Президенты жюри основного конкурса
С 1956 года жюри фестиваля возглавляет всемирно признанный деятель кино.
Год | Президент | Профессия | Национальность |
---|---|---|---|
1956 г. | Марсель Карне | Директор | Франция |
1957 г. | Джей Кармоди | Кинокритик | Соединенные Штаты |
1958 г. | Фрэнк Капра | Директор | Соединенные Штаты |
1959 г. | Роберт Олдрич | Директор | Соединенные Штаты |
1960 г. | Гарольд Ллойд | Актер | Соединенные Штаты |
1961 г. | Джеймс Куинн | Администратор фильма | Объединенное Королевство |
1962 г. | Король Видор | Директор | Соединенные Штаты |
1963 г. | Венди Той | Танцор | Объединенное Королевство |
1964 г. | Энтони Манн | Режиссер, Актер | Соединенные Штаты |
1965 г. | Джон Джиллетт | Кинокритик | Объединенное Королевство |
1966 г. | Пьер Браунбергер | Продюсер фильма | Франция |
Торольд Дикинсон | Директор | Объединенное Королевство | |
1968 г. | Луис Гарсия Берланга | Директор | Испания |
1969 г. | Йоханнес Шааф | Директор | Германия |
1970 г. | Джордж Стивенс | Директор | Соединенные Штаты |
1971 г. | Бьёрн Расмуссен | Поэт | Дания |
1972 г. | Элеонора Перри | Сценарист | Соединенные Штаты |
Дэвид Робинсон | Кинокритик | Объединенное Королевство | |
1974 г. | Родольфо Кун | Директор | Аргентина |
1975 г. | Сильвия Симс | Актриса | Объединенное Королевство |
1976 г. | Ежи Кавалерович | Директор | Польша |
1977 г. | Сента Бергер | Актриса | Австрия |
1978 г. | Патрисия Хайсмит | Писатель | Соединенные Штаты |
1979 г. | Йорн Доннер | Директор | Финляндия |
1980 г. | Ингрид Тулин | Актриса | Швеция |
1981 г. | Ютта Брюкнер | Режиссер, сценарист | Германия |
1982 г. | Джоан Фонтейн | Актриса | Соединенные Штаты |
1983 г. | Жанна Моро | Актриса | Франция |
Лив Ульманн | Актриса | Норвегия | |
1985 г. | Жан Марэ | Актер | Франция |
1986 г. | Джина Лоллобриджида | Актриса | Италия |
1987 г. | Клаус Мария Брандауэр | Актер | Австрия |
1988 г. | Гульельмо Бираги | Кинокритик | Италия |
1989 г. | Рольф Либерманн | Композитор | Швейцария |
1990 г. | Майкл Баллхаус | Оператор | Германия |
1991 г. | Фолькер Шлёндорф | Режиссер, сценарист | Германия |
1992 г. | Энни Жирардо | Актриса | Франция |
1993 г. | Фрэнк Бейер | Директор | Германия |
1994 г. | Джереми Томас | Продюсер фильма | Объединенное Королевство |
1995 г. | Лия ван Леер | Программист, киноархивист | Израиль |
1996 г. | Никита Михалков | Актер, Режиссер | Россия |
1997 г. | Джек Лэнг | Политик | Франция |
1998 г. | Бен Кингсли | Актер | Объединенное Королевство |
1999 г. | Анхела Молина | Актриса | Испания |
2000 г. | Гун Ли | Актриса | Китай |
2001 г. | Билл Механик | Продюсер фильма | Соединенные Штаты |
2002 г. | Мира Наир | Директор | Индия |
2003 г. | Атом Эгоян | Директор | Канада |
2004 г. | Фрэнсис МакДорманд | Актриса | Соединенные Штаты |
2005 г. | Роланд Эммерих | Директор | Германия |
2006 г. | Шарлотта Рэмплинг | Актриса | Объединенное Королевство |
2007 г. | Пол Шредер | Режиссер, сценарист | Соединенные Штаты |
2008 г. | Коста-Гаврас | Директор | Франция |
2009 г. | Тильда Суинтон | Актриса | Объединенное Королевство |
2010 г. | Вернер Херцог | Режиссер, сценарист | Германия |
2011 г. | Изабелла Росселлини | Актриса | Италия |
2012 г. | Майк Ли | Режиссер, сценарист | Объединенное Королевство |
Вонг Кар-вай | Директор | Гонконг | |
2014 г. | Джеймс Шамус | Сценарист | Соединенные Штаты |
2015 г. | Даррен Аронофски | Режиссер, сценарист | Соединенные Штаты |
2016 г. | Мерил Стрип | Актриса | Соединенные Штаты |
2017 г. | Пол Верховен | Режиссер, сценарист | Нидерланды |
2018 г. | Том Тыквер | Режиссер, сценарист | Германия |
2019 г. | Жюльетт Бинош | Актриса | Франция |
2020 г. | Джереми Айронс | Актер | Объединенное Королевство |
2022 г. | М. Найт Шьямалан | Режиссер, сценарист, продюсер | Индия / США |
В 2021 году режиссеры шести предыдущих фильмов-обладателей «Золотого медведя» определили награды конкурса 71-го Берлинале. В том году не было председателя жюри. В состав жюри вошли Мохаммад Расулоф, Надав Лапид , Адина Пинтилие , Ильдико Эниеди , Джанфранко Рози и Ясмила Жбанич .
Таланты Берлинале [ править ]
Вим Вендерс посетил кампус талантов в качестве лектора
Начиная с 2003 года, Берлинале сотрудничает с Berlinale Talents (ранее Berlinale Talent Campus), зимней школой для «подающих надежды кинематографистов», которая проводится одновременно с фестивалем. Talent Campus ежегодно принимает около 250 кандидатов; посетители приезжают со всего мира и представляют все профессии кинопроизводства.
Мероприятие длится шесть дней во время Берлинале и включает лекции и панельные дискуссии с известными профессионалами, которые решают проблемы кинопроизводства. Частью программы являются семинары, экскурсии, индивидуальные занятия, коучинг и обучение участников из разных сфер деятельности.
В ходе заседания представлены презентации известных экспертов , среди которых были Пак Чан Ук , Фрэнсис МакДорманд , Стивен Фрирз , Деннис Хоппер , Цзя Чжанке , Уолтер Марч , Шахрукх Кхан , Джошуа Оппенгеймер , Энтони Мингелла , Шарлотта Рэмплинг , Уолтер Саллес , Ридли Скотт , Рауль Пек , Том Тыквер , Майк Ли , Тильда Суинтон и Вим Вендерс . [цитата необходима ]Многие из этих презентаций и лекций заархивированы как в виде видеозаписей, так и в виде стенограмм на веб-сайте Talent Campus.
Берлинале 2021
В 2021 году, из-за ограничений, введенных в Германии в связи с коронавирусом, фестиваль проводился в два этапа: первый проходил 1–5 марта в онлайн-режиме, а 9–20 июня была проведена программа Summer Special, которая включала в себя живые кинопоказы и церемонию вручения призов фестиваля.
71-й Берлинале запомнится тем, что в этом году изменились номинации Берлинского кинофестиваля. Призов лучшим актерам стало вдвое меньше — отказались от гендерного разделения: на смену категориям “лучшая мужская роль” и “лучшая женская роль”, пришла одна номинация — “лучшая роль”, в которой были представлены и мужчины, и женщины. Гендерно нейтральные номинации утверждают равенство между мужчинами и женщинами, их работы оценивают по одинаковым критериям.
Площадки поменьше
Переезд кинофестиваля на Потсдамер-плац, застроенную зданиями звездных архитекторов, сложно переоценить — здесь находятся сразу три многозальных кинотеатра: CinemaxX, Cinestar и Arsenal — их вполне хватает, чтобы охватить всю основную фестивальную программу. Но на время Берлинале его фильмы показывают и в других кинотеатрах — все они в большинстве своем находятся в центре города. В этом году после долгой реконструкции открылся легендарный Zoo Palast — теперь это семизальный мультиплекс. В этом году в нем, среди прочего, будут показывать программу Lola — немецкие фильмы, отобранные для участия в конкурсе на главную немецкую кинонаграду. Продолжается и недавняя традиция под названием Berlinale Goes Kiez — «Берлинале едет на район» (Kiez — слово из берлинского жаргона, обозначающее условный район города, объединенный, например, улицей). В рамках этой инициативы красная ковровая дорожка на один вечер переезжает в один из 7 маленьких районных кинотеатров — например, камерный Toni & Tonino в Вайсензее.
Лауреаты премии «Золотой медведь»[править | править код]
Год | Фильм | Оригинальное название | Режиссёр | Страна |
---|---|---|---|---|
Свадьба Туйи | Tuya de hun shi | Куанань Ванг | Китай | |
Грбавица | Grbavica | Ясмила Жбанич | Босния и Герцеговина | |
Кармен из Каелитши | U-Carmen e-Khayelitsha | Марк Дорнфорд-Мей | ЮАР | |
Головой о стену | Gegen die Wand | Фатих Акин | Германия / Турция | |
В этом мире | In this World | Майкл Уинтерботтом | Великобритания | |
Унесённые призраками | 千と千尋の神隠し | Хаяо Миядзаки | Япония | |
Кровавое воскресенье | Bloody Sunday | Пол Гринграсс | Великобритания / Ирландия | |
Интим | Intimité | Патрик Шеро | Франция | |
Магнолия | Magnolia | Пол Томас Андерсон | США | |
Тонкая красная линия | The Thin Red Line | Теренс Малик | США | |
Центральный вокзал | Central do Brasil | Вальтер Саллес | Бразилия | |
Народ против Ларри Флинта | The People vs. Larry Flynt | Милош Форман | США | |
Разум и чувства | Sense and Sensibility | Энг Ли | США | |
Приманка | L’Appât | Бертран Тавернье | Франция | |
Во имя отца | In the Name of the Father | Джим Шеридан | Великобритания / Ирландия | |
Женщины с озера Благоухающих душ | Xian Hunnü | Се Фэй | Китай | |
Свадебный банкет | 喜宴 | Энг Ли | Тайвань | |
Большой каньон | Grand Canyon | Лоуренс Кэздан | США | |
Дом улыбок | La Casa del sorriso | Марко Феррери | Италия | |
Музыкальная шкатулка | Music Box | Коста-Гаврас | США | |
Жаворонки на нити | Skrivanci Na Nitich | Иржи Менцель | Чехословакия | |
Человек дождя | Rain Man | Бэрри Левинсон | США | |
Красный гаолян | 紅高梁 | Чжан Имоу | Китай | |
Тема | Тема | Глеб Панфилов | СССР | |
Штаммхайм | Stammheim | Райнхард Хауф | ФРГ | |
Женщина и чужой | Die Frau und der Fremde | Райнер Зимон | ГДР | |
Уэтерби | Wetherby | Дэвид Хейр | Великобритания | |
Потоки любви | Love Streams | Джон Кассаветес | США | |
Власть | Ascendancy | Edward Bennett | Великобритания | |
Рой | La colmena | Марио Камус | Испания | |
Тоска Вероники Фосс | Die Sehnsucht der Veronika Voss | Райнер Вернер Фасбиндер | ФРГ | |
Быстрей! Быстрей! | Deprisa deprisa | Карлос Саура | Испания | |
В глубине страны | Heartland | Ричард Пирс | США | |
Палермо, или Вольфсбург | Palermo oder Wolfsburg | Вернер Шретер | ФРГ | |
Давид | David | Петер Лилиенталь | ФРГ | |
Форели | Las truchas | Хосе Луис Гарсиа Санчес | Испания | |
Что сказал Макс | Las palabras de Max | Эмилио Мартинес Лазаро | Испания | |
Восхождение | Восхождение | Лариса Шепитько | СССР | |
Буффало Билл и индейцы | Buffalo Bill and the Indians | Роберт Олтмен | США | |
Дом на окраине | Örökbefogadas | Марта Месарош | Венгрия | |
Воспитание Дадди Кравитца | The Apprenticeship of Duddy Kravitz | Тед Котчефф | Канада | |
Отдаленный гром | Ashani Sanket | Сатьяджит Рей | Индия | |
Кентерберийские рассказы | I racconti di Canterbury | Пьер Паоло Пазолини | Италия / Франция | |
Сад Финци-Контини | Il giardino dei Finzi Contini | Витторио Де Сика | Италия / ФРГ | |
Призы не присуждались | — | — | — | |
Ранние заботы | Rani Radovi | Желимир Жилник | Югославия | |
Эне, бене, рес | Ole Dole Doff | Ян Труэль | Швеция | |
Старт | Le Départ | Ежи Сколимовский | Бельгия | |
Тупик | Cul-de-sac | Роман Поланский | Великобритания | |
Альфавиль | Alphaville | Жан-Люк Годар | Франция / Италия | |
Засушливое лето | Susuz yaz | Исмаил Метин | Турция | |
Повесть о жестокости бусидо | 武士道残酷物语 | Тадаси Имаи | Япония | |
Дьявол | Il Diavolo | Джан Луиджи Полидоро | Италия | |
Такого рода любовь | A Kind of Loving | Джон Шлезингер | Великобритания | |
Ночь | La Notte | Микеланджело Антониони | Италия / Франция | |
Ласарильо из Тормеса | El Lazarillo de Tormes | Сесар Ардавин | Испания / Италия | |
Кузены | Les Cousins | Клод Шаброль | Франция | |
Земляничная поляна | Smultronstället | Ингмар Бергман | Швеция | |
12 разгневанных мужчин | Twelve Angry Men | Сидни Люмет | США | |
Приглашение к танцу | Invitation to the dance | Джин Келли | США | |
Крысы | Die Ratten | Роберт Сьодмак | ФРГ | |
Выбор Хобсона | Hobson’s Choice | Дэвид Лин | Великобритания | |
Плата за страх | Le Salaire de la peur | Анри-Жорж Клузо | Франция / Италия | |
Она танцевала одно лето | Hon dansade en sommer | Арне Маттсон | Швеция | |
Четверо в джипе | Die vier im jeep | Леопольд Линдтберг | Швейцария | |
Правосудие свершилось | Justice est faite | Андре Кайат | Франция | |
Адрес неизвестен | Sans laisser d’adresse | Жан-Поль Ле Шануа | Франция | |
Золушка | Cinderella | Уолт Дисней | США |
Чем заняты киноманы
По мнению английского режиссера иранского происхождения Бабака Джалали, приветливость Берлинале для обычного зрителя и есть его главное достоинство:
— Посмотрите, сколько людей со всего мира приехало. Каждый из них может просто купить билет, попасть на мировую премьеру и стать частью этого большого события.
Билеты можно купить в торговом центре в минуте от Berlinale Palast. Чувствуется немецкая организованность: отдельная касса для премьерных показов, отдельная – для обычных. В среднем билеты стоят от 8 до 15 евро. Студентам же лучше всего купить абонемент на ту или иную секцию, включающий все ее фильмы – за 20 евро. Если билетов не осталось, рано терять надежду – у кинотеатров дежурят перекупщики, хотя заплатить придется больше.
Атмосфера на показах напоминает скорее театр, чем кино: бокал вина перед просмотром, аплодисменты в конце фильма. Если картина публике не по вкусу, люди встают и уходят, ведь еще можно успеть на другую премьеру неподалеку.
— Каждый раз выбираю с трудом, на что пойти, ведь одновременно идет около трех-пяти фильмов, и промахнуться очень обидно, — делится немецкая студентка в очереди на итальянскую премьеру «Моя дочь».
Работу фестиваля обеспечивают сотни человек. Это секьюрити — молодые люди в красных шарфах, всегда готовые подсказать, куда идти; билетеры и пиар-агенты, обеспечивающие связь кинематографистов с прессой.
Журналисты повсюду: для них билеты на все сеансы бесплатны и ежедневно организовываются закрытые пресс-показы. После просмотров – фотосессии и пресс-конференции с режиссерами, актерами и продюсерами фильмов, на которых каждый может задать свой вопрос, если, конечно, будет достаточно настойчив: желающих много. Есть у прессы и свой штаб с горячим кофе, компьютерным залом, вай-фаем и волшебной кассой с бесплатными билетами — правда, только на день вперед. Но и за ними с восьми утра выстраивается очередь, а к вечеру на половину фильмов билеты заканчиваются.
Киноманов легко распознать в любой части Берлина по фирменной красной сумке Берлинале: в этом году каждый из журналистов получил такую в подарок, а остальные гости могли купить ее в сувенирных магазинах. Со своим рюкзаком во многие кинозалы не пускают, и так организаторы решили проблему.
Jan Windszus Berlinale 2010
Алло, мы ищем таланты
Такие ужины – далеко не единственный пример тесного взаимодействия зрителей с фильмами. Секция «Таланты Берлинале» открывает двери нескольких берлинских театров 250 молодым кинематографистам различного профиля, чтобы вовлечь их в дискуссию друг с другом и со зрителями в разных форматах: воркшопы, круглые столы, лекции.
— В этом году мы сделали фокус на секретах киноиндустрии, — рассказывает директор секции Флориан Вегорн. — Причем речь идет как об общих режиссерских, операторских или других приемах, так и о секретах конкретных фильмов, которые зрители обсуждают с их создателями после просмотра.
«Таланты Берлинале» ежегодно оказывает финансовую поддержку наиболее перспективным картинам, но для поиска финансирования на фестивале есть и отдельная платформа — «Европейский кинорынок». Здесь встречаются покупатели и продавцы мира кино, смотрят товар и заключают сделки. В 2018 проекту удалось побить рекорд прошлых лет и привлечь более десяти тысяч посетителей.
— В этом году нам исполняется 30 лет, — делится руководитель проекта Мэтьюс Воутер Кноль. — Как и любой человек в этом возрасте, «Европейский кинорынок» задается вопросами: куда двигаться дальше? Что стоит поменять? Чего мы добились? Мы постарались ответить на эти вопросы и укрепить свои позиции.
Lia Darjes / EFM 2017
Berlinale
Берлинский международный кинофестиваль.
Берлинский кинофестиваль, известный также как Берлинале, является одним из самых значимых и престижных кинофестивалей в мире. Берлинале ориентирован на прогрессивный геополитический кинематограф
Жюри уделяет особое внимание тому, чтобы в фестивальной программе были представлены фильмы со всего мира, в том числе фильмы стран бывшего «Восточного Блока»
Берлинале является крупнейшим культурным событием, превращая Берлин в столицу кинематографа на две недели в феврале. Также Берлинале славится тем, что на нем открываются новые таланты. Этому посвящён ряд мероприятий, такие как, например Berlinale Talent Campus, куда ежегодно приезжают студенты со всего мира. От России ежегодно посещает Кампус несколько человек. Пройти селекцию на Берлинале — уже большой успех.
Главные призы Берлинале:
- «Золотой медведь» — главный приз,
- «Серебряный медведь» — гран-при жюри,
- «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру,
- «Серебряный медведь» лучшей актрисе,
- «Серебряный медведь» лучшему актёру,
- «Серебряный медведь» за выдающийся вклад в искусство,
- «Серебряный медведь» за лучшую музыку к фильму,
- «Тедди»,
- Премия Альфреда Бауэра (за открытие новых путей в киноискусстве),
- Приз за «Лучший дебют» (€ 50.000).
Призы независимого жюри:
- Бронзовый медведь,
- Голубой ангел,
- Лучшая работа художника,
- Лучший сценарий,
- Особая премия,
- Особая премия жюри,
- Особые упоминания жюри,
- Почетный серебряный приз,
- Премия за персональное достижение,
- Премия иностранных делегаций,
- Приз за карьеру,
- Приз за персональное достижение,
- Приз за сценарий,
- Приз за сценарий и работу с актерами,
- Приз за творчество,
- Приз за художественное достоинство,
- Приз за художественный вклад.
Правила и условия
- Дата завершения работы: в течение 12 месяцев до начала фестиваля;
- В приоритете мировые и международные премьеры.
- Фестиваль не принимает к рассмотрению телевизионный формат, производственные фильмы и рекламу. Немецкие фильмы обязаны иметь премьерный показ на фестивале, исключая картины, которые выбраны на программу Перспектива немецкого кино;
- Форматы для показа в основном конкурсе: DCP, 35mm, 70mm, 3D (в зависимости от кинотеатра);
- Форматы для показа в секциях Форум, Панорама и Поколение: DCP, QuickTime ProRes 422, HDCAM или 35mm (в зависимости от кинотеатра);
- Форматы для показа в секции короткого метра: DCP, QuickTime ProRes 422, HDCAM или 35mm.
Документы и материалы
Заявка: доступна онлайн с середины сентября по адресу film entry;
Фильмы (кроме немецких) принимаемые в конкурсу:
- могут быть поставлены в качестве спектакля в стране производства;
- могут быть участниками национальных фестивалей в стране производства.
Документация для заявки:
Вместе с тем, что участник должен заполнить онлайн-форму, необходимо предоставить полную информацию по контактам компании-производителя, синопсис, фильмографию и биографию режиссера, списки с актерским составом и съемочной группы.
Проверяйте информацию по правилам подачи заявок для каждой секции.
ПОДАЧА ЗАЯВОК ОНЛАЙН (фильмы до 30 минут)
Требовани для загрузки фильмов через интернет (подробнее):
- минимум: full PAL или NTSC разрешение
- соотношение сторон: 4:3, 16:9 or Cinema Scope
- максимальный размер файла – 1 Гб
- видео и аудио в одном файле
Рекомендации: видео файл в кодировке MPEG4 / h.264 и AAC кодек аудио
- Все расходы по отправке материалов на фестиваль (к показу) берет на себя продюсер или его доверенное лицо, включая дополнительные расходы, страховку. Фестиваль берет на себя расходы только по хранению копий и страхованию после того, как копию прибывает в Берлин;
- На DVD или пленке на селекцию должна стоять отметка “SAMPLE”;
- Отправитель должен уведомить дирекцию фестиваля об отправке копии воздушной почтой письменно, указав дату и номер чека и название фильма;
- В случае повреждения копии во время селекции или самого фестиваля, фестиваль покрывает расходы ТОЛЬКО по возмещению убытков на печать новой копии.
Язык субтитров: английский и/или немецкий
Требуется мировая премьера.
Жюри и организаторы
Директор фестиваля — Дитер Косслик. Куратор Berlinale – Thomas Hailer
Где найти звезд
Если же звезды на экране уже не вызывают восторга и хочется увидеть их вживую, можно попытаться пробиться к красной ковровой дорожке через десятки фотографов. Впечатления не из самых приятных – они очень громко кричат, чтобы знаменитости посмотрели в их сторону, да и толкаются профессионально.
В этом году многие звезды отказались от откровенных платьев и высоких каблуков. Ограничились джинсами и футболкой, поддержав запущенную немецкой сценаристской и актрисой Анной Брюгерманн компанию #Nobodysdoll («Не чья-то кукла»).
Есть другой способ оказаться ближе к звездам – раздобыть билеты на бранч по случаю премьеры или на коктейльную вечеринку того или иного кинофонда. Например, Гете-Институт традиционно устраивает свой Гете-завтрак в первую субботу Берлинале с 10:30 в уютном берлинском офисе на Вайнмайстерштрассе.
Если ищете кого-то конкретного – через хештеги и геопозицию в Инстаграме можно выследить почти любого на кинофестивале.
Richard Hübner Berlinale 2018
Билеты
Фотография: Getty Images/Fotobank
Сказать, что Берлинский фестиваль популярен у жителей и гостей города, будет недостаточно — свидетельством полной его включенности в жизнь Берлина являются забитые до отказа кинозалы, длинные очереди за билетами и ежедневный солд-аут на основные и большинство остальных показов. В ситуации, когда каждое утро видишь перед еще закрытыми фестивальными кассами в торговом центре Potsdamer Platz Arkaden людей в спальных мешках, которые определенно заняли очередь еще ночью, можно только посоветовать позаботиться о билетах заранее, заказав их через сайт berlinale.de, а в остальных случаях действовать по ситуации (но не рассчитывать на спекулянтов, которых вы вряд ли найдете на Берлинале).
Призы фестиваля
Главным для конкурсантов, которые на две недели съезжаются в Берлин, является признание и награды, которые вручаются победителям на основании решения компетентных экспертов. На сегодняшний день таких призов существует довольно много и не в одной номинации, поэтому шанс выделиться и запомниться есть у всех фильмов-участников.
Главные награды
Основной приз конкурса – «Золотой Медведь» (геральдический символ немецкого государства). Его получают победители в двух номинациях: «Лучший полнометражный фильм» и «Лучший короткометражный фильм». Вторая номинация была введена в 1956 году. До этого короткометражки не удостаивались высшей награды.
В 1982 году был учрежден еще один главный приз – «За жизненные достижения».
Далее следует серия наград «Серебряный медведь»:
- Гран-при, который жюри вручает фильму, занявшему почетное второе место в конкурсном отборе. Награда была учреждена в 1965 году;
- «Лучшая режиссура» (с 1956 г.);
- «Лучшая актриса» (с 1956 г.);
- «Лучший актер» (с 1956 г.);
- «Лучшая короткометражная лента» (с 1956 г.);
- «За выдающиеся успехи в области искусств» (с 1978 г.). Эта награда присваивается редакторам, операторам, костюмерам, гримерам и всем тем, кто остается за кадром кинематографической работы;
- награда Альфреда Бауэра. Ее вручают за открытие новаторских путей в киноискусстве (с 1987 г.);
- «Лучшая музыка» (с 2002 г.);
- «Лучший сценарий» (с 2008 г.).
В 2006 году Международный кинофестиваль учредил награду в номинации «Лучшая дебютная работа».
Награды от независимого жюри
В состав команды независимых судей обычно входят эксперты, выбор которых не зависит от организаторов конкурса. Сегодня на фестивале вручается большое количество таких наград:
- Приз экуменического жюри. В его состав входит 6 человек, которые являются представителями католических и протестантских религиозных организаций. Награду получает лучший, по их мнению, фильм, который они выбирают из всех, представленных на конкурсе.
- Награда международной ассоциации кинопрессы – “Фипресси” (Fipresci Jury). В состав этого жюри входят знаменитые кинокритики, которые выбирают победителей в трех секциях: Основной конкурс, Панорама и Форум.
- Приз Гильдии немецкого артхаус-киноискусства. Жюри выбирает лучший фильм в основном конкурсе.
- Label Europa Cinemas – приз был учрежден Каннским фестивалем с целью промоушена европейского кинематографа.
- Teddy Award – награда за самый «нестандартный» фильм. Ее удостаиваются работы, которые во всеуслышание публично обсуждают самые «странные» и самые «неудобные» темы, например, ЛГБТ.
Сюда же можно отнести Peace Film Prize, Arte International Prize, Panorama Audience Award.
Другие призы
Берлинале – это не просто конкурс кино, это еще и фестиваль культур, поэтому основными наградами мероприятие не ограничивается. На конкурсе учреждены следующие номинации:
- «Лучший дебют» – для начинающих актеров,
- «Бронзовый медведь»,
- «Лучшая работа художественного плана»,
- «Голубой ангел»,
- «Особая премия»,
- «Почетный серебряный приз»,
- «Приз за личные достижения»,
- «Награда от иностранных делегаций»,
- «Награда за творчество»,
- «За художественное достоинство»,
- «Хрустальный медведь» – получают номинанты в секциях «Generation Plus» и «Generation 14Plus».
В свое время наград Берлинского фестиваля были удостоены Ингмар Бергман, Паоло Пазолини, Софи Лорен, Жан-Поль Бельмондо, Джейн Фонда, Роман Полански, Милош Форман. Представители российского кинематографа до 1975 года участия в конкурсе не принимали. Однако позже в разные годы премии получали:
- Сергей Соловьев с фильмом «Сто дней после детства» (лучшая режиссерская работа);
- Лариса Шепитько «Восхождение» (лучшая режиссура);
- Евгения Глушенко «Влюблен по собственному желанию» (лучшая актриса);
- 2010 год – Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин – «Серебряный медведь” за лучшую актерскую работу в фильме «Как я провел этим летом». В этой же ленте оператор Павел Костомаров получил приз «За достижения в области кинематографа»;
- 2015 год – операторы ленты «Под электрическими облаками» удостоены награды «За вклад в киноискусство».
И, наконец, в текущем году российская лента «Довлатов» получила признание в номинации «За лучший вклад в кино». Награду получила художник Елена Окопная.
Прошлые призы
В то время как учредители вводят все новые призы и награды, некоторые из существовавших ранее остаются в прошлом. К ним можно отнести:
- специальную Золотую премию руководства фестиваля,
- особую премию за творчество,
- особую премию жюри,
- приз, предназначенный для съемочной группы,
- юбилейную награду 30-го Берлинского фестиваля.
История
Фестиваль проводится с года. Его учредителями стали союзники по Второй мировой войне — США, Великобритания и Франция, под чьим управлением после войны находился Западный Берлин. В первый год существования этого кинофестиваля премии вручало немецкое жюри, а в — гг. проводились опросы публики и голосование в иностранных журналах. Победители определялись по категориям «лучший мюзикл», «лучшая драма», «лучший приключенческий фильм» и «лучшая комедия».
С года решение о присуждении наград принимает международное жюри. Главным призом фестиваля является «Золотой медведь», присуждаемый за лучший фильм. Серебряный медведь присуждается в следующих номинациях: лучший режиссёр, лучший актёр, лучшая актриса, лучшая музыка и приз за выдающиеся достижения в области искусства. Премией Альфреда Бауэра отмечаются картины, «открывающие новые пути в киноискусстве». На Берлинале-2006 впервые был вручен приз за лучший фильм-дебют.
В году Берлинале получил официальный статус международного кинофестиваля. В конкурсной программе участвуют художественные полнометражные и короткометражные фильмы, созданные в течение 12 месяцев до начала фестиваля и не демонстрировавшиеся на других фестивалях.
В рамках Берлинского киносмотра, помимо конкурсной программы, работают секции «Международный форум молодого кино», «Панорама», фестиваль фильмов для детей, а также европейский кинорынок. В Берлине в наибольшей мере, чем на других фестивалях представлены фильмы категории «не для всех» — так называемое «интеллектуальное кино». Фильмы Ингмара Бергмана, Микеланджело Антониони, режиссёров французской «новой волны» — Жан-Люка Годара, Клода Шаброля имели в разные годы большой успех на Берлинском кинофестивале.
До года российское кино не было представлено на фестивале. Первой картиной, показанной в Берлине, был фильм Сергея Соловьёва Сто дней после детства (Соловьев получил приз за лучшую режиссуру). Дважды фильмы отечественных режиссеров получали Золотые награды: в году это была кинокартина Восхождение Ларисы Шепитько, а в году — Тема Глеба Панфилова. В разные годы отечественные фильмы были отмечены призами за режиссуру, за художественный вклад, премией Альфреда Бауэра, а также специальными премиями. Так, в году Георгий Шенгелая получил приз за лучшую режиссуру (Путешествие молодого композитора), в году специальной премией отмечен фильм Александра Аскольдова Комиссар (снят в г.), в году премию А.Бауэра получил режиссёр Вадим Абдрашитов за фильм Слуга. Приз Серебряный медведь в году получил режиссер Виктор Аристов. В году режиссёр Александр Сокуров был награжден премией за творческий вклад в утверждение идеалов гуманизма.
Призами Серебряный Медведь (номинации «Лучший актёр» и «Лучшая актриса») были удостоены: Анатолий Солоницын (, Двадцать шесть дней из жизни Достоевского), Евгения Глушенко (, Влюблён по собственному желанию), Инна Чурикова (, Военно-полевой роман), Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин (, Как я провёл этим летом).
Как правило, на Берлинале показывают около 350 фильмов, а посещают этот киносмотр порядка 150 тысяч зрителей. В году международное жюри возглавила английская актриса Шарлотта Рэмплинг, фестиваль завершился 19 февраля.
Галерея [ править ]
Кристофер Ли на Берлинале в 2013 году
Джереми Айронс на Берлинале в 2013 году
На Потсдамской площади находятся два больших многозальных кинотеатра.
Ежегодно фестиваль посещают около 20 000 профессионалов из более чем 130 стран.
Шэрон Стоун на премьере фильма ” Когда мужчина падает в лесу” на Берлинале в 2007 году.
Kino International – один из трех билетных центров
Бай Лин в 2007 году
Cubix Kino на Александерплац
У зрителей есть возможность обсудить фильм с продюсерами и режиссерами после презентации.
Конференция после просмотра
София Майлз на Берлинале в 2007 году
Фридрихштадтпаласт стал кинотеатром в 2009 году.
Роланд Эммерих , председатель жюри, 2005 г.
Delphi Filmpalast
Клинт Иствуд на Берлинале в 2007 году
Вернер Херцог , председатель жюри 2010 г.
Кино Вавилон
Европейский кинорынок
Европейский кинорынок проходит в Martin-Gropius-Bau.
Европейский кинорынок (EFM) – один из трех крупнейших кинорынков в мире. Построенный в 1978 году, это бизнес-центр во время Берлинале. EFM является основным местом встречи продюсеров, покупателей, финансистов, торговых агентов и дистрибьюторов. EFM – это первый кинорынок года вместе с Marché du Film в Каннах в мае и американским кинорынком в ноябре. Это одно из трех основных мероприятий киноиндустрии.
Это профессиональное торговое мероприятие, поэтому оно открыто для зарегистрированных инсайдеров отрасли. В 2020 году состоялся 971 просмотр 732 зарегистрированных фильмов, при этом 525 фильмов отметили их премьеру.
EFM – это последующее мероприятие Filmmesse , которым руководила Айна Беллис с 1980 по 1987 год. В 1988 году Айна Беллис сменила Беки Пробст. С 2014 по октябрь 2020 года эту должность занял Маттейс Воутер Кнол, а рядом с ним был давний директор EFM Беки Пробст. В ноябре 2020 года Деннис Рух стал директором EFM.
Выставка предоставляет выставочные площади для компаний, представляющих свой текущий состав. Он организует более 1000 показов новых фильмов, которые проходят в кинотеатрах на Потсдамской площади. В 2007 году CinemaxX и CineStar использовались для демонстрации новой продукции. В 2010 году Astor Film Lounge демонстрировал трехмерные изображения рынка с использованием цифровой технологии RealD.
Рынок совместного производства Берлинале – это трехдневная сетевая платформа для продюсеров и финансистов, а также представителей телерадиовещания и финансирования, которые участвуют в международном совместном производстве. На рынке совместного производства Берлинале производители могут представить избранные проекты и найти партнеров по совместному производству и / или финансистов на личных встречах.
Берлинале: город не спит
Воскресный вечер в Берлине; пешеходные улочки недалеко от Потсдамской площади. Обычно в это время здесь пусто, и ни один магазин не работает – в воскресенье немцы отдыхают в кругу семьи. Но в дни Берлинале все иначе: улицы забиты людьми от мала до велика. Иностранные языки смешиваются в один веселый гул. Магазины работают допоздна, а рядом с ними открылись ресторанчики на колесах с мексиканской, немецкой и даже уругвайской кухней.
Правда, на улице долго никто не задерживается, и не только потому, что февраль в этом году в Берлине выдался зябким. Просто все самое интересное происходит внутри тех самых зданий, около которых людей еще больше, чем у уличных кафе. Это кинотеатры, принимающие у себя в этом году 68-й международный кинофестиваль Берлинале.
Таких кинотеатров по всему городу несколько десятков, и в каждый из них уже за час до начала показов выстраивается немаленькая очередь – чаще всего места в билете не указываются, и лучше прийти заранее, чтобы сесть поудобнее. В Berlinale Palast, самое грандиозное здание фестиваля, ведет красная ковровая дорожка. По ней проходят известные режиссеры и актеры на премьеру собственных картин, но уже через несколько часов их сменяют обычные зрители. Всего 21 тысяча гостей из 130 стран, 330 тысяч проданных билетов.
Andreas Teich Berlinale 2015
О чем все это
Берлинский не случайно считается одним из самых политически мотивированных кинофестивалей в мире: созданный в 1951 году в предельно поляризованном городе, он изначально был инструментом не столько культурной, сколько политической жизни разделенного на две части Берлина. Так, самый первый фестиваль прошел под девизом «Окно в
Новейшую историю фестиваля принято связывать с директорством Дитера Косслика, который начинал с работы редактором отдела культуры в лево-радикальном журнале Konkret, а на должность руководителя Берлинского кинофестиваля перешел с позиции вице-президента Европейской киноакадемии. Будучи нанятым в 2001 году мэром города Клаусом Воверайтом, основной агендой которого, безусловно, является сделать Берлин главной культурной столицей Европы, Косслик успешно вывел Берлинале на орбиты самых важных кинособытий года, не забывая в то же время о его геополитических традициях.
Награды и номинации
За фестиваль, который длится 10 дней, может быть показано до 350 картин. Их смотрят жюри вместе с 200 тысячами зрителей. Помимо самих конкурсов и наград в Берлинале существует «Международный форум молодого кино», «Форум нового кино». Там режиссёры и создатели фильмов могут поделиться идеями, обменяться опытом и даже договориться о сотрудничестве. В программе присутствуют и детские фильмы, которые также удостаиваются немалых наград.
Главная награда международного кинофестиваля в Берлине «Берлинале» — золотой медведь, который символизирует саму столице Германии, всю ее мощь и красоту. Он присуждается только поистине лучшим фильмам года. Второй почетной наградой считается серебряный медведь. Его могут дать по нескольким номинациям: лучшее режиссёрское решение, лучший актер кино, лучший саундтрек. Все зависит от выбора уважаемого жюри. И последняя награда — премия Альфреда Бауэра. Ее может получить только та картина, которая, по мнению жюри, открывает в кинематографе новые пути. Такие фильмы трогают душу, заставляют неординарно мыслить.
Остальные премии Берлинале не столь почетны, но тоже важны. Голубой Ангел, Бронзовый медведь, Премия жюри и многие другие вручаются на усмотрения комитета кинокритиков.
Открытием для Берлинского кинофестиваля стали 3D-фильмы. С 2011 года на их просмотр стал отводиться целый день. Режиссёры этих лент внесли безусловное новшество в Берлинале.
Награда Берлинале — золотой медведь