Что посмотреть в Афинах: от Парфенона до анархистов

Гефестейон

Гефестейон (храм Гефеста) – одна из немногих античных достопримечательностей Афин, сохранившийся почти полностью благодаря тому, что в Средние века был отдан православной церкви.

Возведение храма в северо-западной части агоры началось еще при Перикле, в 449 г до н.э., но из-за начала строительства Парфенона было приостановлено и окончилось только в 415 г. до н.э.

Гефестейон – один из немногих памятников античности, сохранившийся почти полностью

Посвящение Гефесту связано с тем, что именно в этой части агоры располагались мастерские и торговые ряды кузнечных дел мастеров. В храме поклонялись и богине Афине, как покровительнице ремесел.

По легенде, ранее на этом месте находилась могила Тесея — культового героя древней Аттики. Кроме того, храм был украшен скульптурными изображениями, иллюстрирующими его жизнь и подвиги.

Легенда не нашла подтверждения, но до сих пор местные гиды, представляя достопримечательности Афин, называют иногда Гефестейон Тесейоном (храмом Тесея).

Фото и описание

На знаменитом афинском Акрополе находится известный древнегреческий храм
Парфенон. Этот главный храм в Древних Афинах является великолепнейшим памятником
античной архитектуры. Сооружен он был в честь покровительницы Афин и всей Аттики
– богини Афины.

Датой начала строительства Парфенона считается 447 год до н.э. Её установили
благодаря найденным фрагментам мраморных дощечек, на них городская власть
представляла постановления и финансовые отчёты. Строительство длилось 10 лет.
Храм был освящён в 438 году до н.э. на празднике Панафиней (что в переводе с
греческого означает «для всех афинян»), хотя работы по украшению и отделке храма
велись до 431 года до н.э.

Инициатором сооружения был Перикл – афинский государственный деятель,
знаменитый полководец и реформатор. Проект и строительство Парфенона осуществили
известные древнегреческие архитекторы Иктин и Калликрат. Художественное
оформление храма было выполнено величайшим скульптором тех времён – Фидием. Для
постройки использовали пентелийский мрамор высокого качества.

Здание построено в виде периптера (прямоугольное сооружение окруженное
колоннами). Общее количество колонн 50 (по 8 колонн на фасадах и по 17 колонн по
бокам). Древние греки учли, что прямые линии на расстоянии искажаются, поэтому
прибегли к некоторым оптическим приёмам. Например, колонны имеют не одинаковый
диаметр по всей длине, они несколько сужаются к верху, а угловые колонны ещё и
наклонены к центру. Благодаря этому, сооружение кажется идеальным.

Ранее в центре храма стояла статуя Афины Парфенос. Монумент был около 12 м в
высоту и сделан из золота и слоновой кости на деревянной основе. В одной руке
богиня держала статую Ники, а другой опиралась на щит, возле которого свернулся
змей Эрихтоний. На голове Афины размещался шлем с тремя большими гребнями
(средний с изображением сфинкса, боковые – с грифонами). На постаменте статуи
было вырезана сцена рождения Пандоры. К сожалению, статуя не сохранилась до
наших дней и известна по описаниям, изображениям на монетах и немногочисленным
копиям.

За много веков храм не раз подвергался нападениям, значительная часть храма
была разрушена, а исторические реликвии разграблены. Сегодня некоторые части
шедевров античного скульптурного искусства можно увидеть в знаменитых музеях
мира. Основная же часть великолепных работ Фидия была уничтожена людьми и
временем.

В настоящее время ведутся реставрационные работы, в планах реконструкции
максимальное воссоздание храма в его первозданном виде в античные времена.

История

Афины — один из древнейших городов Греции, который был основан в седьмом тысячелетии до н.э. Есть миф, почему покровителем была выбрана богиня Афина. Первый афинский царь Кекроп предложил двум богам (Афине и Посейдону) поспорить за покровительство над новым городом. Для этого нужно было принести царю дар. Посейдон ударил трезубцем и из земли забил источник, но вода в нём оказалась солёной. Афина ударила своим копьём и из земли выросло оливковое дерево. Подарок Афины Кекропу понравился больше.

Расцвет Афин пришёлся на 5 век до н.э. В этот период город был одним из важнейших и самых могущественных полисов Древней Греции наряду со Спартой. Здесь процветала философия и культура, а политическим строем была демократия. Во второй половине 5 века до н.э. наступил золотой век Перикла — период наибольшего расцвета, во время которого был построен Акрополь и Парфенон.


Афины

Расцвет Афин длился недолго. После Пелопоннесской войны город утратил свои позиции и в эллинистическую эпоху был подчинён Македонией. В 146 году до н. э. Афины стали союзником Рима, но примкнули во время восстания к его противникам. В 86 году до н.э. город был разграблен римлянами и включён в состав Римской империи. В 3 веке н.э. Афины пришли в упадок.

После распада Римской империи город стал частью Византии, а официальной религией стало христианство. В Средневековье Афины утратили свои позиции и превратились в обычный провинциальный город. В 1458 году город был включён в состав Османской империи. В 17-19 веках Афины находились на рубеже военных конфликтов между Османской империей и другими странами. Во время войн были разрушены многие античные памятники и исторические районы. В 1687 году артиллерия Венецианской республики повредила Парфенон.


Парфенон

В 1833 году Афины была объявлены столицей Королевства Греция. В конце 19 века активизировались археологические раскопки и исследования. Во Вторую мировую войну город был оккупирован немецкими войсками.

Сердце Афин – Акрополь

Первоначально афинский Акрополь, расположенный на холме с плоской вершиной, служил крепостью, но постепенно утратил значение главного укрепления города. В 479 г. до н. э. после отхода персидских войск Акрополь был разрушен. Правитель афинского полиса Перикл решил создать на территории афинского Акрополя удивительный архитектурный ансамбль. Можно сказать, что будущим сооружениям предстояла серьёзная миссия – они должны были стать не просто религиозным центром, а запечатлеть победу над персами, утвердить величие Афин и подчеркнуть их главенствующую роль в Древней Греции. На «золотой век Перикла» приходится расцвет афинской архитектуры. Главными сооружениями того времени, считающимися настоящими произведениями искусства, стали:

  • Парфенон.
  • Пропилеи.
  • Эрехтейон.
  • Храм Афины-Паллады.

Перикл не просто отдал распоряжение о строительстве Акрополя, а сам принимал активное участие – строил планы вместе с архитекторами, выбирал необходимые материалы, контролировал расходы и следил за непосредственным выполнением работ. С 450 г. до н. э. греческий скульптор Фидий был главным руководителем работ в афинском Акрополе. Своими руками он создал значительную часть украшений. Для возведения всех величественных зданий и скульптур не жалели средств и дорогих материалов: золота, черного дерева, слоновой кости. Если смотреть с прагматической точки зрения, то эта грандиозная стройка на многие годы обеспечила работой жителей Афин.

Парфенон в афинском Акрополе считается главным храмом. Он воздвигнут в честь прекрасной и мудрой богини Афины — любимой дочери Зевса. Греки считали её самой могущественной после Зевса, почитали как покровительницу справедливых войн, искусств, наук и ремёсел. Для всех девушек эта богиня была особенно почитаема, поскольку также была их покровительницей и соблюдала безбрачие. От имени Афина Парфенос, что значит Афина-Дева, и назван храм.

Озеро Вульягмени

Термальный курорт особенно популярен зимой, ведь летом все отдыхающие стремятся на греческие пляжи, но и в теплое время года термальные источники славятся своими природными красотами.

Температура воды зимой составляет 20 градусов по Цельсию.

Вокруг озера работают бары, центры СПА, есть лежаки и зонтики. Это озеро, в отличие от того, что находится в Лутраки, расположено всего в 20 км от столицы.

Как добраться: до станции Еллинико, затем до остановки Лимни на автобусе под номером 122.

Время осмотра: от двух часов и до вечера.

Стоимость посещения: без дополнительных услуг бесплатно. Вход к источникам стоит 12 евро.

Часы работы: в организованную зону с 7.30 до 19.30.

Парфенон до Парфенона

Рассказывать об истории Парфенона и не рассказать о том, что располагалось на этом месте до его строительства было бы неправильно, поэтому начнем мы с самого начала, а именно со времен, когда скала Акрополя стала заселяться людьми.

Дворец Афинских царей

Первые следы обитания человека на территории Акрополя относятся к эпохе неолита. А во втором тысячелетии до нашей эры священная скала была не только плотно заселена, но и хорошо укреплена. Некоторые историки предполагают, что в 1200 году до нашей эры (конец микенского периода) на территории Акрополя располагалось здание общественного назначения, по некоторым данным это мог быть дворец афинских царей, что-то наподобие того, что был в Древнем Тиринфе (макет дворца есть в Археологическом музее Афин). Этот дворец был полностью или частично разрушен в «темные века» (1200-900 года до нашей эры).

Первый храм Афины в Акрополе

После того, как царь Тессей объединил Аттику и установил демократию, власть царей была ликвидирована и важную роль в жизни Афин начал играть совет под названием Ареопаг (по названию одноименного холма)

Но нам сейчас важно не это, а что именно в этот период истории начинают происходить серьезные изменения не только в государственном и политическом устройстве, но и значительные изменения в архитектурном облике Акрополя. Рядом с дворцом царей сооружается первое святилище богини Афины

Точная даты строительства этого храма неизвестна, хотя ученым удалось доказать, что в VII веке до нашей эры в северной части Акрополя уже существовал храм покровительницы города, а значит построен он был или в этот период времени или раньше. В восточной части здания стояла статуя Афины из оливкового дерева, согласно преданию, упавшая с неба. В VI веке до нашей эры к власти приходит Писистрат, который несмотря на всю свою авторитарность и тиранию, очень почитает Афину и именно при нем строится новый храм Афины в Акрополе, известный как Гекатомпедон.

Храм Гекатомпедон

Свое название, которое дословно переводится как «стофутовый», храм получил из-за своих размеров: 32.8 на 16.4 метра или 100 на 50 футов. Руины этого древнего святилища были обнаружены во время раскопок немецкого археолога Вильгельма Дёрпфельда, и это были основания двух колонн и остатки фронтонных композиций храма. Метопы Гекатомпедона выполнены из известняка и отлично сохранились до наших дней, сейчас их можно увидеть в Новом музее Акрополя.

Метопы Гекатомпедона в Новом музее Акрополя сайт музея

Некоторые ученые считают, что Гекатомпедон скорее был предшественником Эрехтейона, а не Парфенона, ведь именно в его стенах хранились все реликвии. Долгое время один из найденных в Акрополе фундаментов приписывали Гекатомпедону, но археологи обнаружили, что он гораздо меньше заявленных 100 футов, и, следовательно, не может быть частью древнего храма. Несмотря на то, что место расположения святилища стоит под вопросом, почти никто из ученых не отрицает существования Гекатомпедона. Почему был разрушен храм – неизвестно. По одной из версий, афиняне хотели избавиться от наследия Писистрата (по этой же причине вся политическая и общественная жизнь города была перенесена в Древнюю Агору, а Акрополь стал центром религиозной жизни), по другой версии святилище было разрушено во время греко-персидской войны. Так или иначе, но вскоре после Марафонской битвы на священной скале началось новое строительство храма в честь богини Афины.

Храм Опистодом

Одновременно с возведением Опистодома или Пре-Парфенона начинается строительство нового монументального входа в Акрополь – Пропилей. В качестве материала для строительства выбран пентеликонский мрамор, залежи которого были обнаружены вблизи города. Новый храм был заложен в 488 году до нашей эры и расположился между современными строениями Парфенона и Эрехтейона. Строительство продолжалось вплоть до 480 года до нашей эры, но было прекращено из-за нового вторжения персов в Грецию, и так и не было завершено после окончания войны. В наши дни части того древнего храма можно увидеть на у стены Эрехтейона.

Колонны пре-Парфенона на северном склоне Акрополя

Подкрепитесь в таверне

Чтобы перепробовать все самое вкусное в Греции, нажмите на фото и выберите авиабилеты в Грецию прямо сейчас! Греки любят поесть — и эта любовь заразительна. К счастью для фигуры, греческая кухня — это гармоничное сочетание оливок, сыра фета, овощей, морепродуктов и мяса. Поэтому после гастротура в Грецию есть все шансы остаться стройными кипарисами.

Пробовать Афины на вкус лучше всего в псаротавернях — это рыбные ресторанчики с душевной атмосферой и недорогими блюдами из морепродуктов. Попробуйте местные деликатесы — осьминога на гриле, салаты с морскими гадами и петросолинес — это моллюски вроде мидий, но с куда более насыщенным вкусом.

Если предпочитаете мясо, держите курс на заведения «Та Влахика». Местные советуют таверны Τσολιάς и Τα βλάχικα, где потрясающе готовят бараньи ребрышки на гриле паидакья, бараньи потрошки на шампурах кокоретци и шашлык из свинины и курицы кондосувли.

Среди других блюд, которые нужно попробовать в Афинах, — запеканка с мясом и баклажанами мусака, йогурт дзадзики, который греки используют как закуску, запеченная курица котопуло клефтико и шашлычки сувлаки. На сладкое закажите медовые пончики лукумадес, а про вкуснейшее греческое вино и напоминать не нужно.

10 блюд испанской кухни, которые нужно попробовать хотя бы раз в жизни

Найти дешевые билеты в Афины

Снять недорогой номер в Афинах

Афинская агора

Храм Гефеста на Афинской агоре

Афинская Агора (Ἀρχαία Ἀγορά) – древняя городская площадь Афин площадью 40 га, расположенная на склоне к северо-западу от Акрополя, в античное время служившая центром общественной, культурной и спортивной жизни.

Афинская агора, как и многие другие агоры древнегреческих городов, появилась в VI веке до н.э. во времена афинского правителя и законодателя Солона возле главного центра поклонения языческим божества – Акрополе.

В Афинах общественной жизни уделяли особое внимание, поэтому Агора стремительно разрасталась, а с установлением демократии она стала играть всё более значимую роль. Самый известный памятником Афинской агоры является храм Гефеста (Ναός Ηφαίστου)

Этот храм дорического ордера был возведен на западе Агоры в период с 460 по 420 года до н.э

Самый известный памятником Афинской агоры является храм Гефеста (Ναός Ηφαίστου). Этот храм дорического ордера был возведен на западе Агоры в период с 460 по 420 года до н.э.

В V веке святилище превратили в православную церковь, и благодаря тому, что она действовала вплоть до XIX века, сооружение отлично сохранилось. 

Ещё одна интересная достопримечательность Агоры — Стоя Аттала (Στοά του Αττάλου), или галерея-портик.

Этот двухэтажный комплекс был торговой площадкой античных Афин. В этом огромном здании длиной 115 метров, с внушительной дорической колоннадой, было собрано несколько десятков торговых лавок.

В III веке н.э. Стоя Аттала была разрушена во время нашествия германских племен.

В настоящее время, после проведенной реставрации в середине XX века, здесь размещается археологический музей Афинской Агоры, основная экспозиция которой содержит бронзовые и глиняные предметы, монеты, скульптуры, надписи, византийскую керамику и амфоры, которые были найдены на Агоре во время раскопок.

Главной транспортной артерией Афинской Агоры была Панафинейская улица. Эта  широкая, посыпанная гравием, дорога в древние времена пересекала Агору по диагонали.

За свою долгую
историю существования Агора несколько раз была разрушена римскими войсками, персами
и славянскими племенами.

Сегодня Агора превратилась не только в место для экскурсий по легендарному прошлому Афин, но и в место для прогулок. От Агоры берёт начало одна из старейших улиц Афин — улица Адриана, на которой находятся сувенирные лавки, кафе и ювелирные магазины.

Время работы Афинской Агоры
Афинская Агора открыта для посещения ежедневно, в летнее время с 8-00 до 20-00, в зимнее время с 8-00 до 17-00. Во время сильной жары время работы может измениться.

Стоимость посещения Афинской Агоры
Стоимость билета в Афинскую Агору составляет 10 евро

Есть возможность приобрести единый билет, в который помимо Афинской Агоры входит посещение Акрополя и его склонов, Римской Агоры, Археологического музей Керамейкоса, библиотеки Адриана, храма Зевса Олимпийского и других археологических раскопок Афин. Стоимость такого билета составляет 30 евро.Данный билет действителен в течение 5 дней.

Билеты можно приобрести в кассах достопримечательностей и на официальном сайте онлайн.

Как добраться до Афинской АгорыДобраться до Афинской Агоры можно на метро линии 1 или 3 до станции Монастираки (Monastiraki).

На официальном сайте музея можно уточнить актуальную стоимость билетов и время его работы.

Как добраться

Аэропорт Афин расположен к востоку от центра города и является крупнейшим в Греции. Из аэропорта в город можно добраться на метро (до площади Синтагматос и Монастираки) или на автобусах X93, X96 и X97. Железнодорожный транспорт в Греции не самый развитый. Фактически к Афинам подходит две железнодорожные линии: одна ведёт на юг в Пелопонесс, другая — на север в Салоники.


Афины

Общественный транспорт Афин представлен метро, пригородными поездами, трамваями, троллейбусами и автобусами. На всех видах транспорта действует единый билет. Метро имеет три линии: М1 (зелёная) — соединяет порт и северные пригорода через центр города, М2 (красная) — соединяет западные и южные Афины, М3 (синяя) — соединяет юго-западные пригороды с северными пригородами и аэропортом.

Возведение храма

Строить Парфенон начали в эпоху Перикла – величайшего политического деятеля Древней Греции. В 447 году правитель на строительство храма выделил 450 талантов. Народ роптал: в то время эти деньги требовались для строительства кораблей. Перикл убедил людей, что Парфенон в честь Афины мощью и красотой прославит Акрополь.

Архитектором здания стал Калликрат, проект разработал зодчий Иктин. Отделкой занимался великий скульптор Фидий. Строили храм прославленные мастера Греции, контролировал строительство сам Перикл. Правитель оставил империю без флота, но подарил миру Парфенон.

Храм выстроен из мрамора, отделанного золотом. Добывали камень на горе Пентеликон в 20 км от Афин. Белый пентеликонский мрамор под лучами солнца приобретает желтоватый цвет, поэтому у Парфенона золотистый оттенок. Мраморные блоки скрепляли железными штырями, залитыми свинцом. Освятили храм в 438 году на ежегодных Панафинейских играх.

Реставрация

Возрождение Парфенона началось не раньше, чем Греция обрела независимость, в 1832 году, а уже через два года правительство провозгласило Парфенон памятником античного наследия. В результате проведённых работ уже через пятьдесят лет на территории Акрополя от «варварского присутствия» практически ничего не осталось: были снесены абсолютно все постройки, которые не имели отношения к древнему комплексу, а сам Акрополь начали восстанавливать согласно сохранившимся описаниям о том, как выглядел Парфенон в древней Греции (в настоящее время храм, как и весь Акрополь, находится под защитой ЮНЕСКО).

Помимо того, что Парфенон был восстановлен по мере возможностей, а оригинальные статуи были заменены на копии и отправились на хранение в музей, греческое правительство ведет активную работу над тем, чтобы вернуть в страну вывезенные фрагменты храма. И вот тут есть интересный момент: Британский музей согласился это сделать, но при условии, если правительство Греции признает музей их законным владельцем. А вот греки с такой постановкой вопроса не соглашаются, поскольку это бы означало, что они простили кражу статуй двести лет назад и активно борются за то, чтобы статуи им вернули без каких-либо условий.

Храмы

Во время прогулки по Афинам советую посмотреть сразу несколько любопытных храмов:

  • Панагия Капникарея понравилась больше всего. Маленькая, в окружении шумной толпы туристов и местных, шопящихся в H&M и Zara — оплот тишины посреди мирской суеты. Внутри красивые и необычные фрески.
  • Айос-Элефтериос — крохотная церковь в тени гигантского кафедрального собора, что по соседству. Обойдите ее по периметру и полюбуйтесь на мраморную резьбу.
  • Айя-Динами — еще одна крохотная церковь, зажатая среди современных зданий. Все время была закрыта.


Маленький храм Айос-Элефтериос с интересной резьбой на стенах.

Независимая Греция

Когда в 1832 году независимая Греция получила контроль над Афинами, видимая часть минарета была разрушена; остались нетронутыми только его основание и винтовая лестница до уровня архитрава. Вскоре все средневековые и османские здания, построенные поверх Акрополя, уничтожили. Тем не менее, сохранилась фотография Жоли де Лотбиньера с изображением небольшой мечети в целле Парфенона, которую опубликовали в альбоме Лербо Excursions Daguerriennes в 1842 году: первая фотография Акрополя. Эта территория стала историческим объектом, который контролировался правительством Греции. Сегодня он привлекает миллионы туристов каждый год. Они идут по дороге на западном конце Акрополя, через восстановленные Пропилеи вверх по Панафинейскому пути к Парфенону, который обнесён низким ограждением для предотвращения повреждений.

Спор связанный с мраморными скульптурами

Центром спора стали мраморные скульптуры вывезенные графом Элгином из Парфенона, которые находятся в Британском музее. Также несколько скульптур из Парфенона представлены в парижском Лувре, в Копенгагене, и в других местах, но более пятидесяти процентов находится в Музее Акрополя в Афинах. Некоторые до сих пор можно увидеть на самом здании. С 1983 года греческое правительство проводит кампанию по возвращению скульптур в Грецию из Британского музея.

Британский музей упорно отказывался вернуть скульптуры, а сменявшие друг друга правительства Великобритании не желали заставлять музей сделать это (что потребовало бы законодательные основания). Тем не менее, переговоры между высокопоставленными представителями греческого и британского министерств культуры и их юридическими советниками состоялась в Лондоне 4 мая 2007 года. Это были первые серьезные переговоры в течение нескольких лет, на которые возлагались надежды, что обе стороны смогут сделать шаг к приближению резолюции.

mosarchinform.ru, на фото:  колонны Парфенона в строительных лесах

Строительство Парфенона

В 449 году на народном собрании Афин было принято решение о перестройке Акрополя, который после окончания греко-персидских войн лежал в руинах. Важнейшее место в скульптурном ансамбле было отведено новому величественному и роскошному храму в честь богини Афины. Для строительства святилища были выбраны лучшие строители, зодчие, архитекторы, художники, а средств на возведение нового алтаря не жалели.

Храм Парфенон в наши дни

Так как Афины на тот момент были демократическим городом, то каждый житель имел право знать, как расходуются выделенные средства. Именно поэтому все финансовые и строительные отчеты вырезались на камнях и выставлялись для всеобщего обозрения. Эта методика ведения отчетности в наши дни частично помогает археологам восстановить хронологию событий, оценить затраты и даже узнать причины срыва сроков. К сожалению, «отчеты по Парфенону» сохранились в очень плохом виде: часть отсутствует, а часть тяжело поддается расшифровке.

Отчеты на камнях

Считается, что строительство Парфенона началось в 446 году до нашей эры. Для нового храма была выбрана ровная площадка в самом высоком месте священной скалы. Первые пару лет были посвящены добыче мрамора и доставке его на священную скалу. В большинстве случаев камни добывались из горы Пентеликон (23км от Афин), подвергались частичной обработке, затем доставлялись на Акрополь и уже здесь приобретали свои окончательные формы.

Для этих целей была сооружена специальная каменотёсная мастерская, в которой и велись работы по приведению мрамора в «нужную кондицию». Для выполнения работы каменотесов привлекались как свободные жители города, так и рабы. Рабы, как правило, выполняли черновую работу, а вот сложные и ответственные операции по вырезанию пазов и шлифовке мрамора выполняли только свободные люди.

Парфенон в 1873 году Dimitris Constantine

Если говорить об авторе Парфенона, то тут есть несколько версий. Самая распространенная – сам проект был создан и придуман Иктиным, а непосредственно руководил работами Калликрат. Не остался в стороне и Фидий, который занимался отделкой и внешним украшением храма. Некоторые историки спорят с этим и говорят о том, что Фидий не только «украшал» Парфенон, но и руководил работами, а Иктин и Калликрат лишь помогали ему. Учитывая, что строительство Парфенона пришлось на эпоху Перикла, который очень уважал Фидия, то лично нам эта версия кажется более правдоподобной. Но самое интересное в том, что в эпиграфических документах, сообщающих о строительстве Парфенона, все эти имена вообще отсутствуют

Безусловно, все трое сыграли важную роль при строительстве Парфенона, а кто из них был «самым главным» уже не так важно

«Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям», картина работы Лоуренса Альма-Тадемы, 1868

К 438 году основные работы были закончены, и храм был освящен в день празднования Панафиней. Но стоит сказать, что различные доработки, касающиеся главным образом внешнего вида храма, длились вплоть до 432 года до н.э., речь идет о создании скульптур метоп, фриза, фронтонов и т.д.

Памятник античного искусства и история его реконструкций

В 1832 году Греция получает долгожданную независимости и уже через два года (28 августа 1834 года) Парфенон официально становится не просто руинами, а памятником античного искусства. Именно с этого времени в истории Парфенона наступает новый этап – этап археологических раскопок и бесконечной реставрации. В 1835 году на территории Акрополя были снесены все постройки, оставленные турками, венецианцами и прочими «варварами». Начались масштабные исследования, результатом которых стало то, что на холме остались лишь памятники, построенные до нашей эры, все остальное было снесено, как, например, Франкийская башня, располагавшаяся чуть южнее Пропилеев.

Франкийская башня (фото 1869-1874 годов)

Справедливости ради стоит заметить, что шли и восстановительные работы. Так в 1840-х годах было частично реконструировано четыре колонны северного фасада и одна с южной стороны храма, около полутора сотен мраморных блоков были возвращены в стены внутренних помещений Парфенона. К сожалению, в 1894 году произошло сильное землетрясение, которое серьезно повредило храм и привело к новому витку реставраций. После землетрясения к работам над восстановлением древнего святилища был привлечен греческий архитектор Николаос Баланос, которые посвятил этому делу 40 лет своей жизни. Во многом благодаря ему, Парфенон приобрел тот вид, который мы можем сейчас видеть.

Процесс восстановления северной колоннады, который объединил здание в единое целое. До этого руины выглядели как остатки двух разных зданий (1923-1928 года)

Уже после смерти архитектора, его труды подверглись жесткой критике, и надо сказать, что не просто так. Главная проблема была в том, что для скрепления блоков Николаос использовал металлические стержни, которые со временем ржавели и разрушали мрамор. В 1986 году было принято демонтировать крепления и заменить их на титановые.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Работы по восстановлению Парфенона идут и в наши дни, и когда они будут завершены не знает никто. Помимо работ над внешним видом, планируется провести реставрацию и внутри храма. Если все получится, то в скором времени туристы смогут увидеть остатки апсиды, сохранившийся с христианской эпохи, и постамент статуи богини Афины Парфенос.

Существует шутка, что строительный кран рядом с Парфеноном стоит так давно, что скоро сам станет объектом ЮНЕСКО

Храм Гефеста

История

Один из соборов, построенных в период правления Перикла, часто упоминается в летописях. Начало строительства было обозначено 450 годом до н.э., однако параллельно велось возведение Парфенона, поэтому рабочих перенаправляли на строительные работы основного религиозного памятника города. По этой причине возведение святилища Гефеста растянулось на 35 лет.

В документах, описывающих здание, неоднократно упоминается, что вокруг архитектурного сооружения был раскинут прекрасный сад, где над своими книгами нередко трудились величайшие ученые и философы.

Разрушение началось в VII веке, когда на смену грекам пришли христианские священники и освятили здание церковью святого Георгия. Но господство православных священнослужителей было недолгим, и вскоре к постройке вернулось историческое название.

Поскольку здание не являлось наиболее значимым для коренных жителей, оно не представляло особого интереса для захватчиков. Это единственная причина, по которой собор сумел выстоять сквозь тысячелетия в столь великолепном виде. Хотя за святыней никто не ухаживал, она не подвергалась вандализму.

Описание

Если верить описаниям, когда-то убранство святилища составляли скульптуры Афины Паллады и Гефеста, отлитые из бронзы, а на стенах красовались разнообразные фрески и искусная мозаика – но ничего из этого не сохранилось.

Интересна альтернативная теория. Некоторые ученые склоняются к мнению, что сооружение было выстроено в честь Тесея, победившего Минотавра, поэтому на многочисленных фресках был представлены моменты из его жизни. Существует предположение, что святыня расположилась на гробнице самого древнего героя. И хотя доказательств этой теории нет, из летописей известно, что раньше на том же самом месте располагалось место, часто посещаемое людьми, но кому оно было посвящено, остается загадкой.

Храм Ники Бескрылой

История

Изначально здание носило имя Афины Победительницы, но во II веке нашей эры Павсаний посетил Афины и этот собор. Он ошибочно принял статую покровительницы города за изображение Ники и указал последнюю в своем труде. Его немного удивило отсутствие крыльев, но Павсаний сам объяснил это тем, что афиняне лишили Нику крыльев, чтобы победа всегда сопутствовала Афинам.

Ошибка так и не была исправлена со временем, поэтому название сохранилось до сих пор. А то, что древнегреческий писатель действительно ошибался, доказано изображениями Ники с крыльями, так же обнаруженные на стенах культурного памятника.

Здание расположилось за периметром храмового ряда Акрополя, поэтому логично предположить, что оно относится к более ранним постройкам. Это доказывают исследования, подтвердившие, что сохранившееся сооружение является перестройкой ранее существовавшей церкви. Доподлинно известно лишь то, что освящение постройки было проведено в 421 г. до н.э.

Архитектура

Здание выполнено в ионическом стиле, но архитектура подредактирована Калликратом, чтобы более соответствовать воинственному духу сооружения. Стены крашены рельефами с моментами сражений, а за всем этим наблюдают сверху Афина и Зевс. Вокруг храмовой площадки установлена балюстрада, на которой имеются многочисленные изображения крылатой Ники, доказывающие ошибочность текущего названия.

Последняя реставрация проводилась в 2000 году. Благодаря масштабным работам на свои места вернулись фрагменты рельефов и полуразрушенные части здания. Это дало современным туристам и местным жителям возможность по достоинству оценить красоту исторического памятника.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий