КАК ДОБРАТЬСЯ
Как правило, именно Сием Рип является местом дислокации для посетителей Храмов Ангкора. Расстояние между Ангкор Том и городом, приблизительно 8 к. и дорога находятся в хорошем состоянии, а значит вы можете подобрать удобный для вас вид передвижения, будь то такси, мопед, мото-рикша (тук-тук), велосипед или просто пешая прогулка.
В северном направлении от Сием Рипа находится храм Ангкор Ват, расположенный рядом с комплексом Ангкор Том. Западнее Ангкор Вата, расположены Та Пром и Бантей Кдей. Севернее – Пре Кан, Бантей Срей и Пном Кулен.
Подробные карты с маршрутами, можно без проблем найти на рецепшн (администрации) любого отеля или гест-хауса.
Экономика Ангкора
В основе успеха кхмеров лежал комплексный подход к решению проблем. Это не всегда удавалось другим цивилизациям.
Долгое время учёные считали, что источником богатства ангкорских правителей было сельское хозяйство. Однако недавние исследования выявили новую особенность экономического уклада этого города, перевернув наши представления о кхмерах.
Японские археологи при раскопках нашли много фрагментов китайской керамики, привезённой из земель, находившихся в тысячах километрах от Ангкора. Более того, здесь была исламская керамика Ближнего Востока с территорий современных Ирака и Ирана. Эти открытия поразили специалистов, изучавших Ангкор в течение многих лет. В процессе раскопок было обнаружено много изделий, привезённых из других земель. Так стало известно, что жители Ангкора поддерживали связь с внешним миром и придали своему городу особый статус.
Даже сейчас спустя несколько веков этот уголок камбоджийских джунглей кажется недоступным, затерянным в глуши. Как же население города устанавливало торговые отношения?
Ответ нашёлся там, где никто его не ждал, в прибрежном городе Куинён, в центральной части Вьетнама. Это в 600 километрах к востоку от Ангкора. Именно здесь исследователи узнали, как древний камбоджийский город поддерживал сообщения с дальними странами.
В период расцвета ангкорской династии на территории Вьетнама существовало царство Тямпа. Исследователи очень удивились, увидев Гаруду. Изображение Гаруды вырезали из белого песчаника, а не складывали из кирпичей. Та же священная птица украшает центральный храм Ангкор-Вата. Они очень похожи. Отличительная черта Ангкор-Вата — неровная укладка камней. Такая же техника использована и здесь. Это были новые приёмы работы с камнем, непривычные для народа тянь. Здесь работали кхмеры. Это их инженеры и строители помогал возводить храм. Между кхмерами и подданными Тямпы были налажены крепкие связи.
Команда учёных, исследовавших руины и артефакты, пришла к выводу, о бесспорном влиянии Ангкор-Вата на храмы Тямпы. Археологи собрали почти 2000 находок, на крестообразном участке территории Юго-Восточной Азии. На пересечении перекладин находится Ангкор-Ват.
Центром был Ангкор. Он стоит ровно посередине Юго-Восточной Азии. Такое местоположение способствовало установлению связей со всеми уголками региона, а это большое преимущество с точки зрения геополитики. Поэтому кхмеры проложили дороги и торговые пути, что позволило им распространять свою культуру, разные товары и информацию.
Город Куинён, так похожий на Ангкор, когда-то связывал восток и запад. Это был ключевой порт на морском шёлковом пути, по которому циркулировали товары.
Исследователи считают, что богатства всего мира стекались в Куинён и отсюда их привозили в Ангкор.
Расцвету Ангкору способствовало не только земледелие, но и морская торговля. Здесь торговали со всем миром. Отсюда ходили на запад, вели дела с арабами, персами, индусами — это западное направление. Ангкор можно считать геополитическим центром, а остальные регионы — спутниками. Ангкор, расположенный вдали от других царств, процветал, потому что, поддерживал с ними торговые связи.
Собранные данные позволили учёным воссоздать компьютерную реконструкцию этого древнего мегаполиса на пике развития. В роскошном лесу гуляют павлины и летают зимородки. Шумит город Ангкор. Каждый день на рынке бойко идёт торговля. Здесь продаются рис и овощи, лук, баклажаны и зелень, а ещё карпы и мясо крокодилов. Охотники предлагают слоновую кость и перья зимородка.
Если в городе изобилие местных и иноземных товаров жизнь всегда бьёт ключом. Цари и вельможи купаются в роскоши. Когда царь выходит в народ, устраивается большая процессия. Огромные слоны, войны со знамёнами, музыканты. Члены царской семьи и вельможи едут на слонах.
Население богатейшего города в глубине густых лесов Юго-Восточной Азии приближалось к миллиону
Однако для процветания Ангкора было необходимо ещё одно важное условие. Важнейший фактор — мир
Империя кхмеров жила в мире с соседями очень долго. У них было время, чтобы создать и развить экономику, которая позволяла строить такие святилища. Если бы долгого мира не было, если бы кхмеры воевали, они никогда не смогли бы построить подобный храмовый комплекс, так что они всем обязаны миру. Мирные условия способствовали расцвету и благоденствию империи.
В 12-13 веках пока в Ангкоре возводились огромные храмы, во всём мире бушевали непрерывные войны. На западе — кровопролитные крестовые походы, на востоке — монгольская орда захватывала земли, создавая свою империю.
История храмового комплекса Ангкор Ват
История Ангкор Ват тесно связана с возвышением Кхмерского королевства в XII веке. Я прочитала несколько книг по истории и архитектуре кхмеров и сейчас кратко расскажу вам о самом главном – о строительстве блистательного храмового комплекса Ангкор Ват.
Бум строительства храмов Камбоджи произошел из-за соединения вскормленных на камбоджийской земле индийских традиций вперемешку с яванскими. Этот эффект сразу же выделил кхмеров среди соседей. Они начали строить храмы двух типов:
- Храм-гора в виде ступенчатой пирамиды, посвященные Шиве;
- Храм на уровне земли для почитания предков.
Оттачивая архитектурное мастерство и порой совмещая несовместимое или создавая нечто уникальное, жители Ангкорской империи пришли к тому, что храм-гора по форме и содержанию стал не актуальным, и они сосредоточились на создании храмов на уровне земли.
Кто построил Ангкор Ват – историческая справка
Статуя вишну в Ангкор Ват
Чтобы разобраться, кто построил Ангкор Ват, давайте сначала обратимся к истории. В начале XI века на политической арене кхмеров царили грандиозные перемены. Сурьяварман I был более склонен к буддизму – по личным ли предпочтениям или по политическим – но он стал вносить буддистские элементы в строительство храмов. Таким образом была уравновешена власть брахманов, которые к этому времени ощущали свою мощь так, что построили свой собственный храм – Бантей Срей.
Сурьяварман завоевал Дваравати, буддистское государство в центральном Таиланде, а его приемники, казалось, уже и не жили в Ангкоре, ведь долгое время никаких новых кхмерских храмов не появлялось. Зато был возведен Пхимай (на территории современного восточного Таиланда), будто временно центр власти сместился туда.
Так что когда на кхмерском троне воцарился Сурьяварман II, надо было принимать решительные меры и возвращать центр туда, где и было ему место, как было задумано на заре становления империи. Король воевал и строил. Империя кхмеров занимала огромные размеры, а Ангкор Ват стал обретать свои привычные очертания.
Особенности архитектуры Кхмерской империи
Все в истории Кхмерской империи говорит о поступательном развитии, о методе проб и ошибок. Может, именно этим она и отличается от многих других древних цивилизаций, где технология строительства появлялась сразу, а затем ухудшалась со временем, пока не терялась совсем. В Египте не было веков учения, не было курсов пирамидостроителей. В Перу и Боливии самые впечатляющие достижения – самые древние, такие как Саксайуаман или Ольянтайтамбо. После приходит эпоха подражателей. А вот в Камбодже ясно виден процесс последовательного развития и оттачивания архитектурного мастерства.
Ангкор Ват
Советы, рекомендации, впечатления
Рекомендация: по возможности, посетите Ангкор Ват два раза – утром (на рассвете) и вечером (на закате). Это не значит, что нельзя приходить сюда днем, конечно можно, но в лучах восходящего и заходящего солнца храм выглядит более выгодно и интересно.
Чтобы увидеть рассвет, лучше быть на территории храма не позднее 6:30 утра, хороший свет и отражение в воде примерно до 7:00.
Несмотря на ранний час, туристов, охотящихся за красивыми кадрами очень и очень много. Все они кучкуются в одном месте – у водоема перед храмом, так как именно здесь можно заполучить снимки с отражением храма в воде.
Вечером, на мой взгляд, Ангкор Ват выглядит чуть менее загадочно и интересно в плане света, но тоже достойно. Возможно, если соизволят появиться облака, кадры будут более выгодными.
По поводу заката: главное, попасть на территорию Ангкор Вата до 17:00, потом можно там хоть до темноты находиться, выгонять не будут, а если и будут, то слышала, что можно договориться за небольшую плату.
Предостережение №1: не думайте, что Ангкор Ват можно посмотреть быстро, в полчаса точно не уложитесь. Он реально большой, а в галереях скрываются сотни метров барельефов. Мы никуда не спешили, так как на Ангкор у нас было 7 дней, поэтому провели в Ангкор Вате аж 5 часов, за это время практически ни разу не присели.
Предостережение №2: так как Ангкор не действующий храмовый комплекс, в нем можно ходить в любой одежде, никаких ограничений нет. Это действует на всей территории, но есть одно «НО». В главный храм Ангкор Вата в шортах/короткой юбке и майке вас не пустят. Необходимо, чтобы ноги и руки были закрыты. Меня не пустили из-за того, что я была в майке, накинутый на плечи шарф не прокатил. Так что наденьте брюки или длинную юбку (последнюю можно просто взять с собой и накинуть на месте) и прихватите рубашку.
Совет №1: остерегайтесь обезьян, будьте с милыми мартышками начеку. Почему? Да хотя бы потому, что эти, милые на первый взгляд, хулиганы могут доставить массу хлопот. Воруют все, что плохо лежит, особенно головные уборы, бутылки с водой и все, что торчит из кармашков рюкзака. Думаю, могут и телефон спокойно утащить или еще что-нибудь ценное. Еду вообще лучше у них на виду не доставать.
Там, где туристов много, обезьянки ведут себя спокойнее и порой охотно позируют перед камерами.
Но стоит отойти подальше, где людей меньше, а они чувствуют себя хозяевами, начинают вести себя нагло и порой весьма агрессивно.
Совет №2: берите побольше воды, Камбоджа не отличается прохладой и когда вокруг раскаленные камни, а тени порой не найти, вода может быть на вес золота.
Вопросом еды, кстати, тоже лучше озаботиться заранее, вряд ли вы захотите тратить драгоценное время на поиски места, где накормят, тем более, таковых на территории Ангкора не так уж много.
Совет №3: помните о мелочах! Уж чего-чего, а этого добра в Ангкоре много, главное, не забывать им любоваться, пытаясь успеть все, да побольше. Посещение Ангкора – это ваши впечатления, а не забег на скорость.
Совет №4: если есть возможность, то оставьте осмотр Ангкор Вата напоследок. Конечно, если у вас всего один день, выбора особо не будет. Если же есть хотя бы три дня, посмотрите сначала менее грандиозные храмы, а самые большие и значимые (в том числе и Ангкор Ват) оставьте на десерт, чтобы впечатления шли по нарастающей. Мы с Андрюсиксом в свое время именно так и сделали, и это было на 100% верным решением.
Впечатления: в целом Ангкор Ват понравился. Хотя, честно признаться, ожидала от него еще большего после всех прочитанных хвалебных отзывов и общего ажиотажа вокруг этого комплекса. Возможно, свою злую роль сыграли преувеличенные ожидания, возможно то, что это уже был четвертый день среди ангкорских камней.
То, что Ангкор Ват обязателен к посещению – даже не обсуждается, но я бы не советовала ждать от него чего-то внеземного. Думаю, если это будет первый храм, который вы отправитесь смотреть, он произведет более яркие впечатления, но потом остальные, особенно маленькие, на его фоне могут показаться совсем скучными. Думайте сами, решайте сами ))
Надеюсь, мои советы и рекомендации сделают посещение Ангкор Вата для вас еще более легким и приятным.
История небесного дворца
В IX-XIII веках здесь процветала могущественная цивилизация – империя кхмеров, в состав которой входили Камбоджа, Вьетнам, Таиланд, Лаос. Утверждая свое могущество, кхмеры возводили грандиозные строения, среди которых Ангкор Ват – храм религиозного комплекса, который сохранился до наших дней. Храм – место паломничества туристов.
Кто создал Рай на Земле
Древняя столица Кхмерской империи – Ангкор площадью 200 га с населением 1000 000 человек стала местом возведения невиданного до того времени храма. Город-храм (так переводится Ангкор Ват) построен в 1150 году н.э. при царе Сурьявармане II. Царь занял трон в 14-летнем возрасте, лично убив своего дядю, действующего кхмерского правителя. Самозванец, не смущаясь, поведал подданным о своем божественном происхождении.
Чтобы уверить в этом народ, Сурьяварман приказал построить Рай на Земле – величественный храм Ангкор Ват. Храм выстроили в небывало короткий срок – 35 лет, но повелитель почил раньше окончания строительства.
Прах божественного посланца кремировали и поместили в каменный саркофаг посреди храма, ставшего царской усыпальницей. Кхмерские храмы не строились для собрания верующих, они возводились как место обитания богов, доступ в которые был открыт только для жрецов и монархов.
Обнаружение древнего сооружения
Известностью в мире храм Ангкор Ват обязан французскому путешественнику и натуралисту Анри Муо, который случайно обнаружил сооружение, путешествуя по Индокитаю.
Величие увиденного сооружения потрясло ученого, который записал: «Храм непостижим для ума. Глядишь в смущении и замешательстве, восхищаешься и, охваченный почтением, застываешь в благоговейном молчании.
Гений создателя этого творения связал в единое целое различные части с таким искусством, что остается только удивляться. Исполнение этих грез под силу лишь одареннейшим».
Особенности строительства
Храм Ангкор Ват – образец индуистской архитектуры, посвящен богу Вишну. Ангкор Ват в Камбодже построен из 5 миллионов тонн песчаника. Каменные блоки нарезаны ровно и плотно прилегают друг к другу, так что между ними не входит лезвие ножа.
Камни, подогнанные друг к другу, ничем не скреплены и держатся только на собственном весе. Камни неправильной формы и вогнутости соединены между собой, словно пазлы. Современные технологии не способны повторить кладку.
Каменные блоки древние строители транспортировали по водным каналам из каменоломен, находящихся на плато Кулен в 40 км от места строительства. Внешние стены храма выполнены из литерита – камня, который легко обрабатывается, но затвердевает на воздухе, как гранит.
Почему город покинули люди
500 лет тому назад город-храм покинули люди, оставив на милость джунглей, и ушли осваивать новую столицу королевства Пномпень. То, что случилось, кажется странным. Ведь Ангкор Ват был процветающим городом. Плодородная земля давала 3 урожая риса в год, озеро изобиловало рыбой, а густые леса – дичью.
Каждый новый правитель устраивал город так, что центр старого города оказывался на окраине нового. Город-гигант рос, постепенно превращаясь в город храмов, пока в 1431 году его не захватили тайские войска. Город обезлюдел, влажный климат с буйной растительностью превратил столицу в руины, и джунгли постепенно поглотили ее.
Краткое описание Ангкор-Ват
Первоначально дома богов, например, Вишну и Шивы, королевские усыпальницы возводились в формате храма-горы. Такие постройки представляли собой многоступенчатое здание из нескольких ярусов, приподнятое над землей. Со стороны они выглядели, словно пирамиды.
Привычные в нашем понимании святилища, в которых жители Ангкора почитали предков, проводили церемонии и ритуалы, строились непосредственно на земле. Они не имели возвышений, хоть и могли иметь пирамидообразную форму.
Постепенно от первого типа архитектуры в кхмерской империи отказались. Храмовый комплекс Ангкор-Ват стал первым сооружением, построенным на земле, но выполняющим роль дома для божества.
Общая характеристика священного здания:
- Максимальная высота – 65 метров; размер самой высокой башни – 42 метра;
- Форма – квадратная, напоминает лотос;
- Имеет три яруса; первый находится на высоте около четырех метров, второй возвышается на семь метров над землей, третий – на тринадцать метров;
- Центральный вход, что достаточно нетипично для древней архитектуры, обращен на запад; попасть внутрь храма можно как с западной стороны, так и с восточной;
- На каждом этаже располагаются длинные галереи; в храме огромное количество лестниц, подъемов, переходов;
- Основных башен – пять.
Приближаясь к комплексу, создается ощущение оптической иллюзии. Чем ближе подходишь к Ангкор-Ват, тем больше он выглядит. При этом кажется, что постройка растет из-под земли.
Архитектурный старинный памятник окружен рвом. Его ширина – 190 метров, а общая длина – более четырех километров. Этот глубокий ров олицетворяет собой мировой (вселенский) океан. Недалеко от постройки располагается кирпичная дамба, от которой ведет насыпная дорога к храму.
Территорию, которую занимает храмовый комплекс в Камбодже, опоясывает стена. Ее протяженность составляет более километра. Ширина – 810 метров, высота – почти пять метров. На стене – четыре башни, называемые горупами. Они указывают на стороны света. Композиция из трех горуп украшает место центрального входа на западе.
Поверхность стены покрыта сложными орнаментами, узорами, рисунками и гравировками. Примечательно то, что все божественные и человеческие фигуры стоят в определенных позах, которые не повторяются. У каждого персонажа уникальные выражение лица, украшения, одежды.
Звери, птицы и растения, также присутствующие среди рисунков, тоже не дублируются.
От центрального входа к сердцу храмового комплекса ведет широкая дорога, протяженностью почти 400 метров. Вдоль нее горделиво возвышаются статуи змей с восемью головами.
Храм Ангкор-Ват по своему силуэту напоминает конус, башню. Самый широкий – нижний ярус, третий – верхний – самый узкий.
Галереи и проходы на первом этаже священной постройки декорированы фигурами и барельефами, высотой более двух метров.
Среди сюжетов встречаются иллюстрации к древним мифам, представления о том, как выглядит повседневная жизнь божеств, и рисунки, рассказывающие о быте жителей Камбоджи.
Весь второй ярус украшают скульптуры и изображения танцующих божеств, нимф и иных мифологических существ. Третий этаж постройки также богато декорирован разнообразными рисунками.
Подняться на него непросто: наверх ведет крутая и длинная лестница. Главная особенность верхней террасы – пять высоких башен. Центральная из них символизирует гору Меру.
Ангкор Ват внутри
Ангкор Ват – огромная трехступенчатая пирамида, состоящая из трех платформ, следующих одна за другой. Все три террасы окружены галереями с двускатными крышами. Террасы соединены друг с другом многочисленными лестницами. На верхней террасе – пять башен в форме лотоса.
Четыре башни – по углам, самая высокая – в центре высотой 42 метра, высота храма 65 метров. Башни соединены узорчатыми стенами, украшенными барельефами 1500 танцующих прекрасных богинь.
Все постройки Ангкор Вата, выполненные строго и четко, покрыты пышными украшениями. В храме сотни скульптур. Каждый камень украшен резьбой. Внутри храма нет места, где не коснулась бы рука резчика.
Многокилометровая резьба по всем ярусам храма, поражающая качеством проработки деталей, выполнялась на уже установленных блоках. Работа резчиков сложная: ошибку исправить трудно, испорченный блок в стене пришлось бы заменять.
Сотни барельефов на стенах храма с изображением мифологических сюжетов древнего индуизма и сцен из жизни богов и богинь. Оживляют барельефы образы воинов и слонов, змей, рыб и обезьян.
Тысячи фигур, изображенных на барельефах, отражают сцены из дворцовой и военной жизни в дни индуистского правления. На колонне храма изумленные ученые обнаружили изображение травоядного динозавра – снеготавра, который вымер десятки миллионов лет назад. Где кхмеры увидели его, остается только гадать.
Затерянный город
Первая новость о затерянных в джунглях древних храмах достигла Европы в 1601 г. благодаря испанскому монаху-францисканцу по имени Марсело де Риваденейра. В своих записях он упоминал большой город в королевстве Камбоджа с покрытыми резьбой стенами и большими зданиями, от которых остались только руины.
Большинство полученных сведений о регионе в те времена приходило от испанских и португальских миссионеров, прибывших в столицу королевства, расположенную в нескольких километрах севернее современного Пномпеня. Преследуя свои цели, эти люди пробирались в леса за пределами реки Меконг, где и обнаружили безмолвные, величественные остатки города с фонтанами, каналами, храмами и мостами.
Никто из них не знал, что эти руины — религиозный центр и столица кхмерских царей со времени своего основания и до падения в XV в. Печальное положение королевства Камбоджа, разоряемого соседними государствами на протяжении XVI века, и заброшенность города заставили миссионеров предположить, что комплекс сооружений не мог быть создан местными жителями. Такое грандиозное строительство они связывали с римлянами или Александром Македонским.
Трехуровневое устройство храма Ангкор-Ват
Ангкор-Ват – это сложная архитектурная конструкция, создание которой происходило без каких-либо механических приспособлений. Но несмотря на это, кхмерские зодчие сумели построить удивительный сложны комплекс храмовых галерей и численных переходов в несколько этажей.
Первый ярус
Центральными здесь являются 3 галереи идеальной прямоугольной формы. Третья галерея – самая известная, она искусно декорирована великолепными двухметровыми в ширину барельефами, длина которых – больше 700 м.
На первом ярусе находятся внутренние дворики и 2 библиотеки. Павильоны этого яруса соединяются галереями, которые декорированы самыми длинными барельефами в мире, и также орнаментом на карнизе.
В храме на первом ярусе сразу встречаются 1800 танцовщиц-апсар. Композиция барельефов на 1 ярусе – это изображения индуистского эпоса, военные сюжеты тысяч фигур, в том числе и императора Сурьявармана II.
Второй ярус
Перейти на 2 ярус можно по специально сооружённым галереям и по мостикам-переходам. Галереи здесь украшены многочисленными рельефными сюжетами, а мостики размещены на мелких столбиках. Кроме башен на этом ярусе также есть 2 библиотеки.
Третий ярус
Третий корпус считается сердцем Ангкор-Ват – здесь архитектурный ансамбль храма больше всего символически напоминает гору Меру, у которой по легендам 5 небесных пиков. Центральная башня выполняла роль алтаря – главное место поклонения Вишну, чья статуя здесь стояла. На этом ярусе изображены самые сложные по технике выполнения барельефы.
Вся композиция храма-горы выполнена в совершенно точных пропорциях.
ИСТОРИЯ
История Ангкорского периода берет свое начало в 800 г. до НЭ, когда кхмерский король Джаяваман II объявляет о независимости Кампучии (Камбоджи) от Явы и основывает столицу нового государства — город Харихаралая, располагавшуюся на севере озера Тонле Сап . Начиная с этого момента, Джаяваман II ведет активную деятельность по захвату территорий ближних государств и к 802 г. до НЭ Кампучия владеет землями, которые сейчас принадлежат Китаю и Вьетнаму. В том же 802 г. он объявляет себя полноправным правителем и создает культ поклонения богу Шиве.
В 889 г. Ясоварман I восходит на трон и принимает решение о начале строительства новой столицы — Ясодхармапура, что в переводе с санскрита – «святой город». Сохраняя традицию, он также, как и его предшественники, строит огромное водохранилище. Строительство водохранилищ было связано не только с бытом и нуждами города, но так же и с соблюдением традиции, корни которой уходят в миф о священной горе Меру, окруженной великим океаном. Гору Меру в религиозном строительстве символизировал храм окруженный водой, а лингам*, находящийся внутри храма, символизировал правителя, который являлся наместником бога на земле. Ясоварман I построил свой храм на холме Пном Бокенг и окружил его рвом, который наполнялся водой из созданного им водохранилища. За время своего правления Ясоварман I построил немало храмов и провел не меньше реформ.
На протяжении последующих 300 лет великие правители Кхмерской Империи построили немало храмовых комплексов, которые по прошествии многих веков, донесли до нас историю о жизни великой цивилизации. Последний храм был возведен во времена правления Джаявамана VII. После его смерти многовековое строительство прекратилось.
На сегодняшний день храмовый комплекс Ангкор внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Интересный факт: все храмы Ангкора построены без применения цемента и каких-либо других связующих материалов. При возведении храмов чаще всего использовались блоки из камня-песчаника, которые сцеплялись по принципу замка, а крепостные стены выкладывали из туфа.
Важно: Нижеописанные храмы, перечислены в порядке, удобном для экскурсий, исходя из 2-х дневного пребывания в Сием Рипе
Архитектурные особенности
Ангкорианский стиль, в котором построено это святилище, сочетает черты как кхмерской, так и индуистской архитектуры. Это храм-гора, олицетворяющий священную гору Меру, в сочетании со множеством галерей. Постройка состоит из трёх прямоугольных террас, составляющих пирамиду.
Внутренний прямоугольный двор занимает двести гектаров. Его окружает стена высотой в четыре с половиной метра. С внешней стороны стены больше чем на три с половиной километра тянется ров, наполненный водой.
По его краям земля расчищена от джунглей на ширину тридцать метров. Ширина рва – сто девяносто метров, и считается, что именно он спас храм от гибели и от нашествия диких животных из джунглей в годы забвения.
Башни Ангкор Вата
Неповторимую красоту монастырю придают пять башен. Каждая из них по форме напоминает цветок лотоса. Башня, которая в центре, возносится в небо на шестьдесят пять метров. Она выше остальных четырёх на сорок два метра.
Вход в храм осуществляется через западную гопуру (башню над воротами), считающуюся главной. Она состоит из трёх полуразрушенных башенок, за которыми поначалу не видно гигантского основного здания, и является его подобием по форме. Выйдя из гопуры, путник проходит к храму по дороге, с обеих сторон которой тянется парапет с изваяниями змей о семи головах.
Дорога проложена по дамбе, сделанной из песчаника. Вероятно, дамбу ранее заменял деревянный мост. С восточной стороны к святыне ведёт земляная насыпь. Со всех четырёх сторон света есть гопуры, но три другие поменьше, чем западная.
Статуя Вишну в южной башне, Ангкор Ват, Камбоджа
В южной башне есть статуя Вишну. Предполагают, что он появился в ней позже, а первоначально его место было в центральном зале. Четыре гопуры на каждом из трёх ярусов соединяются галереями, украшенными по внешней стене квадратными колоннами.
Галереи настолько просторны, что в них, при желании, мог бы пройти слон. Из-за этого другое название гопур – «слоновьи ворота». Потолок галерей имеет украшения в виде каменных цветов лотоса. А стены имеют богатейшую отделку, более тысячи квадратных метров. Что это:
- барельефы с сюжетами из истории кхмеров, древнеиндийского эпоса и индуистских мифов;
- фигурки двух тысяч обворожительных полубогинь – апсар с замысловатыми изысканными причёсками;
Барельефы на стенах храма — апсары
- грифоны;
- скульптуры танцующих людей;
- драконы с крыльями, запряженные в колесницы;
- танцующие на спинах бегущих животных фигуры мужчин;
- единороги;
- воины с предводителями, шествующими верхом на слонах;
- деваты.
На карте комплекса изначально были и городские постройки, и королевский дворец. Но все они разрушились со временем, так как были построены не из камня. Лишь очертания некоторых улиц сохранились до сих пор.
От главной дороги к храму перпендикулярно ей есть шесть пар боковых лестниц, по которым можно спуститься на территорию бывшего города. Здесь есть два здания библиотек, расположенных симметрично с обоих боков дороги, а перед ними – пруды. Эти водоёмы, как и терраса в виде креста, в которую переходит главная дорога, появились позже, чем другие элементы комплекса.