Философия архаической и средневековой Индии

Отказ принца от праздности и неги ради поиска истины

Будда родился в семье царя и должен был унаследовать престол. Его отец мечтал о том, что Будда будет править страной и потому делал его быт совершенно беззаботным, чтобы у сына не появилось желание что-либо изменить.

Но волей случая Будде довелось увидеть четыре картины из повседневной жизни, тщательно скрывавшиеся от него отцом. Это были

  • старик;
  • пораженный недугом человек;
  • покойник;
  • аскетствующий монах.

Их вид заставил юного принца разочароваться в плотских утехах, после чего он покинул жену, отказался от роскошного образа жизни и переоделся в простое платье бродяги.

В дальнейшем аскет, которому предстояло стать Буддой, пытался найти путь избавления от страданий. Однако ни один мудрец, к которому он обращался, не смог дать ему высшей истины. В процессе поисков Сиддхартха вступил в группу живших в лесу отшельников.

Отдав должное их желанию усмирить сиюминутные страсти, он принял решение тоже пойти по этому пути и через шесть лет превзошел отшельников в своем добровольном отречении от мирских радостей.

После этих слов принц Сиддхартха пришел к выводу о том, что жизнь – это тоже река, поэтому для уверенной прокладки жизненного курса нужно уравновешивать свои стремления, достигая золотой середины, и никогда не впадать в крайности. Так аскетствующий монах встал на верный путь. Именно тогда принц стал Буддой, то есть просветленным.

Отличительные черты индийской культуры

Культура Индии формировалась в уникальных условиях. Не знавшая резких переходов от стужи к жаре страна располагалась на богатых территориях. Исследователи древней истории страны считают, что это место породило несколько великих цивилизаций. Впитав в себя всю глубину воззрений философии прошлого, это государство смогло дать свою трактовку новым течениям. Кратко изложенные положения различных течений дают представление об уникальности этой культуры. Она оказала влияние на формирование многих философских школ Азии.

Системы Древней Индии

В древнеиндийские времена философские школы делились на 2 группы. Джайнизм и буддизм относились к неортодоксальным системам, не признававшим Веды единственным авторитетным источником познаний. Ведическими же ортодоксальными школами считались такие как йога, санкхъя, вайшешика, ньяя, веданта, миманса. Некоторые из них были дружественными.

Неортодоксальные школы

Появление неортодоксальных философских систем связано с поклонением материализму. Основанием для развития учений стало человеческое тело и чувства без участия эфемерной души. Целью школ являлось достижение нирваны — гармоничного состояния и взаимодействия человека со Вселенной, потери всевозможных земных желаний, ощущений, растворения в космическом пространстве.

Джайнизм учил тому, что все живое, которое населяет планету, состоит из одинаковых атомных частиц, что приравнивает существ перед Вселенной. Причинение любого вреда живому созданию равноценно было смертному греху. Достичь просветления при изучении джайнизма могли только избранные. Для этого простую еду приверженцам такой философии необходимо было заменять энергией солнца.

Им нельзя было отвечать насильственными действиями на зло, так как причинение время всему живому запрещалось учениями. Учение можно сравнить с отшельничеством.

Буддизм — философское учение, согласно которому каждый человек должен жить ради отречения от всех земных блаженств, ведущих к неизбежным страданиям. Приверженцы буддистских школ должны придерживаться единого правила личностного поведения — невозможность причинить вред окружающим.

Ортодоксальные учения

Первой ортодоксальной школой стала ньяя. Согласно ее учениям, познать мир человек может, воспользовавшись собственными органами чувств. Основой формирования системы стали метафизические проблемы, исследующиеся логически. Основной человеческой целью в этой жизни считалось освобождение.

Далее начали появляться другие ортодоксальные школы:

  1. Вайшешика — учение, проповедовавшее вечность жизненного круговорота, состоящего из взаимосвязанных преображений и изменений телесных оболочек. Это понятие получило название «колесо Сансары» с вечными перевоплощениями. Простыми словами — душа человека способна перерождаться в новом теле, находясь в постоянном поиске гармоничности и идеала.
  2. Йога — философия, основанная на практике, направляющейся на изучение окружающего мира и собственного места в нем. Из положений системы становится понятно, что личность, достигшая гармонии, способна руководить своим телом духовно. Цель изучения йоги заключается в полноценном подчинении тела разуму.
  3. Веданта — влиятельнейшая древнеиндийская школа философии, учения которой основывались на толковании Упанишад. Основывалась система на единстве и бесконечности всего Брахмана (безличное начало). Для получения свободы необходимо было воспользоваться Атманом человека (высшим «я», абсолютом).
  4. Миманса — система, занимавшаяся объяснением ведических ритуалов. Основой учений являлась идеология долга, представлявшая собой жертвоприношение.
  5. Санкхъя — философия дуализма, которая была основана Капилой. Согласно этому учению, мир состоит из двух начал — материи и духовности. Согласно системе, пракрити всегда считалась главенствующей составляющей. Цель философских суждений заключалась в отвлечении духа от материи, основанного на человеческом опыте и размышлении.

Подробно философия Древней Индии рассматривается в книгах, написанных специально для европейцев на понятном языке. Оттуда можно почерпнуть немало идей для написания реферата. К таким трудам стоит отнести книгу профессора Калькуттского Университета, написанную в 2003 году «От санкхъи до веданты».

Неортодоксальные системы

Посреди многочисленных сторонников иных взглядов, выступающих против авторитетных Вед, можно выделить представителей основных неортодоксальных систем философии:

  • Джайнизм;
  • Чарвака (материалисты);
  • Буддизм.

Учение Джайнизм

Основоположником этого учения является общественный деятель Махавира Вардха-мана (VI в. до н. э.), получивший имя Джина или Победителя (подразумевается победа над круговоротом реинкарнаций). Основной характеристикой этого направления служит житие личности. По учению джайнизма, индивид дуалистичен и состоит из дживы (духовной составляющей) и адживы (материальной состовляющей). А связь осуществляется за счёт кармы.

Карма здесь является утончённой материей, а не законом расплаты. Личность возникает при воссоединении неживой материи с душой при помощи кармы, сопровождающей душу в постоянной цепи перевоплощений.

Движение джайнизма сохранилось в Индии и по сей день.

Школа Чарвака

Чарвака является материалистичным учением Древней Индии и Индии средних веков. Поздний вариант подобной философии — локаяты, с которой зачастую сравнивается. Никаких произведений не дошло до нашего времени, а ознакомление с этим учением происходит по изречениям иных школ.

Отрицая замысел брахмана, атмана и кармы, Чарвака принимает за основу всего сущего материю из 4 элементов: ветра, пламени, земли и воды. Бытие и сознание происходят от этих общих элементов. Материя способна к мышлению, а смерть — прекращение всего. Локаятиками признаётся только этот мир, или лока. Поэтому их считают материалистами и называют чарваками по имени основоположника теории — Чарвака.

Характеристика буддизма

Возникновение буддизма и джайнизма относится к VI в. до н. э. Буддизм был основан принцем Индии Сиддхартха Гаутама, более известным как Будда (просветлённый). Такое имя он получил после достижения пробуждения и понимания наиболее правильной жизненной позиции (отвергающей крайности) после долгих лет в отшельничестве.

В основе буддизма лежит этико-практическая направление, и главным вопросом является бытие личности. Такое учение проповедует список из четырёх благородных истин:

  • Вся человеческая жизнь состоит из страданий.
  • Есть основание для страдания, которое выражается в стремлении к жизни, которое ведет через радость и вожделение к перевоплощению.
  • Существует избавление от терзаний, ликвидация причин страдания, т. е. устранение этого стремления к жизни.
  • Есть путь, приводящий к избавлению от мучений, и не принимает как жизнь, посвящённую наслаждениям, так и путь воздержания и самобичевания. Только в этом состоит принцип буддизма среднего пути, предлагающий избегать крайностей.

Следовательно, философия буддизма и джайнизма носит эгоистичный и самодостаточный характер.

Попытки понять окружающий мир и своё место в нём позволили философам Древней Индии сделать первые шаги в развитии разнообразных школ. Так зародилась философия Индии, которая внесла значительный вклад в мировую культуру.

Сапкхья

Санкхья (санскр. — число, перечисление, расчет) — одна из наиболее древних философских школ; ее основоположник — мудрен Капила, который жил в VII в. до н.э.

Согласно данному учению, в основании реальности два начала: идеальное — пуруша, и материальное — пракрити. Оба начала не- сотворимы и неуничтожимы. Пракрити состоит из трех гунн (саттва, раджас, тамас), которые человек не воспринимает, но подвергается их воздействию через объективный материальный мир. Веру в Бога сапкхья отрицает, в силу недоказуемости его существования и возможности объяснения возникновения мира, не прибегая к понятию Бога.

Одна из главных проблем учения — осмысление причинно- следственной зависимости; разделяющие идеи санкхьи убеждены в том, что следствие содержится в причине еще до того, как оно возникает.

Человек в силу своего невежества связывает свою душу, свое «я» с телом; страдания тела он ошибочно воспринимает как свои собственные. Поэтому человек должен стремиться к освобождению через постижение истины.

Йога (санскр. — участие, единение, сосредоточение, порядок, глубокое размышление), прежде всего, известна глубоко разработанной системой упражнений, с помощью которых человек достигает особого состояния, когда он освобождается от материального мира, его душа способна слиться с пурушей, «я» человека — с высшим «Я».

Эта система упражнений использовалась многими другими индийскими учениями, составляя элемент их систем.

По философским взглядам йога в значительной мере повторяет санкхью, но, в отличие от последней утверждает существование Бога как высшего «Я». Йога исходит из того, что микрокосм — человеческая душа во многом повторяет космическое тело Вселенной. Осознанное стремление человека к совершенствованию себя может найти некое соответствие среди космических процессов; нужно стремиться овладеть способностью изменения самого себя.

Основные понятия и действия йоги: подчинение тела — яма (управление дыханием, температурой, сердечно-сосудистой деятельностью и т.д.); фиксированное в определенной фигуре положение тела — асана; созерцание определенною реального или мыслимого объекта — охавана; состояние транса (резкое изменение ментального и эмоционального состояния) — дхьяна; особое сосредоточенное состояние психики, в котором она приобретает необратимость психических процессов — самадхи.

Индийская философия – основные идеи различных течений, сходства и различия

Индийский взгляд на мир, человека был принят за основу для многих школ, некоторые из которых на сегодняшний день являются крупнейшими в мире.

Ключевые направления:

  • Миманса. Ортодоксальная школа, созданная Джаймини. Главное понятие – невозможность объяснения окончательного освобождения человеческих душ, пребывающих в состоянии воплощения. Соблюдение религиозных догм, общественных принципов дхармы – обязательное условие для всех людей. Вселенная имеет материальное и духовное начало;
  • Йога. Практическое направление, позволяющее получить урок от познания собственного тела и души, окружающих людей. Человек должен обрести гармонию, чтобы контролировать свое тело. Только так он сможет достигнуть взаимопонимания с собой и миром;
  • Индуизм. Крупнейшее религиозно-философское течение, основанное на поклонение Ведам. Теория базируется на понятии кармы, переселения человеческой души, согласно поступкам, совершенным в период жизни. Человек попадает в касту, законам которой должен строго следовать. Это позволяет ему в новой жизни стать высшим по статусу. В направлении отсутствует церковь, обряды, догматика;
  • Джайнизм. Теория, созданная в четвертом-пятом веках до нашей эры Махавиром. Она противоречит Ведам, отрицая их значимость. Сформировалась на фоне аскетических взглядов. Присутствует запрет на убийство всего живого. Как в индуизме, сохранено понятие переселения души. Остается карма, избежать которой может исключительно сам индивид;
  • Вайшешика. Школа Древней Индии, основанная на авторитете Вед в Канаде. Она признает атомистические рассуждения, согласно которым каждый физический объект включает в себя четыре типа атомов. Их нельзя создать. Миниатюрные частицы живут вечно, из них создан мир. Движет атомами карма;
  • Буддизм. Мировое философское, религиозное течение, возникшее в четвертом-пятом веке до нашей эры. Основатель – Будда, признанный просветленным человеком. Он создает понятие нирвана, говорит о равенстве людей, карме. Чтобы войти в состояние нирваны, необходимо полностью искоренить страдания;
  • Брахманизм. Философия господствует в индийских школах, называется индуизмом. В ее основе – поклонение Ведам, понятия пантеизма, атеизма, монотеизма. 

Ортодоксальные школы

Веданта

Веданта была одной из самых влиятельных школы индийской философии. Точное время ее появления не известно, ориентировочно — 2 в. до н. э. Завершение учения относят к концу 8 века н. э.  Веданта основывается на толковании Упанишад.

В ней основа всего Брахман, который един и бесконечен. Атман человека может познать Брахмана и тогда человек сможет стать свободным.

Миманса

Миманса примыкает к Веданте и представляет собой систему, которая занималась объяснением ритуалов Вед. Стержнем считалась идея долга, которая представляла собой приношение жертв. Своей кульминации школа достигла в 7-8 вв. Оказывала воздействие на укрепление влияния индуизма в Индии и снижение значения буддизма.

Санкхья

Это философия дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Согласно ей, главной основой всего является материя. Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи. В ее основе был опыт и размышление человека.

Санкхья и Йога связаны. Санкхья – это теоретическая основа для йоги. Йога – это практическая методика достижения освобождения.

Йога

Йога. В основе данной системы лежит практика. Только через практические упражнения человек может добиться воссоединеия с божественным началом. Таких систем йоги было создано очень много, и они пользуются до сих пор огромной известностью по всему миру. Именно она стала наиболее популярна сейчас во многих странах, благодаря комплексам физических упражнений, которые дают возможность быть здоровыми и не болеть.

Йога отличается от санкхьи убеждением, что у каждого человека есть высшее личное Божество. При помощи аскетизма, медитации можно освободиться от пракрити (от материального).

Ньяйя

Ньяйя представляла собой учение о различных формах мышления, о правилах ведения дискуссии. Поэтому ее изучение было обязательным для всех, кто занимался философствованием. Проблемы бытия в ней исследовались через логическое постижение. Основная цель человека в этой жизни – освобождение.

Вайшешика

Вайшешика – это школа, родственная школе ньяйя. Согласно этой системе каждая вещь беспрерывно меняется, хотя существуют в природе и элементы, которые не подвержены изменениям – это атомы. Важная тема школы – классифицировать рассматриваемые объекты.

Вайшешика основана на объективной познаваемости мира. Адекватное познание – это главная цель систематического мышления.

Современный период

C XIX века под влиянием западноевропейской мысли — такие учения, которые представляют собой модернизированный теизм, или пантеизм (Брахма-самадж, Арья-самадж, учения Тагора, Ганди, Ауробиндо Гхоша). Современная индийская философия (С. Радхакришнан) прилагала усилия, чтобы соединить индийское и западное понятия блага. На индийской философии основывается философия Елены Блаватской – теософия (теософское общество было основано в 1875, местопребывание — Адьяр, около Мадраса) и отходящие от неё направления (антропософия и др.).Среди представителей индийской философии XX века можно назвать Дайя Кришну (род. 1924), Праваса Дживана Чаудхури (1916-1961), Абдул Рахмана (род. 1923), К. Сатчидананда Мурти (род. 1924), Мар Грегориоса (1922-1996). Следует учитывать, что многие современные индийские философы, сохраняя неразрывную связь со своей философской традицией, живут и работают за пределами Индии.Одним из самых значительных из них является Джитендра Натх Моханти (род. 1928). Он известен и как философ-феноменолог и как историк индийской философии. Среди философов, придерживающихся марксистской традиции, широкую известность получил Дебипрасад Чаттопадхъяя (1918-1993),внесший значительный вклад в изучении древнеиндийской философии.
На западе появилось немало течений, использующих элементы индийской философии, которые позднее вошли в культуру нью-эйдж.

Буддизм

Учение основано Сиддхартхой Гаутамой Шакьямуни (563-483 гг. до н.э.), которого назвали Будда, что означает «постигший истину», «просветленный».

Гаутама был принцем из рода Шакьев, сыном раджи (монарха, царя) Шуддходхана из Капилавасту (город на севере Древней Индии), вырос счастливым человеком, женился по любви, у него родился сын. Но однажды, встретив за пределами дворца больного, старика, похоронную процессию, он столкнулся, тем самым, с болезнями, старостью, смертью и осознал несовершенство мира, полного страданий. После этого, встретив отшельника, он решил также стать отшельником, чтобы изменить свою судьбу, найти путь к преодолению страданий.

После семилетних скитаний Гаутама (став Бодхисаттвой — «предназначенным к просветлению») понял, что путь аскета не ведет к устранению страданий, но после долгих размышлений «прозрел», постиг истину и стал Буддой (считается, что это произошло в 527 г. до н.э.). После этого он много странствовал, проповедуя свое учение; у него появилось много учеников и продолжателей его дела, которые после смерти Будды обсудили и систематизировали наследие учителя.

Основная идея учения заключается в освобождении человека от страданий» для чего ему необходимо достичь нирваны — состояния высшего блаженства.

Будда в ходе размышлений сформулировал четыре благородные истины:

  • жизнь полна страданий;
  • причины страдания — жажда славы, удовольствия, наживы и самой жизни;
  • от страданий можно избавиться;
  • освобождение наступает при отказе от земных желаний, приходит просветление, нирвана.

К просветлению ведет «средний путь» — жизнь, исключающая крайности: «путь удовольствия» — развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения и «путь аскетизма» — умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения. «Средний путь» предполагает знания, разумные самоограничения, самосовершенствование, созерцание, мудрость и, наконец, просветление.

Для этого необходимо соблюдать пять заповедей — не убий: не укради; будь целомудренным; не лги; не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ; а также восемь принципов (восьмеричный путь):

правильное видение — понимание четырех благородных истин и своего пути в жизни;

правильные намерения — твердая решимость изменить свою жизнь;

правильная речь — избегать лжи, грубых и пошлых слов (слова влияют на душу);

правильное действие — непричинение никому зла, согласие с собой и другими;

правильный образ жизни — честность во всем, соблюдение буддистских заповедей;

правильное умение — усердие и трудолюбие;

правильное внимание — контроль над мыслями, они влияют на дальнейшую жизнь;

правильное сосредоточение — медитации, в ходе которых осуществляется связь с космосом.

Представляется важной онтологическая идея дхарм. Дхармы — это группы элементов порождающих: 1) телесные формы, 2) ощущения, 3) понятия, 4) отпечатки кармы, 5) сознание

Они не существуют отдельно друг от друга, но в различном сочетании друг с другом составляют все представление человека о себе и окружающем его мире. Вся жизнь человека — это не что иное, как непрерывный поток дхарм. Постоянное изменение их соотношений формирует постоянно изменяющиеся ощущения, впечатления и мысли человека. Каждая вещь возникает в результате функционирования или взаимодействия других вещей, а возникнув, сама оказывает на них влияние, участвует в появлении новых вещей; т.е. речь идет о принципиальной изменчивости бытия (нет ничего постоянного и устойчивого), о всеобщей относительности, а также о том, что материальный мир — всего лишь иллюзия.

В I в. до и.э. буддизм раскололся на два течения — хинаяна («узкий путь спасения», «малая колесница» — предполагает личное спасение, монашеский образ жизни) и махаяну («широкий путь спасения», «большая колесница» — доступная многим людям). Позже в буддизме появилось несколько других направлений. Учение получило распространение в Индии и особенно (после III в. н.э.) в Китае, Юго-Восточной Азии, а также в иных регионах.

Вайшешика (различение)

Вайшешика (различение) Школа основана Канадой (I в. до н. э. или I в. н. э.), создателем «Вай-шешикасутры». В основе метафизики вайшешики лежат идеи теизма, атомизма, а также реализма схоластического типа. Последний вайшешика отстаивала в споре с буддистами, защищая тезис о том, что категории, подобно вещам, обладают реальным самостоятельным существованием. Согласно вайшешике, абсолютное божественное Я — Ишвара творит из атомов миры, поддерживает их и разрушает с помощью особой ценностно-каузальной силы — адришты (невидимое), действующей по закону кармы.

Знание — выявление системы мира. В ней различаются семь видов реальности, каждая из которых имеет множество форм. Так, субстанция — носитель качеств и действий, имеет девять форм, пять элементов-стихий: земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша) и еше четыре элемента — пространство, время, душа-атман, ум-манас (орган координации данных сознания).

5. Пурва-миманса (букв.: первое исследование).

Основателем школы считается Джаймини (IV—НИ вв. до н. э.), автор «Ми-мансасутры». Эта даршана возникла в целях сохранения Вед и ведийского ритуала. Веды понимаются как фундаментальная священная, совершенная, несущая дхарму реальность. Она имеет изначальную словесную природу, лишь частично проявляющуюся в звуках человеческой речи. Следствием исполнения ритуала является освобождение. Последнее понимается как избавление от страданий и наслаждение плодами ритуалов. Миманса способствовала поддержанию общинно-кастовой организации и всего ценностного строя культур брахманизма и индуизма.

6. Веданта (завершение Вед).

Основоположником данной школы и автором «Ведантасутры» («Брахмасутры») считается Бадараяна (IV—III вв. до н. э.). Веданта представляет собой философскую разработку идей Упанишад и Бхагавадгиты о Брахмане как Божественном первоначале, об Атмане-духе и об освобождении как следствии преданности (бхакти) Божеству и познания тождественности своей сущности Атману и Брахману В классической веданте существует три главных направления. Шанкара (788—820), вероучитель шиваизма, творчески переосмысливая идеи буддизма, создает строго монистическую адвайта (недвойственную) веданту. Согласно Шанкарс, многообразие мира иллюзорно и в то же время объективно.

Абсолютно реален лишь Брахман, а все остальное создано его творческой силой — майей. Атман человека по сути тождествен Брахману Освобождение и блаженство достигаются путем такого познания, в котором сливаются познающий, познаваемый абсолют и само познание. Шанкара полагает возможным освобождение от уз кармы при жизни — дживанмукти Рамануджа (XI—XII вв.), вероучитель вишнуизма, разрабатывает не строго монистический вариант адвайта-веданты — вишишта (различающая) алвайта.

Полагает, что Вселенная и души обладают относительной реальностью, а Атман человека есть часть божественного духа. Мадхва (XIV в.), другой вишнуитский вероучитель, строит систему дуа диетической — двайта веданты. Утверждает, что мир. индивидуальные души — не создания майи, не иллюзия, а особая, отличная от Брахмана, реальность. Г! Новое время идеи веданты нашли свое продолжение в учениях Рамакрйшны (1836—1886), Свами Вивекананды (1969—1902), Ауробйндо Гхоша (1872—1950), Сарвепалли Радхакрйшнана (1908—1975) и др.

Буддизм

Гораздо позже, чем ведизм, в Индии развился буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в семье кшатрия. К 40 годам он достиг просветления и стал известен как Будда. Невозможно точно определить время появления его учения, но то, что Будда — реальная историческая личность, это факт.

Буддизм связан в своих истоках не только с брахманизмом, но и с другими религиозными и религиозно-философскими системами древней Индии. Анализ этих связей показывает, что возникновение буддизма также было обусловлено объективными социальными процессами, которые были идеологически подготовлены. Буддизм возник не через «откровение» существа, достигшего божественной мудрости, как утверждают буддисты, и не через личное творчество проповедника, как обычно думают западные буддисты. Но и буддизм не был механическим набором существующих идей. Она привнесла в него много новых идей, которые возникли именно в силу социальных условий эпохи ее зарождения.

Первоначально, согласно буддийской традиции, элементы новой религиозной доктрины передавались монахами своим ученикам устно. Они приобрели литературную форму относительно поздно, во II-I веках до н.э. Дошедшая до нас палийская ветвь буддийской канонической литературы, возникшая на Шри-Ланке около 80 г. до н.э., позднее получила название Типитака (санскр. «Трипитака») — «три корзины закона».
В III и I веках до нашей эры и в первых веках нашей эры. До н.э. происходило дальнейшее развитие буддизма, в частности, была создана связная биография Будды и появилась каноническая литература. Монахи-теологи разработали логические «обоснования» основных религиозных догм, часто называемые «философией буддизма». Богословские тонкости были предназначены для сравнительно небольшого круга монахов, которые могли посвятить все свое время схоластическим спорам.

Буддизм добавил к религиозной практике технику, которая относится к сфере индивидуального поклонения. Имеется в виду такая форма религиозной практики, как бхавана — погружение в себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления над истинами веры, которая в дальнейшем была принята такими ветвями буддизма, как чань и дзен. Многие ученые считают, что этика лежит в основе буддизма, что делает его скорее этическим, философским учением, чем религией. Большинство понятий в буддизме расплывчаты, многозначны, что делает его более гибким и хорошо приспособленным к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Таким образом, последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, которые стали основными очагами распространения религии.

Разделение буддизма на две ветви: Хинаяна («малая колесница») и Махаяна («большая колесница») была вызвана прежде всего различием социальных и политических условий жизни в разных частях Индии. Хинаяна, которая более тесно связана с ранним буддизмом, признает Будду как нашедшего путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира — монашество.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отказались от мирской жизни. В Махаяне важную роль играет культ бодхисаттв — личностей, уже способных войти в нирвану, но способных помочь другим, не обязательно монахам, достичь конечной цели, заменив требование уйти от мира призывом влиять на него

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Концепция естественного состояния человека в философии т. Гоббса
  2. Отражение нравственных представлений в различных сферах духовности (искусстве, религии и др.)
  3. Искусство и эстетическое освоение действительности
  4. Предмет и объект философии. Структура философского знания
  5. Особенности схоластики. Спор об «универсалиях». Реализм и номинализм
  6. Лао-цзы, основатель даосизма
  7. Критическая философия и. Канта и его проект «новой метафизики»
  8. Предпосылки появления философии
  9. Эрнст Шлиермахер и его философия
  10. Проблема происхождения сознания человека
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий