Джайнизм в Индии

Ритуалы последователей джайнизма

Что касается культа и символики джайнизма, то не все его секты и школы поклоняются образам или проводят церемонии в храмах. Основная масса джайнов делают некоторые домашние и храмовые ритуалы.

Домашние ритуалы должны происходить два раза в день. Утренний длится около четырех часов, в которое входит обязательное чтение мантр. Ритуал сопровождается специальным омовением. Также в утренний ритуал поклонения входит медитация и чтение текстов.

Вечерняя процедура проходит несколько проще, в нее входит медитация и чтение мантр. На этом их религиозный день не заканчивается.

Монахи и монахини по утрам идут на сбор милостыни – по их убеждениям, они должны питаться исключительно тем, что им пожертвуют.

Какими должны быть джайны

Безусловно, поведение джайнов напрямую диктуется этическими нормами и принципами джайнизма. Мирянам достаточно соблюдение только норм морали, а вот монахам полагается приобщиться к аскетизму и странствующему образу жизни. Им необходимо находиться в селении не более одного дня, а в городе – не более 3-х. Правда, в одном случае это правило видоизменяется. В сезон дождей монахам и монахиням нужно находиться в одном месте, чтобы не нанести вред живым существам, у которых проходит период размножения.

В джайнизме существуют разные ритуалы и обычаи

Например, церемония махамастабхишека имеет важное значение. Она совершается раз в 12 лет в Шраванабелголе на горе Гомматагири, где статуя Бахубали поливается заранее приготовленной смесью из простокваши и молока

Монахи должны носить простые одежды. Волосы ранее запрещалось отращивать. И их нужно было не просто сбривать, а вырывать с корнем.

И монахам, и мирянам нельзя заниматься скотоводством, ловлей, охотой, земледелием, так как каждое из этих дел приводит к нанесению вреда живым существам. Поэтому чаще всего деятельность джайнов связана ростовщичеством, ювелирным делом или торговлей.

Кратко о Древнейшей религии Индии – Индуизм

Индуизм не только религия, но целая философия, которая определяет правила поведения, нормы морали и нравственности и т.д.  Но в основу этой религии легли понятия, пришедшие из Ведизма и Брахманизма, при этом кастовая система также является основой для индуизма.

Верховными Богами являются – Брахма, Шива и Вишну. Брахма – верховный творец мира, Шива – охраняет мир и все созданное Брахмой, Вишну- Бог – разрушитель, он уничтожает мир после того, как поставленные перед ним задачи выполнены.

Конечно, ни одна религия не обходится без женского идеала. В индуизме – это богиня Лакшми, она дарует удачу, следит за семейным счастьем, хранит домашний очаг и покровительствует земледельцам и скотоводам.

Одно из широко распространенных по всему миру направлений индуизма – поклонение богу Кришне. В этой религии мы наблюдаем многое от брахманизма, но здесь уже нет таких строгих требований к аскезе, отказа от земных удовольствий и авторитарного кастового деления. Наверное, поэтому данная религия получила огромное количество приверженцев во всем мире.

Отказ принца от праздности и неги ради поиска истины

Будда родился в семье царя и должен был унаследовать престол. Его отец мечтал о том, что Будда будет править страной и потому делал его быт совершенно беззаботным, чтобы у сына не появилось желание что-либо изменить.

Но волей случая Будде довелось увидеть четыре картины из повседневной жизни, тщательно скрывавшиеся от него отцом. Это были

  • старик;
  • пораженный недугом человек;
  • покойник;
  • аскетствующий монах.

Их вид заставил юного принца разочароваться в плотских утехах, после чего он покинул жену, отказался от роскошного образа жизни и переоделся в простое платье бродяги.

В дальнейшем аскет, которому предстояло стать Буддой, пытался найти путь избавления от страданий. Однако ни один мудрец, к которому он обращался, не смог дать ему высшей истины. В процессе поисков Сиддхартха вступил в группу живших в лесу отшельников.

Отдав должное их желанию усмирить сиюминутные страсти, он принял решение тоже пойти по этому пути и через шесть лет превзошел отшельников в своем добровольном отречении от мирских радостей.

После этих слов принц Сиддхартха пришел к выводу о том, что жизнь – это тоже река, поэтому для уверенной прокладки жизненного курса нужно уравновешивать свои стремления, достигая золотой середины, и никогда не впадать в крайности. Так аскетствующий монах встал на верный путь. Именно тогда принц стал Буддой, то есть просветленным.

Отличительные черты индийской культуры

Культура Индии формировалась в уникальных условиях. Не знавшая резких переходов от стужи к жаре страна располагалась на богатых территориях. Исследователи древней истории страны считают, что это место породило несколько великих цивилизаций. Впитав в себя всю глубину воззрений философии прошлого, это государство смогло дать свою трактовку новым течениям. Кратко изложенные положения различных течений дают представление об уникальности этой культуры. Она оказала влияние на формирование многих философских школ Азии.

Становление протоиндийской цивилизации — истоки верований Древней Индии

Древняя Индия была наполнена большим количеством верований. Первый этап развития религиозных идей связан со становлением протоиндийской цивилизации, которая появляется и расцветает в IV-III тыс. до н.э. Она была создана преимущественно дравидоговорящим населением (жители южной части Индостана) городского типа со сложной религиозно-мифологической системой.

Во II тыс. начинается праведический период развития индуизма, о котором осталось мало сведений (сохранились на печатях и других малочисленных артефактах). Праведический культ (протоиндуистский) имеет такие характерные особенности:

  1. Зависимость верования от главной деятельности индусов — земледелия, ориентированности на плодородие.
  2. Связанность с мифологическими комплексами Хараппы и Мохенджо-Даро.
  3. Исповедование язычества в форме политеизма.
  4. Наличие практик колдовства, жертвоприношений богам, омовений.
  5. Отсутствие храмов.
  6. Особое поклонение богине Матери (буйволице), с которой связывались магические практики сексуального характера.
  7. Наличие культа рогатого божества (буйвола под именем «Великая Звезда»), сидящему в позе «лотос» (прото-Шива), вокруг которого формируется магическая практика и аскетизм (тапас).
  8. Развитость культов деревьев, животных, священных источников, камней, змей.

Примечание

Протоиндийские верования заложили фундаментальные основы и воззрения, на которых стоит современный индуизм.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Ведическая религия

Приблизительно с 1500 года до н.э. начинается ведический период с вторжением центральных народов Азии (арийцев) в Северную Индию. Местные верования пребывали в активном культурном обмене с новой религией завоевателей, основанной на Ведах.

Веды («сборники») — одни из самых давних памятников древнеиндийской религиозной литературы. Структурно она принадлежит к шрути («услышанного») — собранию каноничных священных текстов индуизма.

Веды состоят из четырех сборников (самхити) гимнов, ритуальных песен, жертвенных формул и заговоров:

  • ригведы;
  • самаведы;
  • яджурведы;
  • атхарваведы.

Ключевые догмы ведической религии:

  1. Миром правит рита — упорядывающий мировой закон (меняются времена года, день начинается после ночи). Ей подвластны все: и люди, и небожители. Что бы она утверждалась нужны жертвоприношения.
  2. Культовая практика жрецов становится гарантом правления риты, становится составляющей миростроения.
  3. Каждый человек обладает своей дхармой — индивидуальным жизненным заданием, долгом, в котором конкретизируется рита.
  4. Центральный миф ведийской мифологии — история убийства Индрой змея Вритры.

Вайшешика (различение)

Вайшешика (различение) Школа основана Канадой (I в. до н. э. или I в. н. э.), создателем «Вай-шешикасутры». В основе метафизики вайшешики лежат идеи теизма, атомизма, а также реализма схоластического типа. Последний вайшешика отстаивала в споре с буддистами, защищая тезис о том, что категории, подобно вещам, обладают реальным самостоятельным существованием. Согласно вайшешике, абсолютное божественное Я — Ишвара творит из атомов миры, поддерживает их и разрушает с помощью особой ценностно-каузальной силы — адришты (невидимое), действующей по закону кармы.

Знание — выявление системы мира. В ней различаются семь видов реальности, каждая из которых имеет множество форм. Так, субстанция — носитель качеств и действий, имеет девять форм, пять элементов-стихий: земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша) и еше четыре элемента — пространство, время, душа-атман, ум-манас (орган координации данных сознания).

5. Пурва-миманса (букв.: первое исследование).

Основателем школы считается Джаймини (IV—НИ вв. до н. э.), автор «Ми-мансасутры». Эта даршана возникла в целях сохранения Вед и ведийского ритуала. Веды понимаются как фундаментальная священная, совершенная, несущая дхарму реальность. Она имеет изначальную словесную природу, лишь частично проявляющуюся в звуках человеческой речи. Следствием исполнения ритуала является освобождение. Последнее понимается как избавление от страданий и наслаждение плодами ритуалов. Миманса способствовала поддержанию общинно-кастовой организации и всего ценностного строя культур брахманизма и индуизма.

6. Веданта (завершение Вед).

Основоположником данной школы и автором «Ведантасутры» («Брахмасутры») считается Бадараяна (IV—III вв. до н. э.). Веданта представляет собой философскую разработку идей Упанишад и Бхагавадгиты о Брахмане как Божественном первоначале, об Атмане-духе и об освобождении как следствии преданности (бхакти) Божеству и познания тождественности своей сущности Атману и Брахману В классической веданте существует три главных направления. Шанкара (788—820), вероучитель шиваизма, творчески переосмысливая идеи буддизма, создает строго монистическую адвайта (недвойственную) веданту. Согласно Шанкарс, многообразие мира иллюзорно и в то же время объективно.

Абсолютно реален лишь Брахман, а все остальное создано его творческой силой — майей. Атман человека по сути тождествен Брахману Освобождение и блаженство достигаются путем такого познания, в котором сливаются познающий, познаваемый абсолют и само познание. Шанкара полагает возможным освобождение от уз кармы при жизни — дживанмукти Рамануджа (XI—XII вв.), вероучитель вишнуизма, разрабатывает не строго монистический вариант адвайта-веданты — вишишта (различающая) алвайта.

Полагает, что Вселенная и души обладают относительной реальностью, а Атман человека есть часть божественного духа. Мадхва (XIV в.), другой вишнуитский вероучитель, строит систему дуа диетической — двайта веданты. Утверждает, что мир. индивидуальные души — не создания майи, не иллюзия, а особая, отличная от Брахмана, реальность. Г! Новое время идеи веданты нашли свое продолжение в учениях Рамакрйшны (1836—1886), Свами Вивекананды (1969—1902), Ауробйндо Гхоша (1872—1950), Сарвепалли Радхакрйшнана (1908—1975) и др.

История [ править ]

Некоторые считают, что джайнизм отличается от ведической религии и от доарийской традиции, а именно. Шрамана или традиция аарахаты .

Средневековый править

Конкуренция между джайнами и брахманами , между джайнами и шайвами – частый мотив всех средневековых западно-индийских повествований, но эти две общины по большей части сосуществовали и процветали. Цари-шайвы покровительствовали нищим джайнам, а чиновники-джайны покровительствовали поэтам-брахманам.

Упадок джайнизма править

Примерно в 8 веке нашей эры индуистский философ Ади Шанкарачарья попытался восстановить ведическую религию. Шанкарачарья выдвинул доктрину Адвайты. Также начали расти вайшнавизм и шиваизм. Особенно это было в южных штатах Индии.

Согласно шиваитской легенде, король Пандьи Кун Пандиян приказал убить 8000 джайнских монахов. Это событие графически изображено в стенах Тиватура в Северном Аркоте . Однако эта легенда не встречается ни в одном джайнском тексте и считается сфабрикованной шиваитами, чтобы доказать их господство.

Отношения [ править ]

Правитель Пармары Субхатаварман напал на Гуджарат и разграбил большое количество джайнских храмов в Дабхой и Камбее в 11 веке. Veerashaivas и лингаято , два ответвлений шиваитского индуизма показали враждебность по отношению к джайнам. Надписи из района Шрисайлам в Андхра-Прадеш свидетельствуют о гордости вождей вирашаива, обезглавливающих джайнов-шветамбаров.

Храм Дхармастхала демонстрирует общую гармонию между джайнами и индуистами, поскольку священниками храма являются брахманы Шивалли, которые являются вайшнавами, а администрация находится в ведении семьи джайнов Бунта .

Основные идеи джайнизма

Философия джайнизма базируется на следующих основах (ключевых положениях):

Вселенная состоит из живого («Джива») и неживого («Аджива»). При этом как Вселенная, так и Дхарма (следование нормам и правилам, необходимых для того, чтобы не нарушать космический порядок) бесконечны. Правда, все процессы в них происходят в циклическом порядке, повторяясь через какие-то временные промежутки.
Абсолютно все живое обладает душой.
Каждая душа священна, поэтому безгранично ценна. Ко всему живому следует относиться трепетно, ни в коем случае не вредить никому.
Душа мирянина принимает разные формы жизни в разное время (из-за того, что во Вселенной все происходит циклично) – человек, «недочеловек» (животные, растения и др.), сверхчеловек и существа ада.
Душа сама отвечает за свою жизнь как в настоящем, так и будущем. И когда она освобождается от сансары, становится свободной. При этом душа приобретает чистое сознание, восприятие, счастье.
Основная цель джайнизма – освободить душу от негатива, возникающего в результате неправильных мыслей, речей и действий. Этого можно достичь, руководствуясь принципами «Трех драгоценностей джайнизма».
Так называемые «Три драгоценности джайнизма» – это Совершенное знание, Совершенное воззрение, Совершенное поведение. Они помогают открыть путь к идеалу. Последователи считают, что нет высшего создателя. Все процессы, происходящие во Вселенной, гармоничным образом регулируются сами, без божественной руки творца или разрушителя. Благодаря этому, каждое живое существо, каждая душа способна достичь состояния божественности (свободы), следуя этическим нормам джайнизма и придерживаясь строгих принципов аскетизма.
Основой «Трех драгоценностей джайнизма» последователи учения называют сознание души, а не сознание тела. Отрешаясь от всего земного, человек постепенно становится абсолютно непредвзятым. У него нет желания причинять кому-то вред, усиливается уважение к взглядам других

Важно контролировать свои чувства, так как земные желания и эмоции провоцируют зависимость от материального мира. Это препятствует достижению мокши.
Аскетизм – условие существования джайнов

Строгое самоограничение, отсутствие потакания земным желаниям, избавление от страстей имеют важное значение на пути к достижению свободы души. Существует также понятие саллекхана. В джайнизме оно обозначает самоубийство с помощью жесткого поста (планомерного отказа от принятия пищи) с целью сохранения уровня духовности. Подобное чаще всего практикуют аскеты, чувствующие приближение старости или имеющие тяжелое физическое заболевание.
Божествами джайнизма являются Джины («победители»), Ариханты и Тиртханкары. Существуют также якши и якшини, обладающие сверхъестественными силами и способностью трансформироваться. В этой религии верят, что якши (божества мужского рода) обязательно окружают тиртханкаров с правой стороны, а якшини (божества женского рода) – с левой стороны. Несмотря на то, что якши и якшини имеют высшие силы, они точно так же, как и множество душ, вынуждены переживать новые жизни и смерти.
Мантра Навокар – основная молитва джайнизма. Во время ее произнесения человек выражает свое глубокое уважение к душам, которые достигли более высокого уровня свободы и духовности. Мантра также является важным напоминанием о нирване и мокше как конечной цели. Она делает счастливее.

Храм Кхаджурахо

Веды – священная книга индуизма

 

Веды, несомненно, можно назвать одной из старейших священных книг религий мира, так как первая ее часть была записана еще в XVI века до н.э. Священные тексты индуизма в оригинале были записаны на санскрите, и большая часть знаний, представленных в этой книге – самхиты (сборники мантр для религиозных обрядов и молитв) и комментарии и пояснения к ним. Согласно верованию индуистов, Веды не были составлены людьми, а ниспосланы человечеству богами через святых мудрецов. Священная книга Веды состоит из четырех вед:
 
1. Риг-веда – веда гимнов; в ней размещены мантры, которые произносят в молитвах главные священнослужители. По мнению исследователей, Риг-веда и по лингвистике, и по содержанию имеет много общего со священной книги древних иранцев – Авестой
 
2. Яджур-веда – веда жертвенных формул; в этой части священной книги индуизма размещены мантры, которые необходимо произносить во время ритуалов жертвоприношений, а также манрты для чтения при проведении практически всех ведийских обрядов
 
3. Сама-веда – веда мелодий; в Самаведе записаны мантры, которые священнослужители поют во время богослужения, причем каждую мантру нужно петь в строго определенном ритме
 

Буддизм и индуизм

С первых моментов возникновения учения Будды, существовали особенности взаимоотношений, обусловленные противоречиями между новыми взглядами на устройство мира и прежними религиозными устоями, сформированными веками и тысячелетиями.

Несмотря на то, что индуизм не представляет собой единую религию, а состоит из множества течений, именно он является исторически обоснованной, традиционной и сложившейся религией большинства коренных жителей.

Фестиваль весны (Холи) в Индии

В то же время, можно смело утверждать, что культурное наследие древней Индии оказало огромное влияние на формирование мировоззрения во всем мире. Не имея исторической поддержки на родине, буддизм распространился по всему миру и продолжает привлекать новых сторонников философского учения.

Системы Древней Индии

В древнеиндийские времена философские школы делились на 2 группы. Джайнизм и буддизм относились к неортодоксальным системам, не признававшим Веды единственным авторитетным источником познаний. Ведическими же ортодоксальными школами считались такие как йога, санкхъя, вайшешика, ньяя, веданта, миманса. Некоторые из них были дружественными.

Неортодоксальные школы

Появление неортодоксальных философских систем связано с поклонением материализму. Основанием для развития учений стало человеческое тело и чувства без участия эфемерной души. Целью школ являлось достижение нирваны — гармоничного состояния и взаимодействия человека со Вселенной, потери всевозможных земных желаний, ощущений, растворения в космическом пространстве.

Джайнизм учил тому, что все живое, которое населяет планету, состоит из одинаковых атомных частиц, что приравнивает существ перед Вселенной. Причинение любого вреда живому созданию равноценно было смертному греху. Достичь просветления при изучении джайнизма могли только избранные. Для этого простую еду приверженцам такой философии необходимо было заменять энергией солнца.

Им нельзя было отвечать насильственными действиями на зло, так как причинение время всему живому запрещалось учениями. Учение можно сравнить с отшельничеством.

Буддизм — философское учение, согласно которому каждый человек должен жить ради отречения от всех земных блаженств, ведущих к неизбежным страданиям. Приверженцы буддистских школ должны придерживаться единого правила личностного поведения — невозможность причинить вред окружающим.

Ортодоксальные учения

Первой ортодоксальной школой стала ньяя. Согласно ее учениям, познать мир человек может, воспользовавшись собственными органами чувств. Основой формирования системы стали метафизические проблемы, исследующиеся логически. Основной человеческой целью в этой жизни считалось освобождение.

Далее начали появляться другие ортодоксальные школы:

  1. Вайшешика — учение, проповедовавшее вечность жизненного круговорота, состоящего из взаимосвязанных преображений и изменений телесных оболочек. Это понятие получило название «колесо Сансары» с вечными перевоплощениями. Простыми словами — душа человека способна перерождаться в новом теле, находясь в постоянном поиске гармоничности и идеала.
  2. Йога — философия, основанная на практике, направляющейся на изучение окружающего мира и собственного места в нем. Из положений системы становится понятно, что личность, достигшая гармонии, способна руководить своим телом духовно. Цель изучения йоги заключается в полноценном подчинении тела разуму.
  3. Веданта — влиятельнейшая древнеиндийская школа философии, учения которой основывались на толковании Упанишад. Основывалась система на единстве и бесконечности всего Брахмана (безличное начало). Для получения свободы необходимо было воспользоваться Атманом человека (высшим «я», абсолютом).
  4. Миманса — система, занимавшаяся объяснением ведических ритуалов. Основой учений являлась идеология долга, представлявшая собой жертвоприношение.
  5. Санкхъя — философия дуализма, которая была основана Капилой. Согласно этому учению, мир состоит из двух начал — материи и духовности. Согласно системе, пракрити всегда считалась главенствующей составляющей. Цель философских суждений заключалась в отвлечении духа от материи, основанного на человеческом опыте и размышлении.

Подробно философия Древней Индии рассматривается в книгах, написанных специально для европейцев на понятном языке. Оттуда можно почерпнуть немало идей для написания реферата. К таким трудам стоит отнести книгу профессора Калькуттского Университета, написанную в 2003 году «От санкхъи до веданты».

Философия классической йоги

Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами.

Йога – философия Древней Индии, основы которой изложены в главном труде этой школы, называемым «Йога-сутра», и комментариях к нему. Его автором является Патанаджали, о котором известно очень мало. Рекомендуем ознакомиться со статьёй про хатха йогу.

Ранее считалось, что великий учитель, философ и йог жил в Индии во II веке до н.э. Но теперь укрепилось мнение, что это было позже на несколько столетий – во II веке н.э. Патанаджали выступает лишь автором труда, а не всего философского учения, так как упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.

Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги.

Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про айенгара-йогу.

Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием.

Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.

В учении классической йоги человек, как и весь мир, является неким микрокосмосом, соединяющем в себе Пракрити и Пурушу.

Материальное в человеке – это его физическое тело, мысли, эмоции, память и пр. Духовное, то есть Пуруша, представляет его сознание, так называемое «Я» – неизменное и вечное.

Пуруша сознательно направляет Пракрити. Это можно сравнить с заблудившимися в лесу людьми, где Пуруша без ног, а Пракрити слепой. И только объединившись, они смогут пробраться через лес и освободиться.

От привязанности к объективному миру, порождающей желания и ожидания, человек испытывает страдания. Пока мы привязаны к формам Пракрити, мы оставляем в нашем буддхи (инструменте восприятия внешнего мира) отпечатки (васаны), поэтому будет существовать наша Карма – зависимость причинно-следственного характера.

После смерти физического тела васаны остаются, а душа переходит в другую сущность. Это называется реинкарнацией, а череда перерождений – колесом сансары.

Освободиться от страданий возможно, утверждает йога. Именно практика йоги, очистительные техники, комплекс упражнений для тела и духа, философские размышления помогут осознать Пурушу, бросить стремления к чему-то материальному, освободиться от привязанностей. После этого осознания душа выходит из колеса сансары. Достигаемое бытие можно сравнить только с Ишварой – нет страданий, но есть осознание.

Примечания

  1. , п. 15.
  2. , п. 12.
  3. Варни, Джинендра; Эд. Профессор Сагармал Джайн, специалист по переводу правосудия Т.К. Тукол и доктор Нарендра Бхандари. Самах Суттах. Нью-Дели: Мемориал Бхагавана Махавира Самити. «Историки до сих пор полностью признали истину о том, что Тиртханкара Махавира не был основателем религии. Ему предшествовало множество тиртханкар. Он просто повторил и обновил эту религию. Верно, что история не смогла проследить происхождение джайнской религии; но имеющиеся сейчас исторические свидетельства и результат беспристрастных исследований в литературе показали, что джайнизм, несомненно, является древней религией ». Стр. xii – xiii введения судьи Т.К. Туткола и доктора К.К. Диксит.
  4. , п. 24.
  5. , п. 17.
  6. Ларсон, Джеральд Джеймс (1995) Агония Индии из-за религии SUNY Press ISBN  0-7914-2412-X. «Есть некоторые свидетельства того, что джайнские традиции могут быть даже старше, чем буддийские традиции, возможно, восходящие к временам цивилизации долины Инда, и что Вардхамана, вместо того, чтобы быть« основателем »как таковой, был, скорее, просто главным представителем гораздо более древняя традиция. Стр. 27 ”
  7. Джоэл Дидерик Беверслуис (2000) В: Справочник мировых религий: межконфессиональный справочник по религии и духовности, Библиотека Нового Света: Новато, Калифорния ISBN  1-57731-121-3 Возникнув на Индийском субконтиненте, джайнизм является одной из старейших религий на своей родине и, по сути, в мире, имеющий доисторическое происхождение до 3000 г. до н.э. и распространение индоарийской культуры …. 81 год
  8. Джайнизм миссис N.R. Гусева стр.44
  9. Лонг, Джеффри Д. (2009). Джайнизм: введение. Нью-Йорк: И. Тавриды. С. 45–56. ISBN  978-1-84511-626-2.
  10. пункт 25, Комитет по менеджменту неполной средней школы Канья Бал Видья Мандир, Эта, Уттар-Прадеш против Сачива, U.P. Basic Shiksha Parishad, Аллахабад, У.П. and Ors., Per Dalveer Bhandari J., гражданская апелляция № 9595 от 2003 г., решение: 21 августа 2006 г., Верховный суд Индии
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий