Распространение буддизма по Древней Индии
Будда не только уничтожал индийское деление народа на касты, посвящая в сан монахов-бхикшу безразлично арийцев и , свободных и рабов, извергнутых из каст и женщин. Он уничтожал и национальную исключительность, провозглашая неведомое до него на Востоке учение, что все человечество призвано слышать весть о ничтожестве всех существ, о кротости и самоотречении. Все люди всех народов страдают в своей земной жизни одинаковыми бедствиями, все одинаково угнетены всемирною скорбью, потому всем им одинаково должно быть проповедуемо учение милосердия и спокойствия. Эта высокая мысль, которую было решено применить к практике на третьем вселенском соборе, в царствование Ашоки, дала буддизму характер всемирной, общечеловеческой религии, какой другой не было в языческом мире. На третьем соборе было постановлено послать миссионеров по всем странам света, чтобы возвещено было всем народам земли учение о спасении, или, по буддийскому метафорическому выражению, «чтобы привести в движение колесо закона». И пошли миссионеры («стхавиры») в области, лежащие у Гималаев, в Кашмир и Гандхару, к Ядавам и к народам берегов Годавари, в Декан и на Цейлон, и к народам не индийским. «С того времени, – говорит легенда, – заблистали желтыми одеждами Гандхара и Кашмир и остались верны трем ветвям закона». Через несколько веков «индийцы и китайцы, малайцы и монголы подали друг другу руки в исповедании ничтожества всякого бытия». Быстроте и обширности распространения буддизма из Древней Индии содействовала пассивность и мягкость его характера: он не выступал против других религий непреклонным врагом, он гибко приспособлялся к ним, допускал разнообразие понятий и обрядов. Кроме христианства, только буддизм решил высокую задачу привести путем проповедничества и миссионерства самые непохожие друг на друга народы к единству веры, богослужения и религиозной, литературы.
Буддийская ступа в Санчи (недалеко от Бхопала) со знаменитыми резными воротами. Это основанное царём Ашокой святилище – наглядный символ «колеса дхармы»
Распространение буддизма на запад
После греко-буддийских контактов, зафиксированных в античные времена, встречи буддизма с западным миром происходили эпизодично, в-основномв связис деятельностью посольств, купцов и христианских миссионеров. Одним из первых таких контактов следует считать визит франсисканца Рубрука в Монголию в 1253.
Широкое распространение буддизма в западных странах наступило в XX веке по многим причинам.
Массовая эмиграция китайцев, японцев, корейцев и вьетнамцевв США, Австралию, страны Европы и Америки в XX веке
Повышение интереса к буддизмув США и в европейском обществе в концеXIX — начале XX века по причине открытия Японии для внешнего мира в 1853 и деятельности Теософского Общества, пытавшегося привлечь внимание широкой публики к оккультизму. Основание первых буддийских обществ Дзен и Тхеравадыв западных странах в началеXX века
Активизация деятельности тибетских буддийских школ после оккупации Тибета Китаем и поддержки тибетских беженцев западными странами (вторая половина XX века).В этот период тибетский буддизм открылся для западной публики, практически все школы тибетского буддизма нашли поддержку и основали свои общества во многих странах, в первую очередь в США, Германии, Швейцарии, Италии.
В настоящее время в западных странах существуют практически все буддийские направления, имеющие свои общества, храмы, школы и медитационные центры, которые насчитывают миллионы приверженцев.
Жизнь Будды
Основная статья: Будда Гаутама
Согласно традиции, исторический Будда Гаутама Сиддхарта родился в роде Шакья касты кшатриев в стране Магадха (546—324 до н. э.), в районе Лумбини на юге современного Непала. Его также называли Шакьямуни — мудрец, принадлежащий к клану Шакья.
После жизни в роскошиво дворце своего отца, короля Капилавасту (царство которого потом вошло в государство Магатха), Сиддхарта случайно столкнулся с жестокой реальностью и сделал вывод, что реальная жизнь связана со страданиямии горем.Он отказалсяот жизниво дворцеи стал вести аскетическую жизнь вместе с лесными отшельниками. Позднее он пришёлк выводу, что аскетизм неправилен и следует находить промежуточный путь между самопотаканием и самоограничением.
Во время медитации под деревом Бодхи он принял решение во что бы тони стало найти Истину, и в возрасте35 лет достиг Просветления. После этого он стал называться Будда Гаутама, или просто Будда, что означает «пробуждённый».
Остальные 45 лет жизни он путешествовал по Центральной Индии в долине Ганга, обучая своих последователей и учеников.
В дальнейшем последователи Будды в течение последующих 400 лет сформировали много разных учений — школы раннего буддизма (Никая), из которых сохранилось учение Тхеравада и многочисленные ветви Махаяны.
Основные положения буддизма
По мнению пророка, таковым буддисты считают Гаутаму, жизнь каждого из нас – это череда страданий. Человек появился на свет, и началась жизнь, наполненная проблемами. Но, оказывается, возникновение всякого рода бед заложено в нашей сущности. Человек, будучи существом падким к соблазнам, подвержен страстям. Выход один: избавится от страстей, найти ту золотую середину, которая позволит разумно сочетать духовное и материальное. Цель жизни человека – продвижение к особому состоянию – нирване. Это слово означает – “отсутствие волнения”
Очень важное условие для счастливой жизни. В религии выделяют два направления:
- хинаяна – “узкий путь спасения” для избранных;
- махаяна – “широкий путь спасения” для всех верующих.
Оба направления имеют свою философию, в некоторых случаях противоречащую друг другу.
Рис. 2. Печатание книг с досок в тибетском монастыре. Шигадзе. 1938 год
Общественная система варнашрама-дхарна
Таким образом, еще одна древнейшая религия Древней Индии — индуизм, стала наследницей многих традиций и обрядов предыдущих верований. В частности деление индийского общества на варны возникло еще во времена ведизма. Кроме четырех социальных групп (брахманы, кштарии, вайшьи и шудры), согласно этой религии, существует четыре уклада духовной жизни человека. Стадия обучения называется Брахмачарья, социальная и семейная жизнь — Грихастха, последующий уход от мирского — Ванапрастха и завершающий этап жизни с окончательным просветлением — Санньяса.
Кто бы ни создал варнашраму-дхарну, подобный упорядоченный уклад жизни сохраняется в мире до сих пор. В любой стране имеются священнослужители (брахманы), администраторы и военные (кштарии), бизнесмены (вайшьи) и рабочие (шудры). Подобное деление позволяет упорядочить общественную жизнь и создать для людей максимально удобные условия существования с возможностью развиваться и самосовершенствоваться.
К сожалению, в самой Индии варнашрама-дхарна к нашему времени сильно деградировала. То жесткое деление на касты (причем в зависимости от рождения), которое существует здесь сегодня, противоречит основной концепции этого учения о необходимости духовного роста человека.
Кратко о философии буддизма
Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – это философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.
В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.
В буддизме есть основные истины, открытые Буддой
- Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
- Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
- Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
- Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.
Комплекс буддийских храмов
Восьмеричный путь спасения предполагает:
- правильное понимание – первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
- правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
- правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
- правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
- правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
- правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
- правильные помыслы – главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
- правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.
История Индии вкратце
Населявшие полуостров Индостан древние племена перешли от собирательства и охоты к оседлому земледелию примерно в 6-7 тыс. до н. э. К концу же 3 тыс. на этих территориях уже возникает высокоразвитая культура поселений городского типа. Современными учеными она названа «хараппской». Просуществовала эта цивилизация почти тысячелетие. В древних индийских хараппских городах были хорошо развиты ремесла и существовал богатый класс торговцев. Что случилось с этой культурой — неизвестно. Некоторые исследователи предполагают, что произошла масштабная катастрофа, другие считают, что богатые города этого периода по каким-то причинам просто разорились и были заброшены.
В последующем в Индии долгое время правили мусульманские династии. В 1526 году эти территории завоевал хан Бабур, после чего Индия стала частью огромной империи Великих Моголов. Упразднено это государство было только 1858 году английскими колонизаторами.
Возрождение буддизма в Индии
Тибетский буддизм
Далай – лама присуждение посвящения Калачакры в Бодхгае в Индии в декабре 1985 года
Около 200000 человек посещают посвящение Калачакры в Бодх-Гайе в Индии в декабре 1985 года.
После тибетского восстания 1959 года и бегства Далай-ламы в Индию монашество тибетского буддизма подвергалось постоянным преследованиям в Тибете со стороны коммунистических правителей, и оно сохранилось в тибетской диаспоре, особенно в Индии.
В 1959 году к Далай-ламе присоединились несколько лам из разных школ тибетского буддизма , что привело к возрождению буддизма в Индии. Далай-лама занимался привлечением внимания международного сообщества к тяжелому положению тибетского народа. Он основал Библиотеку тибетских архивов и работ по сохранению тибетской культуры. Жители Запада, такие как Арно Дежарден , Матье Рикар , Стивен Бэтчелор , Лама Дени или Гленн Х. Муллин , Николас Вриланд и другие, приезжают в Индию и Непал в поисках этой культуры. Мы должны отметить щедрость Индии в приеме тибетских беженцев, которых около 100 000 человек.
Культура Древней Индии
Религия и культура Древней Индии — явления теснейшим образом взаимосвязанные. Потусторонний мистический мир богов практически всегда присутствует в произведениях индийских художников, скульпторов и даже архитекторов. Даже в наше время в каждое свое произведение мастера стремятся внести глубокое содержание, некое видение внутренней истины, не говоря уже о древних умельцах.
К сожалению, старинных индийских картин и фресок до нас дошло очень немного. Зато в этой стране имеется просто огромное количество древних скульптур, представляющих историческую ценность, и памятников архитектуры. Чего только стоят, к примеру, огромные Эллорские пещеры с великолепнейшим храмом Кайласы в центре. Здесь же можно увидеть и величественные изваяния божественной Тримурти Брахма-Вишну-Шива.
Итак, мы с вами выяснили то, что древнейшая религия Древней Индии — это ведизм. Возникшие позднее индуизм и буддизм являются его развитием и продолжением. Религиозные верования в Индии оказали просто огромнейшее влияние не только на культуру, но и социальную жизнь в целом. В наше время эта страна по-прежнему остается необыкновенно интересной, самобытной, оригинальной и непохожей ни на одно другое государство в мире.
Чему учил Будда?
Согласно учению Будды, все люди равны, независимо от принадлежности к той или иной касте. Самой большой добродетелью Будда считал отказ от всяких желаний, от всякой деятельности. Высшим счастьем, по его учению, была нирвана, т. е. состояние полной бездеятельности и погружение в мысль (созерцание).
Проповедь Будды была направлена против брахманского насилия и против кастового строя, угнетавшего низшие касты. Однако она не призывала к открытой борьбе за улучшение жизни, а, наоборот, заставляла угнетённых отказаться от этой борьбы и примириться со своим подневольным положением, так как Будда призывал к бездеятельности.
Но идея равенства привлекала народ, недовольный засильем брахманов. Поэтому буддизм получил широкое распространение среди жителей Индии. Учеников Будды называли «нищими«, потому что они жили на подаяния.
Особенно много последователей буддизм имел в Магадхе, где население было враждебно настроено против угнетавших его браманов. Впоследствии буддизм стал господствующим учением в Магадхе. Цари стали покровительствовать ему. Они строили монастыри и храмы с большими статуями Будды и приказывали записывать буддийское учение на пальмовых листьях.
Запись цифр в Древней Индии
Многие древние мудрецы размышляли об идеях буддизма. Они стали обозначать пустоту особенным знаком — нулем. Именно это нововведение стало фундаментом для создания системы цифр и записи чисел, которые мы используем по сей день.
Буддизм и Рим
Римские источники описывают посольство «индийского царя Пандиона (Пандья?)», к Цезарю Августу около 13 н. э. Они приехалис дипломатическими письмами к грекам,и одиниз послов был шраманом, который сжёг себя заживо в Афинах для демонстрации веры. Это событие стало сенсационным, и описано Николаем Дамаскским, который втретил посольство в Антиохии,и упоминается также Страбоном. Могила этого шрамана сохранилась до времени Плутарха, который также оставил упоминание «ΖΑΡΜΑΝΟΧΗΓΑΣ ΙΝΔΟΣ ΑΠΟ ΒΑΡΓΟΣΗΣ» («Мастер шраман из Бхарухав Индии»).Речь шлао буддистах а не о браминах, которым противостояли шраманы.
Отдельные сведения о буддизме достигали запада. Во II веке Клемент Александрийский, отец христианского догматизма, писал про Будду:
- «Среди индийцев есть философы, следующие рекомендациям Boutta, которого они почитают как бога из-за своей непревзойдённой святости.»
Есть и другие упоминания. Некоторые комментаторы находят аналогии между историем о рождении Будды и историейо рождении Христа, и выводят влияние буддизма на раннее христианство.
Буддийская доктрина
Буддийская доктрина делится на два основных течения: Тхеравада, старейшая буддийская школа и Махаяна (её частью являются тибетский буддизм, Дзэн/дзен, и другие).
Буддисты верят, что физическое и духовное сознание ведёт к просветлению и возвышению, называемому нирваной. Это высший план сознания, где живое свободно от боли физического мира.
Буддизм также считает, что у всех существ есть воплощения и перевоплощения, включая животных и растения. Поэтому человек должен быть добрым ко всем существам, поскольку в другой жизни он может испытать эту форму. Этот цикл реинкарнации называется Сансара.
Архитектура Индии и изобразительное искусство
Сохранившиеся архитектурные памятники связаны, в основном, с буддизмом. К памятникам зодчества относятся вырезанные в скалах залы с колоннами и деревянными перекрытиями. Фресковая живопись, ваяние и художественные ремесла в Древней Индии достигли своего совершенства.
Наука Древнеиндийская наука достигла многого и многое дала миру. Индийцы создали десятичную систему исчисления и современное написание цифр. Астрономы делили год на 12 месяцев по 30 дней, добавляя 13-й месяц через каждые 5 лет. Год у индийцев делился на шесть сезонов. Древнеиндийские астрономы также знали о том, что земля шарообразная, и предполагали, что она вращается вокруг своей оси. Знания в области химии позволяли индийцам изготавливать краски, кислоты, лекарства, цемент, духи и множество других веществ.
Особое место в духовной культуре Древней Индии отводилось философии. Она помогала решать жизненные проблемы, требуя нравственных изменений и жизненной активности от самого человека, и никогда не была прислужницей религии, политики и естествознания, как философии Запада.
Религии Все разнообразие индийских религий зародилось еще в древности. Первой стал ведизм (религия Вед), потом пришли брахманизм, индуизм, вишнуизм, шиваизм, кришнаизм и, наконец, буддизм. Все религиозные течения Древней Индии мирные и взывают человеческий дух к самосовершенствованию.
Самобытность культуры Индии во многом обуславливается особенностями индийского этноса. В формировании этого суперэтноса участвовали многие племена и народы – от дравидов, издавна проживавших на территории Индии, до пришлых ариев. Все они обогатили культуру Древней Индии лучшим, что имели.
Это интересно: 735,Реформы Соломона: кратко
Войны в Бенгалии
Лорд Роберт Клайв. Гравюра. XVIII в.
В 1756 г. престол Бенгалии занял новый наваб (наместник) Сирадж уд-Доула, который начал борьбу против чужеземцев и даже захватил Калькутту. Англичане прислали военный отряд под командованием Роберта Клайва и военную эскадру Уотсона и вернули город. Мир был восстановлен, заключён мирный договор, но действовал он недолго. Клайв решил избавиться от непокорного правителя Бенгалии. Обвинив Сирадж уд-Доулу в нарушении договора, англичане возобновили военные действия.
23 июля 1757 г. близ Калькутты, у деревни Плесси, между английскими и бенгальскими войсками произошло сражение. В начале боя 800 английских солдат и 2,2 тыс. сипаев при восьми орудиях успешно отбивались от атак многочисленной (53 тыс. пехоты, 15 тыс. конницы, 50 пушек), но плохо организованной армии Сирадж уд-Доулы. После полудня англичане внезапно перешли в наступление, и бенгальское войско обратилось в бегство. Добиться такой блестящей победы англичанам помогло предательство главнокомандующего бенгальской армией Мир-Джафара, который намеренно вёл дело к поражению, чтобы заполучить после казни Сирадж уд-Доулы бенгальский трон. После Плесси англичане смогли не только полностью подчинить себе Бенгалию, но и распространить свою власть на соседние с ней области Бихара и Ориссы и княжество Ауд.
Англичане захватили бенгальскую казну (5260 тыс. фунтов стерлингов), полностью подчинили себе внешнюю торговлю Бенгалии и главные отрасли ремесленного производства. Бенгальские ремесленники распределялись по факториям Ост-Индской компании и принуждали сдавать свою продукцию по самым низким ценам. Налоги в стране резко возросли. Уровень жизни населения снизился. В результате в конце XVIII в. Бенгалия несколько раз страдала от страшного голода, во время которого погибли более 10 млн человек. В 1773 г. был принят Акт об управлении Индией; по нему английская Ост-Индская компания признавалась не просто торговой организацией, а владетелем на индийской территории.
Французский адмирал Пьер-Андре Сюффрен, противник англичан в Индийском океане
Все эти события в Индии проходили на фоне постоянного англо-французского соперничества. В 1746 г. французы захватили Мадрас, но закрепить победу не смогли. Позже англичане и французы вмешались в династическую борьбу крупных южноиндийских княжеств в Хайдарабаде и Карнатике. Французы сначала имели успех, но англичанам постепенно удалось вытеснить конкурентов и закрепить за собой Южную Индию. Во время Семилетней войны (1756—17бЗ гг.) французы окончательно сдали свои позиции в Индии. Парижский мирный договор 1763 г. сохранил за Францией лишь город Пондишери (юго-восточное побережье Индии) и ещё несколько небольших городов.
Вытеснив французов, англичане приступили к полному подчинению себе всей Индии. Много преуспел в этом Уоррен Хастингс (Гастингс), генерал-губернатор Индии в 1773— 1785 гг. В обмен на сохранение за местными правителями формальной власти и почёта он получил фактическое управление многими индийскими княжествами.
Историография Древнего Китая
Более или менее достоверные сведения о далекой Поднебесной начали достигать Европы лишь в 13 веке, когда состоялось знаменитое путешествие Марко Поло. Позже на территории Китая появляются миссионеры и португальские купцы, очень заинтересовавшиеся историй и культурой нового для них государства.
«История великого китайского царства» Мендозы была опубликована в 1585 году, а в 1618 вышло описание путешествия в Китай, совершенного Гоэсой. Труды по истории Китая и переводы произведений классической китайской литературы дошли до нас в авторстве Гобиля, Малья и Ноэля. Миссионер Премар (18 век) посвятил свою работу изучению китайского языка.
С конца 18 века путешествия и экспедиции в Китай совершаются уже на научной основе, и Франция становится центром китаеведения. Здесь изучают китайский язык и литературу, делают многочисленные переводы китайских сочинений – французская синологическая школа сделала значительный вклад в изучение истории Древнего Китая.
В 1917 году Каулинг попытался создать энциклопедию китаеведения, в которой тщательному исследованию подверглись древние источники. Большая работа была проделана А. Масперо и Крилем, однако оценивали буржуазные историки развитие Древнего Китая с колонизаторской точки зрения, несмотря на собранный ценный материал.
Ценный вклад в изучение китайского языка, литературы и истории был сделан русскими путешественниками. Так, в 1618 году, русский посол Петлин дал интересное описание современного ему Китая. В 1700 году вышел царский указ об обучении в учебных заведениях восточным языкам, и китайскому в том числе. Н. Бичурин, прожив с 1806 по 1821 год при Пекинской миссии, накопил значительные материалы. Среди трудов Бичурина – научные исследования по истории и географии Китая, он также перевел на русский ряд произведений китайской литературы. Потанин, Обручев, Пясецкий, Козлов и Пржевальский – все они собрали богатейшие материалы во время своих путешествий.
В США только в последние десятилетия заинтересовались изучением Китая, причем ведущие позиции в синологии занимают выходцы из Китая, проживающие на территории Соединенных Штатов. В 60-х годах было создано интернациональное «Общество по изучению Древнего Китая», с 1975 года издающее собственный журнал.
Советская историография сначала ограничивалась лишь очерками по китайской истории, постепенно создавая сводные работы и университетские курсы, затем появляются монографии по отдельным периодам истории и по конкретным аспектам экономики, идеологии, социального строя и культуры. Памятники древнекитайской письменности также были переведены на русский, в частности, сделан многотомный перевод труда Сыма Цяня.
Ведическая цивилизация
На смену исчезнувшей Хараппской культуре пришел Ведический период древнеиндийской цивилизации. Название свое он получил от священных книг Вед – источника духовных и культурных знаний, написанного на санскрите. Веды – это сборник религиозных текстов: гимнов, магических формул и песнопений. Всего существует четыре Веды: Ригведа – веда гимнов; Яджурведа – жертвенные формулы; Самаведа – песнопения; Атхарваведа – заклинания. К Ведам примыкают : брахманы, упанишады и араньяки.
Именно в Ведический (или арийский) период формируется кастовая система и происходит деление на ариев и неариев. С одной стороны, кастовая система способствовала самосохранению и выживанию рода, а также закрепляла деление труда на умственный и физический, позволяя части населения создавать высшие духовные ценности. С другой ‒ растворенный в касте человек терял свою индивидуальность и не развивался, что привело к застойным явлениям и в итоге к упадку культуры Древней Индии.
Литература Кроме книг Вед, древнеиндийская литература предоставила эпические произведения – поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Десятки тысяч стихов этих поэм повествуют о борьбе за власть и о спасении похищенной жены. Поэмы включают древние мифы, сказки и старинные легенды, ставшие сокровищницей образов для последующих художников и настоящей энциклопедией индуизма.
Помимо эпических древнеиндийских текстов, сохранились некоторые канонические произведения, например, канон «Типитака» («Три корзины»). Первая «корзина» содержала так называемые «уставы», определяющие правила поведения монахов и монахинь. В среднюю «корзину» входили сборники изречений Будды, а также предания о его предыдущих существованиях. В последнюю «корзину» «Типитаки» включались тексты по буддийской философии и психологии.
К периоду правления Чандрагупты II относится развитие всевозможных светских литературных жанров, к примеру, творческая деятельность крупного драматурга Калидасы, чьи драмы связаны с придворным театром и посвящены героическим сюжетам. Знаменитая «Шакунтала» основана на заимствованной из «Махабхараты» легенде.
Книгу «Панчатантра» составили басни. В этой прозе рассказы нанизываются как бы один на другой, оставаясь вписанными в одну общую рамку. Такой художественный прием неоднократно использовался в литературе и позже («Тысяча и одна ночь» или «Декамерон»).
Греческо-буддийский диалог (II век до н. э.—I век н. э.)
Серебранная драхма царя Менандра I: BASILEOS SOTHROS MENANDROY lit. «Saviour King Menander».
Греческие государства располагались к западуот Индиив Бактрии,на территории северного Афганистана со времён Александра Македонского около 326 до н. э.: царство Селевкидов возникло в 323 до н. э., потом Греко-бактрийское царство возникло в 250 до н. э..
Греко-бактрийский царь Деметрий I вторгсяв Индию в 180 до н. э. дойдя до Паталипутры,и основал Индо-греческое царство, которое занимало различные части северной Индии вплоть до концаI века до н. э.. При индо-греческих царях буддизм процветал, и даже считалось, что вторжение греков в Индию было вызвано желанием оказать поддержку империи Мауриев, для защиты буддийской веры от преследований династии Сунга (185—73 до н. э.).
Один из наиболее известных индогреческих царей Менандер I правил 160—135 до н. э. активно поддерживал буддизм, и в традиции Махаяны он рассматривается как великий покровитель веры, подобнно царям Ашоке или Канишке- последнему Кушанскому властителю. Хорошо известен диалог в Милинда между царём Менандром и монахом Нагасеной около 160 до н. э..
Не исключено, что взаимодействие буддийской и гречекой культур привели к эволюции Махаяны, кроме того греческое представление о человеко-боге могло повлиять на формированиеобраза Будды.