Ангкор Ват – секреты Кхмерской Империи в одном храмовом комплексе

Как осматривать Ангкор (транспорт)?

Вы уже наверняка догадались, что пешком в Ангкоре делать нечего – мало того, что от самого Сием-Реапа до въезда в национальный парк Ангкор около шести километров, так и расстояния между отдельными храмами совсем немаленькие, не говоря уже о дальних храмах, до которых десятки, а то и сотни километров.

Какими видами транспорта можно воспользоваться для осмотра Ангкора:

Арендованный автомобиль или такси

Это оптимальный способ для путешественников, у которых ограничен запас времени, и которые хотят успеть увидеть максимально много достопримечательностей. Можно взять в аренду авто как с водителем, так и без оного, если готовы сами прокладывать маршруты и разбираться с местными дорогами.

Средняя стоимость поездок по Малому и Большому кругам: 1 день – 20-30 долларов, 3 дня – 50 долларов, на крутом авто – 75-80 долларов. Поездка в Бантей Срей и Пном Кулен – плюс еще 15-20 долларов. Визит в Бенг Мелиа, Кох Кер и Бантей Срей (1 день) – около 100 долларов. Наша поездка в Бенг Мелиа (с заездом к храму Баконг в Ролуосе на 15 минут) и Бантей Срей обошлась в 60 долларов.

Не забудьте, что с водителями можно и нужно торговаться, так как они почти всегда озвучивают изначально завышенную стоимость, рассчитывая на некомпетентность туристов в ценах. Поверьте, для местных обозначенные суммы – это весьма большие деньги, так что они готовы будут снизить стоимость, лишь бы вы с ними поехали – конкуренция огромная.

Тук-тук

Тук-тук – это камбоджийское мототакси, которое представляет собой кабинку-прицеп на колесах (а-ля карета), приделанную к мотоциклу. Цена поездки на тук-туке – около 10-15 долларов за 1 день. Данный вид транспорта подойдет для поездок по ближним храмам, из дальних на тук-туке можно рискнуть доехать разве что до ближайших Ролуоса и Бантей Срея, дальше ехать на нем я бы не советовала (получится медленно, пыльно и жарко).

Имейте ввиду, что поездка на автомобиле и тук-туке с водителем – это не только разъезды непосредственно по храмам, но и трансфер утром из отеля и вечером обратно, а также (по вашему желанию) поездка обратно в город в обеденное время с целью переждать полуденную жару в отеле или сходить поесть в кафе/ресторан, которых на территории Ангкора всего пара штук. Так что не стесняйтесь пользоваться услугами водителей по полной программе.

Искать такси или тук-тук нужно в Сием-Реапе накануне (просто пройдитесь по улице и поспрашивайте попадающихся по дороге водителей).

Велосипед

Если времени достаточно, а желание имеется – смело берите в аренду велосипед для осмотра ближних храмов, как поступили мы с Андрюсиксом. Это отличный вариант совместить экономичность, а также независимость и возможность заехать куда душа пожелает.

Аренда велосипеда на 1 день обойдется примерно в 2-5 долларов, если арендовать сразу на несколько дней, можно рассчитывать на скидку. Только тщательно проверяйте сие транспортное средство перед тем, как отправиться в путь, а то следят за ними не очень – то колесо спускает, то скрипит что-то, то руль кривой.

Частый вопрос от читателей – куда деть велосипед, пока гуляешь по тому или иному храму? Так вот, вместе с велосипедом в прокате выдается тросик, которым можно приделать велик к чему угодно на входе в храм, дабы уберечь его от потенциальных воришек. Когда нет под рукой ничего, к чему можно прикрепить трос, цепляйте велосипеды друг к другу (если катаетесь вдвоем) и оставляйте как есть на парковке, где стоят автомобили и тук-туки. За неделю поездок по Ангкору на наших боевых коней никто не позарился.

Вертолет или воздушный шар

Добродушный слон

Речь конечно же не идет о поездках на много километров. Слоны – это один из аттракционов Ангкора, который позволяет туристам почувствовать себя повелителями кхмерской империи, вознесшись на несколько метров над землей и степенно колыхаясь на огромной спине лопоухого добряка.

Покататься на слонах можно у южных ворот Ангкор Тома или рядом с величественным Байоном. Поездка продолжительностью в полчаса будет стоить около 15 долларов, минут двадцать покатают за 10 долларов.

Скутер/байк/мопед

Не менее частый вопрос – где можно взять в аренду байк в Сием-Реапе, чтобы покататься по храмам Ангкора? Такой вопрос рождается сам собой у тех путешественников, которые уже бывали в соседнем Таиланде или Вьетнаме, где без проблем можно арендовать скутер и разъезжать по городам и весям наперегонки с местными водителями.

Так вот, в Сием-Реапе взять байк в аренду не удастся, потому что для туристов это запрещено – таковы местные правила. Как ни печально, но придется довольствоваться вышеперечисленными средствами транспорта или кататься на мопеде с водителем.

История небесного дворца

В IX-XIII веках здесь процветала могущественная цивилизация – империя кхмеров, в состав которой входили Камбоджа, Вьетнам, Таиланд, Лаос. Утверждая свое могущество, кхмеры возводили грандиозные строения, среди которых Ангкор Ват – храм религиозного комплекса, который сохранился до наших дней. Храм – место паломничества туристов.

Кто создал Рай на Земле

Древняя столица Кхмерской империи – Ангкор площадью 200 га с населением 1000 000 человек стала местом возведения невиданного до того времени храма. Город-храм (так переводится Ангкор Ват) построен в 1150 году н.э. при царе Сурьявармане II. Царь занял трон в 14-летнем возрасте, лично убив своего дядю, действующего кхмерского правителя. Самозванец, не смущаясь, поведал подданным о своем божественном происхождении.

Чтобы уверить в этом народ, Сурьяварман приказал построить Рай на Земле – величественный храм Ангкор Ват. Храм выстроили в небывало короткий срок – 35 лет, но повелитель почил раньше окончания строительства.

Прах божественного посланца кремировали и поместили в каменный саркофаг посреди храма, ставшего царской усыпальницей. Кхмерские храмы не строились для собрания верующих, они возводились как место обитания богов, доступ в которые был открыт только для жрецов и монархов.

Обнаружение древнего сооружения

Известностью в мире храм Ангкор Ват обязан французскому путешественнику и натуралисту Анри Муо, который случайно обнаружил сооружение, путешествуя по Индокитаю.

Величие увиденного сооружения потрясло ученого, который записал: «Храм непостижим для ума. Глядишь в смущении и замешательстве, восхищаешься и, охваченный почтением, застываешь в благоговейном молчании.

Гений создателя этого творения связал в единое целое различные части с таким искусством, что остается только удивляться. Исполнение этих грез под силу лишь одареннейшим».

Особенности строительства

Храм Ангкор Ват – образец индуистской архитектуры, посвящен богу Вишну. Ангкор Ват в Камбодже построен из 5 миллионов тонн песчаника. Каменные блоки нарезаны ровно и плотно прилегают друг к другу, так что между ними не входит лезвие ножа.

Камни, подогнанные друг к другу, ничем не скреплены и держатся только на собственном весе. Камни неправильной формы и вогнутости соединены между собой, словно пазлы. Современные технологии не способны повторить кладку.

Каменные блоки древние строители транспортировали по водным каналам из каменоломен, находящихся на плато Кулен в 40 км от места строительства. Внешние стены храма выполнены из литерита – камня, который легко обрабатывается, но затвердевает на воздухе, как гранит.

Почему город покинули люди

500 лет тому назад город-храм покинули люди, оставив на милость джунглей, и ушли осваивать новую столицу королевства Пномпень. То, что случилось, кажется странным. Ведь Ангкор Ват был процветающим городом. Плодородная земля давала 3 урожая риса в год, озеро изобиловало рыбой, а густые леса – дичью.

Каждый новый правитель устраивал город так, что центр старого города оказывался на окраине нового. Город-гигант рос, постепенно превращаясь в город храмов, пока в 1431 году его не захватили тайские войска. Город обезлюдел, влажный климат с буйной растительностью превратил столицу в руины, и джунгли постепенно поглотили ее.

Архитектура

Издали Ангкор-Ват кажется огромным единым дворцом из камня, но вблизи становится понятно, что сооружение не такое простое. Оно состоит из множества крытых галерей, камер, подъездов и дворов, расположенных на разных уровнях и соединенных лестницами. В центре находится храмовый комплекс, состоящий из 5 башен в форме бутона лотоса. Попасть к нему можно по проспекту, который идет прямо от главного входа. Маршрут этот не короткий – 475 м.

Ангкор-Ват является миниатюрной копией вселенной в камне или моделью мира, каким его представляли индуисты и буддисты. Центральный, самый высокий уровень символизирует мифическую гору Меру, которая по поверью расположена в центре вселенной и является домом богов. Внешняя стена представляет горы на краю света, а окружающие рвы с водой – океаны.

Вдоль проспекта тянутся балюстрады, украшенные статуями семиглавых змей, а при входе стоят гигантские каменные львы. Путь к храмовому комплексу проходит между двумя изящными библиотеками, а дальше расположены 2 бассейна или пруда. Крытые, замысловато связанные галереи с колоннами определяют границы первого и второго уровней. В галерее Тысячи Будд до войны хранились сотни изображений Будды, но большинство из них разграбили.

Третий уровень поддерживает пять башен – 4 в углах и 1 посередине, и это самая яркая архитектурная особенность постройки. Градуированные ярусы, поднимающиеся один над другим, придают башням коническую форму. Лестница на верхний уровень очень крутая, потому что достижение королевства богов было нелегкой задачей. Верхний уровень, также известный как святилище Бакан, открыт для ограниченного числа посетителей в день.

Вход и выход в Ангкор-Ват возможен только через западные ворота. Чтобы не заблудиться в этих лабиринтах и увидеть все достопримечательные места храма, посетитель должен иметь при себе карту.

Галереи и проходы закрывает каменная изогнутая крыша, которая является отличительной чертой постройки. На расстоянии это похоже на серию длинных узких горных хребтов, но на самом деле это крыша из каменных прямоугольников, расположенных вплотную, по типу черепицы.

Архитектура этого сооружения восхищает своим объемом и детализацией. Практически все стены украшены тысячами барельефов, представляющих важных божеств и деятелей индуистской и буддийской религий, а также ключевые события из истории. Существует барельеф с изображением императора Сурьявармана II, входящего в город, возможно, впервые после его строительства. Фактически, во всей конструкции очень мало участков, которые не украшены резными изображениями или скульптурами. Там можно увидеть самые разнообразные фигуры: танцовщицы, воины, животные, мифические существа и т.п. Примечательно, что барельефы читаются против часовой стрелки; это еще один признак того, что храм связан с похоронными ритуалами.

В центральной башне стоит статуя бога Вишну высотой 3,25 м. Вокруг нее можно увидеть пряди волос. Это приношения от молодых людей, готовящихся к женитьбе, или от паломников. Когда-то стены зданий и статуи были окрашены в разные цвета, но до нашего времени вся краска слезла. Ее можно увидеть только в нескольких местах.

Другие элементы дизайна были разрушены грабителями и временем. Так, сейчас уже не осталось позолоченной лепнины на башнях, позолоты на фигурах и барельефах, деревянные потолочные панели и двери. Несмотря на это, комплекс по-прежнему выглядит очень величественно и грандиозно. Ежегодно его посещают около 500 000 посетителей. Большинство путеводителей советуют приезжать рано утром, чтобы запечатлеть восход солнца над этим волшебным, духовным местом.

Бапуон

В самом центре священного города Ангкор-Том находится еще один удивительный храм высотой 49 метров – Бапуон. Он появился в XI веке во времена царствования Удаядитьявармана II. Это сооружение по форме представляет собой пятиступенчатую пирамиду, состоящую из трех ярусов.

От других святилищ Бапуон отличают особые барельефы – они выполнены в форме маленьких квадратиков, в которых высечены сцены из повседневной жизни кхмеров. В свои молодые годы храм поражал великолепием.

Еще в XIII столетии им восхищался китайский дипломат Чжоу Дагуань, называя его «поистине удивительным зрелищем». До наших дней Бапуон добрался в очень плачевном состоянии, и виной тому песчаное основание, на котором он был построен. Оно оказалось неустойчивым, и грандиозная постройка начала стремительно разрушаться.

Советы и рекомендации по посещению храмов

  • Начинайте экскурсии по Ангкору как можно раньше (часов с 6-7 утра): во-первых, успеете начать наслаждаться храмами до прихода сильной жары; во-вторых, избежите толп коллег-туристов (хотя бы в первые пару часов); в-третьих, успеете посетить максимально много мест – поверьте, начав изучать ангкорские постройки, вы поймете, что один-два и даже три дня – это очень-очень мало; в-четвертых, сможете встретить рассвет среди руин. Видите, сколько плюсов раннего подъема с постели ))
  • Берите с собой много воды и про еду не забудьте – цены на территории Ангкора завышены, да и не всегда под рукой есть не то, что кафе или ресторан, а даже просто палатка, где можно раздобыть воду. К примеру, чтобы пройти насквозь Ангкор Ват придется преодолеть около пары километров, на протяжении которых практически отсутствует какая-либо тень, так что наверняка вода окажется не лишней.
  • Не забудьте про удобную обувь – исследовать руины, подниматься на высокие лестницы и убегать от обезьян в шлепанцах будет не слишком удобно.
  • Храмы Ангкора не являются действующими, так что перед входом обувь снимать не нужно. Однако есть парочка других нюансов: например, в главный храм Ангкор Вата можно попасть только с покрытыми руками и ногами (всякие накидки, шарфики и пр. не подойдут), так что прихватите шаровары или длинную юбку и кофточку, также в шортах не пустят в храм Бапуон (Ангокр Том).
  • Крайне пригодится головной убор и крем от загара, во всяком случае, в период сухого сезона, когда кругом стоит жара и на небе нет ни облачка. В сезон доджей идеальным защитником станет дождевик.
  • Гулять удобнее всего с рюкзаком, чтобы не таскать все необходимые вещи в руках, которые будут куда полезнее пустыми, особенно при подъемах на вершины храмов.
  • Остерегайтесь таких местных жителей, как обезьяны. Да, они выглядят крайне мило и добродушно, но могут в любой момент проявить агрессию, накинуться и даже укусить, а уж о том, чтобы украсть что-нибудь, я вообще молчу – тащат все, что не приколочено – шляпы, бутылки с водой, даже еду могут отобрать ))
  • Будьте крайне внимательны при посещение дальних храмов, таких, как Кох Кер, Пном Кулен и др., так как там до сих местами можно наткнуться на мины. Лучше строго соблюдайте предписания предупреждающих табличек во избежание неприятностей.
  • Прихватите в поездку мелкие деньги – вокруг храмов полно детишек, которые выпрашивают у иностранцев либо просто деньги, либо пытаются продать дешевенькие сувениры.
  • Хотите чувствовать себя настоящим профи – изучите, когда и кем были построены храмы, также можно предварительно ознакомиться с древнеиндийскими эпосами, чтобы со знанием дела рассматривать ангкорские барельефы.

Краткое описание Ангкор-Ват

Первоначально дома богов, например, Вишну и Шивы, королевские усыпальницы возводились в формате храма-горы. Такие постройки представляли собой многоступенчатое здание из нескольких ярусов, приподнятое над землей. Со стороны они выглядели, словно пирамиды.

Привычные в нашем понимании святилища, в которых жители Ангкора почитали предков, проводили церемонии и ритуалы, строились непосредственно на земле. Они не имели возвышений, хоть и могли иметь пирамидообразную форму.

Постепенно от первого типа архитектуры в кхмерской империи отказались. Храмовый комплекс Ангкор-Ват стал первым сооружением, построенным на земле, но выполняющим роль дома для божества.

Общая характеристика священного здания:

  1. Максимальная высота – 65 метров; размер самой высокой башни – 42 метра;
  2. Форма – квадратная, напоминает лотос;
  3. Имеет три яруса; первый находится на высоте около четырех метров, второй возвышается на семь метров над землей, третий – на тринадцать метров;
  4. Центральный вход, что достаточно нетипично для древней архитектуры, обращен на запад; попасть внутрь храма можно как с западной стороны, так и с восточной;
  5. На каждом этаже располагаются длинные галереи; в храме огромное количество лестниц, подъемов, переходов;
  6. Основных башен – пять.

Приближаясь к комплексу, создается ощущение оптической иллюзии. Чем ближе подходишь к Ангкор-Ват, тем больше он выглядит. При этом кажется, что постройка растет из-под земли.

Архитектурный старинный памятник окружен рвом. Его ширина – 190 метров, а общая длина – более четырех километров. Этот глубокий ров олицетворяет собой мировой (вселенский) океан. Недалеко от постройки располагается кирпичная дамба, от которой ведет насыпная дорога к храму.

Территорию, которую занимает храмовый комплекс в Камбодже, опоясывает стена. Ее протяженность составляет более километра. Ширина – 810 метров, высота – почти пять метров. На стене – четыре башни, называемые горупами. Они указывают на стороны света. Композиция из трех горуп украшает место центрального входа на западе.

Поверхность стены покрыта сложными орнаментами, узорами, рисунками и гравировками. Примечательно то, что все божественные и человеческие фигуры стоят в определенных позах, которые не повторяются. У каждого персонажа уникальные выражение лица, украшения, одежды.

Звери, птицы и растения, также присутствующие среди рисунков, тоже не дублируются.

От центрального входа к сердцу храмового комплекса ведет широкая дорога, протяженностью почти 400 метров. Вдоль нее горделиво возвышаются статуи змей с восемью головами.

Храм Ангкор-Ват по своему силуэту напоминает конус, башню. Самый широкий – нижний ярус, третий – верхний – самый узкий.
Галереи и проходы на первом этаже священной постройки декорированы фигурами и барельефами, высотой более двух метров.

Среди сюжетов встречаются иллюстрации к древним мифам, представления о том, как выглядит повседневная жизнь божеств, и рисунки, рассказывающие о быте жителей Камбоджи.

Весь второй ярус украшают скульптуры и изображения танцующих божеств, нимф и иных мифологических существ. Третий этаж постройки также богато декорирован разнообразными рисунками.

Подняться на него непросто: наверх ведет крутая и длинная лестница. Главная особенность верхней террасы – пять высоких башен. Центральная из них символизирует гору Меру.

История

Ангкор-Ват находится в провинции Сиемреап, Камбоджа. Его построили в начале 12 века по приказу правителя Кхмерской империи Сурьявармана II в честь бога Вишну. Также принято считать, что Ангкор-Ват являлся государственной столицей, а потом должен был стать погребальным местом для королей. К такому выводу специалисты пришли из-за расположения здания: оно, в отличие от других построек той эпохи, ориентировано на запад, что символизирует заходящее солнце и смерть.

Поскольку ни стела фундамента, ни какие-либо записи о названии памятника не были найдены, оно остается неизвестным. Возможно, первоначальное название звучало как Vrah Vishnu-lok (буквально «Святое местожительство Вишну»). Имя Ангкор-Ват закрепилось за комплексом только столетия спустя. Слово «ангкор» означает «город» или «столица». Частичка «Ват», вероятно, была добавлена в 16 веке, когда поселение заполонили буддисты. Она переводится как «храм».

Примерно через 27 лет после смерти Сурьявармана Ангкор разграбили вражеские племена. После на трон сел король Джаяварман VII, который основал новую столицу и построил храм Байон, а Ангкор-Ват отошел на второй план. В конце 13-го века он перешел от индусов к буддистам. К его и без того богатому искусству были добавлены статуи Будды.

Хотя к 13 веку Ангкор-Ват больше не был объектом политического, культурного или коммерческого значения, он оставался важным памятником буддийской религии до 1800-х годов. Действительно, в отличие от многих исторических мест, Ангкор-Ват никогда не оставлялся по-настоящему заброшенным, а попросту постепенно пришел в негодность.

Храмовый комплекс обрел популярность среди не-азиатов лишь в 19 веке после написания путевых заметок французского исследователя Анри Мухо. Однако, до Мухо Ангкор посещали еще несколько изыскателей. Например, еще в 1586 году в Камбодже побывал монах Антонио да Мадалена из Португалии. Он был очень впечатлен постройкой и назвал ее «несравнимой с другими памятниками в мире».

По началу ученые не могли поверить, что такое возведение могли построить кхмеры. Было трудно восстановить историю происхождения Ангкор-Ват, так как в городе не осталось обычных жилищ, домов или других признаков поселения, включая кухонную утварь, оружие или предметы одежды, которые обычно находят в подобных местах. Вместо этого были обнаружены только лишь сами церковные комплексы. Но последующие более глубокие исследования при помощи современных технологий помогли узнать все о данном памятнике.

Что означает современное название

«Ангкор» (от санскритского «нагара») значит «город». Интересно, что в Камбуджадеше разговаривали на двух языках: правители на санскрите, а простолюдины – на кхмерском языке. Слово «Ват» в языках азиатских странах может обозначать храм, пагоду или монастырь.

Храмовый комплекс Ангкор Ват, Камбоджа

Кхмерский язык здесь не исключение, но в нём есть и второе значение слова «Ват»: это «восхищение» или «почитание».

Таким образом, название святилища можно перевести как:

  • город-храм;
  • городской храм;
  • столичный храм.

Но фактически слово Ангкор уже давно стало именем собственным и оттого никак не переводится. Поэтому Ангкор Ват – это храм Ангкор.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий