Архитектура Испании: стили, известные архитекторы и образцы зодчества

Архитектура Испании: характеристика стилей и знаменитые сооружения

На архитектуру Испании накладывали отпечаток различные исторические события, развитие культурной жизни населения.

Архитектура Испании выделяется тремя основными стилями: мавританский, романсный и готический, об особенностях которых мы вас познакомим.

Мавританская архитектура Испании века

Архитектура Испании в мавританском стиле представляет, поистине, сказочные сооружения, создающие ощущение воздушности и нереальности происходящего.

В строительстве маврами использовались куполообразные, арочные, колонные формы и орнаменты из арабского алфавита, так как людей и животных изображать запрещено Кораном.

Мавры — дети пустыни, поэтому, с особой трепетностью относились к воде. Вследствие этого мавританская архитектура Испании изобилует внутренними двориками с фонтанами и прудами. Эти элементы подчеркивают утонченность и роскошную красоту дворцов, крепостей и мечетей.

Сооружения в стиле мавританской архитектуры в Испании

  • мечеть Мескита в Кордове;
  • Хенералифе в Гранаде;
  • дворец Алькасар в Толедо;
  • минарет Харильда в Севилье;
  • мечеть Мескита в Кордове;
  • дворец Альгамбра в Гранаде.

Романсная архитектура Испании века

В период происходит одно из самых значимых исторических событий в Испании — Реконкиста. Это крестовые походы христиан против мавров с целью возвращения своих территорий. В это время происходит усиление влияния церкви, и распространение религиозных догм происходит наиболее интенсивно. А постоянные вооруженные столкновения подвигли на строительство неприступных крепостей. Таким образом, в архитектуре Испании зародился новый стиль — романсный.

Для романсного стиля архитектуры Испании характерен суровый, и в тоже время, живописный внешний вид. Сооружения возводились из крупных камней, стены украшались не красивой, витиеватой лепниной, а зубцами с целью защиты крепости в случае нападения. Большое количество создаваемых башен подчеркивает тревожное настроение того времени.

Сооружения в романсном стиле архитектуры Испании

  • собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела;
  • крепость Авила в Кастилии;
  • крепость Алькасар в Сеговии;
  • старый собор в Саламанке.

Готическая архитектура Испании веков

На рубеже XIII века в строительстве религиозных сооружений начинает развиваться новое направление в архитектуре Испании — готика. Это направление было создано католическим монашеским орденом цистерцианцев, проповедующих аскетичный образ жизни, направленный на духовное развитие человека, без использования благ цивилизации.

Для архитектуры Испании в готическом стиле характерны формы ребер свода и использование стрельчатых арок. Одна из особенностей готики — большое количество капелл и сакристий, окружающих соборы, поэтому, сооружения в готическом стиле, как правило, разрастались в ширину, теряя ощущение высокого полета и монументальности.

В готической архитектуре Испании создавалась гладкая поверхность стен, на фоне которой оформлялось украшение в виде расплывчатых орнаментов. Эта особенность становится основополагающей во всей последующей архитектуре Испании.

Сооружения в готическом стиле архитектуры Испании века

  • монастырь Сан Хуан де лос Рейес в Толедо;
  • монастырь Сан-Томе в Авиле;
  • церковь Санта Мария дель Мар в Барселоне;
  • собор в Бургосе;
  • Кафедральный собор в Леоне.

Многие сооружения в стране имеют смешанные стили, так как строительство соборов продолжалось по несколько веков. Поэтому, архитектура Испании является тем историческим воплощением воли правителей и желания простых людей.

Предыстория

Архитектура мегалита

Навета-дес-Тудонс (Naveta d’Es Tudons), Менорка, фото: общественное достояние

В каменном веке наиболее распространенным мегалитом (сооружением из огромных каменных глыб) на Пиренейском полуострове был дольмен. В плане этих погребальных камер был псевдокруг или трапеция, образованная огромными камнями, стоявшими на земле, а другие над ними образовывали крышу. По мере развития типологии появился входной коридор, и постепенно он приобрел известность и стал почти так же велик, как и комната. Коридоры с крышей и ложные купола были распространены на самой поздней стадии. В комплексе Антекера расположены крупнейшие дольмены в Европе. Лучше всего сохранился дольмен Куэва-де-Менга глубиной двадцать пять метров и высотой четыре метра, он был построен из тридцати двух мегалитов.

Образцы архитектуры эпохи бронзы, сохранившиеся лучше всего, расположены на Балеарских островах, где возникли три вида конструкций: Т-образный таула, талайот и навета. Талайотами были оборонительные башни в форме усеченного конуса и усеченной пирамиды. У них был центральный столб. Наветы были конструкциями из больших камней, их форма была похожа на корпус судна.

Иберийская и кельтская архитектура

Кельтские поселения в Галисии: Кастро де Баронья, фото:Locutus Borg, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Наиболее характерными конструкциями кельтов были городища (Castros) – деревни, обнесенные стеной, обычно расположенные на вершинах холмов или гор. Они строились в районах, занятых кельтами в долине Дуэро и в Галисии. Примерами таких поселений являются Лас Коготас в Авиле и Санта-Текла в Понтеведра.

Дома этих городищах были приблизительно от 3,5 до 5 метров в длину, в основном они были круглыми, некоторые – прямоугольными, строились они из природного камня, крыша была соломенной, она опиралась на деревянную колонну в центре здания. Их улицы были достаточно правильными, намекая на некоторую форму центральной организации.

Города, построенные племенами ареваков (Arévacos) были связаны с иберийской культурой, и некоторые из них достигли значительного развития, например, Нуманции. Другие поселения были более примитивными и, как правило, выдолбленными в скале, например, Термантия.

Слайды и текст этой презентации

относиться со всем почтением. Это непредсказуемый и фантастический мир, окружённый

с разных сторон высотными хребтами Пиренеев и Кантабрии, а также иберийских и каталонских гор с примыкающими к ним Канарскими островами. На всём протяжении этих природных скрижалей и находится гордое королевство испанского народа. Башенки дворцов и музеев, колонны амфитеатров, статуи римских богов и героев древнегреческой Эллады. Ажурные дома и мозаичные палисадники, аллеи и фонтаны, парки и галереи. Соборы и мечети, памятники европейских и исламских стилей, незабываемые сооружения, покоряющие сказочностью и неповторимостью. Архитектура Испании потрясает своим великолепием, несмотря на скромные размеры атлантического государства.

Слайд 6Стили архитектуры Испании: ДРЕВНЕРИМСКИЙ СТИЛЬ Начиная

со II века нашей эры, римское владычество на испанских территориях

привело к стремительному прогрессу в строительстве. Небольшие поселения превратились в крупные города, между ними была построена сеть дорог. Некоторые памятники архитектуры того времени не уступают по ценности и качеству строительства лучшим римским памятникам.

Слайд 7Романский стиль Во время мавританского владычества в Испании зародился

и развился очень своеобразный мавританский стиль. Элементы этого стиля в

XI-XII вв. смешались с пришедшим из Франции европейским архитектурным языком.
В результате возник смешанный стиль, основанный на французских образцах, но сохранивший традиционные исламские черты. Местные мастера часто создавали уникальные архитектурные композиции. Этот ранний фасад с аркатурным фризом ассоциируется с архитектурой итальянской Ломбардии. Дверной портал расположен в стене с массивной каменной кладкой.

испанских колоний в Латинской Америке. Он преобладал с конца XVII

по середину XVIII века, в начале века его сменил платереско. Отличительные черты колониальной направленности — смешение барочной вычурности с надежностью и приземистостью построек. Характерная черта колониального стиля — использование материала стукко, который применялся для барочной лепнины, штукатурки домов. Стукко — прочный художественный материал, искусственный мрамор, состоящий из гипса, клея и мраморной крошки. Иногда в смесь добавлялся алебастр, каменная пудра и мел. С течением времени колониальный стиль получил подвид — утрированный барокко под названием «чурригереско».

Слайд 10

Стиль платереско

Стиль получил название от испанского слова platero — ювелир.

который представляет собой художественное нагромождение декоративных элементов с растительными и фантастическими мотивами. Характерные особенности — фасады с многоярусными башенками, разделенные на три вертикальных части, а также колонны в стиле неоклассицизма. Самые яркие здания стиля платереско — Саламанкский университет с его сложными лепнинами, Севильский собор, дворец Инфантадо в Гуадалахаре, университет города Алькала де Енарес. Лучшими мастерами, работавшими в стиле платереско, признаны Диего де Риольо, Хуан де Гуас. Они определили зрелый этап развития платереско и сделали его одним из наиболее запоминающихся испанских зодческих стилей.

Мусульманская и мосарабская Испания

Украшенная арабесками панель из Мадины аз-захра, robven – http://www.flickr.com/photos/robven/3048203629/

Великолепный дворец-город Мадина аз-захра близ Кордовы был построен в X веке для династии Омейядов халифов Кордовы, он должен был стать столицей исламской Андазузии, раскопки ведутся до сих пор. Сохранился значительный объем очень сложной отделки основных зданий, демонстрирующий огромное богатство этого очень централизованного государства. Дворец в Альхаферии относится к более позднему периоду, после того, как Исламская Испания была разделена на несколько царств. Известными примерами исламской архитектуры и ее украшений являются храмы-мечети Кордовы, исламские элементы которых были добавлены на этапе между 784 и 987 годами, и дворцы Альгамбра и Хенералифе в Гранаде, относящиеся к финальному периоду мусульманской Испании.

Пизанский Грифон является крупнейшей известной исламской скульптурой животного и самой зрелищной скульптурой из группы Аль-Андалуз, многие из этих скульптур были созданы, чтобы поддержать бассейны фонтанов (например, в Альгамбре), или в редких случаях для курения благовоний и других подобных целей.

Христианское население мусульманской Испании разработало стиль мосарабского искусства, самыми известными сохранившимися примерами которого являются несколько иллюстрированных рукописей, несколько комментариев к книге Откровений астурийского Святого Беата (Беатус) Лиебанского (ок. 730 – ок. 800 гг), которые создали тему, позволившую ярко окрашенному примитивистскому стилю в полном объеме продемонстрировать свои качества в рукописях X века. Например, это манускрипты Беатус Моргана, вероятно первый, Беатус Жероны, украшенный женщиной-художником Энд (Ende), Эскориальский Беатус и Беатус Сен-Север, который на самом деле был создан на некотором расстоянии от мусульманского правления во Франции. Мосарабские элементы, в том числе фон из ярких цветных полосок, можно увидеть на некоторых более поздних романских фресках.

Испано-мавританская керамическая посуда появилась на юге, по-видимому, в основном для местных рынков, но мусульманские гончары позже начали мигрировать в регион Валенсия, где христианские владыки продавали свою роскошную люстровую керамику элите по всей христианской Европе в XIV и XV веках, в том числе Папам Римским и английскому королевскому двору. Испанская исламская резьба по слоновой кости и текстиль были также очень высококачественными; современные предприятия, производящие плитки и ковры на полуострове, обязаны своим происхождением в основном исламским королевствам.

После изгнания исламских правителей во время Реконкисты значительная часть мусульманского населения и христианские мастеров, прошедших подготовку в мусульманском стиле, остались в Испании. Мудехар (Mudéjar) – это термин, обозначающий произведения искусства и архитектуры, созданные этими людьми. Объекты архитектуры в стиле мудехар в Арагоне признаны объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Двор Девичье патио XIV века, построенный для Педро Кастильского в Севильском Алькасаре, является еще одним ярким примером. Данный стиль может также гармонично сочетаться с христианскими европейским средневековым стилем и стилем Возрождения, например, в сложных потолках из дерева и лепных потолках, а работы в стиле мудехар часто продолжали создавать в течение нескольких столетий после того, как какая-либо территория передавалась под управление христиан.

Шкатулка из слоновой кости аль-Магира, Мадина аз-захра, 968 г, Общественное достояние

Пизанский грифон, фото: Memorato, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Страница из Беатуса Моргана

Испано-мавританский кувшин с гербом Медичи, 1450-1460 гг

Гауди и его дома «Из костей» и «Каменоломня»

Благодаря неподражаемому стилю, Гауди становится самым модным архитектором в Барселоне. Он превращается в «непозволительную роскошь», создаёт дома один необычнее другого. Испанские буржуа тратят свои состояния на реализацию гениальных идей художника.

Дом Бальо или дом из Костей. Барселонцы ещё называют его «Зевающий» и «дом-Дракон», такой многообразный у него фасад.

Стиль Гауди — это благоговейно почтительные отношения с Творцом, которые установились в детстве.  Ревматизм ограничивал мальчика в играх со сверстниками, но не мешал длительным одиночным прогулкам верхом на ослике.

Наблюдая окружающий мир, архитектор черпал вдохновение для решения конструктивных или декоративных задач архитектуры для заказчиков. В своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей, трансформируя их в особое направление, именуемое испанский модерн (modernismo).

За что городские власти критиковали дом «Из костей»?

Живым трепещущим существом стал плод причудливой фантазии архитектора — жилой дом текстильного магната Жозепа Бальо (Casa Batlló). Гауди реконструировал уже существующее здание в 1904—1906 годах, ожидающее сноса. Он использовал типичные конструктивные элементы каталонской архитектуры: керамику, камень и кованое железо.

Из-за радикального дизайна во время строительства Гауди нарушил все подзаконные акты города. И не потому что он «озорник», а потому что авторский стиль выходил за ограничивающие рамки традиционной архитектуры и градостроительства. Пришлось власть имущим менять законы.

Какое здание стало последней светской работой Гауди?

Дом Каменоломня в Барселоне в стиле Гауди

В 1906 году в жизни архитектора случается очередная большая потеря: умер отец, кузнечных и котельных дел мастер, Франсеск Гауди-и-Съерра. По словам Антонио, именно в отцовской мастерской он ощутил пространство как живую материю. Отец научил его понимать красоту предметного мира и привил любовь к архитектуре и рисованию.

Это далеко не первая утрата в жизни мастера. Родившись пятым ребёнком в семье, в этом году он остался совсем один с племянницей на попечении, которую похоронил через 6 лет.

Именно в этот период новые идеи Антонио воплощаются в доме для семьи Мила  (casa Mila, 1906 — 1910). Его новаторство заключалось в следующем.

  • Он продумывает систему естественной вентиляции, что позволяет отказаться от кондиционеров.
  • Строит здание без несущих и опорных стен (железо-бетонную конструкцию с несущими колоннами). Это даёт возможность перемещать межкомнатные перегородки в каждой квартире по своему усмотрению. Сегодня эта технология популярна у строителей монолитно-каркасных домов.
  • Устраивает подземный гараж.
  • Каждое помещение в доме получает окно, что тоже необычно для начала ХХ века. Для этого предусмотрены три внутренних дворика.

Волнообразный фасад представляет собой гармоничную массу всевозможного камня, который, наряду с коваными железными балконами, у барселонцев получил прозвище «каменоломня» или Ла Педрера.

Это здание стало первым сооружением ХХ века, включённым в наследие ЮНЕСКО (1984 год). А во время строительства заказчик и строители заплатили не один штраф за нарушение общепринятых нормативов.

Дом Мила стал последней светской работой перед тем, как архитектор посвятил себя полностью творчеству над Искупительным Храмом Святого Семейства (Саграда-Фамилия). Новые заказы он больше не брал, но работал над окончанием текущих объектов.

Романский стиль в живописи Испании

Апсида церкви Санта-Мария в Таулле, каталонская фреска в Лериде, начало XII века, фото: фото: Ecemaml, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

В Испании искусство романского периода представляло собой плавный переход от предыдущих прероманских и мосарабских стилей. Многие из лучше всего сохранившихся романских церковных фресок, которые в то время обнаруживались по всей Европе, происходят из Каталонии. Известные примеры расположены в храмах регионе Валь-де-Бой; многие из них были обнаружены только в XX веке. Некоторые из лучших примеров были перемещены в музеи, особенно в Национальный музей искусства Каталонии в Барселоне, где расположена знаменитая центральная апсида Сант Климент в Таулле и фрески из Сихены. Самыми прекрасными примерами кастильских романских фресок считаются фрески в Сан-Исидоро в Леоне, картины из Сан-Бауделио-де-Берланга, сейчас в основном расположенные в различных музеях, включая Музей искусств Метрополитен в Нью-Йорке, и фрески из Санта-Крус-де-Мадеруело в Сеговии. Есть также несколько антепендиумов (завеса или перегородка перед алтарём) с росписью по дереву и других ранних панно.

Как отличить романский стиль от готики?

Готический стиль тоже стиль Средневековья. Он сменил романский стиль в начале 13 века. Но его создание и внедрение происходили постепенно, ещё в 12 веке.

Поэтому многие сооружения содержат в себе проявления обоих стилей. Начало их строительства приходилось на эпоху романского стиля, а достраивались они уже под влиянием готики.

Основное отличие стилей — в их предназначении. В период романского стиля сооружения были невысокими и мощными, а основной их целью было служить как убежище и защищать от врага.

То были церкви-замки, внушительные неприступные соборы, неприметные базилики, которые сливались с пейзажем.

Но в период готики защита была уже не так важна. Поэтому расширялись окна, строились более высокие сооружения, применялись декоративные элементы.

Готика заимствовала у романского стиля крестовый свод на потолке.

Сводчатый потолок Святой капеллы (Сент-Шапель) в Париже. Большие витражные окна капеллы, которые разделены тонкими колоннами, указывают на готический стиль постройки.

Только раньше, чтобы потолок не обрушился, архитекторам приходилось делать очень толстые стены, которые смогли бы удержать на себе вес потолка. В период готики вес потолка переносится наружу. К сооружению пристраивается дополнительная конструкция, которая служила опорой.

Благодаря этому архитекторам удалось уменьшить толщину стен и увеличить двери и окна.

Основные отличия:

Романский стильГотика
Основные сооружения: базилики, соборы, церкви, замкиПомимо церквей и собор строятся дворцы, частные дома богатых людей
Достаточно низкие сооруженияВысокие сооружения с остроконечными элементами
Толстые стены с узкими окнами и дверьми, чтобы было легче обороняться, а врагу — сложнее попасть внутрьТонкие стены, большие ажурные окна, большие двери. Свет играл важную роль
Сводчатые потолкиСводчатые потолки с тонкими стенами
Полукруглые аркиСтрельчатые арки
Почти полное отсутствие декораКаменная резьбы, ажурные окна. В период поздней готики строения делаются как можно более простыми, а вот декор, наоборот, усложняется
Идеология — религияИдеология — религия и мистика

Примеры готики в архитектуре

Солсберийский собор, Англия, построенный в готическом стиле.

Миланский собор в Италии. О готике говорят остроконечные шпили и ажурность деталей.

Брюссельская ратуша, Бельгия

Обратите внимание на декоративные элементы башни и ажурность окон.

Читайте про другие архитектурные стили: Барокко и Рококо.

Вестготскаяя архитектура в Испании

Астурийское искусство

Санта Мария дель Наранко, фото: Rafaelj, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Королевство Астурия возникло в 718 году, когда племена астуров сплотились и решили назначить Пелайо своим лидером. Пелайо объединил местные племена и беженцев вестготов под своим командованием с целью постепенно восстановить готический орден.

Астуриское дороманское искусство является особой чертой всей Испании, оно сочетало в себе элементы других стилей, черты как вестготских, так и местных традиций, создало и развивало свою собственную индивидуальность и характеристики, достигнув значительного уровня утонченности не только в том, что касается конструкции, но также и с точки зрения эстетики.

Что касается его эволюции, то с точки зрения внешнего вида, астурийское дороманское искусство придерживалось «стилистической последовательности, тесно связанной с политической эволюцией королевства, его этапы были четко определены». В основном оно представлено придворной архитектурой, в ее развитии выделяется пять периодов: первый период (737-791 гг) от правления короля Фафила до Бермудо I. Второй этап включает в себя правление Альфонсо II (791-842 гг), входя в стадию стилистического определения. Эти два первых периода получили название дорамирские (Pre-Ramirense). Наиболее важная церковь – это Сан Хулиан де лос Прадос в Овьедо, с интересной волюметрией и комплексной программой иконографических фресок, близко связанных с римской настенной живописью. Характерные решетки и тройное окно в алтарной части храма впервые появились на этом этапе. Камара Санта в соборе Овьедо, Сан Педро де Нора и Санта Мария де Бендонес также принадлежат к этому периоду.

Интерьер Сан Хулиан де лос Прадос, фото: Sitomon, общественное достояние

Третий период включает время правления Рамиро I (842-850 гг) и Ордоньо I (850-866 гг). Она называется рамирский и считается высшей точкой стиля, благодаря работе неизвестного архитектора, который привнес сюда новые структурные и декоративные достижения, например, цилиндрический свод, и последовательному использованию поперечных дуг и контрфорсов, которые сделали этот стиль довольно близким к структурным достижениям романского стиля, возникшего спустя два столетия. Некоторые авторы указывают на необъяснимое сирийское влияние, выражавшееся в богатых орнаментах. В этот период были созданы большинство шедевров стиля: Дворцовые павильоны горы Наранко (Санта Мария дель Наранко и Сан Мигель де Лильо) и церковь Санта Кристина де Лена были построены в этот период.

Четвертый период приходится на период царствования Альфонса III (866-910 гг), где сильное влияние на архитектуру Астурии оказывают мосарабы (христиане, проживавшие на территориях Пиренейского полуострова, находящихся под контролем мусульман), также более широко стали использоваться подковообразные арки. Пятый и последний период совпал с переездом двора в Леон, исчезновением царства Астурии, и одновременно, из астурийского дороманского искусства.

Возрождение Гауди

С 1950 по 1960 год такие критики, как Джордж Р. Коллинз и Роберто Пейн, начали по новому говорить о творчестве архитектора. В Каталонии, его работы были повторно открыты Александром Циричи, Хуаном Эдуардо Цирлотом и Ориолом Богигасом.

С этого времени Гауди получил международное признание, особенно в Японии, где были опубликованы многочисленные исследования его работ. Сантьяго Калатрава и Норман Фостер оказались под влиянием его стиля.

Религиозный и аскетический образ жизни Антонио в конечном итоге в 1998 году вдохновит архиепископа Барселоны Рикара Марии Карлеса предложить кандидатуру Гауди для канонизации. После прохождения всех процедур у архитекторов мира появится свой покровитель — святой.

К 150-летию со дня его рождения (2002 г) провели много официальных церемоний, концертов, шоу и конференций, опубликовали несколько книг. В сентябре того же года в Палау делс Эспортс де Барселона состоялась премьера мюзикла под простым названием «Гауди».

В 2008 году Каталонская киноакадемия организовала вручение наград Гауди лучшим каталонским фильмами текущего года.

Его работы в настоящее время пользуются огромной популярностью во всем мире как среди публики, так и среди архитекторов. Его, еще не завершенный, шедевр Саграда Фамилия в настоящее время является самым посещаемым памятником в Испании.

Город искусств и наук (Валенсия)

Этот огромный культурно-развлекательный комплекс, разработанный известным испанским архитектуром  Сантьяго Калатравой, был вдохновлен парком Futuroscope в Пуатье (Франция) и стал настоящей достопримечательностью в Валенсии. «Город Искусств и Наук» состоит из семи впечатляющих сооружений, расположенных на более чем 350,000 кв м. С архитектурной точки зрения, самые символичные здания- это: Дворец Искусств королевы Софии (Дом Оперы Валенсии), Музей науки Принца Филиппа (замечательный музей, посвященный технологиям и науке) и L’Hemisferic (кинотеатр IMAX).

Город искусств и наук (Валенсия) фото: palm z (flickr)

Слайд 3Архитектура ИспанииПожалуй, к архитектуре такой прекрасной страны, как Испания, стоит

относиться со всем почтением. Это непредсказуемый и фантастический мир, окружённый

с разных сторон высотными хребтами Пиренеев и Кантабрии, а также иберийских и каталонских гор с примыкающими к ним Канарскими островами. На всём протяжении этих природных скрижалей и находится гордое королевство испанского народа. Башенки дворцов и музеев, колонны амфитеатров, статуи римских богов и героев древнегреческой Эллады. Ажурные дома и мозаичные палисадники, аллеи и фонтаны, парки и галереи. Соборы и мечети, памятники европейских и исламских стилей, незабываемые сооружения, покоряющие сказочностью и неповторимостью. Архитектура Испании потрясает своим великолепием, несмотря на скромные размеры атлантического государства.

Храмовая архитектура Мадрида.

Как столица Испании, Мадрид имеет больше политическую значимость для страны, но и с религиозной точки зрения город очень богат.

Собор Альмудена – величественное храмовое сооружение, расположенное напротив Оружейной площади Мадрида. Первый камень собора был заложен в 1884 году, и лишь 1993 году собор Альмуден был освящен Папой. Здание собора отличается своим вычурным неоготическим стилем, и имеет очень светлый облик. Форма здания выполнена в виде латинского креста.

Известный на весь мир своим величественным фасадом, Королевский собор Святого Франциска Великого, отличается своими размерами и красотой. Так, высота купола составляет 58 метров, а его диаметр равен 33 метрам. Выполнено здание Королевского собора в неоклассическом стиле.

Монастырь Энкарнасьон, считается самым богатым и процветающим монастырем Испании, а его здание относится к пяти самым узнаваемым архитектурным сооружения испанской столицы. Фасад монастыря выполнен из кирпича и каменных плит, и выполнен в редком стиле эрререско. Также, в экстерьере Энкарансьона есть нотки неоклассицизма, который внес во внешний облик Вентура Родригес, занимавшийся восстановлением церкви после большого пожара.

Византийский стиль в архитектуре

Сосредоточенная на новой столице Константинополе (современный Стамбул), а не городе Риме и его окрестностях, Византия развивалась как отдельная художественная и культурная единица. Хотя на ранних этапах  византийская архитектура стилистически и структурно неотличима от римской.

Можно наблюдать лишь стремление превзойти старый Рим в отношении роскоши и изящества. Мы видим:

  • усложнение геометрии зданий;
  • более свободное использование классических элементов;
  • использование кирпича и штукатурки для декора строений;
  • бросающуюся в глаза контраст в убранстве интерьеров и экстерьеров сооружений.

Этот стиль распространялся между 4-м и 15-м веками не только на удерживаемых византийцами территориях, но и далеко за пределами имперских границ.

Выражение стиля Гауди в архитектуре парка Гуэлья

В 1900 — 1914 годах Гауди работает на созданием парковой жилой зоны в английском стиле. Чтобы реализовать модную в те годы концепцию города-сада Гуэль приобрёл 15 га земли для строительства 62 частных особняков. Экономические неудачи проекта вынудили его наследников продать парк городу. Сейчас в нём находится дом-музей Гауди.

Для этого места Гауди спроектировал два великолепных входных павильона, служащих воротами. Большая орнаментированная лестница ведёт к Гипостильному залу, задуманному архитектором как место для рынка. Эспланада окружена длинной серпантинной скамьёй из сборных бетонных блоков, одетых в керамическую мозаику.

Этот принцип делает его архитектуру органической и некоторые исследователи его творчества называют стиль Гауди экомодерном.

Золотой Век испанской живописи

 В испанский Золотой век – период политического господства Испании и последующего спада, наблюдалось масштабное развитие искусства в Испании. Считается, что данный период начался в определенный момент после 1492 года и закончился или с Договором о Пиренеях в 1659 году, хотя в искусстве его начало откладывается до царствования Филиппа III (1598-1621 гг), или непосредственно перед ним, и конец также относят к 1660 годам или более позднему периоду. Таким образом, данный стиль является частью более широкого периода барокко в искусстве. Здесь наблюдается значительное влияние великих мастеров барокко, таких как Караваджо и позже Рубенс, своеобразие искусства того времени также включало в себя влияния, которые модифицировали типичные барочные характеристики. Среди них было влияние живописи современного ему голландского Золотого Века, а также родной испанской традиции, которая дала большей части искусства этого периода интерес к натурализму, и избегание грандиозности большей части искусства барокко. Значительные ранние представители этого периода – Хуан Баутиста Маино (1569-1649 гг), который принес новый натуралистический стиль в Испанию, Франсиско Рибалта (1565-1628 гг) и Санчес Котан (1560-1627 гг) влиятельный художник, писавший натюрморты.

Эль Греко (1541-1614) был одним из самых индивидуалистических художников того периода, он разработал очень маньеристский стиль, основанный на его происхождении из пост-византийской критской школы, на контрасте с натуралистическими подходами преобладавшими тогда в Севилье, Мадриде и других регионах Испании. Многие из его работ отражают серебристо-серые и яркие цвета венецианских художников, таких как Тициан, но при этом они сочетаются со странным удлинением фигур, необычным освещением, устранением перспективного пространства и заполнением поверхности очень явной и выразительной живописной манерой.

Работавший в основном в Италии, особенно в Неаполе, Хосе де Рибера (1591-1652 гг) считал себя испанцем, и его стиль иногда использовался в качестве примера крайне контрреформационного испанского искусства. Его работа была очень влиятельной (в основном за счет циркуляции его рисунков и гравюр по всей Европе) и демонстрировала значительное развитие в течение его карьеры.

Будучи воротами в Новый Свет, Севилья стала культурным центром Испании в XVI веке. Она привлекала со всей Европы художников, стремящихся получить заказы со всей растущей империи, а также от многочисленных религиозных домов богатого города. Начиная с сильной фламандской традиции подробной и гладкой манеры письма, что показано в работах Франциско Пачеко (1564-1642 гг), в течение долгого времени развивался натуралистический подход с влиянием Хуана де Роеласа (ок. 1560-1624 гг) и Франциско Эрреры Старшего (1590-1654 гг). Этот в большей степени натуралистический подход под влиянием Караваджо стал преобладающим в Севилье и сформировал учебный фон для трех мастеров Золотого века: Кано, Сурбарана и Веласкеса.

Франциско Сурбарана (1598-1664 гг) известен благодаря решительному и реалистичному использованию светотени в своих религиозных картинах и натюрмортах. Хотя казалось, что он ограничен в своем развитии, и ему тяжело даются сложные сцены. Великолепная способность Сурбарана вызвать религиозные чувства принесла ему множество заказов в консервативной Контрреформационной Севилье.

Разделяя влияние того же мастера-живописца – Франциско Пачеко – как и Веласкеса, Алонсо Кано (16601-1667) также активно работал со скульптурой и архитектурой. Его стиль перешел от натурализма его раннего периода к более тонкому, идеалистическому подходу, выявив венецианские влияния и влияния Ван Дейка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий