Империя Маурьев

Чандрагупта — объединитель индийских земель

Плутарх упоминал, что великий греческий завоеватель встретился с юным и амбициозным индийским полководцем, который пытался склонить Александра к нападению на Аграмеса. Якобы нандский царь был настолько не популярен в народе, что македонским воинам не составило бы абсолютно никакого труда захватить эту страну. Александр отказался идти дальше и развернул своё войско обратно на запад, оставив на завоеванных территориях мощные гарнизоны.

Расстроенный Чандрагупта начал готовиться к новому походу на Нандов. Легенда гласит, что он понял ошибку своего первого нападения, когда увидел, как мать ругает ребенка за то, что тот ел только из центра тарелки, оставив остывшую еду по краям нетронутыми. Чандрагупта двинул свои войска на столицу Нандов широким фронтом. Эта тактика оказалась значительно успешнее предыдущей, и кампания закончилась победой. Правда, случались и заминки. По одной из легенд, на пути армии оказался город, который никак не желал сдаваться завоевателям. Тогда сам полководец, переодевшись в нищего, пробрался в город и выведал, что его защищают семь статуй богинь-покровительниц. Чандрагупте удалось убедить собрание горожан убрать эти статуи из храмов, чтобы осада наконец завершилась. И правда — буквально на следующий день осада закончилась, и город был захвачен.


Чандрагупта Маурья. (steemitimages.com)

В 322 году до н. э. государство Нандов наконец пало. Согласно индийским эпическим поэмам, битва была грандиозной. В ней погибли более миллиона солдат, десять тысяч слонов и десять тысяч лошадей. Победитель проявил милосердие и позволил Аграмесу покинуть город живым с колесницей, нагруженной тем, что он и его семья сочли необходимым вывезти. Правда, дочь бывшего царя влюбилась с первого взгляда в Чандрагупту и тут же вышла за завоевателя замуж, тем самым только укрепив его притязания на трон в глазах народа. Чандрагупта реорганизовал нандское государство в Империю Маурьев.

Теперь у вошедшего во вкус завоевателя имелся мощный тыл, и он решил пойти против вассалов того, кто однажды отказал ему в помощи — Александра Македонского. Завоеванные греками территории на северо-западе Индии управлялись назначенными губернаторами, как правило, из числа македонян. Но пришельцы из далеких земель не пользовались поддержкой простых жителей Индии, и то тут, то там вспыхивали восстания. Этим и воспользовался Чандрагупта, поведя свою армию на македонские гарнизоны. Измотанные восстаниями греки не смогли сопротивляться армии с несколькими сотнями боевых слонов и были вынуждены сдаться. Так, под контролем империи Маурьев оказалась вся северная Индия.

Проблемы начались, когда индийские войска вышли на территорию Ближнего востока, где тогда правил бывший телохранитель Александра Македонского Селевк I Никатор. Если поначалу всё шло не так уж плохо, то вскоре стало ясно, что непривычный климат сильно влияет на боеспособность индийских солдат. Воспользовавшись тем, что продвижение Чандрагупты замедлилось, Селевк отправил своих послов к индийскому правителю с просьбой о мире, а также предлагая в жены императору Маурьев свою дочь. Чандрагупту это устроило, и он даже выделил своему тестю 500 слонов, которые потом сыграли большую роль в сражениях на западе. Селевк отправил ко двору зятя посла по имени Мегасфен, который оставил записки о далеком восточном правителе.


Статуя Чандрагупты в Дели. (en.wikipedia.org)

Поняв, что на севере ему ловить особо нечего, Чандрагупта отправился воевать на юг. Воевал он там с таким успехом, что вскоре под его контролем оказался почти весь Индостан. В момент наивысшего расцвета империя Маурьев охватывала территорию от Кабула почти до самой южной точки полуострова и от Бенгальского залива до Аравийского моря.

Империя Маурьев: реформы под охраной вооруженных женщин

Закончив с завоеваниями, Чандрагупта успел провести еще ряд реформ вместе со своим учителем, который теперь стал первым министром огромного государства. Они разделили территорию на провинции, ввели единое налогообложение и создали три своеобразных министерства с обширными полномочиями. Первое ведало всем, что касалось сельской жизни — от ирригации полей до земельных споров. Второе занималось всем, что было связано с городами: торговыми делами, ремонтом дорог, строительством храмов. Третье отвечало за армию: от производства вооружений и тренировки солдат до строительства крепостей. Такое четкое разграничение обязанностей привело к тому, что регионы поделились на аграрные, городские и военно-промышленные, а каждая отрасль взаимодополняла и поддерживала другие. Чандрагупта и его потомки прославились ещё и как великие строители дорог. В записках греческих послов отмечалось, что уже при первом императоре династии была построена дорога через весь север Индии длиной почти в тысячу миль.

Чанакья тем временем обеспечивал безопасность первого лица государства. Он лично следил, чтобы правитель регулярно менял дворцы и спальни в них: так убийцам было сложнее пробраться к нему ночью. Во время всех торжественных празднеств, судов и других церемоний Чандрагупту всегда окружала вооруженная стража, состоявшая из женщин. Чанакья считал, что женщины отличаются большей верностью, чем мужчины, и не будут участвовать в мятеже против правителя.

Незадолго до своей смерти Чандрагупта отрекся от престола в пользу своего сына Биндусары. Сам же создатель империи принял аскезу и отправился постигать духовное. По легенде, умер он от добровольного голодания несколько лет спустя после отречения, примерно в 290-х годах до н. э. Великого правителя и объединителя Индии помнят до сих пор. Ему воздвигают памятники, о его жизни снимают фильмы и сериалы.

При династии Маурьев была построена большая магистральная дорога

Одна из старейших и самых длинных торговых сетей Азии, соединяющая Индийский субконтинент с Центральной Азией, Большая магистральная дорога была построена Чандрагуптами Маурья из Маурьевой династии. Дорога расширялась от устья реки Ганг в северо-западной границе империи. Древний маршрут был известен как Уттарапата в 3-м веке до нашей эры. Эта дорога, построенная в восемь этапов, соединяет города Пурушапура, Такшашила, Хастинапура, Каньякубжа, Праяг, Патлипутра и Тамралипта. Как отметил греческий дипломат Мегастен, который провел пятнадцать лет, служа в суде Маурьев, у императора Чандрагупты была целая армия чиновников, следивших за содержанием этой дороги. Большая магистральная дорога подверглась дальнейшему совершенствованию под властью Ашоки. На протяжении веков, дорога выступала в качестве одного из основных торговых маршрутов в регионе и служила для путешествий и почтовой связи. Большая магистральная дорога до сих пор широко используется для транспортировки на современном индийском субконтиненте, где ее участки были расширены и включены в национальную систему автомобильных дорог. В 2015 году ЮНЕСКО внес Великую магистральную дорогу в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Великая магистральная дорога сегодня, недалеко от Бархи, Джаркханд

Буддизм в империи Маурьев

Пика могущества, а также наиболее совершенной системы управления государственными делами, индийская Империя Маурьев добилась в правление царя Ашока, который правил примерно в 268 — 232 гг. до н. э.. Идеологической основой разноплеменного государства стал буддизм, который к этому времени доказал свою пригодность в качестве общегосударственной религии.

Ашока сам принял буддизм и всячески способствовал его распространению. В 253 г. до н. э. им был созван в Паталипутре буддийский собор, вероятно, первый, потому что предания о двух буддийских соборах в V и IV вв. до н. э. являются малодостоверными. Задачей этого собора было оформить буддизм в единое целое, как в основах вероучения, так и в организационном отношении, сделать буддийскую церковь мощным оружием в руках государства. На соборе были утверждены канонические основы буддизма (религиозная литература, ритуал, единые организационные принципы буддийской общины и т. д.) в том виде, в каком он к этому времени сложился в Индии, а также были обсуждены возникшие к этому времени ереси.

Многочисленные предания сохранили воспоминания об Ашоке, как о строителе буддийских монастырей и ступ — сооружений, хранящих какую-либо реликвию, связанную с Буддой. Эти предания утверждают, что Ашокой было построено 84 тыс. ступ. Вследствие обилия буддийских монастырей (вихара, или бихара) за Магадхой в середине века утвердилось название Бихар.

Важным историческим событием этого периода являются надписи Ашоки, высеченные на скалах и колоннах. Их сохранилось более тридцати в различных частях Индии. Надписи в форме предписаний царя содержат наставления, выдержанные в основном в духе морали. Кроме того, в надписях подчеркивается необходимость повиноваться властям, слугам царя, родителям и старшим. За выполнением этих наставлений должен был следить специальный штат чиновников во главе с дхармамантрином — советником царя по делам дхармы (“Закона”, в смысле “Закона благочестия” — так обычно называли буддисты свою религию).

Для времени Ашоки характерна активизация внешней политики Маурьев. Завязываются более тесные связи с эллинистическими государствами (в надписях Ашоки упоминается о связях с Сирией, Египтом, Киреной, Эпиром), а также с некоторыми государствами Юго-Восточной Азии. В то время широко использовалась практика внедрения за рубежом буддизма. Это усиливало политическое влияние державы Маурьев. Для этого использовались буддийские миссионеры. Они рассылались по инициативе и при поддержке государственной власти далеко за пределы Индии, что привело с III в. до н. э. к распространению буддизма на острове Цейлон, а затем в Бирме, Сиаме и Индонезии.

В связи с распространением буддизма возникает монашеская община — сангха — довольно хорошо организованная, с твердой дисциплиной, с монашеской иерархией. В сангху не принимались только рабы; все свободные принимались без различия их общественного положения, но руководящее положение в сангхе занимали выходцы из знатных и богатых семей.

Вообще, для такой страны, как империя Маурьев, буддизм подошел как нельзя лучше. У бедноты буддизм пользовался успехом благодаря проповеди духовного равенства всех свободных, а также вследствие демократичности буддийской сангхи. Зажиточных горожан буддизм привлекал тем, что не требовал ни жертвоприношёний, ни обязательного вступления в сангху, ни существенных изменений в образе жизни. Буддийский культ был проще, понятнее, проповедь произносилась на обычных разговорных языках.

Бихар – буддийский монастырь времен древней Индии

Архитектура

Величайшим памятником этого периода, созданный во времена правления Чандрагупты Маурьи, был старый дворец на месте Кумхрара. Во время раскопок на месте Кумхрара были обнаружены остатки дворца. Считается, что дворец представлял собой совокупность зданий, самым важным из которых был огромный колонный зал, поддерживаемый высоким слоем древесины. Столбы были установлены в правильные ряды, таким образом, разделив зал на несколько небольших квадратных отсеков. Количество колонн 80, каждая около 7 метров. Согласно свидетельству очевидца Мегастена, дворец был построен в основном из дерева и считался превосходнее и великолепнее дворцов в Сузах и Экбатаны, его позолоченные колонны украшены золотыми лозами и серебряными птицами. Здания стояли в обширном парке, усеянном рыбными прудами и обставленном большим разнообразием декоративных деревьев и кустарников. В период правления Ашоки некоторые колонны были заменены на каменные.

В период Ашока каменная кладка имела очень разнообразный вид и состояла из высоких отдельно стоящих колонн, перил ступ, львиных тронов и других колоссальных фигур. Использование камня достигло такого совершенства за это время, что даже маленьким фрагментам каменного искусства был придан блестящий блеск, напоминающий тонкую эмаль. Этот период положил начало буддийской школе архитектуры. Ашока отвечал за строительство нескольких ступ, которые были большими куполами и носили символы Будды. Наиболее важные из них расположены в Санчи, Бхархуте, Амаравати, Бодхгайе и Нагарджунаконде. Наиболее распространенными примерами архитектуры Маурьев являются колонны Ашоки и резные эшокты Ашоки, часто изящно украшенные, с более чем 40 разбросанными по всему Индийскому субконтиненту. Павлин был династическим символом Маурьев, как изображено столпами Ашоки в Нандангархе и Ступе Санчи.

Организация империи

Империя была разделена на четыре провинции с имперской столицей в Паталипутре. Из эдиктов Ашоки известны названия четырех провинциальных столиц: Тосали (на востоке), Уджайн (на западе), Суварнагири (на юге) и Таксила (на севере). Главой провинциальной администрации был Кумара (королевский принц), который управлял провинциями в качестве представителя короля. Кумаре помогали махаматйи и совет министров. Эта организационная структура была отражена на имперском уровне с Императором и его Мантрипаришадом (Советом Министров). Историки предполагают, что организация Империи соответствовала обширной бюрократии, описанной Каутилью в «Арташастре»: изощренная государственная служба регулировала все — от муниципальной гигиены до международной торговли. Расширение и защита империи стали возможными благодаря тому, что в империи была одна из крупнейших армий в мире. Согласно Мегасфену, в состав империи входили 600 000 пехотинцев, 30 000 кавалеристов, 8 000 колесниц и 9 000 военных слонов, кроме последователей и сопровождающих. Обширная шпионская система собирала сведения как для внутренней, так и для внешней безопасности. Отказавшись от наступательных войн и экспансионизма, Ашока, тем не менее, продолжал поддерживать эту большую армию, чтобы защитить Империю и сохранить стабильность и мир во всей Западной и Южной Азии.

Религия

Джайнизм

Чандрагупта Маурья принял джайнизм после ухода в отставку, когда он отказался от своего трона и материальных ценностей, чтобы присоединиться к блуждающей группе джайнских монахов. Чандрагупта был учеником джайнского монаха Ачарьи Бхадрабаху. Говорят, что в последние дни он соблюдал строгий, но самоочищающийся джайнский ритуал сантхары (быстро до смерти) в Шравана-Белгола в штате Карнатака. Сампрати, внук Ашоки, также покровительствовал джайнизму. Сампрати находился под влиянием учений джайнских монахов, таких как Сухастин, и, как говорят, он построил 125 000 деразаров по всей Индии. Некоторые из них до сих пор встречаются в городах Ахмедабад, Вирамгам, Удджайн и Палитана. Сампрати послал посланников и проповедников в Грецию, Персию и на Ближний Восток для распространения джайнизма. , но до настоящего времени не было проведено никаких исследований в этой области. Таким образом, джайнизм стал жизненной силой в соответствии с правилом Маурьев. Чандрагупте и Сампрати приписывают распространение джайнизма в Южной Индии. Говорят, что сотни тысяч храмов и ступ были построены во время их правления.

Буддизм

Магадха, центр империи, был также местом рождения буддизма. Сначала Ашока практиковал индуизм, но позже принял буддизм; После Калинской войны он отказался от экспансионизма и агрессии, а также от более жестких предписаний Арташастры о применении силы, интенсивной полиции и безжалостных мерах по сбору налогов и против повстанцев. Ашока отправил миссию во главе с его сыном Махиндой и дочерью Сангхамиттой в Шри-Ланку, чей король Тисса был настолько очарован буддийскими идеалами, что сам принял их и сделал буддизм государственной религией. Ашока отправил много буддийских миссий в Западную Азию, Грецию и Юго-Восточную Азию и поручил строительство монастырей и школ, а также публикацию буддийской литературы по всей империи. Считается, что он построил целых 84 000 ступ в Индии, таких как храм Санчи и Махабодхи, и он увеличил популярность буддизма в Афганистане, Таиланде и Северной Азии, включая Сибирь. Ашока помог созвать Третий буддийский совет индийских и южноазиатских буддийских орденов возле своей столицы, который провел большую работу по реформированию и расширению буддийской религии. Индийские купцы приняли буддизм и сыграли большую роль в распространении религии по всей империи Маурьев.

Империя Маурьев считается крупнейшим политическим образованием, когда-либо существовавшим на индийском субконтиненте

Империя Маурьев достигла своего наибольшего территориального охвата при Ашоке Великом, внуке Чандрагупты Маурья. На вершине своего могущества, империя Маурьев простиралась на север вдоль ее естественных границ Гималаев и на востоке до нынешнего состояния Ассама. На западе она простирался за пределы современного Пакистана и значительных частей Афганистана, включая современные провинции Герат и Кандагар, и Белуджистан. Таким образом, Империя Маурьев доминировала почти на всем индийском субконтиненте, за исключением частей современного Тамилнада, Карнатаки и Кералы в южной Индии. Простирающаяся на 5000000 кв км (1,9 млн кв миль), империя Маурьев превратилась в крупнейшую политическую организацию, которая когда-либо существовала в Индийском субконтиненте. Кроме того, население империи, по оценкам, составляла около 50–60 миллионов, что делало Империю Маурьев одной из самых густонаселенных империй древности. После смерти Ашоки империя начала приходить в упадок из-за набегов южных князей и ссор. Последний правитель империи Маурьев был Брихадрата, который был убит в 185 году до н.э. Пушьямитрой,основавшим затем династию Шуньга.

Максимальная территориальная протяженность империи Маурьев при Ашоке

Муарьев была первой династией, объединившей большую часть индийского субконтинента

Империя Маурьев была основана в 322 году до н.э. Чандрагуптой Маурья под руководством его учителя Чанакья. Чандрагупта сверг Дхану Нанду, последнего правителя династии Нанд. Чандрагупта затем завоевал области Пенджаб от юго-восточных краев, бывшую империю Александра Македонского. Таким образом он основал свою империю со столицей в Патлипутре . Селевк I, македонский генерал из армии Александра, попытался продвинуться в Индию в 305 году до нашей эры. Однако, его армия была побеждена Чандрагуптой, и после заключения договора Селевкиды, мавры поддерживали дружеские отношения. С миром вдоль его западной границы Чандрагупта сосредоточил свои военные подвиги на востоке и на юге. К концу своего правления он распространил империю по всей северной Индии. Таким образом, Чандрагупта стал первым известным императором, объединившим большую часть Индии под одной администрацией. Биндусара, сын Чандрагупты, продолжил расширение империи Маурьев, остановившись вокруг региона, известного сегодня как Карнатака. Его сын, Ашока, добавил Калингу в и без того обширную империю. Однако, видя широкомасштабную смерть и разрушения, Ашока повернулся к буддизму и остановил военное завоевание. Таким образом, хотя империя поддерживалась, к ней больше не добавлялась территория.

Современная статуя Чандрагупты Маурьи, основателя империи Маурьев

Народы населявшие древнюю Индию

Юг и север Индии, в то время, представляли собой не то, чтоб совершенно разные земли, населенные разными племенами, а гораздо больше – фактически эти области были вообще никак не связаны между собой и их развитие проистекало совершенно независимо друг от друга.

В целом Южная Индия отставала в развитии от Северной Индии, фактически с первобытно-общинным строем здесь было покончено только после подчинения региона царям Магадхи. При этом, конечно же, нельзя утверждать, что до образования империи Маурьев, на юге Индостана царил сплошной каменный век. Отнюдь, были здесь и государства, порой, достаточно сильные, среди которых выделялись государства таких народов как калинги, андхры, чолы, пандьи и кералы.

Держава калингов (соответствующая примерно территории нынешнего штата Ориссы) была довольно сильной, покорение ее далось Ашоке с большим трудом.

Андхры населяли территорию, примерно соответствующую территории современного штата Андхра и восточной части штата Хайдерабад (Телингана). Территория андхров при Ашоке входила в империю Маурьев, но когда произошло подчинение андхров Маурьям, установить трудно.

Еще южнее от страны андхров находилась земля, которая называлась в древности Тамилиадом; она была населена различными тамильскими племенами; процесс развития рабовладения происходил здесь независимо от Северной Индии. Народ чола населял восточную часть теперешнего штата Мадрас. К западу от него проживали пандьи. Кералы, родственные тамилам, населяли в основном территорию теперешнего штата Траванкур-Кочин. Об общественном и политическом строе этих народов нам почти ничего не известно.

Известно, что только эти три индийских народа смогли отстоять свою независимость и не подчинились могущественным царям Магадхи из династии Маурьев. У них к тому времени уже были достаточно прочные государственные образования.

Андхры, добившиеся независимости сразу после смерти Ашоки, быстро распространили свою власть на большую часть полуострова; столицей их государства стал город Насик. Их дальнейшее усиление было временно остановлено калянгами.

Калинги, также ставшие независимыми вскоре после смерти Ашоки, под руководством царя Кхаравелы (конец III в. до н. э.) нанесли ряд поражений андхрам. Тем не менее к середине I в. до н. э. андхры превзошли калингов в военной мощи, и государство андхров стало в это время преобладать в Южной Индии.

Империя Маурьев в разные годы – вся северная часть государства – заслуга Чандрагупты, южный «кусок» (Паринда) – его сына Биндусары, а восточнее (территория Калинги) – внука Ашоки. Пунктирная линия на востоке страны – граница прежних македонских владений Александра

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий