10 фактов об Ангкоре

Как мы устраивались в Сиануквиле

По прибытию на вокзал Сиануквиля нас сразу же окружили таксисты с настойчивыми предложениями своих услуг. Естественно, многие соглашались (пробыв в пути 5 часов в самую жару мало кто будет торговаться), но мы — опытные путешественники — четко знали, куда нам надо попасть и сколько это будет стоить. Попасть мы планировали на Виктори Хилл — как оказалось самый «недорогой» и тихий район Сиануквиля. Этот район находится недалеко от вокзала, а потому единственным ценником, на котором мы стояли как скала, был 1 доллар. Конечно же, цена таксистов стартовала от 5 долларов, но, поторговавшись вдоволь, мы остановились на цене 1,5 у.е. Через 5 минут мы были на месте — у достаточно известного гестхауса «Шакал» (Sakal) , который находится буквально в 100 метрах от пляжа. Ценники в «Шакале» нас не впечатлили — комнату на 2 человек без кондиционера, с одним стулом, двухместной кроватью и примитивным шкафом и угрюмым видом на стройку нам предложили за 15 у.е. в сутки.

Sakal

От «Шакала» идут две дороги — одна вниз, к трассе и к пляжу, вторая — наверх, мимо ряда гестхаусов, к «центральной» части Виктори Хилл (пляж называется Виктори Бич — Victory beach).

Пляж Виктории

Пляж Виктории

После того, как мы зашли в каждый из гестхаусов мы остановились на гестхаусе «Мама Медицина» («Mama Medicine»). Нас он привлек своим отличным месторасположением — на возвышенности, отчего с крыши открывался отличный вид на район и, конечно же, на побережье — ценовой политикой (номер для двоих на 1 сутки нам обошелся в 8 долларов) и тишиной (на 2 этажах, которые сдавались, было по 4 комнаты с удивительно воспитанными постояльцами). Мы оценили также красивый сад и то, что после 9 вечера ворота закрывались на замок (копию ключей нам выдали). На ближайшую неделю «Мама Медицина» стал нашим пристанищем, после чего, ознакомившись с местностью, мы сняли комнату в большом гестхаусе «Pen ton gesthouse» за 7 долларов в сутки, где прожили тоже неделю.

Мама Медикана

Мама Медикана

Официальной денежной валютой Камбоджи является камбоджийский риэль, но большей популярностью здесь пользуется американский доллар. Все банкоматы выдают деньги в 2 валютах — долларах или риэлях, цены на продукты, услуги, меню многих заведений указаны в долларах, в некоторых случаях в скобках пишут эквивалент стоимости в риэлях. Местные жители с охотой принимают доллары, но если вы дадите им риэли, то вам ничего не скажут. 1 доллар равен 4000 риэлей (в обменных пунктах эта цифра может быть равна 4050, 4080 риэлей и т.п.). Многие местные жители, работающие в обслуживающей сфере, «выигрывают» на такой двухвалютности: в меню цена может быть написана в долларах (причем зачастую это цены типа 1,75, 1,25 долларов), а в момент расчета считается общая сумма в риэлях, при этом охотно накидываются по нескольку тясяч риэлей на блюде.

Итого вы можете «попасть» на несколько долларов, потому, будьте внимательными и пересчитывайте сами цены в переходе с доллара на риэли и наоборот. Или же вы расплачиваетесь в долларах, а сдачу вам могут дать в риэлях меньше на несколько сот или тысяч или вовсе не дать (суммы могут быть небольшими — 500, 1000 риэлей, но, как говорится, копейка рубль бережет).

С первых дней посещения Камбоджи я сразу поняла, что именно она по праву заслуживает звания «страна улыбок», а не Таиланд. Местные жители, не совсем еще оправившись от гражданской войны 1960-1975 года, репрессий «красных кхмеров» (камбоджийские коммунисты) и Пол Пота, не строят еще отношений с туристами исключительно на денежной основе — в первую очередь здесь играет фактор человечности.

Т.е. коммерция как таковая (по сравнению с Таиландом или Индией) здесь еще не сильно развита. И чувствуется это не только по ценам, но и по настроениям камбоджийцев: они охотно идут на уступки, торгуются, помогают туристам (охотно в магазинах, ресторанах дают в долг, надеясь на вашу сознательность). Хочу отметить тот факт, что многие кхмеры возрастом от 40 лет достаточно хорошо понимают, а некоторые даже знаю русский язык! Связано это с тем, что с 1956 года Камбоджа имела хорошие дипломатические отношения с СССР, куда и ездили на обучение или на заработки многие кхмеры. Поэтому русский язык они понимают лучше, чем английский и охотно учатся ему и по сей день. По этой же причине в Камбодже можно увидеть много строений, архитектура которых схожа с русской, стиль интерьера у них — смесь кхмерского и советсткого.

Ближайшие острова от Сиануквиля

На пляжах Серендипити и Виктории находятся небольшие пристани, откуда отплывают лодки с туристами на ближайшие острова — Ко Ронг, Змеиный остров (Ко Пус), бамбуковый остров (bamboo island). Ко Ронг и Ко Ронг Самлеп славятся не только своими пляжами, но и вкусной едой — здесь находится рыбацкая деревня, где готовят самые разные блюда из только что выловленных морепродуктов. Эти острова изобилуют бунгало, отелями и всем необходимым для отдыха.

Ко Пус (Koh Pous) или Змеиный остров находится всего в 800 метров от берегов Виктори бич и соединен с материком только недавно отстроенным мостом, ведущим на пляж Hawaii (пляж Гаваии, южная часть Виктори Бич).

Пляж Гаваи

Остров этот закрыт, считается частной территорией российских инвесторов, а с прошлого года стало известно, что именно тут, на Змеином острове, будет проводится знаменитый на весь мир музыкальный фестиваль Казантип в 2015 году. Этот остров активно развивается и он, скорее всего, так и останется закрытой территорией для олигархов.

Бамбуковый остров (Ко Руссеи, Koh Ruessei) славится своими чистыми водами и роскошным подводным миром, поэтому там очень хорошо развит сноркелинг.
В акватории Сиануквиля находятся более 20 островов, часть их которых обитаема, часть — нет. На все эти острова можно попасть как в составе экскурсий (купить которые вы можете в любом турагенстве, отеле), так и самостоятельно, договорившись предварительно с хозяином лодки.

Величественные храмы Ангкора

Самые великолепные жемчужины Ангкора — храм Ангкор-Ват и город Ангкор-Тхом — были построены в классический период расцвета государства. Первый король этого периода, Сурьяварман II (1112 —1152), в отличие от других королей, поклонялся Вишну, которому и посвятил самый величественный из всех ангкорских храмов — Ангкор-Ват. Ангкор-Тхом был построен после того, как в 1177 г. жители королевства Чам — вассалы кхмерской империи — взбунтовались, захватили и разрушили Ангкор. Через четыре года король Джаяварман VII (1181 —1218) изгнал чамов. Джаяварман VII был первым королем Камбоджи, поклоняющимся не индуистским богам, а Будде. Так на территории Ангкора появилось множество буддистских храмов и изваяний.

Ангкор-Ват — главный индуистский храм в Камбодже, посвященный богу Вишну

Самым сложным для посещения и поэтому самым привлекательным для любознательных туристов является храм Та-Кео, посвященный богу Шиве. Храм представляет собой прямоугольную пирамиду высотой 22 м. К вершине пирамиды ведут ступени, каждая из которых имеет высоту около 40 см и при этом ширину всего 10 см. Поэтому взобраться на нее можно только ставя ступни ног боком и держась за верхние ступеньки.

Храмы Ангкора не для простых смертных

Храмы Ангкора — это не место поклонения богам, а место их жительства, поэтому внутрь пускали исключительно служителей культа и правителей Камбоджадеши. Именно поэтому святилище (или целла) было таких маленьких размеров, что часто в нем мог поместиться только один человек. Перед зданием пранга (или прасата — высокого храма в форме башни) с востока располагалось небольшое строение — вход в целлу.

Космический смысл числа 72 и его власть над человечеством

Остановимся подробнее на сакральном числе – 72 подробнее, потому что, уж слишком много совпадений связано с ним в нашей жизни:

  • Число 72 считается сакральным числом во всех религиях.
  • В кхмерском алфавите 72 буквы и столько же звуков.
  • В древнеиндийском языке «Санскрит» (язык классической индийской литературы, священных текстов, мантр и ритуалов индуизма, джайнизма, а также частично буддизма) используется алфавит деванагари. Деванагари означает «письменность Богов» или «Городской язык» и в деванагари классического санскрита 36 букв-фонем (72:2=36). В деванагари используются 72 основные лигатуры (сочетания согласных букв, изображаемые самостоятельным символом).
  • Самая древняя руническая система, так называемый «Старший Футарк» состоит из 24 рун, каждая руна может обозначать букву, слог, слово или образ. Причем образ имеет приоритетное значение. Но в одной руне может скрываться до трех образов в зависимости от контекста (24х3=72). При этом все эти образы будут так или иначе связаны. Древний рунический алфавит стал корневым почти для всех ныне существующих индоевропейских алфавитов. Те 24 руны, которые знают сегодня, это третья часть настоящего языка, потому что, если умножить 24 на три, то получится как раз 72 руны. Поскольку древние учили, что мир трехсоставной. Один из них — это земной мир Гетиг, второй — промежуточный мир Ритаг, а третий — высший мир Меног. Вот три формы рун.
  • В древнем авестийском языке (язык Авесты, священной книги Зороастризма) было 72 буквы для обозначения всех возможных вариантов произношения звуков;
  • Наиболее значимая книга Авесты — Ясна, представляющая собой текст, читаемый на основной зороастрийской литургии «Ясна», содержит 72 главы;
  • Число 72 как в санскрите, так и в изначальной Авесте нашло свое проявление в 72-х нитях священного пояса Кушти, который имеет каждый зороастриец, как символическое присоединение к религии, а точнее, как пуповина, соединяющая человека с Господом Богом.
  • В Иудаизме число 72 считается священным и неразрывно связано с именем Бога, запретном имени, которому подвластна вселенная. Это 72 последовательности букв еврейского алфавита, каждой из которой соответствует определенный звук, которые обладают поразительной силой преодоления законов природы во всех формах, включая человеческую природу. По преданию, имя Бога заключает в себе все сущее, значит тот, кто сумеет правильно произнести его, сможет попросить у Создателя все, чего пожелает.
  • Непроизносимое имя Бога — основной предмет исследования средневековых каббалистов. Считалось, что это имя содержит в себе все силы природы, в нем заключена сама суть вселенной. Имя бога также изображается тетраграмматоном — треугольником с вписанными в него буквами. Если сложить числовые значения букв, помещенных в тетраграмматон, получается — 72.
  • В придании о Скинии (Храме) древние евреи упоминают о 72 бутонах миндаля, которыми они украшали подсвечник, используемый в священном обряде, он представляет собой комбинацию 12 и 6 (то есть половины 12) и олицетворяет реализованную гармонию. Мистическим корнем числа 72, также является легендарная девятка.
  • Число 72 есть число божьей матери. Она оставила этот мир в возрасте 72 года. Не зря Высоцкий поёт в одной из своих песен: «девушка, 72-я, не оставляй алтаря!»;
  • Молекула ДНК человека представляет собой вращающийся куб. При повороте куба последовательно на 72 градуса по определённой модели, получается икосаэдр, который, в свою очередь, составляет пару додекаэдру. Таким образом, двойная нить спирали ДНК построена по принципу двухстороннего соответствия: за икосаэдром следует додекаэдр, затем опять икосаэдр, и так далее. Это последовательное вращение через куб на 72 градуса создаёт молекулу ДНК.

Точки пересечения диагоналей в пентагоне всегда являются точками «золотого сечения»

Правила поведения в храмах Ангкора

Камбоджийцы очень трепетно относятся к храмовому комплексу. Есть несколько правил, которые необходимо соблюдать при посещении древнего города Ангкор.

1. Дресс-код

С 2016 года на территории Ангкора действует дресс-код. Сейчас запрещается приходить в храмы Ангкора в майках, коротких шортах и прозрачной одежде. Это нужно обязательно учитывать. Оказалось, что большинство блогеров посещают древний город с однодневным билетом и поэтому не акцентируют на одежде большого внимания. Потому что во многие храмы Малого круга дресс-код не контролируют так сильно как в других храмах. Плечи и ноги должны быть закрыты. Если вы приедете не подготовленные, ничего страшного. На территории есть предприимчивые торговцы, у которых разная одежда под рукой.

Совет: На фоне древних храмов хорошо смотрится однотонная темная или светлая одежда. Посмотрите заранее фото в инстраграм или в гугле. Девушки в длинных платьях смотрятся на фоне Ангкора особенно шикарно

2. Фото с монахами

Монахов на территории много и уж очень хочется сделать с ними фото на память. Здесь нужно знать простое правило: хочешь фото — спроси разрешения. Конечно, все соглашаются и мило улыбаются. Нам, девушкам, запрещено приближаться и прикасаться к монахам. Здесь стоит держать дистанцию.

3. Ноу «ван доллар» детям

К детям в стране особое отношение. Один из лозунгов говорит, что дети – это не игрушка, а достояние страны. У нас в отеле даже памятка была. В Ангкоре детей очень много и каждый будет что-то продавать или просто просить «ван доллар». Лучше проигнорировать их просьбы.

Власти страны прямо заявляют, если туристы будут давать детям деньги, те просто не будут ходить в школу и получать образование. Намного проще заработать деньги попрошайничеством.

4. А потрогать?

Дотронуться к барельефам можно, но лучше ничего там не ковырять) Всё-таки природа и время делают своё дело, а многие организации стараются отреставрировать и сохранить величие и красоту храмов

Также советую вам осторожно взбираться на разные хрупкие развалины. Уже молчу о том, чтоб взять что-то на память из храмов

За этим пристально наблюдают сотрудники.

Это основные правила. Если их придерживаться, останутся только положительные эмоции от посещения храмов.

Приятных прогулок по Ангкору!

Храмы Большого круга Ангкора и Храмы Малого круга Ангкора

СВЯЗЬ МЕЖДУ ДРАКОНОМ И АНГКОРОМ

Давайте теперь мысленно взлетим еще выше над священным комплексом, чтобы охватить своим взором все его 300 квадратных километров. Большой прямоугольник Ангкор-Вата и в четыре раза больший квадрат Ангкор-Тхома расположены на западной стороне раскинувшегося под нами ландшафта. В пределах 25 километров к востоку и 15 километров — к северу, окруженные джунглями, но все же различимые, виднеются руины многих других храмов, построенных теми же кхмерскими богоцарями, которые воздвигли и более крупные монументы. Малые или большие, эти храмы повторяют в своих очертаниях геометрию космической мандалы, или янтры.

Связаны ли они друг с другом? Может быть, следует рассмотреть их в совокупности как некую мандалу, воспроизводящую в большом масштабе какие-то космические очертания?

Среди уцелевших триумфальных надписей Джаявармана VII, кхмерского короля, который построил Ангкор-Тхом и Байон в XII веке н. э., обнаружена загадочная фраза на стеле, откопанной на территории королевского дворца: “Страна Камбу (Камбоджа) аналогична небу”. (Вот тут очень интересный момент, поскольку Египет так же аналогичен небу. В герметическом тексте, известном под названием «Асклепий», есть слова,  цитата: “Разве ты не знаешь, Асклепий, что Египет есть образ неба или, точнее, что все правящее и движущее небом спустилось в Египет и пребывало там? Поистине наша земля — это всемирный храм”)  У человека, знающего о древнеегипетском дуализме “небо — земля”, естественно, возникает вопрос; не отражает ли оно практику возведения на Земле архитектурных моделей или “копий” конкретных небесных звезд или созвездий?

В 1996 г Джон Григсби, 25-летний соискатель докторской степени, собирая для нас базу данных об Ангкоре, сделал блестящее открытие. Оказывается, подобно тому, как три Великих пирамиды Гизы в Египте моделируют звезды Пояса южного созвездия Ориона так и главные сооружения Ангкора моделируют волнистую спираль северного созвездия Дракона.

Храмы Ангкора в точности повторяют созвездие Дракона!

Сомневаться в этой корреляции не приходится: соответствие между главными звездами созвездия Дракона и по меньшей мере 5 главными храмами-пирамидами Ангкора слишком явное, чтобы назвать его как-либо еще. Более того, это соответствие распространяется еще на ряд соседних созвездий, расположенных в этой же части звездного неба. Поэтому единственный вопрос, который при этом требует ответа, – является ли такое соответствие случайным совпадением или результатом сознательной деятельности. Но, как указывает Григсби:

“Если это совпадение, то совершенно удивительное. И заключается оно не только в том, что звезды Дракона расположены подобно храмам Ангкора, с учетом ориентации по сторонам света расстояние между звездами соотносится как расстояние между храмами, причем с высокой точностью, если учесть, что все это является результатом довольно сложного процесса, входе которого приходилось опираться не на подробные фотографии созвездия а на нарисованные вручную карты. Существует определенный допуск на погрешность, с которой человек наносит звезды на карту, а затем переносит эту карту на имеющую сложный рельеф местность площадью в сотни квадратных километров, не имея возможности контролировать ход строительства с воздуха. С учетом этого вероятность того, что звезды Дракона служили шаблоном при разбивке Ангкора, еще повышается.

Причем не только звезды Дракона, но и расположенные неподалеку Алькайд и Кохаб, которые образуют в небе прямую линию с Тубаном — у которого также есть “случайная”аналогия на Земле — и Денеб в созвездии Лебедя, которому соответствует храм в Западном Мебоне. Примечательно и то, что эти храмы возводились на протяжении примерно 250 лет, и имеются свидетельства того, что при этом использовались места более древних построек (например, Байон, Бафуон и Фимеанакас). Поэтому вполне возможно, что положение храмов наносились на карту еще тогда, когда затевалась вся стройка”.

Но вот вопрос: когда же она планировалась? В поисках ответа на этот вопрос мы наткнулись на довольно экстраординарную загадку.

История Города-храма

В 1431 году войско соседнего государства Сиама, напав на Ангкор, полностью разрушило город, заставив жителей покинуть его – и история существования одного из самых больших поселений древнего мира подошла к концу, а джунгли надёжно укрыли своей растительностью, оставив местным жителям лишь легенды и различные сказания (правда, покинут он всё же оказался не до конца – довольно скоро в нём поселились буддистские монахи).

Европейские путешественники иногда случайно во время странствий обнаруживали его, но не сумев привернуть к находке общественного интереса, отступали – и про город снова на долгое время забывали.

Так продолжалось до тех пор, пока в 1861 году к Ангкор Ват не смог добраться француз Анри Муо, который, мгновенно оценив находку, смог популяризовать её на Западе – и нова веха в истории Ангкора началась: после того, как его освободили от джунглей, он не переставал привлекать внимания не только ученых, археологов и исследователей, но и огромное количество туристов.

В 70-х годах прошлого века в Королевстве Камбоджа началась война – и археологи вынуждены были покинуть страну, а храмовый комплекс оказался в руках «красных кхмеров», коммунистов, отличающихся особой жестокостью: придя к власти, они пытаясь построить в стране социализм, казнили несколько миллионов людей. Не забыли они добраться и до Ангкор Ват – считая, что страну надо освободить от влияния религии, они обезглавили и изуродовали практически все скульптуры, где были изображены боги.

К счастью, уникальному комплексу уцелеть удалось – и в начале 90-хх годов реставрационные работы были возобновлены, а сам город и храмовый комплекс, ЮНЕСКО в 1992 году внесло в список мирового наследия.

Таинственная связь Ангкора со спиралью созвездия Дракона

Древняя столица Ангкор остается не до конца изученной историками и археологами. В 1992 году активно началось исследования британского историка, Джоном Григсби, который нашел связь между планирование города и звездным небом.

Он выдвинул теорию, что храмы в древней столице отображают проекцию млечного пути, а именно моделируют волнистую часть звездной спирали Дракона и часть соседних звездных ансамблей – Северной короны, Данеб, Лебедя, Малой и Большой медведицы.

Кроме непосредственно самого расположения храмов в таком порядки, именно эта часть северного созвездия Дракона отображена на стенах в храме Байона и Пном-Бакенг.

Сравнение планирования городских храмов и части млечного пути очевидны, хотя и не точны. Так, пропорции между храмами напоминают пропорции между звездами, но территория самых храмов нарушает геометрическую картину на небе.

Эту неточность развенчало следующее исследование – при помощи компьютерного проектирования, было подтверждено, что центральные храмы действительно являются зеркальным отображением небес, но только повторяют они звездное небо весеннего равноденствия 10 500 г. до н.э.

Такое исследования подвесило убеждения о активном развитии имперской столицы Ангкор в IX – XIII ст., но главная гипотеза, которая до сих пор остается ниспровергнутой, так это что храмы кхмерской культуры строились на фундаментах более ранних культур.

Легенды и мифы о храме

Древний город Ангкор притягивает огромное количество интереса. И поскольку информации об этом периоде очень мало, начинают возникать мифы и легенде об реальности этого места.

Кроме значительного числа скептиков, которые не верят в аутентичность архитектуры древнего города, часто поднимаются вопросы о реальном «сокрытии» Ангкоры в XIX ст. французскими натуралистами. Главный вопрос, который вызывает сомнения – что путешественники сами придумали, — ведь XIX в. не особо популярен своим научным подходом.

Очевидно, что Анри Муо ненамеренно, но мифологизировал этот город, придавая ему особой пикантности. Сегодня, например, тяжело проверить были ли там действительно дремлющие джунгли, которые поглотили город.

Последнее, что остается под вопросом – это древность самых барельефов. Техника, по которой выполнены сюжеты – очень искусная, и не все верят, что древние кхмеры могли так точно передавать черты героев на стенах.

Ангкора имеет величественную историю, поэтому некоторые ученые пытаются найти связи кхмерской культуры с предыдущей, более таинственной культурой утраченной Атлантиды.

Существует мнение, что Редьярд Киплинг писал «Книгу джунглей» после посещения этого места. Ангкор-Ват имеет только одну фольклорную историю. Местное население верило, что ночью в одну и ту же башню спускается Богиня-змея, которая превращалась в красавицу и соблазняла короля.

Она считалась талисманом города. А когда на город начинали сыпаться несчастья, считалось, что Богиня-змея переставала приходить. Этим объясняется, почему храм, восьмое чудо света, имеет множество изображенных змей на своих фасадах.

Оформление статьи: Мила Фридан

Бапуон

В самом центре священного города Ангкор-Том находится еще один удивительный храм высотой 49 метров – Бапуон. Он появился в XI веке во времена царствования Удаядитьявармана II. Это сооружение по форме представляет собой пятиступенчатую пирамиду, состоящую из трех ярусов.

От других святилищ Бапуон отличают особые барельефы – они выполнены в форме маленьких квадратиков, в которых высечены сцены из повседневной жизни кхмеров. В свои молодые годы храм поражал великолепием.

Еще в XIII столетии им восхищался китайский дипломат Чжоу Дагуань, называя его «поистине удивительным зрелищем». До наших дней Бапуон добрался в очень плачевном состоянии, и виной тому песчаное основание, на котором он был построен. Оно оказалось неустойчивым, и грандиозная постройка начала стремительно разрушаться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий