Категории самадхи, Патанджали

Нирвикальпа Самадхи

Нирвикальпа Самадхи – это состояние, в котором нет ни понятий, ни планов, ни мыслей, ни идей. Человек, находящийся в Нирвикальпа Самадхи, может показаться неадекватным или безумным. Здесь нет ума, есть только осознание бесконечного блаженства и покоя, а постигающий и постигаемое, наслаждаясь всепоглощающей эзотерической эмоцией, сливаются в одно целое.

Блаженство – это то состояние, постигнуть и осознать которое дано далеко не каждому человеку. В Нирвикальпа Самадхи, утверждают эзотерики, медитирующий не только ощущает блаженство, но и сам становится блаженством.

Что ещё чувствует оказавшийся в Нирвикальпа Самадхи? Огромную и ни с чем не сравнимую силу, мизерную часть которой можно забрать с собой, в земную жизнь.

Нирвикальпа Самадхи – это наивысшая форма Самадхи и доступна только самым сильным Пребывание в Нирвикальпа Самадхи может продолжаться несколько дней, а может – несколько часов, после чего человеку надлежит вернуться в свой мир.

Многие из тех, кто мало времени посвящал подобным практикам, но кому удалось вернуться из Нирвикальпа Самадхи, поначалу не могли ни говорить, ни думать, забывали своё имя и возраст. Способность возвращаться из Нирвикальпа Самадхи – результат продолжительной практической деятельности. Практически каждый, оказавшийся в Нирвикальпа Самадхи ловил себя на мысли, что он не хочет возвращаться назад – в несовершенный физический мир.

Человек, чей дух просветлён, не может взаимодействовать с обитателями этого мира, однако ему не дано решать, где ему должно находиться и если Всевышний сочтёт необходимым вернуть его обратно, его душа опустится на земной уровень.

Категории самадхи

Существуют разные стадии самадхи, но делят их на две категории:

Познавательное «Сампраджнята».

Это состояние более «низкого» сознания, когда концентрация сохраняется за счёт упорного сосредоточения на объекте. Именно объект становится опорой для сосредоточения. С течением концентрации, постепенно исчезает различия между объектом и субъектом, между наблюдаемым и наблюдающим и всё сливается воедино.

Также это может быть сосредоточение на размышлениях о природе существования, поиск причин и явлений. Когда человек задаётся при созерцании целью накопления знаний, это всегда скрытое или даже явное, желание усовершенствования и приобретения силы и власти.

Непознавательное «Асампраджнята».

Высшая стадия самадхи, когда все самскары (сумма сделанного, зачатки наклонностей, опыт прошлых жизней, влияние прошлого и настоящего, рефлексы) разрушаются, и достигается реальное видение реальности.


Giphy

Также существует «разновидность» Соматхи, когда тело практикующего, в силу глубокой медитации, застывает, как каменное, совершенно неподвижное и сохраняется таким образом на протяжении нескольких лет. Обмен веществ в организме снижается до нуля. При таких состояниях, душа как бы просто находится рядом.

Человек продолжает жить, сохраняя своё тело, как бы в «законсервированном» состоянии, чтобы потом вернуться туда. Чтобы войти в такое измененное состояние, нужно сначала освободиться от всей отрицательной энергии. Сохранение тела и мозга во время такого состояния возможно только при температуре не выше +4, поэтому тело практикующего помещают либо в воду, пещеру, или ледник. Дзен буддисты считают такое состояние, ложным и сбивающим с истинного пути.

4 уровня Самадхи

Просветление – многоуровневый и сложный процесс. Всего выделяют несколько стадий его достижения: савикальпа, нирвикальпа и сахаджа.

1 уровень

Начальная стадия Самадхи –савикальпа. Это высокое однонаправленное сознание, связанное с принятием высших божественных сил. На этом уровне накапливается жизненный опыт и впечатления, мозг работает активнее и полноценнее. На стадии савикальпа индивид освобождается от собственного “Я” и движется к постижению Великой истины. 

У людей, не занимающихся духовными практиками, активно функционирует только 5-7% головного мозга. Йога и медитация позволяют увеличить процент функционирующих нейронов. Благодаря этому практикующий осознает и постигает процессы, которые недоступны для большинства обычных людей.

Йогами савикальпа воспринимается, как достижение малого вида Самадхи. В этом состоянии происходят изменения в человеческом сознании, но остается двойственность его сущности. Савикальпа не позволяет индивиду полностью абстрагироваться от внешних факторов. Это связано с тем, что понимание “Высшего Я”, быстро заканчивается и исчезает взаимосвязь индивида с высшими божественными силами.

Определить достижение уровня савикальпа можно по ослаблению сердцебиения и ощущению невесомости. Также замедляется  дыхательная деятельность и практикующий входит в состояние расслабления и радости. Особое чувство, которое может испытать йог на данном этапе – познание самого себя.

2 уровень

Следующий уровень самадхи– нирвикальпа. Это ощущение погружения в блаженное состояние с осознанием своего “Я”. На этой стадии индивид не испытывает двойственности сознания и не отделяет объект от субъекта. У того, что добился подобного состояния замедляется дыхание и полностью останавливается пульс.

При погружении в нирвикальпу йог полностью абстрагируется от внешнего мира. Но после выхода из транса к нему возвращаются все практические знания и умения. Нирвикальп способен воспринимать мир и ощущать его без ментальных функций (стандартных чувств).

Чтобы достигнуть этого уровня, нужно научиться полностью управлять своим сознанием. Самадхи второго уровня может заменить кармическое перерождение. Йогам будут доступны высшие знания, он сможет перемещаться в пространстве и времени.

В состоянии нирвикальпы человек способен купировать все негативные эмоции: гнев, печаль, раздражение. Он не только испытывает блаженное состояние, но и пребывает в нем регулярно.

Если практикующий впервые достиг нирвикальпы, то он может длительное время пребывать в состоянии транса. Есть вероятность того, что он не сможет вернуться на землю и жить обычной жизнью. Йог нередко забывает свое имя, возраст, иногда теряет практические навыки.

3 уровень

Самаджа – идеальный уровень состояния, которого может достичь медитирующий. При достижении этого уровня полностью блокируется собственное Эго, которое мешает процессу единения с Вселенной.

На уровне самаджа люди пребывают в другом измерении. Их тело способно функционировать в прежнем ритме, но сердце наполняется божественным просветлением.

4 уровень

Последний уровень самадхи – это переход физического тела в ментальное (саруба).То есть отдельные элементы человеческого тела могут исчезать и растворяться в пространстве. Вместо него появится золотое свечение нематериального характера.

Достигнуть этого уровня сознания можно только с помощью перехода от низших к высшим духовным состояниям.Ступени перехода к состоянию саруба:

  • савитарка – это переход от физического к чувственному восприятию мира;
  • нирвитарка – познание самого себя после очищения памяти;
  • савичарка – восприятие мира без словесного размышления;
  • нирвичара – духовное становление, выходящее за временные и пространственные рамки с сохранением сущности мышления;
  • ананда – состояние, приближенное к блаженству;
  • асмита – высшая степень осознания, в которой объектом слияния является сознательность.

Пранашакти: польза

  • Подключение к универсальной целительной энергии и как следствие укрепление эндокринной и иммунной систем организма
  • Снимает беспокойство, стресс, депрессию
  • Даёт глубокое ощущение благополучия, эмоциональную стабильность и внутренний покой
  • Увеличивается способность положительно влиять на события в жизни
  • Увеличивается количество энергии и в следствие этого — усердия в практике
  • Повышается либидо
  • Улучшается ясность ума, пищеварение, функции печени и почек, ёмкость лёгких, здоровье сердца и других систем и органов человека
  • Увеличивается диапазон голоса и улучшается качество речи
  • Увеличение чувства сострадания как к живым, так и неживым энергетическим системам

Видео по теме

О том, как достичь самадхи, в видео:

Мы приходим в этот мир с целью реализации. И если самореализация и самопознание не становятся целью, нас будут сопровождать страдания, болезни, несчастья. Главная суть любой практики и направления йоги – очистить свой разум от ограничений и обрести гармонию. И все это, в конечном итоге, приведет к более высоким ступеням на пути к самадхи.

Существуют разные взгляды на эту концепцию, и каждый волен сам решать, как к ней относиться. Но, как сказал однажды гуру Шри Рамана Махарши : «Только самадхи может открыть Истину. Мысли набрасывают покров на Реальность, и поэтому она не воспринимается таковой в состояниях иных, нежели самадхи».

Байк Баба: «Самадхи – это наркотик: укололся и тебе хорошо»

Самадхи? Вот вы уйдете в самадхи и что о вас скажут люди? О, эта девочка была в самадхи! И что дальше? Если вы не будете делать что-либо для людей, вы не реализуетесь. Безусловно, вы можете каждый день уходить в самадхи на 10-15-60 минут. Но, когда вы там, вы не можете помогать людям здесь. Самадхи – это эгоистично. Во время самадхи лишь один человек счастлив. Самадхи – это наркотик: укололся и тебе хорошо. Но я здесь, с вами, и готов вам помогать, утешать, успокаивать, исцелять. У всех есть проблемы, и люди приходят ко мне с ними и хотят, чтобы я им помог. Но, если я буду в это время в самадхи, к кому они придут? Поэтому гораздо лучше, если вы осознанно будете жить в миру с открытым сердцем и дарить любовь другим. Ведь жить для людей вы можете лишь в реальном мире. Чакры, кундалини, самадхи – все это ум! Не стоит концентрироваться на этом! Верьте в Бога и делайте добро людям. Отпустите все свои привязанности и станьте свободными! Если вы здесь, ваша Атма (Душа) ждет встречи с вами!

Самадхи совершенствует нашу карму. Раньше риши и йоги приходили в деревни, где были какие-то проблемы: чума, отсутствовал долгое время дождь и т.д., – и садились там в самадхи. Таким образом они собирали хорошую карму для всех жителей этой местности и негативная ситуация разрешалась. Но сегодня самадхи научились использовать даже для зарабатывания денег, устраивая прилюдное погружение во имя собственной рекламной кампании. Это плохая карма для того, кто так поступает. Никакой показухи и громких разговоров об этом не должно быть. Закройтесь в комнате в каком-нибудь тихом месте и начните читать любую мантру

Не важно — мантру Бхайраве, Гаятри, мантру, которую передал вам Пайлот Баба или какой-то итальянский гуру, – просто начните ее повторять, не давая уму вовлекаться в различные истории, и самадхи рано или поздно случится!

Байк баба, нага йогин

Читайте продолжение в шестом номере журнала Будь СветОМ

Как достичь самадхи?

Чтобы достичь самадхи, нужно пройти все восемь ступеней аштанга-йоги, начиная с практик ямы, ниямы, занятия асанами и пранаямой. А после прийти к медитационным практикам дхьяны и самадхи. Первые пять ступеней сворачивают сознание, а последние три – расширяют его.

Патанджали, автор «Йога-сутр», говорил о том, что самадхи можно достигнуть и развить только с опытом. Вряд ли начинающему йогу самостоятельно получится прийти к этому состоянию. Обязательно нужен гуру, который поможет пройти этот путь.

В первоисточниках по йоге говорится о восьми ступенях постижения единства, это:

  • Яма – правила гармоничного поведения в социуме;
  • Нияма – правила личной гигиены и жизни йога;
  • Асана – выполнение статических поз йоги;
  • Пранаяма – дыхательные, энергетические упражнения йоги;
  • Пратьяхара – отключение чувств;
  • Дхарана – концентрация ума;
  • Дхьяна – однонаправленная концентрация – дальнейшее углубление Дхараны;
  • Самадхи.

Не пройдя все восемь ступеней, невозможно дойти до высшей. Практику нужно не терять веру, способность к концентрации, память. Но без божественной милости достичь высшей ступени не получится. Ее достигнут только избранные, которых Высшее сочтет достойными, допустит и направит. Для этого нужно работать над практикой в течение нескольких воплощений.

Сомнения, гордыня, волнение ума, болезнь могут быть сложными, иногда непреодолимыми препятствиями на пути к самадхи. Для достижения самадхи вера играет большую роль. Вера в себя, свои возможности, божественное и высшее начало. Тот, кто практикует и стоит на пути к самадхи, будет подвергаться испытаниям, но если он их пройдет, то достигнет своей цели и укрепит свою веру и веру высшего.

Во многих учениях и направлениях йоги самадхи описывается как высшее благо и цель. Однако, в зависимости от направления йоги, пути могут различаться.

Но, если изучить эти учения, можно прийти к выводу, что для достижения самадхи нужно практиковать несколько направлений. Например, проводить очищение организма методами Шаткармы, увеличивать энергетические потоки тела с помощью хатха-йоги.

Карма-йога помогает осознать свою высшую природу, бхакти-йога пробуждает божественное начало в нас самих. Эти состояния сложно поддаются описанию доступными нам и читателю средствами. Самадхи – это то, что понимается и осознается только в процессе непосредственного пребывания в нем.

Невозможно полностью передать и описать его доступными нам вербальными способами. Это состояние абсолютного покоя, умиротворения и гармонии с потоком, глубокого понимания всех процессов, всей сути мироздания.

Что такое самадхи простыми словами?

2. Самадхи достигается без какого-либо “подключения” (внутреннего или внешнего), т.е. йог достигает “единства” – полного осознания. Это недифференцированный – недифференцированный – экстаз, на санскрите асампраджнята самадхи. Этот тип самадхи уничтожает “впечатления”. (санскары) предыдущих ментальных действий и даже может остановить кармические силы, уже активированные прошлыми действиями. Объяснить, что человек чувствует в состоянии самадхи, довольно сложно. Обычно его описывают как ощущение единства с миром, которое становится настолько полным, что человек теряет свою индивидуальность, становясь полностью частью вселенной.

СУММАДХИ:

Считать ли самадхи иллюзией, игрой воображения или нет, каждый решает для себя сам. Те, кому удалось достичь просветления, верят в него, они просто не могут его описать. Но никто не мешает считать самадхи всего лишь философским упражнением, которое имеет мало общего с реальностью. Состояние самадхи – это состояние просветления, в котором исчезает сама идея индивидуального сознания, и человек переходит в чистое состояние бытия, объединяя в себе наблюдателя и наблюдаемое, или, другими словами, упраздняя само понятие отдельности. Мы находим упоминание о самадхи уже в древних текстах Упанишад, относящихся к философии Веданты, но не в первых десяти Упанишадах, а в Майтраяни Упанишаде, а позднее термин “самадхи” уже вошел в Упанишады, дополненные йогической традицией. Поэтому самадхи даже больше ассоциируется со школой йоги и Патанджали, чем с древним ведическим знанием.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий