Исамаль — жёлтый магический город, где всё ещё живут майя

Часть 3. Исполнение желаний

Хотя Гудвин и оказывается обманщиком, он даёт Страшиле мозги — мешочек отрубей с иголками, Железному Дровосеку шёлковое сердце, а Льву какой-то напиток. Правда, он считает, что они и так обладают всеми этими качествами.

Чтобы вернуть Элли домой, Гудвин достаёт свой баллон и решает улететь на нём в Канзас вместе с девочкой. В назначенный день Гудвин собирает народ и объявляет, что улетает, а вместо себя оставляет правителем Страшилу Мудрого. Пока Элли нежно прощается с друзьями, налетает вихрь и баллон с Гудвином улетает без девочки.

Друзья решают обратиться к доброй волшебнице Стелле. Она поможет девочке вернуться в Канзас.

По дороге путешественники попадают в лес, где на широкой поляне собралось множество зверей. Увидев Льва, они кланяются ему и просят освободить их от огромного паука, который пришёл в лес и высасывает из его обитателей кровь. Смелый Лев уничтожает паука, и звери просят его стать их царём. Лев соглашается, но только после того, как поможет Элли.

Волшебница Стелла радушно принимает путешественников. Она забирает у Элли Золотую Шапку и отдаёт её Летучим Обезьянам, чтоб они были свободны. Стелла открывает девочке тайну серебряных башмачков: они переносят владельца, куда тот пожелает, стоит только стукнуть каблуком о каблук и назвать место, где хочешь очутиться.

Протыкание собственного члена, игра в мяч и вырывание ногтей — жертвоприношения майя

По масштабам человеческих жертвоприношений майя сильно уступали тем же ацтекам. Как правило, они приносили людей в жертву при вступлении царя на трон, после победы в войне или при строительстве пирамид. При этом несчастным вырывали сердце, а также топили, душили и расстреливали из лука. Приносили в жертву и детей, особенно если был какой-то важный случай.

Самокровопускание

Но самое экзотичное в обычаях майя — это, конечно, самокровопускание — ритуал, во время которого главную роль играл царь, его жена и приближенные. В особые дни, прилюдно, особым шилом из хвоста ската, царь протыкал себе язык, мочки ушей и член. В язык часто вставляли веревку с шипами и протягивали ее, делая кровотечение более обильным. Вытекшей кровью намазывали идол или пергамент, сжигая который устанавливали связь с богами. Царица также протыкала себе язык, уши или половые органы.

Если бы наши чиновники точно также платили за свое высокое положение, думаю желающих получить хлебное место стало бы в разы меньше. Конечно, простой люд также занимался кровопусканием, а шрамы на лице считались красивыми. С пленниками поступали довольно жестоко, вырывая им ногти и всячески издеваясь — считалось, что нельзя убить человека, предварительно его не помучав.

Еще один поразительный мезоамериканский обычай, связанный с жертвоприношениями, — игра в мяч. Играли на специальных стадионах, командой победителей против команды пленников. Мяч был сделан из каучука и довольно тяжел, отчего по нему били не ногами и руками, а бедрами или плечами, защищая их специальными накладками. Естественно, пленники проигрывали профессиональным спортсменам-майя, и их приносили в жертву. Иногда в каучук вплавляли голову побежденного царя и играли ей. У некоторых царей были даже свои собственные мини стадионы, для игры один на один, куда они приглашали союзных царей для ритуального развлечения. Конечно, союзников в жертву старались не приносить.

Удивительный мир майя до сих пор полон загадок и тайн, и ученые каждый год раскапывают что-то новое, находят новые надписи и города. Это потрясающая цивилизация, которая возводила монументальные постройки и изучала звезды, когда предки захвативших их испанцев еще были дикарями-иберийцами.

Майя могли быть выходцами из Атлантиды

Разобраться в истории и происхождении майя сложно. Спасибо суеверным испанским конкистадорам — они сожгли почти всю письменную историю, приняв библиотеку за странные колдовские символы.

Выжили только три документа: Мадрид, Дрезден и Париж, которые названы в честь городов, куда в итоге попали. На страницах этих кодексов описаны древние города, павшие от землетрясений, наводнений и пожаров. Эти города не расположены в материковой части Северной Америки — есть смутные намёки, что они были где-то в океане. Одно из толкований кодексов гласит, что майя пришли из того места, которое сейчас (и во время их расцвета) скрылось под водой, их даже принимали за детей Атлантиды.

Атлантида — это, конечно, сильно сказано. Но учёные недавно обнаружили то, что может быть останками древних городов майя на дне океана. Возраст городов и причину катаклизма определить невозможно.

Конец света, ноль и специфическое чувство юмора — наука и письменность майя

Обсерватория

Майя широко известны своими познаниями в астрономии и математике. Это была высокоразвитая цивилизация, которая одной из первых ввела понятие нуля. Так что в этом они смело соперничают с индийцами, оставив за бортом даже просвещенных греков.

Майя строили удивительные и монументальные обсерватории, с помощью которых наблюдали за движением небесных светил и умели предсказывать солнечные и лунные затмения. Их календарь был разделен на множество циклов: малых — в двадцать лет, средних — в четыреста, а также больших — в пять тысяч лет. Именно из-за этой особенности их система летоисчисления так взбудоражила современную общественность: пятитысячелетний цикл майя заканчивался в 2012 году, и все принялись судачить о Конце Света.

История с Апокалипсисом оказалось газетной уткой вдвойне, ведь в самом календаре майя было указано, что в 2012 году закончится эпоха пятого солнца и начнется эпоха шестого, так что никакого конца времен их жрецы не предсказывали.

Одно из величайших достижений майя — это сложная письменность, которую расшифровал наш соотечественник, Юрий Кнорозов, открывший мир этого народа, его легенды, описание царей и астрономические знания — все, что сохранилось на росписях в храмах, посуде и утвари. Обучение письменности и астрономии было поставлено на государственном уровне. Нам известны и школы — здания, где на стенах были написаны учебные пособия по астрономии или грамоте.

Сохранились даже анекдоты и скабрезные истории, записанные самими майя. Например, картина, на которой нарисована группа пьяниц, рядом с которыми подписаны (почти как в комиксе) слова, которые они говорят друг другу. Фразы актуальны и по сей день и значат примерно следующее: «Держись, друг, что ж ты так нажрался!». Но больше всего выделился один правитель, который расписал весь свой дворец картинками эротического и вульгарного содержания.

Вершиной его творчества стала ваза, на которой записана история о кролике, который украл одежду у некоего престарелого бога, а когда тот потребовал ее обратно, обложил оппонента трехэтажным майянским матом. Ругань и богохульство разом — майя явно любили зубоскальский и неполиткорректный юмор.

Часть 2. Изумрудный город

Путешественники приходят в Изумрудный город, где все жители носят зелёную одежду. Фермер, у которого они останав­ливаются на ночлег, рассказывает, что никто никогда не видел лица Гудвина, так как он принимает разные облики.

Изумрудный город окружён высокой каменной стеной. Страж ворот одевает всем зелёные очки, чтоб их не ослепило великолепие города. Даже его жители носят очки день и ночь.

Перебравшись через ров, путешественники попадают во дворец. Великий волшебник Гудвин, принимая различные образы, беседует с путешественниками по одному. Узнав о гибели Гингемы, Гудвин ставит условие: он поможет исполнить то, о чем его просят, но для этого нужно уничтожить злую волшебницу Бастинду, повелительницу Фиолетовой страны.

Так как другого выхода нет, друзья отправляются в Фиолетовую страну, которую населяют Мигуны, слывущие искусными мастерами, любящие носить фиолетовую одежду и всё время мигающие. Когда они вступают на территорию Фиолетовой страны, Бастинда зовёт на помощь огромных злых волков, ворон с железными клювами, ядовитых пчёл, но друзья всех побеждают. Тогда Бастинда решает применить последнее средство: с помощью Золотой Шапки она вызывает стаю Летучих Обезьян. Распотрошив Страшилу, сбросив в ущелье Железного Дровосека и посадив в клетку Льва, Летучие Обезьяны боятся трогать Элли из-за её серебряных башмачков. Решив, что она фея, вожак бережно доставляет девочку во дворец Бастинды.

Бастинда отправляет девочку работать на кухню. Благодаря этому Элли может кормить Льва и Тотошку. Элли замечает, что Бастинда боится воды. Злая волшебница мечтает завладеть серебряными башмачками, и однажды ей удаётся получить один. От злости Элли выливает на Бастинду ведро воды, и злая волшебница тает, как сахар в чае.

Освобождённые Мигуны восстанавливают Железного Дровосека и Страшилу. Они предлагают Железному Дровосеку стать их правителем. Польщённый Железный Дровосек обещает получить сердце у Гудвина и вернуться. Счастливые Мигуны называют Элли Феей Спасительной Воды и обещают отныне умываться три раза в день.

Уходя из Фиолетовой страны, Элли берёт с собой Золотую Шапку. Как владелица Золотой Шапки, Элли вызывает Летучих Обезьян, и они переносят друзей в Изумрудный город. По дороге вожак рассказывает девочке их историю. Когда-то племя Летучих Обезьян прогневало могущественную фею, и та в наказание создала Золотую Шапку. Теперь Летучие Обезьяны должны выполнять три желания владельца Золотой Шапки. Шапка переходила из рук в руки, пока не попала к Бастинде, а теперь к Элли.

Гудвин долго не принимает путешественников, и тогда Страшила грозит вызвать Летучих Обезьян. Угроза действует, и на следующий день Гудвин вызывает друзей в зал, где никого нет, но волшебник незримо присутствует. Он долго требует доказательств уничтожения Бастинды, как вдруг Тотошка забегает за маленькую ширмочку в самом дальнем углу зала, и оттуда с воплем выбегает человек. Гудвин оказывается великим обманщиком. Сам он родом из Канзаса. В молодости Гудвин работал актёром, потом поднимался на баллоне, наполненном газом. Однажды его баллон унесло ветром, и Гудвин попал в Волшебную страну, где жители приняли его за волшебника. Построив Изумрудный город, он закрылся во дворце, приказав всем жителям носить зелёные очки, чтоб никто не догадался, что в Изумрудном городе зелёного не больше, чем в любом другом. За Гудвином укрепилась слава великого волшебника, и он предпринял поход против Бастинды, в котором потерпел поражение от Летучих Обезьян. Узнав, что фургон Элли раздавил Гингему, Гудвин решил послать девочку уничтожить Бастинду, рассчитывая на силу волшебных башмачков.

Майя до сих пор существуют

Обычно люди твёрдо уверены, что все майя как народ исчезли — как будто все представители многомиллионной цивилизации вот так просто взяли и в одночасье умерли. На деле же численность современных майя — около шести миллионов человек, что делает их крупнейшим коренным племенем в Северной Америке.

По большей части майя не погибли, но по каким-то причинам им пришлось отказаться от своих огромных городов. Так как большая часть ранней истории майя утеряна, неизвестно, почему они вдруг перестали строить большие здания, проводить церемонии и заниматься наукой. Есть несколько версий: из-за долгой жестокой засухи могли сгореть посевы, или же майя стало слишком много, или случилась война и голод.

Всё, что действительно известно, так это то, что в 1524-м году майя стали образовывать небольшие сельскохозяйственные общины и отказались от городов. Их потомки по-прежнему живут рядом с нами, но вряд ли что-то помнят о прошлом своего народа. А если и помнят, то вряд ли расскажут.

Гигантские пирамиды и туалеты со смывом — архитектура майя

На основе своих знаний майя строили великолепные дворцы, пирамидальные храмы и усыпальницы, некоторые из которых по-объему были даже больше египетских, как, например, самая высокая среди майянских пирамид — пирамида в Эль-Мирадоре высотой больше семидесяти метров. Но этим архитектурные умения майя не исчерпываются. Для развития экономики и военных походов были построены тысячи километров сакбе — великолепных дорог, имеющих сложную структуру, и возвышающихся над землей больше чем на четыре метра.

Согласно обычаям майя, человек, идущий по этой дороге, считался гостем и напавшего на него могли строго наказать — вплоть до казни. Майя сильно зависели от сельского хозяйства, но испытывали проблемы с эрозией почв, поэтому из того же Эль-Мирадора плодородную болотную землю развозили по всей тогдашней майянской ойкумене, а когда земля истощилась, город попросту покинули. Кроме этого, у майя были постоянные проблемы с водой.

Паленке

В большинстве случаев воду добывали из провальных озер, соединенных друг с другом подземными реками. Хотя случалась и обратная ситуация, когда ее было слишком много, как, например, в городе Паленке, где построили отводные каналы, которые работают до сих пор, а также акведуки, по которым вода поступала не только царю, но и в каждый дом. Так что у местных жителей были ванны, а по заявлениям некоторых ученых, еще и туалеты. Жизнь древних мезоамериканцев была довольно комфортной.

Змеиное царство — особенности политического устройства майя

Народ жил (и, кстати, до сих пор живет) на территории полуострова Юкатан и некоторых штатов современной Мексики, а также областей Гондураса, Сальвадора, Белиза и Гватемалы. Его история своими корнями уходит во второе тысячелетие до нашей эры и условно разделяется учеными на три периода: формативный — 1200 г. до н.э — 200 г. н.э., классический — 200-1000 г. н.э. и постклассический — 1000-1530 г. н.э.

Любопытно, что у майя, несмотря на огромные культурные, научные, экономические и военные достижения, так и не сложилось единой империи, они всегда жили в сравнительно небольших городах-государствах, вроде полисов Древней Греции. Время от времени какой-то город становился сильнее и подчинял себе некоторые соседние города, но все это быстро проходило.

На протяжении многих веков своей истории майя жили под властью царей, которые считались потомками богов, и у каждого царского рода был свой персональный дух-хранитель. Например, у знаменитых Змеиных царей из города Кануль, про которых известно довольно много из настенных надписей зависимых от них государств, тотемом был стоящий на задних ногах олень с головой змеи. На шее у него болталось нечто похожее на шарф, из-за чего с подачи российского исследователя Мезоамерики Д.Д. Беляева духа для простоты начали называть «оленезмеем в шарфике».

Время от времени к власти приходили женщины: иногда дожидаясь совершеннолетия сыновей, а иногда и правя железной рукой при рыхловатом муже. Правда, простой народ это не слишком одобрял, и таких женщин-правительниц не вносили в царские списки.

Часть 1. Дорога из жёлтого кирпича

Выйдя из фургона, Элли видит, что находится в необычайно красивой стране. Её приветствуют несколько мужчин в голубой одежде и Виллина, старая женщина в белой мантии. Женщина объясняет, что Элли попала в Волшебную страну, которая поделена на четыре части: Голубая, Жёлтая, Фиолетовая и Розовая. В каждой из них правят волшебницы. Повелительница Розовой страны, Стелла и Жёлтой, Виллина — добрые, а Гингема и Бастинда, властительницы Голубой и Фиолетовой стран, злые волшебницы.

Узнав, что Гингема послала разруши­тельный ураган, Виллина лишила его силы. В своей волшебной книге она прочитала, что фургон всегда пустует в бурю, и позволила урагану сбросить его Гингеме на голову. Жители Голубой страны Жевуны, одетые в голубую одежду и названные так за привычку двигать челюстями, называют Элли Феей Убивающего Домика и своей освободи­тельницей.

Волшебная страна отделена от остального света Кругосветными горами и Великой пустыней. В волшебной книге Виллины написано, что волшебник Гудвин, могущественный правитель Изумрудного города, отправит Элли домой, если девочка поможет трём существам выполнить их самые заветные желания. Идти к Гудвину нужно по дороге, мощённой жёлтым кирпичом, но башмачки Элли не выдержат такой трудный и долгий путь, и Тотошка, который в Волшебной стране может говорить человеческим языком, приносит Элли серебряные башмачки из пещеры Гингемы. Башмачки обладают волшебной силой, но какой, Жевуны не знают.

Элли идёт в Изумрудный город. По дороге ей попадается пшеничное поле, в центре которого стоит чучело из соломы в виде человечка, одетое в старое платье. Чучело окликает Элли, и они знакомятся. Девочка снимает его с кола, и Страшила, так зовут чучело, отправляется с ней в Изумрудный город, чтоб попросить у Гудвина мозги. Его знакомая ворона сказала, что если бы у Страшилы были мозги, то он был бы такой, как все люди.

Ночь застаёт путешественников в лесу, и Элли с Тотошкой ночуют в лесной хижине. Страшила, который не нуждается ни в сне, ни в еде, охраняет их. Утром, продолжив путь по лесу, они слышат чей-то стон и находят дровосека, сделанного из железа. Вот уже год, как он заржавел, и никто не приходит к нему на помощь. Элли находит в хижине маслёнку и смазывает его суставы. Услышав, что путешественники идут в Изумрудный город, Железный Дровосек просит взять его с собой, чтоб попросить у Гудвина сердце. Когда-то он был человеком и хотел жениться на хорошенькой девушке, но её тётка не желала этого брака и обратилась за помощью к Гингеме. Злая волшебница заколдовала его топор и топор отрубил ему ногу. Кузнец сделал ему железную, но девушка любила его по-прежнему. Тогда Гингема снова заколдовала топор и он отрубил дровосеку вторую ногу, затем руки, голову и туловище. Кузнец сделал ему железные части тела, девушка по-прежнему его любила, но теперь у него не было сердца, а без сердца он не может любить. Он вернул невесте её слово, но девушка сказала, что любит его и будет ждать, пока он не одумается. Попав под дождь, Железный Дровосек заржавел, простоял год в лесу и теперь ничего не знает о своей любимой.

Железный Дровосек оказывается прекрасным товарищем, между ним и Страшилой завязывается крепкая дружба и возникает непрекра­щающийся спор: что лучше — мозги или сердце. Увлёкшись, они не замечают, что Элли попала в беду: девочку унёс людоед. Благодаря находчивости Страшилы Железный Дровосек убивает людоеда.

Вскоре путешественникам встречается огромный Лев, который просит взять его с собой к Гудвину, чтоб попросить смелости, так как он трус. С помощью Льва путешественники преодолевают огромный овраг, справляются со страшными саблезубыми тиграми и переправляются на другой берег бурной реки.

История

История цивилизации майя, как впрочем, и вопрос об их происхождении имеет, к сожалению, очень много темных пятен. Да что там говорить, даже подлинное название этого народа нам не известно, так как вошедшему в обиход слову «майя» мы обязаны Христофору Колумбу. А дело было так: во время своего четвертого плавания к американскому континенту (сам Колумб был искренне уверен, что плавал к берегам Индии и Китая) великий мореплаватель пристал к небольшому островку, расположенному недалеко от современного Гондураса. Там он повстречал индейских купцов, которые плыли на большой лодке. Колумб спросил их, откуда они, на что последовал ответ «из провинции Майан», вот отсюда и пошло название этого народа – майя.

Это то что касается их название, а вот насчет истории этого народа, то на момент прибытия европейцев цивилизация майя уже клонилась к упадку. Удивленным взорам европейцев предстали отличные каменные города, построенные майя, но была одна загвоздка, города эти оказались покинутыми и заброшенными. Что подвигло индейцев майя покинуть свои города и по сей день является одной из загадок этого народа и предметом дискуссии ученых историков-американистов. Быть может какие-то внутренние конфликты в их обществе, или вспышка эпидемии некой болезни, племенные войны или апокалипсические ожидания конца света (индейца майя были очень суеверными) или еще что-то? Гипотез по этому поводу есть немало, но точного подтверждения увы нет.

Также в том, что мы так мало знаем об истории народа майя есть вина и испанский конкистадоров. Некто Диего де Ландо, испанский инквизитор, прибивший в Новый свет обращать индейцев-язычников в христианскую веру, приказал сжечь все письмена майя, где хранилось немало ценных исторических сведений об этом народе. Так по приказу одного религиозного фанатика была практически стерта история целого народа.

Были ли майя знакомы с инопланетянами?

В наши дни достаточно популярна теория заговора, гласящая, что в древности инопланетяне побывали на Земле и поделились своими знаниями с людьми. Эрих фон Дэникен в 1960-х годах заработал миллионы долларов на книге о том, как люди из космоса управляют человечеством и как в давние времена они возвеличили человека от низменных животных инстинктов до возвышенной сферы сознания.

Эрих фон Дэникен

Учёные действительно не могут объяснить, как могли появиться рисунки Наска в Перу, настолько огромные, что их можно увидеть только с высоты птичьего полёта. Дэникен писал, что у древних майя были летательные аппараты, а добрые инопланетяне даже открыли им технологии комических полётов. Свои выводы он аргументирует рисунками на пирамидах майя, где изображены парящие над землёй мужчины в «круглых шлемах», со свисающими «кислородными трубками».

Правда, все эти «доказательства» нельзя назвать таковыми — очень уж притянуто за уши.

За кулисами

Прообраз Бастинды

Прообразом Бастинды послужила для Волкова безымянная Злая Ведьма Запада из сказки Л. Ф. Баума «Удивительный Волшебник из Страны Оз» (1900). Описание и действия Злой Ведьмы Запада и Бастинды в значительной степени совпадают, Волков лишь сократил некоторые второстепенные детали и сделал образ колдуньи немного реалистичнее, убрав, в частности, пассаж о том, что из укушенной Тотошкой ноги волшебницы не потекла кровь, поскольку от постоянной злобы вся кровь у колдуньи высохла много лет назад. Кроме того, Волков существенно расширил сопутствующие сцены о пребывании Элли в рабстве у Бастинды и добавил подготовку Мигунами восстания, чего не было в первоисточнике Баума. Также полностью самостоятельной является история появления Бастинды в Волшебной стране, изложенная в книге «Семь подземных королей».

Родственная связь между Бастиндой и Гингемой тоже относится к числу добавлений Волкова. По Бауму, Ведьмы Запада и Востока сёстрами не были. Однако родство между ними упоминается в знаменитом фильме Виктора Флеминга «Волшебник страны Оз» (1939), поэтому неизвестно, заимствовал ли Волков его из фильма или придумал самостоятельно.

Помимо «волковской» Бастинды, известно и другое «перевоплощение» Западной Ведьмы — Эльфаба из цикла «Ведьма» (англ. «Wicked») Г. Магвайра, по первой части которого поставлен знаменитый мюзикл «Злая».

Производные от имени

В книге «Тайна заброшенного замка» персонаж Ментахо называет Бастиндией и Гингемией вымышленные им королевства, пытаясь дезинформировать менвитского генерала Баан-Ну.

В сказочном цикле об Изумрудном городе Сергея Сухинова, частично основанном на реалиях Волшебной страны Александра Волкова, столица Фиолетовой страны называется Баста — возможно это контаминация имени Бастинды и названия реальной французской крепости-тюрьмы Бастилии, разрушенной в XVIII веке и имевшей некоторое сходство с за́мком Бастинды. (Между прочим, по версии С. Сухинова, сестра Бастинды Гингема была родом из Франции.)

Часть 2. Великий и ужасный

Изумрудный город

Он предупредил их, если цель их визита недобрая, он должен их убить. Но они ответили, что пришли с добром. Страж дал им зеленые очки, чтобы сияние Изумрудного города не повредило им. В городе кругом блестели изумрудные камни: на мостовой, на стенах домов.

Дворец Гудвина окружала высокая стена и глубокий ров. Поднятый мост делал вход во дворец невозможным. Охранник расчесывал свою длинную зеленую бороду и не заметил, как подошли путешественники. Наконец он услышал рев Льва и опустил мост. Охранник отправился к Гудвину докладывать о пришествии гостей.

Охранник поведал, что не видел Гудвина. Он разговаривает с ним через запертую дверь. Сначала волшебник не захотел принимать путешественников. Но когда узнал, что девочка обута в серебряные башмачки, то согласился принять, но по одному человеку в день.

Удивительные превращения волшебника Гудвина

Девочка рассказала о своем несчастье, попросила вернуть ее домой. Волшебник пообещал, но взамен потребовал освободить Мигунов от злой колдуньи. На следующий день к нему на прием пришел Страшила. Гудвин был в виде русалки. На просьбу Страшилы дать ему мозги, волшебник велел лишить Бастинду власти.

Когда пришел Железный Дровосек, на троне сидело чудище с рогом и глазами. Взамен исполнения его желания волшебник потребовал посадить колдунью в темницу. Льву Гудвин предстал в виде огненного шара.

На просьбу дать храбрость волшебник попросил выгнать колдунью из Фиолетовой страны.

Последнее волшебство Бастинды

Но Железный Дровосек с помощью топора разрубил волков. Тогда Бастинда послала к ним больших птиц, чтобы они заклевали их железными клювами. С ними справился Страшила. Злая колдунья навела на путников черных пчел со смертельным ядом. Страшила велел Дровосеку вытащить из него солому и накрыть ей девочку, Тотошку и Льва.

Пчелы сломали свои жала о Железного Дровосека. Мигуны набросились на них, посланные злой колдуньей. Лев распугал всех своим ревом.

Бастинда вызвала Летучих Обезьян, надев золотую шляпу. Это можно сделать лишь три раза. Начальник обезьян напомнил, что она вызвала их в последний раз. Колдунья приказала им убить гостей, кроме Льва. Он нужен ей, чтобы запрягать в тележку.

Победа

Обезьяны увидели на девочке серебряные туфли, поэтому не могли ее убить. Элли и песика они отнесли к Бастинде. Колдунья поняла, что ее сестра погибла. Элли она не выдала, что ее башмачки обладают волшебной силой. Бастинда послала девочку помогать на кухню.

Лев отказывался служить колдунье, она злилась, морила его голодом. Элли тайком кормила Льва. Колдунья пряталась ночью в комнате, потому что боялась темноты. А девочка выходила в это время кормить Льва.

Однажды Бастинда натянула веревочку, девочка споткнулась и упала. Башмачок слетел с ее ноги. Колдунья надела его себе на ногу и грозила отобрать второй. Девочка разгневалась и облила ее водой. Она не знала, что колдунья боится воды.

Бастинда растаяла как снеговик. Элли взяла свой башмак и надела его. Взяла ключ от клетки и выпустила Льва.

Возвращение в Изумрудный город

Королева мышей ответила, что дорога длинная, посоветовала позвать Летучих обезьян. Потому что шапка на ней волшебная. Девочка прочла заклинание, написанное на шапке. Явились обезьяны и выполнили приказ – доставили в Изумрудный город.

Разоблачение Великого и Ужасного

Друзья вошли в тронный зал, но там было пусто. Голос сказал им приходить послезавтра. Дровосек рассердился и сказал, что им надоело ждать. Тотошка убежал вглубь комнаты, и вскоре из-за ширмы выбежал маленький человек. Он боялся собачки, отмахивался.

Это был Гудвин, он создавал страшный образ, надевая разные маски.

История Гудвина

Гудвин стал прятаться от людей, боясь, что его секрет раскроется. Путешественники были разочарованы тем, что желания не могут исполниться. Но Гудвин обещал им помочь.

Майя изобрели спорт

Одно бесспорно — майя обожали игру в мяч. Задолго до того, как европейцы догадались одеваться в шкуры, майя уже сделали у себя дома корт для игры в мяч и придумали правила игры. Их игра, по всей видимости, была жёстким сочетанием футбола, баскетбола и регби.

«Спортивная форма» состояла из шлема, наколенников и налокотников. Нужно было закинуть мяч из каучука в обруч, иногда подвешенный в более чем шести метрах над землёй. Для этого можно было пользоваться плечами, ногами или бёдрами. Штраф за проигрыш — проигравших приносили в жертву. Хотя, как мы уже говорили, жертвоприношение было билетом в рай, так что проигравших как таковых и не было.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий