8.»Спасительный рассвет» (2006)
Драма, основанная на реальных событиях. Главный герой Дитер Денглер всегда мечтал служить в американской морской авиации. Его месте суждено было сбыться: его посылают служить в полыхающий войной Вьетнам. Самолет Денглера оказывается сбит, и он попадает в плен, где вместе с другими заключенными вынужден переживать издевательства и пытки. Однажды пленникам удается сбежать и в течение многих дней они скитались по джунглям в надежде не спасение. Особенность этого проекта заключается в том, что он был основан на реальных событиях, о которых было рассказано в документальном фильме. В главной роли Кристиан Бейл.
Шпион в Ханое Хилтон (2015)
Ханой Хилтон был именем, данным тюрьме Хоа Ло в Ханое американскими военнопленными, которые подвергались пыткам и были убиты внутри. Это также место, где был сенатор Джон Маккейн.
В 1973 году 591 из этих военнопленных вернулись из войны во Вьетнаме. Ханой Хилтон исследует не только мучительные рассказы о выживании, которые они вернули с собой, но и тайну – подвиг невероятных кораблей-шпионов, которые оставались классифицированными десятилетиями. Он следует за рассказом Джеймса Стокдейла (кандидата в президенты от 1992 года) и его соратников-заключенных и их секретных сообщений с американской разведкой, которые предупреждают ЦРУ об ужасах, происходящих в стенах тюрьмы, что побудило сверхсекретную спасательную миссию.
Cu Chi (1990)
Туннели Cu Chi представляют собой сложную систему подземных туннелей, построенных во времена французской колониальной эпохи, а затем расширенные во время американского присутствия, присоединяющиеся к деревне в деревню, часто проходящие под американскими базами. Они сыграли огромную роль во Вьетнаме, выиграв войну. Было сказано, что если система Си Чи упадет, Вьетнам тоже упадет.
Си Чи – это история о том, что жизнь была похожа на подполье, поскольку солдаты и мирные жители, приготовленные, ели, спали, ходили в школу, развлекались (танцы, спектакли) и, по сути, жили своей жизнью под землей. Истории рассказывают те, кто пережил этот опыт – хирург, художник, актриса, инженер и несколько оставшихся в живых из партизанской группы, которые каждую ночь покидали туннели, чтобы сражаться с противником с гораздо большей силой.
Блокпост (1998)
Вы будете приятно удивлены, смотря фильм «Блокпост», потому что в нем не показаны жестокость и мрачность. Кинокартина выполнена в жанре трагикомедии. Картина очень хорошая, она о дружбе, о мире без войн, о пороках. Посмотрев фильм, начинаешь понимать – все плохое, что мы несем в мир – нам же и возвращается.
1996 год, Северный Кавказ. Солдатские будни российской армии. В ходе «зачистки» взорвалась мина, и погиб один парень-калека. Взвод, проводивший «зачистку» был направлен начальством в блокпост в окрестности одного тихого поселка, где солдаты могут спрятаться от мести со стороны жителей горного аула. Солдаты спят, устраивают трапезу, курят травку, по очереди спариваются с одной девчонкой… А зрители наблюдают за их буднями.
Фильмы о вьетнамской войне других стран
В СССР был снят один фильм о войне во Вьетнаме — «Координаты смерти», 1985 г, к/c им. М. Горького. Режиссеры С. Гаспаров и Nguyễn Xuân Chân. Американская актриса и певица приезжает в Северный Вьетнам, чтобы по возвращении в США рассказать соотечественникам правду о войне во Вьетнаме (вероятно прототип — это Джейн Фонда). В г. Хайфоне ее вьетнамская подруга знакомит со своим мужем сапером Фонгом, который только что возвратился на родину из Советского Союза на торговом судне «Челябинск». Друзьям удается предотвратить взрыв в Хайфонском порту, который готовили американские спецслужбы (американцы действительно минировали фарватеры торговых портов Северного Вьетнама).
«Người lính» (Солдат), 2012 г., режиссер А.Черняев. Российско-вьетнамский фильм, снятый по мотивам повести В. Леденева «Вьетнамский коктейль», повествует о деятельности советского спецподразделения на территории Вьетнама в 1969 г. Между главным героем, Павлом Молчановым и помогающей ему вьетнамской девушкой Лиен Май завязываются любовные отношения…
Фильм планируется к выходу на экраны в 2013 г.
«Người tình không chân dung», 1971 г. Южновьетнамский фильм.
«Mộng Thường» (Частые мечты), 1974 г. Психологическая драма. Снят в Сайгоне еще при южновьетнамском режиме. Повествует о любви между военнослужащим АРВН (армия республики Южный Вьетнам — противника Вьетнамской Народной Армии) и стюардессой.
«Trên đỉnh mùa đông» (В начале зимы), Сайгон, 1972 г.
Австралийский фильм «The Odd Angry Shot». Боевые будни, потери, несчастья во Вьетнаме и дома, в Австралии, молодого солдата Билла.
В 2008 г. австралийский продюсер Брюс Бересфорд планировал начать съемки фильма «Long An» (Лонг Ан). Сюжет основан на битве под деревней Лонг Ан, в которой, судя по всему, принимали участие австралийские части.
Южнокорейский фильм «Белый знак» (White Badge).
«До свидания Сайгон». Производство Японии и Вьетнама. Фильм закончен в 2013, но большая его часть была снята в Южном Вьетнаме в начале 1975 г., то есть, в заключительный период войны. Режиссер: Норио Осада.
1970-е. После поражения
Первым важным фильмом 1970-х о Вьетнамской войне принято считать «Охотника на оленей» Майкла Чимино, незаурядного режиссера с изломанной карьерой, подрыву которой способствовал как раз-таки успех его самой главной работы. Проект, снятый за довольно скромные $15 млн., собрал неплохую кассу в $49 млн.
Однако главным были не деньги, а ошеломляющий урожай «Оскаров»: десять номинаций, шесть статуэток (включая награды за лучший фильм, режиссуру и сценарий), охапка менее известных (но не менее престижных) премий. Тяжеловесный трехчасовой фильм внезапно стал сенсацией, навсегда войдя в золотой фонд киноклассики. Сюжет «Охотника на оленей» был, на первый взгляд, простым: троица давних друзей из маленького городка в Пенсильвании отправляется служить во Вьетнам, а затем возвращается домой, но уже совсем другими людьми.
При этом в ретроспективе хорошо видно, что успех этого проекта связан не столько с продуманной драматургией, сколько с отличными актерскими работами (в главных ролях Роберт Де Ниро, Кристофер Уокен и Джон Казале) и удачным моментом выхода — «Охотник на оленей» был фильмом, в котором подробно исследовалась проблема посттравматического стресса в связи с вьетнамским опытом. Хотя фильм Чимино на самом деле имеет более широкое значение: это в большей степени рассказ о том, что война делает с человеком, а не рассказ о том, что Вьетнам сделал с американцами. Тем не менее, именно «Охотника на оленей» можно считать одной из первых серьезных попыток осмыслить опыт вьетнамского поражения в кинематографе.
При этом в том же 1978-м вышла драма Сиднея Дж. Фьюри «Парни из роты С», рассказывающая о тренировочных и военных буднях группы новобранцев, в 1967-м готовящихся попасть на вьетнамский фронт. Но ее достоинства были заслонены триумфом «Охотника на оленей», что не вполне заслуженно: в отличие от фильма Чимино, фильм Фьюри посвящен в первую очередь опыту именно Вьетнамской войны и сосредоточен на психологическом надломе вчерашних оболтусов, погруженных в военный ад.
Еще один важный фильм 1978-го — «Расскажи спартанцам», экшн-драма Теда Поста («Под планетой обезьян») с Бертом Ланкастером в главной роли. Это история о том, как в самом начале войны горстка американских солдат и южновьетнамцев сражается с превосходящими силами противника. В живых, разумеется, остаются немногие. Как и Парни из роты С», фильм Поста оказался в тени «Охотника на оленей», несмотря на хорошие отзывы критиков, и был переоценен лишь годы спустя, став культовой классикой антивоенного кино.
Наконец, последний из важных фильмов 1970-х о Вьетнаме — это «Апокалипсис сегодня», грандиозный проект Фрэнсиса Форда Копполы. Отталкиваясь от знаменитого романа Джозефа Конрада «Сердце тьмы», Коппола сохранил верность его духу, переработав многие сюжетные детали и подробности за счет переноса действия из Конго 1890-х во Вьетнам 1960-х. Как и Чимино, Коппола тем самым исследовал в своем фильме значительно более широкий спектр тем, чем последствия поражения во Вьетнаме. Но, в отличие от «Охотника на оленей», «Апокалипсис сегодня» был намного более плотно вписан в контекст Вьетнамской войны. Он затрагивал проблемы, не только напрямую связанные с американским военным вмешательством, но и с колониализмом европейцев в Юго-Восточной Азии вообще.
Масштабный успех «Апокалипсиса сегодня» у критиков и зрителей окончательно подтвердил, что в американском обществе есть устойчивый запрос на осмысление опыта Вьетнама, и такие фильмы не замедлили появиться. Но если в 1970-х фильмы о Вьетнамской войне были преимущественно драмами разного калибра, то теперь жанровый спектр стремительно расширился, и зрителей ждал бурный поток разнообразных фильмов, исследующих и эксплуатирующих вьетнамскую тему: от триллеров и боевиков до трэш-хорроров. Наступали 1980-е — золотой век фильмов про Вьетнам.
Фильмы производства Социалистической Республики Вьетнам
«Bài ca ra trận» (Боевая песня).
«Bao giờ cho đến tháng Mười» (Никогда до октября). Психологическая драма режиссера Данг Нят Минь. По оценке CNN от 2008 г., фильм входит в 18 лучших азиатских картин всех времен.
«Chung một dòng sông» (Та же река). 1959 г. Режиссеры Нгуен Хонг Нги (Nguyễn Hồng Nghi) и Фам Хьеу Зан (Phạm Hiếu Dân).
«Cánh đồng hoang» (Открытые поля), 1979 г. Драма на фоне партизанской борьбы.
«Hà Nội 12 ngày đêm» (Ханой: 12 дней и 12 ночей). Действия происходят с 18 по 30.12.1972 г., когда в эти 12 дней происходили самые интенсивные бомбардировки Северного Вьетнама.
«Đường về quê mẹ» (Путь на родину).
«Khoảnh khắc yên lặng của chiến tranh» (Тихие моменты войны).
«Em bé Hà Nội» (Дети Ханоя). Фильм изображает жизнь в Ханое в 1972 году, когда американские войска проводили бомбардировки Северного Вьетнама.
«Không nơi ẩn nấp» (Негде спрятать), 1971 г.
«Lưỡi dao» (Лезвия), 1995 г. Драма.
«Mùi cỏ cháy» (Запах горящей травы). Один из самых известных вьетнамских фильмов о войне с США.
«Mối tình đầu» (Первая любовь), 1997 г. Романтическая драма периода войны.
«Ngọn lửa Krông Jung» (Пламя в Кронге), 1980 г. Художественный фильм, рассказывающий об эпизоде борьбы партизан с оккупантами на Центральном нагорье.
«Nổi gió» (Плавающий ветер), 1966 г., Ханой. Первый художественный фильм, снятый в ДРВ по мотивам Вьетнамской войны.
Ván bài lật ngửa. О вьетнамском разведчике Фам Нок Тхао (Pham Ngoc Thao).
«Tự thú trước bình minh» (Исповедь перед рассветом), 1979 г. Сюжет посвящен событиям в последние дни существования сайгонского режима в 1975 г.
«Vĩ tuyến 17 ngày và đêm» (Днем и ночью на 17-й параллели), 1972 г.
Периодизация военных действий
В 1963 г. Дж. Кеннеди стал выступать за свержение Нго Динь Зьема, который не мог справиться с ситуацией в стране и дать достойный отпор коммунистам. Переворот организовала группа генералов, возглавивших потом правительство Южного Вьетнама, но удержать страну от распада они не смогли. В последующие годы северовьетнамское правительство усилило свое присутствие в соседнем государстве. Главный акцент делался на усиление воинского присутствия в южных регионах. В 1964 г. количество войск Северного Вьетнама на Юге достигло 24 тыс., американцев здесь было меньше, но ненамного (23 тыс. человек).
Поводом к масштабной воинской компании США против Вьетконга стала серия столкновений в Тонкинском заливе. В 1964 г. Конгресс разрешил американскому правительству вмешаться во внутренние дела Вьетнама. В ходе конфликта выделяют несколько периодов:
- Начальный – в Северном Вьетнаме появились военные центры зенитно-ракетных войск, развернутых Советским Союзом. Здесь готовили ракетчиков, которые защищали страну с воздуха. Стрельба велась из засады – наносился удар по цели из джунглей, а потом происходил отход на другую, подготовленную позицию. Борьбу на этом этапе выиграла армия Севера.
- Этап бомбардировок, который состоял из трех взаимосвязанных периодов. Налеты на Северный Вьетнам продолжались около трех лет, бомбардировки должны были заставить государство прекратить поддержку повстанцев на юге. От авианалетов пострадали Камбоджа и Лаос, через территорию которых шла помощь партизанам Вьетконга. Постоянное сбрасывание бомб своих целей не достигло, поскольку северовьетнамские войска быстро адаптировались к сложившейся ситуации. Это позволило им перейти к подземному способу жизни.
- Химический – для борьбы против повстанцев американская администрация применяла гербициды. Вещества распыляли на территории Вьетнама и приграничных землях, что вызвало гибель джунглей, посевов, упадок сельского хозяйства. В результате чего в стране стало не хватать еды, продовольствия.
- Наземный. Ни авианалеты, ни применение гербицидов не принесли желаемых результатов. Гибли мирные жители и солдаты, а окончание войны не приближалось. В связи с этим армия США во Вьетнаме стала применять тактику постепенного уничтожения войск противника. Масштабные акции не проводились, только точечные. Они предусматривали защиту американских военных баз, одиночное уничтожение солдат противника, контроль приграничных районов. Операции американцев носили локальных характер, который проводили аэромобильные группы на вертолетах. И снова стратегия командования войск США во Вьетнаме не оправдала себя – погибло огромное количество мирных жителей, военных, начался массовый побег гражданских лиц с мест постоянного проживания.
Вьетнамская война не отличалась большим количеством крупных сражений, которые присутствовали в других конфликтах, имевших место в разных регионах мира после Второй мировой войны. Сторонники Вьетконга после ряда поражений перешли к партизанской войне. Они прекрасно ориентировались в джунглях, могли выдержать длительные переходы, в том числе и в сезон дождей. В этом состояло их тактическое преимущество над американскими солдатами, численность которых к концу 1968 г. уже составляла полмиллиона военнослужащих. Вьетконговцы создали в джунглях и под землей разветвленную сеть туннелей, складов с оружиями и припасами, проложили пути отступления. После того, как партизаны давали ближний бой американцам, они скрывались в туннелях и лесах. Это вызывало распыление сил американской армии, которая теряла контроль в войне. Солдаты армии США не знали языка, культуры, не понимали, как выглядит вьетнамский партизан или крестьянин. Против Соединенных Штатов работала и пропаганда коммунистического режима. Ему удалось создать среди населения Вьетнама образ Соединенных Штатов как агрессора, неприятеля, с которым надо бороться различными методами. Гражданское население помогало вьетконговцам, предоставляя сведения, продукты питания, помогая в организации доставок оружия и вооружения. Партизаны были лучше обучены, подготовлены, и им удавалось наносить ощутимые удары по армии США.
Таким образом, партизанам и правительственным войскам Вьетконга с первых месяцев войны навязали Соединенным Штатам свою тактику ведения войны. Именно северовьетнамцы определяли, сколько будет длиться сражение, какие участки американцы могут контролировать.
Наиболее известные вьетнамские фильмы последних лет
«Сага о потерянном королевстве».
«Когда мужчина беременный».
«Беременность напрокат».
«Поцелуй смерти».
«Премьер-министр».
«Белые шелковые одежды» (Ao Lua Ha Dong). В 2008 г. подавался на предварительный отбор на «Оскар». Действие фильма начинается еще в 1954 году. Девушка и молодой человек, влюбленные друг в друга, вместе бегут от невзгод на юг, затем война их разделяет.
Фильм назван так потому, что молодой человек подарил девушке белое платье «аозай». Она же позже вынуждена пожертвовать этим платьем, чтобы защитить свою семью.
«История Пао» (по-вьетнамски Chuyen Cua Pao), понравившийся западному зрителю. Молодая девушка из народности хмонгов отправляется искать свою мать, которая однажды внезапно исчезла. Горные необычные пейзажи северного Вьетнама в мистическом тумане и красивые национальные костюмы. Актриса До Тхи Хай Йен (Do Thi Hai Yen) до этого снималась в фильмах «Тихий американец» и других. В России фильм демонстрировался на кинофестивале «Меридианы Тихого» во Владивостоке.
«Мятежник». Солдат-вьетнамец во французской колониальной армии охраняет французского чиновника. Он знакомится с красивой девушкой-революционеркой, которая имеет задание убить этого чиновника.
Возвращение осеннего солнца, режиссер Буй Чунг Хай. Молодой человек пытается преодолеть проблемы в современном вьетнамском обществе и, в результате, находит настоящую любовь.
Вкусы западного и вьетнамского зрителя в отношении вьетнамских фильмов различаются. Например, «Жизнь в страхе» или «История Пао» имели успех на международных кинофестивалях, но не нашли поклонников во Вьетнаме. Деревенские мелодрамы и фильмы на тему войны во Вьетнаме находят отклик в сердцах зарубежного зрителя, но не вьетнамского.
Такая же участь постигла другие вьетнамские фильмы, получившие международные награды: «Черный лес», «Луна на дне колодца», «Освобождение». Во Вьетнаме есть разные точки зрения на это, в том числе такая, что сейчас нетрудно послать фильм на какой-нибудь международный фестиваль, один из сотен, и получить какой-нибудь приз.
В Голливуде фильмов о вьетнамский войне снято, пожалуй, больше, чем в самом Вьетнаме.
К тысячелетию Ханоя, который отмечался в 2010 г., был снят исторический фильм о короле Ли Тхай То, который основал столицу в 1010 г. Бюджет фильма составил $6.25 млн. Значительная часть денег ушла на постройку старинных вьетнамских кораблей и изготовление других декораций.
К съемкам фильмов стало привлекаться много артистов и специалистов из-за рубежа, в том числе, этнических вьетнамцев, которым интересно поработать некоторое время на своей исторической родине.
Наиболее известные режиссеры и актеры вьетнамского кино: Данг Нят Мин, Нгуена Тхань Ван, Дао Ба Шон, Чан Ан Хунг (Tran An Hung), Фам Ван Кхоа (Pham Van Khoa), Лыу Хуинь, Буй Кыонг.
Хо Ши Мина в настоящее время играет артист Тиен Хой. В частности, в таких фильмах: «Белая ночь», «До скорой встречи, Сайгон», «Ханой — осенью 1946 года».
Современные вьетнамские критики кино считают, что «золотой век» вьетнамского кино окончился к началу 2000-х годов. Заметным исключением был только фильм под названием «Танцы девушки» режиссера Ле Хоан, выпущенный в 2003 году.
Доброе утро, Вьетнам
Фильм легендарного Бэрри Левинсона о том, что на войне можно воевать и без оружия. Главный герой фильма — Эдриан Кронауэр — оказывается в Сайгоне, но не как рядовой военный, а как диск-жокей местной армейской радиостанции. Именно тогда монотонный голос из радиоприемника сменяется ритмичным рок-н-роллом, а вместо сухих сводок солдаты начинают слушать искрометные шутки Эдриана. Кронауэр, помимо своей работы, развлекается во Вьетнаме так, как только может: ходит по барам, пьет пиво и смущает своими заигрываниям местных девушек. Но только до того момента, пока на его глазах не взрывается ресторан, из которого он только что вышел.
The My Lai Tapes (2008)
16 марта 1968 года одна из самых смертельных резней в истории произошла на вьетнамской земле в Моем Лае. Было убито 504 невинных жителей, убитых американскими солдатами – детей и женщин изнасиловали, крупный рогатый скот был убит, сожжены дома и уничтожены сельскохозяйственные культуры. Только немногие, достаточно смелые, чтобы отстаивать приказы и идти против собственного народа, по сути останавливая резню, были Хью Томпсон и его команда Гленн Андреотта и Лоуренс Колберн.
В этой серии из двух частей Роберт Ходиерн, американский военный журналист, собирает вместе через архивные записи и интервью с жертвами и исполнителями ужаса и варварства, которые прокатились по деревне. «Мои Лайские ленты» – это записи не только о зверствах, которые были совершены, но и о героизме, который произошел в тот день. Они по сути являются документами о том, как война может выявить не только худшее в людях, но и абсолютное лучшее.
США вступают в бой
В ноябре 1963-го на противника эскалации конфликта во Вьетнаме президента Кеннеди совершили покушение. Пост главы государства занял Линдон Джонсон. В эпоху 36-го президента США произошел инцидент в Тонкинском заливе.
В августе 1964-го у берегов Северного Вьетнама произошел бой между американским эсминцем и тремя вьетнамскими торпедными катерами. Тогда руководство ВМС США утверждало, что первыми огонь открыли военные ДРВ. Но в 1995-м АНБ обнародовало документы, в которых говорится о столкновении в Тонкинском заливе. Согласно материалам, первыми стрельбу начали американцы.
Произошедшее запустило цепь событий, которые послужили поводом для вторжения США во Вьетнам. Используя легенду о нападении катеров, американцы провели операцию, в ходе которой авиация нанесла удары по военным объектам Северного Вьетнама. Одновременно конгрессмены приняли резолюцию, которая давала право Джонсону использовать армию на вьетнамской территории.
Но политик не спешил действовать. До выборов Джонсон считался исполняющим обязанности президента США. Предвыборную кампанию проводил как сторонник мирного урегулирования конфликта во Вьетнаме, что позволило ему победить ратовавшего за войну Барри Голдуотера.
Но обстановка в азиатской стране накалялась. В Южном Вьетнаме политические группировки сменяли друг друга и были поглощены борьбой за власть. Сторонники Северного Вьетнама одерживали новые победы, с каждым днем уверенность солдат Хо Ши Мина росла. Партизаны осмелели и начали нападать на американские базы.
От мирного курса Джонсон отказался после атаки на военные объекты в городе Плейку. Политик решил провести вторую воздушную операцию в Северном Вьетнаме. Джонсон считал коммунистов ответственными за увеличение активности вьетконговцев.
Эпилог. «Джентльмены, добро пожаловать обратно во Вьетнам!»
Войны в Афганистане и Ираке, как и вьетнамская кампания в свое время, стали материалом для огромного количества фильмов. Правда, восприятие этих конфликтов было различным: в центре внимания прессы, политиков и общественного мнения оказалась иракская война, в то время как афганская оказалась по большей части на втором плане. Но, как бы то ни было, США вновь столкнулись с опытом военной травмы, что задало новый контекст для военных фильмов, в том числе тех, что повествовали о Вьетнаме.
В числе наиболее важных картин этого периода на вьетнамскую тему стоит назвать «Мы были солдатами», снятый незадолго до вторжения США в Ирак. Фильм Рэндалла Уоллеса важен тем, что его можно рассматривать в качестве кульминации тенденции к переоценке Вьетнамской войны, наметившейся еще в конце 1980-х. Хотя в центре сюжета находятся американцы, армия Северного Вьетнама здесь изображена с явным уважением, а сам конфликт показан как трагедия, пусть даже в ней найдется немало примеров доблести и героизма.
И последняя картина о Вьетнамской войне, заслуживающая особого внимания — это «Пятеро одной крови» Спайка Ли, вышедшая в 2020-м. Ее нередко сравнивают с «Апокалипсисом сегодня», хотя общего у Ли и Копполы не так уж много. Фильм любопытен тем, что представляет собой попытку рассказать историю об афроамериканском военном опыте во Вьетнаме — опыте, который в нескольких важных аспектах отличался от опыта белых.
В годы Вьетнамской войны в США только-только закончилась официальная сегрегация, а полный пакет гражданских прав темнокожее население получило как раз в середине 1960-х, именно тогда, когда начался военный конфликт. В силу хотя бы этих причин армейская служба для афроамериканцев была не только новым социальным лифтом, но и источником межрасовых трений, которые преодолевались лишь после длительной совместной службы.
Один из ранних (и любопытных) фильмов, посвященных этим проблемам — прискорбно малоизвестная экшн-драма «Излучина реки», главную роль в которой сыграл Стив Джеймс (франшиза «Американский ниндзя»). При этом в год выхода фильм прошел незамеченным, затерявшись на фоне боевиков про «вьетнамскую» тему, так что Спайк Ли стал не столько первопроходцем, сколько переоткрывателем
В своем фильме он фокусирует внимание на глубокой личной связи, которая формировалась среди солдат, объединенных не только цветом кожи, но и общей травмой, преодолеть которую они могут, лишь вернувшись — уже в новом качестве — в страну, где они едва не погибли
Эти фильмы показывают, что война во Вьетнаме для американцев окончательно стала не только частью истории, но и поп-культуры. Типаж «вьетнамского ветерана», мем про «вьетнамские флэшбеки», бесконечные цитаты из «Апокалипсиса сегодня» в фильмах и видеоиграх — все эти многочисленные детали теперь образуют неотъемлемую часть информационной оболочки Вьетнамской войны. Как и Вторая мировая она уже окончательно превратилась в миф. А это, в свою очередь, означает, что фильмы о ней будут появляться и дальше, ведь легенды редко исчезают бесследно.
Предпосылки
Во время Второй мировой войны японцы оккупировали Вьетнам, являвшийся составной частью колонии Франции, называвшейся Индокитай. После поражения Японии возник некий властный вакуум, которым и воспользовались коммунисты, чтобы объявить независимость Вьетнама в 1945 году. Ни одна нация не признала новый режим, а Франция вскоре ввела войска в страну, что стало причиной развязывания войны.
Начиная с 1952 года президент США Трумэн активно продвигал теорию домино, утверждающую что коммунизм идеологически неизбежно стремится к мировому господству, поэтому коммунистический режим вызовет цепную реакцию в соседних государствах, угрожая в конечном счете Соединенным Штатам. Метафора падающего домино связывала сложные процессы в отдаленных регионах с национальной безопасностью США. Все пять американских правительств, которые участвовали в войне во Вьетнаме, несмотря на некоторые нюансы, следовали теории домино и политике сдерживания.
Трумэн объявил Индокитай ключевым регионом. Если регион окажется под коммунистическим контролем, то вся Юго-Восточная Азия и Ближний Восток последуют за ним. Это поставит под угрозу безопасность интересов Западной Европы и США на Дальнем Востоке. Поэтому победа Вьетминя в Индокитае должна быть предотвращена в любом случае. Перспективы успеха и последующие расходы на участие в США не подвергались сомнению.
США поддержали французов и к 1953 году 80% материальных ресурсов, используемых марионеточным профранцузским режимом для ведения боевых действий, поставлялось американцами. Однако и северяне с начала 50-х годов начали получать помощь от КНР.
Несмотря на техническое превосходство, французы потерпели поражение в битве при Дьенбьенфу весной 1954 года, что стало заключительным этапом противостояния. По приблизительным подсчетам время этого конфликта, получившего название Индокитайской войны 1946-1954 годов, погибло около полумиллиона вьетнамцев.
Результатом мирных переговоров в Женеве летом того же года стало создание четырех независимых стран на территории бывшей французской колонии — Камбоджа, Лаос, Северный Вьетнам и Южный Вьетнам. Хо Ши Мин и коммунистическая партия управляли Северным Вьетнамом, в то время как Южный Вьетнам управлялся прозападным правительством во главе с императором Бао Даем. Ни одна из сторон не признавала легитимность другой – разделение расценивалось как временное.
В 1955 году лидером Южного Вьетнама стал Нго Динь Зьем, поддерживаемый американцами. По результатам проведенного референдума было объявлено, что жители страны отказались от монархии в пользу республики. Император Бао Дай был смещен, а Нго Динь Зьем стал президентом Республики Вьетнам.
Нго Динь Зьем стал первым лидером Вьетнама
Британская дипломатия предложила провести плебисцит на Севере и Юге, чтобы определить будущее единого Вьетнама. Однако Южный Вьетнам выступил против такого предложения, аргументируя свою позицию тем, что свободные выборы невозможны на коммунистическом Севере.
Существует мнение, что США якобы были готовы принять свободные выборы и воссоединившийся Вьетнам, пусть даже под управлением коммунистов, лишь бы его внешняя политика была враждебна Китаю.