Кибуцы в Израиле: традиции и инновации

Государство Израиль

Идея сбора изгнанников Израиля на землю Израиля ( кибуц Галуйот ) была основой для создания Государства Израиль. После Холокоста Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в процессе принятия решения по Плану раздела Палестины Организации Объединенных Наций восприняла эту идею как причину для принятия решения о еврейском государстве . Выражение тоски по сбору изгнанников Израиля на земле Израиля можно найти в Молитве за Государство Израиль , автором которой были главные раввины Израиля в первые годы существования Израиля. Органы власти Израиля выразили свое мнение по этому поводу, приняв Закон о возвращении , который предоставил каждому еврею право совершить алию на землю Израиля.

Молитва за государство Израиль

Молитва о благополучии государства Израиль произносят в субботу и еврейские праздники во многих синагогах по всему миру. Молитва обращается к Богу с просьбой благословить землю Израиля, чтобы помочь ее лидерам, и обращается с призывом, используя слова Моисея:

Молитва обычно читается в синагогах религиозного сионизма и консервативного иудаизма , но обычно не в синагогах харедим .

Закон о возвращении

Штамп в паспорте, подтверждающий получение израильского гражданства на основании Закона о возвращении.

Закон о возвращении (иврит: חוק השבות, Хок ха-Швут ), закон , принятый в 1950 году в память о Холокосте, позволяет каждому еврею право сделать алию государству Израиль и получить сертификат алии , который предоставляет обладатель сертификата немедленно получает гражданство Израиля. Это проистекает из идентичности Израиля как еврейского государства, что связано с идеей собирания Израиля.

Йом ха-Алия

Йом ха- Алия ( День алии ) ( иврит : יום העלייה ) — новый израильский национальный праздник, официально принятый 21 июня 2016 года. Йом ха-Алия ежегодно отмечается десятого числа еврейского месяца нисан ( иврит : י »). ניסן ). Этот день был учрежден, чтобы признать алию , иммиграцию в еврейское государство, как основную ценность Государства Израиль, и отметить постоянный вклад Олима в израильское общество.

Жизнь в современных кибуцах

Для кого-то кибуц – загадочное явление израильского общества, для кого-то  –  что-то вроде колхоза. Наверное, лучше один раз увидеть, приехав и посмотрев кибуц своими глазами, оценить и во всем разобраться.

Кибуцы как образ жизни

В Израиле 267 кибуцев и все они открыты для гостей: туристов и волонтеров. А вот попасть в члены кибуца непросто. Только с разрешения общего собрания поселения можно попасть на испытательный срок, кандидатом. Образ жизни в кибуце привлекает и удивляет более всего тем, что община живет большой семьей. Здесь царит атмосфера дружбы, чувствуется общество единомышленников.  А выбор такого образа жизни человек делает осознанно, испробовав свои силы и способности во время кандидатского срока.

Именно здесь видишь воочию прообраз коммуны. В кибуце живут по принципу: от каждого по способностям, каждому – по возможностям кибуца. Доход кибуца распределяется всем поровну. Члены получают все необходимое из общего фонда, деньги внутри кибуца не используются.

Идея общественного ведения хозяйства испытана временем, история кибуца насчитывает 90 лет. Конечно, представления первых основателей коммун претерпели изменения в современном мире. Остались основные принципы организации – использование общих средств производства и общественная форма организации быта.

Только в кибуце

Первое впечатление от кибуца – это поселение сельского типа. А вот планировка и архитектура кибуцев особенная. Это плод многолетнего опыта и фантазии кибуцников. В центре – комплекс общественных зданий: столовая, спортзал, бассейн. Далее по кругу расположена жилая зона. Следующим идет хозяйственный комплекс, промышленные строения,  поля и сады. Неизгладимое впечатление оставляет море зелени, ведь зачастую кибуц располагается посреди пустыни. Архитектуру современных кибуцев разрабатывали известные израильские архитекторы. Недаром на биеннале в Венеции именно архитектура кибуца представляла Израиль, и с немалым успехом.

Здесь любят гостей. Вас обязательно накормят в современной столовой, не уступающей богатым выбором хорошему ресторану. А то, что еда здесь натуральная, здоровая и отлично приготовленная, не вызывает сомнений. Можно выбирать из блюд то, что нравится. Местные жители не платят, а гостям нужно внести небольшую плату вне зависимости от количества съеденного.

В кибуцах есть, что посмотреть. В  Эйн-Геди создан ботанический сад, в Сде Бокер – музей Давида Бен-Гурион, в Эйн-Дор – археологический музей. В кибуцах есть спортивные клубы, танцевальные и драматические коллективы, оркестры.

Победивший коммунизм в отдельно взятом кибуце

Что привлекает в кибуцы людей? И общее хозяйство, и равное распределение дохода, и социальная защищенность. А главное то, что очень редко встречается в мире: взаимная поддержка, коллективный образ жизни, настоящая демократия в управлении, гордость за успехи кибуца.

А достижения кибуцев немалые. Достаточно привести две цифры: около 2% населения, живущих в кибуцах создают 40% сельскохозяйственной продукции страны. Оказывается, они выпускают и промышленную продукцию, причем достаточно сложную. В кибуце Изреэль создан робот для чистки воды бассейна, а со временем родилась компания «Майтроникс», выпускающая его для всего мира. Представьте себе, именно в кибуце запатентован метод капельного орошения, а кибуцы Хацерим, Магаль и Йифтах – мировые лидеры по производству поливных систем с использованием этого метода.

Получается, что такой коллективный способ жизни и деятельности дает отличный результат  в экономической сфере, и делает наполненной жизнь обычного человека. 

Как возникали и развивались кибуцы

Наиболее передовыми идеями начала ХХ века считались учения социалистического и даже коммунистического толка. В еврейской среде они совмещались с сионизмом, и в первых потоках переселенцев в обетованную землю было очень много носителей новых социальных теорий. Нужно сказать, что, применяя их на практике, израильтяне сумели добиться прекрасных результатов, заметно отличающихся от достижений других стран, которые встали на путь перестройки общества, основанный на той же идеологии.

В 1909 году переселенцами из Российской империи была основана первая в Израиле сельскохозяйственная община – кибуц. Поселение, которое тогда и назвать так было невозможно, вошло в историю как Дания.

Забегая вперед, скажем, что этот кибуц до сих пор процветает.

Тогда же на землях, с точки зрения агрономов совершенно непригодных для сельского хозяйства, группа молодежи решила организовать поселение и заняться выращиванием пшеницы. Но главным была организация этого общества.

В кибуце изначально отсутствовала частная собственность на средства производства, труд являлся общественным, решения принимались всем коллективом, доходы делились поровну, а точнее, поступали в общественное управление и распределялись по принципу равноправия.

Фактически это коммунистические принципы, но в сочетании с идеологией сионизма они дали прекрасные результаты. Пустыня зацвела, а ее жители смогли обеспечить себе достойный уровень жизни.

Коммуна со своими правилами – вот что такое кибуц в Израиле. Изначально такие поселения были только сельскохозяйственными, но потом правила изменились.

В первой половине ХХ века количество кибуцев стало стремительно расти. В подмандатную Великобритании Палестину массово иммигрировали евреи с территории бывшей Российской империи и из Польши. Британские власти ограничивали приток евреев, и нелегалы находили прибежища в этих коммунах. К окончанию британского мандата на Палестину кибуцев в Израиле было 176.

Жизнь в кибуцах в то время была небогатой. Бедные необработанные земли давали небольшой урожай. Кроме того, жителям постоянно приходилось защищаться от жителей арабских поселений. До сих пор почти все члены кибуцев входят в отряды самообороны, и в офицерском составе израильской армии выходцы из кибуцев занимают доминирующее положение.

С провозглашением независимости еврейского государства в 1948 году интенсивность создания кибуцев существенно снизилась. Причиной этого было уничтожение фашистами огромного количества потенциальных репатриантов на территории Восточной Европы.

Основные переселенцы в это время переселялись в Израиль из Азии и Африки. Переезжали и пережившие холокост евреи Европы. Но никто из них не желал жить по принципам коммуны. В настоящее время в Израиле насчитывается всего лишь около трехсот кибуцев.

Отношение к здоровью в Израиле

Медицинское обслуживание в стране с одной стороны гарантирует помощь каждому жителю, потому что взносы в медицинскую кассу и страховку производятся в обязательном порядке. С другой — в медицинских учреждениях встречаются очереди на обслуживание, и отдельно нужно оплачивать услуги стоматолога.

В Израиле существует «медицинский туризм» для приезжих для лечения онкологии, сердечных заболеваний, пересадки костного мозга и проведения ЭКО – там всё на высоком уровне. А также климат, терапия на берегах мертвого моря приезжим позволяют вернуть свое здоровье.

Развитие профессионального спорта и спортивной медицины также есть в культурной жизни страны.

Государство уделяет внимание оздоровлению населения и поддержанию его спортивного духа. Не зря утверждают, что продолжительность жизни там больше, нежели у нас

К популярным видам спорта среди израильтян относят:

  • Велоспорт и велопрогулки.
  • Дайвинг. Зафиксирован высокий процент лицензированных аквалангистов.
  • Единоборства и водные лыжи.

Проблемой в спортивном вопросе является признание таких специалистов, как тренер.

Уровень доходов в Израиле

Это интересно

По сравнению с Россией там оплата труда идет почасово. Минимальная стоимость – 27 шекелей в час (501 рубль). С заработной платы обычно высчитываются налоги. Но первые несколько лет после переезда вас не будет беспокоить этот вопрос.

Средняя оплата труда в Тель-Авиве – 10 000 шекелей (185, 017 рублей).

При этом в Москве – 70 000 рублей (3 780 шекеля). Суммы переведены в соответствии с курсом валют на август 2018 года – 18,5.

Снятие налогов осуществляется в ступенчатом формате и растет с суммой самой зарплаты. Так, с 8900 до 14 300 шекелей снимут 20%. Родители маленьких детей и новые граждане получают дополнительные налоговые единицы.

Виды страхования

В Израиле страховка – это повсеместное явление.

Она позволяет в дальнейшем сэкономить на ремонте машины, посещении врача. Иначе медицинское обслуживание там достаточно дорогое.

Страховка бизнеса позволит возместить убытки и так далее.

По факту все граждане этой страны имеют страховку.

Оплата производится в виде налога. Новый гражданин без трудоустройства может быть освобожден от оплаты страховки до года.

Также существует круг лиц, которые освобождены от уплаты:

  • Дети до 18 лет.
  • Домохозяйки, чьи мужья застрахованы в Службе национального страхования.
  • Граждане, которые получают пособия по инвалидности.

Также есть вид страхования жизни. Так, в случае смерти супруга жене будут осуществлять выплату пособия.

Социальное обеспечение в Израиле нацелено на создание комфортных условий жизни. Оно осуществляется в форме социального страхования и состоит из нескольких программ. Условно разделяемые на: общенациональную и более узкую программу помощи новым гражданам, демобилизовавшимся солдатам и другим, указанным в законодательстве, лицам.

Что касается обязательных социальных выплат по возрасту, то с этим вопросом дела обстоят следующим образом.

Пенсионный возраст наступает у женщин с 64 лет, у мужчин с 67. Пособия пожилые люди получают с 65 лет. При учете уровня их доходов не выше 4000 шекелей.

После 70 лет пособия гарантированы абсолютно всем.

Сумма пенсии формируется из таких показателей:

  • Стаж трудовой деятельности.
  • Возраст пенсионера на момент оформления.
  • Должность и процент отчислений в фонд.

В государстве пенсионеры без сбережений, дополнительных доходов и автомобиля получают надбавки.

Важно

Россияне могут претендовать только на минимальную выплату, если они не проработали здесь около 10 лет и недавно получили гражданство.

История[править | править код]

До создания государстваправить | править код

Молодёжь, прибывшая в Землю Израильскую со второй алиёй 1904—1914 годов, была воодушевлена как идеей национального возрождения еврейского народа на его исторической родине, так и социальными идеями, сочетавшими идеи европейского социализма с социально-этическими идеалами библейских пророков. Осуществление этих стремлений (которые в новое время проповедовали Ф. Оппенгеймер, Н. Сыркин и другие) казалось простым ещё и потому, что в Палестине периода турецкого владычества фактически ещё не сложилось общество, которое следовало бы перестраивать, так что вновь возникающее можно было строить на основе идеологии репатриантов. Эта идеология испытала сильное влияние взглядов А. Гордона, видевшего в продуктивном, в первую очередь, сельскохозяйственном труде залог возрождения еврейского народа. Однако реализация этих стремлений натолкнулась на отсутствие земельных участков, пригодных для сельскохозяйственного использования, климатические и природные трудности, скудость средств, враждебность турецкой администрации и соседей-арабов[источник не указан 4068 дней], а также на недоброжелательное отношение чиновников барона Э. Дж. Ротшильда[источник не указан 1900 дней]. Чтобы преодолеть эти тяжёлые условия, необходимо было создать новый образ жизни, а для выполнения идеологических задач требовалось коренным образом изменить структуру экономической деятельности. Кибуц, основанный на принципе коллективного владения имуществом и средствами производства, равенства в работе, потреблении и социальных услугах, на отказе от наёмного труда, был ответом как на экономические и политические препятствия, так и на идеологические запросы поселенцев, главными выразителями которых стали И. Трумпельдор и Маня Шохат.

Первое основанное на коллективных началах сельскохозяйственное поселение, квуца Дгания, было создано в 1909 году. К концу 1-й мировой войны в стране уже было восемь сельскохозяйственных коммун, в которых состояло, в общей сложности, 250—300 человек.

Панорамный вид кибуца Баркай в районе Вади Ара

С установлением британской власти в подмандатной Палестине () и началом третьей репатриации в Израиль кибуцное движение стало интенсивно развиваться. Многочисленные активисты заселения, прибывшие из России и Польши, включались в существующие или организовывались в новые сельскохозяйственные, а также рабочие коммуны, крупнейшей из которых была Гдуд ха-‘авода.
Наряду с небольшими, в начале 1920-х годов были основаны и крупные сельскохозяйственные коммуны: Бет-Альфа, Гева (1921), Дгания-Бет (1920), Кирьят-‘Анавим, Тель-Иосеф (1921), Хефци-Ба (1922), Эйн-Харод, Ягур и другие. За годы британского правления в Земле Израильской число сельхозкоммун и коллективно купленного жилья, возросло до 176, а их население в конце мандатного периода насчитывало 47,4 тыс. человек (около 23 тыс. членов).

После создания государстваправить | править код

С 1948 года основание новых кибуцев несколько замедлилось. Основной людской резерв общин — активисты заселения из Европы — был уничтожен во время 2-й мировой войны. Волна репатриантов, хлынувшая в Эрец-Исраэль после 1948 года, состояла главным образом из евреев Азии и Африки и европейских евреев, переживших Холокост, которые не были склонны к жизни в коммунах, и, обращаясь к сельскому хозяйству, предпочитали им создававшиеся в то время многочисленные мошавы (сельскохозяйственная община, действующая на кооперативных началах).

Тем не менее, число кибуцев продолжало расти за счёт молодёжной алии из Европы и Америки, а также притока уроженцев страны.
По переписи 1983 года в Израиле насчитывалось 267 кибуцев, в которых жили около 116 тыс. человек — 69 тыс. трудоспособных членов и 47 тыс. детей и стариков. В еврейском населении Израиля жители кибуцев составляли в указанном году около 3 процентов (до основания государства — 7 процентов).

Как попасть в кибуц в Израиле русскому?

Начиная с 1990 года в Израиле действует программа адаптации для репатриантов. Благодаря государственной инициативе агентство «Сохнут» предлагает вновь прибывшим в Израиль воспользоваться предложением «Первый дом на родине». Суть его состоит в том, чтобы обеспечить переселенцам максимально комфортное вхождение в общество.

Для русских, украинцев и других репатриантов из бывших стран СНГ участие в программе оборачивается возможностью не заботиться о жилье и быте в первое время после переезда, а посвятить себя изучению иврита. Такие условия предоставляет возвращенцу кибуц. Жить на его территории и пользоваться всеми благами коммуны можно первые полгода жизни в Израиле. В это время кибуц берет на себя все заботы о новом члене общества. По желанию переселенца время проживания в коммуне можно продлить еще на 6 месяцев.

Планируя переезд из России в Израиль, будущие граждане страны могут сами выбрать подходящий для проживания кибуц из списка, который предоставляет агентство «Сохнут». Он может располагаться, как на юге, так и на севере Израиля. Регион своего проживания в стране репатриант имеет возможность определить самостоятельно.

Участники программы могут воспользоваться следующими благами:

  • Отдельная жилплощадь с мебелью и техникой;
  • Прохождение курса иврита в ульпане;
  • Детский сад, школа для детей;
  • Бесплатное медицинское обслуживание;
  • Магазины с дешевыми продуктами и столовые с недорогим питание;
  • Экскурсии, праздничные и культурные мероприятия;
  • Помощь в поиске работы.

Еще одним способом попасть в кибуц является туристическая поездка. Многие россияне интересуются жизнью на Ближнем Востоке, а кибуцы позволяют не только окунуться в атмосферу современного еврейского общества, но и предоставляют возможность заниматься популярным сегодня эко-туризмом или воспользоваться отдыхом на побережье Мертвого моря и спа-процедурами. Правда, такие визиты носят кратковременный характер, но дают возможность изучить внутреннее устройство коммуны.

Популярностью у россиян пользуются и обычные экскурсии, которые организуют многие кибуцы. Например, поселение Йотвата, расположенное на границе с Иорданией, на юге пустыни Арава. Эта коммуна сегодня представляет собой крупнейшую в стране молочную ферму, поставляющую на рынок 60% от общего объема продукции.

Во время экскурсии посетители могут:

  • ознакомиться с внутренним устройством и работой фермы;
  • Посетить местный зверинец с травоядными и хищными животными;
  • Погулять по заповеднику;
  • Увидеть развалины древнеримской крепости;
  • Поучаствовать в мастер-классе по изготовлению мороженого.

Сельская жизнь

Израильтяне, проживающие в сельской местности, в основном живут в кибуцах или мошавах . Кибуц – это коллективное сообщество , жители которого работают на благо общества. Хотя многие кибуцы были приватизированы, жители обычно живут общинами. Кибуцы по большей части самодостаточны и имеют свои школы. Большинство кибуцев занимается сельским хозяйством, хотя некоторые перешли на промышленное производство.

Мошав также является коллективным сообществом, но земля делится между жителями, каждый из которых получает равную сумму и должен выращивать свою продукцию. Сообщество поддерживается коллективным налогом, который одинаков для всех жителей, в результате чего хорошие фермеры живут лучше, чем плохие.

Мошава другой тип сельской земледельческой общины в Израиле, но в отличие от кибуцев или мошавы, вся земля находится в частной собственности. Мошав shitufi другого типа кооперативного села в Израиле, где вся продукция и услуги обрабатываются коллективно, в то время как решения потреблений остаются обязанность отдельных домохозяйств.

Коммунальные поселения – это сельские или пригородные города, где все население организовано в кооператив и может наложить вето на продажу любого дома или собственности нежелательному покупателю, обычно работают за пределами города и должны платить только небольшой налог на недвижимость для поддержания жизни города. и его общественные объекты. Большинство домов – это дома на одну семью , хотя в некоторых есть квартиры . Из-за тщательного отбора при продаже недвижимости большинство жителей коммунального поселения разделяют единую идеологию, религиозные взгляды, желаемый образ жизни, а некоторые принимают только молодые пары с детьми. Другие израильтяне, проживающие в сельской местности, живут в домах и небольших общинах, основанных Еврейским национальным фондом и расположенных в Негеве .

Программы репатриации в Израиль

Программа возвращение евреев в Израиль – это комплекс мероприятий для лиц еврейской национальности, направленный на содействие в изучении Израиля, переселении в страну и адаптации в израильское общество на новом месте проживания для разных групп и категорий иммигрантов. Реализация программ репатриации возложено на Еврейское агентство (“Сохнут”), действующее от имени правительства. “Сохнут” оказывает полную информационную и иную необходимую поддержку репатриантам, дает им понимание, стоит ли репатриироваться в Израиль, сопровождает процесс переселения на каждом его этапе.

Для реализации способностей и возможностей репатриантов агентство разработало множество программ интеграции для разных категорий. Это и краткосрочные программы для знакомства с государством, и учебные программы для детей и молодежи, программы трудоустройства для специалистов и множество других программ.

Рассмотрим подробнее, что предполагает программа репатриации в Израиль в 2020 году.

Учебные программы для детей и молодежи

Еврейское агентство предлагает множество как кратко-, так и долгосрочных программ для детей и молодежи, которые планируют (в том числе в будущем) связать свою жизнь с Израилем. Рассмотрим самые популярные:

  • IL – детский лагерь в Израиле, в котором ежегодно летом на протяжении 10 дней отдыхают, знакомятся с еврейской культурой и традициями русскоязычные подростки возрастом 13-17 лет из разных стран мира.
  • Проект ELI (Educational Leaders Institute) – годовой курс мадрихов (молодых вожатых и ведущих групп), по результатам прохождения которого можно устроиться на работу в один из лагерей агентства.
  • НААЛЕ – программа, продолжительностью 3-4 года для школьников из разных стран мира, имеющих право на репатриацию и желающих закончить школьное обучение в Израиле и получить уже израильский аттестат.
  • СЭЛА-МИР – программа подготовки молодых людей в возрасте 17-21 год, имеющих право на возращение, для поступления в израильские высшие и профессиональные учебные заведения. Продолжительность программы – 10 месяцев.
  • MASA – проект стажировки и обучения в Израиле для молодых людей и семейных пар в возрасте 18-30 лет. Длительность программы 6-12 месяцев. Проект предусматривает множество программ разной направленности, в том числе студенческие, молодежные, религиозные. Возможно направление в качестве волонтера в фонды помощи репатриантам в Израиле.

Программы абсорбции

Для полноценной адаптации репатриантов в израильском обществе Еврейское агентство разработало несколько программ абсорбции, в рамках которой мигрантам предоставляется помощь со значительной частью бытовых проблем. Самые известные программы:

  • “Первый дом на родине” – программа для семей и несемейных людей среднего возраста (28-45 лет), предусматривающая расселение в кибуцах – израильских сельскохозяйственных коммунах. Репатриантам предоставляется жилье, они освобождаются от большинства бытовых забот и могут тратить все свое время на изучение языка и адаптацию. В кибуцах также есть заведения для детей.
  • Муниципальная абсорбция – проект, в рамках которого мигранты сами выбирают город и место  проживания, но их адаптация проходит в тесном сотрудничестве с куратором и муниципалитетом. Набор льгот в каждом городе индивидуальный. Например, в Ашдоде муниципалитет предоставляет временное жилье и бесплатно обучает ивриту в ульпане, а в Рамле жилье предоставляется только на срок до 7 дней.
  • Программы репатриации молодежи – комплекс программ для молодежи и молодых специалистов еврейского происхождения в возрасте 18-35 лет, которым предоставляется временное жилье, питание и временное место работы для скорейшей адаптации и изучения иврита.

Профессиональные программы

В сотрудничестве с государственными и частными структурами и работодателями агентство разработало множество программ профессиональной адаптации и трудоустройства репатриантов. Человек, решившийся на переезд, может найти работу в соответствии с имеющимся опытом либо пройти переподготовку и получить уже новую профессию.

На сегодня действуют программы для специалистов самых разных профессиональных направлений:

  • врачи, медсестры и учителя;
  • водители автобусов и грузовых автомобилей;
  • программисты и разработчики;
  • работники оздоровительных и детских оздоровительных и воспитательных центров;
  • инженеры, техники, электрики, специалисты по техобслуживанию ТС;
  • операторы, конструкторы и деревообработчики;
  • повара, тренеры, спасатели, строители и многие другие.

Больше информации про программы профессиональной подготовки здесь.

История кибуцев

Первые кибуцы возникли ещё до Первой мировой войны, когда территория нынешнего Израиля находилась в ведении Османской империи. Период с 1903 по 1914 годы был ознаменован новой волной еврейской иммиграции: переселенцами были, в основном, молодые евреи, вдохновлённые социалистическими идеалами. Некоторые из них принимали участие в революции 1905 года в России и хотели перенести идеи социальной справедливости на землю Израиля.

Эта еврейская молодёжь, среди которой было много выходцев из Российской Империи, начала организовывать сельскохозяйственные коммуны, получившие название кибуцев. Самым первым кибуцем считается Дегания, созданная в 1910 году. Спустя десять лет их было уже 7, а к моменту провозглашения независимости Государства Израиль насчитывалось примерно полторы сотни таких поселений.

Большая часть израильских кибуцев расположена на севере страны, в живописных местах с зелёными полями и пальмами, растущими вдоль дорог. Такая приятная глазу картинка появилась не сразу: первые кибуцники были вынуждены работать по 16 часов в день, осушая болота и выкапывая оросительные каналы. Стол был общим, а ели за ним то, что приготовили сами.

Семья в первых поселениях считалась пережитком прошлого, поэтому дети жили в интернатах и воспитывались тоже сообща. Личной собственности ни у кого не было: предметы гигиены и необходимые вещи люди получали по принципу справедливого распределения.

Желание жить в коммуне было продиктовано не только идеями о равенстве и братстве, но и чисто практическими мотивами. Израиль тех времён представлял собой нищую окраину Османской империи, и еврейские поселенцы были вынуждены сражаться то с засухой, то с малярией, то с набегами арабов. Сообща справляться со всем этим было намного легче.

Кибуцы были основой сельского хозяйства Израиля, но не только: он обеспечивал защиту для первых еврейских поселенцев. На базе кибуцев создавались отряды самообороны. Действовали так называемые «ночные роты», которые должны были отражать нападения враждебно настроенных к кибуцникам арабов. Около 20% высших офицеров Израиля вышли из кибуцев. Премьер-министры Давид Бен-Гурион и Голда Меир тоже были членами этих общин.

Фото первых кибуцев в 20-30 годы XX века

В конце 80-х численность населения в кибуцах начала сокращаться. Израильская молодёжь не хотела заниматься тяжёлым трудом на земле и предпочитала тратить зарплату на себя, а не складывать «в общий котёл». Молодым не нравился консервативный уклад израильских коммун, когда общество диктовало образ жизни и даже определяло, на кого пойти учиться. На собрании могли сказать: «Нам не нужен человек, изучающий литературу, лучше получи сертификат сантехника».

Кроме того, в Израиле случился экономический кризис, когда инфляция достигала трёхзначных значений. Люди боялись, что кибуцы разорятся, а они останутся ни с чем. Они переезжали в город. Израильское общество становилось всё более индивидуалистическим. В этих условиях коммуны должны были измениться, чтобы выжить. Пришлось отказаться от некоторых прежних принципов и признать за своими членами право на частную жизнь.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий