Медитация и сатсанги
Дважды в день у нас были сатсанги: утром и вечером. На сатсангах была медитация, религиозные песнопения (киртан), прочтение фрагментов из книг Свами Шивананды. Киртану уделялось очень много внимания. Нам выдали специальную книжку с текстами, а на дневных лекциях мы подробно разбирали их значения. Так что теперь я тоже могу проводить Киртаны:)).
На самом деле, за один месяц я петь все равно не научилась, хотя каждый из нас хотя бы один раз побывал на месте запевалы на Киртане. Я считаю, что это очень ценный опыт. Прорабатывает психологические зажимы. Думаю, что надо подобную технику ввести на нашем курсе «Ачарья» в рамках работы с голосом. Основным запевалой будет Самир
Самой интересной формой сатсангов были пешие прогулки. Сначала мы шли вдоль Ганги в тишине. Потом садились на ее берегу и медитировали минут 45, потом пели Бхаджаны. Все очень любили такие сатсанги, потому что свободного времени для других прогулок было у нас мало, и эти минуты в тишине у реки наполняли нас энергией места.
Классы для начинающих и базовая последовательность асан
В Шиванада Йоге есть последовательность из 12 асан, которая называется базовой, и те, кто закончил курсы подготовки преподавателей 1-го уровня (именно на таком курсе училась я), должны преподавать в основном эту последовательность.
Ключевое слово здесь «в основном». Дело в том, что мы так же рассматривали подробно 4 класса для начинающих. На первых 3-х классах меньше 12 асан, четвертый урок — это уже базовая последовательность. Предполагается, что приступать к практике по этим урокам можно с самого нуля.
Однако кроме этих 4-х последовательностей в нашем учебном пособии описаны еще 8 классов для начинающих.
Если сравнить те 4 последовательности, которые мы разбирали, с 8-ю описанными потом, то становится понятно, что здесь описаны два варианта входа в базовую последовательность.
1-й вариант более быстрый и состоит из 4 уроков, 2-й более постепенный и состоит из 8 уроков. То есть предполагается, что можно постепенно подготовить человека к выполнению базовой последовательности либо за 4, либо за 8 уроков.
Сама базовая последовательность — это не только те 12 поз, которые можно увидеть на картинке. Есть еще промежуточные упражнения и позы.
Начнем с того, что вначале делаются дыхательные упражнения, потом Сурья Намаскар, после идет расслабление в Шавасане. Потом идут динамические упражнения для ног лежа на спине, которых нет на картинке, так как это упражнения, а не асаны.
Первая асана — Ширшасана. После нее выполняется Шашанкасана, которая считается компенсацией к стойке на голове, а не отдельной позой. Именно по этой же причине Пурвоттанасана, которая идет после Пашчимоттанасаны, не показана на схеме 12-асан. Она считается позой для компенсации наклона.
После Дханурасаны есть еще и Марджариасана. Кроме того, здесь есть еще три Макарасаны — перед, между и после прогибов, лежа на животе. Так что реально в базовой последовательности больше 12 поз. Те позы, которые считаются подготовительными или компенсационными, на схеме отсутствуют.
На курсе мы сначала тренировались проводить последовательности для начинающих, потом каждый из нас провел базовую последовательность.
На классах, где мы развивали уровень своей личной практики нам редко давали базовую последовательность в чистом виде. Асаны были разные.
К примеру, лежа мы не только поднимали и опускали ноги, как предлагалось начинающим, но и интенсивно вытягивали их. То есть выполняли разные варианты Супта Падангуштхасаны, в том числе, и довольно сложную вариацию с ротацией в тазобедренном суставе.
Из стойки на голове предлагалось выйти в Пинча Маюрасану и сделать прогиб. Желательно было выполнить полного скорпиона, то есть поставить стопы на голову. Мы делали и Хануманасану, и Эка Пада Ширшасану, и Гарбха Пиндасану. То есть мне на занятиях по асанам скучно не было.
Для того, чтобы получить право преподавать не только базовую последовательность, достаточно пройти еще один курс, который называется продвинутый курс преподавателей йоги (АТТС). То есть в этой системе всего две ступени. На первой готовят Сиромани, на второй — Ачарья.
Медитация и сатсанги
Дважды в день у нас были сатсанги: утром и вечером. На сатсангах была медитация, религиозные песнопения (киртан), прочтение фрагментов из книг Свами Шивананды. Киртану уделялось очень много внимания. Нам выдали специальную книжку с текстами, а на дневных лекциях мы подробно разбирали их значения. Так что теперь я тоже могу проводить Киртаны:)).
На самом деле, за один месяц я петь все равно не научилась, хотя каждый из нас хотя бы один раз побывал на месте запевалы на Киртане. Я считаю, что это очень ценный опыт. Прорабатывает психологические зажимы. Думаю, что надо подобную технику ввести на нашем курсе «Ачарья» в рамках работы с голосом. Основным запевалой будет Самир:)
Самой интересной формой сатсангов были пешие прогулки. Сначала мы шли вдоль Ганги в тишине. Потом садились на ее берегу и медитировали минут 45, потом пели Бхаджаны. Все очень любили такие сатсанги, потому что свободного времени для других прогулок было у нас мало, и эти минуты в тишине у реки наполняли нас энергией места.
Йога Барн (Убуда, Бали)
Чудесный индонезийский остров Бали — еще одно популярное место для тех, кто ищет себя. Многие едут сюда, для того чтобы купаться в теплом океане и заниматься йогой. При желании, на Бали можно не делать ничего, кроме медитации. Расположенный в Убуде «Йога Барн» — один из популярных балийских ретритов. Здесь предлагают занятия йогой, лечение по аюрведе, тишину и покой, здоровую пищу и номера с кондиционером и Интернетом.
В ретрите прекрасно сочетаются современность и традиции. Подробности можно узнать на сайте www.theyogabarn.com. В Убуде живет Кетут Лийер, прославившийся благодаря роману Элизабет Гилберт «Ешь. Молись. Люби». Кетут гадает по руке, проводит различные церемонии и обряды, учит медитации и рисует волшебные картины, которые обещают избавить их обладателей ото всех болезней. Желающих узнать свое будущее и задать вопрос знаменитому прорицателю и целителю более чем достаточно, поэтому будьте готовы к тому, что придется подождать в очереди.
Как добраться в Ашрам Аммы?
Ашрам Аммы находится в 110 километрах от международного Аэропорта Тривандрум, и в 140 километрах от международного аэропорта Кочи. Такси можно заказать прямо из аэропорта назвав точку следования “Mata Amritanandamayi Ashram”. Такси в Ашрам Аммы из Тривандрума стоит 2500 рупий, из Кочи – 3500 рупий.
Также, можно воспользоваться железной дорогой. Амритапури находится в 12 километрах от ж/д станции Kayankulam и в 10 километрах от ж/д станции Karunagapally, данные станции находятся между Тривандрумом и Кочи, от станций можно взять рикшу.
Еще можно добраться до Амритапури по воде. От причала в городах Kollam и Aalapuzha (она же Аллеппи). Лодки в сторону Амритапури отправляются в районе 10 утра, расписание лодок лучше уточнять на месте.
За сим заканчиваю свое повествование об этом прекраснейшем месте — Амритапури. Если вы уже собирались посетить этот ашрам, надеюсь, я укрепила ваше намерение. Так или иначе, моей основной задачей было передать вам информационную и духовную составляющую моих переживаний. Думается, миссия оказалась вполне выполнимой :).
Друзья, поблагодарим Юлю за отличный рассказ! И заходите к ней в гости на сайт «Шанти-ятра»!
P.S. В следующей статье Юля расскажет нам о дальнейших приключениях в индийском штате Керала. Она поедет в Перьяр – местный заповедник. Оставайтесь с нами! *)
Читать ещё!
Как к нам пришла Ярославушка. Рождение.
Чем любит заниматься Ярославушка в 4 года.
10 способов найти бюджетное жилье в путешествии.
Балийские зарисовки. Озеро Тамблинган и мы.
Таиланд и Бали – две разные планеты. Часть первая.
Кения – африканская жемчужина
Пройденый маршрут 2010-2011
Балийские зарисовки. Прогулки внутри большой кальдеры и парочка загадочных храмов.
Лесная академия йоги и веданты.
Лесная академия йоги и веданты в Ришикеше – главное отделение ашрама Свами Шивананды как «штаба» Общества божественной жизни, обучение в котором имеет следующие особенности. В академию принимаются только мужчины, имеющие индийское гражданство, в возрасте от 20 до 65 лет, и они получают право посещать только те курсы, на которые они непосредственно зарегистрировались. К кандидатам предъявляются особые требования: духовное устремление и глубокий интерес к практике йоги и веданты, владение английским языком, хорошее здоровье. Средняя продолжительность курса составляет два месяца, в него входят теоретические и практические занятия, а по окончании проводятся экзамены. Не требуется никакой платы за обучение и проживание, предоставляется двухразовое вегетарианское питание. Использование любых наркотиков, включая курение, строго запрещено. Студенты, допущенные к обучению и окончившие курс, дают торжественное обещание продолжать практику и следовать учению Свами Шивананды в дальнейшей жизни. Цель академии состоит не в том, чтобы дать академические знания, а в подготовке учащихся к преобразованию их существования в мире во всех аспектах, или «интеграции личности».
Матаджи Свами Парамешвариананда. Хозяйка этого места
Сейчас этим местом руководит монахиня по имени Свами Парамешвариананда. Она не только ведет административную работу, но и читает лекции по Веданте. Когда я жила в этом Кутире, на его территории ведись строительные работы. Матаджи была очень занята и на нашем курсе нас не обучала.
Наши преподаватели говорили, что ее лекции по Веданте замечательные. Ничего не могу сказать на эту тему. Личного общения у нас с ней было немного.
В конце курса всем желающим она давала Мантра Дикшу и духовные имена. Я вначале не хотела получать какое-либо посвящение.
Мне думалось, как я могу перенимать что-то у человека, которого я не знаю, который не знает меня. Я не доверяла Матаджи и отказалась принимать Дикшу.
Во время группового посвящения в мантру я была в своей комнате и готовилась к экзамену. И вдруг я поняла, что информация перестала восприниматься. Причем за день до этого мне казалось, что мой английский продвинулся так, что мне все равно на каком языке читать на русском или на английском. А теперь я смотрела в книгу, но слова в предложения не составлялись.
После посвящения все, кто его принял были довольные и глаза их светились. Я подумала, что зря я отказалась. Все-таки посвящение в традицию дает реальную силу. А я выбрала роль стороннего наблюдателя.
На следующее утро во время прогулки вдоль Ганги я почувствовала, что место меня выталкивает. Возникла мысль, что я больше сюда никогда не вернусь, хотя до этого я планировала еще раз приехать в Уттаркаши и узнать место получше. Было ощущение, что какая-то дверь захлопнулась.
Вечером была прекрасная пуджа посвященная Трипура Сундари, и поняла, что для того, чтобы создать такую благостную атмосферу, нужна большая сила. И обладательница этой силы именно наша Матаджи Свами Парамешвариананда
Одно только ее имя может сказать о многом:) Как я сразу на это внимание не обратила? Я решила исправить свои ошибку
На следующее утро я попросилась на встречу с Матаджи, поговорила с ней, рассказала о всех прежних сомнениях, попросила прощение и обратилась с просьбой дать мне мантру в индивидуальном порядке, если это возможно. Матаджи немного подумала и сказала, что даст мне мантру после экзамена. После этого подготовка к экзамену пошла хорошо, и, как я написала выше, меня даже на устный экзамен не вызвали.
После экзамена я получила мантру и духовное имя. Хотя к духовным именам я отношусь несерьезно, поэтому оглашать его не буду. Как говорил наш учитель Веданты Свами Джанарданананда, Атман не имеет ни формы, ни имени. Поэтому, чтобы ощущать себя Атманом, новое имя, на мой взгляд, не нужно.
Майя Тулум (Тулум, Мексика)
Мексика настолько разнообразна, что здесь найдется место и для занятий йогой. Йога-ретрит «Майя Тулум» расположен на полуострове Майя, на пляже с белым песком. Место красивое, уединенное и просто идеально для медитации. Ретрит славится среди поклонников йоги, которые хотят очистить душу и тело, но не готовы к аскезе индийских ашрамов. Помимо йоги и медитации, тут предлагают спа-процедуры, свежевыжатые соки, здоровое питание и собственные домики на береговой линии. По сути, это курорт, но с йогоуклоном.
Послу утренних занятий йогов можно отправиться в Тулум — доколумбовый город цивилизации майя. Находится он прямо на берегу. Считается, что это был порт и торговый центр. В юго-западном и северо-западном углах располагались строения, вероятно использовавшиеся как сторожевые башни. Среди других зданий города выделяется Храм фресок, в состав которого входят две небольшие галереи — на первом и втором этаже. Статуи в нишах, изображающие майянского «Спускающегося бога» расположены по фасаду храма. Узнать, чем еще можно заняться в «Майя Тулум», и забронировать номер в йога-ретрите можно на сайте www.rrresorts.com/maya_tulum.
Индийские Ашрамы: в чем их суть
В такие общины приходят те, кто устал от мирской суеты или пребывает в непрерывном поиске своего «Я». Здесь основой жизни выступают:
- совершение ритуалов;
- чтение молитв;
- практика медитаций;
- повторение мантр;
- изучение священных писаний;
- следование пути йоги;
- осуществление посильного труда.
Все это делается с целью духовного обновления и всестороннего развития каждого участника. Помимо ознакомления с культурными традициями, приобщения к ведическим текстам и музыке, в программу входят встречи и разговоры с Учителем. Собственно, ради них многие и приезжают в ашрамы Индии. Таким образом, коммуны в первую очередь являются спиритуальными местами, где под надзором лидера или гуру люди практикуют различные методики внутреннего совершенствования.
Правила проживания
Обыденный для членов общин уклад удивителен и может показаться непривычным. В каждом из ашрамов распорядок дня имеет свои отличительные особенности, но главной среди них всегда остается строжайшая дисциплина. В основном соблюдаются такие предписания:
- 4 утра – подъем, бхаджаны (религиозные песнопения) и гимн восходящему солнцу;
- после 6 – арати (коллективный огненный ритуал);
- днем – даршаны, медитация, лекции, сатсанги, и проч.;
- вечером – поклонение божеству (пуджи).
Ашрам Каши
Перед тем, как попасть в ашрам, следует позаботиться о приобретении белой робы (сари либо пенджаби), иногда – бордовой. Больше ничего не понадобится, кроме предметов личной гигиены. Также необходимо учесть, что в коммунах наложено табу на мясные продукты, алкогольные напитки, табачные изделия. Коллектив неукоснительно соблюдает ЗОЖ и вегетарианское питание.
Еще в большинстве общин практикуют социально полезный труд. Никто никого ни к чему не принуждает – все происходит добровольно. Такая деятельность называется карма-йога. Данный термин обозначает качественное выполнение обязанностей, которое не нацелено на достижение результатов. Все это касается исключительно дальневосточных организаций. Зарубежные (например, ашрам Шамбалы) устроены совершенно иначе и несут негативный оттенок.
Особенности и разновидности
На территории Индии в среднем насчитывается несколько тысяч подобных духовных сосредоточений. Есть и строгие классические места, и вполне демократичные. Если первые полностью посвящены религиозным практикам, то вторые нацелены на привлечение туристов.
К традиционным относятся йога-ашрамы. В их программе проживания упор делается на асанах. Изучение священных текстов находится на втором плане – ему отводится минимум общего времени. Такие коммуны сосредоточены в основном в Ришикеше. Типичные индийские ашрамы располагают аскетичными спартанскими условиями: матрасы прямо на полу, спальни на 5-10 человек. Туристам предлагается совершенно другая обстановка: современные масштабные культурные центры с гостиницами и всеми благами цивилизации.
Например, всемирно известная организация Ошо изначально была классической общиной. Сейчас она считается международным медитационным курортом и вмещает:
- бары с безалкогольными коктейлями;
- холлы для конференций;
- танцевальные клубы;
- университетские помещения;
- интернет-залы;
- доступное книгохранилище.
Ришикеш
Здесь есть и самое главное, что делает все ашрамы Индии духовными пристанищами – просветленный гуру, который несколько раз в сутки общается с паломниками. Так или иначе, даже в подобном, казалось бы, суетливом месте можно отрешиться от цивилизации и всерьез заняться самосовершенствованием и самопознанием.
Sri Aurobindo Ashram
Карма-йога в развитых коммунах бывает очень интересна. Она включает:
- уход за животными;
- работу в оранжерее;
- присмотр за огородом;
- преподавание в школе.
Умение безвозмездно трудиться и помогать другим – путь к духовному развитию. Тем более, на членах общины держится вся ее инфраструктура.
Ашрам Вишва Шанти
Шивананда йога: построение занятия
Шивананда йога – это мягкое направление йоги, которое нацелено на расслабление, успокоение.
Занятие всегда начинается с расслабления, внутренней настройки на выполнение упражнений. И потом в ходе практики упражнение по расслаблению проделывается много раз. Тело практикующего должно достичь состояния глубокого релакса. Затем добавляются упражнения на дыхание. Управление дыхательным процессом способствует освобождению от эмоциональных и психологических блокировок в организме.
Основными упражнениями для Шивананда йога считается 12 асан, составляющих комплекс «Приветствие солнцу», к которому добавлены статические позы, выполняемые медленно и практикуя глубокое дыхание. Завершается практика Шавасаной и пением мантры.
Грамотно построенные занятия Шивананда йоги помогают контролировать свои эмоции и достичь духовного и физического баланса в организме практикующего.
Ашрам Шивананда
Ашрам Шивананда был построен на берегу священной для каждого верующего реки Ганги в далеком 1932 году. Его основателем стал великий Учитель Свами Шивананда — учитель великого освобождения. В храмовом комплексе располагается офис Общества Божественной жизни — организации, которая пропагандирует духовный образ жизни, распространяет религиозную литературу, организовывает семинары по философии и йоге и занимается благотворительностью.
В ашраме обучают шивананда-йоге, медитации, преподаванию духовных практик, читают философские лекции и помогают каждому приблизиться к божественному. Ученики занимаются здесь Гняна и Бхакти йогой, изучают основные асаны и азы правильного дыхания, бескорыстно служат людям.
https://youtube.com/watch?v=WYpUqwJE2BY
На территории ашрама находится огромная библиотека с редкой литературой, несколько храмов, больничный комплекс аюрведической, гомеопатической и аллопатической практик.
Все выходные он проводил в госпитале, изучая предметы и помогая ближним. К концу первого года учебы Куппусвами даже знал те вещи, о которых не слышали и доктора наук.
Успешное завершение учебы привело Учителя в Малайзию, где он лечил тела и души всех нуждающихся. А открыв частную практику, он не только бесплатно оздоравливал бедных, но и покупал им лекарства за собственные средства.
Шивананда отдал бедным все, что у него было, и стал отшельником: соблюдал молчание и пост, медитировал, каждое утро начинал с джапы в водах Ганги. Когда же за Учителем пошли его паломники, на берегу Ганги и был основан ашрам.
Шиванада учил, что нет ничего в этом мире важнее любви: он учил йоге женщин, общался с неприкасаемыми, стремился дать каждому полученные им знания. Ушел Учитель, оставив множество книг и рукописей, великий ашрам и наставления любви к ближнему.
Что такое Ашрам
Ашрамы Ришикеша на берегу Ганги
Если не вдаваться в тонкости, то ашрам — это своего рода санаторий (лагерь, кемп, назовите как угодно), в котором всё приспособлено для максимально удобного проведения йогических практик. В большинстве ашрамов есть свой строгий распорядок дня и внутренние правила, нарушения которых не приветствуется.
В Ришикеше у любого ашрама есть свой гуру-основатель, или просто продвинутый авторитетный йог, именно он и диктует все правила жизни ашрама, придумывает свою религию и прочие важные вещи. Тут следует соблюдать некий баланс и смотреть на поведение ашрамного гуру, что бы местный духовный лидер не сильно навязывал свою веру и учения. Кроме сертифицированных (разрешенных государством) його-гуру, в Ришикеше имеются в большом количестве откровенные шарлатаны и жулики, так что будьте внимательны.
Некоторые ришикешовские ашрамы (ашрам Битлз) скандально известны на весь мир, а их деятель (Махариши Махеш Йоги) были вынуждены покинуть Индию и искать путь к просветлению на западе. Теперь его прекрасный ашрам стоит в запустении и постепенно разрушается.
В последнее время, в Ришикеше начали появляться ашрамы, которые никакого отношения не имеют ни к йоге, ни к другим духовным практикам, такие заведения предоставляют отличные условия проживания, а занятия йогой факультативны и необязательны.
Аршам в районе Тапован
Практически всё ашрамы в Ришикеше являются платными, стоимость проживания в них зависит от крутости, раскрученности бренда и от комфорта размещения. Стоимость проживания может быть от 50 рупи в сутки за койко-место в общем бараке, до 100 долларов в сутки, тут у вас будут комфорт, все удобства и никаких йогических ограничений.
Как правило, в стоимость ашрама входит проживание (комната может быть без окон и дверей, но для йоги самое то), питание (многие жалуются на однообразие ашрамного питания и уже на третий день питаются в кафе), занятие йогой (можно жить не в ашраме, а посещать лишь занятия йогой), лекции и прочие йогические практики.
Свами Джанарданананда. Знаток Веданты и проводник в Высшие Миры
На русский язык это можно перевести приблизительно так: «Брахман (Высшее Божество) — Истина, Мир — Митхья (это понятие отсутствует в европейских языках, и нам его смысл долго и упорно объясняли на лекциях), Брахман и Джива (Индивидуальная Душа) неразделимы».
Смысл в том, что мы уже и есть Брахман. Мир — совсем не то, чем кажется. Слово «митхья» означает субстанцию, из которой что-либо сделано. К примеру, митхья для горшка — это глина, для стола — дерево, для человека — 5 элементов физического тела. Таким образом, весь мир — это только субстанция, из которой делаются разные предметы. За всем этим стоит лишь Брахман и он реален. И нет никакой отдельной Души.
Разделённость иллюзорна. С точки зрения Веданты основная цель человека осознать, что он есть Атман или Брахман. Если мы это осознаем, то не будет никаких страданий, потому что и страдать будет некому. Основная причина страданий — предпочтения. Все эти наши «нравиться» и «не нравиться». Если воспринимать существование, как поток событий никак его не оценивая, то жизнь станет проще и спокойней. Жизнь — это просто путешествие «от нереальности к реальности, от тьмы к свету, от неведения к знанию».
Свами Джанарданананда рассказывал нам о разных ступенях познания реальности, и чувствовалось, что это часть его личного опыта. Его слова вызывали доверие. В них были и сила, и глубина. Одно только его присутствие успокаивало ум и настраивало сознание на восприятие сложных философских понятий.
Он был близким учеником Свами Вишнудеванады и много нам о нем рассказывал. В один жаркий день, когда безумно хотелось спать, чтобы нас взбодрить, он поведал историю о том, как Свами Вишнудеванада послал его на высокую гору в Ганготри установить «Нараяная Банк».
Нет, не думайте, что речь идет о деньгах. Слово «банк» в английском языке имеет значение «место хранения запасов». В данном случае это были листы бумаги с мантрой: ॐ नमो नारायणाया। «Ом Намо Нараяная». На протяжении года люди в разных странах делали ликха джапу, то есть писали эту мантру на бумаге помногу раз. О пользе такой джапы писал еще Свами Шивананда в своих книгах. В традиции этой линии ликха джапа — одна из ключевых практик.
«Ом Намо Нараяная» — это мантра Бога Вишну. Вишну отвечает за сохранение этого мира, поэтому его мантра обладает силой защиты от негатива и создает вокруг себя позитивную энергию. Написанные мантры, размещенные в высоком чистом месте, способны распространять позитивную энергию во всех направления на большие расстояния. Увеличение позитивной энергии было целью создания этого Хранилища.
Но для нашего Свами это было прежде всего испытанием веры в своего Учителя. После долгих поисков он нашел человека, который согласился сопроводить его на гору. Путь был долгим. Они шли около 6 часов. В некоторых местах приходилось идти по снегу. Молодой Свами джи видел тогда снег в первый раз в своей жизни. Он совсем был к этому не готов и шел по снегу в обычных индийских тапках.
На горе было еще одно испытание. Шерпы решили развести костер, чтобы приготовить чай. Но подул сильный ветер, и загорелась сухая трава. Огонь начал распространяться повсеместно. Погасить его не было возможности.
Чтобы спастись Свами Джи забился в небольшую пещеру начал повторять мантру «Ом Намо Нараяная». Через какое-то время огонь затух. Можно считать, что Мантра сработала как защита, и стихия огня покорилась.
Наш Свами Джи разместил бумаги с мантрами в расщелине, установил флаг и пошёл вниз. Конечно, подобные истории занимали мало места в его лекциях. В основном речь шла о Веданте. Она была главным предметом нашего курса, поэтому именно Свамиджи вручал нам сертификаты об его успешном окончании.
Шивананда Ашрам (Нассау, Багамы)
Казалось бы, что общего у йоги и островов, считающихся местом отдыха для состоятельных туристов? Это йога-ретрит «Шивананда Ашрам». Он отличается от индийских ашрамов, но тесно с ними связан. Еще в 1967 г. Свами Вишнудевананда учредил в Нассау на Багамах йога-ретрит. Существующий сегодня центр йоги расположен поблизости, на острове Парадайз, известном тропической растительностью и потрясающей природой.
Умиротворенность, покой, неспешный темп жизни — это то, за чем сюда приезжают любители йоги. Насколько здесь предаваться аскетизму — выбор каждого: можно расположиться в палатке или в роскошном номере с видом на море. Гордость ашрама — его насыщенная программа. Здесь можно практиковать разные виды йоги, узнать, как питание влияет на духовный путь человека, и принять участия в местных ритуалах.
На сайте ретрита www.sivanandabahamas.org размещено много полезной информации о курсах. Воспользуйтесь ей, чтобы спланировать поездку. На сайте можно также совершить виртуальный тур по ашраму.