) в высоту, имеет пять различных этажей, каждый отмечен выступающей балкон осуществляется на muqarnas пояска и сужается от диаметра 14,3 метров у основания до 2,7 метра в верхней, которая является 379 шагах от отеля. Он внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с окружающими зданиями и памятниками.
Построенный как башни Победы, в честь победы Мухаммеда Гури над королем раджпутской, Prithviraj Чаухан, в 1192 году нашей эры, его затем вице-короля, Кутбуддин Айбак, позднее первого султана мамлюков династии. Его строительство также ознаменовал конец последнего индуистских королевств в Северной Индии, и начало мусульманского правления в Индии, которая закончилась только в 19 веке с приходом англичан, и даже сегодня Кутб остается одним из самых важных “Towers Победы “в исламском мире. Айбак однако, может только построить первый этаж, по этой причине нижний этажный изобилует хвалебными речами в Мохаммед Гори. Следующие три этажа были добавлены его сын-в-законе и преемника, Iltutmish. Минар был впервые ударила молния в 1368 году нашей эры, который сбил его верхний этаж, после чего он был заменен на существующих двух этажах на Фироз Шах Tughlaq, позже султана Дели 1351 до 1388, и облицованы белым мрамором и песчаником усиливающего Отличительной пестрый облик Минар, как видно на нижних трех этажей. Таким образом, структура отображает заметное изменение архитектурных стилей от Айбак, что и Tughlaq династии.
Минар сделал с многочисленными наложенных фланцевых и цилиндрических валов в интерьере, и рифленые колонны на внешности, которые имеют толстую 40 см шпон красного и темно-желтого цвета песчаника; все в окружении полос сложной резьбой в куфического стиле исламской каллиграфии, давая Минар появление комплекте тростника. Он стоит в непосредственной близости от мечети Quwwatul, и арабская надпись о том, что это, возможно, был построен, чтобы служить местом для муэдзина, называть Верные для намаз. Кроме того маркировки прогрессию в эпоху, является появление надписей в смелом и скорописи Thuluth сценария каллиграфии на Кутб Минар, отличается штрихов, которые утолщаются на вершине, по сравнению с куфическими в первой части строительство.
Надписи также указывают дальнейшие ремонт от султана Сикандер Лоди в 1503, когда он был поражен молнией вновь. В 1802 году купол на вершине низвержен был и весь столб был поврежден в результате землетрясения. Было отремонтировано майором Р. Смит из Королевских инженеров который восстановил Кутуб Минар в 1823 заменив купол с бенгальском стиле чхатри которая впоследствии была удалена генерал-губернатора, лорд Хардинг в 1848 году, как это выглядело неуместным, и в настоящее время составляет в наружных лужайках комплекса, известный в народе как Безрассудство Смита.
После ДТП с участием школьников, вход в Кутуб Минар закрыт для публики с 1981 года, в то время как Кутуб археологическая зона остается открытой для общественности. В 2004 году Сейсмические мониторы были установлены на Минар, который показал в 2005 году Дели землетрясения, нет повреждение или существенное запись трясет. Причина этого была процитирована как использование известкового раствора и щебня кладки, которая поглощает толчки, он также построен на каменистой почве, что еще больше защищает его во время землетрясений .
Qutub Minar: от Индрапрдстхи до Нью-Дели
Едва ли найдутся в мире две другие столицы, чьи исторические судьбы были бы до такой степени схожи, как у Дели и Москвы. На протяжении веков оба города, пользуясь выгодным географическим положением, играли роль собирателей земель — индийских и русских. Затем, примерно в одно время, лишились столичного статуса, уйдя в тень Калькутты и Санкт-Петербурга, но в начале прошлого столетия вернули утраченные позиции.
Для любителей средневекового зодчества Дели — настоящий клад. Это место буквально дышит историей, поскольку здесь, на ограниченном участке земли, сохранились следы семи столичных городов, начиная с Индрапрастхи, основанной в XII веке.
Первые четыре по времени, включая Сири и Туглакабад, компактно расположены на юге столицы, вокруг всемирно известного архитектурного комплекса Кутб-Минар и одноименного кирпичного минарета.
Фото: общий вид башни-минарета
История минарета-башни удивительна. Первый камень в его основание был заложен в 1193 году, но первоначально строителям удалось закончить строительство только первого этажа. Конечная же высота минарета составила почти 73 метра.
Создание Кутаб-Минар окутано противоречиями. Кое-кто считает, что сооружение было возведено как символ победы, как символ мусульманского правления в Индии. Но многие думают, что это просто грандиозный минарет с которого муэдзины произносили молитвы.
Остальные четыре этажа были достроены позже, и свой нынешний вид Кутб-Минар приобрел только в 1368 году при Фероз Шах Туглаке. С тех пор появился новый самый высокий кирпичный минарет в мире.
Общий вид комплекса Qutub Minar
Сам минарет сужается кверху, имея в основании 15 метров в диаметре, а у вершины — 2,5 метра. Фероз Шах Туглак укрыл башню куполом, который был сброшен вниз во время землетрясения 1803 года.
Грандиозное сооружение неподвластное времени
На территории комплекса расположен упоминавшийся в начале статьи металлический столб. Технология изготовления и химический состав этого дивного семиметрового монолита не разгаданы до сих пор.
Металлический столб в комплексе Кутуб Минар
Надпись на санскрите, выбитая на столбе, утверждает, что он был отлит где-то в начале V века н.э. И за полтора тысячелетия на нём почти нет следов ржавчины.
Надписи на санскрите на металлическом столбе
А предшественник современного Дели возник при Шах Джахане, том самом, что возвел в Агре для обожаемой супруги восхитительную усыпальницу Тадж-Махал.
Шаху Джахану же принадлежит инициатива сооружения в середине XVII века Красного форта — города-крепости, опоясанного мощными каменными стенами высотой от 18 до 33 метров.
Внутренний двор мечети Куват Ул Ислам, Кутб Минар, Дели
Форт и многочисленные сооружения внутри его находятся в прекрасном состоянии, и омрачить настроение пытливого путника может лишь то обстоятельство, что не все объекты дошли до нас в первозданном виде.
Проход в медресе сквозь старинные строения
В наше время в зале частных аудиенций сиротливо пристроился мраморный пьедестал, на котором когда-то стоял украшенный драгоценными камнями роскошный золотой трон с павлинами.
В 1739 году трон приглянулся вторгшемуся в Индию Надир Шаху, и тот транспортировал его на родину, в Иран. Через 20 лет новые завоеватели демонтировали серебряный потолок. Кто-то из восторженных предков начертал на стене зала, когда тот был еще в полном великолепии: «Если и есть рай на Земле, то он здесь, он здесь, он здесь».
Окончательно Дели был провозглашен столицей в 1911 году, когда официальный Лондон решил, что Калькутта с её нездоровым влажным климатом и неутомимыми борцами за национальное освобождение более недостойна быть главным городом Британской Индии.
Тогда же развернулось строительство Нового Дели. Спланирован он в виде ромба, северный угол которого упирается в старую часть города, а с запада на восток этот ромб пересекает прямой, как стрела, Радж-Патх — Дорога Королей.
Ежегодно 26 января, в День республики, на этой трассе, обрамленной лужайками и прудами, проходят военные парады. В них принимают участие не только авиация и танки, но и пограничное соединение, солдаты и офицеры которого несут службу на верблюдах.
Архитектура минарета
Башня имеет высоту 73 метра и основание с диаметром 14,3 м, которое постепенно сужается до 2,7 м сверху. В минарете шесть этажей, первые три из которых выполнены из красного песчаника, а следующие три – из песчаника и мрамора. Круглая лестница в 379 шагов позволяет добраться до вершины башни, чтобы увидеть панорамный вид на город. Стихи из Корана выгравированы на кирпичах минарета, которые покрыты сложной железной резьбой. На каждом этаже башни есть спроектированный балкон, окружающий минарет и поддерживаемый кронштейнами, которые украшены Мукарнасом или медовым гребнем, типом архитектурного орнаментированного свода. Архитектурные стили, разработанные в разные эпохи, начиная со времен Айбака до Туглака, а также материалы, используемые при строительстве различных ступеней башни, заметно различаются. Башня имеет наклон в 65 см над землей.
Легенды минарета.
Про лечебные свойства колонны из металла люди знали давно, поэтому то и сейчас желающих обнять ее достаточно много. Сейчас же это невозможно так как она огорожена небольшим забором, но говорят, что можно договориться с охранником и прикоснуться с вожделенному железу, но нам этого увидеть не удалось. Хотелось бы воспользоваться такой возможностью и подлечится, но нарушать запрет мы не стали.
Много отдыхающих расположилось под деревьями. Видно было, что это местные, прихватив питье и продукты отдыхали в прохладе.
Кутб-Минар красивый парк. Красивые газоны, цветы, подстриженные кусты с яркими цветами, множество изящных скамеек — все вызывало восторг и восхищение, но мы с печалью смотрели на эту, когда-то бывшую красой и гордостью, «жемчужину».Время безжалостно стирает следы цивилизаций, разрушает созданное людьми, вот и этот комплекс не смог противостоять потоку времени…
Сейчас он предстает перед нами в разрушенном виде, от него остались лишь часть экрана с надписями на арабском и рисунками, да часть крытых арочных галерей, но и эти внушительные развалины позволяют судить о грандиозности, красоте и изяществе архитектуры.
Фото любезно предоставила Вера Серёгина.
Рассказала о путешествии Ираида Савушкина.
Где исполняются желания
В чем же чудо удивительной колонны Чандрагупта (Индры), которой, судя по надписи на ней, в этом году исполнилось 1600 лет? Оказывается, выполнена она практически из чистого железа (99,72 процента), что само по себе уникально, поскольку это и для современной металлургии непосильная задача. К тому же этот железный столб по какой-то неведомой причине не ржавеет. И это не смотря на то, что стоит он в довольно влажной среде, где, к примеру, все лето и осень льют непрекращающиеся муссонные дожди.
Индусы, христиане, мусульмане, сикхи, то есть иностранные туристы и местные жители – все стремятся посмотреть и прикоснуться к этой колонне, поскольку она не просто уникальна, но еще и священна. По преданию, такое прикасание приводит в гармонию тело и душу, а потому человек перестает болеть и обретает счастье. Правда, сегодня столб огорожен и потому потрогать его рукой весьма проблематично, правда это никак не мешает людям верить, что Делийский столб способен исполнять желания и в таком вот «общении» с ним.
Фото из открытых источников
Самый высокий минарет в мире.
Как нам сказал гид: «Первый ярус Кутб-Минар построил в конце XII века князь Чаухан для своей дочери, чтобы та с высоты любовалась прекрасными видами берегов чудесной реки Ямуны. Но уже через несколько лет мусульманский властелин Айбек изменил внешний вид башни. Башня тогда и получила название, дошедшее через века до нас — Кутб Минар. Затем уже его потомки достраивали Кутб-Минар. В 1370 году император Туглак наконец-то закончил строительство, завершив последние IV и V ярус, тем и прославился в истории. И вот перед нами это величественное сооружение — башня Кутб-Минар, дошедшая до наших времен. Представьте себе высоту двух 9 этажных домов, поставленных друг на друга. Так вот, его высота составляет 72,6 метра, диаметр основания 14 метров, а диаметр вершины около 3 метров.
Несмотря на внушительные размеры, минарет выглядит легкой и изящной башней благодаря тонкому рисунку, выложенному красно-желтым песчаником.
Росписи на камнях показывают нам этапы строительства Кутб-Минар. По внешнему виду достроек можно проследить изменения стиля. Башня Кутб-Минар сооружена в честь победы ислама, на ней сохранились многочисленные надписи на хинди и арабском — смешение языков объясняется разным строительным материалом, т.к. были использованы камни разрушенных после завоевании территории индуистских храмов. Раньше на башне был купол, но землетрясение разрушило его, в 1802 был заменен на другой, но он не соответствовал стилю минарета и был снят в 1848 году, да так и остался лежать рядом.
Мощь ислама.
Рядом с башней находится мечеть Кувват-уль-Ислам, ее еще называют «Мощь Ислама», она носит название Великая мечеть, которая и была возведена во время правления Айбека.
Надписи на персидском языке прямо указывают на то, что стройматериал так же брался с руин разрушенных индуистских храмов.
Сразу же после завоевания Индии мусульманами был разрушен целый комплекс красивейших, древнейших храмов, захватив землю, сразу же стали внедрять свою веру. А камни разрушенных храмов использовали в строительстве. Это была первая мечеть, воздвигнутая в столице Индии после завоевания.
Один из правителей Хильджи решил увековечить свое имя и затмить красотой и величием Кутб-Минар задумал построить Минарет выше в два раза, но ему не удалось осуществить свою мечту. Успел построить башню всего высотой всего 24,5 метров. Так и стоит разрушенным этот символ тщеславия и гордыни.
Рядом с Кутб-Минар стоит ещё одна популярная достопримечательность комплекса. Одна из гипотез появления этой колонны связана с метеоритом, упавшим на землю, якобы из него было сделано 3 колонны, две упали и сейчас они в земле, третью несколько раз устанавливали после падения. Другая гипотеза связана с древнейшей цивилизацией, предполагается, что процесс изготовления связан с наращиванием решетки структуры железа. Сейчас так выращивают некоторые кристаллы небольших размеров. Этим и объясняют ученые ее лечебные свойства.
Умельцы железного века
Между тем председатель Национального комитета по истории Индии доктор Суббарауапп считает, что Делийский столб мог быть изготовлен и ранее V века: надпись говорит лишь о том, в какое время его установили у храма.
Известно, что уже в Х столетии индусы умели изготавливать железные орудия: предположительно именно они или их аналоги использовались для строительства египетских пирамид. Не исключено, полагают специалисты, что колонну изготовили, говоря современным языком, методом порошковой металлургии. Он заключается в том, что сварочное железо сначала растирают в порошок, затем просеивают, прокаливают и наконец «сбивают» молотом, превращая в единый монолит.
Воздвигнутая в честь императора
Еще одно название колонны – Делийский столб. Исторические источники свидетельствуют, что его установили в 415 году в память об императоре Чандрагупте II, скончавшемся в 413 году. Надпись на санскрите гласит:
Сначала колонна находилась вовсе не здесь, а на востоке Индии, где стояла перед храмом Вишну. Однако в 1050 году тогдашний правитель страны Ананг Пола распорядился перевезти столб в Дели. Не совсем понятно, как удалось выполнить эту задачу, ведь вес сооружения составляет около 6,5 тонны, а высота — 7 метров 21 сантиметр. Этого металлического колосса можно сравнить с трехэтажным домом.
Гробницы
Могила Илтутмиша
Могила Илтутмиша
Гробница правителя султаната Дели Илтутмиша , второго султана Дели (годы правления 1211–1236 гг. Н.э.), построенная в 1235 г. н.э., также является частью комплекса Кутб-Минар в Мехраули, Нью-Дели. Центральная камера – 9 метров. кв. и имеет скрипы , свидетельствующие о существовании купола, который с тех пор рухнул. Главный кенотаф из белого мрамора находится на возвышении в центре камеры. Фасад известен богато украшенной резьбой как на входе, так и на внутренних стенах. У внутренней западной стены есть молитвенная ниша ( михраб ), украшенная мрамором, и богатое сочетание индуистских мотивов в исламской архитектуре, таких как колокольчики, кисточки, лотосы, алмазные эмблемы.
В 1914 году во время раскопок, проводимых Археологической службой Индии (ASI) Гордоном Сандерсоном , была обнаружена могильная камера. С севера гробницы 20 ступенек ведут вниз к собственно усыпальнице.
Могила Имама Замина
Могила Имама Замина
Гробница Имама Замина – это гробница 16-го века, расположенная в комплексе Кутб-Минар, Мехраули, Дели в Индии. В нем находится могила Мохаммеда Али (широко известного как Имам Замин), исламского священнослужителя, который мигрировал из Туркестана в Индию во время правления Сикандара Лоди. Гробница была построена самим Али во время правления императора Великих Моголов Хумаюна. Эта гробница не имеет отношения к другим памятникам комплекса.
История
Кутб-уд-Дин Айбак, основатель турецкого владычества в северо-западной Индии, а также династии Мамлюк в Дели заказал строительство этого памятника в 1193 году. Айбак посвятил минарет мусульманскому суфийскому мистику, святому и ученому Ордена Чишти, Кутбуддину Бахтияру Каки. Различные убеждения окружают происхождение минарета. Хотя некоторые источники полагают, что он был построен как башня победы, ознаменовавшая начало мусульманского владычества в Индии, некоторые другие говорят, что она служила муэдзинам, которые призывали с минарета верующих молиться. Неопределенность колеблется также и вокруг названия башни. Некоторые предполагают, что она была названа в честь святого суфийца Кутбуддина Бахтияра Каки, а другие считают, что он был назван в честь самого Айбака.
Башня была завершена зятем Айбака и преемником Шамс-уд-дин Илтутмиш, который был признан основателем Делийского султаната в 1220 году. Илтутмиш добавил еще три этажа к башне. Этот исторический памятник столкнулся с несколькими стихийными бедствиями. Молния ударила по верхнему этажу минарета в 1369 году нашей эры, полностью сбив его. Тогдашний правитель Султаната Дели Султан Фируз Шах Туглак взял на себя ответственность за его восстановление и построил еще два этажа для минарета из мрамора и красного песчаника.
Когда землетрясение повредило башню в 1505 году, тогдашний султан Дели, Сикандар Лоди, реконструировал два верхних этажа минарета с мрамором. Парсо-арабские и нагарийские персонажи, выгравированные в различных разделах минарета, рассказывают об истории его строительства.
Минарет снова столкнулся с гневом природы, когда крупное землетрясение 1 сентября 1803 года серьезно повредило его. В 1828 году он был отремонтирован майором Робертом Смитом из британской индийской армии, который установил купол на башне. Однако в 1848 году, по указанию тогдашнего генерал-губернатора Индии Генри Хардинга, купол был удален из башни и помещен на восток от него, где находится по сей день.
Научные и не совсем научные версии
Однако ученых всего мира волнует не эта сторона колонны Чандрагупта, как, впрочем, и аналогичного столба в Дхаре, а почему эти железные артефакты не поддаются коррозии. Выдвигаются различные версии. Еcли отбросить религиозную, то наиболее приемлемой выглядит теория, согласно которой эти уникальные колонны были построены пришельцами. Однако ортодоксальных ученых эта версия не устраивает, как и религиозная, поскольку ни в Бога, ни в инопланетян они не верят.
Поэтому выдвигаются различные «научные» версии, которые, однако, при скрупулезном рассмотрении не выдерживают никакой критики. Наиболее правдоподобной выглядит теория, предложенная председателем Национального комитета по истории Индии доктором Суббарауаппа, согласно которой колонна Чандрагупта куда более старше, чем надпись на ней (сделана позднее). А потому железный столб, как, впрочем, и колонна в Дхаре, могли быть вылиты в «великую железную эпоху», которую Индия переживала в первом тысячелетии до нашей эры.
Однако и версия доктора Суббарауаппа небезупречна. К примеру, многие ученые не понимают, почему от той великой эпохи остались лишь эти два железных столба, если древние индийцы могли изготавливать нержавеющий металл? Интересно и другое: английские ученые взяли образцы (мелкие кусочки) обоих колонн (в Дели и Дхаре) и увезли их в Великобританию. Удивительно, но в Лондоне образцы поржавели. Коррозия «загадочного железа», оторванного от родных колонн, – это вообще за пределами всякого научного понимания…
Литература
- Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
- Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
- Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
- Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
- Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
- Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
- А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
- А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
- Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
- В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
- Э. Бикерман. Государство Селевкидов
- Э. А. Менабде. Хеттское общество
- А. Кравчук. Закат Птолемеев
- Владимир Миронов. Древние цивилизации
- Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
- Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
- Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
- Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
- Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
- Ян Марек. По следам султанов и раджей
- Роман Светлов. Великие сражения Востока
- Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
- коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
- Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
- А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
- М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
- Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
- Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
- Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
- Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
- В. М. Запорожец. Сельджуки
- М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
- М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
- Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII – XVI веках
- Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
- Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
- Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
- Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
- Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
- Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
- Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
- Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
- Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
- Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
- Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
- Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
- Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
- Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
- Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
- Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
- Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
- Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
- Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
- Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
- Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней
Воздвигнутая в честь императора
Еще одно название колонны — Делийский столб. Исторические источники свидетельствуют, что его установили в 415 году в память об императоре Чандрагупте II, скончавшемся в 413 году. Надпись на санскрите гласит: «Царь Чандра, прекрасный, как полная луна, достиг высшей власти в этом мире и возвел колонну в честь бога Вишну».
Сначала колонна находилась вовсе не здесь, а на востоке Индии, где стояла перед храмом Вишну. Однако в 1050 году тогдашний правитель страны Ананг Пола распорядился перевезти столб в Дели. Не совсем понятно, как удалось выполнить эту задачу, ведь вес сооружения составляет около 6,5 тонны, а высота — 7 метров 21 сантиметр. Этого металлического колосса можно сравнить с трехэтажным домом.