***
- Границы языческого теизма (на примере традиционных индийских религий) – Елена Аникева
- Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда – Виталий Питанов
- “Бхагавадгита” в Третьем Рейхе – Андрей Кондратьев
- Неотантризм в России – Сергей Пахомов
- Специфика эзотерического знания – Сергей Пахомов
- Десять причин почему я не вайшнав – Михаил Шелудько
- Был ли Иисус Христос аватарой? – Виталий Питанов
- Лжегуру Сумиран – Виталий Питанов
- Мифы прабхупадовцев и реальность – Андрей Игнатьев
- Глянцевые гуру. Можно ли в Индии найти настоящего учителя мудрости? – Евгений Пахомов
- Трансформация функции гуру в современных западных религиозных движениях индуистской направленности – Екатерина Агеенкова
- О подлинных задачах и целях неоиндуиских групп и сект – протоиерей Олег Стеняев
- Современные индийские гуру о других индийский гуру – Творческое объединение “Ведический баян”
- Неоиндуизм против Православия – Владислав Скворцов
- Махатма Ганди: святой или провокатор? – Чеснок
- Современные ведуны из Индии и не только – Александр Невеев
- Одержимость как форма духовной практики в индуизме, буддизме и оккультизме – Виталий Питанов
- Не надо пачкаться! О демоническом празднике красок “Холи” – иерей Георгий Максимов
- “Что такое Холи-фест?” или о духовной опасности фестивалей красок – Константин Путник
- Занятие йогой является хулой на Духа Святого – митрополит Пирейский Серафим
- Какую мораль проповедует Бхагавад Гита? – Пардип Аттри
- Духовная опасность йоги и медитации – раздел публикаций
- Хорошую ли религию придумали индусы?! – диакон Михаил Плотников
- Индуизм причинил много зла – старец Паисий Святогорец
- Несколько слов о Ведах – Виталий Питанов
- Вегетарианство в Индии – Винай Лал (Vinay Lal)
- Индия – страна-помойка?! “Итак по плодам их узнаете их” (Матф.7:20) – Индия, Непал, Тибет
- Кундалини как ложный Святой Дух – Живой журнал
Кратко о Древнейшей религии Индии – Индуизм
Индуизм не только религия, но целая философия, которая определяет правила поведения, нормы морали и нравственности и т.д. Но в основу этой религии легли понятия, пришедшие из Ведизма и Брахманизма, при этом кастовая система также является основой для индуизма.
Верховными Богами являются – Брахма, Шива и Вишну. Брахма – верховный творец мира, Шива – охраняет мир и все созданное Брахмой, Вишну- Бог – разрушитель, он уничтожает мир после того, как поставленные перед ним задачи выполнены.
Конечно, ни одна религия не обходится без женского идеала. В индуизме – это богиня Лакшми, она дарует удачу, следит за семейным счастьем, хранит домашний очаг и покровительствует земледельцам и скотоводам.
Одно из широко распространенных по всему миру направлений индуизма – поклонение богу Кришне. В этой религии мы наблюдаем многое от брахманизма, но здесь уже нет таких строгих требований к аскезе, отказа от земных удовольствий и авторитарного кастового деления. Наверное, поэтому данная религия получила огромное количество приверженцев во всем мире.
Каста Шудры
Хотя такие касты входят в четвертую варну, это не означает, что они занимают низшую ступень в социальной иерархии: существует много районов, где крестьянская каста, благодаря своей численности и владению значительной частью местных земельных угодий, играет важнейшую роль в решении социальных и политических вопросов.
Крестьяне нанимают брахманов в качестве семейных священнослужителей и сбывают свою продукцию через членов торговых каст.
Каста чистых шудров
Отдельные индивиды из «чистых» шудр могут выступать арендаторами участков у брахманов, помещиков, торговцев.
Все крестьянские касты эндогамны, и даже при примерно равном их статусе, как это наблюдается во многих районах, внекастовые браки не разрешаются.
Ниже тех шудр, которые заняты сельским хозяйством, стоят многочисленные касты, профессия которых носит сугубо специализированный характер, но в целом считается менее почтенной.
Это касты гончаров, кузнецов, плотников, столяров, ткачей, маслоделов, винокуров, каменщиков, цирюльников, музыкантов, кожевников, мясников, мусорщиков и многих других. Членам этих каст положено заниматься своей наследственной профессией или ремеслом; впрочем, если шудра в состоянии приобрести землю, любой из них может заняться сельским хозяйством.
Члены многих ремесленных и других профессиональных каст искони находятся в традиционных отношениях с представителями более высоких каст, которые заключаются в предоставлении услуг, за которые не выплачивается денежного содержания, а ежегодно выдается вознаграждение натурой.
Например, у кузнеца свой круг клиентов, для которых он круглогодично изготавливает и ремонтирует инвентарь и другие металлические изделия, за что ему в свою очередь выдают определенное количество зерна.
Неприкасаемые каста в Индии
Те, чья профессия требует физического прикосновения к клиенту (например, парикмахеры или люди, специализирующиеся на стирке белья), обслуживают членов каст выше их собственной, но гончары или кузнецы работают на всю деревню вне зависимости от того, к какой касте принадлежит клиент.
Такие занятия, как выделка кож или забой животных, считаются явно оскверняющими, и, хотя эта работа очень важна для общины, те, кто ею занимается, считаются неприкасаемыми.
Во многих отношениях они находятся за пределами индусского общества, их называли «отверженными», «низкими», «зарегистрированными» кастами, а Ганди предложил выражение «хариджаны» («божьи дети»), которое получило широкое хождение. Членам этих каст запрещается посещать дома «чистых» каст и брать воду из их колодцев.
Большинство индуистских храмов до недавнего времени были закрыты для неприкасаемых, существовал даже запрет подходить к людям из более высоких каст ближе установленного числа шагов.
Индия: касты, контрасты, страшная правда о стране
இ Родина йоги. இ Территория современной Индии была заселена предками современных людей около 500 тысяч лет назад. Только вдумайтесь …
Касты. Любовь до гроба
Формально межкастовые союзы законами Индии не запрещены. Однако давняя практика так называемых убийств чести до сих пор существует. Иногда …
Касты в Индии вчера и сегодня – МИР 24
ТЕЛЕКАНАЛ «МИР 24» – ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА НОВОСТЯМИ РОССИИ И СОДРУЖЕСТВА = = = Новости и познавательные программы – на сайте …
Я ПОЗНАКОМИЛАСЬ С НЕПРИКАСАЕМЫМИ. Грязь, трущобы Индии -это их судьба?
Я Наташа “Замуж в Индию”. Наша интернациональная семья живет в Индии в маленьком курортном высокогорном городке Матеране (Matheran).
СТРАШНАЯ ПРАВДА О КАСТЕ МОЕГО ИНДИЙСКОГО МУЖА. Что ему можно есть
Я Наташа “Замуж в Индию”. Наша интернациональная семья живет в Индии в маленьком курортном высокогорном городке Матеране (Matheran).
Кшатрийские касты. Касты в Индии в Наше Время
В сельской местности они включают, например, помещиков, возможно связанных с бывшими правящими домами (например, с раджпутскими князьями в Северной Индии).
Традиционными в таких кастах занятиями являются работа управляющими в поместьях и служба на различных административных должностях и в войсках, но ныне эти касты уже не пользуются прежней властью и авторитетом.
Кшатрии каста войнов
В ритуальном отношении кшатрии стоят сразу за брахманами и тоже соблюдают строгую кастовую эндогамию, хотя допускают брак с девушкой из более низкой подкасты (союз, называемый гипергамией), но женщина ни в коем случае не может выйти замуж за мужчину подкасты ниже ее собственной.
Обряды и традиции «святых людей»
В один из апрельских дней 2006 года полиция индийского штата Уттар-Прадеш задержала двух «святых людей», на хинди называемых садху, по подозрению в каннибализме. На них указали местные крестьяне. Незадолго до того они обнаружили отрезанную голову умершего подростка, которого сами же похоронили три дня назад, а позже наткнулись на полусъеденное тело. Как признались «святые люди», они выкопали свежезахороненный труп, отсекли ему голову и съели сердце, печень и другие органы, так как верили, что это придаст им огромную силу. Оба садху — и учитель, и ученик, — принадлежали к секте агхори, одному из самых древних, загадочных и странных направлений индуизма.
Первые сведения о секте, члены которой едят тела умерших, появляются в персидских источниках в XVI веке, хотя сами агхори утверждают, что их учение насчитывает уже тысячи лет.
Индийский “святой человек”
Фото: Jayanta Shaw / Reuters
Название секты переводится с санскрита, как «бесстрашные» (буквально «не ужасающиеся»). Агхори — шиваиты-аскеты, концентрирующиеся на тантрических практиках весьма своеобразного свойства: члены секты поедают в ритуальных целях мертвые тела людей, спят на трупах, используют для своих ритуалов чаши из человеческих черепов, медитируют на местах кремации, употребляют алкоголь и наркотики. Некоторые исследователи утверждают даже, что агхори практикуют ритуальный секс с трупами, выловленными из реки, и с женщинами низших каст в процессе менструации (при этом агхори придерживаются целибата). Из-за этого многие индусы вообще отвергают агхори, считая, что те не имеют никакого отношения к индуизму. Сами же агхори уверены, что именно такой путь — нарушение всех норм и правил — является кратчайшим к достижению духовного просветления и освобождения от уз мирских привязанностей.
В современной Индии, как и в большинстве других стран, каннибализм преследуется по закону, поэтому агхори крайне неохотно вступают в контакт с незнакомцами, а местные жители их откровенно боятся. Но при этом число агхори растет, так как многих привлекают необычные практики. Любопытно, что агхори куда дружелюбнее относятся к белым, нежели к своим соотечественникам: турист не выдаст их полиции, да еще и отсыплет денег. Ирландский журналист Дарра Мэйсон, сделавший целую серию снимков практик агхори, утверждал в статье в «Дэйли Миррор», что лично наблюдал «американского джентльмена, жившего в секте некоторое время», и отмечал, что западных туристов привлекает необычный образ жизни агхори. Еще несколько десятилетий назад такое было немыслимо: белого бы просто не приняли в среде людоедов.
Главный герой художественного фильма «Я – бог» (Naan Kavadul) принадлежит к секте агхори
Кадр из фильма «Я – Бог»
Агхори можно встретить по всей Индии, но в основном они концентрируются у священного города Тарапит в Западной Бенгалии. Это один из главных центров шиваизма, куда индусы привозят тела своих мертвых для кремации. Много агхори можно встретить и недалеко от Варанаси на Ганге. Их легко узнать по крайне оборванному виду и спутанным грязным волосам. В Тарапите агхори медитируют на местах кремации, обмазавшись пеплом сожженных, а под Варанаси вылавливают из Ганга частично разложившиеся тела. Садху верят, что поедание частей трупов останавливает старение и дает человеку дополнительные способности типа умения левитировать или управлять погодой.
При этом агхори активно занимаются благотворительностью. Их усилиями был создан госпиталь для прокаженных, где уже прошли лечение сотни тысяч человек.
Шиваизм
Шиваизм можно считать одним из направлений индуизма, который подразумевает поклонение Богу – разрушителю Шиве. Шива – бог грома, дождя и молнии, он наводит панический ужас на людей. Он может уничтожить целый город в считанные минуты и наслать на провинившихся различные болезни и напасти.
Шива олицетворял в древности разрушительную силу природы, которая из доброй вдруг превращалась в жестокую и уничтожала все созданное людьми.
При всей своей жестокости Шива любит и оберегает свою семью. Его жена богиня Парвати, покровительствует плодородию и женской плодовитости. Женщины, мечтающие о детях, ходят в многочисленные храмы Парвати и приносят ей дары – фрукты и овощи, а также снопы зерновых культур.
Шива и Парвати имеют сыновей – Ганешу — покровителю богатства, славы и доброй силы и Сканду, покровителя воинов. Считается, что многорукая богиня Кали – одно из проявлений Парвати, тесно связанное с мужским началом и покровительствующее сексуальной энергии и мужчин, и женщин, а также колдовству и любым делам, творим под покровом ночи.
Традиционные праздники
Около 80% населения Индии проповедуют индуизм, 14% ислам, небольшое количество ― христианство и сикхизм, атеистами себя считают не больше 0,1% населения. Поэтому религиозные праздники и традиции народов Индии зависят от верований.
Общими для всей страны считаются государственные праздники:
- 1 января ― Новый год;
- 15 августа ― День независимости;
- 4 декабря ― День военно-морского флота;
- 14 ноября ― День детей;
- 17 сентября ― День архитекторов;
- 2 октября ― День рождения Махатмы Ганди.
К национальным праздникам в Индии также относятся:
- Фестиваль Онам (3 сентября). Красочный праздник цветов, на котором на улицах, украшенных узорчатыми цветочными клумбами-коврами, можно увидеть парад слонов, посмотреть национальные игры и танцы, услышать народные песни.
- Фестиваль огней Дивали (отмечается в период 15-21 октября). Праздник символизируюет победу добра над злом, света над тьмой. В знак этой победы в домах и на улицах зажигаются фонарики.
- Праздник огня Лори (отмечается в январе). Приход Лори знаменует окончание суровой зимы. Во дворах зажигают костры, устраивают праздничный пир, поют и танцуют, подносят друг другу подарки.
- Фестиваль красок Холи (13 марта). Один из старейших индийских праздников, который упоминается в древних санскритах, и знаменует весеннее возрождение жизни.
Неисчерпаемый и непревзойденный символизм
Чернота Кали символизирует ее всеохватность и комплексный характер, поскольку черный цвет является основой для всех остальных, поглощает и растворяет их. «Подобно тому, как все цвета исчезают в черном, все имена и формы исчезают в ней» («Маханирвана-тантра»). С другой стороны, чернота представляет собой полное отсутствие цвета, опять же, обозначающее содержание Кали как высшей реальности. На санскрите это называется «ниргуна» — качества, не поддающиеся спецификации.
Черный цвет означает незамутненное состояние чистого сознания, бесконечность космоса и вечность времени. Он же символизирует превосходство Кали над всем сущим, в том числе и над царством смерти. Поэт пишет, что Кали воспринимается черной только с большого расстояния и сравнивает ее с небом или океаном — они имеют, казалось бы, голубой цвет, но вглядитесь в небо пристально или возьмите воду в ладонь — и вы убедитесь, что они вообще не имеют цвета.
Нагота Кали имеет аналогичное значение. Во многих случаях она описывается как одетая в небо или в пространство. В своей абсолютной, первозданной наготе Кали свободна ото всех иллюзорных покрывал. Она представляет собой природу, материю («пракрити» на санскрите), рассматриваемую в ее истинном виде, безо всяких мистификаций, ложных эффектов, искаженного сознания («майя»). Кали символизирует яркий огонь истин, который не могут быть сокрыты под грубыми одеждами невежества. Такие истины просто сжигают их.
Роль брахманов в социуме
Как мы уже упоминали, брахманы – высшая каста в Индии и пользуются огромным уважением в обществе. Брахманы не имеют собственного жилища, живут они, по большей части, в храмах, где совершают обряды, но имеют право воспользоваться гостеприимством любого человека. При этом никто не может отказаться приютить у себя брахмана, кормить и поить его в своем доме до тех пор, пока он сам не захочет уйти.
Наряду с брахманами встречаются и колдуны, умеющие проводить ритуалы, решающие различные проблемы, и распевающие мантры – специальные песнопения, обладающие магической силой и помогающие обрести желаемое.
Разнообразные народные праздники придают особую прелесть индуизму. В этих праздниках принимают участие обычно огромное количество посвященных, все сопровождается оригинальными национальными песнями и танцами.
При брахманизме тела умерших сжигают, а пепел обычно развеивают над священной рекой – Гангом, после чего семья соблюдает строгий траур в течение десяти дней, а жена покойного выполняет обычай – сати- восходит на погребальный костер мужа, чтобы уйти из мира вместе с ним.
Конечно, сегодня многие старые обычаи давно забыты, но кастовая система и сейчас играет большую роль в социуме.
Трупоеды в законе
Несмотря на запрет каннибализма, секта агхори как таковая не находится вне закона. Индийское государство трепетно охраняет религиозное разнообразие. В результате возникает сложная коллизия: так как ритуалы агхори связаны с каннибализмом, то для того чтобы практиковать свое вероучение, агхори вынуждены нарушать закон. Другое дело, что индийская полиция часто смотрит на это сквозь пальцы и члены секты редко попадают за решетку. Если же это и случается, то в основном по иным причинам. Так, в 2012 году один из «святых людей» был задержан по подозрению в убийстве. Как показало расследование, Виджай Кумар из штата Харьяна, несмотря на хорошие оценки в колледже, бросил учебу и ушел «в народ», пытался с помощью тантры обрести высшее знание и в итоге встал на путь агхори. Впрочем, полиция так и не смогла связать совершенное Кумаром убийство с его верой. Как выяснилось, мотивы у преступления были довольно заурядными: аскет так рассчитался со своим обидчиком — человеком, который избил его за несбывшееся предсказание.
Временами в Индии все же предпринимаются попытки запретить практики агхори. Не на уровне центрального правительства, которое подчеркивает свою приверженность сохранению всех существующих религиозных течений, а хотя бы на уровне штатов. Так, в Махараштре в прошлом году был принят закон «О предупреждении и искоренении человеческих жертвоприношений и иных бесчеловечных, жестоких практик и практик агхори, а также черной магии», аналогичный акт планируется ввести в действие и в штате Карнатака. Все законодательные инициативы такого рода наталкиваются на яростное сопротивление индуисткого священства, видящего в них наступление на свои позиции. С учетом недавней победы на выборах БДП, партии, изначально тесно связанной с индуизмом и крайне чувствительной к мнению приверженцев этой религии, перспективы принятия таких законов кажутся теперь довольно сомнительными.
Кали – приносящая победу
Самое известное предание о Кали переносит нас к зарождению мира. Когда на земле появились боги, им были противопоставлены демоны (асуры). Последние мечтали захватить власть над миром. Долгое время богам удавалось сдерживать натиск злых сил, но с приходом ко власти асура Махиша ситуация изменилась.
Понимая, что поражение неизбежно, божества решили создать совершенную воительницу. Кали унаследовала черты от каждого из богов. Например, Вишну подарил богине свою мощь, Шива – очищающее пламя, Индра – силу, которую нельзя было превзойти.
Ничего не подозревая, войско асуров продвигалось по земле. И вдруг перед ними появилась жуткая богиня с мечом в руке. Она бросилась в бой, и вскоре под её ногами текли реки крови. Напрасно пытался скрыться от Кали Махиша. Богиня настигла демона, после чего высоко подняла отрубленную голову. Это был триумф Кали, но боги напрасно радовались победе.
Азарт битвы разжёг в Кали неведомую энергию, которую ничто не могло остановить. Богиня исполняла танец смерти, уничтожая всё вокруг. Вскоре даже её создатели, добрые божества, поняли, что мир может превратиться в пепел, если богиня продолжит безумствовать.
Под британским флагом
В Британскую Индию вошли огромные территории — современная Индия, Пакистан и Бангладеш (всего более 4,2 млн кв. км) — и многочисленное население (около 283 млн человек). Прямое правление короны (1858−1947 гг.) не привело эти земли к процветанию. От массового голода и эпидемий умерли к началу 20-го в. десятки миллионов людей, а нищета большей части народа всё так же оставалась беспросветной.
Колонизаторы и их «адвокаты» нередко затем апеллировали к «бремени белого человека» — цивилизаторской миссии британцев в колониях. В Индии появились железные дороги, мосты и системы орошения полей, телеграф, университеты и какая-никакая промышленность, однако всё это нужно было для экономической эксплуатации захваченных земель, но не для местного населения. Доходы Индии выводились из страны, а не вкладывались в её модернизацию. Пользоваться благами технического прогресса могли лишь очень немногие индийцы. В колонии производилось в основном сырьё, а не готовый продукт: хлопок, пряжа, джут. Фабрики, которыми владели индусы, британцы душили налогами. В отсталой стране в начале 20-го в. 90% населения жило в сельской местности и только 6% было грамотно, на фабриках трудились всего 4,5 млн человек. Полунатуральное сельское хозяйство пребывало в застое.
Несчастья Индии пробудили национальное движение. Свою роль сыграло и английское образование для тех индийцев, кому предназначалась роль мелких чиновников в колониальной администрации; неслучайно главный борец за независимость страны — Махатма Ганди — учился в Англии на юриста. Они отлично знали, что доход на душу населения в метрополии примерно в 10 раз выше, чем в колонии.
Национальные лидеры Индии несколько десятилетий оказывали на британцев давление и добивались различных уступок: расширения прав местного самоуправления, разрешения для индийцев занимать государственные посты, снижения налогов. Ганди и его сторонники в 1920-е и 1930-е гг. провели бесчисленное количество демонстраций и несколько масштабных кампаний гражданского неповиновения (или «несотрудничества»), протестуя против нищеты десятков миллионов людей. Эти акции оказались довольно чувствительны для властей, так как включали в себя потребительский бойкот, а значит, лишали британцев прибыли и части налоговых поступлений.
Какое-то время патриотов-революционеров колонизаторы сдерживали репрессивной политикой — аресты, тюремное заключение, лишение карьерных перспектив, даже расстрелы демонстрантов (так, в 1919 г. войска убили почти 400 индийцев). Однако со временем национально-освободительное движение росло, а главное — менялось отношение к колониям в самой метрополии. В 1935 г. элита индийского общества завоевала избирательное право и получила законосовещательный орган. Стало ясно, что в перспективе — собственная конституция и независимость. Переломным моментом стала Вторая мировая война, по окончании которой Великобритания утратила позиции на международной арене.
Пока в Индии набирали силу патриотические политики, Англия пыталась справиться с последствиями Второй мировой войны, финансовыми проблемами и нехваткой продовольствия. Народ не хотел приносить жертвы ради удержания колоний, а попытка сохранить «жемчужину британской короны» потребовала бы серьёзных ресурсов, дополнительных воинских контингентов (в Индии оставались всего 11,4 тыс. солдат и офицеров) и готовности лейбористского правительства идти на большой риск. В этой ситуации 20 февраля 1947 г. премьер-министр Великобритании Клемент Эттли заявил, что британцы передадут индийцам власть в полном объёме до лета 1948 г. Но независимость была объявлена даже раньше — 15 августа 1947 г. Ничего иного империи не осталось.
Первый индийский (и единственный) генерал-губернатор Индии Чакраварти Раджагопалачари заметил, что если бы англичане не отдали власть, «то вообще не было бы никакой власти, которую можно было бы передать». Социально-экономическое положение страны стало настолько удручающим, а внутренние конфликты столь напряжёнными, что существование администрации, которая могла бы эффективно управлять ею, стояло под вопросом. Решение застарелых проблем (прежде всего массовой бедности) колонизаторы предоставили независимой Индии.
Почитание и культ богини
У богини есть свои почитатели. Они объединены в культ Кали. Наиболее он распространен в Бенгалии.
Бенгалия – это исторический регион Южной Азии, расположенный в ее северо-восточной части. Сегодня Западная Бенгалия занимает территорию восточного штата Индии, Восточная Бенгалия – государство Бангладеш.
Главный храм Кали называется Калигхата. Благодаря ему столица индийского штата получила свое название – Калькутта (в английском языке Калигхата имеет именно такое произношение). В Дакшинешваре был возведен второй по значимости храм.
В сентябре даже отмечается праздник Дивали, посвященный Кали. Во время ритуальных поклонений богине женщины наносят бинди (красную точку на лоб), подносят красные цветы, зажигают свечи, пьют вино и священную воду. После того, как прочтены молитвы, можно приступать к трапезе, состоящей из жертвенных подношений.
Как видно, в этом ритуале нет ничего сатанинского, никаких кровавых жертвоприношений, как могут себе представить себе те, кто отдаленно слышал о богине смерти.
Конечно, без извращенного толкования образа Кали не обошлось. Выгодно представляя ее исключительно в качестве богини разрушения и смерти, фанатики совершали (и, возможно, продолжают совершать) ритуальные убийства и другие, воистину страшные вещи.
Образ Богини несет много смыслов. Например, она прекрасно отображает саму идею мира – непредсказуемого, порой безумного, неподвластного человеку. В непрерывном танце этой богини все созидается и разрушается. Кали, которую также стоит понимать как мать-природу, как бы напоминает, что человек – всего лишь приглашенный на танец жизни, поэтому не должен забывать о своей смертности.
Богиня Лакшми
Таинственный символ “Аум”, который узнала вся планета
Праздник Холи в Индии
Что такое Джайнизм? Философия и краткое описание религии
Праздники в Индии Холи и Дивали
Что такое намасте?
Глубокий символизм в изображении Кали
Кали на фото, иллюстрирующих изображение этой богини, демонстрируют глубокий смысл и ее роль во Вселенной.
Пожалуй, ее вид наиболее устрашающий среди всех богов индийской мифологии. Одетая в шкуру пантеры или же представленная нагишом, четырехрукая, худая, с растрепанными волосами, она гордо держит в одной руке меч, а другой возвышает голову ею же убитого демона. Кожа тела и лица, которая, кстати, имеет черный или иссиня-черный цвет, залита кровью. Глаза пылают огнем, а изо рта высунут алый язык.
Абсолютно каждая деталь на изображении Кали обязательно несет какую-то смысловую нагрузку. Нет ни одного элемента, который бы присутствовал «просто так». Несмотря на то, что во всем просматривается символика смерти, разрушения и безграничного страха, все можно истолковать совсем не так, как кажется на первый взгляд.
Так какие же символы мы найдем на изображении Богини?
- Три глаза богини олицетворяют творение (прошлое), сохранение (настоящее), разрушение (будущее). Это значение скрыто в самом имени Кали, так как слово «кала» в санскрите используется для обозначения времени. Кроме того, три глаза еще и символизируют Огонь (или же молнию), Луну, Солнце. Кстати, символом Кали считается полумесяц.
- Ярко-красный язык, высунутый изо рта, изображает гуну Раджас – страсть, деятельность, активность.
- Белые зубы – отражение чистоты.
- Четыре руки – полный круг созидания и разрушения, четыре стороны света и четыре чакры. Каждая из рук Кали имеет свое предназначение. Верхняя правая делает защитный жест, прогоняющий страх. Нижней правой рукой богиня благословляет каждого, кто ищет свой путь, помогает в исполнении желаний.
- Полная грудь Кали – это символ материнства, дающего жизнь чему-то новому. Также понимается как творчество.
- Шею и грудь богини украшает ожерелье из человеческих голов. Всего их насчитывается 50 – столько же, сколько и букв в алфавите санскрита. Это стоит понимать как мудрость, знания. Еще головы олицетворяют непрерывную череду жизненных перевоплощений.
- На бедрах Кали можно рассмотреть пояс, состоящий из человеческих рук. Это – прообраз кармы. Почему именно руки? Человек с помощью своих деяний способствует формированию кармы, воздействующей на судьбу личности, ее сансару. Так как именно руки олицетворяют действия и труд, имеет место такой символ. Но если человек будет всецело преданным Кали, богиня может «вырвать» его из цикла кармы.
- Шива, лежащий под ногами своей супруги Кали, показывает, что духовное превосходит физическое, и что женское начало в создании стоит на порядок выше пассивного мужского начала.
Кали и Шива
Богиня во многих своих проявлениях покровительствует творчеству, так как она сама не только разрушает, но и создает новое. Поэтому ее считают источником вдохновения для всех творческих людей – писателей, поэтов, художников и т.д.
Многогранный смысл черноты и наготы богини Кали
В том, что Богиня изображается обычно нагой, а ее кожа имеет черный цвет, тоже имеется глубокий смысл.
Черный цвет, заключенный, кстати в одно из имен богини («кали» с санскрит. – «черный»), можно истолковать как:
- Чистое сознание, бесконечность. Сам космос имеет черный цвет. Кали – это символ вечности времени и Вселенной.
- Кали – природа-мать, высшая над всем существующим в мире. Она даже выше царства смерти. Это подобно тому, какими особенностями обладает черный цвет. Он не только растворяет все цвета. Он еще является основой для них, но, в то же время, характеризуется и полным отсутствием цвета.
Наготу богини стоит рассматривать как свободу от невежества, иллюзий. Одежды просто не могут удержаться на ней, так как сгорают от яркого огня истин.
Ошибочное восприятие
На Западе есть культы сатанинских и мистических направлений. Они не только ошибочно воспринимают, но и описывают Черную богиню, сравнивая ее с египетским божеством Сетом. Ее изображают в виде беспощадной убийцы и жестокой кровопийцы, которая поедает плоть своих многочисленных жертв.
Богиня Кали имеет бесчисленное количество ипостасей, образов и воплощений. Она всегда загадочная и может быть одновременно устрашающей и притягательной. Она тревожит душу, а ее лики никого не оставляют равнодушным. Кали вобрала в себя все мыслимые проявления и формы божественного начала – от гневных и откровенно ужасающих до самых привлекательных и милостивых.
Культ богини
Когда-то поклонение Кали было распространено практически повсеместно. Об этом говорят различные научные исследования, а также документальные свидетельства, коими являются священные тексты, принадлежащие разным религиям. Культ так называемой Черной богини имел в древние времена свои аналоги во всех уголках мира. Например, древние финны в дохристианскую эпоху молились Черной богине, которую именовали Кальмой. Семитские племена, некогда проживавшие на Синае, жриц богини луны называли Калу. Считается, что это не просто совпадения, так как рассматриваемый нами мифический персонаж является Матерью всех миров, которую почитали под разными именами и формами практически повсюду.
Сейчас индийская богиня Кали пользуется особенным признанием в Бенгалии как истребительница демонов. Дело в том, что на территории этого штата находится главный храм Калигхата (англичане произносят его название как Калькутта), посвященный именно ей. Отсюда пошло и название столицы Бенгалии. Второй по величине храм, воздвигнутый в честь этой богини, расположен в Дакшинешваре.
Праздник, посвященный Кали, отмечают в начале сентября. Во время проведения ритуального служения ее почитатели должны тремя глотками выпить освященную воду, а затем нанести между бровями специальную отметину красным порошком. У изображения или у подножия статуи богини возжигали свечи и подносили ей красные цветы. После этого читали молитву, а затем, вдыхая благоухание цветов, верующие садились вкусить жертвенные подношения.
Пантеон
Как известно, индусы поклоняются сотням богов и богинь. Одни из них белые, как перья лебедя, другие красные, как будто работали не покладая рук, под лучами палящего солнца, третьи же совсем черные, словно уголь. Но всех их объединяет одно – они держат мир и судьбу народов в гармонии. Пантеон построен таким образом, что все древние божества в нем занимают свою нишу.
Брахма – владыка всего сущего, который имеет четыре красных лика, смотрящих в разные стороны. Его обычно изображают сидящим в позе покоя на белом или розовом лотосе. Живет он на величественной горе Меру. Его жена Сарасвати является покровительницей наук и искусств.
Индийский бог с головой слона – Ганеша. Он считается одним из самых популярных мифических персонажей. Его отцом был бог Шива, а матерью – богиня Парвати. С ним связана одна интересная легенда, согласно которой он изначально был прекрасным ребенком. Вскоре боги пришли поздравить родителей с появлением на свет сына и принесли с собой подарки. Увидев младенца, все они восхищались его красотой. Единственным, кто не посмотрел на него, был бог Шани, который обладал губительной силой взгляда. Несмотря на это, Парвати настояла, чтобы он увидел ее сына. Как только Шани взглянул на него, голова ребенка покатилась и упала на землю. Шива пытался спасти мальчика, приставив ее обратно, но она так и не приросла. Тогда Брахма посоветовал родителям поменять ее на голову первого животного, которое попадется им на пути. Им оказался слон. Кроме того, индийский бог мудрости Ганеша является покровителем путешественников и купцов.
Весь пантеон перечислить невозможно. Вот только несколько наиболее известных и почитаемых божеств:
● Индра – хранитель Восточной стороны света. Он является богом войны и правителем Амаравати – одного из так называемых нижних небес.
● Варуна – всевидящий и карающий судья. Он является воплощением истины и мирового порядка. Именно он разыскивает виновных, наказывает их, а также отпускает грехи.
● Агни – индийский бог огня. Он представляет собой воплощение священного пламени, которое своими языкам возносит жертву прямо на небеса.
● Сурья – озаряет мир светом, уничтожает тьму, болезни и врагов. Он олицетворяет всевидящее Око богов Варуны, Митры и Агни.
● Кама – всегда изображается в виде красивого юноши с луком и стрелами. Он является покровителем влюбленных и похож на своего европейского собрата.
● Ваю – повелитель ветра, олицетворяющий мировое дыхание (прану).
● Яма – довольно свирепое божество. Он является владыкой царства мертвых и управителем Чистилища.
Все вышеперечисленные божества обладают большой силой и могуществом, но все они преклоняются перед лицом великой и устрашающей Кали.