Древняя живопись Аджанты

Из истории о пещерах

Монахи выдолбили пещеры в утесе во 2 веке до н.э. Многие столетия храмовый комплекс был действующим, пока монахи не покинули монастырь. Забытый всеми храм постепенно ветшал и разрушался, пока в середине XIX века английский археолог Джеймс Фергюссон, услышав историю офицера о его странной находке в джунглях, не отправился сам в это место, где его взору открылся храмовый комплекс, 29 пещер, выдолбленных из камня.

Росписи хорошо сохранились в 16 пещерах из 29. Однако под действием климата и большого количества людей, желающих посмотреть на такое чудо, фрески начали разрушаться. Об этом и рассказал Фергюссон в своем докладе, после чего Восточно-Индийская компания отправила художника, капитана британской армии, Роберта Гилла в Аджанты. Именно его печальная история была описана ранее.

Храмы Аджанты

Здравствуйте друзья мы продолжаем знакомить вас с комплексом Аджанта. В самой глубине Индии существует чудо из чудес – монастырский храмовый комплекс Аджанта, расположенный в пещерах. Находится это место на повороте реки Вагхоры, истоки которой начинаются в водопаде Сат-Кунд. Высота холма, в котором находятся пещеры, составляет 75 метров.

Росписи храма Аджанты.

Для того, что бы добраться до этих пещер, нужно преодолеть сложный путь. Для начала нужно добраться до города Аурангабад на поезде с пересадками из Бомбея. А уже потом на местном автобусе или такси в Аджанту. Сами пещеры стоят немного вдали от действующих поселений. Наибольшее расстояние это 11 километров.

Но и в Аджанте есть, где остановиться туристам, поскольку неподалеку пещер обустроены гостиницы. Хотя если приехать утром пораньше, то времени на осмотр всех красот хватит вполне. Комплекс открыт для посещения ежедневно, но билеты не бесплатные.

Росписи пещерных храмов Аджанты.

А на пути к пещерам расположены лотки и лавочки, торгующие сувенирами и альбомами с фотографиями, сделанными из пещер. Достоверно из истории образования храмовых пещер известно, что строились они несколько столетий.

Пещера Аджанта: история сокровищницы

Удивительно, но найденная британцами сокровищница не вызвала интерес у индийских властей. За двадцать пять лет всего лишь несколько ученых были отправлены на исследование пещер Аджанты, которые, впрочем, так же не уделили должного внимания к этой археологической находке. В 1843-м году англичанин Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью более детального изучения пещер Аджанты, дата строительства которых уходит своими корнями в глубочайшую древность.

То, что он увидел, произвело на него сильнейшее впечатление: 29 пещер были вырублены в твердейшем базальте, 24 зала оказались заброшенными монастырями, а еще 5 – храмами. В них, на удивление, прекрасно сохранились великолепные росписи, описывающие различные этапы жизни Будды и скульптуры божества. По результатам своей поездки Джеймс Фергюссон сразу же написал научный доклад в Королевское Азиатское Общество. Кроме этого его волновала и дальнейшая судьба этого случайно найденного памятника истории: местный климат и набеги грабителей могли полностью уничтожить этот грандиозный комплекс. Конечно, после отчета Фергюссона индийские власти уже не могли оставаться в стороне: для дальнейшего исследования и для зарисовки наскальных рисунков пещер Аджанты Восточно-Индийская компания отправляет в штат Махараштра капитана Британской армии и художника Роберта Гилла.

Настенную живопись пещер Аджанты некоторые ученные называют не иначе, как энциклопедией жизни всего индийского общества. По ней можно составить определенное представление не только о том, как жили в древности властители страны, но и узнать о буднях нищих и обездоленных . В подземных залах нет ни одного пустующего уголка, отовсюду на гостя «смотрят» боги и люди, животные и цветы. Все они о чем-то повествуют под музыку небесных сфер, многие скульптуры изображены поющими или танцующими. Роспись, созданная монахами в далекие времена, словно таинственная книга бытия, которая должна рассказать потомкам, что все в мире взаимосвязано: люди, боги, животные, небо и земля. Кроме этого, невозможно не упомянуть, что на картинах в пещерах Аджанты в рисунках можно проследить жизнь великого учителя Будды: от его просветления, перевоплощений и до ухода из жизни.

Все это попытался запечатлеть в своих рисунках и Роберт Гилл, который в 1844-м году прибыл в пещеры Аджанты. Великолепный художник в мельчайших подробностях делал копии сохранившихся и уцелевших элементов росписи, для чего практически не выходил на свет, проводя все время внутри пещеры. Копируя наскальные фрески на полотно, Гилл позже их прорисовывал и окрашивал. Этому занятию, требующему неторопливости и выдержки, он посвятил целых 20 лет своей жизни (!).

Многие индусы верят в существование легенды о проклятии пещер Аджанты. Нарушив своим присутствием покой богов, Роберт Гилл словно наслал на себя их гнев. Он не мог излечиться от множества болезней. А когда в 1866-м году часть копий основных фресок были собраны для демонстрации на выставке в Хрустальном дворце Лондона, случился пожар, уничтоживший не только все полотна художника и сам дворец, но и чуть не убивший самого Гилла. Несмотря на этот трагический факт, художник повторно принимается за титанический труд. Спустя пять лет он вновь заболевает, однако на этот раз недуг прогрессировал, организм Роберта Гилла не справился, и художник умер. Он был захоронен вблизи с пещерами, которыми так восторгался и которые погубили его.

До наших дней дошла еще одна драматическая история. Группа художников из Бомбея довольно продолжительное время перерисовывала наскальные картины Аджанты. Готовые работы были отправлены в один из лондонских музеев, который сегодня известен, как музей Виктории и Альберта. Однако и эти копии ждала та же участь: все они были уничтожены всепоглощающим огнем, правда, сам музей во время того пожара остался нетронутым.

История пещерных храмов

Монастырский комплекс создавался на протяжении семи столетий – со II в. до н. э. до V в. Наиболее интенсивное строительство велось в конце этого периода. Монахи жили в монастыре предположительно до XI–XIII вв. К этому времени индийский буддизм уступил свои позиции в стране возрождавшемуся индуизму и активно насаждавшемуся мусульманскими захватчиками исламу. Аджанта оказалась заброшенной и забытой.

Второе открытие пещерного монастыря состоялось в 1819 г. Охотившиеся в джунглях на тигров английские солдаты, раздвинув густые заросли, обнаружили вход в пещеру. Англичане вошли в него, зажгли факелы, и неожиданно оказались в большом расписанном зале с колоннами и каменной буддистской ступой. Затем они обнаружили множество тропинок, ведущих в другие пещеры скалы, имеющей форму подковы.

За следующую четверть века Аджанту посетили несколько учёных и туристических групп.

Хотя заброшенность и труднодоступность Аджанты способствовали её сохранности, росписи продолжали исчезать под воздействием времени и климата.

После доклада Фергюсона Королевскому Азиатскому обществу, в монастырь в 1844 г. был командирован художник Роберт Гилл. Перед ним поставили задачу тщательно скопировать уникальную наскальную живопись на полотно. Гилл очень добросовестно подошёл к своему делу, которому посвятил два десятилетия жизни. Во время работы до нередко болевшего художника доходили разговоры индусов о проклятии, довлеющем над пещерами, но он не придавал им значения.

По окончании работы он показал свои труды в Хрустальном дворце Лондона. Увы, плоды 20-летней кропотливой работы художника сгорели в крупном пожаре, случившимся в 1866 г. на выставке. Тогда и пришлось ему вспомнить легенду о мести богов потревожившим их людям. Гилл нашёл в себе силы вновь приехать в Аджанту, и начать всё сначала. Вскоре, однако, он умер от неизвестной болезни, и был похоронен недалеко от пещер.

Следующую попытку копирования наскальной живописи предпринял бомбейский искусствовед Джон Гриффитс с учениками. Как ни странно, но на выставке в 1885 г. в Лондоне, где они представили выполненные ими 300 живописных полотен, произошёл пожар, и треть картин была уничтожена.

Единственная успешная попытка вывезти фрагмент фресок без негативных последствий для себя удалась Джеймсу Эдвину Уильямсу в первой половине XIX в. Сейчас эта древняя фреска V в. находится в Бостоне, в экспозиции Музея изящных искусств.

Широкую общественную известность пещерный монастырь получил менее века назад – в 1928 г. Тогда многие газеты опубликовали серию фотоснимков, сделанных итальянскими учёными, исследовавшими древний памятник.

Особенности храмов Аджанты.

И привлекали монахов свое уединенностью и прекрасными природными пейзажами, расположенными вокруг. Хотя пещеры и располагались вдали от городов, но в тоже время находились на торговых путях, что позволяло путникам получать помощь от монахов и в свою очередь разносить славу пещер по всему свету.

Храмы Аджанты — еще фреска.

А привлекали путников в пещерах их удивительные росписи, на которых была рассказана история народов, населявших Индию, и различные исторические моменты.

Сам комплекс выполнен в скале, которая имеет базальтовую породу, в виде подковы. И разбиты храмы на 29 пещер, пронумерованных с востока на запад.

Колонны храма Аджанты.

До наших времен сохранилось немного пещер (лишь 1,2,9,10,11,16,17,19,21), но и они поражают своими росписями и скульптурами. Однако из всего перечня пещер наиболее красивыми считаются 1 и 2. А все потому, что эти пещеры были построены самыми последними, вот поэтому наиболее лучше сохранились.

В пещере 1 изображена сцены из жизни Будды, а также имеются различные скульптуры из буддийских преданий. Высота этой пещеры достигает 6 метров, а поддерживают потолок колоннады.

Буддийский храм в Аджанте еще одна работа мастера.

А вот пещера 2 совсем не похожа на предыдущую пещеру своими фигурками и росписями, но так же украшена великолепными колоннами. Все пещеры комплекса делятся на молельни и обители. Первыми строились молельни, которые имели восьмиугольные опоры и чатия (символ поклонения).

В этих молельнях до сих пор сохранилось множество шедевров буддийского искусства.

Загадки Аджанты

Ученые не могут объяснить, как в полумраке пещер монахи расписывали стены тончайшими рисунками с использованием нескольких красок. Существует версия, что древние живописцы ловили зеркалами солнце и посылали его во тьму, как это делали в Египте. Возможно, что монахи разработали свой способ освещения пещер. К сожалению, пока этот вопрос остается открытым.

Много споров вызывает и особая светящаяся краска, которую использовали для росписи стен. Даже спустя столько лет, она сохранила свои люминесцентные свойства, поражая посетителей яркостью и богатой палитрой изображений. Точный состав ученые и исследователи не могут определить до сих пор.

Существует предание о проклятии пещер Аджанты. В 1844 году Роберт Гилл старательно копировал фрески из пещер на отдельные полотна, чтобы сохранить их для потомков. Этому он отдал 20 долгих лет своей жизни. В течение всего этого времени на него сыпались разного рода неприятности: проблемы со здоровьем, непростая политическая ситуация в стране.

Копии основных фресок были выставлены в Хрустальном дворце для выставок в Лондоне в 1866 году. Но и тут не обошлось без беды: дворец сгорел вместе с полотнами Гилла, фактически, трудом всей его жизни. Художник еле пережил такую трагедию, позже пытался начать все заново, но после пяти лет кропотливой работы заболел и умер.

Похоронен Роберт Гилл недалеко от пещер. Неизвестно, случилось это по причине того, что Гилл осмелился нарушить покой Богов или же это просто неудачное стечение обстоятельств, но эта история имеет место быть.

Однако это не единственная странная ситуация, связанная с попытками скопировать фрески Аджанты. Несколько бомбейских художников год перерисовывали росписи, после чего они были отправлены в лондонский музей Виктории и Альберта, где также произошел пожар. Что удивительно, огонь уничтожил только фрески из Аджанты!

29 пещер Аджанта

Пещерный монастырь простирается более чем на полкилометра в ущелье реке Waghora (Вагхора). От параллельной берегу дороги проложены ответвления в каждую из 29 пещер. Их входы соединены построенной много позже террасой.

Пещеры были пронумерованы Фергюсоном по направлению с востока на запад. Эта последовательность не совпадает с хронологией строительства. Самые древние пещеры находятся в центре комплекса, а получившие первые два номера были обустроены позже других.

Некоторые пещеры (№ 9, 10 и 12) были созданы в более ранний хинаянский период развития буддизма. В это время акцент делался на независимом совершенствовании личности в монашеской общине. Поэтому в них нет статуй Будды. Махаянскому периоду свойственен сложный религиозный культ. В пещерах, датированных этим временем, много картин и статуй Будды, а потолки декорированы растительными орнаментами и изображениями птиц и животных. Этот приём древних живописцев позволял им визуально приподнять высоту.

Сохранившуюся в 13 пещерах настенную и потолочную живопись можно назвать живописной энциклопедией жизни древней Индии. Поскольку Будда – не бог, а учитель человечества, живший среди людей, то в посвящённых ему сюжетах часто изображаются картинки повседневного быта. Много эротических рисунков, которые в Индии никогда не считались антагонистами религиозных сюжетов.

До сих пор непонятно, как древние мастера в полумраке смогли создать такую высокохудожественную роспись. По одной из версий, они направляли внутрь пещеры отражённые полированным листом металла солнечные лучи. Для их дальнейшего распространения вглубь могла быть применена белая ткань. Другой загадкой Аджанты остаётся обнаруживаемая при реставрациях светящаяся краска древних мастеров, сохранявшая свою яркость много веков. Она способна воспринимать свет, накапливать его, а затем излучать в темноте.

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты: наше время

Примерно в 1928 году итальянскими учеными, занимавшимися изучением пещер Аджанты, были сделаны фотоснимки, которые они со временем опубликовали в средствах массовой информации. Мир был потрясен искусством древних мастеров, и эта наскальная живопись была признана «самым выдающимся художественным достижением Азии». Уникальность пещер Аджанты со временем была признана и Всемирной Организацией ЮНЕСКО, которая в 1983-м году включила их в список памятников мирового наследия. В наши дни пещеры Аджанты представляют собой музей буддистского искусства, посетить который могут все желающие независимо от их веры.

Но, все же, несмотря на те возможности, которыми сегодня обладает современное общество, и в наше время остается масса вопросов вокруг пещерно-храмового комплекса, ответы на которые все еще хранятся в недрах Аджанты. Так, например, до сих пор ученые не могут разгадать секрет светящихся красок, которые были применены еще до нашей эры монахами для росписи стен, потолков и колонн.

Все пещеры Аджанты пронумерованы с востока на запад, хотя выбивались они мастерами не в этой последовательности. Самые древние из них расположены посередине горного массива, это, так называемые, пещеры хинаянского и махаянского периодов. Это время начала развития буддизма, когда было еще не принято изображать Будду, а только лишь намекать на его присутствие среди людей мистическими символами. Эти пещеры лишены скульптур божества. В зале под номером 9 среди восьмиугольных колонн можно увидеть огромную монолитную звучащую (!) ступу, как утверждают археологи и историки, именно здесь проводили время монахи во время пения мантр. В 26-й пещере находятся наиболее интересные скульптуры. Так, взору туристов предстает скульптурная композиция, рассказывающая о моменте, когда Будду искушают соблазнительные женщины, демоны и животные. Практически рядом с этой композицией находится лежащая скульптура буддистского бога, рассказывающая всем о его уходе в нирвану. К слову, довольно часто именно здесь можно встретить людей, находящихся в медитации, даже, несмотря на присутствие большого числа путешественников. Самый крупнейший храм Аджанты находится в пещере под номером 4. Популярными среди туристических групп считаются пещеры под номерами 1 и 2. Построенные позже всех, они лучше всего сохранились, позволяя гостям этой достопримечательности Индии, в деталях рассмотреть древние наскальные рисунки, фрески и скульптуры. Обойти все пещеры Аджанты за один день под силу не каждому путешественнику, однако, и часть увиденного за время экскурсии буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса, оставит самые яркие воспоминания.

Стоит добавить, что посетить пещеры Аджанты можно каждый день с 9 утра и до 5.30 вечера. Выходной день – понедельник. Добраться до них можно из Мумбаи (бывшего Бомбея), из Аурангабада рейсовым автобусом или на такси (поездка займет от 2 до 4 часов), или же из Дели: приблизительно 4-5 часов.

Добраться в Аджанту

из Аурангабада можно демократическими автобусами, время в пути около 4 часов, на такси около 2.5 часов (1200 рупий в оба конца). От парковки до пещер ходят специальные зелененькие автобусы, до которых нужно пройти по дорожке мимо торговцев, автобус примерно 20 минут, стоит 6 и 10 рупий в один конец в зависимости от наличия AC. От конечной до пещер нужно протопать по довольно крутой и длинной лесенке в гору, без остановок сделать нам это не удалось, правда для немощных тут предусмотрены носилки.

Климат и погода: 

Как и везде на декканском плато лучшим временем для посещения Аджанты является период с конца монсуна (октябрь) до начала жаркого сезона, т.е. до марта. Даже при том, что храмы Аджанты прекрасно сохраняют прохладу даже простое перемещение от одного к другому в дневное время способно вызвать перегрев, если Вы поедете после Махашивратри, а уж после Холи делать там совсем нечего.

Автор(ы), источник, доп. литература и ресурсы по теме: 

Аджанта, что посмотреть?

Не все пещеры Аджанты одинаково интересны, некоторые представляют просто выдолбленные в камне залы, почти лишенные украшений видимо они использовались как склады или какие то хозяйственные помещения, возможно они просто не были закончены.

Пещеры 2, 16, 17 украшены фресками, освещение или никакое или плохое, многие фрески, что видны находятся в состоянии плачевном. Большинство фоток, встречающихся в альбомах и на сайтах оттуда видимо отретушированы, а цвет откорректирован. Потрясающие расписные потолки, которые местами сохранились лучше настенных фресок. Пещеры 1, 4, 19, 24 и 26 имеют действительно интересные скульптуры.

Интересны в Аджанте чайтьи, которых тут много, некоторые украшены прекрасной резьбой, другие росписями. Причем резьба здесь на мой взгляд интересней и фресок и рельефов полее поздней по времени строительства Эллоры. Наибольшее впечатление на меня произвела пещера № 26. Это чайтья. По левую сторону от входа, головой ко входу лежит спящий или ушедший в нирвану гигантский семиметровый Будда, отгороженный от центрального зала колоннами и просто не влезающий в кадр. В его ногах сюжеты из его жизни. Рядом с чайтьей слева сидящего на возвышении в позе медитации Будду обступили красавицы, целая толпа прекрасных женщин, группа просто потрясающая. Эти красавицы почти стерли у меня все предшествующие впечатления, а больше открытых для осмотра пещер в Аджанте нет. Из 28 имеющихся пещер 4 или 5 закрыты на реставрацию

В пещерах снимать на видео нельзя, только снаружи, со вспышкой снимать тоже нельзя, света явно не достаточно, поэтому часть рельефов и фресок просто не видна ни глазу, ни объективу. В некоторых пещерах смотрители вообще запрещают снимать, но если дать денег — то снова можно.

Выходной — понедельник. Входной билет стоит 250 рупий или 5 баксов, есть еще световой билет и билет на видео(!), я их купила, но они абсолютно не нужны, слабое освещение есть и так, большего никто не включает и за дополнительную плату.

Пещера Аджанты открыты ежедневно с 9.00 до 17.30

Пещеры Вихара

Большинство пещер Аджанты ­– Вихара. Они, как правило, имеют квадратный зал с плоским потолком и расположенными по бокам монашескими кельями. В них собирались, трапезничали и отдыхали монахи.

Пещера 1 – самая большая: её высота – 6 м, а ширина – 12. Она считается и самой красивой. В ней находится наиболее известное произведение наскальной живописи Аджанты – изображение Bodhisattva Padmapani (Бодхисаттвы Падмапани). Потолок пещеры покрывает прекрасная роспись с удивительно точной художественной перспективой.

Пещера 2 не уступает № 1 красотой росписи потолка, а пещера 17 выделяется наилучшей сохранностью фресок. Их основные сюжеты – обыденная жизнь и путешествия царственных особ.

Описание

Пещеры, расположенные в лесном ущелье в центре гор Индхьягири примерно в 5  км от деревни, были обнаружены в году британскими солдатами во время охоты. По дну ущелья протекает река Вагора , горный поток, который образует серию водопадов, шум которых должен был постоянно слышаться обитателями пещер. Они были раскопаны на крутом южном склоне ущелья и располагались на высоте от десяти до сорока метров над руслом ручья. Их выкапывали от потолка до пола – техника, обычно используемая в Индии.

Они делятся на две категории: первая использовалась как убежище для монахов в сезон дождей , а следующие больше использовались как комнаты для собраний и молитв. Первые обычно имеют большое крыльцо, покрытое крышей, поддерживаемой колоннами, которые теперь исчезли, и открываются во внутреннюю часть зала, обычно размером примерно 10-11  м на 7. Слева, справа и слева. Внизу камеры раскопаны, и изображение Будды обычно стоит в нише сзади напротив входа. Количество ячеек меняется в зависимости от размера зала, и в больших из них колонны поддерживают крышу с каждой из трех сторон, образуя своего рода монастырь, окружающий зал. Залы заседаний намного глубже проникают в скалу, самые большие из них имеют размеры до 30  м 14, включая монастырь.

Что касается возраста, пещеры разделены на три группы, строительство старейшей ( п о  8, 12, 13, 15а, 9 и 10) Дата II – го  века и I – го  века  до нашей эры. Н.э. , в то время, когда династия Шатавахана правила центральной Индией; вторая группа III , е в конце V – го  века (династия Vakataka ) и третий в конце VI е в конце VIII – го  века (династия Чалукья из Ватапи ). Большинство внутренних стен пещер покрыто фресками самого разного качества. Ни одна из этих картин не датирована, но анализ мотивов позволяет нам иметь довольно точное представление о периоде их зарождения и, таким образом, классифицировать их в хронологическом порядке.

На момент открытия, в 1819 году , они находились в хорошем состоянии сохранности, но с тех пор сильно ухудшились, особенно под воздействием массового туризма. Тем не менее, пещеры 1, 2, 16 и 17 по-прежнему дают представление о том, что они могут предложить в расцвете сил, и о работе Джона Гриффитса , тогдашнего директора Бомбейской школы искусств , «Живопись в буддийских пещерных храмах Аджанты» ( 1896 г. ). позволяет получить представление об их состоянии до того, как оно начнет ухудшаться. Эти копии имеют неоценимую ценность для знакомства с индийским изобразительным искусством до индуистской контрреформы, из-за которой буддизм исчез с индийской земли.

Аджанта был монастырским и университетским центром. Китайский монах и путешественник Сюаньцзан рассказывает нам, что здесь жил Дигнага , знаменитый буддийский философ, автор известных книг по логике. Ожидалось, что на пике популярности этот объект сможет обеспечить жильем несколько сотен человек, включая учителей и студентов.

На стене пещеры изображена красочная сцена из одной из предыдущих жизней Будды. В этой сцене царь Махаджанака , отказавшись от своих материальных благ, принимает ритуальное омовение перед тем, как надеть монашеское одеяние.

Богатство цветов, гибкость форм и духовная теплота фресок Аджанты являются частью традиции, которая повлияла на храмовое искусство Индии и Юго-Восточной Азии в течение следующего тысячелетия.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий