Где находится рынок Чо Дам в Нячанге и как до него добраться
Транспорт в Нячанге
Официальный адрес рынка: 10 Bến Chợ, Vạn Thạnh, tp. Nha Trang, Khánh Hòa. Координаты для навигатора: 12.254736, 109.191815.
Чтобы доехать до северо-восточной части Нячанга, советуют выбрать один из любых способов:
- Пешком от Нячанг-центр – ТЦ находится на пути к большому базару.
- Взять такси, поездка обойдется недорого.
- Отправиться на автобусах №2, 4, выйти на остановке Чо Дам и пройти 5 минут до рынка.
Чтобы не заблудиться, туристам рекомендуют сфотографировать карту города или схему в любом офисе Русского Информационного Центра. Там же лежат буклеты со схемой городских маршрутов.
Часто задаваемые вопросы
На чем ехать на рынок рано утром? Лучше всего на такси, но можно и на автобусе. Поездка на такси не будет разорительной и обойдется в сумму до 2$.
Анализ импорта из Вьетнама в Россию
Российско-вьетнамские экономические связи продолжают наращивать темп взаимной торговли. На фоне мирового кризиса и спада торговли, вызванного пандемией новой коронавирусной инфекции, показатели импорта из Вьетнама в Российскую Федерацию остаются стабильными. Так, в 2020 году в Россию было завезено товаров на 3,74 млрд. $, что всего на 0,04 млрд $ меньше, чем в 2019 году. Масса ввозимых грузов в рассматриваемые периоды также мало изменилась – 462,52 тыс. тонн в 2020 году и 473,9 тыс. тонн. в 2019.
Статистика показывает, что динамика импорта из Вьетнама в РФ неравномерна. Максимум поставок в 2019 году пришлось на март, минимум – на январь. В 2020 г. больше всего ввозили товары из Вьетнама в августе, а меньшее количество сделок по импорту было исполнено в апреле.
Товарная структура импортируемых продукции и товаров выглядит традиционно для экономических связей между двумя странами. Основные товары, которые ввозятся в Россию и Вьетнама:
- Электрические машины, оборудование, техника и компоненты к ним – за 2020 год таких товаров было ввезено на рекордную сумму в 1,96 млрд. $, что составило 52, 43 % от всего импорта.
- Обувь, носочно-чулочные изделия – импорт этой продукции занимает второе место по стоимости – 336,19 млн. $ или 9%.
- Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части – доля по стоимости составила 8,3 %, что выразилось в сумме 310,25 млн. $.
Также среди самых ввозимых товаров на четвертом месте – одежда и аксессуары (ввезено в 2020 году 7,03 тыс. тонн на 221,02 млн. $) и чай, кофе, мате (импортировано 98,27 тыс. тонн на 171,46 млн. $.
Основные регионы-получатели импорта из Вьетнама – Москва и Санкт-Петербург, Московская, Калужская Ленинградская области, Краснодарский край. Причём в столицу направляется основная доля импорта – 68,43% стоимости всего ввозимого товара.
Как бизнесу выстраивать новую логистику в экономических условиях 2022 года
На самом деле, когда говорят про новую логистику, то в первую очередь смотрят на Китай. Поднебесная не прерывала сотрудничество с Россией, более того, официальные лица все время говорят про наращивание объемов экспорта и импорта. Кроме того, именно про КНР говорят, когда речь заходит и про разрешенный параллельный импорт.
Кстати, в блоге ПланФакта есть статья о том, как бизнесу из России попасть на рынок Китая.
Но и тут есть свои подводные камни. В данный момент в Китае снова обострилась пандемия Covid-19, а сама инфраструктура таможенных пунктов, портов и железной дороги не до конца готова к возросшим объемам. Поэтому в этом направлении тоже могут возникнуть проблемы со сроками доставки.
В целом, стоит понять, что организовать поставки можно из любой точки мира, но новые условия увеличивают сроки доставки и стоимость, а также появляются организационные проблемы.
Соучредитель группы компаний «СЛК» (Сервисная Логистическая Компания) Дмитрий Аржаных рассказывает про общее положение с логистикой:
А вот Павел Попов считает, что Казахстан и Турция сегодня станут основными направлениями для ввоза товаров из стран ЕС. Плюс он считает, что постепенно будет расти роль Азербайджана, где есть удобное Каспийское море без территориальных претензий. Кроме этого, специалист оценил перспективы Южной Кореи:
Некоторые еще отмечают ОАЭ, но Юлия Янелис говорит, что и там не всегда все гладко:
Давайте подведем итоги. Если вы доставляете товары из-за границы, то столкнетесь с 3 основными сложностями:
- Увеличение сроков. Дело не только в санкциях, некоторые пути просто перегружены и местная инфраструктура не справляется с нагрузками.
- Рост цен. ЕС вводит санкции практически на все товары, а значит, придется искать не только обходные пути, но и менять сам процесс оформления груза. Возможно, придется использовать дополнительное юридическое оформление.
- Отказ сотрудничать с бизнесом из России. Некоторые поставщики не готовы отправлять товары в Россию по собственным убеждениям.
Это касается и экспорта. Если бизнес отправляет товары в ЕС, то придется искать обходные пути. Если речь про Китай и страны, которые не ввели санкции, то там все осталось по-прежнему. Правда, из-за общих проблем могут увеличиться сроки.
Запрет на товары из Вьетнама
- оружие, боеприпасы, взрывчатые материалы (кроме промышленных взрывчатых веществ) и военно-техническое оборудование
- национальные реликвии и антиквариат; культурные продукты в категории, запрещенные к распространению и распространению во Вьетнаме
- круглые лесоматериалы и пиломатериалы, произведенные из внутренних природных лесов; редкая и драгоценная дикая фауна и флора
- оборудование, используемое для шифрования национальных секретов
- токсичные химикаты первого типа, предусмотренные в Договоре о запрещении химического оружия и в приложении III к Закону о химических веществах и его указах.
Импорт экспорт в зонах свободной торговли
Компании могут выбирать для производства в зоне экспортной переработки (EPZ), чтобы воспользоваться исключениями из таможенных пошлин. Промышленные парки (IP) предлагают различные вспомогательные услуги, а также налоговые преимущества. Конкретные меры стимулирования и поддержки, которые доступны, варьируются в зависимости от отдельных EPZ и Ips.
Специальные сертификаты
Сертификаты здоровья должны импортировать растительные и животные продукты. Живым животным требуются сертификаты, подтверждающие, что они свободны от инфекционных заболеваний.Фармацевтическая продукция должна быть зарегистрирована и утверждена Министерством здравоохранения. Все импортируемые пищевые продукты для потребления во Вьетнаме требуют сертификата анализа .
Способы цитирования и оплаты
Наиболее распространенным методом оплаты импортных операций во Вьетнаме является подтвержденный аккредитив. Дистрибьюторы обычно запрашивают от 30 до 180 дней условия оплаты.
Требования к документам
Циркуляр № 128/2013 / TT-BTC, направляет процедуры импорта и экспорта. Для завершения процедур импорта может потребоваться несколько копий документов. Необходимость перевода на вьетнамский язык может быть указана в контракте на импорт. Оригиналы должны быть подписаны синим или красным цветом, но не черными чернилами.
Для определенных видов товаров требуется свидетельство об инспекции или документация, подтверждающая освобождение от проверки, а также лицензия на импорт. Электронные таможенные декларации возможны и приветствуются.
Время работы и цены на рынке Чо Дам в Нячанге
Торговые ряды
Чтобы сполна насладиться всеми прелестями вьетнамского базара, советуют приходить рано утром.
- Сам рынок работает каждый день с 06.00 до 18.00, но чаще всего после 16.00 многие продавцы уже уходят. Режим работы меняется в праздники – в новогодние дни Cho Dam Market закрыт.
- Что касается цен, то они рассчитаны на туристов, то есть высокие. Но выход есть – торговаться! Причем, чем лучше покупатель умеет сбивать цену, тем больше ему уступают.
- Хороший торг приветствуют все, но лучше обойтись без конфликта. Терпение, улыбка, явная незаинтересованность в изделиях – все, что нужно для удачного торга.
И, кстати, вьетнамцы охотно снижают цену, если турист знает хотя бы пару выражений на местном наречии.
Вопрос эксперту
Есть экскурсии на рынок Чо Дам с других курортных зон?
Да, но стоимость может оказаться высокой, а впечатления не оправдают затраты. Чтобы купить тур, обращаются в Русский Информационный Центр или в турагентство. Пакетная экскурсия включает трансфер, определенное время на посещение рынка.
Феномен экономики Вьетнама
Вьетнам – один из немногих оплотов социализма на планете. Десятилетия кровопролитных войн в XX веке разрушили страну в прямом и переносном смысле. Однако социализм выстоял, но подход к экономике изменился в связи с неэффективностью исключительно планового ведения хозяйства. В страну пришли элементы рыночной экономики – правительство стало развивать её частный сектор. С 1992 года предприятия стали выводить из-под контроля государства, что привлекло первые инвестиции в страну. В начале 2000 годов большая их часть в сфере услуг, производства товаров народного потребления и торговли стали частными.
Что еще можно купить во Вьетнаме
Помимо необычных подарков и сувениров из Вьетнама привозят и более традиционные товары – фрукты, кофе и чай, ювелирные украшения, косметику, алкоголь.
Тропические фрукты
В Россию можно привезти экзотические фрукты, но имейте в виду, что в крупных сетевых магазинах у нас в стране их тоже можно приобрести (хоть цены на них и завышены) – мы видели на прилавке рамбутаны, личи и мангостины. Во Вьетнаме же можно купить фрукты по низким ценам. Подробнее об этом:
– Стоимость фруктов в Нячанге
Кроме того, стоит помнить, что некоторые фрукты запрещено вывозить из Вьетнама:
- Кокос
- Дуриан
- Джекфрут
- Арбуз
Кофе и чай
Если послушать отзывы туристов, не останется сомнений – вьетнамский кофе очень вкусный. Немногие знают, что Вьетнам сейчас занимает первое место в мире по экспорту кофе, обгоняя даже Бразилию. В качестве необычного подарка можно привезти сорта кофе, прошедшие через желудок зверьков (его называют и Копи Лювак, и, на вьетнамский манер, кофе Чон). Купить кофе можно как во время экскурсии на кофейные плантации, так и в обычных магазинах.
Имейте в виду, что есть очень дорогой кофе Чон – действительно прошедший через желудок зверька мусанга, а есть обычные зерна кофе, обработанные специальным ферментом. Цена на настоящий кофе составляет 1800-3000 долларов за килограмм, а ненастоящий кофе чон можно купить в супермаркете по $45 за кг.
Вьетнамцы любят не только кофе, но и чай, причем исключительно зеленый. Выбор чая очень большой. Мы, например, привезли домой чай с лотосом, жасмином и имбирем – очень вкусный, с крепким ароматом! Отзывы о чае с лотосом противоречивые, но лично мне он нравится. В супермаркетах можно купить как отдельные виды чая, так и целые чайные наборы – такие станут отличным подарком для друзей. Мы купили чай во время экскурсии вокруг Далата, но позже видели практически такой же в супермаркетах Нячанга. Не знаю, различались ли они качеством, но цены в супермаркете были вдвое ниже – 35 000 донгов (100 рублей) за 200 грамм.
Подарочные наборы чая в супермаркете Нячанга
Украшения из жемчуга и серебра
Русские туристы часто привозят из Вьетнама жемчуг и серебро – и то, и другое здесь можно купить дешевле, чем в России. А вот золото покупать здесь не стоит – дорого.
Искать украшения лучше в ювелирных магазинах, а не на рынках, где цены могут быть ниже, но есть риск приобрести подделку. Есть несколько простых способов отличить натуральный жемчуг от поддельного – рекомендуем почитать об этом перед покупкой украшений.
Жемчужной столицей Вьетнама считается остров Фукуок, но качественные изделия можно купить во всех крупных городах. На Фукуоке можно посетить фермы, где добывают жемчуг:
Алкоголь
Цены на алкоголь во Вьетнаме относительно невысокие, поэтому многие привозят домой ром, вино, рисовая водка. Мы можем оставить хорошие отзывы о вине из Далата (например, Vang Dalat) – в супермаркете его можно купить всего за 90 000 донгов (270 рублей). Помните, что нельзя вывозить из страны алкогольные напитки крепостью выше 41 градуса.
Топ вьетнамских достижений в экономике
- Одним из них является рекордно низкий уровень инфляции в стране, уже не один год ниже 0,6%. Благодаря этому развитие экономики Вьетнама идёт очень интенсивно;
- Снижение ставок по депозитам в связи с реструктуризацией банковской сферы и низкой инфляцией. Кредиты для предприятий стали значительно дешевле;
- Заметное оживление на рынке недвижимости в связи с выходом закона «О Жилом Доме». Он разрешил иностранцам приобретать недвижимость во Вьетнаме;
- Углубление интеграции в региональную и мировую экономику, благодаря заключению ряда соглашений о свободной торговле. Это даст толчок повышению качества производимой на экспорт продукции.
Вьетнам давно перестал быть страной третьего мира и демонстрирует завидные успехи даже во времена мирового финансового кризиса. Отправляясь во Вьетнам, не думайте, что увидите только джунгли и соломенные хижины. Эта страна интересна всем – историей, природой, людьми и динамично развивающейся экономикой.
Культурный обмен между Россией и Вьетнамом
— Сколько сейчас вьетнамских студентов в университете? Есть ли какие-то программы обмена? Где можно на Дальнем Востоке выучить вьетнамский язык?
— На Дальнем Востоке, конечно. У нас в ДВФУ вьетнамский язык изучают уже не одно десятилетие. Я считаю, что сложилась серьёзная школа. Мы говорим, что есть школа московская, есть школа в Санкт-Петербурге, и есть школа вьетнамоведения здесь, во Владивостоке. И в Восточном институте ДВФУ вьетнамское направление представлено. Традиционно там обучаются российские ребята, которые имеют возможность в течение своего обучения пройти годовую стажировку по межправительственному соглашению.
Китайцы знают, для чего им нужен Дальний Восток — востоковед Виктор Ларин
Зачем Китаю Россия, а России Китай — об этом в большом интервью ИА PrimaMedia рассуждает академик Виктор Ларин
Наш ключевой партнёр — это Ханойский национальный университет, где в 2019 году было открыто представительство ДВФУ на базе этого вуза в столице Вьетнама. У нас очень близкий, доверительный уровень отношений, он всегда был на экспертном уровне, потому что там есть русисты, которые в этом заинтересованы, и ученые, которые занимаются совместными исследования с российскими коллегами.
— Сколько сейчас вьетнамцев учит русский язык в Ханойском университете? И сколько в нашем университете российских ребят учит вьетнамский язык?
— Если говорить примерно, то около 40 человек российских ребят обучаются на вьетнамском направлении в ДВФУ. Из них пятеро прямо сейчас на языковой стажировке в Ханое. Что касается вьетнамской стороны, то в Ханойском национальном университете более 160 студентов изучают русский язык. Несмотря на наблюдающееся последнее время снижение интереса к изучению русского языка во Вьетнаме, вовлечения вьетнамских ребят в изучение России носит довольно широкий характер. В допандемийный период было много городских мероприятий, когда в Ханое на центральной площади наши представители устраивали фестивали русской культуры, туда включались и российские, и вьетнамские студенты. Это было очень презентабельно, весело и эффектно.
Евгений Власов в Сайгоне. Фото: предоставлено Евгением Власовым
Что касается вьетнамских граждан, которые обучаются в ДВФУ на разных специальностях, то сейчас их более 70 человек. Направления совершенно разные. Есть как ребята, изучающие технические направления, так и те, кто изучает юриспруденцию, менеджмент. Я думаю, что всё-таки, в основном фокус вьетнамцев на естественнонаучных направлениях. Это их осознанный выбор, когда они приезжают и выбирают не только программы бакалавриата, но и, например, программы магистратуры или аспирантуры. Это сознательный шаг повышения качества своего образования, своей квалификации, чтобы, вернувшись на родину, либо получить повышение, либо как-то улучшить уровень своих исследовательских работ. У нас есть магистранты, которые изучают молекулярную биомедицину в университете. Есть аспиранты, которые учатся на технических направлениях и изучают в том числе кораблестроение.
— Уровень международного обмена студентами между Россией и Вьетнамом, он, на ваш взгляд, достаточен для развития взаимоотношений двух стран? Или вы как специалист в этой области считаете, что их нужно улучшить, углубить?
— Российско-вьетнамские отношения имеют потенциал для более глубокого, серьёзного укрупнения и расширения. Но на данный момент у нас, конечно же, остро ощущается нехватка кадров и специалистов, которые могли бы эти ниши взять на себя и заполнить экономические, политические и социогуманитарные проекты. Вьетнам будучи региональной, открытой державой с с точки зрения рыночных отношений — очень конкурентная площадка. И наши российские проекты, которые мы планируем реализовывать или те, которые заходят к нам, находятся в очень конкурентной среде. Не стоит думать, что для России там есть какой-то отдельный зелёный коридор. Реализация всех проектов — это всегда очень планомерная, долгая и тяжёлая работа.
Российское мясо & вьетнамское молоко
В результате резкого роста уровня доходов населения, появления на вьетнамском рынке крупнейших транснациональных компаний в области пищевой промышленности и на фоне процессов глобализации и урбанизации значительно трансформировались пищевые привычки вьетнамского населения. Во вьетнамском рационе все чаще стали появляться мясные и молочные продукты, кондитерские и мучные изделия, алкоголь, а доля потребления риса — традиционного для вьетнамцев продукта — постепенно снижается.
Произошедшие изменения в моделях потребления стимулируют импорт во Вьетнам, открывая тем самым новые возможности для российского сельского хозяйства. Дополнительные стимулы российскому экспорту сельхозпродукции создает подписанное в 2016 г. соглашение о ЗСТ между странами ЕАЭС и Вьетнамом, которое подразумевает обнуление таможенных пошлин на мясо, молочную продукции, зерновые и другие продукты, ввозимые из России во Вьетнам. Появление института сельхоз-атташе РФ еще один дополнительный способ поддержки российского экспорта во Вьетнам. Определенные результаты на этом направлении были уже достигнуты. Россия стала крупнейшим поставщиком свинины на вьетнамский рынок. В то же время Вьетнам является не только непосредственным потребителем российской мясной продукции, но и реэкспортером в страны ЮВА.
Среди других продуктов питания из России, на которые растет спрос во Вьетнаме, можно отметить сгущенное молоко, мед, кондитерские изделия, макароны, семечки и подсолнечное масло
Несмотря на то, что во Вьетнаме есть свои производители сгущенного молока, так как этот продукт стал важной частью вьетнамского рациона, российская продукция, отличающаяся высоким качеством и доступной ценой, пользуется большей популярностью.. Другим не менее ярким проявлением изменения потребительских привычек во Вьетнаме демонстрирует вьетнамская компания TH-True Milk — крупнейший современный производитель молочной и аграрной продукции во Вьетнаме
Компания имеет серьезные планы по экспорту собственной продукции на мировые рынки, в том числе и на российский. Первоначально компания анонсировала инвестиции в размере 2,7 млрд долл. в российскую экономику и была намерена завершить строительство ферм и перерабатывающих мощностей к 2025 г. в Подмосковье, Калужской и Тюменской областях, Башкирии и в Приморском крае. В Калуге в 2018 г. началось строительство завода, и уже к 2019 г. планировался запуск производства. Однако из-за завышенных цен на услуги российского подрядчика реализация проекта временно приостановлена. Решением данной проблемы может стать приглашение вьетнамской рабочей силы, как считает вьетнамская сторона, однако для этого необходимо соответствующая поддержка со стороны российских госорганов и Минсельхоза России.
Другим не менее ярким проявлением изменения потребительских привычек во Вьетнаме демонстрирует вьетнамская компания TH-True Milk — крупнейший современный производитель молочной и аграрной продукции во Вьетнаме. Компания имеет серьезные планы по экспорту собственной продукции на мировые рынки, в том числе и на российский. Первоначально компания анонсировала инвестиции в размере 2,7 млрд долл. в российскую экономику и была намерена завершить строительство ферм и перерабатывающих мощностей к 2025 г. в Подмосковье, Калужской и Тюменской областях, Башкирии и в Приморском крае. В Калуге в 2018 г. началось строительство завода, и уже к 2019 г. планировался запуск производства. Однако из-за завышенных цен на услуги российского подрядчика реализация проекта временно приостановлена. Решением данной проблемы может стать приглашение вьетнамской рабочей силы, как считает вьетнамская сторона, однако для этого необходимо соответствующая поддержка со стороны российских госорганов и Минсельхоза России.
Таким образом, новые тренды потребительского рынка Вьетнама соответствуют конкурентным преимуществам российского сельского хозяйства, а в сочетании со снижением таможенных пошлин в рамках ЗСТ открываются новые возможности для роста торговли. В условиях, когда России необходимо компенсировать сокращение своей внешней торговли, вьетнамский рынок может стать интересной нишей для российских производителей в силу своего объема и стремительных темпов роста. Вместе с тем с уходом с российского рынка западных производителей продуктов питания, к примеру, финской молочной компании Valio, альтернативным решением может стать вьетнамская продукция, качество которой не уступает западным производителям.
Накануне бума
Транспорт и промышленность Вьетнама в Европе в конце XX века не были предметом широкого обсуждения даже в специализированных СМИ. Причины по большей части объективные: слаборазвитая инфраструктура, удалённость и отчасти оторванность этого региона от международных транспортных путей, отсутствие собственных разработок, заслуживающих внимания. К тому же на Западе уже сложилось менторское мнение о социалистических странах как о захудалых дырах.
Может быть, именно поэтому первые сообщения Scania в 1996 году, прозвучавшие в корпоративном журнале, стали неожиданным открытием. Европейский концерн готов стать спонсором экспансии на этот трудный развивающийся рынок. Оказывается, автомобили не являются там экзотикой и есть даже неплохие условия для спроса. Выяснилось и другое: втихомолку концерны начинают разворачивать в СРВ производство!
К нулевым годам интерес к этой стране со стороны мировых концернов подхлестнул инвестиционный азиатский бум. Но Вьетнам не сразу сумел вписаться в намечавшийся тренд, и причины крылись в устройстве экономики и укладе жизни страны.
Сконцентрироваться на выходе из кризиса
Таким образом, в связи с мировым кризисом, спровоцированным пандемией COVID-19, логистическая отрасль остро нуждается в поддержке. Карантинные меры, принятые для подавления эпидемии коронавируса, привели к загруженности большинства аэропортов и морских терминалов и, как следствие, нарушению условий и сроков доставки грузов.
Транспортная логистика несет потери. Ряд экспертов заявляет, что, например, у многих авиакомпаний запас прочности составляет не более двух месяцев. Судовладельцам будет непросто, но они уже научились с 2008 года с переменным успехом работать в изменяющихся условиях. Автотранспортным компаниям сложнее всего: запаса прочности практически нет. Все зависит от финансовых партнеров, а именно лизинговых компаний, банков и производителей автомобилей, которые кредитуют автопредприятия. Максимальный срок, который они смогут выдержать, – до полугода. Затем может наступить очередная волна банкротств.
Среди тех, кому пандемия дала новые возможности, часто указывают железнодорожных перевозчиков. Ж/д транспортные операторы не реагируют на изменение спроса увеличением ставок, в связи с чем этот вид транспорта представляется наиболее надежным и эффективным при перевозке товаров между Россией, ЕС и Китаем в сложившихся условиях. Железнодорожный транспорт, как правило, в ведении государства – его будут поддерживать. Кроме того, именно железная дорога в ближайшие несколько лет станет одним из основных логистических каналов для обеспечения бесперебойной торговли между РФ, Китаем и Европой и доставки противоэпидемических средств.
Для вывода из кризисного состояния логистической отрасли активно внедряются меры господдержки. Как правило, поддержка оказывается государственному транспортному сектору (железные дороги, авиация). Коммерческому сектору господдержка может быть оказана посредством введения налоговых каникул, отмены или снижения дорожного сбора, а также финансовой помощи компаниям, которые понесут большие убытки в связи с пандемией. Если говорить про автоперевозки, то весомой станет помощь в сокращении затрат на запасные части для транспортных средств, например, за счет снижения ввозных пошлин или ставки НДС на эту группу товаров. Весьма эффективными мерами могли бы также стать: мораторий на штрафы (кроме штрафов, регулирующих безопасность дорожного движения), отмена взимания платы за проезд по федеральным трассам, освобождение от налогов самых незащищенных перевозчиков – ИП с одной-двумя машинами, приостановка лизинговых платежей без штрафов.
Преодоление текущего кризиса – небывалое испытание для управленческой команды всех логистических игроков. Нужно оперативно проинвентаризировать все доступные меры господдержки и разработать дальнейший план действий. Это потребует ресурсов целой команды, включающей юристов, финансистов, экономистов. Параллельно с этим, сейчас настало время пересматривать партнерские отношения с подрядчиками, сроки и обязательства по договорам, тщательно работать с оборотным капиталом и ликвидностью.
После пандемии логистический мир уже не будет таким, как прежде. Но компании, которые следят за трендами и быстро адаптируются к меняющимся обстоятельствам, смогут управлять ситуацией, создавать востребованные услуги и усиливать свои позиции в бизнесе.
Что особенно важно, общая беда объединила и сплотила отрасль логистики. В условиях выхода мировой экономики из «пандемического пике» именно коллаборация логистических компаний может стать одним из наиболее важных и действенных драйверов последующего развития и роста.
Трудности перехода
Бедность населения – порок страны. «Политика обновления», объявленная правительством Вьетнама в 1986 году, в первую очередь стала отголоском советской перестройки 1985 года и была направлена на модернизацию экономики и эффективность в промышленности.
Ревизия социалистических догм заставила сначала отказаться от принципов экономики мобилизационного типа (централизация планового управления, экстенсивное развитие, военизированное снабжение, пресечение частной инициативы и т. д.). Свобода частного предпринимательства дала толчок к появлению артелей, мелких кооперативов и ренессансу класса коммивояжёров. Но этих мер было недостаточно для экономики.
К 1990 году Вьетнам находился на географической периферии интересов стран СЭВ, тогда как под боком был конгломерат из членов – стран ОСЕАН, которые нуждались в экономическом, политическом, торговом и военном партнёрстве. Нужно было, не меняя политической идеологии, заручиться их поддержкой. Но как?
В этом большую роль сыграли зарубежные диаспоры в Японии, Южной Корее, Австралии, Новой Зеландии, США и ЮАР. Эмиграция в этих странах готова была рискнуть капиталом в частно-государственном партнёрстве. Для этого во Вьетнаме начали создаваться первые частные СП, через Таиланд, Малайзию, Индонезию, Китай и Гонконг, где уже сформировался инвестиционный пул европейских корпораций, американских концернов, японских дзайбацу и южнокорейских чеболей, заинтересованных в дешёвой рабочей силе.
В 1992 году этот политический манёвр привёл к созданию экономических альянсов. Интерес к Вьетнаму начали проявлять Mitsubishi, Toyota, Nissan, Hino, Isuzu-GM, Honda, Suzuki, PACCAR, MAN, Renault, Daimler-Benz и BMW. В Ханое сумели запустить собственное колесо фортуны.
Логистика в Евросоюзе
Экономика Евросоюза в настоящий момент испытывает на себе все последствия карантинных мероприятий. Движение грузового транспорта полностью не закрыли, однако действуют определённые ограничения. К тому же клиентов у транспортных компаний стало значительно меньше. Экспонента количества заболевших в Европе в настоящее время до сих пор растёт.
В целом, эксперты прогнозируют падение европейского рынка грузоперевозок минимум на 40%.
Основные логистические тенденции в ЕС:
Снизился объем и внутриевропейских, и международных перевозок.
В связи с режимом самоизоляции, введенным во всех странах Европы, дороги стали практически пустыми.
В ЕС отменили ограничения, запрещающие движение грузового транспорта в выходные дни.
Ставки внутри Европы снижаются.
Новейшая история Вьетнама
Сразу же после окончания Вьетнамской войны началось построение коммунизма на Юге. Были национализированы все банки и крупные компании. 2 июля 1976 года Север и Юг стали едины, новое государство получило название Социалистическая Республика Вьетнам. Была принята конституция, Сайгон переименован в Хошимин. Через год, 20 сентября 1977, страна стала участником ООН.
В конце 1970-х годов Вьетнам установил тесные связи с Советским Союзом, 3 ноября 1978 г. было подписано соглашение о дружбе и сотрудничестве. СССР активно помогал восстанавливать Вьетнам после войны и строить коммунизм, снабжая деньгами, техникой и специалистами в разных областях. Возводились заводы и т.п. Многие вьетнамцы приезжали к нам по обмену опытом, учились в наших ВУЗах.
Бездумное копирование советского социализма привело Вьетнам к нищете. Особенно это было заметно на юге, экономика которого в прошлом базировалась на частном предпринимательстве. В 1980-х годах было проведено ряд реформ, были сняты ограничения для товарных отношений и крестьяне могли продавать часть продукции на рынке.
15 декабря 1986 году началась «политика обновления» («дой мой»), которая предусматривала либерализацию социально-экономической жизни и стимулирование частного сектора в промышленности. Был несколько ослаблен контроль партии над всеми сферами общественной жизни.
В 1992 году была принята конституция, действующая и поныне.
После распада СССР, закончилась поддержка Вьетнама Советским Союзом. Стране пришлось самостоятельно справляться с проблемами: инфляцией, бедностью. Поэтому были открыты границы для европейских предпринимателей, которые стали делать инвестиции в экономику и производство. Ещё легче стало после отмены 3 февраля 1994 г. торгового эмбарго США. 11 июля 1995 г произошло возобновление дипломатических отношений между двумя странами.
28 июля 1995 г. Вьетнам становится членом Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
С конца 90-х страна начинает развивать туристический бизнес. На курортах появляются американцы и европейцы. С каждым годом возводится много новых отелей, ресторанов и другой инфраструктуры.
В начале 21 века Вьетнам стали открывать и российские путешественники. Более того, некоторые курорты (например, Муйне и Нячанг) просто колонизированы россиянами, в результате чего многие вывески, указатели и меню в ресторанах дублируются на русском. Легко найти и русскоговорящих гидов.
Накануне бума
Транспорт и промышленность Вьетнама в Европе в конце XX века не были предметом широкого обсуждения даже в специализированных СМИ. Причины по большей части объективные: слаборазвитая инфраструктура, удалённость и отчасти оторванность этого региона от международных транспортных путей, отсутствие собственных разработок, заслуживающих внимания. К тому же на Западе уже сложилось менторское мнение о социалистических странах как о захудалых дырах.
Может быть, именно поэтому первые сообщения Scania в 1996 году, прозвучавшие в корпоративном журнале, стали неожиданным открытием. Европейский концерн готов стать спонсором экспансии на этот трудный развивающийся рынок. Оказывается, автомобили не являются там экзотикой и есть даже неплохие условия для спроса. Выяснилось и другое: втихомолку концерны начинают разворачивать в СРВ производство!
К нулевым годам интерес к этой стране со стороны мировых концернов подхлестнул инвестиционный азиатский бум. Но Вьетнам не сразу сумел вписаться в намечавшийся тренд, и причины крылись в устройстве экономики и укладе жизни страны.
Цифры
Из 95 млн проживающих во Вьетнаме людей интернетом пользуются 60 млн. Как правило, для этого они используют смартфоны. Ориентировочное число геймеров в стране — в районе 30 млн.
Аудитория сравнительно небольшая, но очень активная. Вьетнам занимает седьмое в мире место по игровым загрузкам. Суммарно в год вьетнамские геймеры скачивают с App Store и Google Play 1,4 млрд игровых приложений.
Топовые рынки по мировым игровым загрузкам
Это меньше, чем генерируют китайцы, которые за прошлый год совершили 2,4 млрд установок, но гораздо больше, чем сумели сделать за тот же период геймеры из Японии и Южной Кореи — 0,7 и 0,6 млрд соответственно.
По выручке рынок мобильных игр Вьетнама сопоставим с российским 3-4 года назад. Его оборот за 2018 год составил $365 млн. При этом ожидается, что к концу нынешнего года он вырастет на 25%.