ЭПОСЫ И КОМИКСЫ
Несмотря на то, что «Рамаяна» просто напрашивается на высокобюджетную экранизацию,
её сюжет чаще всего попадает в мультфильмы
и комиксы. Впрочем, индийцы экранизируют любимую историю часто и с удовольствием: наиболее известен их 78-серийный телесериал «Рамаяна» (1988-1989), а также его римейк 2008 года.
А в 2010-м индийское подразделение компании
«Уорнер Бразерс» выпустило полнометражный
мультфильм «Рамаяна: Эпос».
Это не единственный способ, которым индийцы
сделали древний эпос интересным для молодого
поколения. В 2006-2008-х в американо-индийском
издательстве Virgin Comics выходил роскошный
графический роман «Рамаяна 3392 года». Здесь Рама,
принц последнего королевства людей, сражается
с захватчиками-демонами, главным образом с их
правителем Раваной. В этой истории много динамичного экшена, хотя философия — в частности,
концепция дхармы — в ней подана слабовато. Но,
несмотря на это, комикс получил прекрасные отзывы критиков, оценивших оригинальное прочтение
эпоса и работу художников.
Колоритный побратим Рамы, обезьяний царь Хануман, получил много своих собственных сюжетных веток, в которых обошёл чуть ли не всю Азию. В Китае
и Японии его знают под именем Сунь Укун, он стал
персонажем знаменитого романа «Путешествие
на Запад» У Чэнъэня, а также многочисленных его
экранизаций. Среди них — аниме Sayuki и готовящаяся
сейчас новая китайская адаптация, сценаристом
которой станет Нил Гейман.
«Сунь Укун: Переполох в Небесных чертогах» — |
МУЖ И ЖЕНА — КАРМА ОДНА | |
В «Махабхарате» полно вставных историй, которые персонажи рассказывают Царь Наль и царевна Дамаянти Но Дамаянти не оставляла надежды вернуть любимого мужа и пошла |
***
«Махабхарата» и «Рамаяна» заслуживают внимания
уже за то, что много тысячелетий служат источником духовной культуры второй по населённости
страны мира. Может быть, благодаря глобализации
весь мир лучше узнает эти истории и впечатлится
если не философией, то по крайней мере масштабностью событий, красотой слога и захватывающими
сюжетами. Многим юным поклонникам фантастики
не помешает узнать, что слово «аватар» придумал
вовсе не Джеймс Кэмерон.
Что почитать? |
|
Что посмотреть? |
|
«МОЛИЛАСЬ ЛИ ТЫ НА НОЧЬ, СИТА?»
Царь демонов-ракшасов Равана получил от бога
Брахмы дар неуязвимости от богов и демонов —
и злоупотребил им, завоевав с его помощью почти
весь мир. Бог Вишну решил с этим покончить. Для
этого Вишну воплотился в смертном — царевиче
Раме. Он вырос доблестным воином, и божественная сила помогла ему победить в состязании за
руку прекрасной царевны Ситы.
Ракшасы в игре Heroes of Might and Magic V. |
Позже из-за конфликта, связанного с престолонаследием, Рама вместе с Ситой и верным братом
Лакшманой удалился в изгнание в лес, уступив
трон сводному брату Бхарате. Там Ситу похитил
Равана, пленённый её красотой. Рама вместе с побратимом, царём обезьян Хануманом, бросился
на поиски. С помощью армии обезьян он одержал
победу над Раваной, а по возвращении домой
стал-таки царём.
Однако драма на этом не заканчивается. Сначала Рама, сомневаясь в верности Ситы, подверг её испытанию огнём, а позже вынужден был выслать её
из дворца, потому что её невиновности не поверил
народ. Вместо отца сыновей Ситы воспитал тот самый мудрец Вальмики. Через много лет Рама снова
встретил свою бывшую жену и детей. Но вместо
того чтобы воссоединиться с семьёй, неугомонный
царь в третий раз требует доказательств верности жены. Та взмолилась, чтобы мать-земля приняла её
в свои объятия, если она невиновна. Земля разверзлась и поглотила Ситу. Теперь, по словам Брахмы,
Рама встретит её только на небесах.
Именно запутанная история с верностью Ситы
может говорить о том, что «Рамаяна» была написана позже «Махабхараты». Такой взгляд на семейные отношения никак не сочетается с описанным
в «Махабхарате» многомужеством. При этом, как
и положено в эпосе, действия Рамы не осуждаются:
он является идеальным примером следования пути
дхармы, даром что аватара бога Вишну. Его правление, по легенде, длилось десять тысяч лет, и это
была эпоха всеобщего мира и благоденствия.
Реальность изложенных событий
Исследователи (П. А. Гринцер (b) , Я. В. Васильков (b) , Дж. Брокингтон (b) ) считают, что в основу эпоса легли предания о реальных событиях, происходивших в Северной Индии (b) в поздневедийский период: войне между союзами племён куру (b) и панчалов (b) , завершившейся победой панчалов. Родословные правителей позволяют датировать битву XI веком до н. э. (b) . Астрологические вычисления индийских средневековых авторов дают дату конца IV тыс. до н. э., которая, однако, отвергается современными учёными. По данным лингвистики (сравнение языка «Авесты (b) » и «Ригведы (b) ») и по данным археологии (культура серой расписной керамики (b) ), первые арии спустились в долину Инда (b) во II тыс. до н. э.
По данным самой «Махабхараты», события, которые легли в основу её сюжета, происходят в период перехода от века Двапара (b) к веку Кали (b) . Если за основу взять действующее ведийское времяисчисление (b) , то война «Махабхараты» (b) , согласно представлениям индусов, состоялась в конце IV тыс. до н. э.
Значение эпоса
Эпос «Рамаяна» пользуется в Индии большой популярностью. Рама – всеобщий любимец Индии. Имена персонажей стали нарицательными, а герои служат образцами верности, благородства и храбрости.
Древнеиндийский эпос оказал огромное влияние и на культуру всех стран Азии. Поэмы неоднократно переводились на разные языки, в том числе и на русский. Произведениями «Махабхарата» и «Рамаяна» восхищались видные деятели мировой культуры.
Смотреть галерею
Имея огромную историческую и литературную ценность, поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» стали национальным наследием индийского народа, который в трудные периоды своей истории черпал в них моральную силу и опору.
Состав эпоса
«Рамаяна» состоит из 24 000 стихов (480 002 слов — около одной четверти текста «Махабхараты», что в четыре раза больше «Илиады»), которые распределены на семь книг и 500 песен, называемых «канды». Стихи «Рамаяны» составлены в метре из тридцати двух слогов, который называется ануштубх.
Семь книг «Рамаяны»:
- Бала-канда — книга о детстве Рамы;
- Айодхья-канда — книга о царском дворе в Айодхье;
- Аранья-канда — книга о жизни Рамы в лесной пустыне;
- Кишкиндха-канда — книга о союзе Рамы с обезьяньим царём в Кишкиндхе;
- Сундара-канда — «Прекрасная книга» об острове Ланка — царстве демона Раваны, похитителя супруги Рамы — Ситы;
- Юддха-канда — книга о битве обезьяньего войска Рамы с войском демонов Раваны;
- Уттара-канда — «Заключительная книга».
Главная битва
На поле Курукшетра собирается огромное войско. Каждый из противников постарался привлечь на свою сторону выдающихся героев, отважных воинов и знаменитых бойцов. Объезжая отряды, собранные пандавами, Арджуна осматривает войско.
Затем он обращает взор к неприятелю и видит в его рядах своих прежних учителей, родственников, добрых наставников. В отчаянии он восклицает: “Я не стану сражаться”. Тогда его возничий (а им был сам Кришна) произносит долгую речь (её описывает эпос “Бхагаватгита”).
Раджа Рави Варма «Пандавы и Драупади», 1910 год / Издательство Рави Варма Пресс
Он объясняет Арджуне, что не плоды деяний, а само дело должно быть проводником человека. О результатах же простой смертный судить не может – это ясно только богам. Арджуна понимает, что его верный соратник и наставник абсолютно прав – он соглашается исполнить долг воина.
Восемнадцать дней длится кровопролитное сражение. Победу одерживают пандавы. Среди сторонников кауравов остаются в живых лишь трое, однако они в последнюю ночь сражения пробираются в лагерь противника и истребляют всех, за исключением пятерых пандавов и Кришны. Противостояние обернулось огромной трагедией для каждого из участников.
Финальная битва войны на Курукшетре, рельеф XII векМестонахождение: Храм Хойсалешвара, Халебиду, Индия
Влияние
Основная статья: Версии Рамаяны
Идеи и образы эпоса вдохновляли практически всех индийских писателей и мыслителей от Калидасы до Рабиндраната Тагора, Джавахарлала Неру и Махатмы Ганди, который, по некоторым данным, исповедовал вариант индуизма, связанный с именем Рамы, и испустил свой последний вздох с его именем на устах. Содержание «Рамаяны» на протяжении веков перелагалось в бессчётных творениях изобразительного искусства, литературы, народного театра и пантомимы. В современной Индии, на площади практически любой индийской деревни или города можно встретить сказителей, часами и даже днями напролёт читающих «Рамаяну» нараспев. История «Рамаяны» вдохновила большое количество литературных адаптаций, наиболее известными из которых являются труды таких поэтов, как Криттибас Оджха («Криттиваси Рамаяна»), Тулсидаса («Рамачаритаманаса»), Камбара и Нарахари Кави («Тораве Рамаян»).
«Рамаяна» переведена на большинство современных индийских языков, включая тамильский. Эти «переводы» не во всём тождественны друг другу. Так, в тамильской версии Рамаяны, один из персонажей — Бхарадваджа, назван сыном риши Атри (в иных редакциях эпоса он считается сыном Брахманаспати (Брихаспати). Об уважении, которым пользовалась Рамаяна у индусов, свидетельствуют слова самого составителя или автора Рамаяны во введении к поэме: «кто читает и повторяет эту Рамаяну, дающую святую жизнь, свободен от всяческих грехов и со всем своим потомством вознесётся на самое высокое небо». Брахме во второй книге Рамаяны вложены в уста следующие слова: «пока горы и реки будут существовать на земной поверхности, до тех пор и история Рамаяны будет обходить свет».
Персонажи Рамы, Ситы, Лакшманы, Бхараты, Ханумана и Раваны являются неотъемлемыми элементами культурного сознания Индии.
Сражайся, Арджуна!
Но тех, кто ведет
свою внутреннюю борьбу, ждут не только неудачи. Эта повседневная битва
была бы бессмысленна, если бы не помогала нам меняться и лучше узнавать
самих себя. Она всего лишь часть великой метафизической битвы добра и
зла в нас. Именно поэтому Йода, Кришна, Мерлин, Гэндальф учат прежде
всего противостоять внутреннему злу, показывают своим ученикам, что это
возможно, несмотря на то что тьма сильна. Помните слова Йоды: «Мы
существа из света, а остальное роли не играет». Главное — понять, что у
каждого из нас есть своя Хастинапура, за которую стоит сражаться. И что в
каждом из нас спит Арджуна — воин света, готовый вступить за нее в бой с
полчищем проблем-кауравов.
А когда вдруг станет страшно и
захочется отказаться от битвы, глядя на огромную армию противника, когда
Арджуна опустит лук, когда Люк почувствует страх и бессилие, —
раздастся голос Учителя, который объяснит, что новое означает смерть
старого, что любой шаг вперед связан с риском и утратой привычного и
удобного. И еще — что слишком многое из кажущегося ученику настоящим не
более чем иллюзия ума. И что самая великая армия противника и самые
непреодолимые препятствия ничего не стоят перед Идеей, время которой
пришло.
Главные персонажи
- Рама — главный герой поэмы. Старший и любимый сын царя страны Кошалы Дашаратхи и его жены Каушальи. Он изображается как воплощение достоинства. Дашаратха был вынужден уступить ультиматуму Кайкейи, одной из его жён, и приказать, чтобы Рама оставил своё право на трон и удалился в изгнание на 14 лет.
- Сита — любимая жена Рамы, дочь царя Джанаки, «рождённая не человеком». Она — воплощение богини Лакшми, супруги Вишну. Сита изображается как идеал женской чистоты. Она следует за своим мужем в изгнание, где похищена царём ракшасов Раваной, правителем Ланки. Рама с союзниками спасает её из плена, убив Равану. Позже она рождает Раме наследников — Кушу и Лаву.
- Хануман — могущественный ванара и одиннадцатое воплощение бога Шивы (или Рудры), идеал преданного выполнения долга чести. Сын бога ветра. Играет важную роль в возвращении Ситы.
- Лакшмана — младший брат Рамы, ушедший с ним в изгнание. Олицетворяет змея Шешу и идеал верного друга. Он всё время защищает Ситу и Раму. Был понуждён Ситой (введённой в заблужденье ракшасом Маричей, крикнувшим перед смертью голосом Рамы «О Сита! О Лакшмана!») покинуть её, чтобы найти ушедшего в лес Раму, в результате чего Равана и смог похитить Ситу. Был женат на младшей сестре Ситы Армиле.
- Бхарата — сын Дашаратхи, брат Рамы. Когда Бхарата узнаёт, что его мать Кайкеий отправила наследника трона Раму в ссылку и сделала его самого царём, что послужило причиной смерти Дашаратхи, убитого горем из-за вероломства своей жены, он отвергает незаконно полученную власть и отправляется на поиски Рамы. Когда Рама отказывается возвратиться из своего изгнания, Бхарата ставит на трон золотые сандалии Рамы как символ того, что истинный царь — Рама, а он — всего лишь его наместник. Изображается как идеал справедливости.
- Равана — ракшас, царь Ланки. Изображается десятиглавым и двадцатируким; если отрубить его головы, то они отрастают вновь. От бога-создателя Брахмы получил чудесный дар: в течение десяти тысяч лет он не мог быть убит ни богом, ни демоном, ни зверем. Даже боги трепещут перед его силой. Для того, чтобы победить Равану, Вишну воплощается в облике человека — в Раме и его братьях. Равана — похититель Ситы, намеревается сделать её своей женой, которой, однако, не причиняет насилия, желая добиться её благосклонности угрозами и уговорами, так как над ним тяготеет проклятье: в случае насилия над женщиной он тут же погибнет.
Козни кауравов
Разозлившись на пандавов, Дурьодхана решил расправиться с ненавистными двоюродными братьями. По его просьбе отец отправил их в дальний город. Там пятеро пандавов должны были жить в небольшом доме. По приказу Дурьодханы это жилище было подожжено.
Однако первая жена покойного правителя, мать трёх пандавов, знала о готовящемся покушении. Она предупредила сыновей, чтобы те вовремя покинули дом. К сожалению, в брошенное жилище забрела вдова с пятью детьми. Когда были найдены их обгорелые останки. Дурьодхана решил, что это – сыновья Панду, с которыми ему удалось расправиться.
Но что же происходило с самими пандавами? Они осознавали, что новых козней Дурьодханы им не избежать, а потому ушли в лес, где жили брахманами-отшельниками. Никто и предположить не мог, что в лесной обители проживают царевичи. Сами же пандавы за время своей отшельничьей жизни совершили немало славных дел, в частности, победили нескольких разбойников и демонов, наводивших страх на жителей округи.
Современный взгляд художника на «Махабхарату»Мукеш Сингх «Арджун призывает к войне»
Однажды братья пандавы узнали, что царь панчалов организовывает смотр женихов для своей дочери. Обязательной частью мероприятия были состязания, в которых бы претенденты на руку и сердце Драупади продемонстрировали силу и ловкость. Конечно, пандавы решили попытать счастья, и в итоге победителем оказался один из них, славный Арджуна.
Царевна же стала женой всех пятерых братьев. Каждый из её мужей раскрыл ей, кем он является. Вскоре о том, что соперники чудом выжили, узнали и кауравы. Однако царь Дхритараштра постарался сгладить непростые отношения своих сыновей и племянников.
Пандавам он отдал западные земли своего царства. Пандавы построили там свою столицу – город Индрапрастха. Вот только слепой правитель так и не смог погасить ненависть своего сына Дурьодханы к пандавам.
Драупади / Subhrajit Ojha / artstation.com
Повседневная битва
Как
говорил Люку учитель Йода, темная сторона Силы соблазнительнее, ей
следовать проще. Гнев, страх и ненависть открывают путь к ней: «Страх
рождает гнев. Гнев рождает ненависть. Ненависть — залог страдания».
Страсть, страх и гнев нарушают душевное равновесие человека и заставляют
его поступать несправедливо, говорит Кришна своему ученику Арджуне. Он
объясняет1 основную причину ошибок и падений: бурные чувства увлекают
человека, из них рождается желание и привязанность (одним из проявлений
привязанности становится страх потерять то, что дорого). Привязанность и
желание, в свою очередь, порождают гнев (ну еще бы — попробуйте
наступить на любимую мозоль или отнять у собаки вкусную кость!), гнев
приводит к заблуждению и заставляет человека совершать несправедливые
поступки. А вслед за этим постепенно теряется способность отличать добро
от зла…
Отец Люка Энакин Скайуокер вовсе не хотел стать Черным
лордом. Наверное, предскажи ему кто-то такую судьбу, он пришел бы в
ужас. Но незаметно юноша с прекрасными и благородными мечтами быть
защитником слабых, освободить людей и сделать их счастливыми превратился
в чудовище. Пришла пора сознательно контролировать свои желания и
инстинкты — и Энакин не справился с внутренней тьмой.
Одним из
самых страшных переломов в его жизни стала расправа с тусканскими
рейдерами, когда, желая отомстить за мать, он уничтожил целое поселение.
Мотивы понятны, но этот поступок привел его во тьму: им руководили
месть и страх, неумение достойно принять неизбежное. И как следствие —
он нарушил кодекс рыцарей-джедаев. «Это действительно очень важная сцена
для Энакина… — говорит Лукас. — Здесь он окончательно становится на
путь, ведущий к темной стороне».
Но этому решающему перелому, как
оказалось, предшествовало множество маленьких, опять по-человечески
понятных, не принципиальных вроде бы нарушений, которые, как оказалось,
тоже были шагами во тьму: проявления самоуверенности Энакина, желание
всегда быть правым, глубокое убеждение в непогрешимости своих критериев.
Даже соглашаясь с кем-то, он остается при своем мнении, вовсе не
пытаясь понять другого, даже учителя. Он постоянно — и сознательно —
пренебрегает просьбами и советами Обивана, и о многом свидетельствуют
его звучащие рефреном слова: «Я стараюсь, но не могу», особенно если
помнить уроки Йоды: не пробовать — делать надо.
Испытанием для
него стало и то чувство к Падме, которое могло стать
любовью-благословением, а превратилось в ложь и смерть — также из-за его
амбиций, в том числе и в любви. «Он… хотел иметь власть достаточную
для того, чтобы контролировать и удерживать рядом всё то и всех тех,
кого пожелает», — сказал Лукас в одном из интервью.
Все свои
большие ошибки, неудачи, провалы человек подготавливает сам — своими
повседневными выборами, повседневной битвой. «Для несправедливости не
существует расстояний
Если зло немедленно не остановить, оно постепенно
проглотит всех людей, не важно, сопротивлялись они ему или нет», —
говорит Обиван Люку
Экранизации
- Фильм «Сампурна Рамаяна» (производство Индии, 1961 год)
- Мультфильм «Рамаяна: Легенда о царевиче Раме». Режиссёры: Рэм Мохан, Юго Сако, Коичи Саски (совместного производства Индии и Японии, 1992 год)
- «Сита поёт блюз» — современная музыкальная, анимационная интерпретация режиссёра Нины Палей (США, 2008 год)
- Трёхмерный мультфильм «Рамаяна: Эпос» режиссёра Четана Десаи (производство Индии, 2010 год)
- Телесериал «Рамаяна» (1987—1988). Режиссёр: Рамананд Сагар. Страна: Индия. В главой роли — Арун Говил.
- Фильм «Вишнупурана» (производство Индии, 2002—2003 годы), духовное, игровое кино. Режиссёр: Рави Чопра. Страна: Индия. В главой роли — Нитиш Бхарадвадж.
- Телесериал «Рамаяна» (2008—2009). Страна: Индия. В главой роли — Гурмит Чаудхари.
- Телесериал «Рамаяна» (2012). Оригинальное название: «Ramayan: Sabke Jeevan kа Aadhar». Страна: Индия. Транслировался по Zee TV. В главой роли — Гагун Малик.
- Короткометражный мультфильм «Рамаяна». Творческое объединение 420. 2016
- Телесериал «Сита и Рама» (2015—2016). Оригинальное название: «Siya Ke Ram». Страна: Индия. Транслировался по каналу Star Plus. В главных ролях — Ashish Sharma, Madirakshi Mundle.
Роковая игра в шахматы
На протяжении долгих лет сыновья Панду жили мирно и счастливо. Они старались развивать своё царство, а могущество их города стремительно возрастало. Вскоре он стал одним из главных торговых и политических центров в регионе.
Я думаю, вполне предсказуемо заметить, что кауравов такое положение вещей не устраивало. Скрытая неприязнь лишь усиливалась с годами и грозила вылиться в новый конфликт.
Чтобы насолить пандавам, Дурьодхана вызывает старшего из братьев, Юдхиштхиру, на поединок. Однако речь идёт не о сражении на мечах или копьях, а о шахматах. Знаменитый каурав был не так прост – в качестве своего помощника он выбирает своего дядю Шакуни, величайшего мастера шахмат и искуснейшего обманщика. Азартный пандав очень скоро остаётся гол как сокол.
К Дурьодхане переходят поигранные земли, города, дворцы, даже все братья противника. Когда у Юдхиштхиры не остаётся ничего, он делает последнюю ставку – прекрасную Драупади.
Джампаоло Томассетти «Игра в шахматы между Кауравами и Пандавами»Местонахождение: Museum of Sacred Art (MOSA), Вилла Вриндаване, Флоренция, Италия
В этот миг один из пандавов произносит обет смертельной мести, ему вторит вой шакала, что является особым предзнаменованием. Испуганный царь, узнав о проделках своего сына, обещает отдать Драупади три любых дара, которые она выберет. Женщина просит свободы для пандавов – это единственное её желание. Однако Дхритараштра возвращает не только свободу племянникам, но и все их проигранные владения.
Но азарт старшего из пандавов всё-таки сделал своё “чёрное” дело. Он снова согласился сыграть с Дурьодханой и в очередной раз потерпел поражение. На этот раз противник не забирал имущество и родных соперника в рабство. Он потребовал, чтобы пандавы провели двенадцать лет в изгнании, после чего ещё год прислуживали знатным персонам, скрывая свои истинные имена и происхождение.
Джампаоло Томассетти «Кришна с Арджуной и Дурьодханой»Местонахождение: Museum of Sacred Art (MOSA), Вилла Вриндаване, Флоренция, Италия
Пандавы исполнили всё в точности. Долгих двенадцать лет они проживали в лесу отшельниками, а на тринадцатый год поступили в услужение к царю Вирате, который даже не подозревал, что его работники – это истинные царевичи. Однако вскоре на земли царя напали кауравы.
К тому моменту срок сохранения инкогнито пандавов истёк. Они ринулись на защиту владений Вираты, которому прежде служили. В противостоянии с кауравами стало ясно, что предводитель войска – тот самый доблестный Арджуна, который не знал поражений в битвах.
Сумев оттеснить противника, пандавы заявили, что время, оговоренное перед злополучной игрой в шахматы, прошло, а значит, Дхритараштра должен вернуть им законные владения. Царь хотел было согласиться, однако Дурьодхана убедил отца оставить себе богатые земли.
Теперь стало ясно, что избежать открытой войны между пандавами и кауравами не удастся. На мой взгляд, предпосылки к ней появились ещё в тот день, когда по приказу Дурьодханы братьев хотели заживо сжечь. Но прошедшее время лишь усилило ненависть противоборствующих сторон друг к другу.
Джампаоло Томассетти «Эпизод битвы»Местонахождение: Museum of Sacred Art (MOSA), Вилла Вриндаване, Флоренция, Италия
СВИДАНИЕ С РАМОЙ
Царь обезьян |
Когда царь Юдхиштхира кручинился по поводу
бездарно проигранного царства, ему в качестве утешения рассказывали историю легендарной пары —
Рамы и Ситы. Этот рассказ впоследствии получил
название «Малая Рамаяна», в противоположность
полной «Рамаяне» («Путешествие Рамы») — поэме,
которая по популярности в Индии и окрестностях
не уступает «Махабхарате».
В мультфильме «Рамаяна: Эпос» Равана |
У всех народов, населяющих Индию, и их соседей есть свои версии «Рамаяны». Имена её героев
стали нарицательными. Сюжет этой сказочной
истории как магнитом притягивает к себе интерпретаторов, да и европейцам она понятнее, чем запутанная и велеречивая эпика «Махабхараты». Без
религиозного содержания здесь тоже не обошлось:
принц Рама был седьмой аватарой бога Вишну, как
раз предшествующей Кришне.
Даже в 3392 году Раму |
Автором «Рамаяны» считают мудреца Вальмики,
жившего в IV веке до нашей эры. Личность это была
весьма колоритная. Он был разбойником, пока не повстречал семерых мудрецов, наставивших его на путь
истинный. Медитируя на имя «Рама», он впал в транс,
в котором провёл несколько лет. За это время вокруг
его тела образовался муравейник, за что он и получил
своё имя — «Вальмики» буквально значит «вышедший из муравейника». После пробуждения он то ли
сочинил, то ли записал по пересказу другого мудреца
поэму о Раме и Сите. Ушёл из жизни этот удивительный человек тоже оригинально: медитируя, он постиг
совершенное знание и застыл на месте, а его ставшее
ненужным тело съели всё те же муравьи.
Казалось бы, рассказ о Раме, включённый
в «Махабхарату», должен свидетельствовать, что
«Рамаяна» создана раньше. Однако некоторые
реалии поэмы заставляют предположить, что она
появилась позднее, уже после ведического периода,
а в состав «Махабхараты» включена как вставной
эпизод, которых там немало. Это может говорить
о том, что «Рамаяна» была чистым вымыслом,
«историческим фэнтези» о легендарных временах,
написанным, однако, по реалиям, современным
автору. Сказочный сюжет поэмы эту гипотезу только подтверждает, хотя Раму и полагают реальной
исторической личностью.
Истоки эпоса
Не была статичной — она постоянно менялась со сменой эпох, вбирая в себя новые божества и другие образы, создавая картину, на первый взгляд, хаотичную, но при этом абсолютно цельную, органичную. Вся эта необычайная пестрота существует в единых общих рамках и до сих пор.
Индия, как высочайшее богатство, хранит памятники тысячелетней древнеиндийской словесности — произведения ведической литературы — священные писания индуизма, на основании которых позднее вырос эпос.
«Веды» означает «знания». Стержнем ведических знаний были, прежде всего, духовные — религиозные доктрины. А материальные знания — о медицине, музыке, архитектуре, механике и умению вести войны. Всех Вед четыре.
В ведическую эпоху был рожден знаменитый индийский эпос — «Махабхарата» и «Рамаяна». В обоих произведениях эпоса переплелись правда, ведические знания, вымысел и аллегория.
В традициях индийской культуры «Махабхарата» считается пятой Ведой и почитается как священная книга.
Доступ к четырем Ведам был только у жрецов, а эпос «Махабхарата» стал Ведой сословия воинов — кшатриев, — о жизни и подвигах которых он рассказывает, и вошел в простой народ в качестве морального назидания.