Храппская цивилизация

Города равных

Удивительная особенность городов долины Инда состоит в том, что там не было ни дворцов, ни огромных памятников, типа пирамид Древнего Египта, ни роскошных захоронений, вроде царских усыпальниц в Уре.

Хараппская цивилизация на карте

Из этих фактов археологи делают вывод, что в этой цивилизации отсутствовало привилегированное сословие. Города, как правило, были разделены на общественную и жилую части.

Общественные здания размещались в верхней части города (цитадели). В Мохенджо-Даро главным общественным зданием была Большая баня, вероятно предназначенная для ритуальных омовений. В нижней, жилой части города, дома строились в несколько этажей.

Руины Мохенджо Даро

В большинстве домов были ванные комнаты, самоточная канализация и туалеты.

Помимо Хараппы и Мохенджо-Даро следы распространения хараппской культуры по всей долине Инда и примыкающей к ней области хранят множество мелких городков и деревень.

Влияние хараппской цивилизации сказывалось от Гималаев до Аравийского моря, причем не только в регионе, занимающем пространство современного Пакистана, но и на территории нынешнего северо-западного индийского штата Гуджарат.

Терракотовая игрушка-повозка, в которую запрягали быков, – свидетельствует о высоком уровне гончарного мастерства, типичном для ремесленников долины Инда.

Терракотовая игрушка-повозка

На таких повозках возили собранные зерновые, в частности пшеницу и ячмень; определенную долю урожая земледельцы сдавали в центральное государственное зернохранилище.

Основные даты 

6500В Мергархе, гористом районе на северной окраине долины Инда, разводят овец и коз.
4000Зебу (горбатый бык) самое распространенное домашнее животное в долине Инда. Культивируются пшеница и ячмень. На заливных низинах строят ирригационные плотины и каналы. В Индском регионе используют медь.
3500В Индском регионе начинают использовать гончарный крут.
2600По сути, это начало высокого развития Хараппской цивилизации. Активно растут города.
2350Шумеры в своих текстах упоминают страну Мелухха, с которой поддерживались торговые связи; ученые считают, что это могла быть Хараппская цивилизация.
2300Расцвет Хараппской цивилизации, который будет продолжаться еще четыре века.
2000Использование бронзы в Индском регионе.
1900Начало упадка городов долины Инда.
1750Хараппская цивилизация приходит в упадок. Города окончательно опустели.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Города

На сегодняшний день наука выделяет несколько городов цивилизации, среди которых, кроме упомянутого, можно назвать Мохенджо-Даро, Чанху-Даро (на территории современного Пакистана), Лотхал, Калибанган (в пределах современной Индии). Эти центры по своей планировке схожи с Хараппой: имеют укрепленную цитадель и прилегающие жилые кварталы, разделенные широкими прямыми улицами. Похожее строение имеют дома, обнаружена и система отвода воды с помощью водосточных каналов, зернохранилища.

Отдельно обычно выделяют город Мохенджо-Даро по его размерам и количеству находок. Здесь в цитадели найден бассейн, расположенные рядом с ним помещения. В науке считается, что он использовался для каких-то обрядов, связанных с верованиями местных жителей, в помещениях, как предполагается переодевались. Рядом также, судя по данным раскопок, было здание одного из представителей администрации. Индская цивилизация в науке обозначается по городам Хараппа и Мохенджо.

Гибель хараппской цивилизации

Археологические находки свидетельствуют, что с XIX – XVIII вв. до н.э. Хараппская цивилизация начала деградировать. Тускнеет керамика, новые постройки в городах меньше старых, строительство идет уже не по тем же строжайшим планам, а хаотично. Здесь есть несколько точек зрения: некоторые археологи связывают это с изменениями климата, во 2 тысячелетии до н.э. Инд стал полноводнее и начал все чаще затоплять жизненно важные для хараппцев территории. Однако налицо и внутренний кризис, вырождение общественных институтов. В итоге хараппцы или деградировали настолько, что потеряли все свое культурное наследие и смешались с другими народами, или под давлением индоарийского вторжения мигрировали на юг Индии. Вторая гипотеза вполне логична, если утверждать, что хараппцы были дравидами. Но тогда непонятно, почему на новые земли они прибыли, полностью потеряв все остатки былой высокой культуры .

Закат

Закат индской цивилизации приходится на XVIII — XVII века до н.э. Прежде всего кризис поразил центральные районы цивилизации и только через одно-два столетия начала разрушаться культура окраинных областей. В самом большом городе цивилизации— Мохенджо-Даро все большие общественные здания были заброшены и разрушились. На их месте выросли маленькие, плохо построенные домики. Для новых построек использовался кирпич из руин общественных зданий. На главных улицах появились гончарные печи  . Все достижения культуры исчезают, сворачивается внутренняя и внешняя торговля, вследствие чего резко уменьшилось количество привозных вещей, сократилось ремесленное производство, письменность была забыта. Налицо явный регресс. Общепринятого объяснения постхараппского регресса пока нет. Предлагается две основные версии причин регресса. Первая из них— вторжение племен, стоящих на более низкой ступени развития, в частности ариев .Однако, по мнению многих ученых, упадок Хараппской цивилизации, не может быть объяснен вторжением извне. Во-первых, кризис начался задолго до того, как какие-либо следы пришельцев могут быть зафиксированы. Во-вторых, сам характер упадка имел явно эндогенную природу. Например, города были не разрушены, а именно покинуты жителями.  Вторая версия предполагает, что Индская цивилизация пришла в упадок вследствие природных катаклизмов : изменения русел рек и направления муссонов, засухи, засоления почв, наводнения, эпидемии. Однако если какие-то районы Индской цивилизации и могли пострадать от подобных бедствий, невозможно предположить, чтобы они охватили весь ее огромный ареал. То есть, какая-то часть Индской цивилизации должна была уцелеть и продолжить развитие. Что же касается эпидемии, то истории не известны случаи, когда эпидемия останавливала развитие целой страны на несколько столетий.

Кроме того, существует системное объяснение причин регресса древних обществ, в том числе, таких как регресс Индской и Микенской цивилизаций  . В основе этого объяснения лежит закон убывающей доходности , следствием которого является снижение производительности труда при интенсификации землепользования. В обратном случае, то есть при экстенсиифкации землепользования, производительность труда растет. Поэтому, если для населения возникает возможность переселиться туда, где можно вести более экстенсивное хозяйство, население это сделает (так называемый первый закон резервуара). В этом случае произойдет резкое снижение плотности населения, что повлечет за собой регресс (так называемый третий закон резервуара)  . Действительно археологические находки рисуют картину катастрофической убыли населения в ареале Индской цивилизации и его движения отсюда на юг к Гуджарату и на восток в бассейн Ганга  Если население Индской цивилизации было дравидоязычным, то такое развитие событий подтверждается перемещением ареала дравидских языков на юг Индии, где они локализуются сегодня, а на территории Пакистана остаются только предки народа брауи .

Общественное устройство

Из-за отсутствия достаточного объема сведений источников наука не располагает точными данными об общественном строе. Выдвинутые гипотезы опираются на некоторые археологические материалы и на проведение аналогий с другими странами древнего востока. Судя по размерам городов, их планировке, имеющимся сооружениям, прямым улицам, водосточным каналам существовала определенная административная система, налаживавшая и регулировавшая проведение масштабных строительных работ.

Все постройки требовали использования достаточно большого объема разных ресурсов, которые нужно было добыть, и координации совместной трудовой деятельности многих людей. Эти обстоятельства обычно служат основанием считать, что в Хараппе существовала государственность. Следовательно, была категория населения, занимавшаяся специально управлением и получавшая доход за счет сборов (налогов или повинностей) с людей, работавших в сельском хозяйстве и ремесле. Этому может служить подтверждением деление городов на две части.

В цитадели должны были размещаться административные здания и проживать представители власти. Дома основной части населения города различаются по размерам, количеству жилых помещений, что может указывать на определенное имущественное расслоение. Само возникновение городов рядом с сельскими поселениями показывает выделение из среды земледельцев отдельных категорий, занимавшихся ремеслом и другими, связанными с городской жизнью видами деятельности.

Происхождение жителей долины Инда

До сих пор точно не установлено, к какой расе относились представители этой цивилизации, на каком языке говорили. Одни ученые предполагают, что жители долины Инда были семитским народом, родственным шумерам. Другие считают, что Хараппская цивилизация была этнически близка к индоариям, которые поселились на территориях Индии гораздо раньше — не около 2000 года до н.э., а примерно в 3600. Но большинство историков придерживается точки зрения, что хараппцы были дравидами, то есть представителями веддо-австралоидной расы. Сегодня дравиды живут только на юге Индии. До открытия Хараппы считалось, что когда в Индостан вторглись арии, дравидские народы, сильно отставшие от них в развитии, были вытеснены на юг Индии, а на севере покорились захватчикам. Дравиды стали земледельцами и слугами, а арии — элитой общества. Однако если Хараппская цивилизация и правда была создана дравидами, то это опровергает все теории, которые утверждают, что они были полудикими жителями джунглей. Возможно, история вторжения ариев в Индию была скорее похожа не на Конкисту, а на разрушение варварами Римской Империи.

Зрелая Хараппа

На основании устройства этого города, обнаруженных здесь находок можно проследить основные особенности и черты цивилизации Инда, подтверждаемые и по другим памятникам. Город условно делится на две части: укрепленную цитадель и прилегающие районы.

Цитадель расположена на искусственном возвышении, платформе, обнесена достаточно высокой и толстой стеной из кирпича-сырца. Внутри нее было большое зернохранилище, площадки для молотьбы зерна, помещения ремесленников. Здесь, как предполагается, находился административный центр. Жилая площадь города делилась на кварталы прямыми широкими улицами, пересекающимися под прямым углом и идущими с севера на юг и с запада на восток. Такие правильно проведенные улицы являются характерной особенностью центров цивилизации.

В самих кварталах между домами улицы и переулки могли быть уже извилистыми. Сами дома имели несколько жилых помещений, кухню, комнату для мытья, которые располагались вокруг внутреннего двора, где на очаге готовилась пища. Сохранившиеся пролеты позволяют предполагать, что существовали двухэтажные дома.

В городе была устроена система отвода воды с помощью искусственных каналов, выложенных обоженным кирпичом. Эти каналы считаются еще одной характерной особенностью центров цивилизации. В Хараппе найдены предметы разных видов ремесел: гончарного, ткацкого, декоративно-прикладного, строительного и других.

Ремесла и искусство

Находки изделий из бронзы и меди показывают наличие производства из металлов. Достаточно многочисленны разные керамические сосуды, что говорит о гончарном ремесле. Обнаруженные остатки тканей, пряслица указывают на ткачество, причем считается установленным, что делалась продукция из хлопка.

Находки разных видов украшений (ожерелья, браслеты, серьги, пояса) показывают работу ремесленников по декоративно-прикладному искусству. Большое количество зданий, стен, каналов, сооружений из обожженного кирпича или кирпича-сырца демонстрирует масштабное производство этого строительного материала. Предполагается, что цивилизация имела флот, найдены остатки дока около одного города. В таком случае можно говорить о кораблестроительном ремесле.

Из предметов искусства обычно указывают на сохранившиеся небольшие по размерам скульптурные статуэтки. Наиболее тщательно сделанные показывают достаточно хорошее умение в их изготовлении. По качеству они различаются. Найдены некоторые изображения на предметах, что может указывать на живопись. Цитадели, водосточные каналы и другие сооружения демонстрируют уровень архитектуры. К предметам искусства относят разные украшения.

Корпусы протоиндских текстов

От цивилизации долины Инда до нас дошло около 5000 надписей, которые остаются непрочитанными на протяжении вот уже ста с лишним лет.
Большинство надписей найдено на печатях или оттисках печатей.
Число символов в каждой надписи редко превышает 5, а 10 и более знаков встречаются менее чем в 1% надписей.
Самая длинная надпись на одной поверхности состоит из 17 символов, на одном предмете — из 26 .

Самый современный и авторитетный корпус хараппских надписей состоит из 13 372 вхождений 417 различных знаков (всего 2905 надписей).
4 из этих 417 являются самыми распространенными: они составляют 21 процент от общего объема .
20 наиболее распространенных знаков составляют более 50% от общего объема.
При этом повторяемость самых распространенных знаков в пределах одной надписи феноменально низка:
5 из 20 знаков не повторяются ни разу, а еще 5 — только по одному разу (в корпусе из почти трех тысяч надписей).

Далее в этой главе – сведения из Википедии.
Первая печать была найдена в 1875 году А. Каннингемом, но наибольшее число надписей стало известно в результате раскопок 1920-30-х годов.
По подсчётам Б. Уэллса, известно 5644 печати и других артефактов Индской цивилизации, из них 3821 имеет хотя бы один распознаваемый знак,
всего объём текстов — 18680 знаков .

Каталог А. Махадевана включил 2906 надписей :
1814 печатей, 511 оттисков, 272 малые таблички, 135 медных табличек и другие объекты.

Изданный А. Парполой «Корпус протоиндийских надписей» включил 3693 письменных памятника, причём большая часть надписей
происходит из двух городов: 1659 из Мохенджо-Даро и 1019 из Хараппы, также 290 из Лотхала, 122 из Калибангана
и не более нескольких десятков из каждого из остальных городов.
237 медных табличек происходят исключительно из Мохенджо-Даро.
Около 20 предметов с надписями были найдены за пределами долины Инда: в Месопотамии, Эламе, Бахрейне и Средней Азии.

Обычно надписи содержат не более 5-6 символов. Редчайший случай — надпись из Дхолавиры, содержащая 9 знаков (см. слева).

Типы протоиндских надписей

М. Ф. Альбедиль предлагает подробную классификацию надписей.

  1. Самую обширную группу письменных памятников составляют печати, изготовленные из различных материалов,
    обычно из стеатита (ранние), терракоты и фаянса.
    Надписи на печатях чаще всего сопровождались изображениями животных или символов.
    Печати Альбедиль разделяет на маркированные финальным блоком и немаркированные,
    интерпретируя некоторые такие блоки как «охрана, защита», «власть», «год», «дом».
  2. Следующую группу составляют жертвенные надписи, сделанные на тонких каменных пластинках (обычно стеатитовых),
    а также на микроскульптуре, керамических сосудах, костяных и деревянных палочках.
    По расшифровке Альбедиль, в целом жертвенные надписи соответствуют формуле «в такое-то время богу такому-то жертва».
    Отличительной особенностью является наличие знака «жертва».
  3. К третьей группе относятся надписи на культовых топорах и копьях, в которых Альбедиль видит
    календарно-хронологические указания, связанные с церемониями.
  4. Четвёртая группа надписей небольшая в количественном отношении и представлена глиняными браслетами и нагрудными подвесками,
    эти надписи Альбедиль считает знаками отличия.

Управление

Историки предполагают, что у индского общества не было единого правителя. Вероятно, были управленцы в больших городах. Это похоже на систему, существовавшую в древнегреческих полисах. При этом в обществе не было сильного расслоения — жители были примерно равны. Тем не менее административная и политическая власть сосредотачивалась в руках какой-то группы, о чем говорят сложное планирование городов, наличие гидротехнической системы и единого стандарта при строительстве. В городах в основном жили ремесленники и торговцы. 

Жители хараппских городов пользовались услугами стоматологов. Об этом свидетельствуют зубы со следами сверления, найденные при раскопках. Некоторые статуэтки говорят о том, что люди уже тогда занимались подобием современной йоги.

Упадок Индской цивилизации

Хараппское кладбище отражает изменения, связанные с упадком Индской цивилизации во II тысячелетии до н.э. Мертвых теперь часто кремировали. Это блюдо накрывало погребальную урну.

К 1600 до н.э. города в долине Инда испытывали упадок. Возможно, наводнения или миграции речного русла привели к частым неурожаям и экономическому кризису. Безусловно, сыграло роль и постепенное пересыхание Сарасвати. Некоторые находки говорят о высокой смертности от малярии и, возможно, холеры. Одни области, например Гуджарат на юго-западе, остались населенными, но многие другие обезлюдели. В конце концов в долину вторглись (через Центральную Азию) индоевропейцы (арии) из Юго-Восточной Европы, подавившие остатки индских городов. Речные наносы похоронили городские развалины. Однако следы индской культуры остались.

Индоевропейские языки завоевателей взяли верх над дравидийскими, но испытали их определенное влияние. Индуизм, сложившийся в XVI—V вв. до н.э., включил, помимо арийских, и верования доарийского населения долины Инда. Некоторые черты современной индийской жизни уходят корнями в Хараппскую цивилизацию.

Задолго до прибытия испанских конкистадоров некоторые индейцы жили в побелках городского типа, окрещенных позднее «пуэбло». «Скальный дворец» в Меса-Верде (Колорадо) – один из самых впечатляющих комплексов этого типа – приютился в огромной природной пещере. Жилища лепятся друг к другу в несколько ярусов. Между домами разбросаны округлые ритуальные постройки.

Теории о причинах упадка Индской — Хараппской культуры

В 1953 году археолог Мортимер Уилер предположил, что спад Хараппской-Индской культуры мог быть вызван вторжением одного из индоевропейских племён из Центральной Азии — ариев. В доказательство он привёл группу из 37 скелетов, найденную в разных частях Мохенджо Даро и упоминания в Ведах о битвах и крепостях. Однако вскоре другие учёные отвергли теорию Уилера, поскольку скелеты принадлежали периоду, когда город уже был заброшен. Дальнейшие исследования скелетов проведённые Кеннетом Кеннеди в 1994 году, показали что «травмы» на черепах, это не травмы, а следы от эрозии.

Археологи — Кенойер и Хьюстон изложили объяснение — дальнейшие изыскания не обнаружили следов битв, сражений, захоронений, которые указывали бы на войну между жителями Индской цивилизации и «ариями». Города Поздней Хараппской культуры не были разрушены при штурмах, они были заброшены из за постепенной, нарастающей аридизации климата. Спутниковые снимки высохшего русла реки Сарасвати и раскопки вдоль её русла, указывают на то, что ширина реки, в период расцвета Хараппской — Индской культуры, достигала в период половодий 5 — 7 километров. когда она стала пересыхать, начался исход людей из мест, терявших свою привлекательность для жизни, в том числе на Юг и на Восток и в долины рек Ганг и Ямуна.

В Культуре Клабдища Н некоторые из рисунков на погребальных урнах, были итерпретированы через Ведическую литературу — например павлины с человеческими фигурами внутри их тел, что было истолковано как души мёртвых. Это может указывать на проникновение новых религиозных практик в этот период, но археологические данные не подтверждают гипотезу, что люди этой культуры были разрушителями городов Индской цивилизации.

Причины гибели Хараппской цивилизации

До сих пор неизвестно, что именно привело Хараппскую культуру к упадку. Исследования последних нескольких веков её существования показывают рост насилия и распространение инфекционных заболеваний, таких, как проказа и туберкулёз. Вероятно, одной из причин гибели Хараппской цивилизации также является засуха 2200 года до н. э., одна из страшнейших в истории человечества. Она продлилась около ста лет, в течение которых многие хараппские города оказались заброшены, и произошёл распад единой цивилизации на множество отдельных культур.

Засуха – наиболее вероятная причина гибели Хараппской цивилизации

Ранее существовала ещё одна теория, которая считала причиной гибели Хараппской цивилизации вторжение ариев, индоевропейского племени, пришедшего из Центральной Азии, но современные учёные её отвергают. Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что индоарийские миграции, безусловно, могли оказать своё влияние на упадок культуры хараппов. Но, скорее всего, именно страшная засуха стала основной его причиной, тем более что примерно в то же время произошёл резкий упадок культур в Древнем Египте и Аккадском царстве. Засуха не пощадила никого, только древние египтяне, привыкшие к чрезвычайно засушливому климату, сумели её пережить, а хараппы – нет.

Упадок цивилизации долины Инда

Исследователи пишут, что упадок Индской цивилизации произошел к 1800 г. до н.э. К этому времени стала:

— исчезать письменность:

— обрываться торговые связи с народами Ближнего Востока;

— выходить из употребления единая система мер и весов, используемая в торговле и налоговой системе;

— города начали приходить в запустение.

Причины упадка не совсем понятны, но многие ученые считают, что он связан с пересыханием реки Сарасвати, которое началось около 1900 г. до н.э. Люди, жившие в долине этой реки, ушли на Юг и на Восток, спасаясь от засухи. Другие эксперты называют причиной разрушительное наводнение, которое стерло с лица земли индские города и села.

Фото: wikipedia / Карта цивилизации долины Инда, 2600-1900 гг. до н.э.

Неважно, какое именно из этих двух катастрофических событий произошло, так или иначе, последствия были трагическими: сельское хозяйство в этих регионах подорвано, городская экономика обрушена. Устойчивый порядок общества нарушился, и люди просто мигрировали в безопасные районы

Некоторые исследователи полагают, что причиной упадка цивилизации долины Инда могло стать военное вторжение. Около 1500 г. до н.э. большая группа кочевых скотоводов ариев проникла на территорию Индской цивилизации из Центральной Азии. Арийцы пересекли гору Гиндукуш и вступили в контакт с местными жителями. Отдельные ученые посчитали эту миграцию завоеванием, но такая гипотеза не получила одобрения в научном мире ввиду недостаточного количества доказательств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Charles Masson’s Harappa from Harappa.com

Arendt, H. The Origins of Totalitarianism. Franklin Classics Trade Press, 2018.

Avari, B. India: The Ancient Past: A History of the Indian Subcontinent. Routledge, 2016.

Farrokh, K. Shadows in the Desert. Osprey Publishing, 2007.

Goldhagen, D. J. Hitler’s Willing Executioners. Vintage, 1997.

Keay, J. India: A History. Grove Press, 2010.

Koller, J. M. Asian Philosophies. Prentice Hall, 2007.

Kulke, H. & Rothermund, D. A History of India. Barnes & Noble Books, 1995.

Long, J. D. Historical Dictionary of Hinduism. Rowman & Littlefield Publishers, 2010.

Olmstead, A. T. History of the Persian Empire. Chicago University Press, 2009.

Shaw, I. The Oxford History of Ancient Egypt. Oxford University Press, 2006.

Stutley, M. & Stutley, J. Harper’s Dictionary of Hinduism. Harper & Row, 1990.

Подписывайтесь на наши соцсети: , , Telegram

Читайте нас в Google Новостях

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий