Бюджетная экскурсия в храм Преавихеа

Преах-Вихеа, королевское святилище

Ансамбль Преах Вихеара в основном сложился к 1066 г. При этом место, на котором заложено святилище, являлось паломническим еще в VI веке. Возвышенность, которая разместила на себе Прэахвихеа, символизирует священную гору Меру, а постройки, которые стали появляться позже, только укрепляли эту божественную связь.

Прэахвихеа необычен среди кхмерских храмов тем, что ориентирован по оси север – юг (его протяженность составляет 800 м), в то время как обычный план предполагает ориентацию с запада на восток. Необычен храм и по своей композиции. В основе его ансамбля сохраняется общая для всех камбоджийских памятников идея постепенного приближения к главному святилищу.

Но это не восхождение, как в классических постройках Ангкора: комплекс храма здесь развивается не ввысь, а вдаль, по горизонтали, все его части как бы наслаиваются друг на друга. При этом сохраняется принцип центрального храма-горы, стягивающего к своей вершине все остальные части комплекса.

Храм Пра Вихеар имеет «плоский», или «равнинный», подход только с одной стороны – севера, от границы с Таиландом. Подъем здесь почти не ощущается. Южный подход, со стороны Камбоджи, очень крут и достигает 120 м высоты. С северной стороны к святилищу ведет ряд вымощенных камнем эспланад, прерываемых крестообразными в плане портиками. Центральную эспланаду обрамляет балюстрада змей-нагов, которая тянется, почти не прерываясь, и подводит прямо к святилищу.

Храм посвящен индуистскому богу Шиве в двух его ипостасях, как горных божеств Сикхарешвара и Бхадрешвара. Первые храмовые постройки на этом участке появились еще в начале IX столетия, но самые ранние дошедшие до нас части храма датируются началом X в.

Основное строительство развернулось здесь в годы правления кхмерских королей Сурьявармана I (1002–1050) и Сурьявармана II (1113–1150). Сохранившаяся в храме пространная надпись подробно рассказывает о деятельности Сурьявармана II, изучавшего священные ритуалы, отмечавшего все религиозные праздники и посылавшего щедрые дары своему духовному руководителю, индийскому брахману Дивакарапандите.

Подход к храму акцентирован пятью башнями-гопурами, отмечающими входы во внутренние дворы. Каждая из них отличается от предыдущей по высоте, и это постепенное нарастание объемов увеличивает воздействие храмовой архитектуры на зрителя. Башни поставлены таким образом, что закрывают от взгляда посетителя следующую часть храма, пока он не пройдет через ворота, лишая его возможности увидеть весь комплекс в целом.

Южный, внешний фронтон четвертой башни украшает один из шедевров Преах Вихеара: каменные рельефы, изображающие «молочное море, пахтаемое (взбалтываемое) богами». Пятая башня несет на себе следы красной краски, которой она когда-то была выкрашена.

В 1954 г. храм и прилегающие окрестности были захвачены Таиландом. Вопрос о принадлежности Преах Вихеара Камбодже рассматривался на заседании Международного суда в Гааге. Подробный анализ стилистических особенностей этого памятника, сделанный французским исследователем А. Маршалем, помог доказать исторические права кхмеров на этот храм. В 1962 г. Преах Вихеар был возвращен Камбодже, а в 2008 году храм Прэахвихеа был включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Расположение и архитектура

Пра Вихеар стоит на границе Кампучии и Сиама, в горах Дангрэк, 160 км к северо-востоку от Ангкора (бывшего центра Кхмерской империи). Король считает, что святыня принадлежит его провинции Преа Вихеар, а Таиланд утверждает, что территория относится к собственной провинции Сисакет.

Строение вытянуто вдоль края утеса по горизонтали. Вместо классического квадратного плана с ориентацией на восток, распространенного в этом регионе (например, известный комплекс в Ангкоре), использовалось осевое основание север-юг.

Конструкция состоит из четырех ярусов. Когда-то на каждой площадке возвышались ярусные башни, не сохранившиеся до наших дней, но осталась “охрана” жилища великого божества – каменные львы. От главного входа на севере ведет огромная лестница – длина 78 м, ширина 8 м, 55 маршей. На каждой площадке галерея для церемоний.

Последовательные шаги приводят паломников к главному святилищу на вершине утеса. Дорога ведет через богато украшенные врата, называемые Гопура (на одних до сих пор сохранились следы оригинальной красной краски, которая использовалась для украшения ворот), дворы с библиотеками или меньшими святилищами. Подъем по лестнице и прохождение следующих порталов и уровней является умышленным кхмерским трюком. Это должно усилить ощущение “очищения” и “приближения” к престолу богов. От центрального двора, вымощенного камнем, можно пройти к следующей лестнице с семиглавыми змеями (выполнены из цельного камня).

Резной каменный орнамент говорит о высоком мастерстве художников. Для строительства использован желтый и серый песчаник, крыша покрыта керамической плиткой, ее опоры изготовлены из дерева. На барельефах изображен Сурьяварман II, покрытый зонтиками, пирующий среди золотых чаш и слонов. В надписях также упоминается личный советник царя – брамин Дивакарапандит, который поднес обители золотую статую танцующего Шивы по имени Натараджа.

История возникновения

Храм был построен во времена существования Кхмерской империи между 893 и 1200 годами (начало строительства приписывается монарху Ясоварману, окончание – Сурьяварману 2) на вершине скалы (525 м. над уровнем моря). Резиденция посвящена Шиве – одному из трех величайших небожителей индуизма. Комплекс последовательно расширялся правителями, на его основе можно проследить развитие искусства Кхмерской империи.

В XI веке, когда в Париже проживало 200 человек, Ангкор – столица Кхмеров – насчитывал около миллиона жителей. Этот древний, сказочно богатый центр цивилизации с 9 по 15 века был крупнейшим в Юго-Восточной Азии. На пике своего могущества простирался от Южно-Китайского моря до Сиамского залива, охватив современную Камбоджу, Вьетнам, Лаос и Таиланд. Армия бога-короля, состоящая из великой кавалерии и пехоты, вызывала страх и ужас, особенно 200 000 специально обученных слонов, которые часто решали судьбу сражений. В начале войны они были очень важны: обеспечивали новые территориальные приобретения и рабов. Победные кампании и военное господство в регионе сделало кхмеров крупнейшими рабовладельцами со времен фараонов. Благодаря дешевой рабочей силе построены религиозные ансамбли Ангкор-Ват и Пра Вихеар. Большая часть второго здания лежит в руинах, но все еще является местом паломничества.

Яблоко раздора

Храм контролирует королевство Камбоджа (ранее Кампучия), Таиланд претендует на него и окружающие районы. Последовательность важных событий:

  • 1904 г. Установлен ход рубежа между французским Индокитаем и Сиамом, разделившей бассейны рек Нам Сен и Меконг, реку Нам Мун. Делимитацию провела двусторонняя комиссия. Несмотря на то, что в договоре не описывалась принадлежность обители, комиссия неоднократно осуществила выезд на место для обозначения линии водораздела.
  • 1907. Сиамское правительство поручило Франции издание официальных топографических карт рубежей. Согласно этим картам, резиденция находилась на кампучийской стороне.
  • 1941 г. Сиам занял часть приграничных районов, в том числе и плато Преа Вихеар, но после войны отступил от всех земель, кроме пагоды.
  • 1949 г. Франция попыталась получить объяснение пребывания тайских отрядов в священном месте, но ответа не было получено.
  • 1953 г. Камбоджа обрела независимость и попыталась занять резиденцию, но из-за присутствия таитян бойцы вернулись. Король потребовал объяснений. Таиланд снова не ответил.
  • 1962. После жалобы кампучийцев международным учреждениям, предоставившим Preah Vihear Кампучии, тайские отряды отступили.
  • 1998 г. В декабре сдалась последняя группа Красных Кхмеров, проживающих в святилище.
  • 2001. Сиамская армия отрезала доступ к святым развалинам, так как суд не определил принадлежность территории вокруг, а единственный путь к памятнику ведет из Сиама.
  • 2008 г. 50 тайских воинов зашли на территорию королевства примерно в 300 метрах от храма Прэахвихеа. В том же году, несмотря на протесты Сиама, храмовый ансамбль внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО как кампучийский объект. Произошло обострение спора, летом обе страны направили в район строения войска. 15 октября произошла перестрелка, в результате которой погибли 2 камбоджийских солдата. Власти королевства заявляют, что первыми начали стрельбу тайцы. После нескольких минут вооруженной борьбы стрельба прекратилась, и враги заговорили. 16 октября встретились командиры войск противников. На встрече была достигнута договоренность о том, что обе стороны организуют совместные военные патрули на спорном участке рубежа.
  • 2008 г. 12 ноября министры иностранных дел двух государств договорились о дате вывода войск, дислоцированных вблизи Прэахвихеа.
  • 2009. В январе начался отвод армии. Две страны помирились, открыв зону храмового ансамбля для туристов.

Как добраться

Чтобы увидеть дворец божества, нужно подняться на холм. Раньше сюда можно было попасть по прямой дороге из Таиланда. Из-за продолжающегося конфликта путь был закрыт, и теперь на камбоджийской части остается только очень извилистая и крутая дорога. Существует несколько способов попасть в пагоду:

  • из города Сиемрап до Шра Эм с автовокзала ходят автобусы;
  • удобный, но дорогой способ – аренда автомобиля, который едет до пропускного пункта. Там (как и в предыдущем случае) можно пересесть на мотобайк или пикап.

Любой транспорт, взятый в аренду, придется оставить на стоянке и осуществить подъем наверх по каменным плитам.

Прэахвихеа не так популярна, как другие святыни Кампучии и Сиама, хотя открыта для туристов. Здесь также есть зона с киосками и полным набором гастрономических заведений, предлагающих местные деликатесы по доступной цене.

В сохранившейся натуральной красоте есть что-то таинственное. В 16 в. никто не поверил миссионерам, описавшим необычные строения. Потребовалось более 400 лет, чтобы мир снова услышал об этом архитектурном чуде.

  • Нравится

Храм Улувату и огненный танец Кечак (В0106)

Очень интересная и популярная экскурсия на Бали среди всех наших туров. Экскурсия в Храм Улувату познакомит вас с культурой островитян, вы увидите древний храм Uluwatu на вершине скалы обрывающейся в Индийский океан, дом для племени проказных обезьян. Но будьте внимательны – эти проказа так и норовят что-либо стащить у беспечных туристов, а отдадут только за какой-нибудь вкусный выкуп.

Храм был построен монахами индуистами, бежавшим в древности с острова Ява, в период религиозных гонений. Поэтому храм имеет особый статус и очень почитаем на Бали.  Вы будете очарованы видом с высоты на прекрасный океан и закатом, когда солнечный диск медленно погружается в теплые воды Индийского океана.

Возле храма  устроен амфитеатр под открытым небом, на сцене которого вам будет представлен традиционный огненный танец Кечак, который рекомендуют посмотреть все путеводители мира. Это даже не танец, а целое театрализованное представление. Во время представления мужской хор с помощью движений и гортанного пения вводит себя в транс, а освещается действие горящими факелами. Интересное и неординарное представления, идеей которого является традиционная борьба Добра со Злом, в котором воины добрых сил одерживают трудную, но заслуженную победу. Вход на территорию храма возможен только в одежде с закрытыми ногами или необходимо взять в прокат саронг.

После представления, мы пригласим вас на ужин в любой из ресторанов морской кухни, по вашему выбору, в Джимбаране.  Все рестораны расположены вдоль моря и вечером столики выносятся на песок к самой кромке воды. Тихий плеск теплого южного моря, запах вкуснейших свежих морепродуктов и лучшая мировая музыка исполняемая «в живую» бродячими музыкантами – все это настраивает на самый романтичный лад.

Тур на вторую половину дня. Экскурсия проводится по бюджетному варианту и с максимальным сервисом.  В бюджетном варианте включено: гид-водитель, автомобиль (хороший кондиционированный), парковки. Максимальный сервисный вариант включает: автомобиль (новый кондиционированный), водителя, гида, все парковки, все входные билеты, пожертвования, прохладительные напитки.

Ужин в ресторане оплачивается самостоятельно.

Стоимость:

Бюджетный вариант:   15$ с персоны при группе 6 человек, 16$  с персоны при группе 5 человек, 19$ с персоны — при группе 4 человека, по 23,5$  – при группе 3 человека, по 30$ — при группе 2 человека.

Максимальный вариант: 30$ с человека при группе 5 — 6 персон,  по 35$ — 4 человека, по 40$ – 3 человека и по 50$ — 2 человека.

Рекомендуем данное путешествие совместить с экскурсией «Обзорная экскурсия» В0101. В таком случае экскурсия будет иметь полный и завершенный вид длительностью на целый день (стоимость от 15$ и от 35$ соответственно. Бюджет: 6 чел. по 15$, 5 по 18$, 4 по 20$, 3 по 26,5$, 2 по 35$. Все включено: 6 чел. по 35$, 5 по 40$, 4 по 45$, 3 по 55$, 2 по 70$).

Место нахождения

Храм был построен на вершине Пои Тади , крутой скалы в горном хребте Дангрек, который является естественной границей между Камбоджей и Таиландом. Храм в настоящее время перечислен Камбоджей как в Свае Chrum Village, Кан Tout Коммуна, в Choam Khsant районе из Прэахвихеа провинции на севере Камбоджи. Храм находится в 140 км от Ангкор-Вата и в 418 км от Пномпеня .

Храм был внесен в список Таиланда как находящийся в деревне Бхумсрол в суб-округе Буэнг-Малу (ныне объединенном с суб-округом Сан-Тонг-Чай) в районе Кантхаралак провинции Сисакет на востоке Таиланда. Он находится в 110 км от района Муанг Сисакет , центра провинции Сисакет. В 1962 году Международный Суд постановил, что только здание храма принадлежит Камбодже, в то время как прямой доступ к храму был из Таиланда, но в настоящее время, по крайней мере, по состоянию на 2015 год, единственный доступ находится внутри Камбоджи.

Сайт

Храмовый комплекс простирается на 800 м (2600 футов) по оси север-юг, обращенной к равнинам на север, от которых он теперь отрезан международной границей. Он состоит в основном из дамбы и ступенек, поднимающихся на холм к святилищу, которое находится на вершине утеса в южной части комплекса (120 м или 390 футов над северным концом комплекса, 525 м или 1722 фута над камбоджийским островом). равнина и 625 м или 2051 фут над уровнем моря). Хотя эта структура сильно отличается от найденных в Ангкоре , она служит той же цели, что и стилизованное изображение горы Меру , дома богов. Подход к святилищу прерывается пятью гопурами (они условно нумеруются от святилища наружу, поэтому гопура пять – первая, к которой приходят посетители). К каждой гопуре перед внутренним двором нужно подняться по ступеням, и таким образом отмечается изменение высоты, что усиливает их воздействие. Гопуры также закрывают посетителям обзор следующей части храма, пока они не пройдут через ворота, что делает невозможным увидеть комплекс в целом с какой-либо одной точки. Пятая гопура в стиле Ко Кер сохранила следы красной краски, которой она когда-то была украшена, хотя черепичная крыша теперь исчезла. Четвертая гопура возникла позже, из периодов кхлеанг / бафуон , и на ее южном внешнем «один из шедевров Преах Вихеар» (Фриман, стр. 162): изображение взбивания Молочного моря . Третий, самый большой, также окружен двумя залами. В святилище можно попасть через два последовательных двора, во внешнем из которых находятся две .

План Прасат Преах Вихеар

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий