Индия 20 века

Подъем национально-освободительного движения 1905 — 1908 гг

Особую тревогу колониальных властей вызывало растущее недовольство англичанами в Бенгалии — наиболее развитой и населенной провинции Британской Индии. Вице- король Индии лорд Керзон решил разделить эту провинцию на две части, чтобы ослабить общую силу бенгальского народа. Указ о разделе Бенгалии был опубликован в июле 1905 г.

Это событие до глубины потрясло Бенгалию и взволновало всю Индию. Англичане производили раздел так, чтобы противопоставить бенгальцев- мусульман бенгальцам-индусам. В результате в одной части Бенгалии индусы оказались в большинстве, а мусульмане — в меньшинстве. В другой части — наоборот, мусульмане составляли большинство. Единый народ был разделен по религиозному признаку. Против раздела Бенгалии выступали все слои населения, даже бенгальские заминдары (помещики), независимо от религиозной принадлежности.

По предложению Национального конгресса, 16 октября 1905 г. был объявлен в Бенгалии днем национального траура. В этот день закрылись фабрики, магазины, базары. По всей Бенгалии не разжигали очагов. Взрослые соблюдали строгий пост. Многие служащие в знак траура сняли обувь и на работу шли с нею в руках.

Состоялись многочисленные митинги. Патриоты призывали народ употреблять предметы отечественного производства. Так началось движение за бойкот английских товаров, поддержанное индийской буржуазией.

Бойкот английских товаров приобрел массовый характер. Он распространился по всей Бенгалии и проходил под лозунгом «свадеши» (своя земля). Главной целью движения было развитие своего, национального производства. Вскоре лозунг «свадеши» был дополнен лозунгом «сварадж» (свое правление). Тилак призывал к расширению бойкота английских товаров и организации массовой кампании ненасильственного сопротивления колониальным властям путем нарушения законов без применения силы. Он называл это «пассивным» сопротивлением.

Постепенно патриотическое движение вышло за пределы Бенгалии и охватило всю Индию. В 1906—1908 гг. вспыхивали забастовки, волнения, устраивались митинги и шествия.

В условиях подъема национального движения английские колониальные власти проводили двойственную политику. С одной стороны, применялся жестокий террор против восставших. С другой — было объявлено о предстоящем проведении реформ. «Умеренные» Национального конгресса пошли на сотрудничество с англичанами в подготовке проекта реформ, требовали прекращения бойкота иностранных товаров. Но патриотическое движение не прекратилось. Тогда в июне 1908 г. английские власти арестовали Тилака и приговорили его к шести годам каторги. Население Бомбея ответило политической забастовкой, и каторга была заменена тюремным заключением.

Процесс Тилака

Подъем национально-освободительного движения 1905— 1908 гг. завершился Бомбейской политической стачкой. Стало понятно, что Индия «пробудилась». Английские колонизаторы вынуждены были пойти на некоторые уступки. В 1911 г. отменили закон о разделе Бенгалии.

Новый подъем национально-освободительного движения начался после первой мировой войны.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Лауреат Нобелевской премии

В 1913 г. лауреатом Нобелевской премии в области литературы стал индийский поэт Рабиндранат Тагор. Впервые эта премия была присуждена представителю Азиатского континента. Образованная Индия с восторгом и воодушевлением встретила такое решение. Она увидела в нем факт признания индийской культуры на Западе.

Рабиндранат Тагор (1861—1941)

Великий индийский писатель и поэт родился в Калькутте (Бенгалия). Он принадлежал к известной семье просветителей Тагоров. Известность Р. Тагору принес первый сборник стихов, изданный в двадцатилетнем возрасте. Романы, повести, рассказы и пьесы писателя были направлены против феодальных и религиозных пережитков, бесправия женщин, кастовой системы. Рабиндранат Тагор был патриотом, активным сторонником реформ и развития индийской культуры. Многие его произведения — яркая иллюстрация к истории индийского национально- освободительного движения начала XX столетия. В знак протеста против английского правления в Индии Р. Тагор отказался от дворянского звания.

Использованная литература:В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX – нач. XX в., 1998.

Въезд в Индию для туристов

Граждане России пользуются правом свободного перемещения по всей стране, исключая районы, закрытые для посещения иностранцами. Туристическую визу можно получить сроком на 1 или 3 месяца. Приглашение не нужно. Но визу нужно получать заранее, по приезду в Индию с 2016 года визы не выдаются.

Россиянам виза в Индию самостоятельно оформляется достаточно просто. Необходим личный визит в визовый центр в Москве или Санкт-Петербурге, а также можно обратиться через представителя, вручив ему доверенность

Список документов минимален, но особое  внимание  нужно уделить  заполнению анкеты и к фотографиям. Виза на 6 месяцев выдается при наличие справки об отсутствия  вируса СПИД

Эту визу, уже в Индии можно продлить до года, в отделении полиции. Можно также получить возможность трехкратного въезда по одной визе.

Национальные особенности Индии

Индийцы – гостеприимный и добродушный народ. Любому, кто оказался в беде, они готовы помочь – среди жителей Индии вы будете чувствовать себя в безопасности. Индийцы не агрессивны, не вспыльчивы и достаточно сдержанны. К сожалению, не стоит забывать о нищих, которых в Индии полно. Очень назойливые ребята.

В Индии не принято публично проявлять чувства: объятия, поцелуи, прикосновения. Даже дружеское похлопывание по плечу может быть расценено как вульгарность.

Индийское общество крайне консервативно, повседневная жизнь индийцев проникнута множеством ритуализированных действий и норм поведения.

В Индии не принято здороваться за руку, хотя мужчинам это не запрещается. Приветствием является особый жест – намасте или намаскар (ладони рук сложенные перед грудью и поклон), который имеет глубокий мистический смысл.  Похожим образом приветствуют изображения или статуи божеств и святых в храмах Индии, но  в этом случае «лодочка» при поклоне прижимается ко лбу.

Неприлично показывать на кого-либо пальцем. Оскорбительным может показаться демонстрация собеседнику подошв своих ног. Особенно оскорбительным будет касание индуса левой рукой, которая традиционно считается нечистой.

При входе в любой храм Индии считается должным снять обувь при входе. Индия вообще относится к тем странам, где обычно разуваются при входе в то или иное помещение. Подобное ограничение касается мечетей, сикхских храмов и гробниц святых. Снятую обувь можно сдать на хранение специальному служащему или оставить на попечение местных «энтузиастов» за небольшую плату. Входить в храм можно только в одежде, обширно закрывающей тело.

Священные животные — коровы почитаются жителями  и защищаются государственными законами. Любое неуважительное поведение по отношению к коровам (во множестве бродящим по улицам городов Индии) может вызвать крайне негативную реакцию.  За убийство коровы во многих штатах Индии предусмотрено уголовное наказание. Почтительное отношение в Индии распространяется на таких животных, как обезьяны (потомки бога Ханумана) и павлины (ассоциируются с богом Кришной).

Что посмотреть в городе Агра?

Агра – один из самых прекрасных городов Индии. Агра как крепость возникла в XV веке, а сам город в начале XVI века.  Сейчас Агра считается главной туристической достопримечательностью страны. Даже в столице страны Дели нет такого обилия архитектурных шедевров и культурного наследия, которое присутствует в Агре. В основном всё это досталось от золотого века Великих Моголов — была такая империя когда-то на территории полуострова Индостан. В Агре представлены ярчайшие образцы могольской архитектуры Индии:

  • крепость Агра-форт (1574) с дворцом Джахангири-Махал (1570),
  • «Жемчужная мечеть» (1653),
  • залы Дивани-Ам (1627)
  • Дивани-Кхас (1637),
  • Соборная мечеть (1648).
  • в 9 км от Агры находится мавзолей Акбара (1613).

Заметьте — в Индии огромное наследие от этих моголов. Индия и тогда была полна разных религиозных взглядов.

Моголы постарались создать нечто среднее между разными религиями.

Агра является ремесленным центром резьбы и инкрустации по мрамору. Здешние шкатулки, столешницы, подносы, блюда и другие декоративные изделия славятся по всему миру. Агра еще и центр выделки кожи, ковроткачества, золотой и серебряной вышивки по бархату.

Но конечно более всего славится Агра одним из семи чудес света – Тадж-Махалом. Всемирно известный мавзолей, построенный еще в XVII веке, является символом любви Шаха-Джахана к своей жене – Мумтаз-Махал. Это настоящий шедевр персо-индийской архитектуры. Весь комплекс — это закрытый с трех сторон парк. В саду дворца находится множество красивейших фонтанов, дорожек, а по всей его длине тянутся четыре водных канала, символизирующих дороги в рай. Перед дворцом возвышаются ворота из красного песчаника, расписанные выдержками из Корана.  У лестницы, ведущей ко дворцу, оставляют обувь, как перед храмом. Сейчас это одно из самых посещаемых мест Агры и Индии, и не только туристами, но и самими индусами.

Индия после восстания сипаев

Национальное восстание 1857—1859 гг. оказало большое влияние на английскую колониальную политику. В 1858 г. Индия была объявлена владением британской короны. Это положило конец правлению английской Ост-Индской компании. В этом же году прекратила свое существование династия Великих Моголов, так как два сына и внук последнего Могола были расстреляны английскими офицерами. Однако дух и символы самодержавия сохранились. В 1877 г. королева Англии Виктория была провозглашена императрицей Индии. Отныне «Великий Могол» восседал в Англии.

Красный форт в Дели, первая половина XIX в. Здесь доживал последние дни английский пенсионер Великий Могол Бахадур-шах II (1837—1857), лишенный власти

Англичане торжественно обещали свято уважать права, честь и достоинство туземных князей. Индийские феодалы, поддерживавшие англичан в период антиколониального восстания, получили щедрое денежное вознаграждение и земельные владения. Они превратились в надежную социальную опору английского колониального режима. Одновременно Англия реорганизовала свои вооруженные силы в Индии. Теперь они становились королевскими войсками. В них значительно увеличилось количество англичан, которые считали, что 1857 г. не должен повториться.

Начало «Индийской империи»

В 17−18 вв. компания шаг за шагом завоёвывала всё новые позиции в Индии, добиваясь расположения падишахов. Политические конфликты в регионах (страна не мыслила себя единой и не воспринималась таковой) представляли собой идеальное пространство для колонизаторов — британцы разделяли и властвовали. Экспансия происходила при поддержке различных местных сил, искавших в англичанах союзников. Силой и хитростью Ост-Индской компании удалось уже в 18-м в. поставить под контроль Бенгалию и ограбить её жителей до нитки (во второй половине века политика британцев привела к голоду, от которого погибли более 10 млн человек); огромное влияние компания распространила и на другие области — Хайдарабад, Мадрас, Бомбей, Пенджаб, центральные княжества.


Британская Индия, 1859 г. (history-maps.ru)

К середине 19-го в. англичане вытеснили из Индии всех конкурентов. Огромные ресурсы утекали в метрополию, которая по-прежнему правила через Ост-Индскую компанию. У последней имелись свои чиновники, флот и армия. В войска компании набирали «сипаев» (т.е. воинов) — индийцев, которые охотно шли на службу, за которую платили, по местным меркам, хорошо.

Вооружать покорённых туземцев рискованно для любой империи. Британцам пришлось выучить этот урок в 1857—1859 гг., когда сипаи восстали и спровоцировали серию бунтов в нескольких регионах Индии. Причиной было возмущение грабительской колониальной политикой, но поводом стала мелочь. В войска привезли новые ружья и патроны, будто бы смазанные в упаковках говяжьим и свиным жиром. Ни индусов, ни мусульман (а среди сипаев были и те, и другие) это устроить не могло — по регламенту, картонные упаковки патронов во время стрельбы полагалось надрывать зубами. Слухи о злодеяниях англичан наложились на гнев, связанный с жиром, и сипаи в ярости начали убивать всех колонизаторов, до которых могли добраться.

Восстание удалось подавить, и сипаям обещали другие патроны. Однако в Лондоне стало понятно, что Ост-Индская компания уже не справляется. В колонии было введено прямое государственное правление, и компания передала короне все свои права. С 1858 г. интересы Лондона защищали британские и лояльные индийские войска и собственные чиновники во главе с вице-королём Индии. В 1876 г. королева Виктория и вовсе объявила себя императрицей Индии, встав во главе местной феодальной системы.

Сарга-Сули

Самая высокая башня Джайпура, называемая также Исар-Лет, была построена в 1749. Не так давно она была открыта для публики. Башня – место, откуда открывается лучшая панорама города.

Пригороды Джайпура

Крепость-дворец Амбер (11 км на север от Джайпура) — необычайно красивый комплекс дворцов, залов, павильонов, садов и храмов, строившийся на протяжении двух столетий. Особый интерьерный стиль залов, которые украшают росписи с драгоценными камнями и зеркалами, можно смело назвать образцом восточной роскоши.

Форт Джайгарх — одна из немногих военных крепостей средневековой Индии, сохранившая былой блеск дворцов, садов, бассейнов и храмов. Здешняя знаменитость – пушка Джайван (массой 50 т), отлитая в 1726 г. на оружейном заводе Джайгарха. Она считается крупнейшей в мире колесной пушкой.Галтаджи – древний центр паломничества, находящийся к востоку от Джайпура. Здесь расположены храмы, павильоны, бассейны и источники со святой водой, окруженные пышной зеленью. Маленький храм бога солнца, построенный на вершине холма, виден из любой точки города.

Экономическое развитие

Во второй половине XIX в. Индия становится важнейшим рынком сбыта товаров английской промышленности и источником сырья для метрополии. Импорт в основном состоял из предметов роскоши: шелковых и шерстяных тканей, кожи и кожаных изделий, украшений, мебели, часов, бумаги, парфюмерии, стеклянных изделий, различных игрушек, велосипедов, машин, лекарств. Некоторые ввозимые товары стали предметами первой необходимости во многих домах, например, спички, мыло, стекло, карандаши, перья, ручки, изделия из алюминия, керосин. Из Индии английские фирмы вывозили продовольствие и сельскохозяйственное сырье: рис, пшеницу, хлопок, джут, индиго, чай.

Широкое распространение получил ввоз английского капитала. Сначала в форме займов, которые получали колониальные власти у лондонских банкиров под высокие проценты, а затем в форме капиталовложений частными лицами. Займы шли на содержание колониального аппарата и армии, на финансирование грабительских войн против других стран Востока, например Афганистана. Оплачивало эти займы нищее голодное крестьянство.

Английские капиталы вкладывались в создание предприятий по переработке местного сырья. В руках англичан находилась быстро расширявшаяся джутовая промышленность. Выгодной сферой вложения капитала были плантации чая, кофе, каучука.

Торжественная процессия по случаю коронации английской королевы императрицей Индии

Быстрыми темпами шло строительство железных дорог и телеграфных линий, которые были собственностью исключительно колониальных властей.

Железные дороги веером расходились из крупных портов, обеспечивая доставку сырья и продвижение промышленных товаров из Англии. Первая железная дорога была построена в Индии в 50-х гг. К 1900 г. протяженность железнодорожных линий достигла 40 тыс. км. Такому размаху могла позавидовать любая страна мира. В независимой Японии, например, длина железнодорожной сетки к концу столетия равнялась лишь 2 тыс. км.

Английский инженер руководит строительством моста

Хотя и медленно, но появлялись предприятия, принадлежавшие индийскому капиталу. Это происходило главным образом в текстильной промышленности. Индийская буржуазия формировалась из богатых ростовщиков, помещиков и других состоятельных людей. Она была еще слаба и зависела от более могущественного английского капитала. Мелкие хозяйчики, владельцы мастерских и мануфактур почти не имели шансов в колониальных условиях стать фабрикантами.

Таким образом, английские колониальные власти в определенной степени способствовали промышленному развитию Индии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий