День знаний – Сарасвати

История создания персонажа

Сарасвати — древнейшее божество в ведическом пантеоне. Значение имени трактуется как «богатая водами» или «полноводная». Хотя подробный разбор с санскрита демонстрирует намного больше. Так, слог «са» переводится как «творение», «ра» — «оживление», а окончание «свати» олицетворяет женщину, которая дает благо.

Героиня в ведических трактатах и есть священная река. В индуизме считается, что на ее берегу возносили жертвы сами боги. Там же жили великие мудрецы — муни и риши. Считалось, что река под названием Сарасвати символизирует жизнь, ее источник.

Хотя по части прообраза божества мнения исследователей различаются. Так, прототипом покровительницы женских искусств называют еще реки Гхаггар-Хакра, Харахваити и Инд.

Изображение Сарасвати Культ богини был развит с древних времен. Индусы молились ей и верили, что, искупавшись в священном водоеме, станут очищенными от грехов. Согласно преданиям, бурное течение смывало с души и тела земные тяготы. Поэтому часто к обряду омовения прибегали ученые, музыканты и мудрецы.

Со временем Сарасвати перестали ассоциировать с рекой. Чаще ее воспринимали в качестве жены Брахмы. А область влияния героини ограничивалась наукой и искусством. В частности, среди ее достижений в культуре выделяли изобретение алфавита деванагари и санскрита.

В Индии сегодня принято отмечать праздник в ее честь — Васант-панчами. Он ознаменовывает собой наступление весеннего сезона и приходится на 5-й день лунного месяца Магх.

Согласно традициям, дети в эту дату приступают к изучению грамоты. Принято наводить порядок в бумагах и на рабочих столах. Студенты и школьники кладут перед статуей богини книги или же музыкальные инструменты, читают священные тексты. Считается, что поклонение этому мифологическому персонажу сулит освобождение от цикла перерождений и приближение к единению с Высшей Душой.

Образ и биография Сарасвати

Супруга Брахмы, согласно священным трактатам, была его помощницей при созидании всего живого на земле. Существуют легенды, описывающие происхождение этой героини. Большинство из них сходятся в том, что возникла она благодаря Тримурти (триаде главных божеств). Менее распространены гипотезы, что создательницей небожительницы стала Лакшми или Дурга.

Но Брахма не смог относиться к своему творению по-отечески. Прекрасное божество вызывало в нем другие чувства, поэтому он решил взять девушку в жены. А чтобы следить за юной супругой, «отрастил» себе 4 лика.

Сарасвати не смела противиться творцу и согласилась быть с ним. Вместе они создали Священные Веды. Но брак оказался не таким счастливым, как предполагалось. Медлительная небожительница однажды опаздывала на ритуал жертвоприношения, чем прогневала мужа.

Брахма решил проучить непослушную спутницу и наказал жрецу выбрать ему другую женщину. Посланник встретил на пути пастушку Гаятри.

По одной из версий, Сарасвати прогневалась из-за такого решения и прокляла Тримурти. Но позже смирилась, увидев кротость и покорность новой супруги, и стала делить с ней Брахму. В других источниках финал истории отличается. Так, богиня обрадовалась тому, что освободилась от оков брака. А впоследствии считала неудачное замужество необходимым опытом для становления характера.

Поэтому суть ее философии сводилась еще и к тому, что в прошлое нужно уметь закрывать дверь. Прощение старых обид, жизнь в настоящем времени, размышление о будущем, созидание нового и прославление науки — вот к чему призывала прекрасная Сарасвати.

В постведический период культ этой героини преобразовывается. Теряя связь со священной рекой, она начинает ассоциироваться с различными видами искусств. В легендах это тоже нашло свое отражение.

Водоем высох, потому что Индия стала терять интерес к познанию. Люди все больше стремились к достатку, что приносило огорчение богине. Однажды она встретила аскета и понесла от него сына, который и возродил в человечестве любовь к созиданию и учению.

На изображениях небожительница — это молодая и красивая женщина в белых одеяниях. Пьедесталом для нее выступает цветок лотоса. Героиня легенд не носит украшений, поскольку первостепенны, по ее мнению, духовные ценности.

Традиционно у персонажа 4 руки. В них она держит книгу, четки, чашу со священной водой и музыкальный инструмент.

Книга олицетворяет собой знания, четки и графин — знаки обретения духовности. Музыкальный инструмент показывает, что Сарасвати покровительствует любым звукам, а также символизирует гармонию.

Иногда можно встретить описание богини с 8 руками. Среди атрибутов появляются жезл, деревянный пестик, колесо. Поклонение такому образу помогает достичь успехов в карьере и заполучить удачу.

Изображения с 10 руками представляют собой воинственное воплощение. К нему взывают при медитациях и практиках только опытные мастера, поскольку в таком виде героиня способна не только одарить, но и наказать.

Ездовыми животными мифологического персонажа стали лебедь и павлин. Первый означает мудрость и истинное знание. Второй — славу мира и даже невежество, посредством которых покровительница наук помогает открывать путь к духовности.

Мантра Сарасвати

Мантра богине Сарасвати – особая молитва, которая очень многогранна, как и божество, которую она олицетворяет. С помощью нее человек может получить множество различных благ.

Богине посвящено множество различных молитв, каждая из которых имеет свою собственную направленность и воздействует на определенную область жизни человека. Считается, что при правильном прочтении мантры, человек может достигнуть больших успехов, и благодаря этому никогда не станет забывать то, что им было прочтено.

Богиня искусства считается также покровительницей целительства и медицины, поэтому, молитвы ей помогают справляться с самыми различными заболеваниями.

Приведенную выше мантру рекомендуется повторять 108 раз перед прочтением других, посвященных этой богине. Человек, читающий ее вдумчиво, с истинной верой и концентрацией, может обрести мудрость, требуемые знания, развить речь, память и тонкое восприятие. С помощью обета молчания, повторения и очищения, все, что бы ни говорил человек, обязательно сбудется.

Регулярное повторение мантр, посвященных этой богине, дарует верующему божественную мудрость, истинное здравомыслие, а также дает возможность полностью контролировать речь, приносит осознание сострадания, тепла по отношению к близким людям и милосердия.

Повторение молитвы вызывает определенные звуковые вибрации, дарует мудрость, просветление и здравомыслие. Древний текст помогает намного быстрее освоить науку, постигнуть истину, а также развивает ораторское искусство. На помощь этого божества могут рассчитывать, желающие самостоятельно овладеть новыми знаниями, практиками и наукой.

Индийские мантры изначально можно просто прослушивать в записи. Это доставляет истинное удовольствие, а также значительную пользу. Затем поэтапно можно переходить к практике, петь их или просто проговаривать.

Чтобы практика прочтения мантры была действенной, нужно соблюдать определенные техники. Произносить молитву нужно обязательно на выдохе. Во время медитации тело должно быть полностью расслабленным, дыхание ровным и спокойным. Обязательно нужно отвлечься от всего постороннего, ото всех остальных дел, проблем и мыслей

Важно полностью сосредоточиться на произносимых священных словах, думать о своих намерениях и о самой богине. Читать и слушать заклинания можно в совершенно любое время, когда действительно нужна помощь и есть настроение

Мантра

АЙМ – это семенная мантра Сарасвати (биджа-мантра), которую нужно повторять не менее 108 раз до того, как начать читку других мантр, обращенных этому божеству. Во время осознанного произнесения данной мантры человек становится мудрее, получает знания, развивает личностные качества, речь, тонкое восприятие и память. Аскезы, обет молчания, очищения и многократного повтора мантры «АЙМ» открывает канал нади, расположенный на язычке. Энергия приходит в активность и способствует воплощению в реальность всех слов, которые произносит человек.

Произнесение Сарасвати-мантры наполняет человека божественной мудростью и здравомыслием. Речь становится более осознанной, контролируемой. По отношению к близким и окружающим людям человек становится более милосердным, преисполненным чувством тепла и сострадания.

Мантра наиболее полезна, если читать ее как стихотворение или напевать

Важно только соблюдать ритм и четко произносить все звуки

ОМ ШРИМ ХРИМ САРАСВАТТЕЕЙ НАМАХА

Эта короткая фраза легко запоминается. Произносить ее можно, когда удобно. Но желательно приурочить эту медитацию ко времени постижения новых знаний.

Ее эффективность хорошо проявляется перед экзаменами, защитами различных проектов или диплома. Она помогает сосредотачивать усилия на учебе и быть собранным.

Ощущение божественного влияния богини Сарасвати приходит, когда человек сконцентрирован на своей проблеме и при этом обладает полной уверенностью в своих силах и чистоте намерений.

Значение мантры

Те, кто стремится нести людям свет при помощи литературы, музыки и искусства, а также те, кто учится, получают от Сарасвати успех, красноречие, отличную память,сильную концентрацию и светлый ум. Вокруг человека, который выбрал для практики мантру Сарасвати, очищается атмосфера.

Его здоровье улучшается за счет усиления энергетики. Если вы чувствуете, что не в силах совладать с негативными эмоциями, такими как зависть, обман, непрощение, жестокость и пр., лучше не читайте эту мантру – будет только хуже. Перед прочтением мантры Сарасвати обязательно нужно простить все обиды и наполнить душу добром.

Несет Свет

Река Сарасвати

Одна из главных рек Индии названа Сарасвати. И с древних времен индусы почитали Сарасвати как богиню всех рек, молились ей, прося плодородия. Если верить легендам, то преступник, которому удавалось достичь вод реки Сарасвати и искупаться, освобождался законом от наказания. Он считался полностью очищенным. Однако главное, что давала река, это духовное очищение, поэтому часто на ее берегах сидели ученые, мудрецы, музыканты, стремившиеся смыть с тела и души тяжесть земных забот и подняться до заоблачных высот.

Так как Сарасвати — богиня воды, то постоянное обращение к ней при чтении молитвы помогает поправить здоровье, улучшить общее самочувствие. Богиня контролирует работу поджелудочной железы, Мантра, как вода, смывает с человека всю отрицательную энергию, плохие мысли.

Как Брахма убедил Сарасвати выйти за него замуж

Одна история рассказывает, что после того, как он создал физическую вселенную и землю. Брахма создал супругу Сарасвати из своей собственной могущественной энергии. Она была так красива, что Брахма хотел на ней жениться, но, к сожалению, она была его дочерью; она знала это, и ей не нравились его планы. Поэтому она избегала его как могла. Чтобы видеть ее с любой стороны, Брахма вырастил еще 3 головы, и теперь у него было четыре головы, так что он мог любоваться прекрасной Сарасвати.

Слева: богиня Сарасвати находится в храмах Юго-Восточной Азии, островов Индонезии и Японии. Изображение предоставлено: Фабио / Википедия; Справа: высеченный из черного камня идол Сарасвати из династии Чалукья (XII век н. Э.). Идол в музее принца Уэльского в Мумбаи. Кредит: AKS.9955 — CC BY-SA 4.0

Не имея возможности убежать, она спряталась в небе, но Брахма отрастил пятую голову, чтобы следить за ней глазами. В конце концов он убедил ее выйти за него замуж и пообещал ей, что через них родятся живые существа мира, и это произошло.

С древнейших времен Сарасвати ассоциировалась с рекой Сарасвати, одной из рек Ригведа, которая вытекает из Гималаев на севере Индии и упоминается в Ригведе, а также в более поздних ведических и постведических текстах.

Сарасвати была известна своим вспыльчивым характером, и однажды, когда Брахма вызвал своих новых товарищей на важную религиозную церемонию, Сарасвати сказала ему подождать ее, потому что она еще не была готова к этому. Разъяренный Брахма в ответ женился на дочери мудреца, и когда Сарасвати узнала, что он сделал, она прокляла Брахму, чтобы получить удовольствие. всего один день поклонения каждый год.

Богиня впервые упоминается в Ригведе, древних санскритских гимнах, датируемых примерно 1500–1200 гг. До н.э., и ей постоянно поклонялись с ведического периода до наших дней, и многие храмы в Индии посвящены ей.

Форма и изображения Брахмы

В теле человека вибрации Брахмы сконцентрированы в основном в Муладхара-чакре, частично доходящие до Свадхистана-чакры.

Брахма изображается четырёхруким и четырёхликим. Цвет кожи золотой или красный, одежды — белый.

Четыре руки представляют стороны света, а лики четыре Веды: Ригведу (восток), Яджурведу (юг), Самаведу (запад), Атхарваведу (север).

Обычно Брахма изображается с короткой заострённой бородой с накидкой из шкуры чёрной антилопы. Сидит он на лотосе, возникающем из пупка спящего в пралае Маха Вишну или в запряжённой семью лебедями колеснице.

В отличие от большинства других дэвов, в руках Брахма не имеет оружия.

Первая правая рука у него держит чётки (акшамалу), представляющие собой вечный цикл времени. Другая правая рука сжимает сосуд с водой (камандалу), олицетворяющая появление мира из вселенских вод. Первая левая рука держит Веды (иногда цветок лотоса), вторая траву куша и ложку для возлияния священного масла на огонь. Глаза Брахмы прикрыты в самадхи. Отрешённый взгляд выражает Ташмья и Саумья — спокойствие и счастье.

Такая изобразительная форма Брахмы не является догмой и встречается с различными вариациями.

Янтра

Янтра (на санскрите यन्त्र् – «опора», «инструмент») – определенным образом составленный геометрический рисунок, действующий на сознание смотрящего как медитативный инструмент. Концентрация на янтре позволяет человеку продвинутся по своему духовному Пути. В это время все внешние шумы и внутренний диалог прекращается, а разум начинает резонировать с геометрическим рисунком.

Все янтры имеют определенное изображение, которое излучает энергию особой частоты и помогает разуму воспринимать его. Традиционный рисунок янтр появился в результате откровений и ясновидения. Так из мира тонких энергий в наш мир пришла форма, с помощью которой отражается суть каждого божества в материальном плане. Его энергия воплощается в виде янтры.

Во время произнесения мантры следует располагать янтру на уровне глаз. Взгляд на нее хорошо влияет на разум человека, формируя в его сознании только светлые, достойные мыслеформы. Творческие люди от янтр вдохновляются.

Доказано, что такие изображения активизируют правое полушарие мозга и помогают держать чувства под контролем.

В янтре проявляется сила мудрой Сарасвати. Покровительство богини над образованием, культурой, искусством, творчеством, знаниями и визуализацией дарует человеку во время созерцания янтры постижение духовных истин и ценности прекрасного. Становится легче понять творческие проявления в искусстве, проясняет сознание, улучшает ораторские способности, способствует реализации в творчестве.

Богиня

Сарсвати — это деви (или дэви на санскрите देवी, devī — божество женского рода). Так называют женское начало в божественном проявлении (богиня-мать).

В «Дэвибхагавата-пуране» сказано, что богиня почитается как Махадэви (Великая божественная мать). Ее божественная природа проявляется в разных аспектах существования. В ней воплощаются все богини, которых можно также считать проявлениями Сарасвати. Она — верховное божество в женском виде, которое дало начало другим богиням и богам.

Также как в Лакшми (жене Вишну, богине процветания), Парвати (богине плодородия и богатства) и Дурге (жене Шивы), в Сарасвати проявляется шакти (сила Вселенной). В ней происходит движение женской энергии созидания, направленные в Мир.

В «Шива-Самитхе» говорится, что божества Шива, Брахма, Вишну являются частью Великого Духа. Но весь материальный мир воплощается в Авидьи. Когда в ней преобладает Тамас, то она проявляется Дургой, разумом которой повелевает Шива. Если в Авидьи много Саттвы, то ее проявление будет в Лакшми под управлением Вишну. В случае, если Авидья преисполнена Раджасом, то она появится в виде Сарасвати, которой управляет Брахма (разум).

Справка! Эта богиня помогает людям в познании сути бытия и в обретении истинного знания. Ее миссия — сопровождать каждого на Пути духовного самосовершенствования и понимания священных книг.

Сарасвати создала древний божественный язык Санскрит, который дословно переводится как «совершенный». Именно санскрит стал началом всех современных языков индоевропейской языковой семьи. Пураны упоминают воздействие энергии Сарасвати на высшие материальные планеты, где все живые обитатели разговаривают только на возвышенном поэтическом языке.

Изображение

Облик Сарасвати представлен в виде женщины в белых одеяниях. Ее часто располагают сидящей на пьедестале в виде чаши лотоса (падмасана). Поза богини необычна: одну ногу она опустила вниз, а вторую подвернула под себя. Белые одеяния символизируют чистоту знаний. Ее тело не украшается драгоценностями или золотом. Одежды строгие, в знак предпочтения духовных ценностей над материальным миром. Рук у богини четыре, в них размещаются:

  • священное писание Вед (символизирует науку);
  • белоснежные жемчужные четки (символизируют духовность);
  • чаша со святой водой (символизирует созидательную и очищающую силу);
  • музыкальная вина символизирует искусство.

Некоторые рельефы изображают богиню с музыкальным инструментом в руках, при этом другие руки соединены в позе абхая-мудры (защищающем жесте) и в варада-мудре (благословляющем жесте). Передвигается божество на лебеде. В качестве эмблемы — звезда с шестью концами или гексограмма (шаткопа или садъянтра). На некоторых изображениях богиня рисуется стоя.

Сарасвати и Брахма

Богиня Сарасвати является супругой Брахмы. Ее считают персонификацией женской ипостаси созидательной энергии Брахмы. Также богиня известна как дочь творца всей Вселенной. Она родилась из половины его тела, путем разделения его на равные части. Во время создания Вселенной Брахма наполнил своим выдохом первоначальную природу (Пракрити), олицетворяющую Сарасвати.

Символизм и иконография

Иконография Сарасвати: богиня изображена с виной , лебедем, павлином, хрустальной джапамалой и лотосом. (Два изображения: вверху – кафельная фреска в Керале , внизу – скульптура из искусственного мрамора в Карнатаке ).

Богиня Сарасвати часто изображается в виде красивой женщины, одетой в чистое белое, часто сидящей на белом лотосе , который символизирует свет, знание и истину. Она воплощает в себе не только знания, но и опыт высшей реальности. Ее иконография, как правило, состоит из белых тем, от одежды до цветов и лебедя – цвет, символизирующий саттва гуну или чистоту, различение истинного знания, проницательности и мудрости.

Ее дхьяна-мантра описывает ее как белую, как луна, одетую в белое платье, украшенную белыми украшениями, сияющую красотой, держащую в руках книгу и перо (книга символизирует знание).

Обычно у нее четыре руки, но иногда всего две. Когда они показаны с четырьмя руками, эти руки символически отражают четыре головы ее мужа Брахмы, представляя манас (ум, чувство), буддхи (интеллект, рассуждение), читту (воображение, творчество) и ахамкару (самосознание, эго). Брахма представляет абстрактное, в то время как она представляет действие и реальность.

В четырех руках предметы с символическим значением – пустака (книга или сценарий), мала (четки, гирлянда), горшок с водой и музыкальный инструмент ( вина ). Книга, которую она держит, символизирует Веды, представляющие универсальное, божественное, вечное и истинное знание, а также все формы обучения. Малы кристаллы, представляющая силу медитации, внутреннее отражения и духовности. Кастрюля с водой представляет собой очищающую силу, позволяющую отделить добро от зла, чистое от нечистого и сущность от несущественного. В некоторых текстах горшок с водой является символом сомы – напитка, который освобождает и ведет к знаниям. Самая известная особенность Сарасвати – это музыкальный инструмент под названием вина , который представляет все виды искусства и науки, а ее удерживание в руках символизирует выражение знания, которое создает гармонию. Сарасвати также ассоциируется с анурагой , любовью к музыке и ее ритмом, который представляет все эмоции и чувства, выраженные в речи или музыке.

У ее ног часто изображают хамсу – лебедя или гуся. В индуистской мифологии хамса – священная птица, которая, если предложить смесь молока и воды, может пить только молоко. Таким образом, он символизирует способность различать добро и зло, сущность от внешнего зрелища и вечное от мимолетного. Из-за того, что Сарасвати ассоциируется с лебедем, ее также называют Хамсавахини , что означает « та, у которой хамса – ее проводник ». Лебедь также является символом духовного совершенства, трансценденции и мокши.

Иногда рядом с богиней изображается цитрамекхала (также называемая маюра , павлин ). Павлин символизирует красочное великолепие, праздник танца, и – как пожиратель змея – алхимическая способность трансмутировать змей яд себе в светлое оперение просветления.

Обычно ее изображают возле проточной реки или другого водоема, что может указывать на ее раннюю историю как речной богини.

Она является частью Тридеви , триады великих богинь. Она представляет Саттва Гуну и Джнана Шакти.

Искусства, которыми обладает Сарасвати

Считается, что совершенно каждая женщина должна овладеть всеми искусствами, которыми была наделена Сарасвати. Очень многие говорят о том, что девочку обязательно нужно учить этому. Так, в древности дочерей тщательно готовили к замужеству и материнству, обучая при этом их всевозможными женскими искусствами. Это нужно было для того, чтобы девушка была всесторонне развита, чтобы ей самой не было скучно, да и муж не заскучал.

В древних трактатах встречается описание всех 64 искусств богини. Все их она освоила буквально за несколько дней, а обычным женщинам для этого потребуется несколько больше времени. Вот некоторые из них:

  • пение;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • танцы;
  • театральные постановки;
  • рисование и письмо;
  • украшение тела хной;
  • украшение алтаря цветами и рисом;
  • приготовление постели из цветов;
  • отбеливание зубов, окрашивание волос, ногтей;
  • изготовление мозаики из цветного стекла.

И это только некоторые знания и умения, которыми обязательно должна обладать абсолютно каждая женщина.

Немного о происхождении божества

История рождения великой богини давно успела обрасти большим количеством разных легенд. По одним источникам, Брахма – это изначально её отец, который впоследствии стал её супругом.

Другие легенды в качестве родителей Сарасвати называют Дургу и Шиву.

Как высшая сущность, она способствовала объединению искусства, литературы, музыки и была замужем за творцом вселенных Брахмой. Но молчаливому мужу не удалось подарить творческой богине настоящее счастье.

Говоря же про реку-Сарасвати, нужно упомянуть, что верующие постоянно приходили на её берег в поиске очищения от своих прегрешений, с целью получения знаний и освобождения от негативной кармы в своих последующих жизнях.

Хотя на территории Индии протекает немало рек, имеющих связь с божествами, именно к Сарасвати-реке обращались, желая получить внутреннюю свободу и достичь просветления. Однако к началу 19 столетия речка начала иссыхать, так как в Индии наблюдался спад образования, народ перестал стремиться к духовной мудрости, гонясь за материальными благами.

Тогда Сарасвати решила снова выйти на сцену и родила сына от аскета, проявлявшего повышенную тягу к науке. Сын получил имя в честь своей великой матери. По поверьям, именно им было возрождено учение и сфера образования в Индии.

Помимо избавления от прегрешений, речка богини символизирует также:

  • Благополучие и изобилие. Когда она разливается, начинает питать почву, это обеспечивает хороший урожай. По аналогии с этим наука дарит людям благодать.
  • Чистоту и невиновность. Равно, как в проточной воде смываются все загрязнения, так же и наука способствует очищению человеческого разума от неведенья и порабощения.

Как праздновать Васант Панчами иностранцу?

Если вы находитесь в Индии, то в День Сарасвати Пуджи стоит надеть свежие желтые одежды, купить желтых фруктов и сладостей, посетить храмы, где имеются мурти Богини мудрости, а также принять участие в уличных празднованиях, устраиваемых рядом со специальными пандалами (шатрами), в которых устанавливают изображение Деви.

Если праздник предстоит отмечать не в Индии, то желательно хотя бы в домашних условиях сделать небольшое подношение Сарасвати. Изображению Богини (картинка, статуэтка) стоит с чистым сердцам предложить сладости, цветы, благовония, фрукты. Нужно поблагодарить ее за успехи в творчестве и учебе, также можно попросить о помощи на пути освоения новых знаний.

Благоприятно воспевать мантры Сарасвати, например, «Ом Аим Сарасватайе Намаха», слушать Сарасвати Чалису, Сарасвати Вандану.

Сарасвати как река

Деви Сарасвати изначально была речной богиней в ранних текстах, таких как Ригведа . Она была олицетворением реки Сарасвати , которая является символом чистоты.

История превращения Деви Сарасвати в реку упоминается в «Шришти-кханда» Падма-пураны, а также в « Сканда-пуране» . Произошла ужасная битва между бхаргавами (группой брахманов) и хехаями (группой кшатриев), в результате чего родился всепоглощающий огонь по имени Вадавагни, который мог уничтожить весь мир. В некоторых версиях его создал мудрец по имени Аува. Дэвы были обеспокоены и пошли к Вишну или Шиве . Верховный бог посоветовал им отправиться за помощью к Сарасвати, поскольку она может стать рекой и погрузить Вадавагни в океан. Все дэвы и деви отправились к Сарасвати и попросили ее защитить вселенную.

Она сказала, что согласится только в том случае, если ее ученик Брамха скажет ей сделать это. Затем все они отправились в Брамху, и Брамха велел Сарасвати превратиться в реку. Сарасвати согласилась, покинула Брахмалоку и прибыла в ашрам мудреца Уттанки . Там она встретила Шиву. Он отдал Вадавагни в горшке Сарасвати и сказал ей, чтобы она произошла от дерева Плакша . Сарасвати слилась с деревом и превратилась в реку. Оттуда она потекла в сторону Пушкаря . Сарасвати продолжила свое путешествие к океану. Наконец, она достигла конца своего путешествия и погрузила огонь в океан.

Тримурти

В образе тримурти согласно философии Востока соединены три верховных начала: творческое (Брахма), поддерживающее (Вишну) и разрушительно-трансформирующее (Шива). Три существуют в одном и одно в трёх, подобно тому как Веды делятся на части и всё-таки остаются единым знанием. Все они содержат в себе одно существо, которое является Гухьей (тайным), Параматмой (верховным) и Сарватмой (душой мира).

Философия санкхьи, целью которой является отвлечение духа от материи, рассматривает Брахму, Вишну и Шиву проявлением общей сути (пракрити) и воплощением гун (трёх качеств, начал мира). Брахма в данной философской системе представляет раджас (действие, страсть и активность), Вишну — саттву (ясность, сознательность и уравновешенность), Шива — тамас (пассивность, бессознательность, инертность). С каждой гуной соотносится определённый цвет и стихия (элемент). Брахма — красный цвет и элемент земли, Вишну — белый цвет и элемент воды, Шива — чёрный цвет и элемент огня.

Логично предположить, что Тримурти, как аспекты космического порядка, каждым человеком будут восприниматься индивидуально. Одних людей привлекает аспект творения, других аспект сохранения разнообразия, третьи тяготеют к свободе от раболепия перед мировым порядком и почитают аспект объединения множества, который рассматривается, как разрушение мира форм. Соответственно, существует три типа людей, которые очарованы в большей степени тем или иным дэвом: Брахмой, Вишну или Шивой.

Любящим мироздание привлекательна идея поддержания гармонии и порядка, а идея разрушения кажется неприемлемой и ужасной. Такая позиция создаёт избыток косности, вызывает страх перед Шивой и привлекает к почитанию аватаров Вишну. Кому чуждо вращение колеса мирового процесса, кто мечтает о независимости от рабства желаний и стремится обрести состояние безусловного единства, к тому приходит с посланием о надежде разрушения мира форм сам прекрасный и возвышенный Шива. Таким образом, Брахма и аватары Вишну – любимые дэваты последователей пути правритти-марга (создание и поддержка многообразия), в то время как Шива – избранный дэвата идущих по пути нивритти-марга (разрушение и трансформация многообразия).

Легенда о Сарасвати и Гаятри

Сарасвати в Индии почитается как одна из верховных богинь. Есть старинная легенда, которая гласит о том, что в один из дней Брахма вместе со всеми остальными богами решил сделать жертвоприношение. Когда все приготовления были завершены, оказалось, что на нем нет Сарасвати. Так как она супруга Брахмы, то обязательно должна была присутствовать на церемонии.

Тогда Брахма отправил к супруге жреца, однако она ответила, что занята своим привычным утренним туалетом и что придется подождать. Брахма сильно разозлился и поручил Индру немедленно отыскать ему другую жену. Посланник отправился на поиски и встретил на своем пути юную пастушку Гаятри. Брахма заявил, что берет ее в жены, и теперь она станет его поддержкой и опорой. Все боги согласились, и жрецы начали готовиться к обряду.

И тут появилась разгневанная Сарасвати. Увидев другую женщину в наряде невесты, она предсказала беды всем присутствующим богам и, произнеся свои гневные речи, удалилась.

Мантра

АЙМ – это древняя формула почитания божества, которую произносят 108 раз перед начиткой других мантр. Если произносить слова осознанно, то можно стать мудрее, получить особые знания, улучшить личностные характеристики, тонкое восприятие мира, память и речь.

При многократном повторении АЙМ человеку открывается система каналов Нади, которая расположена на кончике языка. По каналам передвигается жизненная энергия. Прана становится активной и помогает воплотить в реальность слова, произнесенные человеком.

Благодаря Сарасвати-мантре люди начинают здраво мыслить и наполняются божественной мудростью. Человек контролирует речь, которая становится более осознанной. Он испытывает сострадание и теплое чувство по отношению к семье и окружающим людям.

Значение мантры

Если каждый день читать любую из мантр Сарасвати Деви, то можно наполниться энергией богини. Практикующий мантры не забудет прочитанное и увиденное, в любом деле его ждёт успех. Медитирование мантры повышает работоспособность канала тончайшей энергии, который связан с языком.

Когда вдыхают и выдыхают слова мантры, то вдох и выдох связывают с колесницей, которой управляет Сарасвати. Многократное прочтение подарит божественную мудрость и здравие мыслей. С помощью особых вибраций излечиваются болезни, раздражительность, депрессия.

Сарасвати и Брахма

Согласно индуистской мифологии, Сарасвати является женой великого бога Брахмы. Однако, согласно некоторым традициям, она была первой женой Вишну.

Несмотря на то, что Брахма является одним из самых важных индуистских богов, ему редко поклоняются. В мифологии это объясняется проклятием Сарасвати. История заключается в следующем: однажды, должна была состояться важная религиозная церемония, вести которую должна была Сарасвати, но она задерживалась, поэтому Брахма обратился за советом к богам, в ответ боги создали для него еще одну жену – Гаятри, чтобы церемония состоялась без запозданий. В конце концов, Сарасвати пришла на церемонию, и, когда увидела своего мужа Брахму с другой женщиной – сильно разозлилась на него и прокляла. Проклятье заключалось в том, чтобы человечество никогда не поклонялось Брахме.

Некоторые индусы верят, что все существа были рождены от союза Брахмы и Сарасвати, начиная с Ману, первого человека. Точнее говоря, сын Сарасвати – мудрец Сарасвата. В индуистской мифологии, Сарасвата, воспользовался сильными водами своей матери и смог противостоять Великой Засухе и таким образом он спас хранилища священных текстов Вед.

ПОСЛЕ ВОЙНА 45 000 ЛЕТ НАЗАД – ОБРАЗОВАНИЕ ЛЕМУРИЙСКОГО НАРОДА – ДРАВИДОВ-ГОНДОВ

     Шло время, минуло несколько тысяч лет, и союз лемурийцев и ориан стал не уступать могуществу одной из великих держав – Атлантиде. Но в момент рассвета цивилизации Сарасвати, наступила новая война между белыми богами. Она прогремела 45 000 лет назад, и союз белой и чёрной расы был втянут в противостояние. Цивилизация Индостана выступила на стороне Орианы и за это на её города обрушились тысячи атомных и водородных бомб. До сих пор на этой территории можно найти следы этой войны. Битва полностью уничтожила поселения лемурийцев, и те немногие, кто выжил, ушли в джунгли. Со временем потеряв культуру, они одичали среди лесов и смешались с местными племенами архантропов. Так в джунглях образовалась новая ветвь лемурийского народа – дравиды-гонды.
     Белая же раса, которая смогла уцелеть, дождалась помощи братьев с Орианы и Пацифиды. Её города снова быстро отстроились и начали процветать, как в прежние времена. Но и это мирное время длилось недолго.

Что символизирует изображение Сарасвати

Четыре руки богини Сарасвати символизируют различные концепции:

  • Ее имманентность и превосходство.
  • Ее передние руки изображают деятельность Богини в материальном мире, в то время как задние руки – в духовном мире.
  • Четыре элемента внутренней жизни, которые включают ум, интеллект, эго и Сознание.

Струнный инструмент, который держит богиня Сарасвати служит напоминанием, что необходимо настроить свое сердце и разум, чтобы жить в гармонии с другими людьми и миром.

Книга или Веды – представляют истину или чистое знание.

Бусы или Джапа Мала – символизируют дисциплину, концентрацию и медитацию.

Белое одеяние или сари – говорит о чистоте.

На некоторых изображениях Сарасвати представляется сидя или в окружении белых лотосов, которые символизируют чистоту и знание. Кроме этого лотосы растут в грязных водах, но остаются чистыми и прекрасными, это означает необходимость оставаться нетронутыми негативными влияниями, которые могут окружать человека.

Павлин представляет красоту и танец, но кроме этого может также указывать на такие качества как тщеславие и нерешительность. Таким образом, его изображение является напоминанием об ограничении этих двух качеств.

Лебедь олицетворяет красоту и, как полагают, обладает уникальной способностью отделять молоко от воды своим клювом, символизируя необходимость для людей всегда различать правильное и неправильное.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий