Нужны ли права?
Строго говоря – да. В «идеале», необходимо наличие международных прав с открытой категорией «А». Есть ли у меня такие права? Конечно же… нет. В данный момент у меня вообще есть только российские действующие «права», в которых категорией, разрешающей управлять мототехникой, я так и не обзавелся.
Можно ли все же арендовать скутер в Тайланде без таких прав? Конечно же… да! За все мои поездки я брал в прокат мопед 4 раза в разных местах страны, и никого наличие нужных у меня прав не интересовало. Этот интерес появится у полицейских, если «посчастливится» попасться в облаву или им просто захочется остановить вас, чтобы проверить документы, разрешающие управлять данным транспортным средством.
Что делать, если скутер есть, а прав нет? Вспомнить старый еврейский афоризм, что «если проблему можно решить за деньги, то это не проблема, а расходы». Все решится на месте за некоторую сумму, о которой надо будет договориться. Честно говоря, меня ни разу не останавливали, и о сумме откупных ничего точно сказать не могу. Насколько я знаю, бат за 300-500 вы расстанетесь друзьями.
Единственное, от чего хочу все же предостеречь – раз уж нет прав, то будьте хотя бы в шлеме и трезвым. Я имею в виду водителя. Каждое нарушение плюсуется, а если еще и «лыка не вязать», то об итогах разруливания такой ситуации было бы интересно прочитать в отчете тех, кто попал в оную.
Если брать официальные данные, то за вождение в состоянии алкогольного опьянения полагается тюрьма до одного года, или штраф от 5000 до 20000 бат, или то и другое вместе, лишение прав на полгода. Это при условии, что никакого ДТП не было. Если будут пострадавшие, то штрафы существенно увеличиваются.
Насколько я знаю, читая профильные форумы и отчеты, больше всего местная полиция активничает в Паттайе и чуть меньше на Пхукете. Как пишут на форумах, в Паттайе дорожная полиция уже в некоторой степени «обрусела», и в общении с остановившими вас стражами порядка вполне можно почувствовать себя «как дома». Я в Паттайе не был, но в других местах, таких, как Краби, остров Ко Чанг, остров Ко Ланта меня ни разу не останавливали, да и полицейских я видел крайне редко.
Итак, вывод по этому пункту: права нужны, но, как говорится, на нет и суда нет, может быть только штраф, да и то, если попадетесь. Может, не полениться и сделать международные права? На ваше усмотрение и благоразумие. Шлем и трезвый взгляд на жизнь (небольшое количество спиртного в Тайланде допускается) крайне желательно.
Меры предосторожности при аренде транспорта
Когда вы арендуете в Тайланде транспорт, вы всегда оставляете залог! Это правило действует везде и найти того, кто сдаст вам мопед или мотоцикл без залога вы, скорее всего, не сможете.
В среднем залог составляет 3000 бат. Столько мы оставляли, когда брали мопед Хонда в Чианг Мае с ручной коробкой передач.
Никогда не оставляйте в залог паспорт!
Зачем нужен залог?Во-первых, вы можете попасть в аварию или что-то поломать, тогда эти деньги пойдут на починку мопеда.Во-вторых, уже не для кого не секрет, что только на залогах и держиться бизнес по сдаче в аренду мото техники.Новый мопед стоит от 50 000 бат. Даже если его арендуют постоянно, деньги он отобьет ещё не скоро, а тех обслуживание, починка, замена колес и масла съедает тоже немало денег. Хозяева техники при случае стараются не возвращать залог, мотивируя это тем, что вы поцарапали краску, разбили зеркало, ободрали сидение и т.д. Спорить, в принципе, бесполезно. Тут или повезет или нет. Можно, конечно, вызвать полицию и долго доказывать, что все так и было, но полиция, как правило, всегда будет на стороне местных жителей. Таковы неписанные законы Тайланда.
В-третьих, чтобы не нарваться на такую ситуацию, берите мопед не новый, особенно если вы не уверенны в своих силах как водитель. Лучше если он будет немного покоцаный, уже с царапинами, сколами. На это обязательно сразу надо указать тому, кто вам сдает технику в аренду. Иногда вам могут дать листок, где будут нарисованы части мотоцикла и вы поставите галочки на рисунке там, где есть повреждения. Если чего-то не заметили – пеняйте на себя!
В целом, особых проблем с арендой мото техники в Тайланде у нас не возникало. Мы слышали всякие страшилки о том, что и залог не возвращали, и требовали ещё дополнительно денег якобы на починку, и полиция вмешивалась. Но нас это, к счастью, миновало. Главное – смотрите на людей! Если вам что-то не нравится, что-то настораживает, либо противоречт здравому смыслу (например, мотоцикл BMW за 300 бат в день), сразу разворачивайтесь и уходите! Вы сохраните свои нервы и финансы.
Что нужно для аренды байка в Тайланде – пакет документов двух сторон
Итак, вы нашли подходящее средство передвижения, казалось бы, бери, да едь…Но, нет! Как правило, тайцы требуют оставить в залог заграничный паспорт. Ни в коем случае этого не делайте! «Попробуй забрать паспорт у тайца» – самый частый развод. Как альтернатива – предложите ксерокопию паспорта и банковской карты. Если не удалось договориться, ищите другие фирмы.
Нормальным «пакетом документов» при аренде мопеда считается:
- ксерокопия заграничного паспорта;
- денежный залог в 1000-2500 бат;
- ксерокопия банковской карты (предварительно затрите cvv код).
От другой стороны потребуйте:
- договор, в котором прописаны сроки аренды, ваше имя, цена за день аренды и размер депозита;
- талон об уплате налогов. Талончик выглядит как старый талон техосмотра в РФ, только с вертикальным расположением. На нем обязательно есть голограмма со сроком действия в тайском летоисчислении. Из этого правила существует исключение: если на мотоцикле номерной знак красного цвета – талон не требуется.
Какие нужны права для аренды транспорта в Тайланде?
В среде туристов возникает много споров, нужны ли международные права для аренды транспорта в Тайланде, или достаточно национальных (обычных российских) прав. Дело в том, что Тайланд подписал Венскую конвенцию о дорожном движении, и теоретически обязан принимать национальные ВУ, но на практике эта страна конвенцию не ратифицировала, т.е. права все же нужны международные (см. подробнее «Вся правда о водительских удостоверениях за границей»). И хотя можно часто услышать, что туристы берут в прокат транспорт и даже встречаются с полицейскими на дорогах и предъявляют им без каких-либо последствий национальный российские права, на самом деле это скорее исключение. В 2018 году правительство Тайланда официально опубликовало документ, где поставила в этом вопросе точку: обязательно нужны международные водительские удостоверения, иначе штраф.
Для управления мотоциклом, теоретически, нужно иметь открытой именно категорию «А», но на практике при аренде это практически никогда не проверяется. Но в 2019 году полиция выпустила официальное сообщение, что арендодатели должны проверять наличие ВУ, иначе они тоже понесут наказание. Так что скорее всего в ближайшем будущем ситуация сильно поменяется. (см. штрафы за нарушения ПДД в Тайланде).
Особенности аренды машины в Тайланде
Автомобиль в аренду можно найти во всех туристических местах, в аэропортах. Есть возможность забронировать аренду машины через Интернет, что рекомендуется. Как показала наша практика (авторов сайта), без умения торговаться брать машину в аренду на месте не стоит, поскольку заплатите больше, чем при бронировании через Интернет. Стоимость аренды автомобиля начинается от 600 бат за самый простой автомобиль при аренде на длительный срок, а за краткосрочную аренду придется отдать от 1000 бат.
- Economybookings.com
- Auto Europe – Дешевая аренда авто
- RentacarFor.me – прокат автомобилей
Существуют два очень популярных прокатчика, работающих почти во всех частях Тайланда – это прокатчики AVIS www.aviasthailand.com и BUDGET http://www.budget.co.th/. У них отличные автомобили и хорошие условия покрытия страховкой, но заплатить придется примерно в полтора раза больше, чем при бронировании в небольших конторах. Но даже эти серьезные организации готовы к торгу, особенно если вы арендуете на длительный срок. Иногда они также предлагают спеццены и проводят акции но сниженным ценам, но за этим лучше начинать следить за несколько месяцев до поездки.
При аренде машины нужно обращать внимание на техническое состояние, внешние повреждения (отмечать их в договоре и фотографировать), и очень внимательно проверять договор и условия страховки. Категорически не рекомендуем брать автомобиль в аренду без страховки, хотя, если честно, и средняя страховка не покроет все убытки от серьезной аварии
Страховка может покрывает ущерб лишь в несколько десятков тысяч бат, а все что выше, вам придется доплачивать из своего кармана. Обязательно обратите внимание на эти условия. Также спросите у прокатчика и вычитайте в договоре условия по франшизе. Если договор предусматривает франшизу, то в случае повреждений вы будете обязаны оплатить мелкий ремонт, например до 5000 бат, из своего кармана, а все что сверху гасит страховка.
При аренде машины вам уже не отделаться только паспортом и кредитной картой. Прокатчики обязательно спросят с вас действующие водительские права соответствующей категории. Если ваши российские права их не устраивают, отправляйтесь к следующему прокатчику.
Что могу сказать в целом.
В целом, в Бангкоке, Паттайе и на островах нет никакого смысла брать в аренду нормальный мотоцикл. Ездить негде. Скутер — можно, в ряде случаев это даже целесообразно по деньгам, особенно в Паттайе один скутер на двух человек экономит деньги на передвижение. Если передвигаться планируется не только до пляжа и обратно, конечно. В Бангкоке даже аренда скутера не имеет никакого смысла.
Движение, мало того, хаотичное, оно еще и левстороннее Первые пару часов глаза в кучу! В Бангкоке, к тому же, система дорожных развязок в четыре этажа просто пугающая. К тому же… Это же Тай! Соблазн напиться просто на каждом углу! А менты реально тормозят и проверяют документы. Также есть штраф за езду без шлема, местных это не очень касается, а фарангов — напрямую. Менты коррумпированные, а белый турист для них — кошелек на двух колесах.
Основной принцип передвижения базируется на медленном и уверенном обтекании любого препятствия. Привычка приходит быстро
Я думаю, что единственной областью, достойной прохвата на мотоцикле, является Золотой Треугольник. К сожалению, побывать там у нас не было времени, но эти места очень неплохо должны подходить для нормального, интересного мототуризма. На Ди-трекере каком-нибудь.
Все.
Где и как арендовать скутер в Тайланде?
В курортных местах, практически, на каждом углу. Надпись «Bike For Rent» («Motobike for rent» и подобные) в сочетании со стоящим тут же целым выводком скутеров для аренды будет мозолить глаза постоянно. Какой конторе отдать предпочтение – дело вкуса, желания просто побыстрее решить этот оргвопрос, а также отзывов о конкретных пунктах проката, прочитанных на специализированных форумах. Есть и еще один вариант, но о нем чуть ниже.
Чаще всего в залог потребуют оставить загранпаспорт или внести депозит. Лично мне расставаться с документами в подобных заведениях не нравится. Если же для аренды нужен непременно паспорт и больше никаких вариантов – я бы обратился в другую контору, где хозяева более сговорчивы. В одном из моих случаев несколько лет назад я вместо паспорта оставил международные права (которые на тот момент у меня были), тем более, что категории «А» в них все равно не было.
Что касается лично моих предпочтений в плане аренды мотобайка, то я предпочитаю делать это непосредственно в отеле. Этот вопрос я обычно обговариваю еще на этапе бронирования номера, посылая запрос на возможность и стоимость проката интересующего меня мопеда. В чем выгода?
Ну, как минимум, в том, что отель владеет несколькими скутерами, которые предоставляет своим постояльцам в пользование. В прошлый раз на Ко Чанге и в этот на Ко Ланте я обращался на ресепшен с этой просьбой, и буквально через пару минут у меня в руках были уже ключи, и я мог ехать куда мне вздумается. Никаких залогов, паспортов и т. п. В последней поездке арендованная мной Ямаха стоила 250 бат в сутки. Не считая бензина.
На мой взгляд – самый простой и оптимальный вариант, особенно если учесть, что в прокатной конторе вас вполне могут попытаться «развести» на оплату «вот-этой-вот-царапины-которой-не-было» или ещё что-то. Я только один раз брал скутер в Тайланде не в отеле, но попыток развода не было, ибо это была практически «нулевая» Ямаха, на которой реально не было ни одной царапины и придраться там было бы сложно.
По поводу внешнего вида желательно, чтоб скутер был без большого пробега, в идеале (почти) новым
Посмотрите на внешний вид, оцените пробег (только убедитесь, что спидометр и одометр работают), обратите внимание на наличие царапин, сколов и т. п
Заведите, лучше немного проехаться чтобы убедиться, что двигатель звучит нормально, тормоза тормозят, фары светят.
Итак, мой вывод из этого раздела: лично я предпочитаю арендовать скутер непосредственно в отеле, избавляя себя от передачи паспорта неизвестно кому или оставления денежного депозита. При этом я никоим образом не хочу порочить прокатные конторы, среди которых попадаются весьма популярные среди российских туристов, опыт аренды в которых всегда был положительным. Постарайтесь все же заранее определиться с прокатной конторой, где вы будете арендовать технику. Если нет, то лучше все же отдать предпочтение тем местам, где можно обойтись денежным депозитом, да и сама техника не вызывает вопросов.
Местные.
Азия вся забита скутерами, и это объяснимо. Народу много, движение крайне плотное, скоростной транспорт поэтому не очень-то и нужен. Плюс, любой скутер имеет большой унитаз и площадку для ног, унитаз забивается продуктами и всякой всячиной, платформы для ног часто используются для перевозки мелких детей. Ребенок либо сажается на какую-нибудь сумку, либо вообще просто едет стоя и держится за руль.
Скутеров очень много, особенно это заметно в Бангкоке. Конструкции разные, но особенно распространены модели с большими спицованными колесами. На фото очень характерный стиль езды вчетвером на одном скутере.
И еще более распространенный — втроем на одном скутере
Поскольку Тай — страна, по меркам региона, зажиточная, местами там можно увидеть и мотоциклы. В целом, характерный мотопарк представлен ниже в фотографиях.
Как видим, довольно много наименований, которые большинству из нас не знакомы. Из прикольного — большое количество Зумеров. Скутер с интересной конструкцией и серьезной вилкой.
Менты.
В Бангкоке существует культ старых Весп. Мало того, что их много и на ходу, половина из них ржавые и гнилые Смотришь на них и задаешься вопросом: как это ездит вообще?
Но оно ездит!
Причем тайцы к Веспам относятся с любовью, много отлично отреставрированных экземпляров.
Отдельная тема — это грузовые и торговые скутеры с самопальными колясками и прицепами. Используются для перевозки различного хлама, от мусора и товара на продажу, до детей и жен.
Часто подвеска такого мотоцикла или скутера усиливается подручными средствами. Иногда можно увидеть автомобильные амортизаторы, иногда — просто устанавливают дополнительный от скутера, поскольку это дешевле.
Куда ездить?
Да, в общем то, куда хотите. Все, что в округе – все ваше. Сегодня на этот пляж – поехали. Завтра, может, вон на тот? Да без проблем. А вот здесь есть смотровая площадка… Садись, поехали. А вот тут еще и пещера с летучими мышами. И трекинг со слонами. Тоже доберемся. Будучи на Ко Ланте, мы объездили весь остров.
В принципе, можно отправиться и на континент, воспользовавшись паромом, но тут уже возникает вопрос комфортности поездки. Для того, чтобы посетить все, что в радиусе 10-20 км, скутер годится более чем. Дальше я бы не поехал. Например, от нашего отеля до Изумрудного озера (Emerald Pool), более 60 км в один конец плюс паром. Для меня многовато. Все же мы туда доехали, а заодно и до горячих источников (Hot Springs Waterfall), но сделали это уже на машине, об опыте аренды которой будет рассказ отдельный.
Скутер же мы использовали для поездок на пляжи. Брали все необходимое, укладывали все это в багажник под сиденье, куда отлично помещался купленный в свое время в Тае непромокаемый рюкзачок «Ocean Pack» на 15 л, и отправлялись купаться и загорать.
Ездили и на ужин. В один из ресторанчиков в Саладане или какое-либо заведение по дороге, которое приглянулось. Кстати, к вопросу, что лучше арендовать – скутер или машину. В некоторых местах вы просто не найдёте места для парковки авто. Только для скутера.
Как управлять скутером?
Если умеете ездить на велосипеде, то и со скутером справитесь. Как я говорил, байкер из меня неважный, потому езжу я спокойно. 30-40 км/час – более чем нормально в курортной зоне, тем более, что частенько можно встретить знаки, ограничивающие скорость в 50 или 30 км/час. Если же дорога холмистая/серпантинистая, да плюс, бывает, покапает дождик, то быстрее все равно не получится.
Органы управления просты: справа рукоятка поворотная «газа», рукоятка переднего тормоза и кнопка стартера, слева – переключатели света и указателей поворота, рукоятка заднего тормоза, звуковой сигнал. В центре – приборная панель.
Скорее всего скутер вы получите с небольшим количеством топлива. Заправлять его надо бензином с октановым числом не ниже 91. Его можно купить на заправках или обочинах дорог, где в изобилии предлагаются бутылки с «газолином». Вам его любезно зальют в бак.
Что касается цен, то бензин стоит примерно 28 бат за литр. В курортных местах (Ко Чанг, Ко Ланта) таких цен вы не найдете. Уже упомянутые бутылки стоят 40 бат за «почти» литр. Что поделать, курортная наценка, с которой придется смириться. Благо, что мопеды не отличаются большим аппетитом.
Дорожное движение и правила в Тайланде
Дорожное движение в Тайланде левостороннее, т.е. не такое как у нас. Состояние дорог хорошее. Встречаются платные дороги, которые обычно дублируются бесплатными но худшими по качеству.
Насчет интенсивности и безопасности движения в Тайланде у каждого имеется свое мнение и оно зависит, конечно, от опыта вождения. Те, кто ни разу не садился за руль, а путешествовал по Тайланду только в качестве пассажира, могут сказать, что движение здесь очень спокойное и аварий очень мало. Но народная мудрость гласит, что «статистика – вещь упрямая», а она говорит, что в Тайланде ежегодно гибнет на дорогах около 15 000 человек (в среднем 44 человек на 100 000 жителей), и немалая доля из них – туристы. Это второй показатель в мире по итогам 2014 года, а первое место Тайланд уступил только Намибии. В России, для сравнения,18 человек на 100 000 жителей. Правда стоит отметить, что по количеству транспортных средств на 100 000 жителей Тайланд превосходит Россию за счет мотоциклов, а это один из самых опасных видов транспорта, на котором даже самые простые ДТП с наибольшей долей вероятности могут закончиться смертью.
Как только вы сядете за руль, вы поймете, что только со стороны движение кажется спокойным. Все дело в том, что манера езды в Азии, и в Тайланде в частности, сильно отличается от нашей. Именно по этой причине старайтесь не переоценивать свои способности к вождению, даже если вы настоящий ас в вождении у себя дома.
Вот некоторые рекомендации, возможно субъективные, но отражающие мою (автора статьи и сайта) точку зрения:
Водители Тайланда – первоклассные водители (личное мнение автора). У них очень быстрая реакция, не сравнимая с нашей. Многие из них садятся на мотоциклы и мопеды с самого детства, и при этом в течение всей жизни тренируют навыки, в том числе, на специальных полигонах
Не вздумайте с ними соревноваться, и вести себя на дороге также ловко, как они.
К туристам на дороге тайцы относятся с особым вниманием и готовы пропустить вас даже там, где не должны, но это только в том случае, если они заметят, что вы турист.
Движение на дорогах Тайланда очень интенсивное, но неспешное. Они редко ездят быстро, зато очень ловко маневрируют и легко втискиваются в любое свободное пространство между транспортом
Не стоит пытаться повторять это за ними.
Старайтесь приноровиться к их небыстрому ритму движения, сдерживайте себя в порыве разогнаться на всю катушку даже на пустой дороге. Всегда можно ожидать, что кто-то резко выедет к вам на «встречку» для обгона или вывернет на дорогу с обочины для разворота. Дело в том, что тайцы привыкли, что другие водители тоже двигаются медленно и считают расстояние до вас безопасным. Но, если вы двигаетесь слишком быстро, беды не миновать.
Никогда не забывайте, что мотоцикл – это далеко не автомобиль, и управлять им намного сложнее. Упасть с мотоцикла на крутом повороте не составит никакого труда, стоит только немного переборщить с акселератором.
В Интернете имеется отличный самоучитель правил дорожного движения Тайланда на сайтах http://thaidriving.info/ или http://phuket.dlt.go.th. Там есть переключатель на английский язык. Можете изучить правила, посмотреть видеоурок и сдать онлайн экзамен. Категорически рекомендую изучить хотя бы вкратце правила. Если нет никакого желания, просмотрите хотя бы знаки, поскольку они довольно сильно отличаются от наших.
Однако не считайте, что все тайцы – сущие добрые ангелы на дороге, и везде вас услужливо пропустят и скажут спасибо, даже если вы не правы. Агрессивность водителей в конфликтных ситуация здесь нередко переходит границы дозволенного. Практически каждый день в местных СМИ можно увидеть заметку об очередной стычке между водителями, не поделившими дорогу, и закончившейся стрельбой или резней. Многие водители, особенно таксисты, возят с собой огнестрельное оружие, ножи, мачете, и легко могут пустить их в ход при конфликтной ситуации. Агрессивно ведут себя и водители мотоциклов. Особенно сильно это проявляется в крупных городах и на курортах, так что будьте очень осторожны, не портите себе отдых и не вступайте в конфликты. Правило «Дай дорогу дураку» актуально здесь так же, как и у нас дома.
Не верите в агрессивность тайских водителей, посмотрите это видео:
ПОПУЛЯРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Бангкок ⇄ от 24 301₽ Пхукет ⇄ от 29 939₽ Краби ⇄ от 37 029₽ Сураттани ⇄ от 38 703₽ Чиангмай ⇄ от 39 565₽
Туристам.
Вторая опция — это мототакси. Мототаксисты в Бангкоке опознаются по желтым жилетам, в остальных местах — по навязчивым выкрикам «мотобайк!». Самое дешевое транспортное средство на короткие расстояния после общественного транспорта. Сажают двоих на один мотобайк запросто
Третья опция — это тук-тук. Тук-тук — это не мототакси, как часто думают. Часто это вообще пикап, который везет туристов по маршруту. Самый интересный вариант тук-тука — в Бангкоке. Бангкокский тук-тук имеет очень характерный внешний вид и встречается повсеместно, особенно в туристических районах.
Тук-тук — это самопальный трицикл, но строится он вокруг не мотоциклетного, а автомобильного двигателя. Опрошенные тук-тукеры рассказали, что двигатели используются от Датсунг. В передней вилке используются автомобильные амортизаторы, задняя подвеска всегда рессорная.
Тук-тук может быть значительно дороже мототакси, но цены для туристов («фарангов»), очевидно, в разы отличаются от цен, по которым ездят местные. У меня всегда получалось сбить цену в два раза. Делайте выводы.
Бангкокский тук-тук — это предмет национальной гордости. Он есть на открытках, сувенирке, водителем тук-тука может работать только гражданин Таиланда.
На что обратить внимание при аренде мопеда, мотоцикла и скутера в Тайланде?
Прежде всего, внимательно посмотрите на внешний вид и отметьте, есть ли серьезные повреждения, такие как вмятины, царапины, сколы, ободрано ли сидение, не треснуты ли зеркала. Зачем это нужно, я расскажу ниже.
Обязательно оцените состояние тормозов! Это очень важно. Тормоза на мопедах часто надо подтягивать, и если тот, кто сдает технику в аренду, этим пренебрегает, ваша безопасность может быть под угрозой!. Проверьте состояние колес
Когда мы купили свой первый мопед Хонда Клик и приехали на нем домой, сосед посмотрел на колеса и сказал, что нам крупно повезло, что мы смогли доехать до дома и заднее колесо не взорвалось по дороге, иначе была бы беда. Как оказалось, колеса действительно были в ужасном состоянии, на следующий же день мы их поменяли. Посмотрите, хорошо ли светит фара, ведь в темное время суток это будет очень для вас важно
Проверьте состояние колес. Когда мы купили свой первый мопед Хонда Клик и приехали на нем домой, сосед посмотрел на колеса и сказал, что нам крупно повезло, что мы смогли доехать до дома и заднее колесо не взорвалось по дороге, иначе была бы беда. Как оказалось, колеса действительно были в ужасном состоянии, на следующий же день мы их поменяли
Посмотрите, хорошо ли светит фара, ведь в темное время суток это будет очень для вас важно
Проедьте немного на мопеде (мотоцикле, скутере) и послушайте мотор. Если есть какие-то подозрительные звуки, лучше сразу от него отказаться, иначе вам придется чинить его за свой счет, а хозяин транспорта потом скажет, что это вы его поломали. Будьте бдительны!
Заключение. Скутер в Таиланде – насущная необходимость
Все описанное выше – мой субъективный взгляд на то, как оптимальнее передвигаться в Тайланде и уже наработанный небольшой опыт. Я бы не стал брать скутер в Бангкоке или Чианг Мае. А вот курортные места – другое дело. При бронировании отеля меня мало беспокоит, будет ли он находиться на первой линии или нет. Скорее даже наоборот, я совсем не стремлюсь найти именно отель на пляже, т. к. в большинстве случаев пляжей несколько и хочется посетить их все, ну или почти все.
Да и не пляжем единым ограничивается отдых. Поехать «куда глаза глядят» – это тоже входит в программу пребывания в любимом мною Таиланде, и скутер как нельзя лучше предоставляет такую возможность.
Хороших поездок, ярких впечатлений, и красивых фотографий на картах памяти ваших фотоаппаратов.