Богиня Сарасвати. Как праздную день знаний на Бали?

Что символизирует изображение Сарасвати

Четыре руки богини Сарасвати символизируют различные концепции:

  • Ее имманентность и превосходство.
  • Ее передние руки изображают деятельность Богини в материальном мире, в то время как задние руки – в духовном мире.
  • Четыре элемента внутренней жизни, которые включают ум, интеллект, эго и Сознание.

Струнный инструмент, который держит богиня Сарасвати служит напоминанием, что необходимо настроить свое сердце и разум, чтобы жить в гармонии с другими людьми и миром.

Книга или Веды – представляют истину или чистое знание.

Бусы или Джапа Мала – символизируют дисциплину, концентрацию и медитацию.

Белое одеяние или сари – говорит о чистоте.

На некоторых изображениях Сарасвати представляется сидя или в окружении белых лотосов, которые символизируют чистоту и знание. Кроме этого лотосы растут в грязных водах, но остаются чистыми и прекрасными, это означает необходимость оставаться нетронутыми негативными влияниями, которые могут окружать человека.

Павлин представляет красоту и танец, но кроме этого может также указывать на такие качества как тщеславие и нерешительность. Таким образом, его изображение является напоминанием об ограничении этих двух качеств.

Лебедь олицетворяет красоту и, как полагают, обладает уникальной способностью отделять молоко от воды своим клювом, символизируя необходимость для людей всегда различать правильное и неправильное.

Национальные праздники

На Бали существует множество праздников

Сарасвати — день, посвящённый индуистской богине знаний, мудрости, книг и образования Сарасвати.

Отмечается дважды в год — в мае и декабре, в простонародье — День знаний. Как ни странно, но в этот праздник не рекомендуется читать, заниматься саморазвитием или просвящаться — лучше провести день в молитвах.

Галунган — праздник посвящён предкам, создателю вселенной (балийское Рождество).

Отмечают его 10 дней (начинается в среду, заканчивается в субботу — Кунинган). В это время местные жители активно посещают такие храмы, как Прамбанан, Боробудур, Пура Танах Лот и другие.

Ньепи — день тишины или балийский Новый Год.

На сутки закрываются все общественные места, предприятия и даже аэропорт в этот день не принимает рейсы. В этот необычный праздник остров погружается в тишину и темноту.

Люди не включают свет, стараются не говорить друг с другом и избегать всякого шума. Дело в том, что существует поверье — в этот день на остров пробираются злые духи; не увидев и не услышав никого, они уходят и остров в безопасности до следующего года.

Помимо этих, самых популярных праздников, на Бали, существуют и другие:

  • День Будды;
  • День Панча Силы;
  • День независимости Бали;
  • Фестиваль еды;
  • Праздник фонарей и т.д.

Как празднуются многочисленные национальные праздники в Убуду смотрите на видео:

Как празднуется Сарасвати пуджа в Индии?

В День явления Сарасвати индуисты устраивают пышные пуджи — торжественные религиозные службы, веселятся, ходят в гости, готовят желтую еду, дарят желтые сладости и фрукты близким людям, друзьям и соседям

Весьма рекомендуется на Васант Панчами также слушать гимны честь Сарасвати, повторять мантры, всячески восхвалять Богиню Мудрости, читать истории о ней.
Индусы стараются надевать в этот день одежды желтого цвета (его также называют «басанти»), привлекающие внимание Сарасвати. Традиция носить желтое на Басант Панчами двухзначна

Во-первых, в этот сезон года начинают цвести горчичные поля и все вокруг становится желтым. Во-вторых, желтый цвет известен как любимый оттенок Сарасвати. Поэтому в праздник даже в храмах, которые не связаны с этой Богиней часто все украшают в желтый цвет.
Для ученых, людей искусства, а также детей и студентов, получающих знания в учебных завдениях Сарасвати Пуджа считается чуть ли не профессиональным праздником. Во многих регионах Индии именно к этому дню стараются приурочивать начало занятий по изучению алфавита, письма, проводят ритуалы Видьярамбам или Акшарабхьясам.
Весенний фестиваль считается благоприятным временем для начала новых проектов, вступления в брак, новоселья.
Интересно также, что именно с фестиваля Васант Панчами стартует отсчет времени до Холи. Между этими датами всегда проходит 40 дней. Считается, что этими праздниками ограничен весенний цикл. На Сарасвати пуджу в деревнях на видном месте размещают бревно, символизирующее Холику (его будут сжигать накануне Холи) и весь последующий период времени люди могут приносить к этому месту хворост, ветки и палки, которые затем послужат основой для огромного костра.

Есть и региональные различия в праздновании фестиваля Сарасвати. В Пенджабе и Харьяне этот праздник ассоциируется с массовым запуском воздушных змеев (как это происходит в северных штатах на Макара Санкранти). Среди сикхов Васант Панчами известен как начало многодневного воспевания Васант Раги. В этот день в храме Амритсара стартует практика музицирования, которая заканчивается только в первый день Вайсакха.

Облик богини

Описание богини Сарасвати можно встретить в древнеиндийской мифологии. Там она изображается в виде очень красивой женщины, облаченной во все белое. Богиня, как правило, восседает на лотосовом пьедестале в необычной позе – одна ее нога практически свисает вниз, а другая находится прямо под ней.

Одежда божества не имеет совершенно ничего лишнего – она строгая, без украшений, что указывает на предпочтение духовных ценностей, а не материальных. Традиционно Сарасвати имеет 4 руки, в каждой из которой находится определенный предмет:

  • священная книга – это символ науки;
  • белые жемчужные четки как символ истинных духовных ценностей;
  • музыкальный инструмент;
  • чаша со священной водой.

Богиню красоты изображают как очень красивую женщину, одетую во все белое, украшенную белыми цветами – все это символизирует светлость ее образа, чистоту истинных знаний и благие намерения. Как уже говорилось, она не носит никаких драгоценных украшений и золота, а также одета очень строго, так как основными отличительными чертами богини считается благородство и чистота.

Музыкальный инструмент, который держит в руках Сарасвати, обозначает то, что она является покровительницей любого звука. Кроме того, этот музыкальный инструмент символизирует всестороннее развитие личности и гармонию.

Поскольку богиня в индуизме считается супругой верховного бога и создателя всей Вселенной, то она олицетворяет собой интеллект и могущество, без которых невозможно достичь требуемой гармонии. Она покровительствует поэзии и музыке. Ее даром считается умение точно выражать свои мысли. Согласно одной из легенд, богиня Сарасвати проявила расположение к мудрецу и избрала его своим местопребыванием.

Она олицетворяет собой силу, стоящую за всеми божествами, так как именно через ее речь выражается сокрытое знание истины. Эта богиня позволяет человеку постигнуть священные писания и научиться понимать их значение.

И, конечно же, именно богиня красоты сможет наделить человека изысканностью. Если Сарасвати к кому-то особенно благосклонна, то последний заслуживает расположение других людей, пользуется почетом, уважением и расположением у влиятельных людей. Она наделяет человека необыкновенным обаянием и красноречием.

Богиня мудрости Сарасвати совершенно не выносит обмана, лицемерия, супружеской неверности. Она лишает жизненных сил и спокойствия тех, кто создает картины, литературные произведения и музыку, разрушающие сознание других людей.

Святые люди придают огромное значение почитанию этой богини. Люди, работающие в сфере образования, почитают ее для просвещения и просветления. Это совершенно неведомая, очень мощная сила, которая наделяет человека особым могуществом. Эта богиня все время находится рядом с человеком, замечая самую малейшую деталь, обнаруживая даже незначительный дефект, незаконченность. Она совершенно точно оценивает и взвешивает то, что все было сделано или еще только предстоит сделать.

Праздник Васанта-панчами считается днем Сарасвати. Считается, что именно в этот день и она появилась на свет. Этот праздник символизирует собой начало весны и нового этапа в жизненном цикле

А самой важной его особенностью считается то, что в этот день детей впервые начинают учить читать и писать, так как это наиболее благоприятный день для начала обучения

Интересно, что праздник начинается с чистки ручек и чернильниц, приведения в порядок бумаг и своего рабочего места. Школьники и студенты поклоняются богине, перед ее статуей или изображением располагают музыкальные инструменты и книги. Считается, что такой ритуал вынуждает богиню подойти поближе к людям.

В свободе – развитие

Опечалилась ли Сарасвати? Как ни странно, нет. Напротив, она почувствовала себя освобождённой, ведь брак был для неё нелёгким испытанием. Несмотря на это, богиня поведала женщинам о том, что именно в замужестве они способны сделаться сильнее, решительнее, стать неуязвимыми для невзгод и бедствий. 

Радость Сарасвати от свободы можно понять – не забывайте, что она была замужем за собственным отцом, которого вряд ли любила как мужа. Но, хочу отметить, что подобное поведение для индийских богинь крайне нетипично.

Сарасвати – покровительница всех видов искусства. Поэтам и музыкантам, танцорам и художникам она дарит вдохновение, раскрывая таланты. Один из заветов Сарасвати звучит так: создавая что-то новое, не оглядывайся в прошлое. 

Да, ценить полученный опыт, безусловно, нужно, но нельзя жить прошлыми обидами и ошибками. Богиня призывает людей искусства смотреть в будущее, ведь они создают красоту завтрашнего дня.

Как выглядит и изображается Лакшми?

На изображениях ее легко узнать – индийская богиня с множеством рук обычно сидит или стоит на цветке лотоса. Как правило, ее изображают с двумя небесными слонами, из хоботов которых фонтанами бьет вода. Слоны – это символы власти, ведь содержание этих животных обходилось недешево. Такую роскошь могли себе позволить только правители.

Одета богиня в красное сари – это традиционная индийская одежда. Такой цвет выбран неспроста – он символизирует земную энергию. Иногда ее одежда зеленого цвета, который ассоциируется с урожаем и изобилием.

Внимание привлекают украшения супруги Вишну, сделанные из золота. Лакшми еще и богиня красоты, которая неразрывно связана с плодородием и рождаемостью

Четыре руки богини – это символы главных целей человеческой жизни:

  1. Дхарма – праведность.
  2. Артха – достаток.
  3. Кама – любовь.
  4. Мокша – освобождение.

Но Богиня Лакшми изображается и с другим количеством рук. Все зависит от того, кто кроме неё присутствует на картине.

Лотос Лакшми ассоциируется с духовными знаниями и чистотой. Он символизирует расцвет жизни, духовный рост, а также олицетворяет устройство Вселенной. Раскрытие лотоса – это раскрытие чакр. Лотос Лакшми – это чистота и крепость духа. Цветок растет в грязных местах – на болоте, но он всегда остается чист и совершенен, несмотря на окружающее его не всегда подобающее соседство.

Иногда богиню изображают на сове – символе интеллекта и мудрости, но есть и противоположная точка зрения. Согласно ей, эта птица олицетворяет глупость. Когда к человеку приходит богатство, он может вести себя высокомерно, совершать нелепые поступки.

Рядом с богиней присутствуют шанкхами – так называют ритуальные раковины, которые ассоциируются с океаном. Считается, что богиня с шестью руками неразрывно связана с водой – там, где нет воды, жизни тоже нет.

В храмах она изображена, как правило, сидящей на троне в виде лотоса. Руки у богини на таких изображениях четыре, в них она держит лотос, раковину, сосуд, внутри которого нектар бессмертия, а также плоды бильвы. Вместо них богиню иногда изображают с лимоном.

В зависимости от цвета кожи можно трактовать образ Лакшми по-разному:

  1. Если ее кожа темная, словно грозовая туча, то это указание на ее близость с темноликим Вишну.
  2. Если кожа золотистого оттенка, то Лакшми в данном случае символизирует источник богатства.
  3. Белоснежная кожа – напоминание о чистоте природы.
  4. Розовая отражает сострадание и безграничную любовь ко всем существам, окружающим ее.

Символизм и иконография

Иконография Сарасвати: богиня изображена с виной , лебедем, павлином, хрустальной джапамалой и лотосом. (Два изображения: вверху – кафельная фреска в Керале , внизу – скульптура из искусственного мрамора в Карнатаке ).

Богиня Сарасвати часто изображается в виде красивой женщины, одетой в чистое белое, часто сидящей на белом лотосе , который символизирует свет, знание и истину. Она воплощает в себе не только знания, но и опыт высшей реальности. Ее иконография, как правило, состоит из белых тем, от одежды до цветов и лебедя – цвет, символизирующий саттва гуну или чистоту, различение истинного знания, проницательности и мудрости.

Ее дхьяна-мантра описывает ее как белую, как луна, одетую в белое платье, украшенную белыми украшениями, сияющую красотой, держащую в руках книгу и перо (книга символизирует знание).

Обычно у нее четыре руки, но иногда всего две. Когда они показаны с четырьмя руками, эти руки символически отражают четыре головы ее мужа Брахмы, представляя манас (ум, чувство), буддхи (интеллект, рассуждение), читту (воображение, творчество) и ахамкару (самосознание, эго). Брахма представляет абстрактное, в то время как она представляет действие и реальность.

В четырех руках предметы с символическим значением – пустака (книга или сценарий), мала (четки, гирлянда), горшок с водой и музыкальный инструмент ( вина ). Книга, которую она держит, символизирует Веды, представляющие универсальное, божественное, вечное и истинное знание, а также все формы обучения. Малы кристаллы, представляющая силу медитации, внутреннее отражения и духовности. Кастрюля с водой представляет собой очищающую силу, позволяющую отделить добро от зла, чистое от нечистого и сущность от несущественного. В некоторых текстах горшок с водой является символом сомы – напитка, который освобождает и ведет к знаниям. Самая известная особенность Сарасвати – это музыкальный инструмент под названием вина , который представляет все виды искусства и науки, а ее удерживание в руках символизирует выражение знания, которое создает гармонию. Сарасвати также ассоциируется с анурагой , любовью к музыке и ее ритмом, который представляет все эмоции и чувства, выраженные в речи или музыке.

У ее ног часто изображают хамсу – лебедя или гуся. В индуистской мифологии хамса – священная птица, которая, если предложить смесь молока и воды, может пить только молоко. Таким образом, он символизирует способность различать добро и зло, сущность от внешнего зрелища и вечное от мимолетного. Из-за того, что Сарасвати ассоциируется с лебедем, ее также называют Хамсавахини , что означает « та, у которой хамса – ее проводник ». Лебедь также является символом духовного совершенства, трансценденции и мокши.

Иногда рядом с богиней изображается цитрамекхала (также называемая маюра , павлин ). Павлин символизирует красочное великолепие, праздник танца, и – как пожиратель змея – алхимическая способность трансмутировать змей яд себе в светлое оперение просветления.

Обычно ее изображают возле проточной реки или другого водоема, что может указывать на ее раннюю историю как речной богини.

Она является частью Тридеви , триады великих богинь. Она представляет Саттва Гуну и Джнана Шакти.

Сарасвати как река

Деви Сарасвати изначально была речной богиней в ранних текстах, таких как Ригведа . Она была олицетворением реки Сарасвати , которая является символом чистоты.

История превращения Деви Сарасвати в реку упоминается в «Шришти-кханда» Падма-пураны, а также в « Сканда-пуране» . Произошла ужасная битва между бхаргавами (группой брахманов) и хехаями (группой кшатриев), в результате чего родился всепоглощающий огонь по имени Вадавагни, который мог уничтожить весь мир. В некоторых версиях его создал мудрец по имени Аува. Дэвы были обеспокоены и пошли к Вишну или Шиве . Верховный бог посоветовал им отправиться за помощью к Сарасвати, поскольку она может стать рекой и погрузить Вадавагни в океан. Все дэвы и деви отправились к Сарасвати и попросили ее защитить вселенную.

Она сказала, что согласится только в том случае, если ее ученик Брамха скажет ей сделать это. Затем все они отправились в Брамху, и Брамха велел Сарасвати превратиться в реку. Сарасвати согласилась, покинула Брахмалоку и прибыла в ашрам мудреца Уттанки . Там она встретила Шиву. Он отдал Вадавагни в горшке Сарасвати и сказал ей, чтобы она произошла от дерева Плакша . Сарасвати слилась с деревом и превратилась в реку. Оттуда она потекла в сторону Пушкаря . Сарасвати продолжила свое путешествие к океану. Наконец, она достигла конца своего путешествия и погрузила огонь в океан.

История создания персонажа

Сарасвати — древнейшее божество в ведическом пантеоне. Значение имени трактуется как «богатая водами» или «полноводная». Хотя подробный разбор с санскрита демонстрирует намного больше. Так, слог «са» переводится как «творение», «ра» — «оживление», а окончание «свати» олицетворяет женщину, которая дает благо.

Героиня в ведических трактатах и есть священная река. В индуизме считается, что на ее берегу возносили жертвы сами боги. Там же жили великие мудрецы — муни и риши. Считалось, что река под названием Сарасвати символизирует жизнь, ее источник.

Хотя по части прообраза божества мнения исследователей различаются. Так, прототипом покровительницы женских искусств называют еще реки Гхаггар-Хакра, Харахваити и Инд.

Изображение Сарасвати Культ богини был развит с древних времен. Индусы молились ей и верили, что, искупавшись в священном водоеме, станут очищенными от грехов. Согласно преданиям, бурное течение смывало с души и тела земные тяготы. Поэтому часто к обряду омовения прибегали ученые, музыканты и мудрецы.

Со временем Сарасвати перестали ассоциировать с рекой. Чаще ее воспринимали в качестве жены Брахмы. А область влияния героини ограничивалась наукой и искусством. В частности, среди ее достижений в культуре выделяли изобретение алфавита деванагари и санскрита.

В Индии сегодня принято отмечать праздник в ее честь — Васант-панчами. Он ознаменовывает собой наступление весеннего сезона и приходится на 5-й день лунного месяца Магх.

Согласно традициям, дети в эту дату приступают к изучению грамоты. Принято наводить порядок в бумагах и на рабочих столах. Студенты и школьники кладут перед статуей богини книги или же музыкальные инструменты, читают священные тексты. Считается, что поклонение этому мифологическому персонажу сулит освобождение от цикла перерождений и приближение к единению с Высшей Душой.

Мантры Сарасвати

Помимо семенной мантры «Айнг», есть много гимнов, посвященных богине красноречия. Они отличаются направлением, силой воздействия на интеллект человека.

Сарасвати Гаятри

Согласно многим ведическим текстам, Гаятри является формой Сарасвати, созданной Брахмой для совершения важного ритуального жертвоприношения богу Солнца. Поэтому лучшим призывом к богине мудрости является широко известная Гаятри-мантра

Существует также гимн Сарасвати-Гаятри, который принято воспевать во время индуистского праздника Васант-панчами

Считается, что его многократное повторение стимулирует когнитивные способности обучающихся: восприятие, внимание, память

Мантру принято записывать на гурмукхи (письменности индийского языка панджаби):

ॐ सरस्वत्यै विद्महे, ब्रह्मपुत्रियै धीमहि। तन्नो देवी प्रचोदयात।

ॐ ऐं वाकदैव्यै च विद्महे विरिंजि पत्न्यै च धीमहि तन्नो वाणी प्रचोदयात्॥

ॐ वाकदैव्यै च विद्महे कामराजाय धीमहि। तन्नो देवी प्रचोदयात्।


Мантру Сарасвати принято воспевать во время праздников.

Текст мантры на русском языке выглядит следующим образом:

«Ом Сарасватейи Видмахе, Брахмапутрийе Дхимахи, Танно Деви Прачодаят.

Ом Вакдевияи ча Видхмахе, Виринджи Патнияи ча Дхимахе, Танно Вани Прачодаятх.

Ом Ваакдевияи Ча Видмахе, Камрааджая Дхимахи, Танно Дэви Прачодаяат».

Примерный перевод гимна звучит так:

«О, разрешите мне поразмышлять о богине речи. О, жена Господа Брахмы, подари мне более высокий интеллект. Пусть дэви осветит мой разум».

Перевод и значение

Существует множество вариаций гимнов, каждая из которых обладает своей силой. Их следует использовать в зависимости от поставленных целей

Например, некоторые мантры улучшают внимание, другие – помогают усовершенствовать ораторское мастерство

Название гимнаЗвучаниеПереводЗначение
Маха СарасватиОм Айнг Маха Сарасватйаи НамахО, дэви Сарасвати, преклоняюсь перед тобойЭтот короткий стих является приветствием дэви. Считается одним из самых сильных гимнов, помогающих эффективно обучаться. Особенно часто рекомендуется тем, кто осваивает музыкальное искусство
Видья СарасватиСарасвати Намастубхьям
Вараде Камарупини
Видхьярамбам Каришьями
Сиддхир Баватум Садха
Приветствую богиню мудрости,
Которая является источником благ и исполнительницей желаний.
О, дэви, когда я начну мои исследования,
Пожалуйста, даруй мне способность правильного понимания
Улучшает память, способствует достижению высокой концентрации внимания во время обучения
Сарасвати ванданаЯа Кунденду тушара хаарадхавалаа
Яа шубхравастрааврита
Яа виенавара дандамандитакара
Аа шветха падмасана прабхритибхир Девайсада Вандитха
Саа Маам Паату Сарасвати
Бхагавати Нихшеша Джадьяапахаа
Это она носит красивую гирлянду из цветков белого лотоса.
Она всегда носит лучшие одеяния.
Она держит вину, на которой играет.
Она сидит на троне в виде лотоса.
Ей поклоняются Брахма, Вишну, Шива.
Пожалуйста, позаботься обо мне, Сарасвати, рассеивающая невежество
Помогает лучше воспринимать новую информацию, избавиться от невежества

64 вида изящных искусств

Сарасвати дает мастерство в 64-х видах изящных искусств. Многие из них вас удивят — в западной культуре они искусством не считаются.

  1. Искусство пения.

  2. Искусство игры на музыкальных инструментах.

  3. Искусство танца.

  4. Театральное искусство.

  5. Изобразительное искусство.

  6. Искусство росписи лица и тела красками и косметикой.

  7. Искусство приготовления подношений из риса и цветов.

  8. Искусство украшения постели покрывалом из цветов.

  9. Искусство приготовления необходимого для чистки зубов, стирки одежды и украшения тела косметикой.

  10. Искусство делать обрамления из драгоценных камней.

  11. Искусство застилания постели.

  12. Искусство игр в воде под музыку.

  13. Искусство брызгания водой.

  14. Искусство смешения красок.

  15. Искусство плетения венков.

  16. Искусство ношения короны на голове.

  17. Искусство одевания в тесной комнате.

  18. Искусство украшения мочек ушей.

  19. Искусство использования парфюмерии.

  20. Искусство использования украшений.

  21. Искусство жонглирования.

  22. Искусство маскировки.

  23. Искусство ловкости рук.

  24. Искусство приготовления различных салатов, хлеба, пирожных и других деликатесов.

  25. Искусство приготовления изысканных напитков и подкрашивания их в красный цвет.

  26. Ткацкое и портняжное искусство.

  27. Искусство управления марионетками.

  28. Искусство игры на лютне и маленьком барабане, дамару.

  29. Искусство составления и решения загадок, а также состязания в поэзии.

  30. Искусство говорить непонятными словами.

  31. Искусство декламации.

  32. Искусство рассказывать и разыгрывать небольшие пьесы и истории.

  33. Искусство поиска ключа к загадочным стихам.

  34. Искусство изготовления луков.

  35. Искусство прядения.

  36. Плотницкое искусство.

  37. Искусство архитектуры.

  38. Искусство проверки серебра и драгоценных камней.

  39. Искусство металлургии.

  40. Искусство окрашивания драгоценных камней.

  41. Искусство минералогии.

  42. Искусство лечения травами.

  43. Искусство обучения бойцовых баранов, петухов и перепелов.

  44. Искусство обучения попугаев человеческой речи.

  45. Искусство лечения ароматными маслами.

  46. Парикмахерское искусство.

  47. Искусство говорить о том, что написано в книге, не читая ее, а также искусство говорить, что спрятано у другого в кулаке.

  48. Искусство софистики (доминирующее в Западном мире).

  49. Знание местных диалектов.

  50. Искусство изготовления игрушечных повозок из цветов.

  51. Искусство составления магических квадратов.

  52. Искусство использования амулетов.

  53. Искусство ведения беседы.

  54. Искусство составления стихов в уме.

  55. Литературное искусство.

  56. Искусство поэзии.

  57. Искусство строительства мест поклонения.

  58. Знание всевозможных азартных игр.

  59. Искусство игры в кости.

  60. Искусство выдавать один вид ткани за другой.

  61. Искусство игры в детские игрушки.

  62. Искусство управления другими, благодаря мистическим силам.

  63. Искусство побеждать.

  64. Искусство пробуждения своего господина музыкой на рассвете.

Легенда о Сарасвати и Гаятри

Сарасвати в Индии почитается как одна из верховных богинь. Есть старинная легенда, которая гласит о том, что в один из дней Брахма вместе со всеми остальными богами решил сделать жертвоприношение. Когда все приготовления были завершены, оказалось, что на нем нет Сарасвати. Так как она супруга Брахмы, то обязательно должна была присутствовать на церемонии.

Тогда Брахма отправил к супруге жреца, однако она ответила, что занята своим привычным утренним туалетом и что придется подождать. Брахма сильно разозлился и поручил Индру немедленно отыскать ему другую жену. Посланник отправился на поиски и встретил на своем пути юную пастушку Гаятри. Брахма заявил, что берет ее в жены, и теперь она станет его поддержкой и опорой. Все боги согласились, и жрецы начали готовиться к обряду.

И тут появилась разгневанная Сарасвати. Увидев другую женщину в наряде невесты, она предсказала беды всем присутствующим богам и, произнеся свои гневные речи, удалилась.

Балийский Новый Год

Центральный праздник в жизни балийцев носит название Hari Raya Nyepi, входит в число государственных и отмечается ежегодно 17 марта. Балийский Новый Год празднуется 3 дня, в каждый из которых по-особенному.

Melasti

Празднование Melasti предшествует Дню тишины. Его цель — очищение на уровнях души и тела верующего, а также вселенной. В этот день проходят длинные процессии, по берегам некоторых водоемов и океана можно увидеть наряженных в белые одежды балийцев. Лодки с подношениями богам отправляются в воды морских просторов, где хинду сбрасывают их в океан. По возвращению освященной водой окропляются все балийцы, участвующие в святой церемонии.

Mecaru

Следующий за Melasti день Mecaru открывает шумные гуляния. На дороги выходит красочный парад, состоящий из многочисленных фигур злых духов. Символом красочного представления выступает огонь, который играет очищающую роль. Фигуры после представления либо сжигают, либо же украшают главный вход в дом.

Nyepi

Самый главный день уходящего празднования — Nyepi. С 6-ти часов утра и ровно на сутки царствует время тишины и молитв. На это время действует несколько важных правил, которое соблюдается местным населением и приезжими:

  1. Выходной день для всех. Закрываются все магазины, почтовые и банковские отделения, не работает такси другие службы. Аэропорт Нгурах Рай на Бали является единственным в мире, который не принимает и не отправляет рейсы, потому что его в этот день закрывают.
  2. Нельзя использовать свет и огонь. Жители закрываются в своем доме, выключают свет, не разжигают огонь и не готовят пищу. Особо верующие пребывают в глубокой молитве и не питаются в течение всего дня.
  3. Нельзя отправляться в путешествия и ходить по улицам. В этот день улицы пустынны — нет ни одного автомобиля, кроме спасательных служб, и никого из людей. Единственный человек, которому разрешено покидать стены своего дома — дружинник, следящий за выполнением этого правила.
  4. Никаких развлечений. Музыка, веселье, курение и алкоголь воспринимаются негативно в день тишины. Туристы в отелях все же нарушают это правило, но развлекаются так, чтобы это было незаметно для окружающих.

Как Брахма потерял пятую голову

Первый вариант истории:

После сотворения мира пятиголовый Брахма и Вишну поспорили, кто более велик. Неожиданно между ними возник гигантский пылающий лингам. Они решили, что кто первым найдёт конец лингама, тот победит в споре. Вишну обратился вепрем и стал быстро спускаться вниз. Брахма обернулся лебедем и устремился ввысь. Вишну не смог найти основание лингама и вернулся назад. Брахма повстречал летящий вниз цветок пандануса. Он подхватил цветок и спросил, не упал ли он с вершины лингама? На что цветок ответил, что его путь лежит из пространства, не имеющего ни начала, ни конца. Тогда Брахма попросил цветок лжесвидетельствовать перед Вишну, что Брахма сорвал его наверху лингама. Когда Брахма вернулся к Вишну и одна из его голов произнесла ложь, появился Шива и отрубил её.

Второй вариант истории:

Когда Брахма сотворил Сарасвати, как свою дочь, она в знак уважения стала обходить вокруг него. Невероятная красота Сарасвати заставила вырастать по одной голове у Брахмы в направлении, где находилась его дочь. Выросшая пятая голова воспылала к ней страстью, отчего появился Шива и отрубил её.

Полемика

Васант Панчами был историческим поводом для споров на археологическом участке Бходжшала (Дхар, Мадхья-Прадеш) с свидетельствами существования раннего храма Сарасвати (местно называемого Вагдеви). На месте Бходжшалы находится более поздняя мечеть Камал-Маула, которую мусульмане используют для пятничных молитв. Археологическая служба Индии (АСИ) представила ежегодные руководящие принципы, когда Васант Panchami праздник приходится на пятницу, объявляя часы , когда индусы могут поклоняться в Bhojshala на Васант Панчах, а когда мусульмане могут. Однако в прошлые годы запланированная ранее мусульманская община отказалась покинуть территорию, что привело к беспорядкам и беспорядкам, например, в 1980-х и 1990-х годах.

Образ и биография Сарасвати

Супруга Брахмы, согласно священным трактатам, была его помощницей при созидании всего живого на земле. Существуют легенды, описывающие происхождение этой героини. Большинство из них сходятся в том, что возникла она благодаря Тримурти (триаде главных божеств). Менее распространены гипотезы, что создательницей небожительницы стала Лакшми или Дурга.

Но Брахма не смог относиться к своему творению по-отечески. Прекрасное божество вызывало в нем другие чувства, поэтому он решил взять девушку в жены. А чтобы следить за юной супругой, «отрастил» себе 4 лика.

Сарасвати не смела противиться творцу и согласилась быть с ним. Вместе они создали Священные Веды. Но брак оказался не таким счастливым, как предполагалось. Медлительная небожительница однажды опаздывала на ритуал жертвоприношения, чем прогневала мужа.

Брахма решил проучить непослушную спутницу и наказал жрецу выбрать ему другую женщину. Посланник встретил на пути пастушку Гаятри.

По одной из версий, Сарасвати прогневалась из-за такого решения и прокляла Тримурти. Но позже смирилась, увидев кротость и покорность новой супруги, и стала делить с ней Брахму. В других источниках финал истории отличается. Так, богиня обрадовалась тому, что освободилась от оков брака. А впоследствии считала неудачное замужество необходимым опытом для становления характера.

Поэтому суть ее философии сводилась еще и к тому, что в прошлое нужно уметь закрывать дверь. Прощение старых обид, жизнь в настоящем времени, размышление о будущем, созидание нового и прославление науки — вот к чему призывала прекрасная Сарасвати.

В постведический период культ этой героини преобразовывается. Теряя связь со священной рекой, она начинает ассоциироваться с различными видами искусств. В легендах это тоже нашло свое отражение.

Водоем высох, потому что Индия стала терять интерес к познанию. Люди все больше стремились к достатку, что приносило огорчение богине. Однажды она встретила аскета и понесла от него сына, который и возродил в человечестве любовь к созиданию и учению.

На изображениях небожительница — это молодая и красивая женщина в белых одеяниях. Пьедесталом для нее выступает цветок лотоса. Героиня легенд не носит украшений, поскольку первостепенны, по ее мнению, духовные ценности.

Традиционно у персонажа 4 руки. В них она держит книгу, четки, чашу со священной водой и музыкальный инструмент.

Книга олицетворяет собой знания, четки и графин — знаки обретения духовности. Музыкальный инструмент показывает, что Сарасвати покровительствует любым звукам, а также символизирует гармонию.

Иногда можно встретить описание богини с 8 руками. Среди атрибутов появляются жезл, деревянный пестик, колесо. Поклонение такому образу помогает достичь успехов в карьере и заполучить удачу.

Изображения с 10 руками представляют собой воинственное воплощение. К нему взывают при медитациях и практиках только опытные мастера, поскольку в таком виде героиня способна не только одарить, но и наказать.

Ездовыми животными мифологического персонажа стали лебедь и павлин. Первый означает мудрость и истинное знание. Второй — славу мира и даже невежество, посредством которых покровительница наук помогает открывать путь к духовности.

Праздник окончания Хаджа

Еще один важный праздник у мусульман. В России он называется Курбан-Байрам. 22 августа исповедующие ислам отмечают праздник выражения безусловного уважения к Богу и сострадании к окружающим. Это день жертвоприношений, молитв и взаимопомощи.

В мечетях проходят молитвы, на которых в первую очередь должны присутствовать мужчины. Каждая мусульманская семья передает подношение Богу в виде домашнего животного, которое после церемонии делится на 3 части. Первая часть отдается этой семье, вторая часть — их дальним родственникам, а третья переходит в руки бедных жителей местной общины.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий