Индская цивилизация

Северная Индия в середине I тысячелетия до н.э.

Экономическая интеграция, способствовавшая политической консолидации индийцев в середине I тысячелетия до н.э., была важным фактором, но не единственным и даже не самым главным. Много большую роль в консолидации индийцев как этноса и тем более индийской цивилизации как великой социокультурной цельности сыграли процессы, протекавшие в это время в духовно-религиозной сфере и на тысячелетия определившие облик всей культуры Индии, духовные ценности ее цивилизации. Эти процессы начались с того, что древние веды стали обрастать уже упоминавшимися толкованиями и комментариями, которые энергично разрабатывались усилиями жрецов различных брахманских каст. На базе активных религиозных поисков возникали сложные философские построения – прежде всего упанишады, в которых дебатировались проблемы бытия и небытия, жизни и смерти, первопричины сущего, верховного Абсолюта и т.п. Следует особо подчеркнуть, что все эти отвлеченные рассуждения были практически исключительным достоянием брахманов, которые ревниво оберегали свою монополию на образование, изучение и комментирование священных текстов.

В этот период в Северной Индии была замечена тенденция к политической консолидации. Возникали мелкие государства, которые постепенно становились более крупными и трансформировались в ранние государства, соперничество между ними становилось все более ожесточенным. К середине I тысячелетия до н.э. в долине Ганга и поблизости от нее существовало примерно 16 сравнительно крупных государств, в большинстве которых уже установилась наследственная монархия и лишь в некоторых практиковались различные формы олигархического либо аристократического правления с выборными политическими лидерами. Возвышение политических центров в долине вело к росту и укреплению городов, к развитию ремесла и торгового обмена. Города, бывшие, прежде всего, укрепленными крепостями, начинали играть заметную роль в экономике. В сфере аграрных отношений тоже очень большую роль играло государство, который выступало как верховный распорядитель земельного фонда. Государство регулировало подати и повинности населения. Основной формой землевладения была община.

Ранняя Хараппская цивилизация

Ранний период цивилизации имеет рамки между 3300—2800 годами до нашей эры. Другое название — Фаза раннего Хараппа Рави — по названию протекающей рядом реки. связан с культурой Хакры, найденной в долине реки Гаггар Хакра. Предшествует культуре Кот Диджи (2800—2600 гг. до н. э., Хараппа 2), расположенная недалеко от Мохенджо-Даро. Самые ранние находки Индской культуры в итоге относятся к 3-му тысячелетию до нашей эры.

Развитые деревенские поселения представлены Рехман-Дхери и Амри в Пакистане. Кот Диджи представляет культуру, ведущую в итоге к Зрелой Хараппе, у данной культуры уже была централизованная власть и постепенно развитие урбанистических тенденций. Другой город этого этапа, схожий по уровню — Калибанган. Кот диджи вела активную торговлю с региональными культурами и получала сырьё из удалённых от своей территории источников. Так, торговлей, она получала лазурит для производства бисера. К этому времени жители одомашнили горох, кунжут, хлопок, буйвола. Ранние общины Хараппы превратились в крупные городские центры к 2600 годам до нашей эры и дали начало периоду Зрелой Хараппской цивилизации. Процессы миграции населения внутри государства в долине Инда, напоминали современные — люди переезжали из сёл и деревень в города.

Постепенное развитие культуры Ранней Хараппы, привело к строительству крупных поселений, защищаемых стенами, расширением торговых сетей и усилению интеграции разных регионов в относительно одинаковую материальную культуру, схожую по керамике, орнаментам и печатям. При этом печати были признаком всё более развивающейся торговли и для своего времени имели высокий уровень изготовления.

В плане начала формирования Индской общности есть несколько версий

Первая из них упирает на то, что именно высокий уровень муссонных осадков и послужил основным стимулом для развития Индской общности и цивилизации

Вторая точка зрения уточняет — деревни бронзового века и городские общества долины Инда — это что-то вроде аномалии, поскольку археологи обнаружили небольшое указание на местную изоляцию и военный конфликт. При этом палеоклиматологи подтверждают, что уровень осадков стал медленно снижаться в третьем тысячелетии до нашей эры, и заметный для земледельцев уровень аридизации, осушения, как раз совпадет с началом формирования крупных городов у Индской культуры. Возможно, объединение людей в единые города, было реакцией как раз на возникающие трудности в плане воды — когда решение проблем с водоснабжением потребовало консолидации усилий множества людей. Эти города, сообразно нарастающей засухе, продержались ещё от 300 до 400 лет и после жители ушли в другие места — Пенджаб и долину реки Ганг

Это интересно: 293,Искусство Месопатамии во 2-ой половине II и I тыс, до н, э, искусство ассирии в ранний и классический периоды, памятники ашшурнациропала ii, салманасара ii, iii, дворцовый комплекс в калахе (нимруде)

Упадок Хараппских городов

После нескольких
столетий расцвета наступил «закат» хараппской цивилизации. До недавнего времени
упадок индийских центров обычно объясняли внешними факторами: вторжением
иноземных племен, отождествляемых, как правило, с ариями. В северных районах
наступление кризиса было более быстрым; на Юге же, вдали от крупных центров,
хараппские традиции сохранялись дольше. Таким образом, процесс протекал
по-разному в разных района. Немалое значение имело, вероятно, и ослабление
торговых контактов с Месопотамией. С этой сферой хозяйственной деятельности
были непосредственно связаны не только торговцы, но и ремесленники и
земледельцы.

Советские ученые,
работавшие над дешифровкой хараппской письменности, пришли к выводу, что многие
мифологические и космографические представления эпохи Хараппы вошли в состав
индуизма и джайнизма, хотя, конечно, претерпели значительную трансформацию. С
этой цивилизацией можно связывать и такие, имевшие затем широкое
распространение культы, как культы матери-богини, священных растений, животных.

Но, как бы то ни
было, одно на сегодняшний день установлено достаточно твердо и определенно: хараппская
культура долины Инда исчезла, почти не оказав существенного воздействия на
пришедшую ей на смену с разрывом в несколько веков культуру индоариев,
положивших практически заново начало древнеиндийскому очагу цивилизации. Новый
очаг складывался в основном в долине Ганга, в районах отстоящих от центров
хараппской культуры на многие сотни, если даже не тысячи километров. Но
хараппская цивилизация дала значительный импульс развитию материальной культуры
индоариев.

Майя

Классический пример цивилизации, большая часть наследия которой безвозвратно утеряна. Изумительно красивые дворцы и целые города некогда могущественного народа, населявшего полуостров Юкатан (территория современной Мексики, Белиза и Гватемалы), сейчас практически разрушены или поглощены джунглями.

Расцвет цивилизации майя пришёлся на первое тысячелетие нашей эры: они создали сложный календарь, придумали письменность и математические формулы, разработали инженерные конструкции, позволявшие им строить огромные пирамиды и многоступенчатые системы орошения сельскохозяйственных угодий.

Постепенное угасание цивилизации началось около 900-го года, то есть задолго до визита Христофора Колумба на американский континент. Историки до сих пор точно не знают, что послужило причиной утраты былого могущества и гибели майя, однако, по некоторым версиям, виной всему — междоусобные войны и ухудшение климата, в результате которого начался голод, и майя были вынуждены покинуть свои города.

Что такое цивилизация

Прежде чем ответить на вопрос какая цивилизация самая древняя, необходимо вообще разобраться что такое цивилизация. Понятие достаточно расплывчатое. Однако почти всегда оно подразумевает некоторые достижения определенного народа, такие как урбанизация, то есть строительство городов, развитие науки (математика, письменность и пр.), ремесла, культуры и т.д.

Шумерская культура считается одной из самых древних и самых загадочных

В культуре шумеров все эти отличительные черты, безусловно, присутствуют. Ей приписывают большие достижения в области математики, в частности, в тригонометрии. Также шумерам были известны квадратные и кубические числа. Все эти основы спустя 1000 лет получили дальнейшее развитие у древних греков.

По некоторым данным у шумеров также была своя религия. Они строили в своих городах высокие храмы, которые назывались зиккуратами. В результате появились даже касты жрецов.

Какие цивилизации были старше шумерской?

Все вышеперечисленные факты говорят о том, что шумерская цивилизация была действительно высоко развита. Однако по мнению ряда ученых, она возникла позже некоторых других. Но какие же тогда цивилизации считаются самыми древними?

Цивилизация Древнего Египта

Древнеегипетская цивилизация оказалась старше шумерской. Она возникла около 5200 года до нашей эры в районе реки Нил. Правда, в то время она только начала зарождаться, но развивалась быстро. Некоторые находки говорят о том, что в 4000 году до нашей эры в Древнем Египте уже была письменность. Уже в 3000 году до нашей эры египтяне были объединены под властью первой династии Раннего царства.

Египетская цивилизация прославилась пирамидами и другими строениями, которые сохранились до наших дней

Государство древних египтян называлось Та-Кемет, Та-мери или Кеми. Культура быстро развивалась благодаря развитому земледелию. Плодородный ил, который оставался после разлива Нила, а также система каналов позволяли Древнему Египту производить продовольствие в большом количестве.

Древняя египетская культура самая известная и, пожалуй, самая популярная благодаря литературе, кинематографу и, самое главное, монументальным строениям, которые сохранились до наших дней. Наиболее известные из них — пирамиды, сфинкс, Некрополь в Фивах и ряд других строений. Долгое время для ученых было загадкой как строились эти здания из огромных камней, которые, порой, не под силу поднять даже современной строительной технике. Но недавно секрет строительства египетских пирамид был раскрыт.

Кроме каменных конструкций Древний Египет также известен уникальной системой письма, литературой, математикой, медициной и астрономией. Известно также, что Египет имел большую регулярную армию. Из-за таких поразительных достижений вокруг египетской культуры возникло множество мифов и даже теорий заговоров оккультно-конспирологического характера.

Цивилизация Древнего Китая возникла примерно в 5000 году до нашей эры

Цивилизация Древнего Китая

Практически одновременно с египетской цивилизацией возникла китайская — примерно в 5000 году до нашей эры. Причем развитие их в чем-то даже имеет схожесть. Успех китайской цивилизации, как и египетской, связан с успешным земледелием в бассейнах рек Хуанхе и Янцзы.

Первая древнекитайская культура, которая называется Яншао, существовала в период с 5 по 3 тысячелетие до нашей эры. Известно, что она обладала развитым гончарным ремеслом, а также производством каменных орудий.

Первое государство бронзового века на терртории Китая возникло в 1550 году до нашей эры, и находилось в среднем течении реки Хуанхэ. Оно получило название Шан-Инь. На этот период пришлись достижения в области литья бронзы и изготовлении колесниц. Применение боевых колесниц позволяло одерживать победы в сражениях и расширять территории государства. Кроме того, Шан-Инь прославилось лунным календарем, а также иероглифическим письмом.

Подводя итоги, отметим, что самой древней известной на сегодняшний день цивилизацией является египетская. Следом за ней возникла китайская, и только после этого шумерская.

Ния

Более 1,5 тысяч лет назад Ния была цветущим оазисом, в котором останавливались на отдых караваны, идущие по Великому Шёлковому пути, хотя догадаться об этом трудно — сейчас здесь пустыня, посреди которой расположился небольшой посёлок Ния, входящий в состав Синъцзян-Уйгурской автономной области Китая.

Пустыня надёжно спрятала руины деревянных домов, храмов и дворцов, поэтому о существовании здесь огромного города долгое время никто не подозревал. Ния стала настоящей сокровищницей для археологов: здесь найдены следы множества культур и народов, которых связывал между собой Шёлковый путь. В город тысячами прибывали купцы, учёные, паломники и всевозможные авантюристы, что превратило его в кипящий котёл, в котором «варились» цивилизации Китая, Европы, Африки и Центральной Азии.

Постепенно Шёлковый путь потерял своё значение: торговцы всё чаще предпочитали морские путешествия, поэтому Ния пришла в упадок. Сейчас остатки этого уникального культурно-исторического образования тщательно изучают археологи.

Поселение на Набта-Плайя

Трудно поверить, но на территории современной Сахары когда-то жил народ с высокоразвитой культурой и наукой — об этом свидетельствуют остатки древней обсерватории, которая, предположительно, была построена 7–6,5 тысяч лет до нашей эры.

Жители поселения на берегу озера Набта-Плайя умели обжигать и расписывать керамику, занимались скотоводством и земледелием.

Астрономическое сооружение, которое на тысячу лет старше Стоунхенджа, позволяло обитателям этих мест определять день летнего солнцестояния, за которым каждый год следовал разлив озера — так они узнавали, что пора переселяться на «зимние квартиры». Как и многие другие древние города, поселение на озере Набта-Плайя погубил климат — постепенно он становился всё более засушливым, и, в конце концов, люди покинули эти места.

  • 4 правила родителей, которые помогают детям добиться успеха
  • Японская фирма разрешила сотрудникам приносить на работу своих кошек!
  • Лайфхак: как с помощью простого вычисления принять лучшее решение
  • Пять психологических фактов, позволяющих продать нам всё что угодно
  • «Бестолковая церковь Бекона» проводит религиозные службы для любителей мяса

Открытие руин Индской цивилизации

В 1856 два британских инженера, братья Джон и Роберт Брантоны, подрядились строить железную дорогу между Лахором и Мултаном в нынешнем Пакистане. Они сразу же столкнулись с проблемой. Аллювиальная почва долины Инда, по которой предполагалось тянуть линию, хорошо подходит для земледелия, но крайне бедна камнем, необходимым для железнодорожной насыпи. Брантоны решили вопрос способом, вероятно, удовлетворившим заказчика, но приведшим к археологической катастрофе. Около деревни Хараппа они нашли целую россыпь древних обожженных кирпичей. По мнению Брантонов, это был отличный балластный материал, и 160 км шпал они уложили на кирпичную крошку.

После учиненного братьями разгрома генеральный директор археологической службы Индии Каннингем провел в Хараппе небольшие раскопки. Он сделал вывод, что для науки осталось мало, но опубликовал детали найденной там раньше печати с изображением быка и шестью странными знаками. Только спустя полвека этим загадочным ключом к древнеиндийской истории решили воспользоваться его коллеги.

Продолжение раскопок

В 1921 новый генеральный директор археологической службы Индии Маршалл продолжил начатые в Хараппе раскопки. Его группа обнаружила остатки крупного города. Это стало началом эпохальной серии открытий, подаривших миру доселе неведомую культуру — угасшую Индскую цивилизацию, процветавшую за 2000 с лишним лет до Рождества Христова.

Через год у той же железной дороги обнаружили второй город, на месте Мохенджо-Даро, «Холма мертвых», на 640 км южнее. Здешние находки помогли понять тайну Хараппы. Дальнейшие исследования связали с ней руины мелких поселков, разбросанные по огромной территории — от нынешнего Карачи до устья реки Нармады и окрестностей Дели.

Первые поселения появились в долине Инда в IV тысячелетии до н.э. Между 2700 и 2500 до н.э. возникли однородно спланированные города, и сформировалась общая культура всего региона.

В этот переходный период были выстроены массивные городские стены Хараппы. После нее и Мохенджо-Даро археологи открыли десятки городов в нынешней пустыне Тар, в Гуджарате, на северном берегу Аравийского моря до 60 0 в.д., что позволило археологам лучше понять своеобразный уклад Индской цивилизации.

Хараппская цитадель

Самым заметным сооружением Хараппы была цитадель, возведенная на искусственном холме. Сохранился ее контур, охватывающий участок размером примерно 396 х 198 м. В индских цитаделях находились культовые и общественные здания, но не было дворцов. В цитадели Мохенджо-Даро обнаружена структура, условно названная «Большой ванной» — прямоугольный бассейн длиной 12, шириной 7 и глубиной 2,4 м, возможно, служивший для связанных с погружением церемоний, — интересный прецедент с учетом позднейших ритуальных омовений индуистов.

У подножия хараппской цитадели находились мастерские и вымощенные кирпичом площадки, некоторые из них, вероятно, были токами для обмолота зерна. Севернее расположена конструкция, ранее считавшаяся амбаром, но сейчас определяемая как крупное общественное здание. Похожее сооружение есть и в Мохенджо-Даро. В небольшом городе хараппанцев Лотхале в Гуджарате (Камбейский залив) цитадель включала в себя обширный склад, где найдены глиняные печати со следами тюков с тканью, к которым они были прикреплены.

Хараппскую цитадель окружали просторные жилые кварталы. Недавние исследования демонстрируют впечатляющие масштабы индских городов, руины которых ныне скрыты под толстым слоем аллювия. Хараппа занимала площадь более 150 га, а Мохенджо-Даро — 250 га.

Южнее хараппской цитадели находится кладбище. Могилы местных жителей по масштабам сопоставимы с их городами. Средние размеры составляют 3,3 х 1,2 м, хотя бывают и 4,5 х 3 м. В последнее время в Хараппе выяснились некоторые детали погребальных обычаев. Тело клали на спину или на бок головой к северу, иногда заворачивая в саван. В могилах найдены медные кольца, ожерелья из камешков или ракушек, зеркала из полированной меди. Покойника снабжали пищей и питьем в горшках, которые часто ставили в яму первыми, присыпали землей и лишь потом сверху клали усопшего.

Хараппская или Индская цивилизация

Открытие этих городов стало первым свидетельством существования развитой цивилизации – ее называют цивилизацией долины Инда или хараппской, – которая возникла на Индостане около 2600 г. до н. э. и закончила существование ок. 1750 г. до н. э.

По оценкам археологов, население в Мохенджо-Даро и Хараппе составляло от 30 000 до 40 000 человек – столько же, сколько в городах Месопотамии той эпохи.

К настоящему времени археологи раскопали сотни городов и деревень хараппской цивилизации. Они раскинуты на территории ок. 680 000 км2. Почти все дома были построены из обожженного кирпича.

Реконструкция быта Хараппской культуры

В Лотхале нашли глубоководный док, выложенный из кирпича. Кирпич использовался также для строительства причалов и защиты от наводнений цитаделей, где находились общественные здания.

Дополнительной мерой предосторожности служило создание насыпей для строительства, поднимавшихся выше уровня наводнений. В городах проживали умелые ремесленники

Они создавали украшения из ракушек и полудрагоценных камней, изделия из керамики, орудия труда, утварь и украшения из меди, и торговали по всему известному им миру – даже в Персидском заливе и Месопотамии

В городах проживали умелые ремесленники. Они создавали украшения из ракушек и полудрагоценных камней, изделия из керамики, орудия труда, утварь и украшения из меди, и торговали по всему известному им миру – даже в Персидском заливе и Месопотамии.

Судя по глиняным игрушкам, найденным в поселениях, местные жители пользовались колесными тележками и плоскодонными парусными лодками, похожими на те, что плавают по Инду в наши дни.

На каменных печатях были выгравированы животные – слоны, носороги и быки. На многих печатях есть еще и надписи, но ученым пока не удается прочесть хараппское пиктографическое письмо.

Согласно последним данным, гибель хараппской цивилизации была, вероятно, связана с потеплением климата и пересыханием рек. Жители постепенно оставляли города, однако в сельской местности жизнь оставалась неизменной еще несколько сотен лет.

Предыстория

С VII тысячелетия до н. э. в долине Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называют мергарской. В эту эпоху обитающий в бассейне Инда человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегося скотоводства. Это создавало все условия, достаточные для перехода на качественно новую ступень — формирования нового культурно-исторического комплекса.

Культура долины Инда не была единственной в своём регионе. Так, в Амри ей предшествовала местная оригинальная культура, некоторое время сосуществовавшая с Хараппской

Это интересно: 279,Империя Чингисхана: рассмотрим вместе

Чатал-Хююк

Чатал-Хююк — один из самых древних городов мира: его история началась более 9,5 тысяч лет назад. Город был частью достаточно развитой неолитической цивилизации, существовавшей на территории современной Турции.

От большинства других поселений того периода Чатал-Хююк отличает уникальная архитектура: в городе не было улиц в современном понимании этого слова, дома строились вплотную друг к другу, а входили в них через крышу. Жители занимались земледелием и животноводством, выращивали пшеницу и бобовые, собирали орехи и фрукты. Большинство орудий труда они изготавливали из обсидиана, причём обеспечивали ими и другие поселения.

Чатал-Хююк для своего времени был настоящим мегаполисом — его население насчитывало около десяти тысяч человек, а археологические находки свидетельствуют о сложном общественно-политическом устройстве города и развитой культуре. Что заставило жителей покинуть город с более чем 2000-летней историей, неизвестно.

Библиографический список

  1. Антонова, К. А.История Индии / К.А. Антонова. – М.: Академия, 2009. – 608с.
  2. Артур, Л. Бешем. Чудо, которым была Индия / Артур Л. Бешем. – М.: Наука, 2007. – 319с.
  3. Бонгард-Левин, Г.М. Индия в древности / Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин.- М.: Наука, 2005. – 637с.
  4. Вайнберг, Б.И. История и культура Средней Азии в древности / Б.И. Вайнберг, Б.Я. Ставиский. – М.: Наука, 2006. – 365с.
  5. Васильев, Л. С. История Востока. Том 1. / Л.С. Васильев. – М.: Высшая школа, 2010. – 495с.
  6. Индия в древности. Сборник статей / под ред. А.В. Струве, Г.М. Бонгард-Левина. – М.: Наука, 2004. – 637с.
  7. Косамби, Д. Культура и цивилизация древней Индии: Исторический очерк / Д. Косамби. – М.: Прогресс, 2008. – 226с.
  8. Луния, Б. Н. История индийской культуры с древних веков до наших дней / Б.Н. Луния. – М.: Изд-во «Иностранная литература», 2008. – 567с.

Индская, или Хараппская цивилизация

Наиболее ранние примеры существования обществ со сложной организацией в Индии датируют примерно 3300-1700 гг. до н.э. Поскольку существовала цивилизация в бассейне реки Инд, она получила название Индской, а также Хараппской (по наименованию одного из крупнейших городов).

Индская цивилизация демонстрирует высокий уровень урбанизации – городское население преобладало над сельским. Города (Мохенджо-Даро, Хараппа, Ракхигархи, Локхал и другие) строились по плану, из камня и обожженной глины; в них имелись системы водоснабжения и канализации. Археологи установили, что между жителями не было значительного имущественного неравенства. Нет ясности по поводу государственного устройства, но в пользу наличия единой государственности говорят просматривающиеся в некоторых ремесленных изделиях единые стандарты.

Индская цивилизация была создана дравидами – коренными племенами Индостана (для них характерна темная кожа). Население занималось выращиванием пшеницы и ячменя, разведением крупного рогатого скота, ремеслами, торговлей. Представители Индской цивилизации изготавливали колесные повозки; вероятно, обладали и навыками мореплавания. Из металлов они знали медь и бронзу, умели изготавливать стекло.

Индское общество обладало развитой, высокой культурой. Письменность цивилизации Хараппа до сих пор не расшифрована, но она существовала. Спорными являются и соображения о религии, хотя она была. Археологами найдены многочисленные скульптурные и рисованные изображения, украшения, даже игрушки и элементы игр (вроде костей). Судя по найденным зубам, жителям были известны приемы стоматологии.

Причины упадка Индской цивилизации до конца не установлены. Ученые полагают, что к этому могли привести климатические изменения (нехватка воды) и инфекционные болезни, распространившиеся при увеличении плотности населения.

Общинно-кастовая система

Восходящая к древнеиндийским варнам и освященная индуизмом система каст издревле была основой социальной структуры Индии. Слово «варна» соответствует понятиям «вид», «разряд», «цвет». Уже с глубокой древности в Индии использовали его для выделения и противопоставления друг другу основных социальных слоев общества. Зафиксированные еще в Ригведе предания исходят из того, что членение общества на противостоящие друг другу слои извечно, что из уст первочеловека Пуруши возникла варна жрецов-брахманов, из его рук – варна кшатриев, из бедер – варна простых земледельцев и скотоводов, т. е. рядовых общинников вайшья. А вот из ступней Пуруши появилась четвертая и самая низшая варна неимущих и неполноправных, варна шудр. Три высшие варны, генетически связанные с индоариями, считались почетными, особенно первые две из них. Представители всех этих арийских варн именовались «дваждырожденными», ибо по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения. Обряд второго рождения давал право на обучение профессии и занятиям предков, после чего каждый мог стать домохозяином, т. е. отцом своего семейства. Четвертая варна шудр возникла и формировалась позже трех арийских, так что в нее входили все те, кто по рождению не принадлежал первым трем. Варна шудр была, по меньшей мере вначале, варной неполноправных. Шудра не мог претендовать на высокое социальное положение, порой даже на самостоятельное хозяйство, не имел права изучать веды и участвовать в обрядах и культовых отправлениях наравне с представителями остальных варн. Удел ремесленника или слуги, занятие тяжелыми и презираемыми видами труда – вот был его жребий.

С течением времени в положении варн происходили некоторые изменения, суть которых сводилась к снижению статуса третьей и некоторому повышению статуса четвертой из них. Гораздо более жестким был наследственный статус брахманов: его очень трудно было утратить, даже когда брахман переставал быть жрецом и занимался иными, гораздо более мирскими делами, но еще труднее, практически невозможно было обрести заново. Сильно возросла доля внекастовых изгоев, неприкасаемых (хариджан, как их стали называть позже), выполнявших наиболее тяжелые и грязные работы. Можно считать, что к середине I тысячелетия до н. э. две высшие варны уже достаточно отчетливо противостояли двум низшим.

 Сложившаяся таким образом система четырех варн стала весьма устойчивой основой для членения индийского общества на незыблемые категории-сословия. Человек рождается в своей варне и навсегда принадлежит именно ей, остается в ней. В своей варне он берет жену, его потомки навечно остаются в его варне, продолжают его дело. Рождение в той или иной варне – результат поведения человека в его прошлых рождениях. Религиозное освящение системы варн оказалось весьма эффективным. Эта система со временем не только не распадалась, но, напротив, становилась все жестче, сильнее, разветвленнее. Оказаться вне системы значило практически быть вне общества, в известном смысле вне закона, т. е. на положении раба.

Пришедшая на смену четырем древним варнам система из многих сотен и даже тысяч каст стала в новых условиях гораздо более удобной. Каста (джати, т. е. род) – это замкнутая эндогамная группа людей, обычно наследственно занятых в определенной сфере деятельности. Те, кто стоял вне существующих каст или родился от смешанного брака, до поры до времени был своего рода кандидатом на включение в систему каст. Кастами могли стать и становились племена, секты, группы лиц сходных занятий. В особую группу выделялись те, кто занимался нечистыми профессиями. Они либо принадлежали к самым низшим кастам, либо вообще стояли вне каст и считались неприкасаемыми, теми, чье прикосновение способно осквернить членов других каст, особенно брахманских. Принципиальным отличием новых каст от старых варн было то, что касты являлись корпорациями, т. е. имели четкую внутреннюю организацию. Касты включали в себя много меньшее количество членов по сравнению с прежними варнами. Каста строго стояла на страже интересов своих членов. Но главный принцип при трансформации варн в касты остался неизменным: сформулированное еще древним брахманизмом и строго охранявшееся индуизмом правило гласило, что каждый принадлежит к своей касте по рождению и должен оставаться в ней всю жизнь. И не только оставаться. Но и выбирать жену из своей касты, воспитывать детей в духе кастовых норм и обычаев. Кем бы он не стал, как бы ни разбогател или, напротив, ни опустился, брахман высокой касты всегда останется брахманом, а неприкасаемый-чандала всегда неприкасаемым.

Заключение

Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро располагалась в долине реки Инд в XXIII-XIX веках до н. э. Была высокоразвитым обществом для того времени. Этому свидетельствует наличие письменности, различных ремёсел, и торговли.

В данный момент среди учёных идут бесконечные споры по поводу происхождения и религии этой цивилизации, так как достоверных фактов, подтверждающие или опровергающие ту или иную гипотезу нет

Древняя Индия по ряду основных параметров близка к государствам ближневосточной древности. Здесь также господствовали власть-собственность и централизованная редистрибуция, отсутствовали свободные по-европейски рынок и частная собственность. Индия всецело принадлежит к традиционному Востоку и не имеет ничего общего с античностью, хотя индоарии генетически достаточно близки древним грекам. Между ближневосточным и индийским регионами есть существенная разница. Разница заключается в цивилизации, в культурных традициях, в исторически обусловленных формах организации социума, во всем, что нашло свое отражение в виде варно-кастовой и общинной систем.

Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий